<< Пред. стр. 234 (из 245) След. >>
Россию, преподавал в 1832 57 историю русской литературы, всеобщую историю поэзии и теорию поэзии вМосковском университете. Привлек внимание русской общественности к древнерусской литературе, ввел в
научный оборот памятники допетровской русской словесности, показал существование художественной
литературы со времен Киевской Руси.
Стоял на твердых патриотических позициях Православие, Самодержавие, Народность.
ШЕЛИХОВ (Шелехов) Григорий Иванович (1747-20.07.1795), предприниматель, исследователь Аляски. Из
купцов. Шелихов родился в Рыльске, в 1775 перебрался в Сибирь, занимался промыслом пушнины в Охотске.
В 1777 Шелихов совместно с охотскими купцами снарядил зверобойное судно и отправился к Курильским
островам. Во время плавания им были открыты острова, названные по имени штурмана корабля Прибыловыми.
В 1783 Шелихов с компаньонами отправил три корабля на Аляску, где им было основано первое русское
поселение на острове Кадьяк. В 1787 Шелихов снарядил еще два судна и продолжил освоение Курильских
островов и Аляски. Шелихов понимал государственное значение освоения новых земель для России открытые
новые земли есть продолжение земли Российской . На Аляске Шелихов проводил различные исследования,
основывал новые поселения, обучал местных жителей ремеслу и хлебопашеству. За заслуги перед Отечеством был
пожалован в потомственные дворяне. Описание путешествия, наблюдения и мысли об освоении Русской Америки
Шелихов оставил в своем труде Российского купца именитого Рыльского гражданина Григория Шелехова первое
странствие с 1783 по 1787 из Охотска по Восточному океану к Американским берегам (1793).
В 1790 94 при участии Шелихова было организовано несколько купеческих компаний, на основе которых
уже после его смерти в 1799 была создана Российско-американская компания, сыгравшая значительную роль в
изучении и освоении севера Тихого океана и русских земель на северо-западе Америки.
Л. Н. Вдовина
ШЕМУРША, село в Чувашии, центр Шемуршинского р-на. Расположено на р. Карлы (приток Свияги).
Население 4 тыс. чел. Основано в XVI в. русскими переселенцами из южных районов России.
ШЕНКУРСК, город в Архангельской обл., центр Шенкурского р-на. Расположен на высоком берегу р. Ваги
(приток Сев. Двины). Население 7,2 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1229. С 1446 посад, в 1565 под названием Вага был отписан Иваном Грозным в
опричнину. Входил в состав Важского у. (сер. XVI в.). В 1629 в грамоте царя Михаила Федоровича назван
Шенкурском. Город с 1780.
ШЕНКУРСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ женский монастырь, в г. Шенкурске, основанный в 1664. В 1765 он
был упразднен; в 1778 восстановлен и стал мужским; в 1865 обращен в женский. В нем хранилась чтимая икона
Божией Матери Троеручицы; в день празднования этой св. иконы и в день Св. Троицы вокруг монастыря
совершался крестный ход, а 25 июля в Макарьевскую пустынь. При монастыре странноприимный дом и
мастерская: иконописная, золотошвейная, рукодельная и пр. К монастырю приписаны: 1) Макарьевская пустынь, в
16 верстах от него, основанная в 1676; сначала была мужской, в 1865 обращена в женскую; здесь находилась
древняя икона прп. Макария Унженского, принесенная в пустынь в 1671; 2) Уздринская, или Уздренгская,
пустынь, близ впадения р. Уздры в р. Пую, в 112 верстах на юго-западе от Шенкурска, основанная в XVII в.
С.В. Булгаков
ШЕПЕТОВКА, город в Малороссии на р. Гуска. Известен с 1594. Захвачен Польшей. В 1793 возвращен
России.
ШЕРЕМЕТЕВ Борис Петрович (25.04.1652-17.02.1719), военный деятель, дипломат, граф (1706). Из древнего
боярского рода.
Шереметев служил при дворе с 1665. В 1679 был назначен в Большой полк товарищем воеводы. В 1681
Шереметев стал тамбовским воеводой, воевал с крымскими татарами, участвовал в Крымских походах (1687, 1689)
В. В. Голицына. В 1684 86 Шереметев был одним из представителей русской стороны на переговорах о
заключении Вечного мира с Польшей.
После отстранения от власти царевны Софьи Шереметев оказался среди сторонников Петра I. В Азовских
походах (1695 96) командовал армией, действовавшей на Днепре. В 1697 99 Шереметев ездил с
дипломатической миссией в Европу, посетил Польшу, Австрию, Италию и остров Мальту. Современники-
иностранцы лестно отзывались о нем, называя Шереметева самым вежливым и наиболее культурным человеком в
стране и даже украшением России . К началу Северной войны (1700 21) за его плечами был многолетний
опыт войны с крымскими татарами. Под Нарвой (1700) Шереметев командовал конницей, которая успешно
действовала против крымцев, но не устояла против регулярной армии Карла XII. После Нарвы Шереметев (с 1701
генерал-фельдмаршал) командовал русскими войсками в Прибалтике, где одержал первые, столь необходимые для
русской армии, победы при Эрестфере (1701), Гуммельсгофе (1702), взял Копорье (1703) и Дерпт (1704).
Для Шереметева-военачальника характерна была осторожность, основательность в подготовке и организации
военных действий. По указу Петра I Шереметев составил Уложение или право воинского поведения генералов,
средних и меньших чинов и рядовых солдат один из первых воинских уставов регулярной русской армии
XVIII в.
Шереметев пользовался у солдат заслуженной популярностью. В Полтавском сражении (1709) Шереметев
командовал всей пехотой русской армии, в 1710 руководил блокадой Риги, после ее капитуляции Шереметев
вначале был направлен в Польшу, а затем к Днестру. Он пережил все тяготы Прутского похода (1711). По
Прутскому мирному договору в качестве заложника у турок был оставлен сын Шереметева Михаил, впоследствии
умерший по пути из трехлетнего плена. В 1712 14 Шереметев командовал наблюдательной армией против
Турции, в 1715 17 корпусом в Померании и Мекленбурге. В конце 1717 он уехал в отпуск, его тянуло в
Москву, к семье (в 1712 он женился во второй раз), детям, хозяйству.
Шереметев был богатым землевладельцем, его состояние было умножено пожалованиями, полученными за
ратные подвиги. Так, в 1708 он владел 19 вотчинами, в которых было 5282 двора и 18 031 крепостных.
Умер Шереметев в Москве, похоронен был в Петербурге в Александро-Невской лавре. Борис Петрович
фактически стал основателем фамилии Шереметевых, известной своим богатством, благотворительностью,
интересом к науке и искусству.
Л. Н. Вдовина
ШЕРЕМЕТЕВЫ, древний русский боярский (с н. XVIII в. графский) род. Предком Шереметевых считается
Андрей Кобыла, упомянутый в летописи под 1347 при дворе московского князя. Сын А. Кобылы Федор Кошка
был боярином у вел. кн. Дмитрия Ивановича Донского. Потомки Ф. Кошки Беззубцевы получили фамилию
Шереметевых. Представители рода Шереметевых занимали видные государственные и военные должности,
активно участвовали в политической жизни Русского государства. Так, Иван Васильевич Большой Шереметев (ск.
1577) был большим боярином при Иване IV Васильевиче, воеводой участвовал в походах против Крыма, Казани,
Ливонии; входил в состав Избранной рады, участвовал в управлении земщиной. В 1570 ушел в монастырь под
именем инока Ионы (иногда назывался старец Вассиан). Его брат Иван Васильевич Меньшой Шереметев (ск. 1577)
был пожалован в бояре в 1559 за ратные подвиги, участвовал во всех Ливонских походах, где и погиб. Его сын
Федор Иванович (ск. 1650) участник борьбы с Борисом Годуновым, выборов Михаила Романова на царство;
руководил освобождением Пскова от шведов, заключал Поляновский мир 1634. Представитель др. ветви
Шереметевых Борис Петрович (ск. 1650) участвовал в земском соборе 1613, подписал грамоту об избрании
царя, с 1646 боярин. Его сын воевода Василий Борисович (ск. 1682) активный участник Русско-польской
войны 1654 67.
Шереметевы первые в России получили графский титул, данный Петром I в 1706 генерал-фельдмаршалу
Борису Петровичу Шереметеву (1652 1719), при котором в результате царских пожалований резко возросли
земельные владения Шереметевых. Сын его Петр Борисович Шереметев (1713 88), впоследствии обер-камергер,
генерал от инфантерии и генерал-адъютант, женился в 1743 на единственной дочери кн. A.M. Черкасского и
получил в приданое огромные имения, в том числе с. Павлово Нижегородской и с. Иваново (будущий г. Иваново-
Вознесенск) Владимирской губ. Огромные земельные богатства и большие денежные доходы позволили
Шереметеву развернуть строительство дворцов и создание парков в подмосковных имениях (Кусково, Останкино),
применяя труд крепостных архитекторов, художников и различных мастеров. У Шереметевых были крепостные
театры, хоры, оркестры. Обер-гофмаршал Николай Петрович Шереметев (1752 1809) женился на своей
крепостной актрисе П.И. Ковалевой-Жемчуговой (1768 1803), в память о которой построил в Москве
Странноприимный дом (богадельню).
ШЕСТОКОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По сохранившемуся преданию, эта икона в
очень давнее время явилась в Москве, в доме некоего Н.Д. Скрипицына. Одна девица, так называемая простенькая,
или блаженная, видела во сне, что в этом доме в печной трубе находится икона Пресвятой Богородицы, и три раза
заявляла о том домашним, но никто не обращал внимания на ее слова до тех пор, пока не увидели на шестке печи
выпавший из трубы сверток холста. Когда развернули сверток, то все пришли в благоговейный ужас: перед
глазами их явилось прекрасное изображение Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем, на правой руке у
Нее небольшой ожог ясное доказательство, что икона была в огне и силой Божией осталась невредимой. Икона
была принята как драгоценный дар от Самого Господа, и все с благоговением почитали ее. Домовладелец
благолепно украсил икону и по смерти своей передал своим детям в благословение с наименованием ее
Шестоковскою, потому что она явилась на шестке. Неизвестно, когда икона была перенесена в с. Шелтомежь
Кашинского у. Тверской губ., но по древним актам видно, что владелец этого села секунд-майор Скрипицын
просил в 1779 у Тверского еп. Арсения благословение устроить каменный храм вместо деревянного, построенного
еще в 1686, и что его родовая Шестоковская икона Божией Матери, перешедшая к его детям, была долгое время
предметом споров и судебной тяжбы между наследниками. Известно также, что во все времена от иконы
изливались чудотворения, пред нею совершались молебны, и ее носили во многие места Тверской и Ярославской
губ. Празднуется 6/19 марта.
Прот. И. Бухарев
ШЕХТЕЛЬ Федор Осипович (1859-1926), архитектор. Ведущий русский мастер стиля модерн.
Художественную жизнь начинал как декоратор и рисовальщик. Знаменит как зодчий зданий в стиле московского
модерна, органично сочетающем черты западноевропейского модерна и русского стиля , в т. ч. особняк
Рябушинского на М. Никитской (1900), Ярославский вокзал (1902), типография Утро России (1907). Много лет
был председателем Московского архитектурного общества. До конца жизни преподавал в Строгановском
училище.
ШИБАНОВ Михаил (ск. после 1789), живописец. Из крепостных крестьян Переславль-Залесского у. С 1783
Шибанов вольный живописец . Творчество Шибанова позволяет предположить, что он испытал влияние Д. Г.
Левицкого (возможно, учился у него).
Ранний период деятельности Шибанова связан с семьей адмирала Г. А. Спиридова, героя Чесменского боя. В
1770-х Шибановым в Петербурге были написаны портреты жены, сыновей, племянников Спиридова.
В сер. 1780-х Шибанов состоял живописцем при Г. А. Потемкине, выполнял работы в Екатерининской церкви в
Херсоне. Тогда же им были написаны портреты Екатерины II в дорожном костюме и ее фаворита А. М.
Дмитриева-Мамонова (оба 1787), портрет В. С. Попова управляющего походной канцелярией Потемкина.
Шибанова называют создателем крестьянского бытового жанра в русской живописи. Полотна Крестьянский
обед (1774) и Празднество свадебного договора (1777), на которых изображены суздальской провинции
крестьяне , отличаются конкретностью сюжета, выразительностью почти портретных характеристик крестьян.
Л. Н. Вдовина
ШИЛОВО, поселок городского типа в Рязанской обл., центр Шиловского р-на. Расположен на Оке. Население
19,3 тыс. чел.
Основан в XIII в. на месте древнего русского города, существовавшего в XI н. XII в. До нашествия татаро-
монголов крупный торгово-ремесленный центр. С XVI в. речная пристань, торговавшая хлебом.
ШИМАНОВ Геннадий Михайлович (р. 10.07.1937), русский мыслитель, публицист и общественный деятель,
один из идеологов русского национального возрождения 1960 70-х. В 1971 издал на Западе книгу Записки из
красного дома (1969). Шиманов придавал русской идеологии определенное развитие применительно к новым
условиям. Он смело и глубоко понял главное корень мирового зла (и в том числе трагедии в России) в
катастрофическом тупике западной цивилизации, по сути дела отказавшейся от христианства и заменившей
полноту духовной жизни фальшивым блеском материального благополучия. Я скажу, писал православный
мыслитель, что теперь, после опыта тысячи лет, загнавшего человечество в невыносимый тупик, разве не ясно,
что только подлинное, возрожденное христианство может быть выходом из тупика Что необходима иная, новая,
не языческая буржуазная, но аскетическая и духовная цивилизация Такая цивилизация может возникнуть на
русской духовной основе. Судьба России не только ее судьба, но судьба всего человечества, которое сумеет
выйти из тупика, опираясь на традиционные духовные ценности русского народа .
О. Платонов
ШИРИНСКИЙ-ШИХМАТОВ Алексей Александрович (1862 22.12.1930), князь, русский общественный
деятель. Окончил Училище правоведения. В течение многих лет был сотрудником и соратником К. П.
Победоносцева, занимал должности обер-прокурора Святейшего Синода, сенатора и члена Государственного
Совета.
На Ширинского-Шихматова было возложено руководство по подготовке и проведению прославления мощей
прп. Серафима Саровского в 1903. Князь критически относился к С. Ю. Витте и другим деятелям либерально-
масонского движения. Занимая твердые православно-монархические позиции, Ширинский-Шихматов сделал
многое для развития русских патриотических организаций и особенно Русского Собрания и Союза Русского
народа. В годы революционной смуты (1905 07) князь, вместе с другими лицами, создал тайный кружок,
выдвигавший верных лиц на ответственные посты и задерживавших тем самым ход революционного движения.
В 1917 18 князь работал в Москве, пытаясь организовать спасение Царской семьи. Его ближайшим
сподвижником в этом деле был протоиерей Иоанн Восторгов. С 1920 Ширинский-Шихматов находится в
эмиграции, сначала в Берлине, затем в Париже, не прекращая активной борьбы против представителей иудейско-
масонской идеологии, являясь одним из руководителей монархического движения, членом Высшего
Монархического совета.
О. Платонов
ШИШКИН Иван Иванович (13.01.1832-8.03.1898), русский художник-пейзажист. Происходил из елабужской
купеческой семьи. В 1849 окончил Казанскую гимназию, в 1852 56 учился в Московском училище живописи,
ваяния и зодчества, в 1856 65 в Петербургской Академии художеств. В течение 1862 65 как пансионер
(стипендиат) Академии находился в заграничной командировке (в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе); один из
учредителей Товарищества передвижных выставок. С 1873 профессор Петербургской Академии художеств, в 1894
95 руководитель ее пейзажной мастерской.
Первые работы Шишкина Жатва (н. 1850-х), автопортрет (1854), Вид в окрестностях Петербурга (1856),
Дубки под Сестрорецком (1857). В 1858 59 были написаны этюды Сосна на Валааме и Вид на острове
Валаам. Местность Кукко , удостоенные соответственно серебряной и Большой золотой медали Академии.
Шишкин много путешествовал по России, изучая ее природу. Его художественной стихией был лес,
преимущественно северный, с его елями, соснами, березами и дубами. Шишкиным написаны получившие
широкую известность и прославившие его как крупнейшего пейзажиста картины: Рубка леса (1867), Рожь
(1878), Лесные дали (1884), Среди долины ровныя... (1883), Сосны, освещенные солнцем (1886), Дубовая
роща (1887), Утро в сосновом лесу (1889), Корабельная роща (1898), в которых созданы целостные образы
русской природы, ее лесов и полей.
В. А. Федоров
ШИШКОВ Александр Семенович (9.03.1754-9.04.1841), русский государственный и общественный деятель,
филолог, писатель, адмирал, член Российской академии (с 1796). Окончил Морской кадетский корпус (1772).
Занимался литературной деятельностью (гл. обр. переводами), составил трехъязычный Морской словарь. Составил
и редактировал первый академический Словарь русского языка . Участвовал в Русско-шведской войне 1788-90. В
н. XIX в. проявил себя как идеолог русского патриотизма, изложив свое научно-политическое кредо в
Рассуждении о старом и новом слоге российского языка (1803) и Рассуждениях о любви к Отечеству (1811) и
объединив группу патриотов-литераторов и языковедов в Беседу любителей русского слова (1810). В апреле
1812 назначен вместо масона М. М. Сперанского государственным секретарем (до 1814). Во время Отечественной
войны 1812 составлял патриотические приказы, рескрипты и обращения к русским людям. В 1813 41
президент Российской Академии, которую сделал центром русской духовности и патриотизма. В своих
литературных и филологических трудах тесно увязывал науку и русский патриотизм, считая их залогом успешного
развития России. В 1824 28 министр народного просвещения и главноуправляющий делами иностранных
вероисповеданий, осуществлял идею сословного образования, воплощенную в Уставе гимназий и училищ
уездных и приходских (1828). Член Верховного Суда над декабристами-масонами и инициатор издания
Цензурного устава 1826, ограничившего возможности космополитических и масонских деятелей в ведении
подрывной антирусской работы.
О. П.
ШЛИССЕЛЬБУРГ, город в Ленинградской обл. Пристань на левом берегу р. Невы, у ее истоков из
Ладожского озера. Население 12 тыс. чел.
Вырос в 1-й пол. XVIII в. из посада Шлиссельбургской крепости. В к. XVIII в. крупный портовый город на
водном пути к С.-Петербургу. Архитектурные памятники XVIII XIX вв.: Благовещенский собор, Никольская
церковь, часовня Казанской Божией Матери, Гостиный двор.
ШМАКОВ Алексей Семенович (1852-1916), русский правовед, общественный деятель и публицист.
Присяжный поверенный Московской судебной палаты. Автор многочисленных исследований и статей по
еврейскому вопросу и масонству. Сотрудничал с Русским Собранием и Союзом Русского народа. Выступал одним
из истцов по ритуальному убийству, совершенному Бейлисом в Киеве. Основные сочинения: Еврейские речи
(1897), Погром евреев в Киеве (1908), Международное тайное правительство (1912).
Проведя всестороннюю юридическую экспертизу Сионских протоколов, сделал вывод, что они являются
неподражаемо верной передачей характерных особенностей иудейского духа, чем устраняется всякое сомнение в
их подлинности .
Защищал русских людей от произвола еврейских революционеров, аферистов, купцов. Отстаивал интересы
русских во время смуты 1905 07. Консультировал русских людей для организации отпора еврейским
революционным бандгруппам. В 1906 07 подвергался покушениям на убийство.
О. Платонов
ШМЕЛЕВ Иван Сергеевич (21.09/3.10.1873-24.06.1950), русский писатель. Родился и вырос в Замоскворечье,
в семье подрядчика по строительным работам. В доме сохранялись традиции православного благочестия,
патриархальный уклад.
Стремление к литературному творчеству пробудилось у Шмелева еще во время обучения в московской
гимназии. В 1895, совершая свадебное путешествие на Валаам, он заехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы получить
благословение известного подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского, и старец предрек предстоящий ему
крест страданий, прозрел и укрепил в нем писательский дар, сказав: Превознесешься своим талантом .
В ранних рассказах и повестях Шмелева звучит тема мучительной, несправедливой и непросветленной жизни;
автор сочувствует маленьким людям, которые хотят вырваться из пустоты и однообразия окружающего мира;
наблюдает распад старого патриархального уклада, конфликт поколений отцов и детей. Повесть Человек из
ресторана (1911) принесла автору громкий успех и поставила его в первые ряды писателей реалистической школы
начала века.
Во время революции Шмелев уезжает с семьей в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920
Крым был занят красными частями. Единственный сын Шмелева, Сергей, как офицер царской армии арестован и
без суда расстрелян. Ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920 21, привели Шмелева к
тяжелой душевной депрессии. В ноябре 1922 он выезжает в Берлин, а с 1923 живет в Париже. Картина гибели
всего живого в Крыму в период красного террора открывается в эпопее Солнце мертвых (1924), рисующей
торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Рефреном проходит через
книгу образ пустых небес и мертвого солнца: Бога у меня нет. Синее небо пусто... Эпопея Шмелева, с огромной
художественной силой запечатлевшая трагедию русского народа, принесла автору европейскую известность.
Годы, проведенные Шмелевым в эмиграции, насыщены плодотворной творческой работой. Он публикуется во
многих эмигрантских изданиях (около двадцати его книг на русском языке; в СССР все они были запрещены).
В книге Лето Господне (1927 44), обращаясь к годам детства, Шмелев запечатлел мировосприятие
верующего ребенка, доверчиво принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстает как
целостный, органичный мир, полный нравственного здоровья и внутренней культуры. Впервые в русской
художественной литературе столь полно и глубоко воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. В
психологических переживаниях персонажей Шмелева открывается душевно-духовная жизнь православного
христианина. Смысл и красота православных праздников, обрядов, обычаев, остающихся неизменными из века в
век, раскрыт настолько ярко и талантливо, что книга стала подлинной энциклопедией русского Православия.
Удивительный язык Шмелева органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нем
отразилась сама душа России.
Живое соприкосновение с миром святости происходит и в книге Богомолье (1931), где в картинах
паломничества в Троице-Сергиеву лавру предстают все сословия верующей России. Подвижническое служение
старца-утешителя Варнавы Гефсиманского воссоздано Шмелевым с признательной любовью.
Роман Няня из Москвы (1934), написанный в излюбленной Шмелевым форме сказа (в которой писатель
достиг непревзойденного мастерства), это повествование бесхитростной русской женщины, попавшей в бурный
водоворот событий истории XX в. и оказавшейся на чужбине. В страданиях, теряя подчас здоровье и богатство,
герои романа обретают душу, приходят к Истине.
Поэтический очерк Старый Валаам вводит читателя в мир православного русского монастыря, рисует жизнь,
погруженную в атмосферу святости. Образы Святой Руси наполняют очерк Милость прп. Серафима о том,
как Шмелев был спасен от смертельной болезни после горячей молитвы к св. Серафиму Саровскому, и повесть
Куликово поле о чудесном явлении в Советской России прп. Сергия Радонежского, ободряющего и
укрепляющего оставшихся там христиан.
Тема реальности действия Божественного Промысла в земном мире получила воплощение в итоговом
произведении писателя романе Пути небесные (т. I 1937; т. II 1948). Книга посвящена таинственному
пути соединения человека с Богом, спасению души. Роман стал уникальным явлением в русской литературе: в
основе раскрытия судеб и характеров лежит святоотеческая культура, православное аскетическое мировоззрение.
Его внутренним сюжетом является духовная брань героев со страстями, искушениями и нападениями злых сил.
Молитвенный подвиг, упорная и жестокая борьба с грехом в себе и внешними соблазнами, скорбь от тяжких
падений и духовная радость побед, благодатные озарения эти моменты нашли многогранное воплощение на
страницах последнего романа писателя.
Шмелева отличала особая любовь к атмосфере монастырской жизни. Совершая в 1936 поездку по Прибалтике,
он останавливался в Псково-Печерском монастыре, дважды (в 1937 и 1938) посещал обитель прп. Иова
Почаевского в Карпатах. Кончина писателя-подвижника глубоко символична: в день именин старца Варнавы,
некогда благословившего его на путь , Шмелев приезжает в расположенный неподалеку от Парижа русский
монастырь Покрова Божией Матери и в тот же день тихо предает душу Богу.
А. М. Любомудров
ШОЛОХОВ Михаил Александрович (24.05.1905-2.02.1984), русский писатель, создатель эпопеи Тихий
Дон . Его отец был иногородним станицы Вёшенской, мать казачка, семья была достаточно состоятельная,
чтобы дать единственному сыну гимназическое образование. Перед мировой войной Михаил Шолохов учился в
Москве, в 1915 17 в Богучаре, в годы Гражданской в Вёшенской.
Ранняя биография писателя плохо известна, пестрит заведомо ложными слухами и пересудами, сама дата его
рождения документально не подтверждена (некоторые исследователи доказывают, что он на два-три года старше).
Например, много раз писалось о встрече молодого Шолохова с Нестором Махно, и при этом ссылались на
самого писателя, хотя это чистейшая (и поздняя) выдумка. Бесспорно главное: он оказался в самом эпицентре
кровавой гражданской междоусобицы, став ее внимательным очевидцем, свидетелем зверств еврейских
комиссаров, проводивших на Дону пресловутое расказачивание . Этот тяжкий, но бесценный жизненный опыт и
позволил ему создать Тихий Дон .