<< Пред.           стр. 227 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 Хомяков сотрудничал в различных периодических изданиях славянофильского направления, выступая со статьями
 по вопросам крестьянской реформы, социологии и философии. Круг умственных и практических занятий
 Хомякова чрезвычайно широк: богослов, социолог, историк мировой цивилизации, экономист, автор технических
 новшеств, поэт, врач, живописец. Но главной чертой его личности была глубокая религиозность. Жизнь Хомякова
 оборвалась неожиданно он умер от холеры.
  Учение Хомякова пронизано религиозным духом и подчинено одной идее о коренном различии путей
 России и Запада и доказательству самобытности русского народа. Различие это обусловлено неодинаковостью
  внутренних начал русской и западноевропейской жизни, формами религиозного мировоззрения
 православного христианства и католицизма. Хомяков ожидал, что Православие через Россию может привести к
 перестройке всей системы культуры. История призывает Россию встать впереди всемирного просвещения,
 история дает ей право на это за всесторонность и полноту ее начал. По словам В. В. Зеньковского, Хомяков в
 подлинном смысле слова христианский философ , ибо он исходит из христианства . В центре его воззрений
 учение о начале соборности , о принципе устроения бытия, описывающем множество, собранное силой любви в
  свободное и органическое единство . В такой трактовке оно характеризует природу не только Церкви, но и
 человека, общества, процессы познания и творчества. В дальнейшем это учение стало одной из основ концепций
 всеединства и личности в русской религиозной философии. Творцом и источником мира провозглашается
 разумная воля, или, иначе, волющий разум . Мыслящий разум наделяется атрибутом воли, которая абсолютно
 свободна. Волющий разум творит мир предметов и человека. Ядро антропологии Хомякова учение о
 целостности человека. Целостность же в человеке есть иерархическая структура души. Познание истины и
 овладение ею не является функцией индивидуального сознания, но вверено Церкви. Истина, недоступная для
 отдельного мышления, пишет Хомяков, доступна только совокупности мышлений, связанных любовью .
  Ф. Р.
 
  ХОРОВОД (карагод, танок, круг, улица), собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с
 песнями (В. Даль).
  Употребление слова хоровод в фольклористике, этнографии, искусствоведении и разговорной речи имеет
 много значений. В широком своем значении слово хоровод совпадает с крестьянским понятием улица (ходить
 на улицу, ходить в хоровод; не пускать кого-либо на улицу, не пускать в хоровод) и обозначает все весенне-летнее
 времяпрепровождение деревенской молодежи в разных его видах. Правда, русская деревня знала и зимние
 хороводы на улице, но это было редкостью. Сами крестьяне, как и посторонние наблюдатели, пользовались словом
  хоровод тоже и в узком, и в более широком, и в самом широком смысле. Начинался хоровод часто так: две-три
 молодушки и столько же девушек-невест, живущих по соседству, становились посреди улицы и начинали играть
 песни . К ним присоединялись постепенно многие молодые женщины и девушки. Затем, так же постепенно,
 подходили молодые мужчины и парни. Парни приходили нередко с гармониками, скрипками, бубнами. Мог
 возникать хоровод и иначе: в праздничный день в центре селения, где была ярмарка или некоторое подобие ее,
 несколько девушек сначала пели потихоньку прибаутки , сидя рядом на бревнышке; парни подыгрывали им или
 подпевали слегка. Потом все вставали и, взявшись за руки, составляли круг. Тогда уже громко запевала одна из
 участниц, а в середину круга выходил парень с платком в руках. Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся
 пантомимой внутри круга.
  Девушки участвовали в хороводе всюду, повсеместно составляя его основу. Они начинали ходить в хоровод с
 12 13 лет, в других местах с 14 15. В иных местах ходить в хоровод начинали рано, но полноправными
 участницами его считались только с 16 лет. Для крестьянской девушки вопрос о посещении хоровода не всегда
 решался только по возрасту. В семьях, где росло две или больше сестер, при решении его вступали в силу
 представления о преимуществе старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж и оборачивались рядом
 ограничений для младших.
  Старшая сестра постоянно одевалась в лучшие наряды, а младшая носила ее обноски. Это определялось далеко
 не всегда материальными причинами. Семья сознательно держала младшую дочь (или младших дочерей) в тени до
 выхода замуж старшей. Во время престольных праздников, когда семью посещало наибольшее количество гостей,
 и притом не только родственников, угощать их выходила только старшая сестра. Она работала только в будни, а в
 праздники наряжалась, белилась и румянилась; всю домашнюю работу в это время делали мать и младшая сестра.
  На сенокос старшая должна была одеться непременно лучше младшей. Когда приезжали сваты, младшую дочь
 высылали вон, чтобы они ее не увидели. Она не должна была показываться сватам ни на запое , ни на
  девичнике (см.: Свадьба), а выходила только тогда, когда за старшей приезжали, чтобы вести ее к венцу.
 Большим позором для девушки было, если младшая сестра выходила раньше ее замуж. Считалось, что старшую
 уже никто не возьмет после этого. Только после того, как первая дочь выходила замуж, следующую начинали
 наряжать и предоставлять ей определенную свободу.
  Этими понятиями определялось и положение сестер в самом хороводе. Молодежь звала в игрицы старшую
 дочь. Днем в хороводы старшая ходила в праздничной одежде, младшая в будней. Иногда последняя и совсем
 не выходила днем в хоровод, особенно если была красивее старшей. Если же сестры бывали в хороводе вместе, то
 младшая (или младшие) не должна была разговаривать с парнями, играть или шутить с ними; ей полагалось
 молчать.
  Принятый стиль поведения в хороводе не был одинаков для всех девушек, даже в пределах одной и той же
 деревни. Он зависел в значительной мере от того, на выданье девушка или нет. Девушки на выданье стремились
 вести себя в обществе старших скромнее, а в хороводе веселее, но так, чтобы это не выходило за пределы
 местных представлений о приличиях.
  А местные различия в этих представлениях были довольно велики. Например, в с. Архангельском Орловского
 у. считалось оскорблением, если парень поцелует девицу; такую никто замуж не берет поцелованная ; было
 принято, чтобы девушка не выказывала открыто предпочтения ни одному парню иначе на нее падет подозрение
 в утрате целомудрия. Между тем, как будет показано ниже, в других местах, почти повсеместно, широко бытовали
 среди молодежи игры с поцелуями, а также считалось вполне уместным закрепление определенных пар парней и
 девушек, которые не скрывали взаимной симпатии.
  Молодые женщины почти всюду ходили в хороводы. Но их выход в хоровод в очень большой степени зависел
 от отношения к этому в их семье мужа, свекра, свекрови и др. Не случайно эта тема постоянно обыгрывалась в
 песнях и пантомимах самого хоровода: о том, как звали на улицу гулять (в карагод , танок ) молодку и она
 спрашивала разрешения поочередно у свекра, свекрови, снохи; муж не пускал ее. Судя по постоянному
 упоминанию молодых баб как участниц хороводов в подавляющем количестве описаний, разрешение они все-
 таки, как правило, получали. Тем более что некоторые молодухи ходили туда вместе с мужьями. Уместным
 считалось участие в хороводах и молодых вдов.
  Парни принимались в летнюю улицу местами уже с 13, местами лишь с 17 18 лет. В любом варианте
 возрастной ценз для мальчиков был несколько выше, чем для девочек.
  Характер участия в хороводе в зависимости от возраста был различным. Подростки (как мальчики, так и
 девочки) лишь допускались в хоровод; они должны были вечером рано уходить домой и участвовали далеко не во
 всех увеселениях молодежи. Часто они оставались лишь зрителями. Более взрослые парни и девушки были
 полноправными членами хоровода. В некоторых селениях бытовали отдельные гулянья подростков (особенно там,
 где возрастной барьер полноправного участия в хороводе был относительно высоким): летом они собирались на
 гумнах, в овинах, водили хороводы, плясали, играли в горелки и другие игры.
  Участие женатых молодых мужчин в хороводе не возбранялось крестьянской этикой. Но отношение к их
 участию и соответствующие возрастные и другие нормы имели много местных оттенков. В Епифановском у.
 (Тульская губ., с. Мышенка) женатые мужчины допускались на улицу наравне с вдовами и замужними
 женщинами. В Зарайском же у. (Рязанская губ., с. Белоомут) женатые редко участвовали и в вечеринках, и в
 летних собраниях, считая это для себя неприличным. В Орловском у. (с. Муравлево) также женатые в карагодах ,
 как правило, не бывали. Разве какой молодой первожен походит год-другой , если уж очень веселый . В других
 местах Орловской губ., напротив, женатые мужчины принимались в хоровод до тех пор, пока их собственные дети
 не начинали ходить в хоровод. В пределах одной губернии принятый срок посещения женатым хоровода мог
 колебаться от 1 2 лет (и то для самых активных) до 13 18 лет для всех. В каждой конкретной местности
 представления о возможности участия той или иной группы были достаточно четкими.
  Парни из других селений в хоровод допускались, но не всегда и на разных условиях в зависимости от того,
 зачем он приехал в деревню или село. Если парень приезжал в гости к родственникам (на хромовый праздник или
 какое-либо другое торжество), то он ходил и в хоровод и на вечеринки без всякого выкупа. На храмовые
 (престольные) праздники такой чужой молодежи бывало в хороводе немало. Но парни, пришедшие из соседних
 деревень не в гости, а только погулять в хороводе, должны были дать выкуп местным ребятам.
  Некоторые люди из своей молодежи, однодеревенские, не должны были ходить в хоровод в течение
 определенного времени. В крестьянской среде бытовало представление, что после причастия человек не должен
 петь, выходить на улицу и плевать. Молодежь стремилась причаститься на первой неделе Великого поста, чтобы
 на пасхальной принять участие в хороводах и играх. Кроме того, некоторым лицам запрещалось показываться в
 хороводе за безнравственные поступки по специальному приговору общины или по существовавшему обычаю.
  Крестьяне старшего поколения присутствовали возле, вокруг хоровода в качестве зрителей. Посмотреть на
 хоровод ходят почти все жители села и гости, писали из с. Петрякова Владимирского у. У дворов или дома
 остаются только престарелые. Около хоровода ведут себя все чинно, благородно, матерного слова не слышно .
 Речь идет здесь о праздничном хороводе на храмовый праздник, когда в деревне было много гостей. В будний
 день зрителей было меньше. Чинный стиль вокруг хоровода соблюдался преимущественно на дневных хороводах.
 Около вечернего хоровода мог быть крик, шум, гам , допускались вольные шутки.
  В некоторых местах родители совсем не присутствовали на хороводах. Сообщавший об этом наблюдатель из с.
 Мышенка Епифановского у. (Тульской губ.) отмечал, что в прежнее время бывало иначе: там на улице
 снохи, там дочь, там сын, там и борода старик .
  В с. Алексеевской Мало-Архангельского у. (Орловская губ.) особенно много общения молодежи было на
 выгоне (постоянное место летних развлечений молодежи) в хороводах . Хороводы здесь водили не только в
 праздники, но и в будни (в конце лета, после уборки хлеба). Торжественностью и весельем отличались, по
 выражению современника, хороводы на Вознесение и в Троицын день: парни, разряженные в лучшие костюмы,
 сходились на одном конце выгона и девушки в нарядных праздничных платьях на другом. Обе партии с
 песнями, с игрой на гармониях и балалайках шли в дубовую рощу, где сходились и начинали водить хороводы.
 Некоторые песни сопровождались разыгрыванием сценок. Например, одна пара изображала мужа и жену, другая
  свекра и свекровь. Из рощи возвращались уже все вместе, за полночь, со смехом и песнями, с венками на
 голове. Кипучим весельем отличались здесь также хороводы во время храмовых праздников на выгоне, возле
 ярмарки, там пускались в пляс и более солидные люди.
  В д. Борщовке Орловского у. той же губ. в Вербное воскресенье и на Благовещенье собирались в карагоды ,
 но не пели, а только играли в горелки. Не бывало хоровода накануне праздников: церковный день начинается с
 вечера и пока не пройдет наутро литургия, следует соблюдать строгое духовное состояние, избегать мирских
 развлечений.
  Обычно молодежь начинала с Пасхи собираться на лужайке или в самом селении в свободные от работы и
 праздничные вечера, чтобы водить хороводы, петь песни, кататься на качелях, играть в горелки, лапту, мяч. Сроки
 начала сезона хороводов имели небольшие местные различия. Так, в Тверской губ. (селения по р. Тверце), при
 полном исключении каких-либо гуляний во время Великого поста (не разрешалось даже песни петь), на
 Благовещенье и в Вербное воскресенье можно было гулять и петь, но не плясать. В эти дни было принято также
 качаться на качелях. В течение всей пасхальной недели молодежь здесь развлекалась под открытым небом, пела
 песни, плясала, но существовал своеобразный местный запрет на катанье яиц: на Пасхе, говорят, грех катать
 яйца . Их катали в течение троицкого мясоеда (период от Пасхи до Петрова поста). Каждое воскресенье
 троицкого мясоеда собираются девки и гуляют , а в Петровки грех гулять . В следующий мясоед (то есть
 после Петрова поста) в этих же селениях не гуляют, не собираются девки, разве случится в это время где
 деревенский праздник (то есть престольный. М.Г.), но тут идет гулянье как следует .
  В Обоянском у. Курской губ. (сведения с. Шелкова) водить танки начинали после трех дней Пасхи и
 продолжали сплошь до Красной горки (первое воскресенье после Пасхи) включительно. В Царевококшайском у.
 Казанской губ. хороводы начинались после Пасхи, как только высыхает и делается тепло .
  В некоторых местах хороводы водили непрерывно от Красной горки до Петрова дня. В иных селах Красная
 горка особенно выделялась хороводами. Но наиболее распространены были праздничные хороводы на Святой,
 на Троицу, на Духов и Петров дни . Иногда в этом ряду больше выделялись хороводы Вознесения и Троицына
 дня.
  Некоторые информаторы четко указывают Петров день (29 июня) как день последних хороводов. В Тульской
 губ., по описанию к. XVIII н. XIX в. крестьянская молодежь оживленно праздновала этот день как прощанье с
 весенне-летними гуляньями. На Петров день, как и на Пасху, принято было здесь устраивать качели разных видов.
 В некоторых районах завершение хороводных игр и переход к работам сенокоса и страды отмечали трехдневным
 празднованием. В Петров день начиная, продолжают три дня увеселения, на круглых и веревчатых качелях
 качаются, и около качелей во все дни бывает собрание народу, пение и пляска. С сего времени прекращаются
 деревенские увеселения и начинаются самые тяжкие труды, сенокос и жатва .
  В Мещевском и Мосальском уездах (Калужская губ.) на Петра и Павла молодежь позволяла себе шутки в
 отношении многих жителей деревни, в том числе и старших (что было невозможно в другое время) этот день
 рассматривался как завершающий в цикле хороводов, последний всплеск молодого озорства. Накануне вечером,
 когда старшие ложились спать, парни тихо заваливали бревнами и хворостом двери в чью-нибудь избу. Телегу
 одного из обычно ссорившихся мужиков увозили на двор другого, а мялку последнего тащили на огород к
 первому. Набивали соломой бабью рубаху и ставили это чучело под чье-нибудь окно или посреди деревни.
 Брошенные не на месте бороны, сохи, колеса, телеги складывали кучей на выезде из деревни. Отправлялись в
 шалаши на покос и там кому спутают ноги, а кого и утащат сонного в лес.
  В других местах хороводы могли заканчиваться до Петрова поста. В последнее перед постом воскресенье,
 которое называли ссыпным, по окончании хороводных песен все начинали прощаться низкими поклонами до
 весенних хороводных встреч следующего года. Другие корреспонденты с мест отмечают летние хороводы в
 будние дни и в конце полевых работ. По-видимому, на Петров день почти повсеместно заканчивались циклы
 весенне-летних праздничных хороводов, которые следовали, начиная с Пасхи, один за другим, с небольшими
 промежутками. Несомненно, для всех русских крестьян этот период в годовом цикле был наиболее характерным
 для хороводов. От Пасхи до Петрова дня эта форма общения молодежи была основной. Сказанное не исключает
 хороводов повседневного характера, а также праздничных и за этой гранью. Если престольный праздник выходил
 за сроки Петрова дня, он все равно непременно сопровождался хороводом. Кроме того, местами бытовали зимние
 хороводы на Рождество и Масленицу.
  Наиболее свободные сроки хороводов представлены в описании с. Муравлева и д. Борщовки (Орловский у.).
 Там карагоды не бывали только лишь в страду, на Великий и Успенский посты и на Ивана Постного (29
 августа). На Благовещенье и в Вербное воскресенье собирались в карагоды , но не пели. Соблюдался также
 запрет на улицу накануне праздников. Но встречаются и четкие свидетельства очень строгого соблюдения
 молодежью Петрова поста. С Петровок же ни в какой праздничный день не бывает гулянья и не увидишь на
 улице никого из молодежи и ни одной девушки , писал корреспондент Географического общества о с. Давшине
 Пошехонского у. в 1849.
  Дневной праздничный хоровод собирался обычно часов в 10 11, а около часу или двух расходился
 участники шли обедать. Вечерний хоровод продолжался, как правило, до 10 11 часов, но иногда молодежь
 гуляла в хороводе до зари. Время возникновения каждого конкретного хоровода и самый механизм его
 формирования никем, как правило, не определялись, не организовывались, рождались внешне как бы стихийно, но
 в рамках давней, сложившейся традиции, согласно крестьянскому этикету.
  Отдельные виды молодежных развлечений могли иметь в календарных сроках некоторые отклонения.
 Например, в Смоленской губ. (материалы Знаменской вол. Юхновского у. и Ковширской вол. Поречского у.)
 катание на качелях было важнейшим развлечением 9 марта (40 Мучеников церковного календаря). Качели на
 этот день устраиваются в каждом дворе , сообщал учитель народной школы. Однако массовые катания на
 качелях в местах общих гуляний, собиравшие большие компании молодежи, приурочивались обычно к Пасхе или
 Троице. В Архангельской губ. и в части Кадниковского у. Вологодской качались на качелях на пасхальной неделе.
 К ней же были приурочены хождения толпами на церковные колокольни в связи с целодневными
 пасхальными звонами. А в деревнях по р. Ламенге, в той же губернии, преимущественно на Троицу.
  Для этикета молодежных развлечений, как и для крестьянской этики в целом, характерна была четкая связь с
 определенными датами и сроками церковного календаря. То, что являлось нормой поведения в определенные дни
 и периоды, считалось неуместным в другое время. Сроки летнего клуба молодежи имели порайонные отличия,
 но для каждой конкретной местности они были четкими и устойчивыми.
  М.М. Громыко
 
  ХОРОШЕВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ женский монастырь, Харьковская еп., в окрестностях Харькова, на
 месте Хорошевского городища, известного еще в XII в. Год основания монастыря с точностью неизвестен;
 некоторые относили возникновение монастыря ко времени митр. Питирима (1656 60); в 1741 он был приписан к
 Преображенскому Куряжскому монастырю; в 1744 (или 1746) был уничтожен пожаром; а в 1749 снова стал
 независимым. Главный монастырский Вознесенский храм окончен постройкой и освящен в 1759, а в 1837 был
 расширен. Михайловская церковь построена в 1785. В монастыре находились: Ченстоховская икона Божией
 Матери древнего письма; Владимирская икона Божией Матери с частицами мощей прп. Пимена Печерского
 Многоболезненного и Агапита-врача; икона св. Харалампия, пользующаяся в монастыре особым почитанием, и
 присланная одним афонским иноком икона св. Пантелеймона с дорогими лампадою и подсвечником,
 пожертвованными исцелившимися по молитве перед этой св. иконою.
  С.В. Булгаков
 
  ХОРС, в древнерусской языческой мифологии бог света. В 980 в Киеве ему был установлен идол, наряду с
 другими языческими богами. Имя Хорса встречается в Повести временных лет , Хождении Богородицы по
 мукам и в ряде других письменных памятников Древней Руси. Как правило, Хорс упоминается вместе с
 Дажьбогом, что свидетельствует о его связи с солнечным культом.
  О.П.
 
  ХОРТИЦА (б. Б. Хортица), остров на Днепре, длиной 12 км и шириной 2,5 км. Впервые упоминается под
 названием о. Св. Георгия в сочинениях Константина VII Багрянородного; в русских летописях под 1103 как
 сборный пункт древнерусских дружин, выступивших против половцев. В 1223 на Хортице собирались дружины
 удельных князей Юго-Западной Руси перед битвой с монголо-татарами на р. Калке. Позднее, со времени
 возникновения Запорожской Сечи и до ее ликвидации (1775), Хортица была форпостом, прикрывавшим подступы
 к Сечи с севера, и входила в состав ее вольностей . На острове сохранились остатки укреплений запорожцев и
 русских укреплений времен Русско-турецкой войны 1735-39.
 
  ХОРУГВИ. - См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
 
  ХОТИН, русская крепость в Галиции на р. Днестр. В X XI вв. входил в состав Киевской Руси, в XII XIII вв.
  Галицкого (с 1199 Галицко-Волынского) княжества. С XIV в. Хотин в разное время оккупирован Молдавией,
 Турцией и Польшей. В 1812 по Бухарестскому мирному договору окончательно отошел к России. В 1918 был
 временно захвачен Румынией, в 1940 воссоединен с Россией. В XIII в. в Хотине построен укрепленный замок; в
 XVII XVIII вв. Хотин был сильной турецкой крепостью, которая играла значительную роль в войнах Турции с
 Польшей и Россией. Около Хотина произошло несколько крупных сражений: 2 сентября 9 октября 1621
 польско-украинские войска (65 тыс. чел.) под командой великого гетмана Литовского Я.К. Ходкевича и
 украинского гетмана П. Сагайдачного нанесли ряд поражений турецкой армии (120 150 тыс. чел.) султана
 Османа II; 11 ноября 1673 польские войска под командованием великого коронного гетмана Яна Собеского
 разгромили под Хотином 65 тысячную турецкую армию Хусейна-паши; во время Русско-турецких войн XVIII
 XIX вв. русские войска овладевали крепостью Хотин в 1739, 1769, 1788 и 1807.
 
  ХОТЬКОВО, город в Московской обл., в Сергиево-Посадском р-не. Расположен на р. Паже (приток Вори).
 Население 23 тыс. чел. Поселение Хотьково сложилось вокруг основанного в 1308 Покровского Хотьковского
 монастыря.
 
  ХОХЛОМА, село в Нижегородской обл., в Ковернинском р-не. Известно с XVII в. как центр народного
 художественного промысла росписи маслом по дереву (главным образом посуды). В XVIII н. XX в. Хохлома
 также центр сбыта этих изделий.
 
  ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ, по святоотеческому учению - дом Божий, в котором невидимо обитает Господь,
 окруженный сонмом ангелов и святых. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете указания, каким должен быть
 храм для богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.
  Как ветхозаветный храм (вначале скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, так
 и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма (корабль) и притвор.
  Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает Царство Небесное.
  В Ветхом Завете во святое святых мог входить только первосвященник, да и то один раз в год, и лишь с кровью
 очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения было закрыто для человека. Первосвященник
 же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через
 пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот почему, когда Христос
 умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл
 врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.
  Святилищу соответствует в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного
 храма никто не имел права входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому
 что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.
  Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь
 существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами,
 еще не сподобились Таинства Крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви
 временно посылают стоять в притворе для исправления.
  Православные храмы строятся алтарем на восток в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус
 Христос есть для нас восток , от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы
 говорим об Иисусе Христе: Солнце правды , с высоты Востока , Восток свыше , Восток имя Ему .
  Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия,
 например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, Михаилo-
 Архангельский, Николаевский и т.д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в
 память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными, или приделами.
  Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании
 устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом
 Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля,
 это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани
 в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.
 Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно
 путеводной звезде, сияет в этом мире.
  Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается
 вверху главой, на которой ставится крест во славу главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну,
 а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы
 три Лица Св. Троицы, пять глав Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав семь таинств и семь
 вселенских соборов, девять глав девять чинов ангельских, тринадцать глав Иисуса Христа и двенадцать
 апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
  Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера поведи его в церковь и покажи иконы , говорит св. Иоанн
 Дамаскин. Иконы служат не только украшением для благолепия храма, но поясняют догматы Православия и
 нераздельно связаны с обрядом Божественной Литургии. Потому Отцами Церкви установлено размещение
 священных изображений, и это установление является каноничным для Православного Востока.
  Входящий в церковь видит в притворе изображение Пророков, предвозвестивших Воплощение Христа,
 Ветхозаветных событий, символизирующих Его пришествие, или Предвечного Христа-Эммануила в лоне
 Богоматери. На западной стене притвора помещается Страшный Суд, с тем чтобы выходящие из церкви могли
 унести с собой мысль о неизбежном конце и задуматься о своих грехах. В корабле, т.е. в самой церкви, находятся
 образы Воплотившегося Христа Спасителя на руках Богоматери, Св. Троицы, Святых и Ангелов. В куполе
 возвышается Христос Вседержитель, Глава Церкви, с открытым Евангелием на словах: Придите ко Мне, все
 труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас . Христос Вседержитель есть образ Бога Отца, т.к. Христос
 сказал: Кто видел Меня, видел Отца. Я и Отец один . Под куполом, в четырех углах, называемых парусами ,
 изображены Евангелисты, распространившие Учение Христа по всему миру. Корабль, где стоит народ, отделен от
 алтаря иконостасом, и количество ярусов и икон на нем зависит от его величины. На высоких иконостасах русских
 церквей с XIV в. помещается на верхнем ярусе образ Предвечного Эммануила в лоне Отца или Ветхозаветная

<< Пред.           стр. 227 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу