<< Пред.           стр. 215 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 обрабатывал ее всем своим составом, со строителем во главе выходя на лесные и полевые работы .
  Еще в древности в народной жизни сложился образ крестьянина богатыря, пахаря, труженика, неразрывно
 связанного с землей, получающего от нее свою силу. Не случайно одна из главных фигур в русском богатырском
 эпосе Микула Селянинович, о котором вся Русь знала, что биться с ним нельзя, так как весь род Микулов любит
 Матушка Сыра Земля . Главное в жизни Микулы Селяниновича, согласно былинам, труд, пахота. В его образе
 олицетворяется сам народ, ибо только Микула может поднять те сумочки переметные , в которых обретается
  тяга земли . Мощь Микулы Селяниновича подавляет и посрамляет черные силы колдовства. Былина
 рассказывает, как богатырь Волх Всеславьевич, известный своей силой и вежеством (то есть владеющий
 колдовскими тайнами), при рождении которого подрожала Мать Сыра Земля; сотрясалося славно царство
 Индейское, а и сине море сколебалося , вынужден был уступить пахарю Микулушке первенство в труде. Волх
 Всеславьевич увидел в поле пахаря, который пашет, да с таким размахом, что ехал Волх до ратая день с утра до
 вечера, а не мог до ратая доехати . Не утерпел Волх, зовет Микулу Селяниновича поехать с собою в побратимах, и
 Микула соглашается, но когда пришло время вынимать из земли соху, то ни сам Волх, ни вся его дружина не
 могли с ней справиться, а только Микула Селянинович одной рукою выдергивает соху из земли и перебрасывает ее
 за ракитов куст.
  Из семей простых крестьян-тружеников рождаются главные русские богатыри, и прежде всего Илья Муромец,
 которые если уж берутся за работу, то выполняют ее от зари до зари, с полной отдачей и добросовестно. Народное
 сознание, выражаемое в сказках, пословицах, поговорках, песнях, былинах, рассматривает труд как нравственное
 деяние, а труженика-крестьянина как главное действующее лицо государства.
  Человек рожден для труда , говорят бесчисленные народные пословицы. Без труда нет добра , Труд
 человека кормит, а лень портит , Праздность мать пороков , Кто не работает, тот не ест , Без труда не
 вытащишь и рыбку из пруда , Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться , Труду время, потехе час , Без
 труда меду не едят , Труд кормит и одевает , Терпение и труд все перетрут , Без хорошего труда нет плода ,
  Зажиточно жить надо труд любить , Работай до поту, так и поешь в охоту , У работающего в руках дело
 огнем горит , Работай боле тебя и помнить будут доле , Рукам работа, душе праздник , Добрые люди день
 начинают работой , Работай смелее, будешь жить веселее , Сегодняшние работы на завтра не откладывай , У
 кого работа, у того и хлеб , Без дела жить только небо коптить .
  Отношение русского человека к труду вырабатывалось в упорной борьбе за освоение новых земель с
 бесконечным дремучим лесом, в противостоянии ордам многочисленных кочевников. Именно в этой борьбе с
 лесом складывался его трудовой характер. Чтобы освоить пашню, приготовить ее к новине , в первый год наши
 предки обдирали с деревьев кору, подсушивая деревья, в следующем в один из зимних месяцев производились
 подсека, рубка леса. Было это очень тяжело. Леса тогда были не такие, как сегодня, а настоящая дремучая тайга.
 Как только сходил снег и подсыхала почва, срубленные деревья складывали в гигантские костры и поджигали.
 Время от времени костры передвигали огромными шестами, по всему палу, чтобы выжечь на нем все пни и
 колоды, а землю равномерно удобрить золою. Эта адски тяжелая и трудоемкая работа в дыму и копоти, с которой
 люди каждый вечер возвращались домой обожженные и черные, как из пекла, пишет очевидец, а затем надо
 было еще убрать с расчистки все не успевшие сгореть остатки леса. Именно о такой вырубке и уборке подсеки, как
 о богатырском подвиге, поется в одной из былин об Илье Муромце:
 
  Пошел Илья ко родителям, ко батюшке
  На тую на работу на крестьянскую,
  Очистить надо пал от дубья-колодья.
  Он дубье-колодье все повырубил...
 
  Распахивать такой нераскорчеванный пал с тысячами корневых сплетений не под силу было бы даже мощному
 трактору, а потому его и вовсе не распахивали, а просто сеяли по пожоге, расковыряв кое-где примитивной
 мотыгой и заделывая брошенные зерна наволоком , бороной-суковаткой .
  Так наши предки жили не одну тысячу лет, ибо в самом древнем славянском календаре (замененном
 христианским в X в.) этапы этого труда были увековечены в названиях месяцев. Месяц февраль назывался тогда
 сечень, ибо именно в это время производилась рубка леса под пашню, а месяц апрель именовался березозоль в
 это время сваленный и подсохший лес превращали в золу. Да и вообще в названиях месяцев отражался трудовой
 характер наших предков. Так, месяц уборки урожая назывался серпень или жнивень.
  Земледельческий труд в этих условиях настоящий подвиг, требующий постоянного напряжения, самоотдачи
 и терпения. Конечно, все это рождало умение к тяжелому упорному труду, самостоятельность, энергичность и
 инициативу. Историк С.М. Соловьев отмечает дух предприимчивости, активности, умение концентрировать
 жизненные силы в борьбе с нелегкими условиями существования, проявляемые нашими предками на ранних
 этапах истории. Н.М. Карамзин свидетельствует о способности древних россиян искусно выполнять собственными
 руками многие виды работ, необходимые для хозяйства.
  Русский человек отмечал историк Д. И. Иловайский представлял замечательный образец характера
 деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или
 мягкому образу действия смотря по обстоятельствам .
  В силу природных особенностей нашей страны труд русских людей носил неравномерный характер. Как писал
 В.О. Ключевский, русский человек знал, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого
 труда и что короткое великорусское лето умеет еще укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это
 заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и
 впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному
 кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в
 продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому
 напряженному труду на короткое время, какой может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем
 такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному постоянному труду .
  Трудовой характер русского человека в устойчивой традиционной семье культивировался созданием и
 поддержанием в сознании всех членов трудящейся семьи образа идеального трудолюбивого предка, своим
 примером прокладывавшего дорогу ныне живущим членам семьи. Поэтому трудовая деятельность русского
 человека всегда осуществлялась с оглядкой на этого идеального предка (или предков), отказаться от заветов
 которого было изменой и предательством.
  Многие трудовые качества русского человека, и прежде всего его отношение к труду, сложились еще в
 дохристианский период. Орудия труда были с ним не только в жизни, но и брались в смертный путь. В древних
 славянских могильных курганах наряду с оружием, украшениями, различными предметами быта нередко находят
 и орудия труда (косы, молотки, серпы и т.д.), что значит: и на том свете наши древние предки не мыслили себя без
 работы.
  Принятие христианства ознаменовало новый этап в развитии труда, внесло в него сильное организующее
 начало, укрепило его духовно-нравственное ядро. Вопреки формально-догматической трактовке труда как
 проклятия Божьего отношение к труду в Древней Руси, только что принявшей христианство, носило живой
 самоутверждающий характер. Идея труда как общеполезного дела, и в идеале как служения мирским интересам,
 конечно, родилась в крестьянской общине. Спасение на Руси мыслилось через жизнь и покаяние на миру, через
 соборное соединение усилий и, наконец, через подвижничество, одной из форм которого был упорный труд.
  Говоря о главном, что составляло сущность русского труда в эпоху его расцвета, следует подчеркнуть, что он
 никогда не сводился к совокупности действий или навыков, а рассматривался как проявление духовной жизни,
 причем трудолюбие было характерным выражением духовности. Очень верно сказано русским педагогом В.А.
 Сухомлинским, что отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы
 недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая
 черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни интеллектуальной, эмоциональной и
 волевой. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий .
  Трудолюбие, добросовестность, старательность, которые мы отмечаем в наших предках, не просто рождались в
 процессе выполнения трудовых функций (хотя и это немаловажно), а являлись итогом их богатой духовно-
 нравственной жизни.
  О. Платонов
 
  ТРУДНИКИ, в русских монастырях добровольные работники (по обету), работавшие на монастырь и
 находившиеся во время работ на его иждивении. В сельском хозяйстве они привлекались к участию в массовых
 сезонных работах (сенокос, уборка урожая).
 
  ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ, одна из форм воспитания практической духовности и трудового подвижничества
 (см.: Труд) человека Святой Руси. Общеобразовательная подготовка тружеников осуществлялась посредством
 церковного пастырства и учительства. Понятие труда как добродетели впитывалось в сознание русского человека
 как со стороны семьи и коллектива, так и со стороны церковного наставничества, ибо каждый труженик был
 членом того или иного прихода. Традиция церковного наставничества не прерывалась и в период петровских
 преобразований, во время которых сам царь пытался даже усилить роль Церкви в воспитании подрастающего
 поколения. Новгородский митрополит Иов сообщал в 1710, что государевы писцы неволили священников при
 каждой церкви школы строить.
  Обучение трудовым навыкам совершенствования мастерства осуществлялось, с одной стороны, в семье
 крестьян и ремесленников, а с другой, в общине и артели, непрерывно, в течение всей жизни.
  Передача трудовых традиций по иерархии родственных отношений, отмечала М.М. Громыко,
 осуществлялась: внутри семьи; через отпочковавшиеся от нее семьи по фамильному (родственному) гнезду в
 пределах данной общины; через отселяющиеся семьи родственников в другие общины. Распространение по
 этим каналам шло не только за счет непосредственной преемственности в семье между поколениями, естественно
 продолжавшейся и в отделившихся, и в отселившихся семьях, но и за счет общения родственников, в том числе
 живущих в разных деревнях .
  С ранних лет само собой разумелось, что ребенок должен помогать в доме и на дворе. Мальчик держался отца,
 перенимал его навыки, девочка матери, помогая ей в работе. Еще свидетельства XVIII в. говорят о том, что
  мальчики привлекаются к упражнениям в хлебопашестве с семи лет . Во время страды в XIX в. известны случаи
 работы на полях мальчиков и девочек с десяти лет. Местный священник Шадринского у. Пермской губ.
 рассказывает, что в 1850-х мальчики с пяти лет начинают ездить верхом на лошади и гонять скот на водопой; с
 восьми лет мальчик зовется борноволоком и управляет лошадью при распашке и бороньбе земли; в четырнадцать
  он хорошо уже владеет косою, серпом, молотилом, топором и принимается за соху. Бедные крестьяне отдают в
 эти лета детей в срочную работу. Дети женского пола с шести лет садятся за прялку и пасут цыплят; с десяти
 берутся за иголку и серп, возятся с зыбочными малютками и домовничают во время страды; с четырнадцати лет
 садятся ткать за кросна, проворно жнут и косят. Родители, не имеющие детей мужского пола, садят своих дочерей,
 моложе 14 лет, на лошадь, и они заменяют мальчиков-борноволоков .
  Настоящей школой воспитания трудовых навыков в деревнях были общественные работы-помочи, которые
 собирались тем или иным крестьянином для быстрого совместного выполнения тех или иных дел постройки
 дома, вывоза из леса бревен, приготовления пряжи, а нередко и совместной жатвы, сенокоса, уборки сена, перевоза
 хлеба с полей. На помочах подрастающее поколение имело возможность перенять трудовые навыки у лучших,
 сноровистых работников села.
  Для подрастающего поколения помочи давали выработку трудовых навыков и воспитание трудовых ценностей:
 отношения к труду как добродетели и презрения к лодырничеству и паразитизму. Для более зрелых крестьян на
 помочах осуществлялся обмен опытом, перенимались и усваивались самые удачные приемы работы.
  А для всего мира вырабатывались стандарты, образцы качественно лучшей работы, а также стандарты качества
 самой продукции. Исподволь, незаметно складывался и превращался во влиятельную силу общественный контроль
 за качеством продукции. Снизить качество труда в этих условиях было для крестьянина позором.
  Как и многие другие виды работ, общественные работы-помочи велись на началах соревновательности,
 стремлении показать себя с лучшей стороны. Лучшие работники поощрялись общественным мнением,
 приобретали уважение односельчан, и одновременно обидному осмеянию и осуждению подвергались лень,
 неумение, небрежность, недобросовестность в работе. Эмоциональный урок был так значителен, что в самом
 раннем детстве у ребенка складывалось уважительное, почтительное отношение к хорошему работнику, мастеру и
 пренебрежительное, презрительное отношение к лодырю и недобросовестному работнику.
  Передача трудового опыта осуществлялась у крестьян путем непрерывного трудового обучения буквально с
 младенческих лет. У городских рабочих и ремесленников дело было поставлено так же. Отцы обучали сыновей
 своему мастерству. И это было не только их право, но их долг и обязанность, нарушение которых вело к
 наказанию. Нередко городские жители отдавали своих детей на обучение. Срок его составлял 8 9 лет, а ученик,
 согласно типовому договору об обучении, обязывался быть в это время во всем послушен, покорен и
 безответен .
  Кроме того, московское правительство, например в XVII в., обязывало лучших мастеров брать на выучку
 назначенных им для этого мальчиков, преимущественно детей казаков и стрельцов. Мастерам на этих мальчиков
 выдавались деньги на одежду и на прокорм. Ученики жили или у своего учителя, или на частной квартире. От
 мастеров требовалось, чтобы они ребят выучили мастерству доброму и открыли дела свои в ученье явно, ни в чем
 бы в делах своих не скрылись . Так, например, готовились квалифицированные строительные рабочие, которые
 после обучения заносились в специальные списки и могли быть в любой момент привлечены на строительные
 объекты Российского государства.
  О. Платонов
 
  ТРУДОЛЮБИВАЯ ПЧЕЛА , ежемесячный русский журнал, выходивший в Петербурге в 1759. Издатель
 А.П. Сумароков. Журнал высмеивал дворянский космополитизм, тунеядство, самодурство, невежество,
 взяточничество. Боролся за чистоту русского языка ( Об истреблении чужих слов из русского языка , О
 коренных словах русского языка ).
 
  ТРУДОЛЮБИЕ, желание старательно и добросовестно работать всегда было одной из главных добродетелей
 человека Святой Руси, определяющей жизнеспособность русского народа. Как пишет В.И. Белов: Все начинается
 с неудержимого и необъяснимого желания трудиться... Уже само это желание делает человека, этническую группу,
 а то и целый народ предрасположенными к творчеству и поэтому жизнеспособными. Такому народу не грозит
 гибель от внутреннего разложения. Творческое начало обусловлено желанием трудиться, жаждой деятельности .
  Трудолюбие, старательность, добросовестность отличительные черты положительных героев русских
 народных сказок, и наоборот, отрицательные персонажи характеризуются чаще всего как ленивые, неумелые,
 стремящиеся урвать незаслуженные блага. Причем в сказках положительные черты героев определяют их победу в
 жизненной борьбе. Терпение и труд все перетрут , говорит крестьянин. В сказках о мачехе и бедных
 сиротах мачеха посредством трудных и, кажется, невыполнимых работ стремится извести сироту. Но несчастие
 только воспитывает в сиротах трудолюбие, терпение и глубокое чувство любви ко всем страждущим и сострадание
 ко всякому чужому горю. Это чувство любви и сострадания, так возвышающее нравственную сторону человека, не
 ограничивается тесными пределами людского мира, а обнимает собой всю разнообразную природу... (эта)
 нравственная сила спасает сироту от всех козней; напротив, зависть и злоба мачехи подвергает ее наказанию ,
 пишет исследователь русских сказок А.Н. Афанасьев.
  Трудолюбие как главная добродетель крестьянина, добросовестное отношение к труду, ставшее устойчивым
 обычаем и привычкой, потребность в труде, превратившаяся в один из главных мотивов жизнедеятельности,
 составили неотъемлемую часть мировоззрения крестьянина. Таким образом, сельский труд имел ценнейшую
 духовно-нравственную основу; стремление выполнить работу как можно лучше обусловливалось духовно-
 нравственной культурой крестьянина.
  Среди многих тысяч русских пословиц нельзя найти ни одной, где бы труд воспринимался как проклятие.
 Бывает, жалуются на тяжелый труд, на господский труд, да удивительно мало жалуются, хотя жизнь русского
 крестьянина была очень нелегка, но взращенное с детства чувство подвижнического отношения к труду не
 позволяет крестьянину жаловаться. Зато пословиц, прославляющих трудолюбие и добросовестность в труде,
 великое множество.
  Скучен день до вечера, коли делать нечего , Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет ,
  Будешь счастлив, паши не лениво , Досуг будет, когда нас не будет , Не убить бобра, не нажить добра ,
  Работать день коротать, отдыхать ночь избывать , Маленькое дело лучше большого безделья ,
  Шевелись, работай ночь будет короче (то есть хорошо поспишь от усталости), Покидай на утро хлеба, не
 покидай на утро дела , С ночи сыт не будешь, не печь кормит, а руки , Лень мужика не кормит .
  Пословиц, прославляющих трудолюбие и трудолюбивого человека, многие десятки, всех не перечислишь.
  Сер мужичок, да сердит на работу. И серо, да сбойтливо , Люблю серка за обычай: кряхтит да везет , О
 добре трудиться, есть чем похвалиться , Добывай всяк своим горбом! Нет мошны, так есть спина , Работай до
 поту, так поешь в охоту , Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах , Глаза боятся, а руки делают , Что
 потрудимся, то и поедим , Держись сохи плотнее, так будет прибыльнее , Где работно, там и густо, а в ленивом
 дому пусто , Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится , Что умолотишь, то и в засек положишь , Работа
 лучший приварок. По работе еда вкуснее , Одна забота не стала бы работа .
  О. Платонов
 
