<< Пред. стр. 231 (из 245) След. >>
Преображения (1756), здания бывшего Арсенала (1-я пол. XVIII в.).ЧЕРЕМЕНЕЦКИЙ ИОАННО-БОГОСЛОВСКИЙ мужской монастырь, С.-Петербургская еп., в
окрестностях г. Луги, на острове оз. Череменец. Основан в 1479 по случаю явления на сем острове иконы св. ап.
Иоанна Богослова; эта явленная св. икона находилась в соборной Иоанно-Богословской церкви.
ЧЕРЕПАНОВЫ Ефим Алексеевич (1774-15.06.1842), Мирон Ефимович (1803 5.10.1849), русские
машиностроители, отец и сын. Крепостные заводчиков Демидовых, Ефим Черепанов и его жена получили вольную
в 1833, Мирон Черепанов и его жена в 1836. В 1810-х Ефим Черепанов создал машиностроительный завод
(Выйское механическое заведение), оснащенный полным комплексом металлорежущих станков, часть которых
имела оригинальную конструкцию (особенно винторезные, зуборезный и продольно-строгальный). С 1822 и до
конца жизни он работал гл. механиком всех нижнетагильских заводов. Мирон Черепанов вначале учился у отца, а
в 1819 был назначен его помощником; после смерти отца заменил его. Черепановы усовершенствовали
оборудование доменного, железоделательного, медеплавильного, лесопильного, мукомольного и
золотодобывающего производств. Наиболее интересна деятельность Черепановых по постройке паровых машин,
которые они настойчиво внедряли в производство. Всего, начиная с 1820, Черепановыми было построено ок. 20
паровых машин мощностью от 2 до 60 л.с. В 1833 34 они создали первый в России паровоз, а в 1835 второй
(более мощный), в конструкции которых были осуществлены передовые тогда технические идеи. Чугунная
рельсовая дорога была проложена от Выйского завода до Медного рудника. Однако, несмотря на успешную работу
паровозов, нововведение Черепановых не было поддержано и паровозы заменили конной тягой. В таком виде
дорога работала еще в н. XX в.
Б.С.
ЧЕРЕПОВЕЦ, город в Вологодской обл., центр Череповецкого р-на. Расположен на Волго-Балтийском водном
пути. Население 321 тыс. чел.
Основан в 1777 как город у слияния рек Шексна и Ягорба, на месте упраздненного в 1764 Воскресенского
монастыря (предположительно основан в 1362, впервые упоминается под 1449) и находившегося в 1,5 км от него
торгового села Федосьево.
ЧЕРКАСОВ Николай Константинович (14/27.07.1903-14.09.1966), русский актер. Артистическую
деятельность начал в Ленинградском ТЮЗе в 1926 и на Ленфильме.
С 1933 в Ленинградском театре драмы им. А. С. Пушкина (роли: Петр в Петре I A. H. Толстого, Хлудов в
Беге М. А. Булгакова, Мичурин в Жизни в цвету А. П. Довженко, Осип в Ревизоре и др.).
Снимался в кинофильмах Депутат Балтики (профессор Полежаев), Дети капитана Гранта , Петр I ,
Александр
Невский , Иван Грозный , Дон Кихот , Все остается людям .
ЧЕРКАССКИЙ Владимир Александрович (2.02.1824-19.02. 1878), князь, русский государственный и
общественный деятель. В к. 1840 50-х был близок к славянофилам, сотрудничал в Русской беседе . Принимал
активное участие в подготовке отмены крепостного права, будучи членом Тульского губернского комитета и
Редакционных комиссий в Петербурге. Вместе с Ю. Ф. Самариным и Н. А. Малютиным разработал закон об
устройстве крестьян в западнорусских землях. Во время освобождения Болгарии от турецкого ига был
заведующим гражданской части, где провел ряд важных мер для установления нормальной жизни в
освобожденной стране.
ЧЕРКАССЫ, город в Малороссии. Известен с XIII в. в составе Киевского княжества. В к. XIV в. захвачен
Литвой, с 1569 Польшей. В 1793 возвращен России.
ЧЕРНАЯ МОГИЛА, славянский дружинный курган (высота 11 м, окружность 125 м) к. X в. в Чернигове. Под
насыпью найдены остатки погребального костра и многочисленные пострадавшие от огня вещи: мечи, кольчуги,
наконечники копий и стрел, железные орудия труда, металлические сосуды, глиняные горшки, замки, ключи,
женские украшения и др. В верхней части насыпи кургана (7м над погребальным костром) были положены шлемы
и кольчуги, золотые византийские монеты IX в., железный котел с костями барана и два жертвенных ножа,
маленький бронзовый идол и два сосуда из рогов тура, окованных серебром. На одной из оковок изображен
растительный орнамент, на другой вооруженные луками женщина и мужчина, стреляющий в птицу. Размеры и
богатство инвентаря Черной могилы свидетельствуют о том, что погребенный здесь воин (или воины, судя по
двойному комплекту вооружения) принадлежал к славянской знати. Местное предание приписывало курган князю
Черному основателю Чернигова.
ЧЕРНАЯ РУСЬ, название, применявшееся в XIII XIV вв. к области, лежавшей в бассейне верхнего течения
Немана с городами Городно (Гродно), Новгородком, Слонимом, Волковыйском, Несвижем, Турийском (Турец),
Здитовом. До XIII в. Черная Русь, возможно, входила в состав Полоцкого княжества. В 1240-х Черную Русь
захватил литовский князь Миндовг. В 1250-х она была возвращена Даниилу Галицкому, отдавшему Черную Русь
своему сыну Роману Данииловичу, за которым она оставалась в течение нескольких лет. Затем Черную Русь вновь
оккупировал Миндовг. После его смерти (в 1263) временно находилась в составе Галицко-Волынского княжества.
В XIV в. Черная Русь наряду с литовскими землями составляла основное ядро Великого княжества Литовского.
Происхождение названия Черная Русь не выяснено.
ЧЕРНАЯ СОТНЯ (слобода), форма самоуправления и самоорганизации ремесленников и торговцев Древней
Руси (см.: Рабочее самоуправление).
ЧЕРНИГОВ, город в Малороссии на берегу Десны, один из древнейших русских городов. В IX в. был центром
восточнославянского племени северян. В к. IX в. вошел в состав Киевской Руси. Впервые упоминается в русских
летописях под 907. В X XII вв. Чернигов был крупным ремесленным и торговым городом. В 1024 36 и 1054
1239 столица Черниговского княжества (в 1037 53 в составе Киевской Руси). В 1239 разрушен монголо-
татарами. Во 2-й пол. XIV в. Чернигов вошел в состав Великого княжества Литовского. После победы московских
войск в войне против Литвы Чернигов в 1503 вместе с Чернигово-Северской землей возвращен России. В 1611 его
захватили поляки, и по Деулинскому перемирию 1618 он отошел к Польше, в составе которой был центром т. н.
Черниговского княжества, а с 1635 Черниговского воеводства. Население города принимало активное участие в
освободительной войне 1648 54. С изгнанием из города польско-шляхетских войск (1648) Чернигов место
дислокации Черниговского полка. После воссоединения Малороссии с Россией (1654) Чернигов в составе
Русского государства, в 1782 центр Черниговского наместничества, с 1797 Малороссийской, а с 1802
Черниговской губ. В XIX XX вв. крупный промышленный и культурный центр. Памятники архитектуры: Спасо-
Преображенский собор (ок. 1036), Ильинская церковь редкой бесстолпной конструкции (2-я пол. XII в.).
ЧЕРНИГОВСКАЯ-ГЕФСИМАНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Список Ильинской-
Черниговской. Находилась в Гефсиманском скиту близ Троице-Сергиевой лавры. Прославилась эта икона в 1860.
Первым чудом от нее было исцеление более шести лет находившейся в расслаблении крестьянки Тульской губ.
Феклы. Крестьянка эта отличалась благочестивой жизнью. Заболев, шесть лет лежала она почти неподвижно на
одном боку. Когда привезли ее в скит и, внесши в церковь, поднесли к иконе, то она вдруг закричала: Пустите
меня, пустите! В это время кости и суставы в теле ее захрустели, и она почувствовала себя совершенно здоровой.
От иконы затем последовало множество исцелений, особенно от умственного расстройства и беснования; много
исцелений совершилось от списков с сей иконы и от масла, взятого из лампады пред ней. Икона эта написана на
полотне. Она принадлежала священнику Покровского Хотьковского монастыря о. Алексееву. Священник получил
ее от некоего монаха Троице-Сергиевой лавры и впоследствии благословил ею дочь чиновника А. Филиппову. В
1852 Филиппова пожертвовала икону в нижнюю пещерскую церковь Гефсиманского скита, сняв для себя с нее
список, и украсила дорогой ризой. Празднуется 1/14 сентября.
Прот. И. Бухарев
ЧЕРНИГОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, древнерусское княжество (XI XIII вв.) с центром в Чернигове. Занимало
территорию по обоим берегам Днепра, по течению Десны, Сейма, Сожа и Верхней Оки. Ранее эта территория
принадлежала племенным объединениям северян и полян. Территориальное ядро Черниговского княжества
составляли города: Любеч, Оргощ, Моровийск, Всеволож, Уненеж, Белавежа, Бахмач, а также Сновская тысяча с
г. Сновском, Новгород-Северским и Стародубом. До XI в. эта область управлялась местной знатью и воеводами из
Киева, собиравшими здесь дань. Политически Чернигов обособился в 1024, когда по соглашению между
сыновьями Владимира Святославича Чернигов и все днепровское левобережье получил Мстислав Владимирович.
После его смерти (1036) черниговская территория вновь была присоединена к Киеву. Собственно Черниговское
княжество выделилось в 1054, доставшись по завещанию Ярослава Мудрого кн. Святославу Ярославичу вместе с
Муромом и Тмутараканью. С к. XI в. Черниговское княжество окончательно закрепилось за Святославичами. В XII
в. его князья играли важную роль в политической жизни Киевской Руси. Многие из них (Всеволод II Ольгович,
Изяслав Давыдович, Святослав Всеволодович, Михаил Всеволодович) занимали Киевский стол и защищали
общерусские интересы. Некоторые черниговские князья княжили в Новгороде. Территория Черниговского
княжества сильно выросла в восточном и северном направлениях, гл. обр. за счет земель вятичей. Одновременно
внутри самого Черниговского княжества наметились признаки распада. В 1097 выделилось княжество во главе с
Новгород-Северским (см.: Северское княжество), в XII в. центрами особых владений стали Путивль, Рыльск,
Трубчевск, Курск, Вщиж и др. Попытка последнего черниговского князя Михаила Всеволодовича объединить
южнорусские земли и Новгород под своей властью была парализована монголо-татарским нашествием. В 1239
Чернигов был взят и сожжен монголо-татарами. Вскоре Черниговское княжество перестало существовать как
государственное целое.
В.К.
ЧЕРНИЕВ НИКОЛАЕВСКИЙ женский монастырь, Тамбовская еп., в окрестностях Шацка, близ с. Старого
Черниева, на берегу р. Цны. Основан в 1570 иеромонахом Матфеем, просветителем местного края, населенного в
то время мордвой, мещеряками, черемисами и др. языческими народами; сначала был мужским; в 1912 обращен в
женский. Соборный монастырский храм во имя Св. Николая Чудотворца был построен на месте бывшей
деревянной церкви, освящен в 1736. Внутри собора сохранялся величественный резной иконостас, занимающий
всю восточную стену от солеи до сводов. Самая внутренность храма в архитектурном отношении имела ту
особенность, что своды его держались не на 4 столбах, как это принято вообще в старинных храмах, а на одном, по
образцу московской Грановитой палаты, построенной Иоанном III.
С.В. Булгаков
ЧЕРНИЧКИ, сельские женщины, не вступившие в брак по обету родителей или своему собственному. О таком
намерении полагалось заявить смолоду, до двадцати лет, пока еще сватались женихи. В противном случае в глазах
односельчан девушка была вековухой, то есть оставшейся в девичестве не намеренно, по обету, а случайно.
Объявка намерения быть черничкой происходила в доме девушки, затем отец ее извещал об этом сход,
участники которого благодарили отца. Чернички подразделялись на домашних и келейных.
Первые жили в родных семьях, принимая участи в хозяйственной жизни, беспрекословно выполняли
домашнюю работу, нянчили детей. С положением домашней чернички был связан особый комплекс моральных
качеств и норм поведения. Они отличались смирением, трудолюбием, славились набожностью, соблюдали посты и
усердно посещали церковь. Отмечается грамотность большей части черничек, чтение ими религиозных книг,
знание службы Православной Церкви. Такой уровень духовности и весь образ жизни черничек вызывали
одобрение крестьян. Только в том случае, если вековуха , живя в миру, посвящала свою жизнь служению Богу,
она приобретала уважение окружающих и становилась необходимым членом общества . Бездетным вдовам
черничество также давало определенное положение в общине.
Даже домашние чернички держались обособленно: они избегали лишних разговоров и встреч с чужими
людьми. Нередко где-нибудь в саду, на огороде, на задворках устраивали себе кельи. В келью заходили отдохнуть
и послушать чтение Псалтыри и другие члены семьи . Значительно чаще, чем домашние, встречались келейные
чернички, то есть те, которые уходили из дома и жили в кельях , расположенных где-либо на окраине деревни
или совсем в стороне от селения. Местные названия их были различны: келейницы, спасеницы, вековуши,
волкуши. Иногда такое келейничество превращалось в скитскую жизнь старообрядческого толка. Нередко оно
заканчивалось уходом в православный монастырь. С монастырями и местными священниками чернички обычно
поддерживали связь.
Плата за одевание и обмывание покойника и чтение по нем Псалтыри обычно была основным источником
существования черничек. В некоторых случаях ими совершался весь обряд похоронно-поминального цикла.
Крестьяне охотно обращались к черничкам, так как за сорокоуст сорокадневное чтение Псалтыри по умершему
принято было платить им меньше, чем священнику.
Чернички обучали грамоте девочек. За умение читать по Псалтыри и обучение детей грамоте такие женщины
пользовались уважением в общине. Чернички занимались также вязанием, вышивкой, сбором трав и лечением
ими. Вязать чулки или вышивать рубашки и полотенца на продажу считалось допустимым для чернички, но
сельскохозяйственным трудом они, как правило, не занимались.
М.М. Громыко
ЧЕРНОБОГ, в древнерусской языческой мифологии злой бог, приносящий несчастье. В ритуальной
практике противопоставлялся Белобогу, составлял с ним неразрывную пару.
ЧЕРНОВЦЫ, русский город в предгорьях Карпат на р. Прут. Возник в XII в. Впервые упоминается в 1408. В
XV XVI вв. город подвергается разорению со стороны турецких, татарских и польских оккупантов. С сер. XIV в.
захвачен Молдавским княжеством, которое было вассалом Турции. В 1775 захвачен Австрией. В 1918 оккупирован
Румынией. Возвращен России в 1940.
ЧЕРНОЕ МОРЕ, средиземное море Атлантического океана у берегов России, Румынии, Болгарии и Турции.
Керченским проливом соединяется с Азовским морем, проливом Босфор с Мраморным морем и далее через
пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морями.
В начале христианской эры Черное море называлось Понт Эвксинский (Гостеприимное море), а с IX X веков
Русское море. С к. IX в. оно использовалось русскими для плавания из Балтийского моря в Византию (путь из
варяг в греки ).
Изучение и научное освоение Черного моря начались в н. XIX в. В результате первой русской экспедиции Г.П.
Ман-ганары были составлены лоция и карта Черного моря. Большое значение имели исследования в 1881 82 С.
О. Макаровым пролива Босфор, в котором было установлено двухслойное течение (верхнее из Мраморного в
Черное море, нижнее из Черного моря в Мраморное).
В 1890 91 экспедицией на судах Донец и Запорожец выполнены первые глубоководные наблюдения и
установлен факт заражения глубинных вод сероводородом.
ЧЕРНОЛЕССКАЯ КУЛЬТУРА, предскифская культура земледельческих праславянских племен Среднего
Приднепровья X VIII вв. до н. э. Она послужила основой культуры земледельческого населения Среднего
Поднепровья, в котором можно видеть скифов-пахарей Геродота, относимых учеными к праславянам.
Первоначально была распространена в лесостепи между Днестром и Днепром, а позднее и в бассейне р.
Ворсклы. Названа по городищу в Черном лесу, близ верховьев р. Ингулец. Происходит от белогрудовской
культуры бронзового века. Для ранней ступени характерны бронзовые орудия, шлифованные каменные топоры и
кремневые вкладыши для серпов, тюльпано-видные горшки с гладким валиком на плечиках, разнообразная
лощеная посуда. Позднее бронзовые и каменные орудия заменяются железными; широкое применение получили
изделия из кости. В бассейне р. Тясмина открыто сосредоточение городищ чернолесской культуры, из которых
Субботовское известно как важный центр бронзолитейного ремесла.
Погребальные памятники чернолесской культуры изучены слабо. Преобладающим был обряд трупосожжения с
захоронением праха в небольших могильниках, а на юге лесостепи и в курганах. Для развитой чернолесской
культуры типичны тюльпановидные горшки, лощеные кубки, миски и корчаги, украшавшиеся заштрихованными
треугольниками. Зарождается резная орнаментация с инкрустацией. Характерны бронзовые кельты, кинжалы и
мечи с железными клинками и бронзовыми эфесами, железные наконечники копий и железные тесла с боковыми
выступами, бронзовые и костяные наконечники стрел, широкие бронзовые браслеты с геометрической
орнаментацией, односпиральные проволочные височные кольца. Значительные изменения происходят в
родоплеменной организации общества, о чем свидетельствует появление могил хорошо вооруженных воинов-
дружинников.
А.Т.
ЧЕРНООСТРОВСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Калужская еп., в Малоярославце, на
высокой Особной горе, которая прежде называлась Черным островом .
Упоминался в к. XV в. Разорен был в Смутное время; возобновлен в 1659; упразднен в 1775; восстановлен в
1800. 12 октября 1812 под стенами монастыря произошло кровопролитное сражение с французами; над Св.
вратами существовал Нерукотворный лик Спасителя, вокруг которого видны следы многих выстрелов, но самый
лик остался невредимым. Ежегодно 12 октября из монастыря совершался крестный ход к особо устроенной
часовне для отправления панихиды о павших в 1812 воинах.
С.В. Булгаков
ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, свободная часть крестьянского населения в России XIV XVII вв.
Название происходило от слов черные люди и соха (единица податного обложения). Черносошные крестьяне
владели черными землями и платили все виды государственных налогов и повинностей. В XVIII в. черносошные
крестьяне вошли в состав сословной группы государственных крестьян.
ЧЕРНЫЕ ЗЕМЛИ, земельные владения черных людей в России XIV XVII вв. Черные земли считались
частной собственностью свободных крестьян при административно-территориальных правах общины и верховно-
государственном суверенитете великого князя (царя).
ЧЕРНЫЕ ЛЮДИ (др.-рус.: черный тяглый, податный), тяглое население, платившее все виды
государственных налогов и повинностей и жившее на черных землях в деревнях и городах России XII XVII вв. К
черным людям относились черносошные крестьяне, а также все население городских посадов, платившее налоги в
отличие от беломестцев . Формой организации черных людей в деревне были волостные, а в городах
посадские общины. Управлялись они кормленщиками (см.: Кормление).
ЧЕРНЬ, поселок городского типа в Тульской обл., центр Чернского р-на. Расположен на р. Чернь (бассейн
Оки). Население 6,8 тыс. чел.
Впервые упоминается как селение в 1566, с 1571 сторожевой пункт на южных рубежах России от набегов
крымских татар. Позднее включено в число городов Белгородской защитной линии. С 1778 уездный город
Тульского наместничества.
ЧЕРНЯЕВ Михаил Григорьевич (22.10.1828-4.08.1898), военный и государственный деятель. В 1864 66
участвовал в военных экспедициях в Среднюю Азию. С 1873 редактор газеты Русский мир , выступавшей с
позиций панславизма. С начала Герцеговинско-боснийского восстания 1875 78 вопреки желанию российского
правительства в 1876 уехал в Белград и был назначен главнокомандующим сербской армией. В 1882 84
туркестанский генерал-губернатор.
ЧЕРНЯХОВСКАЯ КУЛЬТУРА, культура древнеславянских земледельческих племен в лесостепи и степи от
Нижнего Подунавья на запад до левых притоков Днепра на восток во II V вв. н. э. Названа по селу Черняхову
(Киевской обл.), у которого был раскопан могильник. Оседлоземледельческие, скотоводческие племена
черняховской культуры жили в больших неукрепленных поселениях: жилища наземные и землянки
располагались рядами. Так, например, в Верхнем Поднестровье преобладали землянки, в Среднем и Нижнем
Поднестровье наземные дома. Площадь некоторых последних, принадлежавших, вероятно, большим
патриархальным семьям, превышала 100 кв. м. Для черняховской культуры характерен подъем земледелия
(усовершенствованы плуг и рала, снабжавшиеся железными наконечниками); вол и лошадь использовались,
вероятно, как тягловая сила; расширился состав культурных злаков; под пашню освоены значительные площади.
Были развиты железоделательное, кузнечное, бронзолитейное, камнесечное, косторезное ремесла, причем мастера
работали преимущественно на заказ и лишь частично для рынка. Происходил подъем гончарного ремесла (серые
заглаженные до блеска или с шероховатой поверхностью сосуды). Племена черняховской культуры торговали с
ближайшими античными центрами в объеме, какого не знали предшествующие и последующие племена. В
создании черняховской культуры, по-видимому, участвовали и неславянские племена. Проявлялось влияние
позднеантичной культуры.
ЧЁРТ. См.: БЕС.
ЧЕСНОКОВ Павел Григорьевич (25.10.1877-14.03.1944), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. С
1895 преподаватель Синодального училища церковного пения (Москва), с 1917 гл. дирижер Московского
государственного хора, в 1922 28 руководитель Московской капеллы. Автор первого русского капитального
труда по хороведению. Многочисленные произведения для хора, в т. ч. церковные литургии, Всенощное бдение,
панихиды, отдельные песнопения.
ЧЕСТНОСТЬ, прямота, правдивость, неуклонность по совести своей и долгу, отрицание обмана и воровства,
надежность в исполнении обещаний (В.И. Даль). Качество, особенно ценимое коренными русскими людьми. В
древнерусских наставлениях отцов своим сыновьям это качество стоит на первом месте жить по совести,
честно и без обмана , честно исполнять свой долг , лучше жить в честной бедности, чем в богатстве
неправедном .
В доказательство честности своих намерений русские целовали Честной Животворящий Крест. У русских
бытовали такие выражения: Даю честное слово , Честные господа , Честные гости , Его честно принимали и
провожали с почестями , Честная смерть (благородная, доблестная) .
Народные пословицы: Честное здравствование сердцу на радость , Честный отказ лучше затяжки , Честное
дело не таится , Честному мужу честен и поклон , Доброю (честною) женою и муж честен .
Будь честен и правду люби всей душой,
Страшись преступленья, но бед не страшись!
С правдивой душою будь тверд, как гранит,
Под громом при гневе кипящих людей!
(Ф.Н. Глинка)
Не сильные лучше, а честные. Честь и собственное достоинство сильнее всего. У честных всегда бывает
больше врагов, чем у бесчестных. Честный человек с тем и живет, чтобы иметь врагов (Ф.М. Достоевский).
О. Платонов
ЧЕСТНЯКОВ Ефим Васильевич (1874-1962), художник и писатель. Получил художественное образование в
Петербурге, жил в д. Шаблово Костромской обл. Один из ярких мастеров русского народного искусства. Его
картины на темы сельского быта и фольклора связаны с центральной для Честнякова художественной идеей
многолюдного и красочного города всеобщего благоденствия , своего рода крестьянского рая . Писал также
сказки и стихи, издавая их с собственными рисунками.
ЧЕСТЬ, достоинство человека, его право уважать себя перед лицом Божиим и право быть уважаемым духовно
зрячими людьми (И.А. Ильин). В этом смысле в понятиях Святой Руси честь превыше всего . Честь ум рождает,
а бесчестье отнимает , За честь голова гинет , Честь головою оберегают , Честь тверда, в слове стойка . За
честь можно принять и смерть, ибо бесчестье хуже смерти .
О.П.
ЧЕТИ (четвертные приказы), центральные государственные учреждения в России XVI XVII вв. с
финансовыми и административно-судебными функциями по отношению к определенным территориям страны.
Наиболее крупными четями были Новгородская (Нижегородская), Владимирская, Галицкая, Костромская