<< Пред.           стр. 23 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 составе Руси. В XII -XIII вв. в составе Галицко-Волынского княжества. В XVI -XVIII вв. подпала под иго турок, а
 затем австрийских Габсбургов. В 1812 Хотинский уезд Буковины возвращен России. Остальная же часть (кроме
 области Сучава) была возвращена России в 1940.
 
  БУЛАЦЕЛЬ Павел Федорович (1867-1919), русский юрист, писатель и общественный деятель. Член Русского
 собрания (с 1904), один из основателей Союза Русского народа, редактор православно-монархических газет Русское
 знамя (1906 07) и Российский гражданин (1914 16).
 
  БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (3/15.05.1891-10.03.1940), русский писатель, драматург. Яркий выразитель
 двойственности н обреченности русской творческой интеллигенции периода господства еврейских большевиков. В
 главном произведении романе Мастер и Маргарита , написанном в 1920-х, но так и не увидевшем свет при его
 жизни (напечатан только в 1966 67), Булгаков, опираясь на православные традиции, используя евангельские
 образы, создает удивительную по своей достоверности и конкретности картину борьбы Божественных и сатанинских
 начал, добра и зла, света и тьмы в современной России. Художественным языком он раскрывает перед читателем
 правду о сатанинской сущности еврейского большевизма, манипулирующего террором и соблазнами, чтобы подавить
 православную душу русского человека. Главный вывод романа только Бог может спасти людей от наглого
 вторжения сатаны.
  В повести Собачье сердце (1925, опубл. в 1987) Булгаков показывает невозможность построения нового мира на
 партийных началах и отрицании христианской культуры. Союз Швондеров еврейских большевиков и Шариковых
  деклассированных элементов, отбросов общества не имеет будущего, ведет к окончательному крушению России.
  В романе Белая гвардия (1925 27), пьесах Дни Турбиных (пост. в 1926), Бег (1926-28; пост. в 1957)
 писатель прощается с Великой Россией, показывая историческую обреченность и белых, и красных, одинаковую
 чуждость их русскому народу. О. П.
 
  БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (16.07.1871-13.07.1944), философ, богослов, экономист. Родился в г. Ливны
 Орловской губ. в семье священника. Окончив в 1896 юридический факультет Московского университета, уезжает в
 Германию, где занимается политэкономией. До 1906 занимает кафедру политической экономии в Киевском
 политехническом институте. Примыкает к марксистам. В 1903 выпускает книгу От марксизма к идеализму ,
 знаменовавшую отход Булгакова от экономического материализма и намечавшую сближение с Православной
 Церковью. Совместно с Н. А. Бердяевым издавал в 1905 журнал религиозно-философского направления Вопросы
 жизни . С 1906 по 1918 профессор политэкономии Московского университета. В 1906 был избран депутатом во 2-ю
 Государственную думу. В 1909 в сборнике Вехи поместил статью Героизм и подвижничество . Активно участвует
 в издании журнала Путь . В 1918 Булгаков принимает священнический сан, а в 1919 переезжает в Крым, где
 преподает политэкономию и богословие. В 1923 был выслан за пределы СССР. Преподавал сначала в Праге, в 1924
 переехал в Париж. Работал в Парижском богословском институте, был его деканом. Принимает активное участие в
 Русском христианском студенческом движении, регулярно печатается в журнале Путь , издаваемом Н. А.
 Бердяевым. В 1927 выходит первая часть трилогии Купина Неопалимая , в том же году появляется вторая часть
  Друг Жениха , в 1929 третья Лестница Иакова . В 1933 45 выходит в свет вторая трилогия Булгакова:
  Агнец Божий (1933), Утешитель (1936), Невеста Агнца (1945). Посмертно вышли книги Апокалипсис
 Иоанна (1948) и Философия имени (1953). Восприняв от В. С. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков
 развивает учение о Софии Премудрости Божией как предвечно сущей в Божественном замысле мировой душе,
 женственной по своему существу, вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По представлению
 Булгакова, София имеет двойственный характер одновременно небесный, Божественный и тварно-человеческий.
 Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж н жена в любви, восстанавливает единство мира и
 полноту образа Божьего.
  Ф. Р.
 
  БУНИН Иван Алексеевич (10/22.10.1870-8.11.1953), русский писатель и переводчик. Из древнего дворянского
 рода. Получил хорошее домашнее образование (курс гимназии и курс университета проходил под руководством
 приглашенных преподавателей). Начал писать стихи с 7 лет. Первые выступления Бунина в печати были в 1888 (стихи
  Над могилой Надсона и Деревенский нищий ). В 1889 Бунин переехал в Харьков к брату Юлию. Здесь он
 познакомился с народниками. В конце 1889 принял предложение издательницы Н. А. Семеновой о сотрудничестве в
  Орловском вестнике и переехал в Орел.
  В 1891 вышла первая книга Бунина Стихотворения 1887-1891 . С августа 1892 Бунин служил в городской
 управе Полтавы и сотрудничал в Полтавских губернских ведомостях . В н. 1890-х Бунин был уже известным поэтом
 и прозаиком, публикуя стихи и рассказы в популярных в то время литературно-политических журналах: Русское
 богатство , Северный вестник , Вестник Европы . В 1895 Бунин оставил службу в Полтаве, уехал в Петербург,
 затем в Москву, сблизился с К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, Н. Н. Златовратским, Л. П. Чеховым, Ф. К.
 Сологубом, а в 1896 97 с В. Г. Короленко и А. И. Куприным. В 1896 вышел перевод Бунина поэмы Г. Лонгфелло
  Песнь о Гайавате , ставший большим событием в русской поэзии к. XIX в. В 1898-1900 Бунин в Одессе и Ялте
 входит в круг Товарищества южных художников , знакомится с ведущими актерами Московского художественного
 театра, с С. В. Рахманиновым и А. П. Чеховым. Своеобразной данью символизму явился сборник стихов Бунина
  Листопад , вышедший в начале 1901.
  С начала 1900-х Бунин публиковал стихи и прозу в сборнике Знание (ред. М. Горький); в издательстве Знание
 в 1902 09 вышли 5 томов его первого собрания сочинений. В 1900 04 Бунин находился в Западной Европе
 (Германии, Франции, Италии). В 1907 совершил путешествие в Египет, Сирию, Палестину, зимой 1909 жил на о.
 Капри, где встречался с М. Горьким. В 1910 была опубликована большая повесть Бунина Деревня , принесшая ему
 широкую известность. В 1912 Бунин был избран почетным членом Общества любителей Российской словесности, в
 1912-14 принимал участие в Книгоиздательстве писателей в Москве . В 1915 вышло Полное собрание сочинений
 Бунина в 6 томах. Вершиной творчества Бунина дореволюционной поры считаются его сборник Иоанн Рыдалец.
 Рассказы и стихи 1912-1913 , Чаша жизни. Рассказы 1913-1914 (1915), Господин из Сан-Франциско ,
  Произведения 1915-1916 гг. (1916).
  Первую мировую войну, а затем Февральскую революцию Бунин воспринял как предзнаменование страшного
 всероссийского крушения. Октябрьские события рассматривал как кровавое безумие . В 1918 20 Бунин находился
 в Одессе, в январе 1920 уехал в Константинополь. Эмигрантская жизнь Бунина была связана главным образом с
 Францией, где им были написаны 10 новых книг прозы. В 1927 33 Бунин работал над самым крупным своим
 произведением романом Жизнь Арсеньева (полностью издан в Нью-Йорке, 1952). В 1950 в Париже вышли
  Воспоминания Бунина. В 1933 Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе за правдивый
 артистичный талант, с которым он воссоздал в художественной прозе типичный русский характер .
  В. А. Федоров
 
  БУРДЕНКО Николай Нилович (26.04/8.05.1876-11.11.1946), русский хирург, основоположник отечественной
 нейрохирургии. Выпускник, позднее профессор Юрьевского университета. В качестве врача принимал участие в
 Первой мировой войне, где проявил себя как крупный организатор медицинской службы русской армии. С 1937
 главный хирург-консультант Советской Армии. Организатор и первый президент Академии медицинских наук (с
 1944).
  Научная и организационная деятельность Бурденко охватывает ряд крупнейших разделов хирургии и смежных с
 ней областей: разработка вопросов патогенеза и лечения шока; изучение процессов в нервной системе при
 оперативном вмешательстве и острых травмах; исследование мозговых явлений при опухолях и травмах ЦНС; труды
 по военно-полевой хирургии.
 
  БУРЛЯЕВ Николай Петрович (р. 3.08.1946), русский кинорежиссер, актер и общественный деятель. По
 окончании ВГИКа несколько лет совмещал работу в кино и театре. Уже первая, детская, роль Иван в Ивановом
 детстве А. Тарковского (1962) стала определяющей для амплуа актера и принесла ему признание в
 кинематографии. Бурляев снялся более чем в 20 фильмах, в т. ч. Андрей Рублев , Скупой рыцарь (в Маленьких
 трагедиях Пушкина), Военно-полевой роман , Игрок (по Достоевскому). Поставил по собственным сценариям
 фильмы Ванька-Каин (в альманахе Пошехонская старина , 1977), Лермонтов (1986, сыграл главную роль), Все
 впереди (по роману В. И. Белова). Народный артист России.
  Инициатор п генеральный директор Международных кинофестивалей славянских и православных фильмов
  Золотой Витязь (с 1992). Активно участвует в деятельности Славянского фонда письменности и культуры.
 Президент Международного Союза кинематографистов славянских и православных народов.
 
  БУСЛАЕВ Федор Иванович (13.04.1818-31.07.1897), историк русского языка, издатель древних рукописей.
 Много внимания уделял исследованию русского фольклора, памятников древнерусской литературы. Одним из первых
 поставил вопрос о необходимости изучать произведения древнерусской литературы в тесной связи с изобразительным
 искусством, обращал внимание не только на содержание памятника, но и на его эстетическую ценность, подчеркивая
 неразрывное единство языка, поэзии и мифологии. Результаты исследований Буслаева обобщены в Исторических
 очерках русской народной словесности и искусства (СПб., 1861).
 
  БУТЛЕРОВ Александр Михайлович (25.08.1828-5.08.1885), русский химик, создатель теории строения
 органических веществ (1861), основатель отечественной научной школы химиков. Ученик Н. Н. Зинина. Выпускник
 Казанского университета. Предсказал и объяснил изомерию многих органических соединений (1864). Открыл
 полимеризацию изобутилена. Синтезировал ряд органических соединений (уротропин, полимер формальдегид и др.).
 Труды по сельскому хозяйству и пчеловодству.
  Высоко ценил Бутлерова Д. И. Менделеев: Направление его ученых трудов не составляет продолжения или
 развития идей его предшественников, но принадлежит ему самому. В химии существует бутлеровская школа,
 бутлеровское направление .
 
  БУТМИ Георгий Васильевич, бессарабский помещик, русский ученый-экономист, публицист и общественный
 деятель, входивший в круг единомышленников С.Ф. Шарапова. Один из первых в 1905 опубликовал Сионские
 протоколы со своими комментариями и добавлениями (впоследствии эта публикация выдержала несколько изданий).
  Как экономист, активно выступал против финансовой политики С.Ю. Витте. В книге Капиталы и долги (1898)
 Бутми раскрывает сущность паразитического капитала, создавшего такой мировой хозяйственный порядок, который
 позволяет кучке банкиров управлять абсолютным большинством человечества. Бутми доказывает, что финансовые
 манипуляции с золотой валютой обогащают небольшую группу банкиров за счет остального человечества.
 Природные ресурсы страны переходят под власть международных банкиров, промышленность несет большие убытки.
 Экономические ресурсы страны автоматически перекачиваются в пользу западных владык, остановить которых может
 только твердая власть самодержавного государства.
  О. Платонов
 
  БУТУРЛИНО, поселок городского типа в Нижегородской обл. Расположен на р. Пьяна (приток Суры). Население
 7,2 тыс. чел. Основан в 1552 56.
 
  БУХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве архим. Феодор) (1824 2.04.1871), русский богослов,
 публицист, критик. Выпускником Московской Духовной академии постригся в монахи; по окончании (1846)
 преподавал в ней же. В 1862, после запрещения Синодом его многолетнего труда Исследования Апокалипсиса
 подал прошение о выходе из монашества. Лишен права служить в церкви. Умер в величайшей бедности. Бухарев был
 близок к Н. В. Гоголю в последние годы его жизни. Автор многих работ о Библии. Главным в христианстве считал
 очеловечение Бога-Сына, искупительной жертвой принявшего на себя все грехи человечества. Отсюда идея
 соединения мирского с духовным, внесения православных начал в жизнь; акцент на личностно-гуманистических
 вопросах. Всякое подлинное знание и все виды человеческой деятельности (наука, искусство, коммерция, увеселения
 и пр.) богоугодны, поскольку в них может быть внесена Христова правда. Его основной идеей, как и у славянофилов,
 была идея оцерковления общества, или, выражаясь его языком, идея богословия культуры . Он обличал безбожность
 современной светской цивилизации и самих христиан, ограничивающихся лишь скромной данью церкви и ее заветам,
 вместо того чтобы жить в Церкви, называл их православными только по имени . Вызвал подозрения в
 неортодоксальности. Его идея оцерковления общества, богословия культуры , была воспринята синодальными
 властями как ренегатство. С. А. Левицкий отмечает, что Бухарев, по существу, оказался впереди своего времени и его
 идеи были высказаны слишком рано, чтобы найти сочувственный отклик. Интересна параллель между Бухаревым и
 славянофилами, отчасти с Вл. Соловьевым. Славянофилы и Соловьев шли от светской культуры и философии к
 религии, подводя к ее порогу. Бухарев, наоборот, исходил от христианства, точнее от Православия, с тем чтобы
 осветить его светом светскую культуру.
  В н. XX в. подозрение в неортодоксальности было с Бухарева снято. В официальном Богословском православном
 словаре он назван выдающимся богословом.
 
  БУЧАЧ, город в западнорусских землях на р. Стрыпе (бассейн Днестра). Известен с 1397. В XVI-XVII вв. важный
 укрепленный пункт для защиты Восточной Галиции от татар и турок. Неоднократно оккупирован Польшей и
 Австрией. С 1939 в составе России.
 
  БУЯН, в русских преданиях, сказках и заговорах таинственный, волшебный остров, расположенный далеко за
 морем. По преданиям Голубиной книги, именно на этом острове находится центр (пуп) земли, растет мировое дерево и
 лежит Алатырь-камень.
 
  БЫЛИНЫ, эпические песни, сложенные в Древней Руси XI XVI вв. о богатырях и добрых молодцах, в которых
 описываются их подвиги и приключения.
  Сам термин былины не народного, а литературного происхождения. В народе эти повествования носили
 названия старин или старинушек , свидетельствуя о своей древности и притязании на достоверность. Термин
  былины впервые использовал И.П. Сахаров в своих Сказаниях русского народа о семейной жизни своих предков ,
 назвав так отдел, в котором он поместил перепечатку эпических песен из более ранних сборников.
  Первые былины были сложены, вероятно, еще до Крещения Руси и носили черты очень древнего языческого эпоса,
 хотя в последующем в достаточной мере христианизировались . Они отличаются от более поздних былин слабым
 развитием исторического, достоверного содержания и хронологической неопределенностью времени действия. Из
 героев былин к дохристианскому циклу принадлежат Святогор, Микита Селянинович, Волъга. Многие их мотивы
 относятся к так называемым бродячим сюжетам , коренящимся в общности религиозно-культовых элементов
 дохристианской Европы. Порой языческое влияние чувствуется и в былинах более позднего происхождения, а точнее
 говоря, там, где в дохристианские сюжеты народная фантазия внесла действия своих любимых героев позднего
 времени.
  Крещение Руси и эпоха св. равноап. кн. Владимира стали ядром обширного былинного цикла, в основании
 которого лежат достоверные исторические события и личности. Главными действующими лицами киевских былин
 являются богатыри-воины, защищающие Святую Русь от посягательств иноверцев. Центральной фигурой этого цикла,
 да и всего русского эпоса, стал Илья Муромец. Его мощи вплоть до революции почивали нетленно в ближней
 Антониевой пещере Киево-Печерской лавры. Первые исторические свидетельства о почитании преподобного Илии
 Муромца относятся к к. XVI в. Известно, что сперва его мощи находились в гробнице при Софийском соборе, а потом
 были перенесены в лаврские пещеры. Перенесение, вероятно, произошло в том же XVI в., поэтому житие древнего
 подвижника не попало в знаменитый Киево-Печерский патерик, составление которого относится к XIII в. В 1594
 австрийский посол Эрих Лассота, проезжая через Киев, видел остатки разрушенной гробницы богатыря и его мощи в
 пещерах. Когда в 1661 в Киеве готовилось первое печатное издание патерика (оно было иллюстрированным),
 печерским черноризцем Илией была вырезана иконная гравюра-образ его небесного покровителя, прп. Илии
 Муромца. У другого печерского монаха Афанасия Кальнофойского, соратника киевского митр. Петра Могилы, в
 книге Тератургим ее он написал в 1638 указано, что прп. Илия Муромец жил за 450 лет до того. Сохранились
 свидетельства путешественников, еще в XVI в. видевших эти нетленные мощи. Настоятель собора Василия
 Блаженного о. Иоанн Лукьянов, посетив Киев проездом на пути в Иерусалим в 1701, так описывает мощи
 преподобного: Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних
 крупных людей; рука у него левая пробита копием; язва вся знать на руке; а правая его рука изображена крестное
 знамение . Сознание религиозного содержания его бранных подвигов особого пути православного служения
 пронизывает все былины. В одной из них, в частности, говорится: Прилетала невидима сила ангельска и взимала-то
 его со добра коня, и заносила во пещеры во Киевски, и тут старый преставился, и поныне его мощи нетленныя . В
 другой былине перенесение прп. Илии в Киево-Печерский монастырь происходит после того, как во время
 паломничества в Константинополь он находит на дороге дивный крест, под которым спрятано великое сокровище
 серебро и злато. Сокровища преподобный жертвует кн. Владимиру на строительство храма, а сам чудесным образом
 переносится в лавру, где по его успении остаются нетленные мощи.
  При общем числе былинных сюжетов, доходящем до 90, с бесчисленными их вариантами, Илье Муромцу
 посвящено более десятка, причем большинство из них имеет отношение к защите Православия на Руси. Все это
 говорит о том, что богатырство на Руси представляло собой особый вид церковного (а возможно, даже иноческого)
 служения, необходимость которого диктовалась заботой о защите веры. Вспомним события, предшествующие
 Куликовской битве в 1380. Св. блгв. кн. Дмитрий Донской приехал в Троицкий монастырь за благословением прп.
 Сергия Радонежского. Великий старец не только благословил князя на битву за Святую Русь, не только
 пророчествовал победу, но сделал, казалось бы, невозможное для монаха. Кроткий подвижник послал на бой двух
 смиренных иноков, Пересвета и Ослябю, за послушание отправив их с великим князем на Куликово поле. Именно
 Пересвет, монах-воин, и был богатырем, сразившимся перед началом битвы с татарским великаном Темир-Мурзою.
  Главнейшие сюжеты былин о прп. Илье следующие: 1. Илья получает богатырскую силу. Просидев сиднем
 долгие годы, парализованный Илья получает силушку богатырскую чудесным образом от калики перехожего
 Божьего странника, фигуры, столь хорошо на Руси известной и столь любимой русским народом. В Толковом
 словаре В. И. Даля калика определяется как паломник, странник, богатырь во смирении, в убожестве, в
 богоугодных делах. Калика перехожий странствующий, нищенствующий богатырь . Подвиг странничества (часто
 соединяющийся с подвигом юродства о Христе) являет собой одно из высших состояний духа христианина,
 поправшего все искушения и соблазны мира и достигшего совершенства, по слову Господа Иисуса Христа: Аще
 хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим... и гряди в след Мене (Мф. 19:21).
  Черты странничества и юродства о Христе есть и в поведении самого Ильи. У него нет ни постоянного дома, ни
 хозяйства, он не связывает себя никакими житейскими попечениями и заботами, презирая богатство и славу,
 отказываясь от чинов и наград. Странничество, говорит прп. Иоанн Лествичник, есть невозвратное оставление
 всего, что сопротивляется нам в стремлении к благочестию. Странничество есть неведомая премудрость,
 необnаружимый помысл, путь к Божественному вожделению, обилие любви, отречение от тщеславия, молчание
 глубины. Странничество есть отлучение от всего, с тем намерением, чтобы сделать мысль свою неразлучною с
 Богом... Велик и достохвален сей подвиг .
  Юродивые, обличая лицемерие и фарисейство современников, часто совершали на глазах у людей поступки
 оскорбительные, выходящие за рамки приличия. Этим они пытались пробудить у своих осуетившихся сограждан
 ревность о Боге, о защите оскорбляемых православных святынь, о подвижнической, благочестивой жизни. Буйство
 юродивого это его напоминание нам о страшном определении Божием равнодушному и боязливому христианину:
  Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или
 горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3:1; 15-16).
  Юродствует и прп. Илия. В одной из былин, недовольный равнодушием князя к своему богатырскому служению,
 он уходит из дворца, собирает по всему Киеву голи кабацкие , сшибает стрелами золоченые маковки киевских
 церквей и на выручку от них поит зеленым вином собранную им по кабакам толпу.
  В сюжете об исцелении преподобного несомненно присутствует мотив преемственной передачи благодатного
 дарования харизмы . Дар получен для служения Святой Руси и народу святорусскому , для сохранения в
 стране православной государственности и чистой веры. И если в Слове о Законе и Благодати митр. Илариона
 особенно отчетливо отражено начинающееся осознание православной соборности как народного русского качества, то
 в былинах об Илье Муромце отражается начавшееся осмысление второго драгоценного качества народа
  святорусского его державности. Державности, отлившейся в XIX в. в чеканную формулу московского митр.
 Филарета: Любите врагов своих, сокрушайте врагов Отечества, гнушайтесь врагами Божиими . То есть осмысление
 религиозной ответственности каждого за здоровье общества и крепость православной государственности. Не
 принудительной ответственности за страх , а добровольного служения за совесть .
  2. Вторым сюжетом, в котором явственно отражена мысль о харизматической преемственности богатырства,
 является сюжет былины об Илье и Святогоре, которая называется еще Смерть Святогора . Происхождение образа
 Святогора очень сложно и вряд ли может быть однозначно определено. Любопытно, однако, что в нем есть черты
 сходства со святым великомучеником и победоносцем Георгием. Содержание былины следующее: Святогор и Илья
 находят гроб. Для Ильи гроб велик, а Святогору как раз. Он ложится в гроб, крышка закрывается, и открыть ее Илья
 не может, как ни старается. Святогор остается в гробу, а силу свою передает Илье.
  Как только не пытались объяснить появление этого сюжета! Его истоки искали в египетских мифах об Озирисе и
 даже в повествованиях Талмуда о Моисее и Аароне. В действительности дело гораздо проще и православнее .
  В своем послании к Галатам ап. Павел говорит: Я умер для закона (имеется в виду закон фарисейского
 иудейства), чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу (Гал. 2:19). И в другом месте: Я не желаю хвалиться, разве
 только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6:14). Эта
 добровольная смерть, это распятие миру есть содержание и путь монашеского подвига. Такова и смерть Святогора.
  Сам термин монах происходит от греческого монос один. Лишь тот настоящий монах, кто преодолел
 искушения и соблазны мира, отвлекающие человека от исполнения его религиозного долга, и остался один, наедине с
 Богом таково святоотеческое толкование монашества. Когда слышишь о гробах, говорит св. Макарий Великий,
  представляй мысленно не только видимые гробы, потому что гроб и могила для тебя сердце твое . Заключаясь,
 как в гробу, в себе самом, оставшись наедине с совестью, этим обличителем и судией грехов наших, монах трезвенно,
 сосредоточенно и благоговейно рассматривает себя все ли и нем приведено в соответствие с требованиями
 Заповедей Божиих Так он чистит себя по слову Господа: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8).
  Конец нашей подвижнической жизни есть Царствие Божие, а цель чистота сердца, без которой невозможно
 достигнуть того конца , свидетельствует прп. Кассиан Римлянин, св. подвижник V века по Р. X. Не умрешь для
 мира не родишься для Бога. Таково безоговорочное мнение всех святых отцов. Мир есть имя собирательное,
 обнимающее собою то, что называем страстями, говорит великий наставник иноков прп. Исаак Сирианин. И
 скажу короче: мир есть плотское житие и мудрствование плоти. По тому, что человек похитил себя из этого,
 познается, что изшел он из мира . Образ и символ этой смерти для мира монашеский постриг. Не напрасно одежда
 схимников носит черты погребальных одеяний. Гроб Святогора это постриг в великую схиму, отрешающий
 человека от мирской жизни в его стремлении к Богу.
  Смерть и погубление, которых от нас требует Бог, состоят не в уничтожении существования нашего они
 состоят в уничтожении самолюбия. Самолюбие есть та греховная страсть, которая составляется из полноты всех
 прочих разнообразных страстей . Этим словам прп. Игнатия Брянчанинова, сказанным в XIX в., из глубины столетий
 (V век по Р. X.) вторит блж. Диадох, еп. Фотики: Кто себя любит, тот Бога любить не может .
  Пройдя успешно послушание богатырства, служения Богу и Церкви на поприще мятежной бранной жизни,
 Святогор заслужил освобождение от суеты, упокоение от страстей в священном безмолвии бесстрастном
 предстоянии Богу, ненарушимом заботами земной жизни. Дар своей богатырской силы вместе с обязанностями этого
 служения он передал Илье. Такова в действительности православная основа сюжетных построений былины о смерти
 Святогора.
  Коснувшись в своих рассуждениях вопросов, связанных с монашеством, мы прикоснулись к самому сердцу
 России, к самым глубоким основам русского миросознания и мироощущения. Многовековое сосредоточенное
 молчание России, так удивлявшее прытких исследователей, стремившихся мерить ее привычными мерками
  просвещенной и многоречивой Европы, есть благоговейное молитвенное молчание тщательного монаха. Такое
 молчание прп. Исаак Сирианин назвал таинством будущего века , ибо происходит оно не от невежества или лени, а
 от благодатной полноты религиозного чувства, от сосредоточенной ревности в богоугождении, от изумления перед
 величием Божиим, открывающимся благочестивому взору смиренного подвижника. Это состояние не нуждается в
 словесном выражении. Оно вообще не передается словами оно постигается лишь любящим сердцем.
  3. Поездка Ильи Муромца в Киев. Илья стоял заутреню во Муроме, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный
 Киев-град . Исполнить это благочестивое желание ему помешала иноверческая силушка великая , которой под
 Черниговом нагнано-то черным-черно . Расправившись с этой силой и получив от мужичков да тут черниговских
 благоговейное величание: Ай ты славный богатырь да святорусский , Илья собрался ехать дальше, но
 выяснилось, что у славного креста у Левонидова сидит Соловей-Разбойник Одихмантьев сын (имеющий легко
 узнаваемое половецкое происхождение). Победив его и приторочив к стремени, Илья приезжает в Киев, где ай
 Владимир-князь только что вышел со Божьей церкви . Подивившись мужеству Ильи, он попросил Соловья
 свистнуть. После того как смертоносные способности Разбойника подтвердились, Илья во чистом поле срубил ему
 да буйну голову .
  Удивительно, как неразрывно-тесно сплелась народная мысль с православным мироощущением. Начиная с
 побудительной причины подвига и кончая бытовыми деталями, все в былине оправославлено и воцерковлено .
 Глубоко ошибается тот, кто принимает это за дань традиции, за благочестивую риторику. В риторических
 излишествах можно заподозрить официальный документ, неизбежно склонный к торжественности. Можно обвинить в
 этом автора, связанного личными склонностями и привычками. Но укоренившаяся склонность народа как

<< Пред.           стр. 23 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу