<< Пред.           стр. 238 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

  ЮЩИНСКИЙ АНДРЕЙ (1898-1911), местночтимый киевский святой, ученик приготовительного класса
 Софийского духовного училища в Киеве; его обескровленное тело было найдено 20 марта 1911 со следами
 ритуальных мучений, совершенных над ним тайной иудейской сектой. См.: Ритуальные убийства.
 
 
 
 я
 
  Я, последняя, тридцать третья буква русского алфавита; восходит к юсу малому.
 
  ЯБЛОЧИНСКИЙ СВЯТО-ОНУФРИЕВСКИЙ мужской монастырь, Холмская еп., на левом берегу Буга, в
 двух верстах от с. Яблочно, Бельского у. Основан в XVI в. (по некоторым сведениям, много ранее). Здесь
 находилась древняя чудотворная икона прп. Онуфрия Великого. В XVII и XVIII вв. монастырь был верным
 хранителем Православия и обличителем унии.
 
  ЯБЛОЧКОВ Павел Николаевич (2.09.1847-19.03.1894), русский изобретатель в области электротехники,
 военный инженер и предприниматель. Основное изобретение дуговая лампа без регулятора электрическая
 свеча (см.: Дуговая свеча. Свеча Яблочкова) положило начало первой практически применимой системе
 электрического освещения (1876). В 1879 Яблочков организовал Товарищество электрического освещения и
 электромеханический завод в Петербурге. Начиная с к. 1880-х работал над созданием электрических генераторов и
 химических источников тока. Он впервые предложил гальванические элементы со щелочным электролитом.
 Плодотворная идея Яблочкова о централизованном производстве электроэнергии и канализации ее к месту
 потребления по сетям была реализована только после его смерти.
 
  ЯВЛЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПРЕПОДОБНОМУ СЕРГИЮ чудотворная икона. Написана в
 память сего чудесного явления и изображает самое явление. Однажды ночью преподобный Сергий со своим
 учением Михеем пел акафист Пресвятой Богородице и при этом молился Ей о своей обители. Помолился и сел
 отдохнуть. Вдруг сказал он св. Михею: Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение . Лишь произнес он
 эти слова, как послышался голос: Пречистая грядет! Тогда св. Сергий вышел в сени, и его осветил
 необыкновенный свет, и он увидел Пресвятую Богородицу, сопровождаемую святыми апостолами Петром и
 Иоанном. Преподобный в трепете пал на землю. Пресвятая Богородица прикоснулась к нему и сказала: Не бойся,
 молитва твоя о сем месте и об учениках твоих услышана. При тебе и после тебя Я буду неотступна от твоей
 обители и буду покрывать ее во всех нуждах . Икона сего явления пользовалась особенным уважением царя
 Алексея Михайловича. Он брал ее с собою в Польский поход в 1657 году и приказал написать на ней, что по
 молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению св. Сергия и Никона Бог даровал ему победу над польским
 королем и предал в руки его Вильну и другие города польские, литовские и немецкие. В 1703 году, во время войны
 с Карлом XII, икона сия, по повелению императора Петра Великого, была послана в русский стан и находилась там
 до окончания войны. В 1812 году митрополит Платон посылал эту икону в лагерь императору Александру I. В
 Троице-Сергиевой лавре каждую субботу пред иконою совершается молебен в часовне, на месте явления
 Пресвятой Богородицы прп. Сергию. Празднуется 24/6 сентября августа.
  Прот. И. Бухарев
 
  ЯДРИН, город в Чувашии, центр Ядринского р-на. Расположен на левом берегу р. Суры. Население 11 тыс.
 чел. Известен с 1590.
 
  ЯЗЫКОВ Николай Михайлович (4.03.1803-26.12.1846), русский поэт. Родился в Симбирской губ. в семье
 богатого и культурного помещика. Учился в Петербургском горном кадетском корпусе и в Институте инженеров
 путей сообщения.
  Два года он жил в Петербурге, ведя рассеянный образ жизни, изредка сочиняя стихи, в которых воспевал
 любовь, дружбу и вино. По совету А. Ф. Воейкова он решил продолжать свое образование и в к. 1822 поступил на
 философский факультет Дерптского университета.
  В быту дерптского студенчества жили традиции вольности и бесшабашного разгула, певцом и поклонником
 которых стал Языков. Он сделался непременным участником всех пирушек и душой русского студенчества,
 объединявшегося в кружок, на сходках которого говорились горячие речи о будущем России, о великом значении
 славян.
  Языков написал для этого кружка знаменитую песню, служившую гимном Из страны, страны далекой... Он
 отличался свободолюбием, прославлял героическое прошлое русского народа, шум народных мятежей , вольные
 в прошлом города Новгород и Псков.
  В дерптский период Языков приобрел славу одного из лучших и самобытных русских поэтов.
  В стихах его, искренних, полных живого веселья и русской удали, ярко раскрывался характер лирического
 героя, презирающего социальную ложь. О его поэтическом мастерстве писал Н. В. Гоголь: Имя Языков пришлось
 ему не даром. Владеет он языком, как араб конем своим, и еще как бы хвастается своею властью .
  Высоко ценил поэзию Языкова А.С. Пушкин:
 
  Издревле сладостный союз
  Поэтов меж собой связуст...
  Родня друг другу по судьбе,
  Они родня по вдохновенью,
  Клянусь Овидиевой тенью,
  Языков, близок я тебе!
 
  Летом 1826 Языков, приехав в гости к своему студенческому товарищу Вульфу в Тригорское, встретился с
 Пушкиным, жившим тогда в Михайловской ссылке. Между поэтами завязалась дружба.
  В 1829, закончив Дерптский университет, Языков переехал в Москву. С этого времени он все больше
 проникается религиозными настроениями, все дальше уходит от своих прошлых вольнолюбивых идей. В 1838
 начинается его дружба с Н. В. Гоголем. Тогда же Языков сближается со славянофилами. Мотивы патриархальных
 ценностей, библейская и религиозная тематика входят в его поэзию 1830 40-х. Языков создает подлинные
 поэтические шедевры ( Буря , Морское купание ).
  Его стихи К ненашим и К Чаадаеву (1844), направленные в адрес демократов, которые предательски и в
  преступных словах развращали русского читателя европейскими антигосударственными идеями, не утратили
 своей значимости и в наши дни.
 
  ЯЗЫЧЕСТВО, совокупность народных представлений о сверхъестественных силах, управляющих миром и
 людьми. На своем пути к истинному Богу русский народ неуклонно отвергал жестокие культы и обряды древних
 верований, отбирая среди них только то, что было близко его душе. В стремлении к свету и добру русский народ
 еще до принятия христианства пришел к идее единобожия.
  Первые зачатки национального сознания и философского осмысления мира (см.: Философия) несут в себе идею
 о том, что человек по природе добр, а зло в мире есть отклонение от нормы. В древних русских воззрениях
 отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и зла. В
 древних языческих культах русских нравственная сторона (принцип добра) преобладала над магической.
 Нравственный, поэтический взгляд наших древних предков на природу отмечал А.Н. Афанасьев. В языческих
 божках олицетворялись нравственные основы бытия. Язычество для наших предков скорее духовно-
 нравственная культура, чем религия. В основе поклонения всесоздающие силы природы, которые для русского
 человека суть благо, добро и красота. Обоготворяется все, что связано с добротой и благом.
  Русский человек чувствовал кровную связь с языческими божествами, олицетворяющими добро. Он считал их
 своими предками. Как справедливо отмечает А.Н. Афанасьев: Со светлыми, белыми божествами славянин
 чувствовал свое родство, ибо от них ниспосылаются дары плодородия, которыми поддерживается существование
 всего живого на земле... Слово о полку Игореве говорит о славянах как о внуках Солнца Дажьбога.
 Представители творчества и жизни, боги света, были олицетворяемы фантазией в прекрасных и большей частью
 юных образах; с ними связывались идеи о высшей справедливости и благе .
  Крупнейший специалист по язычеству Б.А. Рыбаков полагает, что первоначально славяне клали требы упырям
 и берегиням , олицетворявшим два противоположных начала злое и доброе, враждебное человеку и
 оберегающее человека.
  Позднее в сознании древнего русского человека высшие (по сути дела, нравственные) силы выражались в
 представлении о Роде. Это был не просто Бог, а скорее идея Вселенной, включавшая в себя все высшие и
 жизненно важные понятия существования русского человека. Б.А. Рыбаков отмечает, что с именем Рода связан
 широчайший круг понятий и слов, в котором корнем является род :
 
  Род (семья, племя, династия) Природа
  Народ Родить, рожать
  Родина Урожай
 
  Таким образом, в народном сознании семья, народ, родина, природа, урожай воплощаются в едином символе.
 Представление о Роде и почитание его сохранялось и через много веков после принятия христианства. Только
 напрасно Церковь преследовала своих чад, когда они наполняли свои кубки в честь Рода. Это было не поклонение
 языческому божеству, а традиционное почитание нравственного принципа мироздания, который воплощало
 понятие Род.
  Расшифровав рельефы древнего памятника русской языческой культуры Збручского идола (X в.), Б.А. Рыбаков
 так представляет мир языческих верований русского народа:
 
  НЕБЕСНАЯ СФЕРА
  Дажьбог божество света, Солнца, податель благ, мифический родоначальник русских людей
  дажьбожьих внуков .
  Перун бог грозы и молнии, покровитель воинов. Земное пространство.
  Мокошь мать урожая , хозяйка символического рога изобилия. Одна из двух рожаниц.
  Лада вторая рожаница, покровительница весенней ярой вегетативной силы и браков.
  Люди хоровод мужчин и женщин, помещенных у подножия божеств.
 
  ПОДЗЕМНЫЙ МИР
  Велес (Волос) доброжелательный бог Земли, в которой покоятся предки. Бережно держит на своих плечах
 плоскость земного пространства с людьми на нем.
 
  Рассматривая мир верований дохристианской Руси, следует еще раз подчеркнуть его скорее нравственный, чем
 религиозный характер. Боги предки, осуществляющие постоянную нравственную опеку над живущими и
 требующие исполнения своих заветов. Божества отражение добрых начал жизни, которым следует поклоняться.
 Культ добра и культ предков главное содержание древнерусских верований.
  Древнейший пласт верований на Руси после периода упырей и берегинь явно тяготеет в сторону единобожия.
 Языческая идея о Роде как творце вселенной, создателе всего видимого и невидимого мира приближается к
 христианским представлениям о Боге Саваофе Боге Отце, Творце всего сущего. Славяне, писал в сер. VI в.
 Прокопий Кесарийский, считают, что один только Бог, творец молний, является владыкой над всеми . В мире
 идет борьба Света и Тьмы, Добра и Зла. Главные атрибуты Бога суть Свет и Добро. Ближайшее к Богу существо
 есть Светло. Оно символизируется Солнцем. Существо Светло явилось на землю и воплотилось в русском народе,
 который, по древним поверьям, происходит от Солнца. Б.А. Рыбаков дает очень убедительную схему проявлений
 солнечного культа в Древней Руси и связи его с судьбой и мировоззрением русского народа.
  1. Хорс ( круглый ) божество Солнца как светила. В Слове о полку Игореве назван Великим Хорсом .
 По всей вероятности, очень древнее божество, представления о котором предшествовали идее светоносного
 небесного бога вроде Аполлона. Культ Солнца-светила ярко проявился у земледельцев энеолита, а уже в
 бронзовом веке появилось представление о ночном солнце, совершающем свой подземный путь по морю мрака .
 Имя Хорса сохранилось в ритуальной лексике XIX в. ( хоровод , хорошуль , хоро ).
  2. Колаксай мифический царь сколотов праславян. Интерпретируется как Солнце-царь (от коло круг,
 солнце).
  3. Сколоты приднепровские праславяне пахари, названные по имени своего царя Колаксая. В основе
 самоназвания лежит тот же корень коло солнце, который есть и в имени царя. Записанная Геродотом
 легенда позволяет перевести слово сколоты как потомки Солнца .
  4. Дажьбог. Божественный мифический царь, называемый иногда Солнцем. Бог-податель благ. В изменении
 имени отразилось расширение представлений о солнечном божестве.
  5. Дажьбожьим внуком , т.е. внуком Солнца , назван русский князь из Приднепровья, что позволяет
 сближать отголоски языческих мифов, сохранившиеся до XII в. н. э., с древними мифами о потомках Солнца,
 существовавшими в этих же местах в V в. до н.э.
  6. Последним дошедшим до нас отголоском древних мифологических представлений о внуках Солнца
 является раздел русских богатырских сказок Три царства , или Золотое царство .
  В 980 кн. Владимир, придя к власти, произвел своего рода реформу язычества и приказал устроить в Киеве
 новый пантеон главных языческих божеств. В него вошли Перун, Хорс, Дажьбог, Стрибог, Семарагл, Мокошь.
 Б.А. Рыбаков, сличивший состав пантеона Владимира и перечни богов по другим источникам, установил, что
 расхождение между ними касается части Рода и Сварога. По его мнению, это не различные божества, а лишь
 различные наименования одного божества. Небесное божество язычников могло именоваться и Родом
 (преобладает творческое, рождающее начало), и Сварогом ( небесный ), и Стрибогом (небесным богом-отцом).
 Небесным божеством был и Перун, бог грозы.
  Высокий нравственный характер языческих воззрений русского народа одухотворял его жизнь, создавая
 зачатки высокой духовной культуры. Мифы и сказания о богах и богинях воспитывали художественный,
 поэтический, образный взгляд на мир. В культурном смысле древнерусская языческая мифология ни в чем не
 уступала древнегреческой языческой мифологии, а в духовно-нравственном смысле была выше ее. В мифах
 Древней Греции главный акцент делался на поклонение силе, сексуальной стороне жизни, равноправии добра и
 зла. В мифах Древней Руси акценты были расставлены иначе поклонение свету и добру, осуждение зла, культ
 производительной силы как функции плодородия и продления рода, а не эротического смакования чувственных
 подробностей.
  Поклонение единому Богу в образе солнца, символизирующего свет и добро, Роду, Дажьбогу одухотворяло
 всю жизнь предков русского народа. Мотивы этого поклонения прослеживаются в сколотский период, даже в
 самом названии сколоты потомки Солнца. Каждая неделя начиналась с воскресенья, которое в древнейшие
 времена именовалось днем Солнца, а позднее Дажьбожьим днем. По отношению к Богу (Роду, Дажьбогу) все
 остальные божества были производны ему и, возможно, даже являлись разными его наименованиями и
 воплощениями. Во времена, когда русские люди считали себя Дажьбожьими внуками, четверг был посвящен
 Перуну, а пятница Мокоши, суббота Велесу и предкам, которые покоятся в земле.
  Годовой круг языческих обрядов соотносился с солнечным календарем, и самые значительные ритуальные
 действия совершались в дни зимнего и летнего солнцеворота на стыке января и декабря и в июне.
  26 декабря праздновался бог Род, творец всего сущего, и сопутствующие ему рожаницы. Почти две недели,
 вплоть до Велесова дня (6 января), проходили веселые гулянья, так называемые колядки, или зимние русалии. С
 ритуальной целью обряжали сноп или соломенную куклу, называя их Коляда. В нем воплощалось солнце-
 младенец, новорожденное молодое солнце, т. е. солнце будущего года. В образе Коляды, по-видимому,
 подразумевались ежегодно обновляющийся бог Род и неотвратимость победы светлого и доброго начала над злым.
 Злым божеством этого времени считался Карачун, именем которого у древних славян назывался день зимнего
 солнцеворота. По древним поверьям, сильные морозы и разгул злых духов и ведьм можно преодолеть веселыми
 гуляниями и радостными заклинаниями в честь солнечного бога. На зимние коляды приходилась самая великая
 пятница в честь богини Мокоши, которой особо молились женщины. 6 января язычники обращались к богу скота и
 богатства Велесу, прося его о плодородии, хорошем урожае и благополучии.
  В начале февраля древние русские язычники отмечали Громницу праздник в честь бога Перуна и почитания
 огня. 11 февраля обращались к богу скота и богатства Велесу, умоляя его сохранить домашних животных в
 последний зимний месяц. Вместе с Велесом (Волосом) в этот же день праздновали Волосынь, по-видимому его
 жен, представлявшихся русским в виде созвездия Плеяд. Совершали особый ритуал окликания звезд. Существуют
 сведения, что именно в этот день женщину, заподозренную в злых умыслах и сношении со злыми духами,
 зарывали в землю.
  В языческой Руси год начинался 1 марта. В этот день праздновали Авсеня, божество смены времен года,
 благополучия, плодородия, а также Позвизда, божество ветров, бурь и непогоды.
  В марте проходили т.н. Мертвые Коляды. Чтобы преодолеть мертвые силы зимы и закликать весну, выпекали
 из теста жаворонков, забирались с ними на деревья и крыши и просили ранней теплой погоды. Два раза в этот
 месяц 9 и 25 марта праздновали богиню любви Ладу. Со дня весеннего равноденствия (25 марта) отмечали
 Комоедицы медвежий праздник (в христианские времена получивший название Масленицы). Совершали обряд
 поклонения Перуну. Зажигали костры, прыгали через огонь для очищения себя от нечистой силы, благодарили
 Перуна за начало весны. В конце праздника сжигали на костре соломенную куклу, символизирующую зло и
 смерть.
  В апреле язычники поклонялись божествам, связанным с любовью, продолжением рода и семейной жизнью,
 Ладе, Яриле и Лелю. 22 апреля все вставали до рассвета и поднимались на высокие холмы, чтобы оттуда увидеть
 восход солнца. Это был один из ритуалов культа Дажьбога.
  Первого и второго мая язычники снова славили богиню любви Ладу. 10 мая молились о плодородии Земли,
 считая, что в этот день Земля именинница. 11 мая поклонялись Перуну Царь-Огонь, Царь-Гром, Царь-Град. В
 этот день, как правило, были первые майские грозы.
  В июне, после завершения тяжелых сельскохозяйственных работ, русские язычники молили свои божества о
 сохранении семян и посевов, о теплых дождях и хорошем урожае. Плодородие земли и продолжение
 человеческого рода в их сознании были связаны в едином образе ритуального персонажа, а возможно даже
 божества, Ярилы, олицетворяющего плодородие и сексуальную мощь. Ритуалы, связанные с Ярилой, начинались 4
 июня и повторялись в этом месяце еще два раза. 19 24 июня шла русальная неделя, кульминацией которой был
 праздник Купалы, божества лета, покровителя полевых плодов и летних цветов. На полях жгли костры, вокруг них
 устраивались хороводы с пением. Чтобы очистить себя от нечисти, прыгали через костры, а затем прогоняли
 между ними свой скот. 29 июня отмечался праздник Солнца поклонялись Дажьбогу, Сварогу, Хорсу и Ладе.
 Перед праздником Купалы (24 июня) совершали ритуалы Мокоши.
  Языческие ритуалы июля и августа были преимущественно связаны с молениями о дожде, а после начала
 жатвы (24 июля) с молениями о прекращении дождей. После окончания жатвы 7 августа праздник первых
 плодов и урожая. 19 июля праздновали Мокошь, а на следующий день самого Перуна. После завершения жатвы
 на поле оставляли небольшой кусок неубранного хлеба Велесу на бородку .
  Проводы лета в сентябре начинали с обрядов, посвященных Белбогу, божеству света, добра, удачи и счастья. 8
 сентября почитали Рода и рожаниц. 14 сентября, по древним поверьям, язычники считали, что птицы, змеи
 отправлялись в Ирье, теплую райскую страну, где царит вечное лето и растет мировое дерево.
  Октябрь в языческих ритуалах был посвящен Мокоши (Мать Сыра Земля), божеству плодородия, судьбы,
 женского начала. С наступлением холодов в ноябре русские язычники обращались к богу огня Перуну и богине
 Мокоши, моля их согреть и сохранить, а 26 ноября совершали ритуалы владыке света и добра Дажьбогу,
 одновременно моля злого божка Карачуна избавить их от смерти и падежа скота.
  Крещение Руси в 988 преобразило русский народ. Добротолюбие, духовно-нравственные ценности, которым с
 древности поклонялись наши предки, нашли в русском Православии идеальное воплощение. Только в
 христианстве русский народ получил настоящее религиозное сознание. В свою очередь, русские святые и
 подвижники подняли христианство до огромных духовных высот. Ни в одной другой стране мира не было такого
 количества святых и подвижников, которые своей жизнью подтвердили торжество Православия. В то время как на
 Западе вера умирала, в России совершался религиозный подъем, в XX в. увенчанный терновым венцом миллионов
 мучеников за Православие. На фоне всего этого нелепостью являются утверждения о якобы существовавшем в
 России двоеверии одновременном исповедании христианства и язычества. На самом деле из древних языческих
 обрядов русский народ сохранил только музыкальный песенный и плясовой элемент хороводы, песни, игры.
 Исполняемые обряды не носили религиозного характера, а были лишь продолжением народной эстетической
 традиции. Имена большинства языческих богов были забыты, а оставшиеся Купала, Лада, Ярило
 воспринимались как игровые персонажи в народных обрядах.
  Часть бывших языческих божеств и злых духов в народном сознании приобрели характер нечистой силы и
 вполне органично вписались в христианскую демонологию, рассматриваясь как воплощение сатаны. Общение с
 миром демонов считалось у русских людей страшным преступлением. Ведьмы и колдуны, уличенные в этом,
 уничтожались, крестьяне самосудом их жгли или топили в воде.
  О. Платонов
 
  ЯКОБИ Борис Семенович (21.12.1801-27.03.1874), русский физик и электротехник. Немец по
 происхождению. С 1835 в России. Научные труды в области практического применения электричества. Изобрел
 электродвигатель (1834) и опробовал его для привода судна. Создал гальванотехнику (1838) и около десяти
 конструкций телеграфных аппаратов (1840 50). Занимался электромагнетизмом, военной электротехникой,
 электрическими измерениями, метрологией. Построил первые кабельные телеграфные линии (в Петербурге и его
 пригородах).
 
  ЯКОРЬ , литературно-художественный и общественно-политический журнал патриотического направления.
 Выходил в Петербурге в 1863 65. Издатели (в разное время) Ф.Т. Стелловский, А.А. Григорьев, Н.И. Шульгин,
 П.П. Сухонин. Журнал выступал под знаменем русской народности, справедливо считая основной чертой русского
 национального характера религиозность. В журнале принимали участие Н.С. Лесков, Н.Н. Страхов, Вс.В.
 Крестовский и др.
 
  ЯКУТСК, главный город Якутии, расположен на левом берегу Лены на многолетнемерзлых породах.
 Население 191 тыс. чел.
  Основан в 1632 как Якутский (или Ленский) острог отрядом енисейских казаков под руководством Петра
 Бекетова на правом берегу Лены (примерно в 70 км ниже нынешнего города). В 1642 43 острог перенесен на
 место современного Якутска. В 80-х XVII в. западнее острога заложен город. В XVII 1-й пол. XVIII в. Якутск
 военно-административный и торговый центр Северо-Восточной Сибири. С 1708 Якутск входил в Сибирскую, в к.
 XVIII в. в Иркутскую губ. С 1851 центр Якутской обл.
  Архитектурные памятники: деревянная шатровая башня Якутского острога (1685), каменные здания Спасского
 монастыря (1664), Никольская церковь (1852), бывшие Архиерейские покои.
 
  ЯЛУТОРОВСК, город в Тюменской обл., центр Ялуторовского р-на. Расположен в Западной Сибири, на левом
 берегу р. Тобол (приток Иртыша). Население 36,6 тыс. чел. Основан в 1639 как острог Ялуторовский (позднее
 слобода) на месте татарского городища Явлу-Тур. В 1782 слобода преобразована в уездный город Ялуторовск
 Тобольского наместничества (с 1796 губернии).
 
  ЯМБУРГ, город в Ленинградской обл. Расположен на берегах р. Луги, в 40 км от ее впадения в Финский залив.
 Население 50,4 тыс. чел.
  Впервые упоминается как город в 1384 в связи со строительством новгородцами крепости Ям (выдержала
 осады шведских войск и ливонцев в 1395 и 1444 48). С XV в. ремесленно-торговый и административный центр
 Северо-Западной Руси. С 1620 в составе Швеции, с 1703 России (по указу Петра I переименован в Ямбург).
 
  ЯН УСМОШВЕЦ (к. X - н. XI в.), русский богатырь и воевода. В русских летописях под 992 рассказывается о
 юноше-кожемяке Яне Усмошвеце, вступившем в поединок с печенежским богатырем и победившем его, после
 чего русские войска обратили печенегов в бегство. В награду за это кн. Владимир Святой произвел Яна и его отца
 в великие мужи . В Никоновской летописи сообщается, что в 1001 кн. Владимир Святославич послал свое войско
 под командованием Яна и Александра Поповича на печенегов. Поход закончился успешно: печенежская рать была
 разбита, а кн. Родоман с тремя сыновьями взяты в плен. В 1004 оба эти полководца отогнали печенегов от
 Белгорода.
  О.М. Рапов
 
  ЯНВАРЬ, первый месяц в году, древнее название его сечень время вырубки леса. В древнейших
 месяцесловах и святцах январь назывался просинец , как полагают, от начинающей показываться в это время
 синевы неба, просияния , от усиления с прибавлением дня солнечного света. О январе в народе говорили:

<< Пред.           стр. 238 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу