<< Пред.           стр. 146 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 плане, 2-этажное, на высоком цокольном этаже; на 2-м этаже двусветные залы, стены украшены 58 мраморными
 барельефными портретами-медальонами русских князей и царей (1774 75, скульптор Ф. И. Шубин).
 
  ОРША, город в Белоруссии на р. Днепр при впадении в него р. Оршица (Витебская обл.). Впервые
 упоминается в Повести временных лет под 1067 как город Полоцкого княжества Рша. В 1359 захвачен Литвой,
 позднее Речей Посполитой. В 1772 возвращен России. В годы Великой Отечественной войны в окрестностях
 Орши действовал партизанский отряд К. С. Заслонова. Сохранился Кутеинский Богоявленский монастырь (XVII
 вв.), музей К. С. Заслонова.
 
  ОРШИН ВОЗНЕСЕНСКИЙ женский монастырь, Тверская еп., в окрестностях Твери, на левом берегу
 Волги, при впадении р. Орши. Основан в 1542. Был мужским; в н. XX в. женский. Здесь находилась
 местночтимая икона Страстей Господних с частицами мощей разных святых и Феодоровская икона Божией
 Матери.
 
  ОСА, город в Пермской обл., центр Осинского р-на. Расположен в Среднем Предуралье, на левом берегу
 Камы, близ впадения в нее р. Тульвы. Население 26,6 тыс. чел.
  Основан в 1591 как Новоникольская слобода; позднее крепость для защиты восточных рубежей Русского
 государства. В 1708-19 и с 1737 город Оса. В XVIII в. через Осу проходил Сибирский тракт. В 1774 Оса была
 взята войсками Емельяна Пугачева. С н. XIX в. центр торговли с.-х. продукцией.
 
  ОСВЯЩЕНИЕ ЦЕРКВИ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ В КИЕВЕ (1051 1054). Освящение
 Георгиевской церкви в Киеве первый собственно русский церковный праздник, внесенный в православные
 месяцесловы. Сразу же после Крещения Руси она стала предощущать себя будущей преемницей православной
 державы Византии, а стольный град Киев преемником Царьграда. В нем (по аналогии с Константинополем)
 был уже выстроен и свой собор в честь Софии Премудрости Божией. И вот напротив Софии вел. кн. Ярослав
 Мудрый (в крещении Георгий) поставил храм во имя своего ангела-хранителя. День освящения был выбран не
 случайно: именно в этот день происходило освящение одного из четырех Георгиевских храмов Константинополя.
 Не случайно и сам чин освящения совершал не грек, обычно занимавший в то время Киевскую кафедру, а первый
 русский митрополит Иларион. Этот день стал праздноваться по всей Русской земле, усвоив ее таким образом
 небесному покровительству Георгия Победоносца. В русской иконографии вмч. Георгий чаще всего изображается
 всадником на белом коне, поражающим копьем змия. Дракон с вонзенным в него копьем, которое увенчано
 крестом, символ победы христианства над язычеством. Но в житиях сохранилась и легенда, повествующая о
 том, как воин Георгий обратил жителей родного ему г. Бейрута в христианство, избавив их от драконоподобного
 зверя, которому приносились человеческие жертвы. Изображение Георгия Победоносца на коне помещено на
 гербе победоносной России. Многие народы признают вмч. Георгия покровителем сельских угодий (его имя
 переводится как землевладелец ) и скотоводства. Церковь установила ему четыре празднования.
  Память освящения церкви вмч. Георгия в Киеве отмечается 26 ноября/9 декабря.
 
  ОСИНА, в русских народных представлениях проклятое, чертово дерево. В Древней Руси считалось, что в
 местах, где растет осина, вьются черти. Они же прячутся и в кроне этого дерева. Поэтому, по народным
 поверьям, запрещалось во время грозы стоять под осиной, ибо Бог, стремящийся поразить молнией прятавшихся
 там чертей, случайно мог поразить и человека.
  По народным поверьям, считалось, что из осины был сделан крест, на котором распяли Христа, а также гвозди
 и спицы, которыми мучили Спасителя. На осине повесился Иуда, отчего у нее и дрожат листья.
  Осина часто использовалась в магических ритуалах, особенно в борьбе с нечистой силой, ведьмами и
 колдунами. На огне из осиновых дров сжигали колдунов, осиновый кол забивали в грудь вампирам и ведьмам.
 Ветки осины использовали в качестве оберега от порчи и болезни. При приближении эпидемии холеры в четырех
 концах села втыкали в землю срубленные деревца осины, ограждая тем самым село от проникновения болезни.
 Настой осины применялся в народной медицине.
  О. П.
 
  ОСИПОВ Владимир Николаевич (р. 9.08.1938), русский журналист и общественный деятель, редактор
 патриотического журнала Вече , руководитель Христианско-патриотического союза (1990-е). За свои
 национальные, православно-патриотические убеждения (как отмечалось в обвинительном заключении
  реакционно-славянофильские взгляды ) провел 15 лет в заключении и ссылке (в период с 1961 по 1983).
 
  ОСИПОВ Николай Петрович (1901-1945), русский виртуоз-балалаечник, дирижер и педагог. В 1923 39
 солист Московской филармонии. С 1940 художественный руководитель и дирижер Государственного русского
 народного оркестра (с 1946 его имени).
 
  ОСИЯ ПРОРОК из 12-ти малых пророков (ск. 820 до Р.Х.), происходил он из колена Иссахарова, жил в IX в.
 до Р. X. в царстве Израильском и был современником свв. прор. Исайи, Михея и Амоса. В то время многие его
 соплеменники, забыв истинного Бога, поклонялись идолам. Св. прор. Осия своими мудрыми наставлениями вновь
 обращал их к древнему благочестию. Обличая беззакония жителей Израиля, пророк возвещал им великие
 бедствия от иноплеменников и переселение в плен Ассирийский, что и исполнилось с абсолютной точностью.
 Прозревая будущая яко настоящая , пророк, по наитию Св. Духа, почти за тысячу лет до пришествия в мир
 Спасителя предсказал, что прекратится ветхозаветное кровавое жертвоприношение и не будет Ааронова
 священства и что на всей земле распространится истинное богопознание. Говорил Осия и о Христе, что Он
 возвратится из Египта, тридневно воскреснет и победит смерть.
  Память прор. Осии отмечается 17/30 октября.
 
  ОСЛЯБЯ Роман (в иночестве Родион) (ск. 8.09.1380), московский боярин, монах Троице-Сергиевой лавры,
 герой Куликовской битвы.
 
  ОСОРЬИН Дружина (Каллистрат) Юрьевич (ск. не позднее 1648), губной староста в Муроме (1610 43),
 автор Жития Юлиании Лазаревской . Св. Иулиания была его матерью.
 
  ОСТАНКИНО, село и усадьба, известны с 1558, с 1743 владение графов Шереметевых; с к. XIX в. в черте
 Москвы; с 1918 Останкинский дворец-музей творчества крепостных. Самая старая постройка Останкина
 церковь Живоначальной Троицы (1678 92, крепостной зодчий П. Потехин, узорочный стиль ; колокольня
 1877 78, арх. Н. В. Султанов). Дворцово-парковый комплекс в Останкино создан в стиле классицизма.
 Архитектурный ансамбль состоит из дворца-театра и соединенных с ним галереями Египетского (концертный
 зал) и Итальянского (банкетный зал) павильонов. Все постройки деревянные с оштукатуренными фасадами
 (1791 98, арх. Ф. Кампорези, П. И. Аргунов и др.). Останкино единственный памятник русского классицизма
 XVIII в., полностью сохранивший первоначальное декоративное убранство интерьеров; в его создании
 участвовали в основном крепостные мастера (в т. ч. художники Аргуновы, Г. Мухин, резчики И. Мочалин, Ф.
 Пряхин, А. Никифоров, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков и др.).
  Центральную часть дворца занимает театр с машинным отделением (сохранилось частично), гримировочными
 и др. подсобными помещениями. В труппе театра было 200 крепостных актеров, в т. ч. знаменитая певица П. И.
 Жемчугова (с 1801 жена Н. П. Шереметева); в репертуаре св. 100 опер, балетов. В парадных залах и гостиных
 дворца представлена коллекция мебели, хрустальных люстр, фонарей, жирандолей, часов, ваз работы русских и
 иностранных мастеров. В картинной галерее живопись и скульптура западноевропейских и русских мастеров
 XVII XVIII вв., коллекция гравюр. Частично сохранились регулярный и пейзажный парки; партер с мраморными
 гермами и вазами.
 
  ОСТАШКОВ, город в Тверской обл., центр Осташковского р-на. Расположен на Валдайской возвышенности,
 на п-ове в южной части оз. Селигер. Население 23,5 тыс. чел.
  С 1434 известны Осташковские деревни, на месте которых позднее возникли слободы Осташковская и
 Тимофеевская. Вокруг слобод в 1587 сооружена крепость, названная Осташковским городком. Город Осташков с
 1770. С к. XVIII в. в городе развиваются кожевенные промыслы.
  Архитектурные памятники: Воскресенский собор (1689), Троицкий собор (1697), т. н. Дом Ратуши (1720),
 комплексы Осташковского Знаменского монастыря (осн. в 1673) с Вознесенским собором (1730 48) и
 Осташковского Житенного монастыря (осн. в 1716) со Смоленским собором (1737 43).
 
  ОСТАШКОВСКИЙ ЖИТЕННЫЙ СМОЛЕНСКИЙ мужской монастырь, Тверская еп., близ Осташкова,
 на острове Житном (оз. Селигер), который соединен с городом насыпью. Основан в 1716. Здесь находилась
 чудотворная Смоленская икона Божией Матери.
 
  ОСТАШКОВСКИЙ ЗНАМЕНСКИЙ женский монастырь, Тверская еп., в Осташкове. Основан в 1673.
 Здесь находились чудотворные иконы: Нерукотворного образа Спасителя, Тихвинская и Знамения Божией Матери.
 
  ОСТЁР, город в Малороссии (Черниговская обл.) при впадении в Десну р. Остёр. 8,4 тыс. жит. Известен с
 1098 как крепость Городец на Востре Переяславского княжества, созданная для защиты Киевской Руси от
 половцев. В 1240 разрушена войском Батыя. В XIV в. выросло новое селение под современным названием. С XIV
 в. захвачен Литвой, с 1569 Польшей, с 1654 возвращен России. Краеведческий музей. Сохранились: городище
 летописного города Городец, Михайловская церковь (Михайловская, или Юрьева, божница, 1098, сохранилась
 лишь вост. часть).
 
  ОСТРОВ, город в Псковской обл., центр Островского р-на. Расположен на берегах р. Великой. Население 30
 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1342 как каменная крепость на южной границе Псковской земли. В 1501 захвачен
 немецкими рыцарями Ливонского ордена. В 1510 присоединен к Московскому государству. В период Ливонской
 войны Остров был опорной базой русских войск. В 1581 взят войсками польского короля Стефана Батория, в 1582
 по Запольскому миру возвращен России. Город с 1777. С к. XVIII в. важный центр торговли льном.
 
  ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (31.03.1823-2.06.1886), выдающийся русский писатель-драматург.
 Сын судейского чиновника.
  По окончании 1-й Московской гимназии (1840) Островский поступил на юридический факультет Московского
 университета, но за год до его окончания вынужден был из-за конфликта с педагогами оставить учебу и
 определиться канцелярским служителем сперва в Московский Совестный суд (1843), а через два года в
 Московский Коммерческий суд.
  С молодости Островский испытывал страстное увлечение театром, был близко знаком с артистами Малого
 театра: П. С. Мочаловым, М. С. Щепкиным, П. М. Садовским. В 1851 он оставил службу и всецело посвятил себя
 литературно-театральной деятельности. Работа в московских судах, изучение купеческих исков, которыми часто
 занимался отец Островского, снабдили будущего драматурга богатым жизненным материалом, связанным с
 бытом и нравами российского купечества, и позволили ему впоследствии создавать произведения, в которых
 художественная яркость характеров тесно переплетается с их реалистичностью.
  9 января 1847 в газете Московский листок была опубликована сцена из комедии Островского
  Неосторожный должник , названной позже Свои люди сочтемся . В том же году была написана комедия
  Картина семейного счастья . Эти произведения, созданные в духе натуральной школы Н. В. Гоголя, принесли
 автору первую известность. Следующими драматургическими опытами Островского, закрепившими первые
 успехи, стали пьесы 1851 54: Бедная невеста , Не в свои сани не садись , Бедность не порок , Не так
 живи, как хочется , герои которых люди из незажиточной среды выступают как носители правды и
 человечности.
  В 1856 59 опубликовал остросатирические пьесы: В чужом пиру похмелье , Доходное место ,
  Воспитанница и вызвавшую широкий общественный резонанс драму Гроза , за которую в 1859 Островский
 был удостоен Уваровской премии.
  В 1860-х Островским были созданы социально-бытовые комедии и драмы Грех да беда на кого не живет ,
  Шутники , На бойком месте , Пучина , а также ряд пьес на исторические сюжеты: об эпохе Ивана Грозного
 ( Василиса Мелентьевна ) и о Смутном времени ( Козьма Захарьич Минин-Сухорук , Дмитрий Самозванец и
 Василий Шуйский , Тушино ). В 1870-Х-80-Х появились широко известные пьесы: Волки и овцы , Лес ,
  Красавец-мужчина , На всякого мудреца довольно простоты из жизни провинциального дворянства;
  Таланты и поклонники , Без вины виноватые о быте актеров; Снегурочка воплощение сказочно-
 фольклорных мотивов; Бесприданница своеобразная вершина творчества Островского, выделяющаяся в ряду
 других произведений своим глубоким социально-психологическим раскрытием образов.
  Всего перу Островского принадлежит 47 литературно-драматических работ, а также еще 7 пьес, написанных в
 сотрудничестве с другими авторами. Пьесы Островского занимали ведущее место в репертуаре Московского
 Малого театра, с которым писатель был тесно связан: неоднократно выступал в качестве постановщика
 собственных пьес, был творческим наставником многих замечательных актеров этого театра. По мотивам
 произведений Островского был создан ряд опер, среди которых наиболее известны Снегурочка Н. А. Римского-
 Корсакова, Воевода П. И. Чайковского, Вражья сила А. Н. Серова.
  В.А. Федоров
 
  ОСТРОВСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ОЯТСКИЙ мужской монастырь, С.-Петербургская еп., на берегу р. Ояти.
 Существовал до 1448. Здесь покоились благочестивые родители прп. Александра Свирепого Стефан и Васса, в
 иночестве Сергий и Варвара. На месте родины прп. Александра, в бывшем селении Мандеры, на правом берегу
 Ояти, недалеко от монастыря была устроена деревянная часовня.
  С.В. Булгаков
 
  ОСТРОВОЕЗЕРСКИЙ ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Нижегородская еп., в окрестностях г. Горбатова,
 при с. Ворсме, среди озера на острове. Начало монастырю было положено во 2-й пол. XVI в. подвизавшимся здесь
 схимником Макарием (который и погребен в этой обители) при содействии кн. Бориса Черкасского. В 1662
 монастырь возобновлен кн. Яковом Черкасским. В монастыре находилась Казанская икона Божией Матери дар
 кн. Бориса Черкасского.
  С.В. Булгаков
 
  ОСТРОГ, город в Малороссии (Ровенская обл.) на р. Вилии. 13 тыс. жит. Известен с 1100. Во 2-й пол. XII в.
 входил в состав Владимиро-Волынского княжества, в XIII 1-й пол. XIV вв. Галицко-Волынского; во 2-й пол
 XIV в. захвачен Литвой; с 1386 до н. XVII в. принадлежал кнн. Острожским.
  В 1576 кн. К. Острожский основал Греко-славяно-латинскую академию. В 1576 82 в Остроге жил
 первопечатник Иван Федоров, который в 1578 основал здесь типографию (напечатаны Букварь, 1578, Новый
 Завет, 1589, Библия, 1581, и др.). В 1793 вошел в состав России, в 1920 39 захвачен Польшей. В 1939 возвращен
 России. Музеи: историко-краеведческий, художественный, истории книги и книгопечатания, мемориальный музей
 генерала армии А. И. Антонова. В 1981 Острог объявлен Гос. историко-культурным заповедником. Сохранились:
 замок Острожских на Замковой горе (XIV XVI вв.), Богоявленская церковь (XV в.), башни Мурована
 (Каменная, XIV XVI вв.) и Круглая (Новая, XVI в.). Близ замка фрагменты городских укреплений (остатки
 Татарской и Луцкая надвратная башни, обе XVI в.).
  На окраине Острога, в с. Межирич, Свято-Троицкий Межиричский мужской монастырь-крепость (XV
 XVI вв.); Троицкая церковь (XV в.) и корпуса-кельи с двумя круглыми башнями на торцах.
 
  ОСТРОГОЖСК, город в Воронежской обл., центр Острогожского р-на. Расположен на Среднерусской
 возвышенности, на р. Тихая Сосна. Население 36,7 тыс. чел.
  Возник в 1-й четв. XVII в. по указанию царя Алексея Михайловича. В 1652 (считается годом основания города)
 на Острогожском городище был построен острог в системе Белгородской засечной черты на южной границе
 Русского государства.
  Город в просторечии назывался Рыбным, т. к. здесь был главный склад рыбы, вывозимой во внутренние
 губернии с Дона.
 
  ОСТРОГРАДСКИЙ Михаил Васильевич (12.09.1801-20.12.1861), математик и механик. Сформулировал
 общий вариационный принцип для неконсервативных систем. Труды по математическому анализу,
 математической физике, аналитической и небесной механике, гидромеханике, теории упругости, баллистике.
 
  ОСТРОМИР, государственный деятель и полководец Древней Руси сер. XI в. Новгородский посадник.
 Остромир был близоком (свойственником) Изяслава Ярославича и фактически его соправителем, управляя
 значительной частью Киевского государства Новгородской землей. В Софийской первой летописи под 1054
 есть запись о посажении его кн. Изяславом в Новгороде и о гибели в войне с чудью. Однако еще Н.М. Карамзин
 обратил внимание, что, по свидетельству Послесловия к Евангелию, заказанному Остромиром (см.: Остромирово
 Евангелие ), в 1057 он был жив.
 
  ОСТРОМИРОВО ЕВАНГЕЛИЕ , древнейшая датированная древнерусская книга, написанная в 1056 57
 по заказу новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием. Остромирово Евангелие великолепный
 образец искусства книги Киевской Руси: в нем три больших изображения евангелистов, красочные с золотом
 заставки, множество разрисованных заглавных букв инициалов , в оформлении которых, возможно,
 отразились древние, языческие верования славян. Остромирово Евангелие хранилось, очевидно, в новгородском
 Софийском соборе, затем оказалось в Москве в одной из кремлевских церквей. В 1720, согласно указу Петра 1 о
 собирании и списывании исторических рукописных книг , Остромирово Евангелие было отправлено в
 Петербург; в 1805 оно было совершенно случайно найдено в гардеробе Екатерины II и в 1806 было передано в
 Публичную библиотеку (совр. Государственная публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина), где хранится до
 сих пор.
 
  ОСУЖДЕНИЕ, моральное порицание, хула, опорочивание. В сознании человека Святой Руси чаще всего
 воспринимается отрицательно, как грех, согласно слову Божию: Не судите да не судимы будете .
  В Изборнике 1076 г. говорится: Вглядимся в себя, не осуждая других, ведь много и в нас такого, за что
 осуждаем иных . Тому же учит и св. Дмитрий Ростовский: Не суди другого за грех, но избавь себя самого от
 греха осуждения .
  Русские пословицы: Не осуждай и не осужден будешь. Глупый осудит, а умный рассудит. Сперва рассуди, а
 там осуди. Не суди других, не осудишься от них .
  Когда мы бываем недовольны собой, то осуждаем не самих себя, не свою душу, а свои поступки; точно так же
 надо относиться и к другим людям: осуждать их поступки, а не их самих, не их душу.
  О. Платонов
 
  ОТЕНСКИЙ ПОКРОВСКИЙ мужской монастырь, Новгородская еп., в Крестецком у., в окрестностях
 Новгорода.
  Существовал в н. XV в.; упоминается в 1420; возобновлен в 1462 архиеп. Новгородским Ионою. Здесь
 находилась местночтимая Тихвинская икона Богоматери и почивали мощи архиеп. Ионы.
 
  ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812, противостояние русского народа агрессии Франции и ее союзников
 Австрии и Пруссии. Император Франции Наполеон Бонапарт вынашивал планы мирового господства, в которых
 главное место занимало завоевание России, расчленение ее территории, отторжение от нее некоторых земель и
 создание на оставшейся части марионеточного режима, возглавляемого одним из родственников императора.
 Своим союзникам по агрессии Наполеон обещал значительные территориальные приобретения: Австрии часть
 Малороссии, Пруссии часть Белоруссии и русской Прибалтики.
  Из 640 тыс. солдат, вторгнувшихся 12 июня 1812 на территорию России, около половины составляли немцы,
 австрийцы, итальянцы, испанцы, поляки, швейцарцы, хорваты, португальцы. Подобно гитлеровскому, вторжение
 было осуществлено внезапно, без объявления войны. Бонапарт рассчитывал, используя внезапность нападения и
 перевес своих сил (три к одному в пользу оккупантов), разгромить русские войска в приграничных сражениях и
 вынудить Александра I заключить позорный мир. Определенный расчет у Бонапарта был и на пятую колонну
 внутри России членов масонских лож, значительная часть которых была связана масонской дисциплиной с
 французскими вольными каменщиками. Как писал генерал-губернатор Москвы граф Ф. В. Ростопчин: Я уверен,
 что Наполеон покровительствует масонам и когда-нибудь найдет сильную опору в этом обществе, столь же
 достойном презрения, сколь и опасном .
  Однако надежды Бонапарта разбились о патриотизм русского народа и искусство русских военачальников. На
 первых этапах войны русские войска отступили к Смоленску, уклоняясь от попыток втянуть их в сражения
 неравными силами. Попытки врага наступать на Санкт-Петербург и Ригу были отбиты. В ходе кровопролитного
 Смоленского сражения (4 8 августа) русская армия оставила город и, сохранив свои силы, отошла к
 Дорогобужу.
  Уже на первых этапах войны русский царь обратился к народу с манифестом о народном ополчении. На всех
 оккупированных врагом территориях разгорается партизанская война. Крестьяне объединяются в вооруженные
 отряды и беспощадно громят французов, уничтожают их снабженцев и связных. Патриотический подъем охватил
 все слои русского общества, предатели, лица, заподозренные в сотрудничестве с врагом, карались без суда и
 следствия. Патриотический подъем опрокинул надежды масонов на победу Наполеона и установление в России
 угодного им режима.
  8 августа главнокомандующим русской армией был назначен М. И. Кутузов. 26 августа произошло
 Бородинское сражение. Бонапарт рассчитывал разгромить в генеральном сражении русскую армию, вступить в
 Москву и продиктовать царю условия мира. Однако оккупанты не достигли своей цели. Русская армия в
 кровопролитном сражении показала свои мужество и стойкость. В результате враг потерял 50 тыс. солдат. Но и
 русские потери были тоже велики (44 тыс. чел.). Чтобы сохранить армию, Кутузов решил отступить и оставить
 Москву. Вместе с армией ушла половина москвичей. С первого дня вступления в Москву армии захватчиков в
 городе начались грабежи и бесчинства, перепившаяся солдатня устроила пожары, в результате которых огнем
 было уничтожено две трети домов, торговые ряды, лавки, фабрики, пострадал Кремль.
  Захватчики смогли продержаться в Москве только около месяца. Русские войска и партизаны уничтожали
 французских фуражиров, среди оккупантов начался голод. 6 октября Бонапарт отдает приказ об отступлении,
 предварительно распорядившись взорвать Кремль и поджечь оставшиеся дома. Он направляет армию в сторону
 Калуги, но после сражения при Малоярославце (12 октября) принужден отступить по разоренной им же Старой
 Смоленской дороге. 14 16 ноября русская армия дает Бонапарту решительное сражение при Березине, в
 результате которого французская армия была полностью уничтожена, а ее остатки позорно бежали из России. На
 Русской земле полегло 550 тыс. оккупантов, был развеян миф о непобедимости Бонапарта. Русская армия с
 триумфом прошла всю Европу, взяла Париж и окончательно низложила Наполеона.
  О. Платонов
 
  ОТЕЧЕСТВО , одно из изображений Св. Троицы: на престоле в белых одеждах старец Бог Саваоф, на
 коленях которого Христос в образе отрока; Дух Святой представлен белым голубем в лучах, исходящих из уст
 Саваофа, или окруженным сферою, которую держит Отрок-Христос. Как самостоятельная икона встречается в
 храмах крайне редко, но иногда занимает центральное место в верхнем ряду икон иконостаса праотеческом
 чине. Изображение Саваофа неоднократно запрещалось Православной церковью, начиная с VII Вселенского
 собора (787), что подтверждено в России Великим Московским собором в 1655.
  В.Ф.
 
  ОТЖИНКИ. - См.: ПОМОЧИ.
 
  ОТРАДА , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. См.: ВАТОПЕДСКАЯ.
 
  ОТРОКИ, в Древней Руси одна из категорий служилых людей. В X XI вв. так называли младших
 дружинников, князей и др. влиятельных особ, принимавших участие в походе и сборе дани. Отроки ведали также
 княжеским хозяйством и находились в личном услужении у князей. Согласно Русской Правде (XII в.) отроки
 лица низшей княжеской администрации, осуществлявшей суд, сбор пошлин, взимание налогов.
 
  ОТРОЧЬ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Тверская еп,, в Твери. Основан ранее XIII в. В летописях в
 первый раз упоминается о нем под 1205 и под 1206, как о монастыре уже благоустроенном. Название свое
  Отрочь он получил оттого, что здесь устроен был детинец , в котором находились отроки великокняжеские

<< Пред.           стр. 146 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу