<< Пред.           стр. 15 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 Шаховской), где процветал культ античности. Деятельно сотрудничает в журнале Цветник (1809).
  Вступает в литературный кружок Арзамас , активно противостоящий Беседе любителей русского слова ,
 объединению патриотов-литераторов и языковедов (см.: Шишков А. С.). В сатире Видение на берегах Леты (1809)
 впервые употребил слово славянофил .
  В 1810-е Батюшков становится главой т. н. легкой поэзии , восходящей к традиции анакреотики XVIII в. (Г. Р.
 Державин, В. В. Капнист): воспевание радостей земной жизни сочетается с утверждением внутренней свободы поэта
 от государственного строя, пасынком которого поэт себя ощущал.
  Патриотическое воодушевление, охватившее Батюшкова в связи с Отечественной войной 1812, выводит его за
 пределы камерной лирики . Под влиянием тягот войны, разрушения Москвы и личных потрясений поэт переживает
 духовный кризис, разочаровавшись в просветительских идеях.
  В 1822 Батюшков заболевает наследственной душевной болезнью, навсегда пресекшей его литературную
 деятельность.
 
  БАХРУШИН Алексей Александрович (31.01.1865-7.06.1929), русский предприниматель, театральный деятель,
 коллекционер. Из рода московских кожевенников и суконщиков. Разбогатевшие на казенных поставках во время
 Русско-турецкой войны, Бахрушины получили известность как профессиональные благотворители: на их средства в
 Москве построена бесплатная больница, вдовий дом, сиротский приют. На основе своих коллекций А. А. Бахрушин
 создал первый в России литературно-театральный музей (1894). В 1913 передал этот музей Академии наук. С 1918
 Бахрушин заведует Театральным музеем, носящим его имя.
 
  БАХРУШИН Сергей Владимирович (26.09/8.10.1882-8.05.1950), русский историк. Из купеческой семьи
 Бахрушиных. Окончил историко-филологический факультет (1904) Московского университета. Ученик В. О.
 Ключевского. В 1909 зачислен приват-доцентом университета. В 1908-18 депутат Московской Думы, курировал
 вопросы школьного образования и призрения сирот. Занимался историей Киевской Руси и историей Русского
 государства XV-XVII вв., социально-экономической историей народов Сибири и Средней Азии. Участвовал в
 подготовке Истории дипломатии , Дипломатического словаря , Истории Москвы , ряда учебников. Как участник
  монархического заговора вместе с историком С. Ф. Платоновым был в ссылке (1931-33).
 
  БАШИЛОВ Борис (настоящее имя Михаил Алексеевич Поморцев) (1908- 1970), русский писатель, историк и
 общественный деятель. Родился в Сибири, до войны жил в Советской России. Во время войны попал в плен,
 записался в армию Власова, работал в отделе пропаганды, в равной степени ненавидел большевиков и гитлеровскую
 власть, мечтал о возрождении России на национальных началах.
  После войны бежал в Аргентину, сменив свое имя (путем подчистки документов) на фамилию Тамарцев.
  Самым главным трудом Башилова является историко-публицистическое исследование История русского
 масонства . Опираясь на серьезные исторические материалы XVII XX вв., Башилов показывает вольных
 каменщиков как страшную антинациональную силу, стремящуюся погубить и расчленить Россию. С Петра I
 правящий класс и интеллигенция попали под влияние масонской идеологии и, таким образом, подготовили
 антирусскую революцию. История масонства Башилова сыграла значительную роль в формировании идеологии
 русской патриотической эмиграции.
  В 1960-е Башилов выпустил целый ряд историко-публицистических исследований, объединенных им в цикл
  Русское национальное мировоззрение Пламя в снегах (Мифы о русской душе и русском характере) ,
  Тишайший Царь и его время , Непонятный предвозвеститель (роль Пушкина в развитии национального
 мировоззрения) , Унтерменши, морлоки или русские , Монархия, республика, диктатура. Политический
 справочник .
  Значительным явлением литературы русской эмиграции стали художественные произведения Башилова В моря и
 земли неведомые и Юность Колумба Российского . О художественном творчестве Башилова писатель Б. Зайцев
 замечал, что у того свой мир, своя любовь, что пишет он хорошо и умело, что рассказал о том, что сердцу близко, что
 дарование у него несомненное и очень русское, что он, конечно, русак насквозь, это сразу видно .
  О. Платонов
 
  БЕДА, в древнерусских представлениях злое существо, связанное с нечистой силой, которое странствует по
 свету, выискивая себе жертвы.
  Пришла беда отворяй ворота! говорят русские пословицы. Беда спит, а по людям ходит. Беда ходит не по
 лесу, а по людям. Где беда ни голодала, а к нам на пирушку попала .
 
  БЕДОВИКИ (бездольные), в русских поверьях люди, от рождения обреченные на неудачу, они как бы родятся на
 свет горемыками, помогать им бесполезно, всем, с кем они общаются, они приносят несчастья. Такие люди должны
 жить при храмах и монастырях. Здесь они обретают свое место, становясь молитвенниками за всех.
 
  БЕЖЕЦК, город в Тверской обл. Расположен на отрогах возвышенности Бежецкий Верх, на правом берегу
 Мологи (бассейн Волги), при впадении в нее р. Остречины. Население 30 тыс. чел.
  Известен с п. XIII в. как поселение Бежичи центр обширного края Бежецкий Верх (территория в верховьях
 Мологи); разорено в 1272. Административный центр края был перенесен в крепость Городецк (на место современного
 Бежецка). С 1766 называется Бежецк.
 
  БЕЗМОЛВИЕ, одна из форм православного аскетизма и умного делания . Совершенное безмолвие есть крест, на
 котором человек должен распять свои грехи (Серафим Саровский).
 
  БЕКЕТОВ Андрей Николаевич (26.11.1825-1.07.1902), русский ботаник. Оказал большое влияние на развитие в
 России ботанической географии. Помимо флористических исследований, изучал причины безлесья степей, объясняя
 его климатическими и доисторическими факторами; установил зону предстепья (лесостепь); написал первый
 учебник по географии растений (1886), в котором опередил законы распределения растительности по земному шару и
 дал сводку данных о растительности Европейской части России.
 
  БЕКЕТОВ Николай Николаевич (1.01.1827-30.11.1911), русский физико-химик. Ученик Н. Н. Зинина.
 Синтезировал органические соединения нового класса бензуреид и ацтуреид. Открыл вытеснение металлов водородом
 под давлением. Положил начало алюминотермии (восстановление металлов из их окислов алюминием), что имело
 важное научное и промышленное значение.
  Огромной заслугой Бекетова стало вычленение современной физической химии как самостоятельной научной
 дисциплины.
 
  БЕЛАЯ, слобода в Курской обл. Расположена на р. Илек (приток р. Псёл), в 12 км к востоку от ж.-д. ст. Псёл.
 Население свыше 3 тыс. чел.
  Основана в 1664, заселялась казаками, освобожденными от повинностей и подати, таких людей называли
  белыми отсюда название поселения.
 
  БЕЛАЯ БАБА, в древнерусских поверьях дух несчастной судьбы, смерти, неизлечимой болезни. Русские считали,
 что перед кончиной возле умирающего стоит смерть в виде женщины в белом. В некоторых местах России
 существовали суеверные обычаи с помощью специальных ритуальных действий не допустить Белую бабу в свой дом.
 Для этого под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, втыкали
 под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову. О.П.
 
  БЕЛАЯ РУСЬ, название белорусских земель до XVIII в. Происхождение названия Белая Русь точно не
 выяснено. Возможно, оно обозначало западные земли Руси, не зависевшие в XIII -XIV вв. ни от татаро-монголов, ни
 от литовских оккупантов. Позже это название распространилось на все западные земли Руси.
 
  БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ, город в Малороссии на р. Рось. Археологические данные указывают, что уже в X XI вв. на
 Замковой горе в черте Белой Церкви был город. Первое упоминание о Белой Церкви в Ипатьевской летописи
 относится к 1155; предполагают, что Белая Церковь основана в 1032 Ярославом Мудрым. С 1363 была подвластна
 Литве, с захватом Украины Польшей (1569) стала владением кнн. Острожских и др. магнатов. Была центром военного
 формирования Б. Хмельницкого. Здесь был подписан Белоцерковский договор 1651 Б. Хмельницкого с поляками. В
 1702 04 центр казацко-крестьянского восстания против польской шляхты. Окончательно возвращена в состав
 России в 1793.
 
  БЕЛГОРОД, древнерусский город близ Киева, на р. Ирпени; ныне с. Белгородка. Впервые упоминается в
 Лаврентьевской летописи под 980. В 991 кн. Владимир Святославич укрепил в Белгороде замок. В 997 Белгород
 успешно выдержал длительную осаду печенегов. В к. X -XI вв. в Белгороде был детинец (площ. 10 га) и острог.
 Мощные земляные валы Белгорода состояли из бревенчатых срубов, заполненных сырцовым кирпичом. Играл
 важную роль в феодальных войнах князей и в обороне Киева. В Белгороде были свои тысяцкий и епископ. После
 татаро-монгольского нашествия в 1-й пол. XIII в. запустел; в XVII в. превратился в село. В результате раскопок в
 1909- 10 в Белгороде обнаружены дома, гончарный горн с посудой, большое число бытовых вещей XI -XIII вв.,
 многоцветная майолика местного производства, украшавшая кирпичные церкви и богатые деревянные дома.
 
  БЕЛГОРОД, центр Белгородской обл. Расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, на правом
 берегу Северского Донца. Население 326 тыс. чел.
  Впервые упоминается как населенный пункт в 1237. По мнению историка Н.М. Карамзина, Белгород построен в
 1593 (считается годом его основания) для защиты Муравского шляха от частых набегов крымских татар, был обнесен
 земляным валом; стал самой укрепленной крепостью Белгородской засечной черты. В XVII в. гл. военно-
 административный пункт на южной границе Русского государства. В 1785 с присоединением к России Крыма и
 Новороссийского края исключен из числа крепостей. В 1708 приписан к Киевской губ. С 1719 в Курской губ. С
 1779 уездный город Курского наместничества, с 1796 Курской губ. С 1-й пол. XVIII в. становится крупным
 промышленным и культурным центром.
 
  БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКИЙ (до 1944 Аккерман), город в Новороссии, близ Днестровского лимана, в 20 км
 от Черного моря. Из Воскресенской летописи следует, что Белгород-Днестровский являлся одним из древних русских
 городов, важным торговым центром на пути из Европы в Азию. В 545 принадлежал антам, в X XI вв.
 восточнославянским племенам тиверцев и уличей. В XIII в. захвачен татарами. Возвращен России в 1812 году. В 1918
 оккупирован Румынией. С 1940 снова в составе России.
 
  БЕЛГОРОД-РЯЗАНСКИЙ, древнерусский город, впервые упоминается в Никоновской летописи под 1155; в
 1208 был сожжен кн. Всеволодом Большое Гнездо во время похода на Рязань. О месте расположения Белгорода
 существуют различные предположения: при впадении р. Кишни (Кишки) в Оку, ниже Старой Рязани (Спасский р-н);
 на Оке, в 2 км от Дединова; на р. Прони, на месте Лубянского городища.
 
  БЕЛЕВ, город в Тульской обл., на левом берегу Оки. Население 18 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1147; с к. XIII в. под властью Великого княжества Литовского, в 1494 присоединен к
 Русскому государству. В XVI XVII вв. хорошо укрепленный Белев входил в засечную черту. Город с 1777. В сер.
 XIX в. Белев второй по экономическому развитию город Тульской губ., был известен производством яблочной
 пастилы.
 
  БЕЛЁВСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь, Тульская еп., в Белёве. Основан в 1525.
 Здесь находился древний образ св. Иоанна Крестителя. Монастырю принадлежала Николаевская церковь в Завырской
 стороне; в ней находилась весьма чтимая икона св. Николая Чудотворца, явившаяся на этом месте.
 
  БЕЛЛИНСГАУЗЕН Фаддей Фаддеевич (9.09.1778-11.05.1852), российский военно-морской деятель,
 мореплаватель, адмирал (1843). Родился на о. Эзель в семье остзейских дворян.
  По окончании в 1797 Морского кадетского корпуса Беллинсгаузен плавал на кораблях Ревельской эскадры. В 1803
  06 на фрегате Надежда под командованием И. Ф. Крузенштерна участвовал в первом русском кругосветном
 плавании. По возвращении командовал корветом и фрегатом на Балтике и на Черном море. Во время плаваний по
 Балтийскому и Черному морям проводил картографические и астрономические исследования.
  В 1819 21 Беллинсгаузен возглавлял вторую российскую кругосветную экспедицию на шлюпах Восток и
  Мирный . В январе 1820 экспедиция подошла к берегам Антарктиды и исследовала прибрежный ледяной шельф по
 пути на восток. Так был открыт новый материк, названный Беллинсгаузеном ледяным материком . Затем оба
 корабля разными путями направились к Австралии и встретились в порту Сиднея. Из Сиднея экспедиция отправилась
 в Тихий океан, где в архипелаге Туамоту открыла группу ранее неизвестных островов, названных в честь видных
 русских военных и государственных деятелей. В сентябре 1820 экспедиция вернулась в Сидней, откуда вновь
 направилась для исследования Антарктиды в Западном полушарии. В январе 1823 был открыт остров, названный в
 честь Петра I, и берег, названный Берегом Александра I. Далее экспедиция достигла группы Южных Шетландских
 островов, где была открыта и исследована новая группа островов, названная в честь крупных сражений
 Отечественной войны 1812 (Бородино, Смоленск и пр.), а также именами видных морских деятелей России. В конце
 июля 1821 экспедиция вернулась в Кронштадт, проделав за два года путь в 50 тыс. миль и проведя обширные
 гидрографические и климатические исследования. С собой она привезла ценные ботанические, зоологические и
 этнографические коллекции. Итоги экспедиций 1803 06 и 1819 21 Беллинсгаузен изложил в книге Двукратные
 изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 гг., совершенные на
 шлюпах Восток и Мирный (1831).
  Л. И. Вдовина
 
  БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ пустынь, Орловская еп., на урочище Белые Берега, при р.
 Снежети, в окрестностях Брянска. Основана ок. 1661 иеромонахом Серапионом. Здесь находилась принесенная им
 Белобережская икона Божией Матери Троеручицы, прославившаяся многими чудесами.
 
  БЕЛОБОГ (белбог, белун), в древнерусской языческой мифологии бог света, добра, удачи, счастья, блага,
 богатства. В ритуальной практике противопоставлялся Черному богу, составляя с ним неразрывную пару.
 Наименование Белые боги сохранилось в названии некоторых урочищ, одно из которых существовало под
 Москвой. У белорусов до сих сохраняется предание о Белуне.
 
  БЕЛОВ Василий Иванович (р. 23.10.1932), русский писатель. Вырос в разоренной вологодской деревне, с
 детства работал в колхозе, служил в армии, всю жизнь провел в родном краю. Учился в столичном Литинституте.
 Писательская слава пришла к Белову сразу после публикации в петрозаводском журнале Север повести
  Привычное дело (1966). Классическим образом простого человека стал Иван Африканыч из Привычного дела . В
 нем раскрываются важные черты русской души, не лишенной известных противоречий. Он стойкий, терпеливый,
 работающий день и ночь, честный, любящий глубоко и сильно свою жену, добрый, но вместе с тем есть у него и
 незадачливость, бездумность, безалаберность, есть и привычка не перечить начальству . В чутком, добром отношении
 к жизни открывается любящая душа русского человека, живущего по совести, кровно ощущающего свою связь с
 людьми и природой. Мучительно переживает Иван Африканыч каждый свой поступок, не согласующийся с совестью.
 А совесть его как тот родничок, в котором вода была так прозрачна, что казалось, что ее нет вовсе, этой воды .
 Повесть не решались публиковать в иных редакциях, а Д. Гусарову пришлось для обмана цензуры сделать в конце
 публикации пометку: Окончание следует , допускающую, что пессимистический конец первой части будет
  исправлен . Красной питью через все его творчество проходит тема Малой Родины, из которой рождается и
 вырастает наша Великая Родина, Великая Россия. Здесь и начинается для нас, говорил писатель устами одного из
 своих героев, большая Родина. Да, человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни ласкова была
 она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься . Совестливость, беззлобность, доброжелательность,
 трудолюбие, жизнелюбие главные черты героев рассказов Белова. Он справедливо считается одним из основателей
 широкого литературного течения, которое получило у критиков-космополитов название деревенской прозы (по
 Марксу и Троцкому, деревня второсортна по отношению к городу ). В к. 60 -90-х Белов создал ряд новых
 произведений на ту же тему в самых различных жанрах, включая пьесы (в т. ч. повесть Плотницкие рассказы , 1968;
 романы Кануны , 1972 87, и Год великого перелома , 1989 94; книга миниатюр Бухтины , 1996, и др.). В
 дилогии Кануны и Год великого перелома Белов убедительно показывает большевистскую коллективизацию как
  антирусскую революцию сверху .
  Особняком стоит его роман Все впереди (1986), посвященный сугубо городским вопросам, но пронизанный, как
 и все его творчество, идеей столкновения русской духовной самобытности с космополитической бесовщиной. В нем
 раскрывается духовно-нравственная ущербность образованных горожан, впервые в художественной форме
 поднимается вопрос о растлевающем влиянии иудейско-масонской идеологии, ее гибельности для русского человека.
  Исключительную историко-художественную ценность имеет книга Лад. Очерки о народной эстетике (1982),
 посвященная описанию крестьянского быта Севера России. С любовью и глубоким пониманием писатель рассказал об
 эстетическом отношении к жизни русского крестьянина, раскрыл красоту его бытовых и трудовых традиций.
  Белов всегда был общественным деятелем, открыто отстаивавшим своп патриотические взгляды. Избирался
 народным депутатом СССР (1989 91). В родной деревне Тимонихе собственными усилиями восстановил
 порушенную церковь.
  С. Семанов
 
  БЕЛОВОДЬЕ, по русским поверьям, сказочная земля всеобщего счастья, изобилия и богатства.
 
  БЕЛОГОРСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ пустынь, Курская еп., в окрестностях Мирополья, на высокой горе правого
 берега р. Псёл. Основана в 1670. В 1788 упразднена и обращена в приходскую церковь; в 1863 восстановлена. Здесь
 находилась икона Божией Матери, древнегреческой живописи, с Предвечным Младенцем на левой руке, именуемая
 Пряжевскою, по названию села Пряжева (близ Житомира) месту явления (в к. XVII или н. XVIII в.) подлинной св.
 иконы (празднуемой 29 июня и в 10-ю пятницу после Пасхи), хранившейся (в серебряной ризе с драгоценными
 камнями, пожертвованной в 1864 имп. Марией Александровной) в том же селе и ежегодно переносимой с
 торжественным крестным ходом в г. Житомир для пребывания там с июня по август. Хранившаяся в Белогорском
 монастыре св. икона в день Вознесения переносилась с крестным ходом в Мирополье, где оставалась до второго дня
 праздника Св. Троицы; крестный ход сей установлен в память спасения имп. Александра Николаевича от злодейского
 покушения на его жизнь 4 апреля 1866; в 1890 в память спасения Августейшего Семейства 17 октября 1888 утвержден
 второй крестный ход с Пряжевской иконой Божией Матери в г. Суджу, что в 15 верстах, и ближайшие к нему селения.
  С. В. Булгаков
 
  БЕЛОГРУДОВСКАЯ КУЛЬТУРА, культура земледельческих праславянских племен лесостепной части
 Приднепровья XI -VIII вв. до н. э. Относится к бронзовому веку. Названа по месту первых раскопок в Белогрудовском
 лесу у с. Пиковцы Уманского района Черкасской обл. Для белогрудовской культуры характерны зольники
 курганообразные насыпи, содержащие большое количество золы и различных культурных остатков. Некоторые
 археологи считают их местами, связанными с культом огня и домашнего очага, другие остатками наземных жилищ.
 Поселения обычно расположены в поймах рек, известны полуземляночные жилища. Племена белогрудовской
 культуры занимались земледелием и скотоводством. Общественный строй патриархально-родовой. Большая часть
 орудий изготовлялась еще из камня, кремня и кости. Известны и бронзовые изделия, гл. обр. украшения. Характерны
 тюльпановидиые сосуды, украшенные гладким валиком, миски с отогнутым наружу краем, черпаки, кубки.
 
  БЕЛОЕ озеро, на западе Вологодской обл., с 1964 часть Шекснинского (Череповецкого) вдхр. (Волго-Балтийский
 водный путь). Площадь до создания водохранилища 1100 кв.км.
 
  БЕЛОЗЕРСК, город в Вологодской обл. Расположен на южном низменном берегу Белого озера.
  Впервые упоминается в 862 как г. Белоозеро (на сев. берегу Белого озера, у д. Киснема); с X в. находился у истока
 Шексны (в 20 км восточнее современного города). С 1238 центр Белозерского княжества. В XIV в. после эпидемии
 чумы перенесен на современное место (по другим данным, в к. XIV в. существовало два одноименных города
 новый и старый; летописные упоминания XV в. относятся к новому городу). С 1487 центр Белозерского уезда,
 укрепленный пункт на сев. границе Московского государства. С 1777 Белозерск. Архитектурные памятники:
 Преображенский собор (1668 70), церковь Ильи (1690), Успенская церковь (1553); на берегу озера церковь
 Всемилостивого Спаса (1723), каменные купеческие особняки 1-й пол. XIX в.
 
  БЕЛОЗЕРСКОЕ, село в Курганской обл. Расположено на р. Тобол. Население около 5 тыс. чел.
 Основано в 1665 как слобода Степаном Нестеровым.
 
  БЕЛОЗЕРСКОЕ КНЯЖЕСТВО, русское княжество, в 1238 выделилось из состава Владимиро-Суздальского
 княжества; главный город Белоозеро, затем Белозерск. Его первым князем был Глеб Василькович (ок. 1238 78).
 При нем Белозерское княжество охватывало бассейн Белого оз., нижнее течение р. Шексны и Кубенское оз. В 1-й пол.
 XIV в. Белозерское княжество утратило независимость; в 1389 стало уделом Великого княжества Московского; с 1486
  уезд Русского государства.
 
  БЕЛОМЕСТЦЫ, население в Русском государстве в XVI XVII вв., жившее на белых землях и освобожденное
 от уплаты государственных налогов и повинностей.
 
  БЕЛООЗЕРО, древнерусский город. Упоминается летописью под 862. Первоначальным населением Белоозера, по
 летописи, являлась весь. Политически Белоозеро тяготело к Новгороду, в XI в. к Киеву. В XII в. Белоозеро тесно
 связано с Ростово-Суздальской землей; с 1238 центр Белозерского княжества и крупный торгово-ремесленный
 центр. Местоположение Белоозера указывалось различно. Раскопки под руководством Л.А. Голубевой в 1949 52 и
 1957 61 на правом берегу Шексны у ее истоков из Белого оз. подтвердили предание о существовании здесь города.
 В IX X вв. ему предшествовало поселение веси со своеобразной лепной керамикой. Открыты уличные мостовые,
 основания домов, хозяйственных строений, кузница, мастерские литейщика, резчиков по янтарю и кости и др.
 Найдено много образцов художественной резьбы по кости, камню и дереву, рисунки на бересте, пряслица и посуда
 (амфоры) с надписями и отдельными буквами на них. Привозные изделия свидетельствуют о связях Белоозера с
 Византией и Волжско-Камской Болгарией. В к. XIV в. город, опустошенный эпидемиями чумы, был перенесен на 17
 км к западу, на место современного Белозерска.
  С.И.
 
  БЕЛОПЕСОЦКИЙ мужской монастырь, Московская еп., при слободе Белопесоцкой, в Серпуховском у., на
 берегу Оки, против Каширы. Основан в к. XV в. игуменом Владимиром. В монастыре находилась особочтимая икона
 Божией Матери Утоли моя печали. После Троицына дня и до 28 августа эта св. икона носилась по окружным селам и
 деревням.
 
  БЕЛОПОЛЬСКИЙ Аристарх Аполлонович (1/13.07.1854-16.05.1934), русский астроном и астрофизик. Один из
 пионеров астроспектроскопии; исследователь Юпитера, колец Сатурна, Солнца, переменных и двойных звезд.
 Произвел большое число определений лучевых скоростей звезд. Был директором Пулковской обсерватории.
 
  БЕЛОРЕЧЕНСК, город в Краснодарском крае. Расположен на р. Белой (левый приток Кубани), у выхода ее с гор
 Б. Кавказа на Кубано-Приазовскую (Прикубанскую) низменность, Население 60 тыс. чел.
  Основан в 1863 как казачья крепость, позже станица Белореченская.
 
  БЕЛОРУСЫ, одна из трех ветвей русского народа, проживающая в Белоруссии. Древней этнической основой
 белорусской ветви русского народа были восточнославянские племена дреговичей, юго-западных кривичей (волочане
 и смоленские кривичи), радимичей и отчасти соседних древлян, северян и волынян. Восточнославянские предки
 белорусов частично ассимилировали летто-литовские племена (в частности, ятвягов). В IX в. они вошли вместе с
 другими восточнославянскими племенами в Киевскую Русь. В рамках единого политического объединения
 восточнославянских племен завершилось формирование древнерусской народности. В XIV в. белорусские земли были
 оккупированы Литвой, а в XVI в. по Люблинской унии 1569 захвачены Польшей. В условиях порабощения и
 ожесточенной борьбы за независимость происходит формирование белорусской ветви русского народа (XIV XVI
 вв.), основным ядром которой были западные группы древнерусской народности. В XVIII в. в результате трех
 разделов Польши (1772, 1793 и 1795) Белоруссия была возвращена России.
  О.П.
 
  БЕЛЫЕ ЗЕМЛИ (обеленные, или обельные), в Русском государстве XVI- XVII вв. земли светских и духовных
 владельцев, население которых освобождалось от повинностей и уплаты государственных налогов. Белые земли были

<< Пред.           стр. 15 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу