<< Пред. стр. 166 (из 245) След. >>
затоплена при строительстве Горьковского водохранилища; город перенесен на возвышенное место и отстроензаново.
ПУШЕЧНЫЙ ДВОР в Москве, центр пушечного литейного производства в России XV XVII вв. Основан
около 1479 (пушечная изба находилась тогда у Спасских ворот Кремля). В 1-й трети XVI в. Пушечный двор был
перенесен на р. Неглинку (район современной Неглинной и Пушечной ул.). Древнейшая дошедшая до нас пушка
отлита на Пушечном дворе мастером Яковом в 1491. С 1569 на Пушечном дворе работал выдающийся мастер
Андрей Чехов, создавший ряд замечательных образцов, в т. ч. Царь-пушку (1586). Помимо орудий различного
назначения, на Пушечном дворе отливались колокола и паникадила. В сер. XVII в. на Пушечном дворе работали
мастера, подмастерья и ученики 32 профессий (пушечники, литцы, кузнецы и др.), всего 400 500 человек. В
связи с организацией в XVII н. XVIII вв. военных и металлургических заводов значение Пушечного двора
упало. В к. XVIII в. он был превращен в хранилище оружия, боеприпасов и знамен. В 1802 03 хранилище
перевели в Кремль, а здание Пушечного двора было разобрано. Пушечно-литейное производство и Пушечный
двор в XVI XVII вв. имелись в Новгороде, Пскове, Устюге Великом, Устюжне Железопольской, Вологде и на
тульских заводах.
Л.Т.
ПУШКАРИ, название русских артиллеристов XVI XVII вв. Термин пушкари утверждается в 1-й пол. XVI
в. Пушкари являлись служилыми людьми по прибору. Их служба была наследственной. При вступлении в
пушкарскую службу людей других сословий с них брали поручительство. Жили в городах, где селились обычно
особыми слободами. За службу получали хлебное и денежное жалованье, а иногда и землю. Занимались также
ремеслами и торговлей. Пушкарская служба ликвидируется в к. XVII в., когда были созданы полки нового
строя .
ПУШКАРСКИЙ ПРИКАЗ, центральное военное учреждение России XVI XVII вв. Впервые упомянут под
1577. Пушкарскому приказу были подчинены пушкари, затинщики, воротники и казенные кузнецы русских
городов (исключая понизовые, поморские и сибирские). Пушкарский приказ ведал изготовлением,
распределением и учетом артиллерии и боеприпасов (ему были подчинены Пушечный двор, Гранатный двор и
казенные зелейные мельницы), осуществлял контроль за состоянием крепостных укреплений в большинстве
городов и наблюдал за состоянием засек. Управлялся боярами (реже окольничими) и двумя дьяками и делился на
три стола городовой, засечный и денежный. В январе 1678 Пушкарский двор вошел в состав Рейтарского
приказа, с 1682 вновь стал самостоятельным. В 1701 на его базе был создан Артиллерийский приказ.
В. Назаров
ПУШКИН Александр Сергеевич (26.05/6.06.1799-29.01/10.02.1837), великий русский поэт, мыслитель,
публицист, один из высочайших выразителей духовных ценностей русской цивилизации. Родился в Москве,
образование получил в Царскосельском лицее (1811 17). Одаренный гениальными способностями,
впечатлительностью, живостью и энергией, Пушкин в течение всей своей краткой жизни был поставлен в крайне
неблагоприятные условия, но сила и яркость его исключительного таланта поборола все препятствия и сделала его
творцом новой русской литературы, ее языка и бессмертных по красоте форм и глубине содержания
художественных произведений. Основная черта его поэзии это ее глубокая искренность и правдивость; всякий
стих выражает подлинное пережитое настроение и чувство; в каждой строке стремление к реальному,
правдивому изображению действительности в художественной форме. Пушкин первый стал смотреть на
литературу как на служение национальному идеалу русского народа.
Не как надменный ментор, не как высокомерный наставник, шел Пушкин к народу с тем, чтобы его чему-то
научить, в чем-то его обличить. Он шел к нему с открытою душою, как равный к равному, с тем чтобы черпать из
неиссякаемого родника русского национального духа ту, как червонное золото, неподдельную самобытность,
которою обвеяны все его творения.
Безраздельно и беззаветно он слился с народною стихией, и затем он уже был просто не в состоянии отделить
себя от той России, в которой он родился, в которой вырос и возмужал и которую возлюбил бесконечно, как сын
любит свою мать. И принял он свою Родину всю, целиком, без остатка, с ее пленительной природой, с трудной ее
историей, во всей ее безграничной шири, безудержной удали и задумчивой печали. Какой-то все-победной
бодростью и верой в конечное торжество истины и гуманности дышит все творчество поэта.
Пушкин преклоняется перед русским прошлым, гордится им, видит в нем огромные духовные богатства,
глубокие нравственные начала. Он дает спокойно-величавый образ монаха-летописца, олицетворяющий собой
древнюю, московскую Русь, глубоко жизненный образ Пимена, пишущего свои правдивые сказания:
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу,
Своих царей великих поминают
За их труды, за славу, за добро
А за грехи, за темные деянья
Спасителя смиренно умоляют.
Поэзии Пушкина присуща христианская вера в добро, в его победу над злом. В сложную драму жизни властно
вторгаются и темные силы порока, малодушия и греха. Пушкин не отворачивается от них. Он встречает их с
ясным взором в твердом убеждении, что рано ли иль поздно проснется совесть и воздаст коемуждо по делам его:
страшным привидением совесть ломится в ворота, скребется под окном крестьянина, оттолкнувшего утопленника
от берега крутого и тем лишившего покойника могилы и креста; тяжким пожатьем каменной десницы обрекает
она на гибель великого грешника Дон-Жуана; как молотком в ушах, стучит она упреком царю Борису, убийце
тайному царевича Димитрия; когтистым зверем впивается она в черствое сердце Скупого Рыцаря; кровавой тенью
стоит она перед Онегиным, мутя и муча его воображение, и волнами моцартовского Реквиема вливается она в
черную душу завистника Сальери. Раскаянье и совесть восстанавливают нравственное равновесие, нарушенном
злом, которое, по мысли Пушкина, в конечном счете не в силах победить добро.
Тяжелым испытанием для Пушкина становится его столкновение с космополитическими силами, и прежде
всего масонством, стремившимся столкнуть великого поэта с национального пути. Делаются попытки вовлечь его
в масонскую ложу Овидий , весной 1821 его даже записывали в ее списки, но уже осенью ложа распадается, так
и не начав работать. Старались вовлечь Пушкина в свое преступное сообщество и декабристы, состоявшие также
преимущественно из масонов. Под влиянием глубоких размышлений и работы над собой Пушкин пришел к
выводу, что избранный декабристами путь усовершенствования жизни путь гибели России. Он не мог не
видеть грозной опасности масонства, т. е. той идеологии, которая была основой движения декабристов. Пушкин
окончательно и бесповоротно осудил масонство как страшную и разрушительную силу жизни. Своим
непревзойденным гением Пушкин с изумительной глубиной и точностью определил зло масонства, его ложь,
предательство, бесчестность и жестокость, что с откровенным цинизмом проповедовал идеолог и творец
великой французской революции 1789 Адам Вейсгаупт.
Я как-то изъявил свое удивление Пушкину, пишет С. А. Соболевский, о том, что он отстранился от
масонства, в которое был принят, и что он не принадлежит ни к какому другому тайному обществу. Разве ты не
знаешь, отвечал Пушкин, что все филантропические тайные общества, даже и самое масонство, получили от
Адама Вейсгаупта направление подозрительное и враждебное существующим государственным порядкам Как же
мне было приставать к ним
Согласно исследованиям специалиста по масонству В. Ф. Иванова, именно закулисные интриги масонов стали
главной причиной высылки Пушкина из Петербурга сначала на юг (1821), а затем в Михайловское, откуда он
вернулся лишь в 1826.
Опала раскрыла Пушкину презренный, робкий эгоизм космополитического окружения, подстрекавшего его
к конфликту с царской властью и церковью и отшатнувшегося от него в дни испытаний. На этой почве выросло
разочарование в людях, сроднившее поэта с байронизмом. Однако попытка разобраться в своих настроениях,
выраженных им в типах Кавказского пленника , Братьев-разбойников , Бахчисарайского фонтана и Цыган ,
привела Пушкина к признанию мизантропии признаком узкого эгоизма, искания воли лишь для себя. Истинный
свободолюбец не может уйти от людей; суть духовности вера в грядущее торжество добрых начал в людском
обществе ( Андрей Шенье ). Поэт и есть носитель этой грядущей правды, которую отрицают по непониманию
современники. Поэтому поэт не должен презирать страны родной , должен верить в ее предназначенье и,
поборов чувство личного раздражения против хладных скопцов , должен спокойно и самоотверженно будить в
их душе чувства добрые . Индивидуальность, лишенная добрых чувств, хотя бы и могучая, есть явление
отрицательное ( оставь герою сердце... он будет без него тиран ); у истинного героя яркость личности сочетается
с способностью полного самозабвения в деле служения своему народу и государству (антитеза Петра и Мазепы).
Стремлением отыскать красоту и правду в неприкрашенной русской действительности проникнуты произведения
Пушкина, начиная с Евгения Онегина и кончая Капитанской дочкой и Повестями Белкина . Пушкин был
создателем и русской критики (журнал Современник ), которая, по его мнению, служит безупречным
показателем духовного прогресса народа.
Впечатление огромного ума Пушкин производил на всех, близко его знавших и имевших возможность
наблюдать воистину феноменальный рост его идейного диапазона. Император Николай Павлович в 1826, после
первого своего разговора с Пушкиным, которому тогда едва исполнилось 27 лет, заметил графу Блудову:
Сегодня утром я беседовал с самым замечательным человеком в России .
В. А. Жуковский, как-то встретив у Смирнова Н. В. Гоголя, жадно вслушивавшегося в речи Пушкина, сказал:
Ты записываешь, что говорит Пушкин. И прекрасно делаешь... потому что каждое слово Пушкина драгоценно .
Барант, французский посол при русском Императорском Дворе, человек тонкой культуры, в петербургском
обществе часто встречавший Александра Сергеевича, не раз свидетельствовал об его исключительном и
всестороннем знании Священного Писания, особенно Евангелия.
В 1832 Гоголь писал: Пушкин есть явление необычайное и, может быть, единственное явление русского духа:
это русский человек в его развитии, каким он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа,
русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой же очищенной красоте, в
какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла .
И. С. Тургенев назвал Пушкина учителем России. Ф. М. Достоевский, в своей знаменитой речи на открытии
пушкинского памятника в Москве, указал на то, что наиболее ярким показателем мудрости нашего поэта было его
необыкновенное свойство вмещать в себе и художественно воплощать в своих произведениях дух каждого народа,
неповторимые, как общечеловеческие, так и индивидуальные черты быта каждой нации. В самом деле, достаточно
упомянуть такие произведения, как Подражания Корану , Каменный гость , анакреонтические стихотворения,
Моцарт и Сальери , Скупой рыцарь , Борис Годунов и Пир во время чумы , чтобы убедиться во
всеобъемлемости пушкинского художественного кругозора.
Жизнь Пушкина трагически оборвалась в 37 лет. Космополитические силы не могли простить поэту разрыва с
масонством и критику декабристов, его любви к Родине и русскому народу. Травля поэта, которую вели
масонские конспираторы, переросла в заговор против него. Под видом дуэли было совершено убийство русского
гения. Как показали исследования, Диплом рогоносца , ставший одной из главных причин дуэли и гибели поэта,
был составлен высокопоставленным масоном кн. П. Долгоруковым. Крупным масоном был и убийца Пушкина Э.
Дантес.
Б. В., В. И.
ПУШКИН (Царское Село), город в Ленинградской обл., подчинен городской администрации С.-Петербурга.
Расположен в пределах Приневской низины. Население 93,6 тыс. чел.
К н. XVIII в. на месте современного города находилась Сарская мыза (после 1703 подарена Петром I кн. А.Д.
Меншикову, с 1710 принадлежала жене Петра I Екатерине Алексеевне). После 1725 мыза стала летней
резиденцией российских императоров, с 1728 Царское Село. В сер. XVIII н. XIX вв. здесь создан дворцово-
парковый ансамбль, в ядре которого Большой Екатерининский дворец.
ПУШКИНО, город в Московской обл., центр Пушкинского р-на. Расположен на юго-восточных склонах
Смоленско-Московской возвышенности, на р. Уче и ее притоке р. Серебрянке. Население 79 тыс. чел.
Известно как село Пушкино с 1499. С 1840-х в районе Пушкина развивается шерстоткацкое и
бумагопрядильное производства. Со 2-й пол. XIX в. популярное дачное место, в к. XIX н. XX в. также один из
культурных центров Подмосковья.
ПУШКИНСКИЕ ГОРЫ, поселок городского типа в Псковской обл., центр Пушкиногорского р-на. Население
7 тыс. чел.
Основан в XVI в. как слобода Тоболепец (названа по наименованию озера) при Святогорском Успенском
монастыре, позже переименована в с. Святые Горы, с 1924 Пушкинские Горы, с 1960 поселок городского типа.
Святогорский монастырь (ныне входит в состав Пушкинского заповедника) основан в 1569. Сохранились: стены с
Анастасиевскими и Святыми воротами, Успенский собор (XVI в.), братский корпус с трапезной, гостиница. У
алтарной стены собора могила А. С. Пушкина (памятник и склеп под ним, где помещены останки поэта и его
матери, сооружены в 1840); в алтарной части похоронен младший брат Пушкина Платон.
ПУЩИНО, город в Московской обл. Расположен на правом берегу Оки. Население 21 тыс. чел. Известен с
XVI в.; в 1-й четв. XIX в. с. Пущино принадлежало И.И. Пущину.
ПЧЕЛА, в понятиях человека Древней Руси особое существо, которое невидимо хранят добрые духи, пташка
Божья . По русским поверьям, кого ужалит пчела, тот грешный человек; убить пчелу грех, а воровство
пчеловых колод почиталось святотатством. В переносном смысле пчела считалась образцом полезности,
трудолюбия, нравственности и мудрости. Недаром сборники нравственного характера, заимствованные из Свящ.
Писания, Св. Отцов и учителей церкви, назывались на Руси Пчела .
О.П.
ПЧЕЛА , переводной сборник изречений и кратких исторических анекдотов, т. е. крошечных рассказов о
поступках великих людей. Встречался в древнерусской книжности в трех разновидностях: 71, 68 и 44 главы.
Наиболее распространена первая состоящая из 71 главы и переведенная не позднее XII XIII вв. Изречения
подбирались по темам: О мудрости , О учении и беседе , О богатстве и убожестве , О зависти и т. п. В
начале глав цитировалось Писание и сочинения Св. Отцов.
ПЫШКА , русская народная игра. См.: ИГРЫ.
ПЫШМА, поселок городского типа в Свердловской обл., центр Пышминского р-на. Расположен на р. Пышме.
Ж.-д. станция Ощепково. Население 11,4 тыс. чел.
Основан в 1646 как с. Пышменское братьями Ощепковыми, выходцами из Великого Устюга (до н. XX в.
сохранялось и другое название села Ощепково). В 1655 построен деревянный острог. Население
(государственные крестьяне и гарнизонные казаки) направлялось на строительство соседних слобод и уральских
заводов (Невьянского, Алапаевского, Екатеринбургского).
ПЫЩУГ, село в Костромской обл., центр Пыщугского р-на. Расположено на р. Пыщуг (приток Ветлуги).
Население 3,3 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1616 как д. Ивакино, с 1620 владение кн. Мстиславского, в 1659 переименована в с.
Никольское (построена деревянная Никольская церковь, с 1836 каменная церковь). С к. XVII в. Пыщуг, с 1742
собственность горнозаводчика А.И. Демидова, затем Д.Н. Дурново, с 1914 гетмана Скоропадского.
ПЮХТИЦКИЙ УСПЕНСКИЙ женский монастырь, Рижская еп., Эстляндской губ., в местности, известной
у местных православных жителей под именем Богородицкой горы, а у эстов под именем Пюхтицы (святое
место). Здесь, как гласит предание, явилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. На месте явления
ее, у подошвы Богородицкой горы, находилась небольшая деревянная часовня, построенная в XVIII в., и в ней
хранилась обретенная Пюхтицкая икона, а вблизи протекал живописный источник. В 1818 часовня была
приписана к церкви с. Сыренца (в 25 верстах от Пюхтицы), куда перенесена была и св. икона. В 1885 часовня
обращена была в храм, при котором в 1891 положено было начало женской общине. В 1892 община возведена
была в монастырь попечением Эстляндского губернатора кн. С.В. Шаховского. В новый соборный храм,
освященный в 1892, возвращена была из Сыренецкого храма и чудотворная икона Успения Божией Матери.
С.В. Булгаков
ПЯТИДЕСЯТНИЦА (День Св. Троицы), православный праздник. Называется Пятидесятницей потому, что
сошествие Св. Духа на апостолов совершилось в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Праздник
христианской Пятидесятницы заключает в себе двойное торжество: во славу Пресвятой Троицы и во славу
Пресвятого Духа, видимо сошедшего на апостолов и запечатлевшего Новый вечный Завет Бога с человеками.
Первый день Пятидесятницы, т.е. воскресение, Церковь посвящает преимущественно во славу Пресвятой
Троицы и этот день в народе называется Троицыным днем, а второй, т.е. понедельник, во славу Духа
Пресвятого, отчего и называется Духовым днем.
Празднование Святому Духу Церковь начинает, по обыкновению, вечерним богослужением в Троицын день.
На сем богослужении с коленопреклонением читаются три умилительные молитвы Василия Великого, в которых
мы исповедуем грехи наши пред Отцем Небесным и ради Великой Жертвы Сына Его испрашиваем помилования,
просим также Господа Иисуса Христа даровать нам Божественного Духа в просвещение и утверждение душ
наших и, наконец, молимся об усопших отцах и братиях наших, да упокоит их Господь в месте светле, злачне и
покойне.
В праздник Пятидесятницы принято украшать храм и свои жилища березовыми ветвями и цветами и самим
стоять в храме с цветами в руках. Украшение храмов и жилищ в этот день зеленью и цветами бывает, во-первых,
исповеданием зиждительной силы Животворящего Духа, а во-вторых, должным посвящением Ему начатков
весны.
ПЯТИНЫ, территориально-административные районы Новгородской земли. Термин пятина впервые
упомянут в новгородских писцовых книгах и актах к. XV в. По мнению ученых, пятина очень древняя форма
административного устройства Новгородской республики, связанная с делением Новгорода на пять концов;
причем каждая пятина была подчинена старосте того конца, к которому она принадлежала. Деление на пятины
было установлено Иваном III после 1477. Возможно, что деление Новгородской земли на пятины восходит к
древнему сотенному разделению основной новгородской территории. Водская пятина находилась между pp.
Волховом и Лугой, Шелоньская пятина по р. Шелонь, между pp. Лугой и Ловатью, Деревская пятина между
pp. Ловатью и Мстой, Обонежская пятина вокруг оз. Онего и к северу и северо-востоку от него, Бежецкая на
водоразделах между р. Мстой и притоками Волги. Около сер. XVI в. пятины были разделены на половины:
Бежецкая на Белозерскую и Тверскую, Водская на Корельскую и Полужскую, Деревская на Морозова и
Ряпчикова, Обонежская на Нагорную и Заонежскую, Шелонская на Зарусскую и Залесскую.
ПЯТНИЦКИЙ Митрофан Ефимович (21.06/3.07.1864-21.01.1927), русский музыкант, исполнитель и
собиратель русских народных песен. Основатель (1910) русского народного хора (с 1940 Государственный
русский народный хор им. М. Е. Пятницкого).
р
Р, буква рцы, ре; согласная, в русской азбуке восемнадцатая. В церковном счислении, под титлой означает
сто.
РА. См.: ВОЛГА.
РАБОЧЕЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ (см. также: самоуправление, община, артель), одно из основополагающих
начал организации труда в Древней Руси. Крестьянство развивалось в рамках общинного самоуправления,
аналогично ему происходило объединение ремесленников по профессиональным признакам на артельных
началах.
Уже данные XII в. косвенно свидетельствуют о соединении русских ремесленников в корпорации, сходные с
западноевропейскими цехами.
В XIV XV вв. типичной формой организации ремесленников становится дружина артель во главе со
старейшиной , или мастером. Причем дружина была одновременно и производственным коллективом, и
общественной организацией, в чем было ее несомненное сходство с крестьянской общиной.
На Руси существовало большое количество различных форм объединения ремесленников, но все они тяготели
к общинному самоуправлению, самоорганизации, порой даже обладали судебными правами. Часто ремесленники
одной профессии селились рядом друг с другом, образуя, как, например, в Новгороде, концы , улицы , сотни ,
ряды , строили свои патрональные церкви, объединялись вокруг них в братчины или обчины с правами
суда.
Подобные объединения (гильдии, сотни) существовали и у купцов, которые имели право суда и строили свои
церкви.
Древними организациями самоуправления городских тружеников были черные сотни и черные слободы, имена
которых до сих пор сохранились в названиях улиц (Мясницкая, Кузнецкий мост, Кожевники). Каждая черная
сотня составляла объединение ремесленников или торговцев, управляемых подобно сельскому обществу
выборными старостами или сотскими.
Как осуществлялось рабочее самоуправление ремесленными слободами в Древней Руси, видно на примере
Кадашевской и Тверской-Константиновской хамовных слобод Москвы XVII в.
Слободы эти были ткацкими и изготовляли десятки видов тканой продукции. Каждый член слободы у себя
дома обязан был выполнить работу определенного качества и количества. Мастерам и мастерицам выдавалось
ежегодное жалованье, состоявшее из двух частей: хлебного жалованья и льняных денег. Хлебное жалованье было
платой за их труд, который соответствовал размеру годового урока. Льняные деньги предназначались на покупку
сырья льна.
Собственно самоуправление в слободе осуществлялось 2 старостами, 4 целовальниками и 16 десятскими,
избираемыми всем миром один раз в год (о чем составлялась бумага, которая скреплялась подписями
избирателей).
Старосты были обязаны заботиться о слободских интересах наше слободское всего мира делати и радети ,
представлять интересы тяглецов перед вышестоящим органом мастерской палаты государю бити челом обо
всем и ходити неоплошно ; разверстывать государевы подати и обложения на цели слободского самоуправления
сообразно с жалованьем каждого тяглеца; назначать сборщиков для сбора податей, хранить собранные деньги и
расходовать их на мирские нужды.
Со своей стороны слобода должна была слушаться своих выборных, исправно ходить на сходы какого
государева дела и мирского совета (за неявку на мирской сход за своим огурством полагался штраф); платить
без ослушания разложенные старостами разметные деньги; не оскорблять старост не бранити их некоторыми
позорными словесами и вообще не подати их ни в чем, во всем им помогать .
О деятельности рабочего самоуправления ремесленных слобод древней Москвы дошло до нашего времени
немало документов. Как будто доносятся к нам голоса наших соотечественников, выбиравших старосту и
целовальников Тверской-Константиновской слободы: Быть им за нашим выбором... у полотняной казны и
великим государем обо всех делах ходить, бить челом неоплошно... а они... люди добрые и с такое дело их будет и
верить им в том мочно, то наш и выбор . Или еще запись о мирском сходе Казенной слободы в 1685: ...выбрали
мы Кондратея Федора сына Шапошника в том, что быть ему Кондратью у всяких великих государей дел в
Казенном приказе и у мирских дел той Казенной слободы в старостах... А он Кондратей человек добрый и
пожиточный, и в таком деле верить ему мочно и ходить ему Кондратью за нашим выбором за их великих
государевых и за мирским делом неоплошно и во всем мирском деле радети, а нам его ни в чем не выдать, а без
мирского ведома никакова дела своим изволом не делать .
Ремесленные самоуправляющиеся организации на Руси носили более демократичный характер, чем в Западной
Европе. Цехи в России, писал в XVIII в. французский промышленник Фрибе, не подавляют талантов и не делают
помех в труде. В русских ремесленных братчинах, дружинах, артелях нет следов цеховой принудительности, так
распространенной на Западе, где запрещалось заниматься ремеслом тем, кто в цех не записан, с точным
регулированием цен, количества и качества вырабатываемых каждым ремесленником товаров, с определенной
регистрацией взаимоотношений мастеров, подмастерьев и учеников. В Древней Руси эти вопросы были
внутренним делом самоуправляющейся организации, которая оставляла право другим организациям и отдельным