<< Пред. стр. 205 (из 245) След. >>
Серафима... Как же не благодарить Его за неизреченный дар нам обоим! Этак, батюшка, не всегда и великимпустынникам являет Господь Бог милость Свою. Это благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце
ваше, как мать чадолюбивая по предстательству самой Матери Божией... Смотрите просто и не убойтесь
Господь с нами! Что же чувствуете вы теперь спросил меня о. Серафим. Необыкновенно хорошо!
сказал я. Да как же хорошо Что именно Я отвечал: Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что
никакими словами выразить не могу! Это, ваше боголюбие, сказал батюшка о. Серафим, тот мир, про
который Господь сказал ученикам Своим: Мир Мой даю вам, не яко же мир дает, Аз даю вам. Аще бы от мира
бысте были, мир убо свое любил бы, но Аз избрах вас от мира, сего ради ненавидит вас мир. Но дерзайте, яко Аз
победих мир . Вот этим-то людям, избранным от Господа, и дает Господь тот мир, который вы в себе теперь
чувствуете. Мир , по слову апостольскому, всякий ум преимущий (Флп. 4:7). Что же еще чувствуете вы
Необыкновенную сладость! отвечал я. Что же еще вы чувствуете Необыкновенную радость во всем
моем сердце! Батюшка о. Серафим продолжал: Это та самая радость, про которую Господь говорит в
Евангелии Своем: Жена, егда рождает, скорбь имать... егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость .
Но как бы ни была утешительна радость эта, которую вы теперь чувствуете в сердце своем, она ничтожна в
сравнении с тою, про которую Сам Господь устами Своего апостола сказал, что радости той ни око не виде, ни
ухо не слыша, ни на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Предзадатки этой
радости даются нам теперь, и если от них так сладко, хорошо и весело на душах наших, то что сказать о той
радости, которая уготована на небесах плачущим здесь на земле .. Что же вы чувствуете, ваше боголюбие Я
отвечал: Теплоту необыкновенную! Как, батюшка, теплоту Да ведь мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе,
и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает... Какая же может быть тут теплота Я
отвечал: А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку... И запах, спросил он меня, такой
же, как из бани Нет, отвечал я, на земле нет ничего подобного этому благоуханию... Батюшка о.
Серафим, приятно улыбнувшись, сказал: И сам я, батюшка, знаю это точно так же, как и вы, да нарочно
спрашиваю у вас так ли вы это чувствуете .. Ведь ни на вас, ни на мне снег не тает и над нами тоже, стало быть,
теплота эта не в воздухе, а в нас самих. Она-то и есть та самая теплота, про которую Дух Святый словами молитвы
заставляет нас вопиять ко Господу: Теплотою Духа Святого согрей мя! Так ведь и должно быть на самом деле,
потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем, ибо Господь сказал: Царство Божие
внутрь вас есть . Ну, уж теперь нечего более, кажется, спрашивать, ваше боголюбие, каким образом бывают люди
в благодати Духа Святого! Будете ли вы помнить теперешнее явление неизреченной милости Божией, посетившей
нас Не знаю, батюшка! сказал я. Удостоит ли меня Господь навсегда помнить так живо и явственно,
как теперь я чувствую, эту милость Божию . А я мню, отвечал мне отец Серафим, что Господь поможет
вам навсегда удержать это в памяти вашей, ибо иначе благость Его не преклонилась бы так мгновенно к
смиренному молению моему, тем более что и не для вас одних дано вам разуметь это, а через вас для целого мира,
чтобы вы сами утверждались в деле Божием и другим могли бы быть полезными .
СТЯЖАТЕЛИ (иосифляне), название группы русских церковных деятелей во главе с Иосифом Волоцким,
выступавшей за усиление роли Церкви в государстве и обществе, бережное отношение к святоотеческому
преданию и сохранение церковных и монастырских владений. За последнее их политические оппоненты
заволжские старцы присвоили этой группе обидное название стяжатели , считая, что владение
собственностью несовместимо с монашеским служением. В полемике с Иосифом Волоцким некоторые заволжские
старцы даже позволили себе критиковать святоотеческие произведения, в которых содержались положения,
обосновывавшие церковное и монастырское землевладение. Позиция заволжских старцев в этом вопросе была
ошибочной. Собирание в руках Церкви земель и собственности было не стяжанием богатств в целях ведения
роскошной жизни, а средством, позволяющим Церкви усиливать ее роль в государстве и обществе посредством
расширения пастырской, благотворительной и просветительской деятельности. Лишение Церкви земель и
собственности, как впоследствии показали реформы Петра I и Екатерины II, ослабляло возможности духовной
жизни, расширяло сферу мирских, антихристианских начал. В XVI в. на Соборах 1503 и 1531 стяжатели сумели
доказать свою правоту, отодвинув от России почти на два века опасность секуляризации и обмирщения.
О. Платонов
СУББОТНИКИ, тайная иудейская секта в России XVII XX вв., преемница ереси жидовствующих. В 1990-х
субботники вышли из подполья и в большинстве своем выехали в Израиль.
СУББОТОВ, село в Малороссии на р. Тясмин (приток Днепра), Черкасская обл. Основано в 1616 на землях,
принадлежавших М. Хмельницкому, отцу гетмана Б. Хмельницкого. Был одним из центров польских оккупантов. В
1667 захвачен Польшей. В 1793 возвращен России. Сохранилась Ильинская церковь (1653) родовая
усыпальница Хмельницких, где похоронен гетман.
СУВОРИН Алексей Сергеевич (псевдонимы Бобровский, Незнакомец) (11.09.1834-11.08.1912), русский
публицист, издатель, беллетрист. Сын государственного крестьянина, дослужившегося до чина капитана. В 1861
переехал в Москву и стал сотрудником Русской речи , печатался в Современнике , Отечественных записках и
др. С декабря 1862 жил в Петербурге. В 1863 75 сотрудник Санкт-Петербургских ведомостей , в 1875 76
Биржевых ведомостей . Изданный в 1866 роман Суворина Всякие , был уничтожен по приговору суда, а
Суворин подвергнут аресту. В 1876 Суворин стал владельцем газеты Новое время , которой вскоре придал
русское патриотическое направление. Газета получила широкое распространение. В 1911 Суворин учредил
издательство Новое время . Создал Контрагентство печати монополистическую организацию,
занимавшуюся сбором информации и распространением периодических и других печатных изданий по всей
России. Издавал многочисленные справочники Весь Петербург (с 1894), Вся Москва (с 1895), Вся Россия (с
1895), Русский календарь (с 1872), с 1880 Исторический вестник , труды по истории России (А.Г. Брикнера,
Н.К. Шильдера и др.). Основал театр в Петербурге.
СУВОРОВ Александр Васильевич (13.11.1730-6.05.1800), выдающийся полководец, генералиссимус (1799),
граф Рымникский (1789), князь Италийский (1799).
В 1742 Суворов был записан в Семеновский полк, начал в нем службу капралом в 1748. В 1754 поручик
Суворов был назначен в Ингерманландский полк. В 1756 59 был на разных штабных должностях. Свою боевую
деятельность подполковник Суворов начал в годы Семилетней войны (1756 63), участвовал в сражении под
Кунесдорфом (1759), во взятии Берлина (1760), в 1761 командовал отдельным отрядом, нанес ряд поражений
прусской армии в Польше и действовал под Кольбергом. В 1763 69 в чине полковника (1762) и бригадира (1768)
командовал Суздальским пехотным полком в Новой Ладоге. В 1769 72 бригада генерал-майора (1770) Суворова
действовала против отрядов польских конфедератов. В 1773 Суворов был направлен в 1-ю армию П. А. Румянцева.
Большое значение для успешного окончания Русско-турецкой войны (1768 74) имела победа Суворова при
Козлуджи (1774), где русский 18-тысячный отряд разбил 40-тысячную армию турок. В конце 1774 75 Суворов в
Поволжье участвовал в преследовании Е. И. Пугачева. Дальнейшая служба Суворова была связана с южными
районами и границами России: в 1778 79 командовал Кубанским и Крымским корпусами, в 1780 82 в
Астрахани, в 1782 84 командовал Кубанским корпусом, в 1787 Кременчугской дивизией.
Русско-турецкую войну (1787 91) Суворов начал в чине генерал-аншефа, одержал ряд блестящих побед под
Кинбурном (1787), Очаковом (1788), у Фокшан (1789), при Рымнике (1789), взял штурмом крепость Измаил (1790).
В 1791 Суворов назначен командующим русскими войсками в Финляндии, в 1792 94 на юге Украины. В 1794
он был отправлен на подавление польского восстания, нанес ряд ударов по польским войскам и штурмом овладел
предместьем Варшавы. В 1794 был произведен в генерал-фельдмаршалы, в 1795 96 командовал русскими
войсками в Польше и на Украине.
Пропрусские перемены в армии с приходом к власти Павла I вызвали у Суворова резкое недовольство. В 1797
он был уволен Павлом от службы и выслан в имение Кончанское. В феврале 1799 опала была снята, т. к. возникла
необходимость в действиях против французской армии в Италии.
Итальянский (1799) и Швейцарский (1799) походы стали вершиной его полководческой славы. Победы русской
армии на реках Адде и Требии, поражение французов при Нови позволили освободить всю Северную Италию от
противника. Во время Швейцарского похода, когда суворовская армия оказалась в сложнейших условиях,
брошенная союзниками на произвол судьбы, Суворов и его чудо-богатыри показали чудеса при взятии перевала
Сен-Готард и Чертова моста. Войска Суворова с честью вышли из окружения: русский штык прорвался сквозь
Альпы . За Швейцарскую кампанию Суворов получил чин генералиссимуса, а вслед за тем последовала новая
опала, продолжавшаяся до самой смерти полководца.
Суворов был высокообразованным человеком. Владел несколькими языками, занимался литературным
творчеством, философией и историей. Жизнь Суворова была трудной жизнью воина, он бывал много раз ранен,
терпел лишения и обиды. Был необыкновенно трудолюбив. Невзгоды переносил мужественно, его прямой
характер не позволял мириться с несправедливостью, пресмыкаться при дворе. Суворов велик не только как
полководец, не знавший поражений, он был создателем военной доктрины и новой стратегии и тактики войн. Свои
взгляды Суворов развил в Полковом учреждении (1765), Науке побеждать (1795), записках и инструкциях.
Суворов был противником распространенной в то время в европейских армиях кордонной системы ведения войн,
которая сводилась к распылению сил, неспешным военным действиям, излишним потерям. Суворов исходил из
того, что война служит преддверием мира, поэтому она должна быть по возможности скоротечной. Военный
успех, по Суворову, обеспечивался сочетанием трех решающих факторов глазомера, быстроты и натиска.
Тактическим приемом Суворова было широкое использование маневра, выбор которого происходил с учетом
противника, местности и обстановки. Суворов предлагал использовать сосредоточение основных сил на главном
участке сражения, добиваясь превосходства в направлении решающего удара и обеспечивая разгром противника
по частям, а затем его преследование. Суворов воспитывал войска в духе наступательной тактики, большое
внимание уделял обучению солдат профессиональным навыкам и постоянно заботился о моральном духе войск.
Суворов, по словам Дениса Давыдова, положил руку на сердце солдата и изучил его биение , недаром солдаты
платили ему любовью, называя его солдат-фельдмаршал . Всю свою жизнь Суворов отдал служению России. Он
говорил: Горжусь, что я русский!.. Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным
Отечеству .
Л.Н. Вдовина
СУДЕБНИК, название двух московских законодательных сборников. Судебник 1497 первый
законодательный кодекс Русского централизованного государства. Издан Иваном III. Состоит из 68 статей почти
исключительно процессуального содержания. Краток по сравнению с Русской Правдой. Судебник 1550, или
Царский судебник, расширен до 100 статей, но и в нем преобладают нормы процессуального права.
СУДЖА, город в Курской обл., центр Суджанского р-на. Расположен на южной окраине Среднерусской
возвышенности, на реках Судже и Олёшне (бассейн Днепра). Население 8 тыс. чел. Суджанская слобода (основана
в XVII в.) входила в систему укреплений, защищавших южные подступы к Москве. Город Суджа с 1664. К 1786
военно-стратегическое значение Суджи полностью утрачено, развивался в дальнейшем как торгово-ремесленный
центр.
СУДИСЛАВЛЬ, поселок городского типа в Костромской обл., центр Судиславского р-на. Расположен на р.
Корбе. Население 5,8 тыс. чел.
Впервые упоминается в летописи Солигаличско-Воскресенского монастыря с 1360 как город-крепость, в 1572 в
духовном завещании Ивана Грозного отписан его сыну Федору. Постепенно теряет военно-стратегическое
значение и превращается в торговый купеческий город центр торговли грибами (кроме того, продавали хлеб,
кожи, льняные холсты предметы столярного ремесла, глиняную посуду и др.). С 1719 удельный город
Костромской провинции Московской губ., в 1778 оставлен за штатом.
СУДОГДА, город во Владимирской обл., центр Судогодского р-на. Расположен на Мещёрской низменности,
на левом берегу р. Судогды (приток Клязьмы). Население 14,7 тыс. чел. Известен с н. XVII в. как слобода; город с
1778.
СУДЬБА. - См.: ДОЛЯ.
СУЗДАЛЬ, город во Владимирской обл., центр Суздальского р-на. Расположен во Владимирском ополье, на р.
Каменке (приток р. Нерль, впадающей в Клязьму). Население 12 тыс. чел. Известен как город с X в. Впервые
упоминается в 1024; как город-крепость в 1096. В 1-й пол. XII в. при Юрии Долгоруком был центром Ростовско-
Суздальского княжества, затем входил в состав Владимиро-Суздальского княжества. С сер. XIII в. столица
самостоятельного Суздальского княжества. Суздаль старейший христианский приход в Северо-Восточной Руси
(уже в XI в. здесь было подворье Киево-Печерского монастыря с церковью Св. Дмитрия). В 1238 сожжен монголо-
татарами. В 1-й пол. XIV в. столица Суздальско-Нижегородского княжества. В 1392 Суздаль вошел в Великое
Московское княжество, в составе которого окончательно был закреплен в XV в. Утратив политическое значение,
становится одним из крупных русских религиозных центров. До к. XIX в. в Суздале находилась епархия, в к. XVII
н. XVIII в. митрополия. С XVI в. в Суздале активно велось строительство храмов и монастырей. Суздальский
Спасо-Евфимиев (мужской) и Покровский (женский) монастыри были крупнейшими феодалами на Руси. В н.
XVII в. в период польско-литовской интервенции Суздаль был сильно разрушен и разорен. С сер. XVII в. начался
период торгово-экономического подъема. В XVII XIX вв. в городе были развиты ремесла и промыслы:
серебряников, кузнецов, кожевников, ткачей и др. Со 2-й пол. XIX в., с перемещением торговых путей, Суздаль
приходит в упадок.
Сохранилось свыше 100 памятников русского зодчества XIII XIX вв. На территории кремля собор
Рождества Богородицы (1222 25, перестраивался; фрески XIII, XV, XVII вв., иконостас XVII в.); Архиерейские
палаты (XV XVIII вв.) и шатровая колокольня (1653); церкви Успенская (после 1650, перестроена в 1720),
Афанасьевская (1720), Иоакима и Анны, Христорождественская (1771), Никольская (1719) и др. В центральной
части и на окраинах Суздаля ансамбли монастырей: Спасо-Евфимиевского (основан в 1352) с Преображенским
собором (1564, перестраивался в XVII и XIX вв.), шатровой Успенской трапезной церковью (1525), звонницей
(XVI XVII вв.), на территории монастыря могила кн. Д.М. Пожарского; Суздальского Ризположенского
(основан в 1-й пол. XVI в.), Покровского (основан в 1364, комплекс сооружений преимущественно XVI в.),
Александровского.
СУЗДАЛЬСКАЯ КАЗАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков Казанской
чудотворной иконы. До 1920-х сохранялась в приходской Воскресенской церкви г. Суздаля. Эту икону написал
инок Иоаким, живший в XVII в. По повелению Самой Пресвятой Богородицы он принес и поставил икону в
суздальской церкви. Празднование 8/21 июля.
СУЗДАЛЬСКИЙ ВАСИЛЬЕВСКИЙ женский монастырь. -См.: СУЗДАЛЬСКИЙ РИЗПОЛОЖЕНСКИЙ
женский монастырь.
СУЗДАЛЬСКИЙ ПОКРОВСКИЙ женский монастырь, Владимирская еп., в Суздале. Основан в 1364 кн.
Андреем Константиновичем Суздальским. В Покровском соборе покоилась заключенная в монастыре после
развода царица Соломония Сабурова, в иночестве София, первая супруга вел. кн. Василия Иоанновича. В ризнице
сохранялись древние вещи, жертвованные Иоанном Грозным и другими лицами.
СУЗДАЛЬСКИЙ РИЗПОЛОЖЕНСКИЙ женский монастырь, Владимирская еп., в Суздале. Основан в 1207.
Здесь почивали в соборном храме мощи св. кн. Евфросинии. К нему был приписан Суздальский Васильевский
женский монастырь в г. Суздале. Упоминается в XIII в. Соборный храм монастыря во имя св. Василия Великого
был построен в 1669; здесь сохранялся серебряно-вызолоченный напрестольный крест (1673). Близ собора
находилась гробница блж. Евдокии, юродствующей Христа ради в Суздале 50 лет (ск. 1776).
С. В. Булгаков
СУЗДАЛЬСКИЙ СПАСО-ЕВФИМИЕВ мужской монастырь, Владимирская еп., в Суздале, на берегу р.
Каменки. Основан в 1352 по повелению Суздальского и Нижегородского кн. Бориса Константиновича прп.
Евфимием Суздальским, которому поручено было устройство монастыря. В 1445 монастырь был разорен татарами;
в 1501 пострадал от пожара; но затем, по милости царей Василия Иоанновича и Иоанна Грозного, пришел в
цветущее состояние. В Спасо-Преображенском соборе, построенном в 1511, почивали мощи прп. Евфимия в
серебряной раке, сооруженной в 1823. Здесь же находилась весьма чтимая древняя Корсунская икона Божией
Матери. В монастыре был погребен знаменитый освободитель России кн. Димитрий Михайлович Пожарский с
прочими лицами своей фамилии; над могилой его стоял памятник из белого мрамора. В ризнице среди множества
богатых вещей, жертвованных кнн. Пожарскими, хранились: Евангелие со собственноручною надписью кн. Д.М.
Пожарского и шитая супругою его плащаница, митра прп. Евфимия, его же медный крест и рукописное Евангелие.
В 9-е воскресенье после Пасхи бывал крестный ход вокруг монастыря. В монастыре сохранилось арестантское
отделение, устроенное для заключения лиц за преступления против веры. При монастыре находилась школа имени
кн. Д. М. Пожарского. С.В. Булгаков
СУЗДАЛЬСКО-НИЖЕГОРОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО, одно из княжеств XIV XV вв. Северо-Восточной
Руси. Занимало территорию по среднему течению р. Нерли Клязьминской, бассейн р. Тезы, среднего и нижнего
течения Клязьмы и Оки, среднее течение Волги до низовья р. Суры. Основными его центрами были Суздаль,
Нижний Новгород, Гороховец, Городец, Курмыш. Суздальско-Нижегородское княжество образовалось в 1328,
когда монголо-татары разделили русские земли между Иваном Калитой и Александром Васильевичем
Суздальским, передав последнему Владимир и Поволжье (Нижний Новгород, Городец, Гороховец). После смерти
Александра эти земли перешли под власть Ивана Калиты; брат Александра Константин сохранил лишь Суздаль. В
1341 Поволжье вновь было отдано Ордой суздальскому князю. Подъем Нижнего Новгорода в 1-й пол. XIV в.
привел к перенесению туда из Суздаля столицы княжества (ок. сер. XIV в.). Развитие феодального землевладения и
торговли, особенно в Поволжье, поддержка Орды и Новгорода Великого позволили князьям Суздальско-
Нижегородского княжества вести борьбу с московскими князьями за великое княжение Владимирское
(Константин Васильевич, его сын Дмитрий). Последнему удалось в 1360 и 1363 захватить великое княжение, но
ненадолго. Позднее он действовал уже как союзник московского князя. В 1392 московское войско захватило
Нижний Новгород. С этого времени московские великие князья удерживали Поволжье в своих руках, хотя князья
Суздальско-Нижегородского княжества с помощью монголо-татар иногда добивались возвращения Нижнего
Новгорода (1395, 1411 14, 1440-е). Собственно, Суздальское княжество распалось в этот период на ряд уделов,
которые были присоединены к Москве в сер. XV в.
В.К.
СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО, одно из княжеств Северо-Восточной Руси, которое выделилось из
Владимиро-Суздальского княжества. Впервые Суздаль стал центром самостоятельного княжества в 1217, когда он
был передан Юрию, сыну Всеволода Большое Гнездо. В 1218, когда Юрий утвердился на столе великого княжения,
территория Суздальского княжества была воссоединена с территорией Великого княжества Владимирского. В 1238
Суздаль был вновь выделен в удел сыну Всеволода Святославу. В к. 50-х Суздаль перешел под власть кн.
Андрея Ярославича и в дальнейшем находился в руках его потомков. Последние не играли самостоятельной
политической роли в Северо-Восточной Руси. В XIV в. к Суздальскому княжеству было присоединено
Нижегородско-Городецкое княжество.
В.К.
СУЗЕМКА, поселок городского типа в Брянской обл., центр Суземского р-на. Население 10 тыс. чел. Основан
в к. XII н. XIII в.
СУКОННАЯ СОТНЯ, одна из привилегированных корпораций русского купечества к. XVI н. XVIII в.,
третья по значению и богатству ее членов, после гостей и гостиной сотни. Впервые суконная сотня фигурирует на
Соборе 1598. До оформления суконной сотни в Москве и др. городах имелась корпорация суконников. Члены ее
играли крупную роль во внутренней торговле. Их положение определялось особой жалованной грамотой,
выданной им на рубеже XVI XVII вв. Они, как гости и члены гостиной сотни, освобождались от налогов и
повинностей, ложившихся на посадскую общину, исключались из юрисдикции местных властей, получали
повышенную плату за бесчестье и имели др. привилегии, кроме права покупки вотчин и свободного выезда за
границу. Обладая меньшими богатствами, чем гости и люди гостиной сотни, члены суконной сотни служили в
товарищах при гостях, заведовали более мелкими предприятиями и также несли материальную ответственность в
случае недобора казенных сумм. В к. XVI н. XVII в. насчитывалось 250 членов суконной сотни, в 1649 116.
Суконная сотня, так же как и гостиная, пополнялась царскими указами за счет зажиточных людей из посада и
крестьян. В 1625 47 в суконную сотню было взято 156 семей. Несмотря на требования правительства, не все
члены суконной сотни обзаводились домами в Москве. Некоторые предпочитали жить в других городах. В 1678 в
Москве числится лишь 51 двор суконной сотни. К XVIII в. суконная сотня потеряла свое значение, а члены ее, так
же как гости и люди гостиной сотни, были расписаны по гильдиям; в 1724 в Москве, в 1728 в остальных
городах.
Д.Т.
СУМАРОКОВ Александр Петрович (14.11.1717-1.10.1777), русский писатель, один из видных
представителей классицизма. В трагедиях Хорев (1747), Синав и Трувор (1748) и Димитрий Самозванец
(1771) ставит проблемы гражданского долга, служения обществу, самоотречения во имя блага государства.
Комедии Сумарокова Опекун (1765), Лихоимец (1768) и др. направлены против сословного чванства и
невежества провинциального дворянства.
Писал басни, оды, эпиграммы, песни. В целом творчество Сумарокова содействовало развитию русского
литературного языка.
СУПРАСЛЬСКАЯ ОДИГИТРИЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В Гродненской еп., в
шестнадцати верстах от г. Белостока, находится древнейший памятник Православия в западнорусском крае
Супрасльский Благовещенский монастырь, основанный в 1500 на берегу р. Супрасли. Этот монастырь прославился
чудотворною иконою Пресвятой Богородицы. Сюда стекаются многочисленные толпы богомольцев; не только
православные, но и католики и даже протестанты, почитая икону чудотворною, стремятся для поклонения Царице
Небесной к чудотворной Ее иконе. Происхождение Супрасльской иконы неизвестно; но есть предание, что она
привезена из Смоленска. Она представляет собой копию с чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии
Смоленской с Предвечным Младенцем на левой руке. Вверху над главою Богоматери изображение Бога Отца в
облаках, с ликами ангелов по сторонам.
Празднуется 28 июля/10 августа.
Прот. И. Бухарев
СУПРАСЛЬСКИЙ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ мужской монастырь, Гродненская еп., на берегу р. Супрасля, в
окрестностях Белостока. Основан знаменитым западнорусским вельможею Александром Ивановичем Ходкевичем,
маршалком (наименование выборного от шляхты председателя сеймиков) Великого княжества Литовского, при
участии Иосифа Солтана, еп. Смоленского, а впоследствии митр. Киевского. Первоначально монастырь был
заложен Ходкевичем в 1498 в своем вотчинном имении, около с. Городка, Белостокского у., но в 1500 был
перенесен на новое место. Монастырский величественный трехпрестольный каменный храм (начатый в 1505).
Главною монастырской святынею являлась чудотворная Супрасльская икона Божией Матери Одигитрии . По
монастырскому преданию, эта св. икона точная копия со Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии .
С.В. Булгаков
СУПРЯДКИ, женский вид помочей (хотя могли приходить и мужчины), на которые собирались нередко
несколько десятков женщин. Осенью, когда было готово сырье для пряжи шерсть, лен, конопля, хозяйка
рассылала его небольшими порциями знакомым женщинам и девушкам. Между рассылкой сырья и назначением
дня супрядок проходил срок, нужный для приготовления пряжи и ниток. О назначении супрядки хозяйка извещала
накануне или поутру; к вечеру все супрядницы в лучших нарядах своих являлись с готовой пряжей и нитками,
и устраивались угощения с пением и плясками.
М.М. Громыко
СУРГУТ, город в Ханты-Мансийском автономном округе, центр Сургутского р-на. Расположен на севере
Западной Сибири, порт на правом берегу Оби (важнейший в Приобье). Население 266 тыс. чел.
Сургут один из первых русских городов в Сибири. Основан в 1594 на месте остяцкой крепости, назван по
наименованию протоки Оби. В XVII XVIII вв. один из центров русской колонизации Западной Сибири. В 1804
67 не имел статуса города; с 1868 вновь город. С 1926 в связи с малочисленностью населения (1,3 тыс. чел.)
поселок. С 1930 в Ханты-Мансийском национальном округе. С открытием в 50 60-х богатых месторождений