  ТРУДЫ ВОЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА К ПООЩРЕНИЮ В РОССИИ
 ЗЕМЛЕДЕЛИЯ И ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА , первый русский научный журнал, выходил в Петербурге в
 1765 1915, с перерывами, три раза в год. Издатель Вольное экономическое общество. Печатались работы
 крупнейших русских ученых А.Т. Болотова, А.А. Нартова, В.М. Севергина, П.С. Палласа, A.M. Бутлерова, А.Н.
 Бекетова, В.И. Вернадского, П.П. Семенова-Тян-Шанского, Д. И. Менделеева, В. В. Докучаева.
 
  ТРУСКАВЕЦ, город в предгорьях Карпат в долине р. Воротище, Львовская обл. Известен с 1462. Захвачен
 Польшей. С 1772 - Австрией. В 1919-39 оккупирован Польшей. В 1939 возвращен России.
 
  ТУГАРИН ЗМЕЕВИЧ, в русских былинах великан змеиного происхождения. Умел летать, отличался
 грубостью, обжорством и похотливостью; от него избавляет Русскую землю Алеша Попович. Прототипом
 зловредного великана был, по-видимому, половецкий хан Тугоркан.
 
  ТУЖА, поселок городского типа в Кировской обл., центр Тужинского р-на. Расположен на р. Пижме (приток
 Вятки). Население 5,5 тыс. чел.
  Основан 25 мая 1702 по указу Петра I о строительстве в Пижимской волости церкви Во имя Воскресения
 Христова , поселение получило название Воскресенское. В 1796 переименовано в Пижимское.
 
  ТУЛА, центр Тульской обл. Город-герой. Тула расположена на севере Среднерусской возвышенности, на р.
 Упе (приток Оки). Население 529 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1146, входила в Рязанское княжество. В 1-й пол. XIV в. Тула принадлежала
 золотоордынской царице Тайдуле; позднее была захвачена рязанским князем. С н. XVI в. в Московском
 государстве. В XVI XVII вв. укрепленный пункт на южной окраине Московского государства, центр Большой
 засечной черты. В 1552 Тула выдержала осаду войск крымского хана Девлет-Гирея. В 1607 в Тульском кремле
 оборонялись восставшие крестьяне во главе с Иваном Болотниковым. В XVII в. Тула становится центром
 железоделательной промышленности и оружейного производства на базе местных железных руд. В 1712 по указу
 Петра I был основан первый в России государственный оружейный завод (сохранились каменные постройки
 Оружейного двора, 1712 18). С 1777 центр Тульского наместничества (с 1796 губернии). В XIX в.
 специализацию тульской промышленности определяли оружейное производство и металлообработка, а также
 изготовление самоваров, гармоник, скобяных изделий и пряников. В н. XX в. промышленность Тулы получила
 сильное развитие в связи с производством вооружения для русской армии в годы Русско-японской войны 1904
 05 и Первой мировой войны.
  Архитектурные памятники: кремль (1507 20) с Успенским собором (1762 64); в застройке исторического
 центра Тулы церкви Благовещения (1692), Вознесения (1755 87), Всехсвятская (1776-1800-е) и др.
 
  ТУЛЬЧИН, город в западнорусских землях в междуречье pp. Тульчинка и Сельница (бассейн Юж. Буга),
 Винницкая обл. Известен с 1607 под оккупацией Польши, в 1672 захвачен Турцией, с 1699 вновь Польшей. В
 1793 возвращен России. В 1796 97 в Тульчине находилась штаб-квартира А. В. Суворова, который написал здесь
 свой труд Наука побеждать . Сохранились: дворцовые постройки (XVIII XIX вв.), Успенская церковь с
 колокольней (1789).
 
  ТУПИЧЕВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в г. Мстиславле Могилевской еп., в
 Тупичевском Свято-Духовом монастыре. С 1847 с этой иконой совершался крестный ход. Празднуется 15/28
 августа.
 
  ТУПИЧЕВСКИЙ СВЯТО-ДУХОВ женский монастырь, Могилевская еп., в г. Мстиславле. Основан в 1641
 на месте явления иконы Божией Матери в урочище Тупичевщине. Сначала был мужским; с 1885 стал женским. Во
 время борьбы с унией монастырь служил оплотом Православия и остался верен ему. Здесь находилась чудотворная
 икона Божией Матери, называемая Тупичевскою.
 
  ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич (29.10/10.11.1888-23.12.1972), авиаконструктор. Академик АН СССР,
 генерал-полковник, инженер. Родился в семье хуторянина Тверской губ. После гимназии окончил Московское
 Высшее техническое училище (МВТУ); вместе со своим учителем Н. Е. Жуковским стал организатором и одним из
 руководителей Аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1922 сформировал и возглавил опытное
 конструкторское бюро по созданию боевых и гражданских самолетов, дирижаблей, торпедных катеров и
 аэросаней. Разработал новую авиационную технологию, запустил в производство цельнометаллические самолеты
 АНТ-2 и АНТ-3 (всего разработал более 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно). На его
 самолетах выполнены беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажей В. П. Чкалова и М. М.
 Громова (на АНТ-25). Самолеты-бомбардировщики, торпедоносцы и разведчики конструкции Туполева (ТБ-1, ТБ-
 3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, ТУ-2) и торпедные катера успешно применялись в годы Великой Отечественной войны. Под
 его руководством создан первый советский реактивный бомбардировщик ТУ-12 (1947), первый реактивный
 пассажирский самолет ТУ-104 (1954), первый турбовинтовой межконтинентальный самолет ТУ-114 (1957), серия
 сверхзвуковых самолетов, в т. ч. пассажирский ТУ-144.
 
  ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич (28.10/9.11.1818-22.08/ 3.09.1883), великий русский писатель. Родился в Орле,
 учился сначала в Московском, а затем Петербургском университете.
  После окончания учебы с 1838 жил в Берлине вместе с Грановским и Станкевичем. В 1843, вернувшись в
 Россию, напечатал поэму Параша , сочувственно встреченную критикой. Крупный успех впервые имел
 небольшой рассказ Хорь и Калиныч (1847), положивший начало Запискам охотника (1847 52) и оказавший
 большое влияние на развитие русской литературы. В центре Записок русский крестьянин, умный,
 талантливый, наделенный высокими душевными качествами результат следования народным традициям и
 общения с величавой, таинственной и прекрасной природой .
  Духовно-нравственные качества крестьянина, не утратившего своих национальных корней, гораздо выше
 многих университетски образованных дворян, запертых в своих узких космополитических кружках.
  В феврале 1852 Тургенев пишет некролог на смерть Гоголя, назвав его великим писателем, который означил
 эпоху в истории нашей литературы , что послужило поводом для его ареста и ссылки в родовое имение на полтора
 года. Настоящей же причиной высылки стало недовольство космополитических кругов содержанием Записок
 охотника , которые на многие годы находились фактически под запретом.
  С тех пор Тургенев в своих художественных произведениях становится ярким выразителем общественных
 течений и настроений своего времени ( Рудин , Дворянское гнездо , Накануне , Отцы и дети ). В них часто
 раскрываются образы идеалистов-космополитов 1840 70-х с их благородными, но жалкими и бессильными
 порывами, надломленной волей. Перед читателями проходят образы лишних людей, далеких от практических
 нужд России, чуждых Православию и народу, пытающихся учить русских строить некий неведомый утопический
 мир. Дела и слова этих людей часто расходятся, а их героические жесты вызывают только улыбку. В романе
  Дворянское гнездо (1859) главный герой, Лаврецкий, рассуждает о своем долге улучшить участь крестьян. Но
 ради личного счастья он забывает о долге. Героиня романа Лиза, готовая на великое служение, не находит смысла
 в жизни, где оскорбляются ее духовно-нравственные принципы и чувства, и уходит в монастырь.
  В романе Отцы и дети (1862) Тургенев исследует процесс смены поколений, раскрывает образ нового
 человека , мечтающего о разрушении исторической России и подрыве ее национальных основ. Рационалист,
 нигилист (понятие, введенное самим Тургеневым) Базаров отрицает все святое для русского человека. Его
 энергичное отрицательство вызывает тревогу. Причем Тургенев показывает, что в дворянской среде нет серьезных
 сил, способных противостоять этому нигилизму. Вместе с тем, писатель с облегчением дает знать, что нигилист
 Базаров чужд простому русскому человеку, крестьянину, и тот никогда добровольно не примет его воззрений.
  В последнем своем крупном романе Новь Тургенев отвергает как революционный, так и либерально-
 космополитический путь развития России, предпочитая постепенное неспешное реформирование народной жизни

<< Пред.           стр. 215 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу