<< Пред.           стр. 154 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 с 1836 профессор Дерптского университета, с 1840 Петербургской медико-хирургической академии, с 1856
 попечитель Одесского и 1858 62 Киевского учебных округов. В 1847 сделал доклад об операциях под эфирным
 наркозом и впервые применил наркоз в военно-полевой хирургии, применил неподвижную гипсовую повязку,
 ввел ряд новых медицинских приемов и методов хирургических операций; мировую известность получил атлас
 Пирогова Топографическая анатомия (1851 54).
  В. А. Федоров
 
  ПИСЕМСКИЙ Алексей Феофилактович (11.03.1821-21.01.1881), прозаик, драматург. По окончании
 математического отделения Московского университета несколько лет был чиновником в Костроме. Служебные
 поездки дали Писемскому неоценимый материал для творчества. В 1854, выйдя в отставку, он перебирается в
 Петербург.
  Уже в первых романах и повестях Тюфяк (1850), Боярщина , Богатый жених и др. Писемский
 раскрывает перед читателем убогий мир космополитизированного дворянства и чиновничества, показывает
 унылое существование мелких натур , чуждых вере и русскому народу.
  В своем лучшем романе Тысяча душ (1858) Писемский дает типичный для того времени образ дворянина,
 забывшего о своем долге честного служения Русскому государству и предпочитающего ему богатство и комфорт.
 Главный герой романа жертвует национальными идеалами ради карьеры и денег, символизируя собой духовно-
 нравственное оскудение российского дворянства, ставшее одной из главных причин революции 1917.
  Драма Горькая чужбина (1859), в центре которой судьба оброчного мужика, страдающего от любви жены к
 барину, но по-христиански прощающего ее измену, была удостоена Уваровской премии (наряду с Грозой А. Н.
 Островского).
  В 1863 он печатает в Русском вестнике роман Взбаламученное море , посвященный столкновению разных
 общественных сил во время крестьянской реформы. Автор откровенно отдает предпочтение приверженцам
 национальной самобытности России.
  Спор с шестидесятниками, т. е. с так называемыми революционными демократами, продолжается и в романе
  Люди сороковых годов (1869).
  В последнем романе Писемского Масоны (1880) показан мир людей, чуждых и враждебных национальной
 России. Действие происходит в 1835 в одном из губернских городов. Многие видные горожане, включая
 губернского предводителя дворянства, масоны. Они собираются, совершают свои ритуалы, мечтают о том, как
 станут полными хозяевами жизни. Их интересуют только карьера, деньги, комфорт.
 
  ПИСИЙСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в н. IX в. в г. Сизополе-Писидийском.
 Древний список с нее находится в Москве, в Ново-Спасском монастыре, с 1608. Он был в келье инокини Марфы,
 матери царя Михаила Феодоровича.
  Празднуется 3/16 сентября.
 
  ПИСЦОВЫЕ И ПЕРЕПИСНЫЕ КНИГИ, документы имущественного учета Русского государства XV
 XVII вв., служившие основанием для сбора податей. Писцовые книги, носившие в то время название данских ,
 упоминаются еще при вел. кн. Василии Темном. Описи владений в целях финансового обложения производились
 уже гораздо раньше. В XIII в. татары через каждые 17 лет производили общие исчисления душ мужеского пола и
 голов скота. Когда в XIV в. князья сами начали собирать подати для татар и русское правительство стало
 ответственным перед Ордой за правильное поступление дани, подать из поголовной (подушной) превратилась в
 поимущественную, сообразно с этим изменилась система описей, которая, совершенствуясь, развилась в
 правильную систему писцовых книг. Так, в 1491 92 была сделана перепись Новгородской и Тверской земель,
 приблизительно в то же время была начата общая перепись населения ( большое письмо ), которая продолжалась
 и при Василии III; наконец, при Иоанне Грозном было сделано две (в 1540-х и в 1550 80-х), а при Феодоре
 Иоанновиче одна, общие переписи. В XVI в. окладной единицей являлась московская соха крупная
 условная единица измерения всяких имуществ. После Смутного времени единицей обложения явилась живущая
 четверть , т.е. несколько крестьянских и бобыльских дворов. К этому же времени относится и появление
 дозорных книг результата деятельности писцов, посланных Земским собором 1619 в разоренные местности для
 определения платежных сил населения. Живущая четверть для значительной части населения служила
 окладной единицей вплоть до 1670-х, и общая перепись в 1625 30-х была произведена по этой системе. В 1646
  48-х и 1676 78-х правительство делает дальнейшие шаги по пути общей финансовой реформы, устраивая
 переписи по принципу подворного исчисления населения, по окончании которых все прямые налоги были
 перенесены с сохи и живущей четверти на двор . Результаты переписи 1676 78-х сохранили свое значение
 до введения ревизий, и еще при Петре I подати собирались по книгам этого времени. После подворных переписей
 1646 48-х и 1676 78-х впервые появились переписные книги, которые для удобства справок в приказах и
 уездных учреждениях сокращались в книги перечневые, т.е. в указатели имен владельцев и итога принадлежащих
 им дворов. Что касается писцовых книг, то они состояли из описания, качественного и количественного, земель,
 населенных мест, урожайности, повинностей в пользу местных властей и землевладельцев и сравнительной с
 предыдущими годами таблицы доходов, чем и отличались от книг переписных, содержавших лишь подробное
 исчисление дворов исключительно тяглого населения. Кроме финансового, писцовые и переписные книги имели
 еще и юридическое значение, являясь доказательством права собственности на землю и на крестьян и
 подтверждая дворянское происхождение владельцев населенных мест и их наследников. С исторической точки
 зрения книги имеют очень важное значение как источники для изучения экономического, финансового и
 сословного быта допетровской Руси.
  С.Ю.
 
  ПИСЦЫ, термин со времен Древней Руси имел несколько значений. Писцами называли переписчиков и
 составителей рукописей, в частности переписчиков рукописных книг ( книжные писцы ), мастеров-иконописцев
 и авторов книжных миниатюр ( иконные писцы ), наконец, с XVIII в. мелких чиновников. В XIII XV вв. в
 документах упоминаются писцы и опищики , которые пишут землю. В к. XV н. XVIII вв. это были
 правительственные уполномоченные, назначаемые на места для описания и межевания земель, они руководили
 составлением писцовых, межевых, переписных и др. книг, имели право суда и решения земельных тяжб.
 
  ПИТИРИМ ТАМБОВСКИЙ, епископ (27.02.1645-27.02.1698), родился в Вязьме и был назван Прокопием. С
 детства полюбил чтение святоотеческой и житийной литературы, овладел искусством иконописания и церковного
 пения. Это сформировало его духовный облик. Приняв пострижение в Вяземском Предтечевом монастыре, он
 провел там около 20 лет, заслужив уважение братии, которая избрала его игуменом. В 1685 патр. Иоаким
 рукоположил архим. Питирима во епископа недавно образованной Тамбовской еп. Дикий край, населенный
 раскольниками, беглыми преступниками, язычниками и татарами, враждебно встретил святителя. Но он рьяно
 взялся за дело. Повсюду стали строиться храмы, устраиваться монастыри, приводиться в благолепный вид
 населенные пункты. Много трудов приложил святитель и для обращения в христианство язычников и магометан,
 и для вразумления раскольников. Край, где прежде процветали грабежи и разбой, стал религиозным. Владыка
 всегда был доступен для обращавшихся к нему за советом и помощью. Неприхотливый в быту, свои средства он
 тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Заботясь о подготовке достойных пастырей, святитель устроил
 для них специальную школу, а при архиерейском доме библиотеку. Он часто становился на клирос, чтобы
 научить церковнослужителей правильному чтению и пению. Личным примером, святостью жизни и силой
 благодатного слова свт. Питирим многих привел в лоно Православной Церкви. Несколько написанных им икон
 прославились чудотворениями. Погребен был архипастырь в построенном им Преображенском соборе. Мощи свт.
 Питирима, украденные после революции, чудесно обретены в 1988 и теперь почивают в кафедральном соборе
 Тамбова.
  Память свт. Питириму отмечается 28 июля/10 августа.
 
  ПИТЬЁ, в древнерусских языческих обрядах часть культа поклонения богам. Во время пиров и возлияний
 язычники пускали вкруговую жертвенную чашу, произнося заклинания от имени богов. Обычай ритуального
 винопития в почитании языческих богов был так распространен, что в старинных требниках обычным
 исповедным вопросом было: Молился бесам или чашу их пил .
  Ритуальный характер выпивок пережил языческие времена и стал неотъемлемой частью застолий во время
 христианских праздников. На Руси существовали особые сосуды чары, братины для питья вкруговую. На
 Севере России братины использовались вплоть до н. XX в. Кн. Владимир отвергал исламский запрет на
 употребление вина, заявляя, что на Руси есть веселье питье, не можем без того быти . При этом князь имел в
 виду не поощрение винопития вообще, а неразрывную связь праздничного застолья с ритуальным винопитием,
 ставшим народным обычаем. Однако винопитие в обычные будничные дни считалось недопустимым,
 преследовалось властями, осуждалось общественным мнением. Появление пьянства на Руси началось в
 Малороссии с развития кабачества иудейскими арендаторами.
  О. Платонов
 
  ПИХНО Дмитрий Иванович (1.01.1853-29.07.1913), русский экономист и общественный деятель, профессор
 Киевского университета, член Государственного Совета, редактор русской патриотической газеты Киевлянин
 (1878 1907), руководитель киевского отделения Союза Русского народа. Своей деятельностью Пихно внес
 большой вклад в развитие русского национального самосознания и в противостояние Иудейско-масонской
 идеологии.
 
  ПЛАВСК, город в Тульской обл., центр Плавского р-на. Расположен в северной части Среднерусской
 возвышенности, на р. Плаве (бассейн Оки). Население 16,2 тыс. чел.
  Известен с 1540 как с. Сергиевское. С XVIII в. принадлежало князьям Гагариным. В XIX в. крупное торговое
 село.
 
  ПЛАКУН-ТРАВА, в представлениях Святой Руси, выражавшихся в духовных стихах Голубиной книги ,
 чудесная трава, выросшая из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Иисуса Христа.
  Плакун-трава всем травам мати . Она позволяет повелевать духами, овладевать кладами. Она смиряет
 сатанинские силы, делает их послушными воле человека, уничтожает чары колдунов и ведьм, спасает от
 дьявольского искушения и болезней, сделанный из этой травы крест, надетый на бесноватого, изгоняет из него
 бесов.
  О.П.
 
  ПЛАСТОВ Аркадий Александрович (19/31.01.1893-12.05.1972), русский художник. Жанровые картины и
 пейзажи Пластова проникнуты поэтическим восприятием русской природы, любовью и уважением к русскому
 крестьянину ( Сенокос , Жатва , Фашист пролетел , Ужин тракториста , Весна и т. д.). Яркий иллюстратор
 произведений Некрасова, Толстого, Чехова.
 
  ПЛАТОВ Матвей Иванович (6.08.1751-3.01.1818), герой Отечественной войны 1812, войсковой атаман
 Донского казачьего войска (с 1801), генерал от кавалерии (с 1809), граф (с 1812). Участник Русско-турецких войн
 1768 74 и 1787 91, сподвижник А. В. Суворова, участвовал во взятии Очакова (1788) и Измаила (1790). При
 Павле I находился в опале, был сослан в Кострому. В 1806 07 участвовал в войне с Францией, в 1807 09 с
 Турцией. В сражении при Бородине 26 августа 1812 совершил успешный рейд в тыл французской армии, чем
 приостановил на два часа атаки противника на центр обороны русских войск (батарею Раевского). В заграничных
 походах русской армии 1813 14 Платов командовал казачьим корпусом.
  В. А. Федоров
 
  ПЛАТОНОВ Олег Анатольевич (р. 11.01.1950), русский ученый и писатель. Труды по экономике ( Русский
 труд , Качество трудовой жизни , Тысяча лет русского предпринимательства , Экономика русской
 цивилизации , Воспоминание о народном хозяйстве ) и истории России ( Убийство царской семьи , Григорий
 Распутин , Николай II , Русская цивилизация ). Главный труд серия историко-архивных исследований
  Терновый венец России : Тайная история масонства , Заговор цареубийц , Николай II в секретной
 переписке , История русского народа в XX веке (2 тома), Тайна беззакония , Загадка сионских протоколов
  вышел по благословению митр. Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).
 
  ПЛАТОНОВ Сергей Федорович (16/28.06.1860-10.01.1933). русский историк-монархист. Главный труд
 Платонова (его докторская диссертация) Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI XVII вв.
 (Опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время) (1899). В развитии Смутного
 времени Платонов выделял три периода: династический, социальный, национальный. Трактуя Смуту как
 нарушение государственного порядка, Платонов много внимания уделил рассмотрению социального брожения в
 различных слоях русского общества и массовых движений. Платонов искал корни Смуты внутри московской
 жизни предшествующего времени. В связи с этим он дал свое понимание опричнины как государственной
 реформы, направленной на разгром экономической и политической мощи княжат и боярства в интересах
 дворянства и посада. Платонов исходил из существования в Московском государстве двух основных
 противоречий, из которых одно было политического порядка и выражалось в столкновении московской власти с
 родовитым боярством , а другое социального, заключавшееся в том, что правительство вынуждено было в
 интересах обороны закрепощать крестьян в пользу дворянства.
  Платонов был арестован еврейскими большевиками за монархические взгляды. Умер в ссылке в Самаре.
 
  ПЛАЩАНИЦА, полотно с изображением Иисуса Христа или Божией Матери во гробе.
 
  ПЛЕВЕ Вячеслав Константинович (1846 15.07.1904), русский государственный деятель, сенатор, министр
 внутренних дел (1902 1904). Проводил политику, отвечающую интересам русского народа, выступал против
 либерально-масонского и революционного движения. Убит в результате заговора иудейско-масонской
 бандгруппы эсеров, возглавляемой Е. Азефом и Б. Савинковым.
 
  ПЛЕВИЦКАЯ Надежда Васильевна (28.09/10.10.1884-5.10.1940), русская певица (меццо-сопрано).
 Основоположница в России исполнительского жанра народной песни. Собрала, обработала и исполнила около 800
 народных песен.
  Первая исполнительница песен Ухарь купец , Помню я еще молодушкой была , Хас-Булат ,
  Лучинушка , Замело тебя снегом, Россия , Русь родная . В репертуаре широчайшая палитра обрядовых,
 казачьих, городских народных песен. Среди близких друзей и творческих соратников Плевицкой были Л. В.
 Собинов, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, К. С. Станиславский, В. И. Качалов, С. Т. Коненков.
  После 1920 в эмиграции. В 1996 вновь открытой планете присвоено имя Плевицкая.
 
  ПЛЕЩЕЕВО ОЗЕРО, Переславское озеро, на юго-западе Ярославской обл. В к. XVII в. на Плещеевом озере
 была построена потешная учебная флотилия Петра I. На юго-восточном берегу г. Переславль-Залесский.
 
  ПЛЁС, город в Ивановской обл., в Приволжском р-не. Расположен на правом берегу Волги (пристань),
 прорезающей Ростово-Плёсскую моренную гряду, образуя т. н. плёсские ворота . Население 3,8 тыс. чел.
  Впервые упоминается во 2-й пол. XII в. В 1237 разорен монголо-татарами. В 1410 построена крепость для
 защиты подступов к Костроме и Москве от набегов монголо-татар. В XVII XVIII вв. развивался как торговый
 центр, поставщик льна и полотна. В последней четв. XIX в. из-за красоты окрестностей стал популярным дачным
 местом; здесь работали многие русские художники-пейзажисты.
  Архитектурные памятники: Успенский собор (к. XVII н. XVIII вв.), Троицкая (1808), Воскресенская (1817),
 Варваринская (1821) церкви.
 
  ПЛОЩАНСКАЯ БОГОРОДИЦКАЯ пустынь, Орловская еп., в Севском у., на берегу озера Площанского, в
 окрестностях с. Брасова. Существовала в XVI в.; разорена была литовцами; возобновлена около 1620
 иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием. Здесь находились: чудотворная Казанская икона Божией
 Матери, пожалованная Прокопию патр. Филаретом в благословение обители; чудотворная резная икона свт.
 Николая, обретенная Прокопием в развалинах монастыря, и древняя икона Всемилостивого Спаса, пожалованная
 царем Михаилом Феодоровичем. Чудотворная Казанская икона носилась из монастыря для поклонения в Брасово,
 в окрестные деревни, а также по другим селам и городам Орловской епархии.
  С.В. Булгаков
 
  ПЛУГ, орудие для обработки почвы. Разрыхляя почву, переворачивает и перемешивает ее. Состоит из лемеха
  подрезающего почвенный пласт снизу, ножа отрезающего пласт со стороны и отвала, который принимал и
 переворачивал подрезанный пласт. В к. XIX н. XX вв. плуги делились на упряжные и паровые; для
 одностороннего отваливания, двустороннего отваливания и без отвала. В к. XIX в. в России плуг вытеснил соху.
 
  ПОБЕДОНОСЦЕВ Константин Петрович (21.05.1827-10.03.1907), государственный деятель, юрист. Сын
 приходского священника.
  Современники отзывались о молодом Победоносцеве как о человеке тихого, скромного нрава, благочестивом,
 с разносторонним образованием и тонким умом . Отец готовил Победоносцева к священническому званию, но он
 избрал иную стезю. По окончании Училища правоведения (1846) Победоносцев начал службу в московских
 департаментах Сената. В 1859 65 Победоносцев профессор-юрист Московского университета. Его курс
  Гражданского права , выдержавший пять изданий, превратился в настольную книгу юристов.
  В к. 1850-х Победоносцев выступал как писатель-публицист либеральных воззрений. В н. 1860-х принял
 деятельное участие в разработке судебной реформы (1864), отстаивая принципы независимости суда, гласности
 судопроизводства и состязательности судебного процесса.
  Оставив профессорскую должность (1865), Победоносцев переселился в Петербург и всецело посвятил себя
 государственной службе: в 1868 стал сенатором, в 1872 членом Государственного совета. По свидетельству
 известного адвоката А. Ф. Кони, речи Победоносцева, произнесенные в Сенате и Госсовете, производили сильное
 впечатление на слушателей, поражая своей безукоризненной логикой, ясностью и силой убеждения. В тот же
 период Победоносцев активно занимался и научно-публицистической деятельностью, опубликовал 17 книг,
 множество статей, документальных сборников, переводных сочинений по истории и юриспруденции.
  В 1865 Победоносцев был назначен воспитателем, а затем преподавателем истории права к наследнику
 престола Александру Александровичу (будущему Александру III), a позже к Николаю Александровичу
 (Николаю II), оказал большое влияние на российскую политику в годы их царствований.
  В к. 1870-х во взглядах Победоносцева произошел коренной перелом. После убийства Александра II при
 обсуждении проекта преобразований, представленного М. Т. Лорис-Меликовым, выступил с острой критикой
 реформ 1860 70-х. Победоносцев автор манифеста 29 апреля 1881 О незыблемости самодержавия . Был
 одним из создателей тайной правительственной организации Священная дружина (1881 83), призванной
 бороться с народническим экстремизмом.
  В 1880 назначен обер-прокурором Свящ. Синода (пребывал на этом посту в течение 26 лет). В 1896 в
  Московском сборнике Победоносцев подверг критике основные устои современной ему западноевропейской
 культуры и принципы государственного устройства, видя основные пороки в народовластии и
 парламентаризме , ибо они родят великую смуту , затуманивая русские безумные головы . Политические
 перевороты в мировой истории Победоносцев объяснял интригами людей.
  Как христианский мыслитель Победоносцев полагал, что философия и наука имеют статус вероятностных
 предположений, не могущих содержать в себе абсолютного, безусловного и цельного знания.
  Лишь православная вера, которую русский народ чует душой , способна давать целостную истину. С позиции
 Православия Победоносцев убедительно критиковал материализм и позитивизм. Он последовательно отстаивал
 идеал монархического государственного устройства, называя современную ему западную демократию великой
 ложью нашего времени .
  В н. XX в. влияние Победоносцева на политику правительства стало ослабевать. После принятия, под
 давлением революционного подъема, Манифеста 17 октября 1905, провозгласившего буржуазные свободы ,
 вышел в отставку.
  В. А. Федоров
 
  ПОБРАТИМСТВО (крестовое братство), древний обычай русского народа, обозначающий вступление в
 братские отношения людей, не связанных между собой родственной кровью. По сведениям В.И. Даля, братаются,
 меняясь тельными крестами, при зароке вечной дружбы, крестятся, обнимаются и целуются. Побратим
 названый, или крестовый, брат, сестра или просто крестовый, крестовая названый, побратим и посестра .
 Обряд побратимства чаще всего совершался на второй день Пасхи и поэтому считался братством во Христе.
 Ссориться и ругаться с побратимом было грехом. Дети и сестры побратимов считались родными, и браки между
 ними были невозможны. Согласно обычаю, каждый побратим был обязан положить за своего крестного брата
 жизнь, если это понадобится.
  О древности побратимства свидетельствует былина Бой Добрыни с Ильей Муромцем . В ней, в частности,
 описывается обряд обмена крестами.
 
  Назывемся-ко мы братьями крестовыми
  Покристоемся мы своими крестами золочеными.
  * * *
  Приставать будем друг за друга,
  Друг за друга, за брата крестового.
 
  Исторические данные свидетельствуют, что обряд побратимства был распространен по всей территории
 расселения русских. Сведения о нем встречаются и в Белоруссии, и в Великороссии, и в Малороссии. Бытовало
 побратимство и у других славянских народов.
  О. Платонов
 
  ПОВЕНЕЦ, поселок городского типа в Карелии, в Медвежьегорском р-не. Расположен на берегу Онежского
 оз. Население 3 тыс. чел.
  Известен с XV в. как селение Вяжицкого Новгородского монастыря. С к. XVII в. назван рядком (торгом). В
 1703 Петр I основал в Повенце чугунолитейный завод (закрыт в 1736). Город с 1777.
 
  ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ , древнейший дошедший до нас русский летописный свод, созданный в
 1113 18, который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов XIV XVI вв. (см.: Летописи). В
 1113 монахом Нестором создается первая редакция, в 1116 по поручению Владимира Мономаха вторая,
 составленная игуменом Сильвестром, в 1118 третья, включившая в себя Поучение Владимира Мономаха.
 Ниже приводится отрывок из этой Повести Откуда есть пошла Русская земля :
  Так начнем повесть сию.
  По потопе трое сыновей Ноя разделили землю, Сим, Хам, Иафет. И достался восток Симу: Персия, Бактрия,
 даже и до Индии в долготу, а в ширину до Ринокорура, то есть от востока и до юга, и Сирия, и Мидия до реки
 Евфрат, Вавилон, Кордуна, ассирияне, Месопотамия, Аравия Старейшая, Елмаис, Индия, Аравия Сильная, Кулия,
 Коммагена, вся Финикия.
  Хаму же достался юг: Египет, Эфиопия, соседящая с Индией, и другая Эфиопия, из которой вытекает река
 эфиопская Красная, текущая на восток, Фивы, Ливия, соседящая с Киринией... и некоторые острова: Сардиния,
 Крит, Кипр, и река Геона, иначе называемая Нил.
  Иафету же достались северные страны и западные: Мидия, Албания, Армения Малая и Великая, Каппадокия,
 Пафлагония, Галатия, Колхис, Босфор, меоты, дереви, сарматы, жители Тавриды, Скифия, фракийцы, Македония,
 Далмация, молоссы, Фессалия... Аркадия, Эпир, Иллирия, славяне, Лухития, Адриакия, Адриатическое море.
 Достались и острова: Британия, Сицилия, Эвбея, Родос, Хиос, Лесбос, Кифера, Закинф, Кефалония, Итака, Корфу,
 часть Азии, называемая Иония, и река Тигр, текущая между Мидией и Вавилоном; до Понтийского (Черного)
 моря на север: Дунай, Днестр, Кавкасийские горы, т.е. Венгерские, а оттуда до Днепра, и прочие реки: Десна,
 Припять, Двина, Волхов, Волга, которая течет на восток в страны Сима. В странах же Иафета сидят русские, чудь
 и всякие народы: меря, мурома, весь, мордва, заволочьская чудь, пермь, печера, ямь, угра, литва, зимигола, корсь,
 летгола, ливы. Ляхи же и пруссы, чудь сидят близь моря Варяжского. По этому же морю сидят варяги: отсюда к
 востоку до пределов Сима, сидят по тому же морю и к западу до земли Английской и Волошской.
 Потомство Иафета также: варяги, шведы, норманы, готы, русь, англы, галлы, волохи, римляне, немцы, корлязи,
 венецианцы, генуэзцы и прочие, они примыкают на западе к южным странам и соседят с племенем хамовым.
  Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян
 разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел, на каком месте. Так, например, одни,
 придя, сели на реке именем Морава и прозвались морава, а другии назвались чехи. А вот еще те же славяне: белые

<< Пред.           стр. 154 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу