<< Пред. стр. 143 (из 245) След. >>
выведены из глиняных горшков или так называемых голосников для усиления звуков. Все здание былоувенчано пятью изящными куполами с десятигранными главами с сиявшими на них крестами. Не только купола и
главы, но, по-видимому, и вся крыша храма были вызолочены, почему он и назывался Златоверхим . Внутри
весь храм был богато украшен фресковою живописью. В 1240 и 1299 Златоверхий храм подвергался ограблению и
разорению от татар, в 1321 от литовцев, но каждый раз был снова восстановляем благочестивыми овручанами,
как глубоко чтимая национальная святыня, как дорогая для них память и гордость их предков.
С.В. Булгаков
ОВСТУГ, село в Брянской обл., в Жуковском р-не, близ ж.-д. станции Ржаница. В к. XVIII XIX вв. родовое
имение Тютчевых. В Овстуге родился, провел детские годы, а с 1840-х часто жил поэт Ф.И. Тютчев. Главный дом
усадьбы в 1913 разобран, в 1981 восстановлен как музей поэта (осн. в 1957, до 1985 размещался в здании бывшей
сельской школы, построенной в 1871 на средства дочери Тютчева М.Ф. Бирилёвой). Памятник Ф.И. Тютчеву
(1961). Ежегодно проводятся праздники поэзии.
ОГНЕВИДНАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. На ней изображается Богоматерь без Младенца
Иисуса, с лицом, обращенным в правую сторону. Одежда на Пресвятой Деве красного цвета, что и послужило
поводом к наименованию иконы Огневидною . Празднуется 10/23 февраля.
Прот. И. Бухарев
ОГНИЩАНЕ, высшее служилое сословие древней княжеской Руси. По Русской Правде, за убийство
огнищанина определена высокая вира в 80 гривен. Историки считают огнищан то просто зажиточными
гражданами, то потомками былых славянских князей, то княжьими мужами , боярами. Огнищане
землевладельцы на правах собственников, в противоположность другим сословиям.
С.Ю.
ОГОНЬ, в древнерусских народных представлениях одна из четырех главных основ мироздания (наряду с
землей, водой и воздухом).
Обоготворение огня в языческой Руси проявлялось в поклонении неугасимому огню, который русские
язычники разжигали перед своими идолами, и прежде всего Перуном. Огонь тогда называли Сварожичем, т.е.
сыном Сварога. Сыном Сварога считался также родоначальник и покровитель русского народа Дажьбог. По
языческим представлениям, через огонь пролегала дорога на небо. В дохристианской Руси покойников сжигали на
кострах, веря, что с их пламенем они переносятся в рай. Когда у женщины умирал муж, она стремилась к
самосожжению, чтобы вместе с ним войти в рай.
Огонь считался средством очищения от злых духов, болезней, всяческой скверны. Через костер, зажженный от
живого огня (при помощи трения), проводили заболевших людей, между двух костров прогоняли скот. Обычай
этот сохранялся в русских деревнях вплоть до XX в.
О.П.
ОДЕРЖИМОСТЬ. - См.: ВДОХНОВЕНИЕ.
ОДЕССА, русский город на Черном море. На месте современной Одессы и ее окрестностей до н. э.
существовали древние поселения и городища, относящиеся к периодам киммерийской, скифской, сарматской,
греческой и славянской культур. Во время Киевской Руси здесь жили восточнославянские племена уличей и
тиверцев. Здесь же находилось поселение Качибей (Коцюбеев, Гаджибей), впервые упоминаемое в 1415. В XV в.
поселение было разрушено турками, снова заселено под названием Хаджибей. В 1764 турки построили здесь
крепость Ени-Дунья (Новый Свет). Во время Русско-турецкой войны 1781 91 крепость была взята 14 сентября
1789 русскими войсками под командованием генерала И.В. Гудовича (при участии черноморских казаков под
командованием З. Чепеги и А. Головатого). По Ясскому мирному договору 1791 отошла к России. Под
руководством А.В. Суворова была построена русская крепость (1793) и велись начальные работы по строительству
порта и города.
Одесса была основана в 1794 под названием Хаджибей, в 1795 переименована в Одессу (ошибочно
предполагали, что здесь в древности находилось греческое поселение Одессос). В 1797-1802 - город
Новороссийской губ. С 1805 - административный центр Новороссийского края. С 1825 уездный город
Херсонской губ. С XIX в. Одесса важный центр внешней торговли. В к. XIX в. по товарообороту порт Одесса
занимал 2-е место после Петербурга. В XIX в. Одесса становится значительным культурным центром: в 1817 был
основан Ришельевский лицей, в 1825 историко-археологический музей, в 1830 городская публичная
библиотека, в 1865 университет.
ОДИГИТРИЯ АФОНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в
Ксенофской обители. С незапамятных времен прежде находилась в Ватопедском монастыре, но в 1730 при
запертых дверях скрылась не только из храма, но и из монастыря. Отцы обители долго разыскивали икону и, когда
услышали, что она находится в Ксенофской обители, немедленно послали туда иноков. Иноки принесли икону и
поставили на прежнее место. Несмотря на это, она опять скрылась и явилась в Ксенофской обители, где и
пребывает доныне. В России находится много чудотворных икон с именем Одигитрия .
Празднуется 21 января/3 февраля.
Прот. И. Бухарев
ОДИГИТРИЯ ВОРОНИНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков
чудотворной иконы Смоленской Одигитрии . Явилась в 1524 в Воронинской Успенской пустыни Череповецкого
у. Пустынь названа Воронинской по имени основателя, который носил фамилию Ворона. Празднуется 28 июля/10
августа.
Прот. И. Бухарев
ОДИГИТРИЯ ФИЛЕРМСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, написана св.
евангелистом Лукой и им же препровождена в Египет к назареям, т.е. лицам, посвятившим свою жизнь
иноческому подвижничеству, откуда по времени она была перенесена в Иерусалим. В V в. греческая имп.
Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая Святые места, перевезла эту икону в Константинополь, где
она торжественно была поставлена во Влахернской церкви. Отсюда икона была взята в XIII в. западными
христианами, когда они овладели Константинополем; после она досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского,
которые принесли ее с собой на о. Родос. Когда в н. XVII в. этот остров был взят турками и рыцари переселились
на Мальту, то туда перенесли с собою и Филермскую икону. В к. XVIII в., когда французы овладели о. Мальтой,
рыцари прибегли под покровительство русского имп. Павла I и избрали его своим великим магистром и
защитником Мальтийского ордена. В то же время, 12 октября 1799 они перенесли в Гатчину и чудотворную
Филермскую икону Одигитрии вместе с частью древа Креста Господня и десною рукою славного Пророка,
Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эта святыня внесена в Гатчинскую придворную церковь, а оттуда в
Петербург, в церковь Зимнего дворца. 12 октября 1800 установлено празднование в память перенесения из
Мальты в Россию части Креста, чудотворной Филермской иконы Богородицы и правой руки Иоанна Крестителя.
Празднуется 12/25 октября.
Прот. И. Бухарев
ОДИГИТРИЯ ХРИСТОФОРОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков
чудотворной иконы Смоленской Одигитрии . Названа по имени Христофора, основателя монастыря в
Вологодской еп., который впоследствии обращен в приходскую церковь. Прославилась чудесами в XVI в.
Празднуется 28 июля/10 августа.
Прот. И. Бухарев
ОДИНЦОВО, город в Московской обл., центр Одинцовского р-на. Население 128,7 тыс. чел. Село Одинцово
известно с 1627 как владение московских бояр Исленьевых. С вводом в строй в 1870 железной дороги Москва
Смоленск близ села вырос пристанционный пос. Одинцово.
ОДНОДВОРЦЫ, одна из категорий государственных крестьян в России. Образовалась из служилых людей по
прибору, оборонительная функция которых на южной границе оказалась ненужной в связи с созданием
регулярной армии в 1-й четв. XVIII в. Однодворцы были обложены подушной податью и 4-гривенным оброком. К
однодворцам был применен обычай круговой поруки, но их землевладение осталось специфическим. Мелкие
земельные участки, розданные в XVI XVII вв. служилым людям, увеличивались за счет купли и пожалований.
Земли однодворцев составляли две группы. В одной из них были поместные участки их предков, участки, данные
казной для ликвидации малоземелья, захваченные однодворцами в дикой степи и купленные волостью или
селением. Межевая инструкция 1766 запрещала их продажу, в XIX в. они считались казенными, если даже их
владелец стал дворянином. 2-я группа земли, лично купленные и лично жалованные в вотчину. Принцип
распределения общих земель был не подушным, а подворным (возможно, отсюда и название однодворцы ). По
традиции их можно было продать лишь однодворцу. Землевладение однодворцев в XVII XIX вв. подвергалось
сильнейшему сокращению под натиском помещиков. В 1730-х насчитывалось 453 тыс. душ мужского пола
однодворцев, а 1830-х более миллиона. Однодворцы владели ничтожным числом крестьян (ок. 11 тыс. в 1833
35) и селились, как правило, с ними одним двором. Крестьяне однодворцев несли перед государством те же
повинности, что и их владельцы.
Л. Милов
ОДОЕВ, поселок городского типа в Тульской обл., центр Одоевского р-на. Расположен на р. Упе (приток
Оки). Население 7,2 тыс. км.
Известен со 2-й пол. XIV в., принадлежал потомкам Михаила Черниговского, затем князьям Одоевским. С 1407
до сер. XV в. под властью Великого княжества Литовского, затем в составе Русского государства. В 1575 вошел в
число укреплений сторожевой линии, после упразднения которой потерял свое стратегическое значение. С 1777
уездный город Тульского наместничества.
ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1.08.1803-27.02.1869), русский писатель, философ, педагог,
музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском
университетском благородном пансионе (1816 22). В 1823 25 был председателем организованного им
Общества любомудрия . В 1827 30 один из основных деятелей журнала Московский вестник , был
соредактором пушкинского Современника . В 1826 переехал в Петербург. С 1846 помощник директора
Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея; с 1861 сенатор в Москве. Общественная деятельность
Одоевского весьма разностороняя: он был одним из создателей и главных деятелей благотворительного Общества
посещения бедных, издателем журнала для крестьян Сельское чтение , активно выступал с поддержкой реформ
1860-х и др.
В художественном творчестве Одоевский выступал как продолжатель традиции просветительской сатиры,
автор дидактических апологов и повестей ( Бригадир , 1833; Княжна Мими , 1834; Княжна Зизи , 1939) и как
признанный мастер фантастической романтической повести ( Импровизатор , 1833; Сильфида , 1837;
Саламандра , 1840; Косморама , 1840). Среди неоконченных произведений Одоевского научно-
фантастическая роман-утопия 4338-й год (опубл. 1926), романы Иордан Бруно и Петр Аретино , Самарянин ,
Русские ночи (1844) цикл из десяти новелл, обрамленных философскими беседами, итоговое
произведение русского философского романтизма 1830-х, отразившее характерную для него атмосферу исканий,
дум об основных проблемах бытия и судьбах России.
Одоевский явился одним из основоположников русского классического музыкознания. Он был первым
истолкователем творчества М.И. Глинки, пропагандировал произведения А.Н. Верстовского, А.Н. Серова и др.,
обосновывал национальную самобытность русской музыки. Ему принадлежат исследования в области народной
песни и древнерусской церковной музыки.
ОДОЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, одно из Верховских княжеств. Образовалось в XIV в. с центром в Новосили,
затем в Одоеве. С 1407 под властью Великого княжества Литовского. На протяжении XV в. Одоевское
княжество распалось на ряд владений кнн. Воротынских и Одоевских. В к. XV в. Одоевское княжество вошло в
состав Русского государства. В XVI в. князьям Воротынским принадлежали города Новосиль, Перемышль;
Одоевским Лихвин; Одоев был поделен между ними. Княжества прекратили свое существование в 1573 после
казни М.И. Воротынского и Н.Р. Одоевского.
ОДРИН НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Орловская еп., в окрестностях Карачева. Первоначально
находился при р. Одрине, затем перенесен был на берег р. Песочни. Основан в XIV в. по случаю явления здесь
иконы св. Николая Чудотворца, которая и находилась в монастыре. В монастыре находилась также
прославившаяся в 1844 чудотворениями икона Богоматери, именуемая Споручница грешных.
С. В. Булгаков
ОЗЕРЯНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Преображенском Куряжском
монастыре. Явилась в к. XVI ст. на месте, называемом Озерянкой, отстоящем от Харькова в 35-ти верстах на юго-
восток, где впоследствии устроена была и пустынь, называемая Озерянской. Во время татарских набегов на
Украину один крестьянин из с. Озерянки вышел летом косить траву на лугу; вдруг под ударом косы послышался
человеческий стон. Косец наклонился и увидел икону Божией Матери и пред нею горящую свечу. Икона была
написана на холсте и от удара косы разрезалась на две половины. Крестьянин взял обе эти половины иконы со
свечою, принес домой и поставил подле других икон. На другое утро с удивлением увидел он, что разрезанные
части иконы соединились, и так плотно, что остался только самый слабый след разреза.
В Озерянской пустыни пребывала святая икона до упразднения этой обители, т.е. до к. XVIII в. Тогда икона
перенесена была в Куряжский монастырь, а по закрытии и этого монастыря в Харьков, в Покровскую церковь.
Но когда Куряжский монастырь восстал из развалин в н. XIX в., то по прошению иноков того монастыря
чудотворная икона была возвращена им. На поклонение сей иконе стекалось множество жителей из Харькова и
его окрестных селений. Икона была поставлена в Преображенской церкви внутри монастыря, стоящего на горе;
летом для богомольцев переносили ее в церковь св. Онуфрия, стоящую под горой и устроенную на роднике.
Родник находился под самым престолом, и из него трубой вода проходила в устроенные недалеко от церкви
купальни, в которых больные нередко получали исцеление. 30 октября ежегодно Озерянская икона приносилась в
Харьков и оставалась там до Фомина воскресенья.
Празднуется 30 октября/12 ноября.
Прот. И. Бухарев
ОКА, река в Европейской части России, самый крупный правый приток Волги. Длина 1500 км. Основные
притоки: Угра, Москва, Клязьма (лев.); Мокша (прав.).
ОКЛИКАНИЕ ЗВЕЗДЫ, русский крестьянский ритуал, имеющий глубокие языческие корни. Связан с
культом бога Велеса и Волосынь. В день св. Власия (сменившего Велеса) в Тульской губ. еще в XIX в., когда на
небе появлялись звезды, крестьяне выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду
осветить огнем неугасимым белояровых овец , умножить их приплод, чтобы овец было больше, чем звезд на
небе .
O.П.
ОКЛИКАНЬЕ МОЛОДЫХ (вьюнство, вьюнитство, вьюнишник, юнец, юнины, вьюнины), русский
молодежный обычай, заключавшийся в обходе дворов своего или соседних селений с поздравлениями молодых,
поженившихся после предыдущей Пасхи. Размеры партий, совершавших обход, были различны: от 5 6 человек
до гурьбы, насчитывавшей свыше сотни участников. Обходы непременно включали пение, в котором и
выражалось основное содержание поздравления с пожеланиями благополучия, а нередко и представление сценок.
Для крестьянских парней и девушек коллективные обходы дворов одна из форм праздничного общения в своей
молодежной среде, шумного и в то же время художественно выраженного, освященного традицией,
признаваемого старшими, с непременным выходом вовне на хозяев дворов. Движение компании по селению
оживлялось шутками и забавами; непосредственных исполнителей обходных песен сопровождали нередко
зрители. Разные реакции приветствуемых хозяев и соответствующие различия в поведении исполнителей
исключали однообразие, несмотря на повтор общей схемы поведения в каждом дворе. Полная картина окликанья
молодых представлена в описании, относящемся к Гороховецкому у. (Владимирская губ.). На пасхальной неделе,
в субботу, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней по 5, 10, 15 и более человек.
Окликальщики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать начинали со
своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы.
Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно
связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликальщиков, подчеркивалось
множество их: сила армия валит . После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор
(нередко очень многочисленный) окликал в предрассветной тишине: Вьюнец молодой, вьюница молодая!
обращение к молодоженам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит на семи верстах , на
чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках , окруженный белокаменной оградой с железным
тыном, где на каждой на тычининке по маковке цветет , а на каждой-то на маковке соловушко поет , о молодой
жене ( новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала ), о вьюнце-молодце,
который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает ее, плачущую, еще и тем, что сегодня приедут ее
родственники: Придет батюшка и со матушкою, придет дядюшка и со тетушкою, придет милый брат со
невестушкою, придет милый зять со милой сестрой, придет дедушка и со бабушкою .
Эта часть песни отражала реальный обычай: посещение родственниками молодой новобрачных в субботу на
пасхальной неделе, в середине дня, после прихода окликальщиков. Местный житель подчеркнул в описании ярко
выраженную здесь тенденцию ублажать гордых , то есть родственников жены, после свадьбы. Особенно если
сноха попадется подходящая к дому, муж и свекор, чтобы удобнее приспособить ее к себе к своему семейству,
делают для нее и для родных ее все, что только может ей понравиться . Прием родных в субботу пасхальной
недели стоит в ряду целой системы взаимных посещений и угощений породнившихся семейств в течение первого
после свадьбы года.
Мотив утешения молодой предстоящим приездом ее родственников сменялся в песне окликальщиков советом,
или скорее назиданием, отвыкать от своей прежней семьи и привыкать к новой. Следовал подробный перечень
дел, которыми можно угодить свекру, свекрови, деверям, золовкам и мужу. Здесь же звучала тема привыкания ко
всей родне и шире ко моей стороне . Эта часть была центральной, главной в хоре окликал и выражала основное
содержание обычая приобщение молодой к новой жизни. За нею следовал веселый перечень того, чем следует
оделять пришедших с окликанием (их самих в песне тоже называли вьюнцами-молодцами), и заканчивалось все
выражением уважения молодоженам.
Окликанные молодые выносили окликальщикам угощенье. По данному описанию, это пироги, пряники,
орехи, брага или водка. Зажиточные добавляли к угощенью деньги. Собранное во время окликанья угощенье
выставлялось на вечерней пирушке молодежи.
В Махловской вол. Юрьевского у. наряду с мужскими вьюнишниками бывало окликание молодых женским
хором бабий вьюнец . В некоторых местах молодоженов приветствовали в течение дня две, три или более
групп окликал, распределявшихся по половозрастному принципу и выходивших в определенной
последовательности. Рано утром дети, с 12 часов взрослые мужчины в сопровождении нарядных девушек и
женщин в качестве зрителей (Рожновская вол. Семеновского у.). Утром и в полдень мальчики и девочки 10 15
лет, в 5 6 часов вечера женская партия, еще позже мужская (Юрьевецкий у.). Возможно, было и
исполнение вьюнишника всей деревней во главе со стариками. Оно бытовало наряду с чисто мужским
молодежным окликанием. Обходы дворов молодежью, построенные по типу колядования (см.: Святки), бывали на
Масленицу, Пасху, Егорьев день, Семик. Но они сохранялись не так устойчиво и распространены были не столь
повсеместно, как обходы рождественско-новогоднего цикла. Колядование на Масленицу описано в 1830 90-х во
Владимирской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Тверской и Ярославской губ. Иногда славильщики в
первый день Масленицы ходили ряжеными. В Калужской губ. в последний день Масленицы по дворам ходили с
песней подростки; хозяйки выносили им блины и деньги. Местами отмечены также обходы дворов в середине
Великого поста в Крестопоклонную среду и накануне Вербного воскресенья.
М.М. Громыко
ОКОВИЦКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. - См.: РЖЕВСКАЯ.
ОКОЛЬНИЧИЙ, придворный чин и должность в Русском государстве XIII н. XVIII вв. Первоначальными
функциями окольничего было, видимо, устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приеме и
переговорах с иностранными послами. Впервые упомянут в 1284. В XIV XV вв. окольничий входил в состав
думы вел. князей. В системе Русского централизованного государства окольничий был вторым по значению
(после боярина) думным чином. Окольничие назначались руководителями приказов, полковыми воеводами,
участвовали в организации придворных церемоний. Пожалование в окольничие в XVI XVII вв. часто являлось
первой ступенью возвышения царских фаворитов. В XVII в. наряду со званием ближнего боярина возникло и
звание ближнего (или комнатного ) окольничего.
ОКТОИХ, или ОСМИГЛАСНИК, богослужебная книга, заключающая в себе песнопения (тропари, кондаки,
каноны и проч.), разделенные на восемь напевов, или гласов . Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе
песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного
пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.).
Ему приписывается и составление Октоиха. В составлении Октоиха также принимали участие св. Митрофан, еп.
Смирнский, св. Иосиф Песнописец и другие.
ОКТЯБРЬ (октоврий), десятый месяц в году, в древних месяцесловах и святцах именовался листопад , от
осеннего опадения листьев. С XV в. в южнорусских месяцесловах используется также его название поздерник ,
от паздерни, кострики, так как в этом месяце мяли лен, коноплю, замашки. Среди русских крестьян вплоть до н.
XX в. бытовало название октября как грязник , свадебник , зазимье . В народе говорили: Пора справлять
свадьбы. Срок всем наймам и сделкам. Октябрь ни колеса, ни полоза не любит. Мни и топчи льны с половины
грязника .
Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Покров Пресвятой Богородицы. Покров,
натопи избу без дров! Покров не лето, Встретенье не зима. Первое зазимье. На Покров ветер с востока к холодной
зиме. Покров землю покроет то листом, то снежком. Покров конец хороводам, начало посиделкам. Батюшка
Покров, покрой землю и меня, молоду! Снег на Покров к счастью молодым. Не покрыл Покров, не покроет и
Рождество. Спереди Покров, сзади Рождество. Захвати тепла до Покрова (вычини избу), а не захватишь до
Покрова не будет такова. Успенье засевает, а Покров собирает (сбор последних плодов). Между Покрова и
Родительской субботы зима не становится; 4. Мч. Иерофея. Ерофеев день. Полагают, что в этот день лешие дурят
по лесам: бродят и кричат, хлопают в ладоши и хохочут, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются
сквозь землю. Поэтому люди в лес не ходят: леший бесится; 6. Ап. Фомы. Фома большая крома; 7. Мч. Сергия.
С Сергия зима починается, с Матроны устанавливается; 9. Ап. Иакова Алфеева. Иаков, брат Божий, крупицу
пошлет (град, крупу); 10. Мч. Евлампия. В этот день гадают по месяцу о погоде; 12. Праздник образу Пресвятой
Богородицы Иерусалимской. В этот день гадают по звездам о погоде и урожае; 14. Прп. Параскевы. Прасковьи
Трепальницы. Полагают, что с этого дня должно трепать лен. Прасковьи Льняницы. Прасковьи Грязнихи,
Порошихи. На Грязниху грязь четыре смены до зимы. Прасковья пятница, Христовым страстям причастница;
22. Праздник иконе Пресвятой Богородицы Казанской. Казанская. Коли на Казанскую дождь пойдет и все луночки
нальет, то зиму скоро приведет. На Казанскую добрые люди вдаль не ездят. Кто на Казанской женится, счастлив
будет; 26. Вмч. Димитрия Солунского. Дмитров день. Дмитров день перевоза не ждет. Коли Дмитров день будет
по голу, то и Святая, а по снегу и Святая по снегу. Дмитрова суббота кутейникам работа; 28. Вмц.
Параскевы, нареченной Пятницею. Прасковеи Пятницы, Прасковеи Льняницы (мнут лен и приносят первинку в
церковь). На Прасковеи молятся о хороших женихах; 29. Прп. мц. Анастасии Римляныни и Авраамия Затворника.
Настасьи Стригальницы. Овчарный праздник. Полагают, что с этого дня должно стричь овец. Авраамия Овчара,
Настасьи Овечницы; 30. Сщмч. Зиновия. Юровая. Праздник рыбаков и охотников. Коли на Юровую волки стаями
ходят, будет голод, мор либо война.
ОКТЯБРЬСКОЕ. - См.: КОДСК.
ОЛЕГ ВЕЩИЙ (ск. 912 или 922), великий русский князь. Большинство летописей называет его
родственником Рюрика, Воскресенская и некоторые другие летописи племянником Рюрика, Иоакимовская