<< Пред. стр. 212 (из 245) След. >>
ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич (29.12.1882/10.01.1883-23.02.1945), русский прозаик, публицист, драматург.
Воспитывался на хуторе под Самарой в доме отчима. Учился в Петербургском технологическом институте и в
Художественном училище. Первые публикации стихи. Распаду помещичьей усадьбы посвящена ранняя проза
Толстого ( Заволжье , 1910, романы Чудаки , 1911, и Хромой барин , 1912).
С началом Первой мировой войны в качестве военного корреспондента Русских ведомостей неоднократно
выезжает в зону боевых действий, привозя оттуда очерки и заметки о патриотизме и мужестве русских воинов.
Меняются литературные пристрастия Толстого; разочаровавшись в декадентском искусстве, он резко осуждает его
за безжизненность и никчемность.
Февральскую революцию Толстой принимает восторженно, но Октябрьский переворот рушит его идиллические
надежды: гибнут два его родных брата, расстреляны дядья, несколько родственников умирают от голода и
болезней. Физически возненавидев большевиков как виновников смуты, Толстой уже в 1918 через Одессу
перебирается во Францию, затем в Германию.
Эмигрантские годы писатель назовет позднее самым тяжелым периодом всей своей жизни . Бытовая
неустроенность отягощалась его несовместимостью с эмигрантской средой, в целом не разделявшей его
безоглядную веру в русский народ. Преодолевая гнетущее одиночество, писатель пишет пронизанные
воспоминаниями о прошлом повести Детство Никиты и Приключения Никиты Рощина (1922) и
фантастическую повесть о прекрасном мире всеобщего счастья и справедливости Аэлита (1923).
В эмиграции написан роман Сестры (1919 22), 1-я часть будущей трилогии Хождение по мукам .
В 1922 Толстой публикует Открытое письмо Н. В. Чайковскому , объясняя ему причины своего разрыва с
белой эмиграцией и признавая советскую власть как единственную силу, способную спасти Россию. С программой
укрепления нашей великодержавности в 1923 Толстой с семьей возвращается на родину.
В последующие годы наряду с многочисленными рассказами и повестями Толстой пишет вторую и третью
книги Хождения по мукам Восемнадцатый год (1928) и Хмурое утро (1941).
В 30-е, наряду с откровенно неудачными официальными повестью Хлеб (1937) и пьесой Путь к победе
(1938), писатель пишет один из лучших исторических романов в русской прозе Петр I (1930 45, третья часть
завершена в годы войны).
Публицистический дар Толстого с особой силой раскрывается в годы Великой Отечественной войны. Он
написал свыше 60 патриотических статей (в т. ч. знаменитый очерк Родина , 7 ноября 1941), фронтовой цикл
Рассказы Ивана Сударева (1942 44), драматическую трилогию Иван Грозный .
Из-за болезни писателя остался неосуществленным замысел писателя о подвиге русского народа в Великой
Отечественной войне.
ТОЛСТОЙ Лев Николаевич (28.08.1828-7.11.1910), граф, русский писатель. Родился в имении Ясная Поляна
Тульской губ. Получил первое начальное домашнее образование. С 1844 учился в Казанском университете,
сначала на восточном факультете, затем на юридическом. В 1847 оставил университет и возвратился в Ясную
Поляну.
В 1851, поступив на военную службу, Толстой отправился на Кавказ. Здесь он написал автобиографические
повести Детство , Отрочество (опубл. в 1852 и 1854). Позднее (в 1857) вышла последняя повесть этой
трилогии, в которой Толстой выразил стремление личности к постижению своей сущности, к нравственному
совершенствованию. Служба и участие в военных действиях на Кавказе (1851 53) дали Толстому богатые
впечатления об армейской жизни, о быте коренных народов, что потом получило отражение в рассказах и повестях
Толстого. В 1854 Толстой добровольно отправился в действующую Дунайскую армию, а с ноября 1854 участвовал
в обороне Севастополя, запечатленной в Севастопольских рассказах (1855 56).
В 1856 Толстой вышел в отставку в чине поручика, сотрудничал в журнале Современник . В к. 1850-х принял
участие в обсуждении проектов крестьянской реформы. Толстой дважды ездил за границу: в 1857 во Францию и
Швейцарию, в 1860 61 во Францию, Англию и Германию.
Возвратившись в Россию в 1861, Толстой принял участие в проведении реформы 1861, был мировым
посредником в Крапивенском у. Тульской губ., защищал интересы крестьян, что вызвало неудовольствие местных
помещиков и отстранение Толстого от должности. В 1859 им была создана яснополянская школа для крестьян
(действовала до 1862).
В течение 20 лет (до 1882) Толстой жил с семьей в Ясной Поляне, изредка наезжая в Москву. В этот период им
были написаны эпопея Война и мир (1863 69), роман Анна Каренина (1873 77), Азбука для детей
(1871 72), Новая азбука (1874 75), 4 выпуска Русских книг для чтения . В н. 1880-х происходит разрыв
Толстого с той средой, к которой он принадлежал по своему рождению и воспитанию, отказ от прежнего образа
жизни. Он теоретически обосновывает свое миропонимание в Исповеди , Исследовании догматического
богословия , Соединении и переводе четырех Евангелий и особенно в трактате В чем моя вера , создает свою
религиозно-философскую систему. Толстой призывал к преобразованию общества путем морально-религиозного
самоусовершенствования, отказа от всякого насилия (проповедовал тезис непротивления злу насилием ).
Толстой стал всемирно известным писателем и мыслителем, имевшим почитателей и последователей в России,
Западной Европе, в Индии, Японии и др. странах. В 1880-х 90-х им были созданы романы и повести, в которых
обсуждались насущные проблемы современности в социальном и религиозно-философском аспектах:
Воскресение (1889 99), Смерть Ивана Ильича (1884-86), Крейцерова соната (1887-89), Хаджи-Мурат
(1896 1904), драмы Власть тьмы (1887) и Живой труп (1900), комедия Плоды просвещения (1891). В 1884
по инициативе Толстого в Москве было основано просветительское издательство Посредник , издававшее для
народа доступную по цене художественную, научно-популярную и нравоучительную литературу.
За выступления против Православной Церкви Толстой в 1901 был отлучен от нее.
28 октября 1910 Толстой тайно ушел из Ясной Поляны и направился в Оптину пустынь, возможно, чтобы
совершить обряд покаяния, но по дороге простудился и заболел воспалением легких. Чтобы спасти душу
грешника, отлученного от Церкви, на станцию, где лежал больной Толстой, приехал святой оптинский старец
Варсонофий. Однако враги Христовой веры, окружавшие Толстого, не допустили русского святого к умирающему
писателю.
7 ноября Толстой скончался без покаяния на ст. Астапово Рязано-Уральской ж. д. Похоронен в Ясной Поляне
без церковного обряда.
В. Ф.
ТОЛСТОЙ Федор Павлович (10.02.1783-13.04.1873), граф, русский медальер, скульптор, художник.
Участвовал в оформлении храма Христа Спасителя. Рисунки к поэме И. Ф. Богдановича Душенька . Один из
руководителей Петербургской Академии художеств.
ТОЛШЕВСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь в Воронежской еп., находится на
правом берегу р. Усмани в 40 км от Воронежа. Основан в 1-й пол. XVII в. отшельником Константином. В н. XX в.
имел два каменных храма: во имя Всемилостивого Спаса и Успения Божией Матери. В монастырской библиотеке
хранились книги XVII XVIII вв.
ТОМСК, центр Томской обл. и Томского р-на. Расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, на
правом берегу р. Томи, в 60 км от ее впадения в Обь, и на берегах р. Ушайки. Население 473 тыс. чел.
Основан в 1604 как русская крепость в бассейне Томи. С 1629 центр области, торгово-ремесленный центр
Сибири. В 1719 Томск причислен к Енисейской провинции, в 1726 к Тобольской, с 1782 областной город
Тобольского наместничества. Со строительством Сибирского тракта Томск приобрел важное значение в
транзитной торговле; были развиты кожевенное и мыловаренное производства, кузнечное и столярное ремесла.
Население Томска и окрестных деревень занималось извозом. С 1804 Томск центр Томской губ. Добыча золота
в Томской и Енисейской губерниях с к. 1830-х усилила торговое и транзитное значение Томска. При строительстве
Транссибирской железнодорожной магистрали в Томске в 1896 была проложена железнодорожная ветка,
построены железнодорожные мастерские, город начал быстро расти и приобрел роль крупного экономического и
культурного центра Сибири. В 1880 здесь основан первый в Азиатской части России университет, в 1896 первое
в Сибири высшее техническое учебное заведение Технологический институт.
ТОРГОВАЯ КАЗНЬ, публичное наказание, применявшееся на Руси в XV XIX вв. Во время торговой казни
виновного били кнутом на торговой площади (отсюда название) или в других общественных местах. В к. XVIII в.
от торговой казни освобождались дворяне, духовенство и купцы. Отменена в 1845.
ТОРЖОК, город в Тверской обл., центр Торжокского р-на. Расположен на Торжковской гряде, на р. Тверце
(приток Волги). Население 50 тыс. чел.
Славянское поселение на территории Торжка существовало уже в XI в. Впервые упоминается в летописи под
1139 в связи с захватом его суздальским кн. Юрием Владимировичем Долгоруким. В XII XV вв. Торжок
(назывался также Новый Торг) центр Новоторжской волости, входившей в состав Новгородской феодальной
республики; важный пограничный форпост на юго-восточных границах владений Великого Новгорода. Ввиду
своего ключевого положения Торжок в XII XVII вв. свыше 20 раз подвергался нападениям, трижды был
полностью разрушен и возрождался вновь. С 1478 в Московском государстве; был пристанью на водном пути из
Новгорода в Москву, ямской станцией на сухопутной дороге в столицу. С постройкой в н. XVIII в. С.-Петербурга
Торжок промежуточный пункт на тракте Москва С.-Петербург. С XV в. развивались гончарное, плотницкое,
золотошвейное ремесла, с н. XIX в. кожевенное, обувное, кузнечное.
Архитектурные памятники: деревянная Старовознесенская церковь (1653), Новоторжский Борисоглебский
монастырь (основан в 1038; собор 1785 96, арх. Н.А. Львов), Новоторжский Воскресенский монастырь
(известен с XVI в.), бывшие здания присутственных мест, Городской управы (все 2-й пол. XVIII в.), Путевой
дворец Екатерины II (1770-е), Спасо-Преображенский собор (1822) и др.
ТОРОПЕЦ, город в Тверской обл., центр Торопецкого р-на. Расположен на западе Валдайской возвышенности,
у истока р. Торопи из озера Соломено. Население 17,5 тыс. чел.
Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1074 как город Смоленского княжества, до XII в.
принадлежал Новгороду. С 1167 центр удельного княжества. В XIII 1-й пол. XIV вв. Торопец неоднократно
подвергался нападениям литовских феодалов, в сер. XIV в. Торопец захвачен литовским кн. Ольгердом, вошел в
состав Великого княжества Литовского. В 1503 отвоеван русскими войсками, вошел в Московское государство. В
XVI XVII вв. один из значительных торгово-ремесленных центров на западной границе Русского государства. С
XVIII в. развивалась выделка кож. После строительства в 1905 07 торопецкого участка железной дороги
Бологое Полоцк город стал центром торговли лесоматериалами.
Архитектурные памятники: комплекс Троицкого Небина монастыря (осн. в 1592), Корсунско-Богородицкий
собор (1795-1804); церкви - Богоявленская (1751 71), Никольская (1666), Покровская (1766), Иоанна Предтечи
(1703-04), Казанская (1698-1765) и др.
ТОСНО, город в Ленинградской обл., центр Тосненского р-на. Расположен на берегу р. Тосны (приток Невы).
Население 35 тыс. чел.
Впервые деревня Тосно упоминается в 1500; входила в состав Водской пятины Новгородской феодальной
республики. С н. XVIII в. ямская станция на дороге от С.-Петербурга до Москвы. К к. XVIII - н. XIX вв. Тосно
становится самым крупным населенным пунктом и почтовой станцией на Московском тракте.
ТОТЕМСКИЙ монастырь. - См.: СПАСО-СУМОРИН ТОТЕМСКИЙ монастырь.
ТОТЬМА, город в Вологодской обл., центр Тотемского р-на. Расположен на р. Сухоне (порт). Население 11
тыс. чел.
Впервые упоминается в 1137 как погост Тодма. В 1500 в 15 км ниже погоста по р. Сухоне, близ р. Ковды, были
обнаружены соляные источники и заложены соляные варницы (одни из старейших в России), у которых основан
посад Соль Тотемская. В 1539 посад разорен казанскими татарами, жители его переселились на берег р. Сухоны,
где в 1554 был основан Спасо-Суморин монастырь (в 1555 получил право беспошлинного производства соли и
торговли ею). Возле солеварен вырос новый экономический и административный центр волости Тотьма. В 1565
Тотьма зачислена в опричные города. В XVI XVII вв. крупный центр солеварения (ежегодно производилось от 50
до 170 пудов соли) и важный торговый пункт на пути к Белому морю. В XVII XVIII вв. местные купцы вели
большую торговлю с Сибирью, Тотьма была значительным складским пунктом заграничных товаров. Во 2-й пол.
XVIII в. на средства тотемских купцов было снаряжено 20 экспедиций на Аляску, на Лисьи острова. Один из
первооткрывателей русской Америки И.А. Кусков, уроженец Тотьмы, основал в 1812 крепость Форт-Росс близ г.
Сан-Франциско и 10 лет был ее правителем.
Дома-музеи морехода Кускова, поэта Н.М. Рубцова. Архитектурные памятники: церкви Входоиерусалимская
(XVIII в.), Рождества (1793) и др., деревянные жилые дома с декоративной резьбой.
ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ. - См.: ВЕЛИКАЯ СИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ.
ТРАПЕЗА (застолье), вкушение пищи с соблюдением благочестия и благообразия.
Сложный комплекс благочестивых представлений и устойчивых норм поведения был связан со столом,
застольными местами, порядком потребления пищи. Одна из активных корреспонденток, отвечавших на
программу Этнографического бюро кн. Тенишева, Зорина Варвара, дочь местного священника, собравшая в к.
1890-х материал о повседневной жизни ряда волостей Жиздринского у. (Калужская губ.), сообщила существенные
сведения о взглядах русских крестьян на стол, за которым совершалась семейная трапеза в их собственной избе.
Стол четко связывался в крестьянском сознании с престолом Божиим в церкви. К столу относились, как к святыне.
Это проявлялось, в частности, в том, что стать ногами на стол считалось святотатством. При переходе в новую
избу первым из мебели вносили стол и, поставив его, молились на четыре стороны.
В любой крестьянской избе по всей территории расселения русских стол ставился в переднем (красном, святом)
углу, где располагались иконы, и место под святыми считалось самым почетным: здесь усаживался хозяин или
наиболее уважаемый из гостей. Далее рассаживались по старшинству. За стол садились все члены семьи, а если
были работники то и они тоже. Всех присутствующих в это время в избе по какому-либо поводу приглашали
обедать. Если младшим не хватало места на скамьях, то они ели стоя, либо же в очень больших семьях собирали 2
3 обеда. При обилии людей в застолье детей иногда отсаживали на полок (полати) и там кормили.
В некоторых местах сохранялось определенное устойчивое распределение мест в застолье между членами
семьи. Так, П. Пешков, сын крестьянина из Усть-Вельской вол. Вельского у. Вологодской губ., описал в 1899
следующий постоянный порядок размещения семьи за едой: большак садится на угол стола по мужской лавке (т.е.
стоящей вдоль досок пола, женская поперек); большуха, которая подает кушанья, садится на стуле или на
скамье у угла, направленного к середине избы и к печке; молодуха на углу, накрест с большаком; молодой
мужик или парень на углу в сутках , т.е. на почетном месте под иконами. Мальчики сидели за едой между
мужиками вдоль стола, а девочки между молодухой и отцом; девка молодая, если в семье было много детей,
садилась на скамейке с матерью, если же детей не было рядом с молодухой. Это же описание позволяет нам
представить себе, что видели сидящие за столом. В переднем углу большая божница, на ней большая икона
Троеручицы , писанная на дереве в Шенкурском женском монастыре, где живут в монахинях сестра и дочь
Андрея Семеновича (хозяина. М.Г.). В простенках картины: 1) Сотворение мира и жизнь первых людей
тоже из Шенкурска; 2) Два портрета царя и царицы, литографии чьей не упомню. Картины царя и царицы
сверху украшены большими крыльями, в виде орла .
Перед едой все молились. Молитва начиналась по почину хозяина. Во время обеда было принято молчать либо
же вести серьезные разговоры. Старики не позволяли молодым смеяться за обедом. Из Галичского у. Костромской
губ. корреспондент В. Решеткин даже писал, что пустословие и смех во время еды строго преследуются
стариками. Детям говорили: Што гогочешь Ты гогочешь, а в ложку-то тебе бес кастит!
За столом полагалось сидеть смирно, не болтать ногами. Распространено было представление, что болтающий
ногами качает на них черта. Детям в этом случае говорили: Али беса на ногу посадил, да качаешь
Существовало в народе убеждение: если за столом бранятся, то ангел Господень отходит от стола и начинает
горько плакать, а на его место является дьявол и радуется.
За едой проявляется особое отношение к хлебу. Хлеб дар Господень, хлеб наш насущный даждь нам
днесь . Сорить крошками хлеба считается грехом. Тщательно следили, чтобы крошки не упали на пол, не были
растоптаны, поэтому кусок старались разламывать над чашкой. Упавшие на стол крошки собирали и съедали.
Нередко неосведомленные люди оценивают такие поступки как проявление ненужной скупости или застарелую
привычку бедняка. На самом деле основа этих норм народной этики чисто духовная: отношение к хлебу как к
святыне. Крестьянка никогда не скажет делать хлебы , а всегда творить хлебы ; самое действие это
совершается постоянно с молитвою, как священнодействие , писал А. Балов.
Корни такого отношения, несомненно, в евхаристическом значении хлеба: в алтаре во время Литургической
службы хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. Народное понимание связи между восприятием
обычного обеденного стола как престола в алтаре и святости хлеба вошло в пословицу, зафиксированную В.И.
Далем: Хлеб на стол, так стол престол; а хлеба ни куска так и стол доска .
Есть полагалось чинно, не спеша. Как бы ни проголодался человек, он не должен был поглощать пищу
торопливо, с жадностью. Раньше хозяина никто не начинал есть ни одно из подаваемых блюд. Прежде чем
приступить к новому кушанью, осеняли себя крестным знамением (особенно перед мясным блюдом). Принято
было часто класть на стол ложку есть непрерывно, не кладя ложки, считалось неуместным нарушением
степенного поведения за столом. Есть в шапке и даже просто сидеть за столом в шапке считалось грехом.
Грешно также макать кусок хлеба в солонку. В объяснение этой нормы поведения ссылались на Евангелие: Иуда
во время Тайной Вечери обмочил руку в солило, тогда по руке вошел в него сатана . Другие объясняли этот
запрет ближе к Евангельскому тексту: нельзя макать, потому что это было сделано Христом с нечестивым Иудою.
И в этой черте поведения проступает в народном сознании связь между трапезой за своим домашним столом и
Тайной Вечерей Спасителя. Заканчивался обед, как и начинался молитвою.
М.М. Громыко
ТРАПЕЗНИКОВ Вадим Александрович (15/28.11.1905-1994), русский ученый в области
электромашиностроения, автоматики, процессов управления и экономики научно-технического прогресса, автор
ряда мировых открытий в этих областях.
ТРЕБНИК, богослужебная книга, заключающая в себе чино-последования Св. Таинств (кроме Таинств св.
Причащения и Священства) и других треб чин отпевания и погребения усопших, чин освящения воды, молитвы
по рождении младенца, при наречении младенца и воцерковлении его и др.
ТРЕДИАКОВСКИЙ Василий Кириллович (22.02.1703-6.08.1768), поэт, переводчик, филолог. Из
священнослужителей.
В 1723 26 Тредиаковский учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1726 30 слушал лекции по
математике, философии и богословию в Сорбонне. С 1732 служил переводчиком в Петербургской Академии наук.
Тредиаковский сыграл важную роль в становлении новой русской литературы и русского литературного языка.
В 1735 он опубликовал труд Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего
надлежащих знаний , который положил начало реформе силлабической стихотворной системы.
В 1745 50 Тредиаковский был академиком Петербургской Академии наук. С 1746 он читал лекции по теории
и истории ораторского искусства. В 1766 Тредиаковский издал Тилемахиду перевод нравоучительного
французского романа Ф. Фенелона. В произведении содержалась критика злых царей , на совести которых лежат
тяжкие преступления, в завуалированной форме намекалось на недавние события, приведшие к власти Екатерину
II.
Л. Н. Вдовина
ТРЕТИЙ РИМ, христианское учение о Москве как главном мировом оплоте Православия и Добра.
Впервые пророчество о Москве как о Третьем Риме было произнесено иноком Филофеем, старцем псковского
Спасо-Елеазарова Великопустынского монастыря, еще в царствование Василия Иоанновича, отца Иоанна
Грозного. Да веси яко вся христианския царства приидоша в конец, говорил он государеву дьяку Мунехину,
псковскому наместнику, и снидошася в едино царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не
быти .
Михаил Мисюрь-Мунехин, человек очень образованный, бывший послом в Египте и много путешествовавший,
по достоинству оценил значение этого пророчества для судеб России. В 1512 он привез в Москву писанный
Филофеем хронограф изложение исторических событий с самых древних времен. Скорее всего этот хронограф
был известен Иоанну IV и послужил ему в деле редактирования летописных сводов, отражавших ту же
пророческую мысль о России как о последнем убежище правоверия. Вообще хронографы и различные летописные
сборники в XVI XVII вв. умножились необычайно. Они дошли до нас в многочисленных и весьма разнообразных
списках, наглядно свидетельствуя о напряженной работе русской мысли по осознанию Божьего промышления о
русском народе и его государственном устроении.
Псковский старец сочувствовал молодому царю в его стремлении привести Россию в соответствие со
смотрением Божиим о ней. Многоопытный инок высокой духовной жизни, Филофей прожил около ста лет. Его
рождение относят ко времени падения Константинополя (1453), так что послание к царю он написал уже в
глубокой старости, умудренный долгими годами жизни. Известна любовь Иоанна Грозного к подвижникам
благочестия. Возможно, и Филофей знал царя лично это давало ему уверенность в том, что к его мнению
внимательно прислушаются.
После соборного покаяния царя и народа, завершившегося в 1550 всеземским примирением, наступило лето
Господне благоприятное для отеческого, пастырского вразумления юного монарха. И это вразумление прозвучало
из уст подвижника-старца. Филофей пишет Послание к царю и великому князю Иоанну Васильевичу всея Руси .
В нем старец дает дерзновенное толкование двенадцатой главы Апокалипсиса:
Говорит ведь возлюбленный наш богословесный Иоанн, на тайной вечери возлежавший на перси Господней и
почерпнувший там неизреченные тайны (текст Св. Писания приводится в том виде, как он дан Филофеем. Прим.
авт.): Видел знамение великое на небе: жену, облаченную в солнце, и луну под ногами ее, и на голове ее венец из
12 звезд. Она имела в чреве и кричала от болей и мук родов. И вот явился змей, большой и красный, с 7 головами и
10 рогами, и на головах его 7 диадем, и хобот его увлек с неба третью часть звезд небесных. Змей стоял перед
женою, которой надлежало родить, и хотел сожрать родившегося младенца. Тогда были даны жене два крыла
большого орла, и улетела она в пустыню в приготовленное место. И пустил змей из пасти своей воду, как реку,
чтобы потопить жену в реке . Толкование: жена святая Церковь; облечена в праведное солнце в Христа; луну
имеет под ногами Ветхий завет; венец на голове ее двенадцати апостолов учение; с болью рожает святым
крещением преобращает плотские чада в духовные; змей же дьявол, как говорится, краснота жестокость его
и кровопийство; 7 глав злые его, супротивные силы; 10 рогов знаменуют истребление царства, как раньше пали
арамейское, константинопольское, египетское и прочии. Дитя жены, которое змей хотел сожрать те люди, что
рождены были заново в святом крещении, но влечет их и после крещения дьявол к осквернению, подвигая к
погибели; бегство жены в пустыню из старого Рима из-за служения на опресноках, так как весь некогда великий
Рим пал и болен неисцелимым недоверием ересью аполлинариевой. В новый Рим бежала, то есть в
Константинополь, но и там покоя не обрела из-за соединения православных с латинянами на восьмом соборе,
потому и была разрушена константинопольская церковь, и унижена была, и стала подобна она хранилищу овощей.
И наконец в третий Рим бежала в новую и великую Русь. Это тоже пустыня, так как не было в ней святой веры,
не проповедовали там божественные апостолы, после всех воссияла там благодать Божия спасения, с ее помощью
познали мы истинного Бога. Единая нынче соборная апостольская церковь восточная ярче солнца во всем
поднебесье светится, и один только православный и великий русский царь во всем поднебесье, как Ной в ковчеге,
спасшийся от потопа, управляет и направляет Христову Церковь и утверждает православную веру. А когда змей
испустит из уст своих воду, как реку, желая в воде потопить, то увидим, что все царства потопятся неверием, а
новое же русское царство будет стоять оплотом православия .
Юный царь глубоко проникся пониманием своей особой роли и великой ответственности. С целью
упорядочения русской жизни в 1547 51 он несколько раз созывал соборы духовенства, на которых решались
важнейшие вопросы церковного и государственного устройства. Отцы наши, пастыри и учители, обращался
Иоанн к иереям и святителям, внидите в чувства ваши, прося у Бога милости и помощи, истрезвите ум и
просветитесь во всяких богодухновенных обычаях, как предал нам Господь, и меня, сына своего, наказуйте и
просвещайте на всякое благочестие, как подобает быть благочестивым царям, во всех праведных царских законах,
во всяком благоверии и чистоте, и все православное христианство нелестно утверждайте, да непорочно сохранит
истинный христианский закон. Я же единодушно всегда буду с вами исправлять и утверждать все, чему наставит
вас Дух Святой; если буду сопротивляться, вопреки божественных правил, вы о сем не умолкайте; если же
преслушник буду, воспретите мне без всякого страха, да жива будет душа моя и все сущие под властию нашею .
Соборы прославили новых русских святых, от которых народ ждал заступничества и благословения на
нелегком пути своего служения, утвердили новый Судебник сборник законов, определявших отправление
правосудия в России, подробно остановились на благоустройстве внутренней церковной жизни. Обличая
беспорядки и бесчиния, рассуждали о богослужении и уставах церковных, об иконописании (требуя от