<< Пред. стр. 149 (из 245) След. >>
сороковой день после первого дня Пасхи.Во многих местах России день Воскресения Христова назывался Великим днем, так как существовало поверье,
доказывающее величие и святость этого праздника, что после Воскресения Христова солнце не заходит в
продолжение всей святой недели, и день великого праздника поэтому равняется семи обыкновенным дням. Ночь
Великой субботы представляла чудное, величественное зрелище как в столицах, так и всюду на Руси, где только
есть православные храмы. Сюда спешили через поля, через леса, по тропинкам, по дорогам православные, и
опоздавшие попасть в переполненный уже народом храм располагались вокруг церквей в ожидании крестного
хода. В Малороссии вокруг церквей разводились костры, в столицах все было иллюминировано, а на вышке
колоколен церквей блестели зажженные факелы. Как только раздавался первый благовест большого колокола, в
руках православных зажигались свечи. Духовенство шло в светлых ризах с крестами, хоругвями, иконами, и голос
церковного хора возвещал радость великую: Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех . В
Новгороде, после того как, войдя крестным ходом в северные двери и пройдя против солнечного течения,
архиерей знаменовал корсунские врата кадилом и отверзал их крестом, певчие пели: Христос воскресе из
мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова , сохраняемое и доселе в церковном обиходе
старообрядцев. Точно так же, по старому уставу, после 3-й песни канона протопоп читал толковое Евангелие, сам
святитель в алтаре во время христосования подходил к каждому священнику, прикладывался к иконам, которые
они держали, лобызал их и давал по два яйца. По выходе из алтаря сам в свою очередь получал от боярина,
властей и народа по яйцу. С мирянами он не христосовался в уста, а давал целовать крест и митру. После утрени
был молебен Пасхи, и по окончании его все расходились по домам. В начале 2-го часа, по рассвете был благовест
к литургии, за которою пред Евангелием протодиакону давалось благословение, также согласно со
старопечатными служебными книгами, т.е. Бог за молитв святого славного и всехвального вселенского
благовестника и апостола евангелиста Иоанна Богослова, и дать ти глагол, во еже благовестити силу многу .
Евангелие читали только святители и протодиакон, по статьям, и при каждом окончании ударяли железным
молоточком в кандию небольшой металлический беловатый сосуд (до сих пор хранящийся в ризнице
Софийского собора). После каждого удара в эту кандию и вестовой колокольчик на звоннице делали перебор во
все колокола. Освящал пасху, сыр и масло, разделяя их на три части, лишь под конец литургии неслужащий
ключарь, а по заамвонной молитве святитель сам освящал артос. По отпуске ему подносили пасху, сыр и яйца, а
он давал их боярину, воеводе, дьякам и всем, прилучившимся в церкви. Провожали его со славою и звоном (о
последнем в другие праздники не упоминается в уставе). Чин над артосом также исполнялся своеобразно: по
возношении его над головою святитель целовал его, а прочие целовали лишь покров над артосом, который с
пением был переносим из кельи в домовую церковь.
Новгородский архиепископ приходил в храм в белом клобуке, представлявшем из себя вязанную из шелка
шапочку с тремя воскрылиями (рясами), унизанными жемчугом. Клобук этот прислан был цареградским
патриархом Филофеем архиеп. Василию Калеке. Во время служения владыка надевал митру, которая отличалась
от нынешней прямою формою, без выемок, и горностаевою опушкою. В ризнице Софийского собора можно было
видеть эти принадлежности патриаршего сана.
В Москве торжественное богослужение в пасхальную ночь совершалось в Успенском соборе, в присутствии
Царя, придававшего своим величием внушительность и торжественность церковным обрядам, в общем сходным с
настоящими. У дверей собора приставлены были стрелецкие подполковники, которые обязаны были следить за
тем, чтобы в собор проникали только те, кто был одет в золотые кафтаны. После хвалитных стихир государь
прикладывался к образам, подносимым ему духовенством, и творил целование во уста со старшими, а младших
жаловал к руке и оделял красными или золочеными яичками либо куриными и гусиными, либо деревянными,
точеными, расписанными по золоту яркими красками с изображением цветов, птиц и зверей. Затем к целованию
царской руки подходили бояре по чинам, сначала старшие. После утрени государь шел в Архангельский собор
христосоваться с родителями , т.е. поклониться их праху. В придворном Благовещенском соборе он
христосовался в уста со своим духовником и также жаловал его и прочих яйцами. Равным образом делал он то
же и у себя наверху, т.е. во дворце, христосовался с боярами, оставшимися для бережения царской семьи во
время государева выхода в соборы. В Золотой палате славили Христа духовные власти особо, после чего Царь
шествовал поздравлять царицу с детьми. С ними обычно он слушал обедню в одной из дворцовых церквей, а к
поздней обедне выходил в Успенский собор во всех регалиях. После этой обедни всех придворных, не исключая
всякого рода мастеров, осчастливливал Царь своим высоким вниманием, допуская их к руке.
В первый же день св. Пасхи Царь отправлялся по тюрьмам и, показывая собою лучший пример христианского
смирения и милосердия, сказывал заключенным: Христос воскрес и для вас и одарял каждого либо новой
шубкой, либо рубашкой и т.п. и присылал яства для разговенья: лучшим по части жаркой, да им же и достальным
всем по части вареной, по части баранье, по части вечины; а каша из круп грешневых и пироги с яйцы или мясом,
что пристойне. Да на человека же купить по хлебу да по калачу двуденежному . Более смирным и менее
виновным преступникам давали по три чарки, а остальным по две, да по две и по одной кружке меду. А в Золотой
палате царицыной в это время кормили нищую братию.
Московский патриарх, следуя священным обычаям старины, устраивал обильный яствами пасхальный стол для
духовенства, сослужащего ему, подобно тому как новгородский архиепископ всему освященному
Софийскому собору.
Празднование Велика дня на матушке-Руси начиналось троекратным лобызаньем и приветствием друг друга
словами Христос воскресе и ответным Воистину воскресе , причем отдаривали друг друга яйцами. Обычай
этот вел свое начало со времени римского имп. Тиверия, которому св. Мария Магдалина, придя в Рим для
проповеди Евангелия, поднесла в дар красное яйцо. Обыкновенно эти яйца окрашивали в красный цвет символ
крови Господней, но встречаются покрытия и другими цветами с затейливыми и причудливыми узорами,
называемые в Малороссии в отличие от крашенок писанками . Особенным уважением пользовалось в народе
пасхальное яйцо , полученное первым: оно обладало способностью открывать нечистую силу, оно никогда не
испортится до следующего года. С самим христосованьем в Малороссии соединено много суеверий, вроде, напр.,
того, что если на первое приветствие Христос воскресе не ответить Воистину воскресе , а задумать какое-либо
желание, то оно непременно исполнится. Возвращаясь после пасхальной заутрени домой, народ любовался
восходящим солнцем, играющим на небе и разделяющим всеобщее ликование и природы, и людей в
возродившейся жизни. В средней полосе России дети поют песенку, обращенную к солнцу:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!
А старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове;
старухи умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши,
чтобы лучше разглядеть, как будет играть и веселиться красное солнышко.
В домах и хатах ко времени возвращения семьи из церкви от заутрени был накрыт стол, уставленный
всевозможными яствами для разговенья, особенным обилием отличающегося в Малороссии, где плохой хозяин не
уставит стол поросенком, колбасою, пасхою и крашенками, а о зажиточных помещиках и говорить нечего нет
возможности перечислить все яства и пития, которые украшают пасхальный стол. Как в Рождество, так и в
пасхальную неделю духовенство ходило по домам славить Христа. Мирские люди парни партиями человек по
10-15 с запевалою или починальщиками во главе ходили по деревням с волочебными песнями,
напоминающими рождественские коляды, и распевали их под окнами, а иногда заходили и в избу с целью
угоститься. От хозяев обыкновенно волочебники получали и жареным, и вареным или даже деньгами и делили все
между участниками хора. Иногда партию волочебников сопровождал музыкант со скрипкою и дудою.
Однако святость Пасхи в глазах русского народа была такова, что развлекательная сторона проходила
приглушенно. В конце Страстной недели хозяйки пекли куличи в обстановке строжайшего поста и молитв
нельзя было попробовать даже крупицу скоромного теста. В полночь на Крестный ход ходили, как правило, все.
Никто не мог остаться без церковной службы в пасхальную ночь. Иногда семья была вынуждена разделиться:
одни шли на полунощницу , другие на рассвете. Стихиру Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на
небесех и тропарь Христос воскресе из мертвых пели в церкви все прихожане, а не одни только певчие.
На Пасхе, как и теперь, христосовались, дарили друг другу яйца, священник с причетом ходил славить Христа
по домам , отмечал В.И. Семевский, обобщая описания разных губерний и уездов 2-й пол. XVIII и первых лет
XIX в., на которых основывалось его исследование быта и нравов крестьян. В некоторых местах служили молебен
в поле на средства общин. В.И. Семевский подчеркивает также угощение, катание яиц, хороводы, катание на
качелях, горелки и другие игры как непременные принадлежности этого праздника.
В Записках АЛ. Болотова изображено, по его впечатлениям 2-й пол. XVII в., участие в играх с крашеными
яйцами крестьян всех возрастов. Речь идет о помещичьих крестьянах Тульской губ.: Повсюду видимы были
небольшие кучки и круговенки и малых, и взрослых, катающих яйца или бьющихся ими. Самые такие, которые
пережили уже большую половину века своего и приближались уже к старости, делали сообщество с ними и
занимались с малолетними делом, которое не иным чем, как невинною игрушкою почесть можно .
По описанию 1860-х, в Вязниковском у. на пасхальной неделе почти у каждого дома устраивались качели на
козлах, или на веревках, или на дубцах . Примечательно, что качели, как горки на Масленице, делали на
определенный срок, как принадлежность данного конкретного праздника. Качались девушки и парни вместе.
Здесь, как и повсеместно, было принято катать яйца . Играющий ставил яйцо на кон , то есть выкладывал
на землю, где крашеные яички выстраивали в одну линию с промежутками в 4 5 вершков. Шагах примерно в ста
от середины кона отмечали место, откуда игроки катили мяч, сделанный из льняных хлопьев или ваты, обшитый
тряпицею (вершка 3 в диаметре). Вышибленное яйцо считалось выигранным. В катании яиц здесь, в отличие от
описания Болотова, участвовала только молодежь девушки и парни, молодые женщины и мужчины. В это же
время в вязниковских деревнях женская молодежь водила хороводы.
Описанное Семевским хождение церковного причта на Пасху по домам встречаем и во многих более поздних
сообщениях. На Вологодчине, в Вельском у., священник и псаломщик ходили по деревням с иконами в
сопровождении богоносцев крестьян, которые несли иконы и хоругви. В пути иконы покрывали вышитыми
полотенцами. На ночь их ставили в часовне, если она была в деревне, или в чьей-то избе. Пришедшие за иконами
крестьяне из других деревень располагались, как и причт, на ночь в этой деревне. После славления священнику и
псаломщику, а также церковному сторожу и просвирне христосовали яйца и пряники в каждом доме.
В Орловской губ. (описание из Талызинской вол.) такой обход с иконами на Пасху всех домов делился в
большой деревне на две части. Обойдут половину деревни 50 домов и несут иконы на ночь в помещение
училища. Там ночуют и некоторые из оброшников так называли тех, кто носил образа. Туда же приходили
старухи, приносили свечи, пели всю ночь, просили кого-нибудь из грамотных читать акафист. Принято было
приносить туда кувшинчики с медом и свечкой ( кануннички ). Свечки в них горели всю ночь для помину
умерших .
Вообще поминальная традиция, очень выраженная у русского крестьянства, заметно проявлялась на Пасху. На
Велик день (Светлое воскресенье) шли с куличами (пасхами) прямо из церкви на погост христосоваться с
умершими на могилах, потом только возвращались домой разговляться.
Если в деревне был причт с иконами, то веселье начиналось только после их ухода, когда кончались все
молебны. До этого считалось грехом петь песни и водить хороводы. В иных местах крестьяне считали, что в
течение всей Святой недели забавы, шутки и пляски грех. Тогда хороводы на Пасху совсем не водили либо
хоровод был только в самом строгом стиле.
Н. П. Степанов, М.М. Громыко
ПАСХАЛОВ Клавдий Никанорович (1843-1924), русский публицист и общественный деятель. Из семьи
офицера. Член Русского Собрания. Почетный член Русского Монархического союза. Один из руководителей
русского патриотического движения. Активный участник V Всероссийского Съезда русских людей в Москве.
Входил в редакционную комиссию Книги русской скорби (1909). Осн. соч.: О мерах к прекращению
беспорядков и улучшению государственного строя (1905), Основания земской реформы (1905), Слова и дела
(1907), Землеустроительное разорение России , Русский вопрос (1913).
О. Платонов
ПАТЕРИКИ (греч.: книги об отцах ), в византийской и славяно-русской литературе сборники повествований
о подвижниках какой-либо обители. Из славянских переводных Патериков наиболее древняя рукопись (XII XIII
вв.) Синайский Патерик, или Лимонарь ( Луг духовный , 1896); весьма распространен был также Азбучный
Патерик (рукопись 1649), содержащий жития святых в алфавитном порядке. Из оригинальных русских Патериков
известны Печерский и Соловецкий. Троицкий Патерик составлен гр. М. В. Толстым в 1897.
ПАТРИАРХ. - См.: СВЯЩЕНСТВО.
ПАТРИОТИЗМ (от греч. patris родина, отечество), любовь к родине, преданность ей, стремление своими
действиями служить ее интересам, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, культурой,
бытом и нравами.
Основы патриотизма высказаны словами св. Иоанна Кронштадтского: Отечество земное с его Церковью
есть преддверие Отечества Небесного, поэтому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить,
чтобы наследовать жизнь вечную .
Патриотизм опирается на строгую иерархию духовных ценностей и осознание духовного самоопределения. В
основе патриотизма, писал И.А. Ильин, лежит акт духовного самоопределения. Патриотизм может жить и
будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле нечто священное, которая живым опытом испытала
объективность и безусловное достоинство этого священного и узнала его в святынях своего народа . Система
ценностей Святой Руси создала все условия для высшего духовного самоопределения, а значит, и зрелого
патриотизма русского народа. Опираясь на эту систему ценностей, русский человек осознает свою духовную силу
и мощь, здоровье, чувство гордости и удовлетворения от своего образа жизни и мысли. Ты должен посвятить
Отечеству свой век, коль хочешь навсегда быть честный человек (Д. И. Фонвизин).
О. Платонов
ПАТРИОТЫ РОДИНЫ , подпольная политическая организация, действовавшая в годы Великой
Отечественной войны 1941 45 в оккупированном немецкими войсками г. Николаеве на судостроительных
заводах и в с. Гороховке Октябрьского района с ноября 1942 по март 1944. Руководителем и организатором
Патриотов Родины был беспартийный мастер судостроительного завода И.В. Козодеров, который в июне 1942
вместе с мастерами этого же завода Е.П. Лубенецким и А.Я. Приходченко составил инициативную группу
подпольной организации. На подпольном собрании 16 ноября 1942 организация была названа Патриоты Родины
и избрано бюро во главе с Козодеровым. К н. 1943 организация насчитывала 97 чел. Члены Патриотов Родины
занимались гл. обр. пропагандистской работой: писали и распространяли листовки (отпечатано ок. 4 тыс. экз.
листовок на русском и немецком языках), а также организовывали саботаж, совершали диверсии на линиях связи,
особенно когда в Николаеве дислоцировались штабы немецких войск южной группы, вели разведку, помогли 50
советским военнопленным бежать из германских лагерей; спасли в с. Гороховке 500 советских граждан от угона в
Германию. Организация Патриоты Родины действовала совместно с подпольной организацией Николаевский
центр во главе с В.А. Лягиным; она была хорошо конспирирована и не имела провалов; действовала до
освобождения города русскими войсками.
ПАФНУТИЙ БОРОВСКИЙ, игумен (ок. 1390-1.05.1478), родился недалеко от Боровска в своем родовом
селе Кудинове. В двадцать лет он постригся и стал духовным сыном старца Никиты, постриженника прп. Сергия
Радонежского, который был потом игуменом Высоцкого монастыря и основал в Костроме Богоявленский
монастырь, где умер и был погребен. 13 лет пробыв игуменом своего монастыря, прп. Пафнутий удалился на
безмолвие в леса, где и возник новый Рождества Богородицы Пафнутиев Боровский монастырь. Братии он был
живым образом подвижнической трудолюбивой жизни: преподобный работал в саду, рубил дрова, зимой плел
сети. Первой добродетелью св. Пафнутий считал милосердие и нищелюбие, во время голода он кормил ежедневно
более 1000 человек и роздал все монастырские запасы. Господь даровал ему редкий дар рассуждения и
управления душами и Сам неисповедимыми путями Своими открывал ему глубины сердец его учеников. Как
схимник, прп. Пафнутий никогда не совершал литургии, но в последний год его жизни, на Пасху, нигде не могли
найти священника и он сам совершил Божественную литургию. После нее он сказал: Ныне душа моя еле
осталась во мне . Когда по городу разнеслась весть о кончине преподобного, все жители пришли в обитель
поклониться его могиле.
Память прп. Пафнутию отмечается 1/14 мая.
ПАХАРЬ (оратай), в русских преданиях и сказках один из почитаемых эпических героев. В былинах образ
пахаря Микулы Селяниновича представлен более привлекательно, чем образ самого князя. В древних, еще
языческих легендах пахарь вытеснил с земли первобытных великанов, воплощения диких, необузданных сил
природы. Орудия пахаря плуг, соха почитались священными. В XVII в. в Москве в навечерие Богоявления...
кликали плугу взывали к плугу. В Малороссии на Новый год обходили дворы с плугом, изображая пахоту.
О.П.
ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ, Сыпановский, Костромской, преподобный (ск. 21.05.1384). В н. XIV в. у
священника Свято-Николаевской церкви во Владимире Игнатия и его жены Анны родился сын Иаков. Отрок рано
привык к чтению Божественного Писания и к посещению Божиих храмов. После кончины отца Иаков поступил в
Рождество-Богородицкий монастырь. Тогда ему был 21 год. Новоначального инока поручили строгому старцу,
который прежде всего научил его полному отречению от своей воли и иноческой сдержанности. Когда же митр.
Алексий восстановил в 1362 в окрестностях Владимира древний Царе-Константинов монастырь, то настоятелем
его избрал прп. Пахомия. Затем преподобный удалился на безмолвие в Костромскую землю, близ Нерехты, и
основал монастырь. Обитель была общежительная, и главным занятием иноков после молитвы стало земледелие.
Св. Пахомий часами беседовал с мирянами, упокоивал и исцелял. Несметная толпа собралась на его погребение.
Св. мощи его, обретенные нетленными в 1657, почивали в открытой раке в церкви его родного монастыря.
Память прп. Пахомию отмечается 21 мая/3 июня, 5/18 мая (обретение мощей в 1675) и 15/28 мая (день
тезоименитства).
ПАХОТА, обработка земли плугом или сохою под посев. Одна из тяжелейших работ русских земледельцев.
Существовали два основных вида пахоты. Первый когда пахали косулей или сохой в свалку (иначе это
называлось поле во гряды пашут ), то есть получались довольно частые и глубокие борозды с одинаковым
наклоном двух сторон. Так пахали, стараясь делать борозды как можно прямее, в сырых местах, где был
необходим сток воды по бороздам. Другой вид развал , когда косулей или сохой рассекали каждый уже
отваленный пласт. Этот способ применяли обычно на более ровных массивах пахоты. Одновременно особенности
обработки почвы соотносили с характером культур, которые предполагалось высевать на этом поле.
Историк Л.В. Милов, знаток земледелия XVIII в., выявил по источникам этого времени поразительное
многообразие в применении количества и характера вспашек по разным районам и различным культурам
нечерноземной части Европейской России. По его наблюдениям, широко была распространена двукратная
вспашка двоение . Простейший ее случай, когда сначала в июне запахивали в землю вывезенный на паровое
поле навоз, бороновали и оставляли преть почву с навозом; а второй раз пахали и бороновали во второй половине
лета уже под сев озимых (то есть тех хлебов, семена которых зимуют в почве).
Но применялась и двойная вспашка яровых (то есть тех культур, которые сеяли весной и убирали в конце
лета). Делать первую пахоту под яровые надо было рано и вскоре повторять ее. О крестьянах Переславль-
Залесского края писали в 1760-х: В апреле месяце по сошествии снега сперва землю вспашут и заборонят, и так
оная под паром бывает не более 2 недель. Потом сию землю вторично вспашут, и тот яровой хлеб, а также
льняное и конопляное семя сеют и заборанивают . Такую двукратную вспашку делали здесь не для всех яровых:
под овес пахали один раз и бороновали.
Во Владимирской губ. под яровые двоили лишь там, где почвы были песчаными. В Кашинском у. Тверской
губ. двукратно пахали под яровую пшеницу, ячмень, овес, гречу, лен. В Каширском у. (Тульская губ.) двоили
под те же культуры (кроме овса), а под рожь по большей части однажды только пашут и боронят . В Курской
губернии дважды пахали под яровую пшеницу, мак, просо, коноплю, лен.
Понятие двоение относилось, как правило, к пахоте до посева. Заделка же семян была уже третьей
обработкой почвы. Для умягчения земли применялось выборочно и троение троекратная пахота до сева.
Заделка семян (запахивали сохою и заборанивали) были при этом четвертой обработкой поля. В Вологодской губ.
троением достигалось существенное повышение урожайности (рожь давала при этом сам-10, то есть урожай в
10 раз превышал количество семян). Поля очищались от сорняков. В других районах троили в зависимости от
почвы: иловатую и глинистую или песчаную землю. В иных местах троекратно пахали выборочно лишь
некоторые культуры. В Новоторжском уезде, например, под рожь и овес двоили , а под прочий хлеб троили .
При применении двойной вспашки на ровных черноземных полях один раз шли вдоль поля, другой раз
поперек.
Заделка семян не всегда осуществлялась запахиванием в сочетании с забораниванием. Запахивали семена
плугом или сохою, когда стремились заделать их поглубже. Глубокая заделка семян на некоторых видах почв
давала хорошее укоренение, сильный стебель и колос. Но излишнее заглубление при крепкой и иловатой земле
могло погубить семена. В таких условиях крестьяне лишь заборанивали семена.
Обширным набором практических знаний владели крестьяне для определения сроков сева. Они учитывали,
какая степень прогрева почвы и воздуха благоприятна для каждой культуры. Определяли это, в частности, по
стадиям развития других, дикорастущих и домашних растений. Береза станет распускаться сей овес; зацвели
яблони пора сеять просо. Ячмень начинали сеять, когда зацветет можжевельник. А время цветения
можжевельника нужно было определить, ударив по кусту палкой: цвет летел с него в виде светло-зеленоватой
пыли. В зависимости от погоды это случалось вскоре после середины мая либо в начале июня. Поздний сев
ячменя делали, когда цветет калина.
Определителями служили также животные: многолетний опыт показывал, что определенные стадии в их
годичных циклах происходят в условиях, подходящих для сева той или иной культуры. Знаком для сева того же
овса служило начало кваканья лягушек или появление красных козявок в лесу у корней деревьев и на гнилых
пнях. Начало кукованья кукушки считалось сигналом для сева льна (на огнищах сеяли раньше этого срока).
Коноплю сеяли, когда начнет ворковать горлица.
Помещик А.И. Кошелев писал о такого рода приметах в сер. XIX в.: Настоящий хозяин никогда не
пренебрегает подобными обычаями насчет времени посева хлеба. По собственному опыту знаю, что в этом деле,
как и во многих других, велика народная мудрость. Не раз случалось мне увлекаться советами разных
сельскохозяйственных книг и сеять хлеба ранее обычного времени, и всегда приходилось мне в том
раскаиваться .
Важно было крестьянину учесть и совсем другой фактор: особенности развития сорняков, которые
сопровождали в данном месте определенную культуру. Знали, например, что на поле, засеянном в сырую погоду,
раньше злаков всходили костер и куколь. А при посеве в сухую погоду хлеб опережал сорняки. При позднем
севе озимых подстерегала новая опасность: рожь летом забивалась сорняком метлою .
Со сроками сева озимых вообще забот было немало. Для каждого района, а местами и для отдельного склона и
низинки, прикидывали этот срок для конкретной культуры так, чтобы растение благополучно перезимовало:
успело до снега и морозов взойти, но не слишком вырасти. Лучше выдерживали зиму всходы, давшие только один
коренной листок, в других случаях 1 3 листочка.
Если при пахоте и севе земля из-за засухи не могла быть хорошо разрыхлена, но вскоре прошли дожди, то поле
снова перепахивали и боронили. Это называлось ломать . Ломать можно было только в том случае, если
зерно, хоть и дало уже росток, но не взошло на поверхность. Особенно необходимым считалось ломать тогда,
когда проливные дожди сильно размочили верхний слой пашни, и он, высохнув на ветру, превращался в гладкую
твердую корку, сквозь которую трудно пробиться росткам. В этом случае крестьянин нередко делал уже пятую (!)
обработку пашни в ходе весенних работ: троил до сева, потом запахивал и заборанивал зерна, а затем ломал для
прохода семян.
Время на все это весной было ограничено нельзя ведь опоздать со всходами, не успеет созреть хлеб к сроку.
Поэтому в некоторых местах первую пахоту под яровые делали осенью; весною только перепахивали двоили
поперек осенней пахоты, а иногда и троили опять вдоль. Потом сеяли, запахивали посеянное, а, если
понадобится, еще и ломали . Но пахота под яровые с осени не на всякой почве давала хорошие результаты. В
Рязанской губ., например, самые наблюдательные из крестьян замечали: земля, вспаханная под овес с осени и
пролежавшая после овса год под паром, дает затем меньший урожай ржи, чем та земля, которая не была никогда
вспахана с осени.
В крестьянских хозяйствах постоянно применяли удобрения. В сроках вывоза и разбрасывания навоза
учитывали особенности ярового и озимого поля, наилучшее сохранение свойств удобрения, в том числе
влажности его.
Лучшими видами навоза считались овечий, коровий и козий. Отмечали, что хорошо удобрял землю навоз
годовой выдержки. Обычно вывозили 30-40 возов на десятину. Но под коноплю, пшеницу, просо и ячмень
вывозили и много больше. Конский навоз считался горячим , его старались сочетать с коровьим. Свиной