<< Пред.           стр. 28 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 подвига, несмотря на то что старшей Вере было всего двенадцать лет, а младшей Любови девять.
  Мать и трех ее малолетних дочерей вызвали к императору и потребовали отречения от веры под угрозой пыток.
 Три дня готовила св. София своих дочерей к мученическому подвигу. Сила Божия помогала святым. Первой
 претерпела мучения старшая Вера. После жестоких пыток ей отсекли голову. Потом была предана мучениям и
 десятилетняя Надежда. Велено было отсечь голову и ей. Св. отроковица поцеловала мать и сестру со словами:
  Предстанем вместе Святой Троице . Настал черед младшей девочки. Палачи думали устрашить ее видом казни, но
 она поцеловала мертвые тела своих сестер и сама вошла в уготованную ей горящую печь. Огонь не опалил ее. Концом
 ее мучений было усечение головы. Тела своих дочерей София вывезла за город и похоронила. Мать не подвергли
 мучениям по жестокому расчету: оставляя ей жизнь при безысходном горе. Но Господь утешил св. Софию.
 Похоронив детей, она три дня провела у их могилы в непрерывной молитве и здесь же уснула сном смерти,
 соединившим ее с детьми в царстве Того, любовью к Которому были преисполнены их сердца.
  Память мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии отмечается 17/30 сентября.
 
  ВЕРВЬ, территориальная община, остаток древнего родового союза, связанного круговой порукой.
 
  ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (14.10.1842-31.03.1904), русский живописец-баталист. С глубоким
 драматизмом запечатлел жестокие будни войны, тяжесть и героику ратного труда (картины батального цикла на темы
 Отечественной войны 1812, Туркестанской кампании и войны на Балканах). Много путешествуя, освоил жанр
 документально-этнографической живописи.
  Погиб в Порт-Артуре при взрыве броненосца Петропавловск .
 
  ВЕРЕЯ, город в Московской обл., в Наро-Фоминском р-не. Расположен на южной окраине Смоленско-
 Московской возвышенности, на правом берегу р. Протвы. Население 5,3 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1371. В 1410 разграблена татарским войском под предводительством Едигея, в 1445
 литовцами. В 1432 86 центр Верейского княжества в Московском государстве. Город с 1782. В XVIII в. торговый и
 ремесленный (кожевенное, сапожное, кузнечное и др. производства) центр. Во время Отечественной войны 1812
 была разорена французскими войсками.
  ВЕРИГИ, ручные, ножные или наплечные железные полосы или цепи, которые носят православные подвижники,
 чтобы смирить тело и укрепить дух.
 
  ВЕРКОЛЬСКИЙ АРТЕМИЕВ мужской монастырь, Архангельская еп., Пинежского у., на реке Пинеге. Основан
 в 1645 на месте обретения мощей св. Артемия. В 1897 освящен новоустроенный величественный собор во имя
 Успения Божией Матери. В церкви Св. Артемия почивали мощи его в серебряной раке. Ежегодно 23 июня совершался
 крестный ход с отнесением св. мощей вокруг монастыря.
 
  ВЕРНАДСКИЙ Владимир Иванович (28.02.1863-6.01.1945), естествоиспытатель, философ, общественный и
 политический деятель, академик Петербургской АН (с 1912), прозванный Ломоносовым XX века . Из дворян, сын
 известного экономиста и публициста И. В. Вернадского (1821 84). В 1881-85 обучался на естественном отделении
 физико-математического факультета Петербургского университета у А. Н. Бекетова, Д. И. Менделеева, А. М.
 Бутлерова, И. М. Сеченова, В. В. Докучаева, участвовал в экспедициях последнего, в результате которых в 1888 был
 опубликован первый научный труд Вернадского О фосфоритах Смоленской губернии . В студенческие годы
 участвовал в культурно-просветительских кружках. Сотрудничал в 1884 85 в Петербургском комитете грамотности
 и в издательстве Л. Н. Толстого Посредник , выпускавшем научно-популярные и беллетристические книги для
 народа. С 1885 хранитель университетского минералогического кабинета. В 1889 в Италии и Германии изучал
 методы исследования кристаллов. С 1890 преподаватель кафедры минералогии физико-математического
 факультета Московского университета, с 1891 приват-доцент, в 1897 защитил докторскую диссертацию, с 1898
 профессор Московского университета, в 1911 ушел в отставку в знак протеста против притеснений студенчества и в
 защиту университетской автономии. Преподавал и занимался исследованиями во Франции.
  Вернадский получил мировую известность благодаря трудам, ставшим основой многих новых научных
 направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Им были заложены основы современной экологии. Вернадский
 автор работ по философии естествознания и науковедению, создатель учения о биосфере и ее эволюции, о
 воздействии человека на окружающую среду и о преобразовании биосферы в ноосферу сферу разума. Вернадский
  один из организаторов и председатель Комиссии по изучению производительных сил в России (1915 30). После
 Февральской революции Вернадский председатель Ученого комитета Министерства земледелия и товарищ
 министра народного просвещения во Временном правительстве. После Октябрьской революции всецело занимался
 исключительно научной деятельностью, возглавлял Радиевый институт (1922 39). Создал теорию биохимии,
 основал лабораторию, занимавшуюся разработкой этого научного направления (ныне институт им. Вернадского).
  В. А. Федоров
 
  ВЕРНИГОРА (он же Роспихагора), герой малорусских сказок, обладающий силой, могущей двигать горы.
 Вместе с тремя другими могучими существами Покатигоршком, являющимся наиболее сильным из всех четырех,
 Вернидубом и Верниводою он совершает различные подвиги.
 
  ВЕРНОСТЬ, полная преданность, правдивость, твердость в слове, стойкость в деле (В. И. Даль). На Святой Руси
 верность считалась одним из главных духовных качеств, украшением человека . В русской литературе верность
 прославляется как особый благой дар, просветляющий душу человека. Верному другу нет цены, ничто на свете не
 сравнится с верностью дружбе ( Поучение отца сыну , XI в.). Верными считай не тех, кто по твоему слову говорит,
 но кто противится сказанному тобою неверно ( Пчела , XII -XIII вв.). Будь верен человеку, и Бог ничто тебе не
 поставит в неверность. Будь верен в дружбе и верен в любви (В. В. Розанов).
  О. Платонов
 
  ВЕРНОСТЬ , еженедельный военный журнал патриотического направления, выходил с 1909 по 1917 в Москве и
 Петербурге. Отстаивал интересы русского народа, резко выступал против либерально-космополитического и
 революционного движения. С августа 1913 рассылался в виде бесплатного приложения к газете Земщина . Издатель
 протоиерей Иоанн Восторгов. Редактор М.Д. Плетнев.
 
  ВЕРНЫЙ (Алма-Ата), город в казахских степях у подножия северного склона хребта Заилийский Алатау.
 Основан как русское военное поселение Заильское. С 1867 город Верный центр Семиреченской обл.
 Туркестанского генерал-губернаторства. После прихода к власти еврейских большевиков русский город получил
 казахское имя Алма-Ата.
 
  ВЕРСТАНИЕ, на Руси в XVI-XVII вв. зачисление дворян, детей боярских, а также городовых казаков на военную
 службу с одновременным назначением земельного (поместье) и денежного жалований. Служба новиков (подросших
 дворян и боярских детей) начиналась с 15 лет, с сер. XVII в. с 18 лет. При верстании также проверялась боевая
 подготовка старых служилых людей и брались на учет недоросли.
 
  ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич (18.02.1799-5.11.1862), композитор, певец, скрипач, пианист, крупный
 театральный деятель. Из дворян Тамбовской губ.
  С 1823 Верстовский жил в Москве, где поступил в Московскую контору императорских театров. В 1825 Верстов-
 ский был назначен инспектором репертуара и трупп , а в 1842 управляющим Московской театральной конторой.
  В течение 35 лет (до 1860) Верстовский играл руководящую роль в деятельности московских театров, которая
 была высоко оценена А. Н. Островским. В 1827 Верстовский по совету С. Т. Аксакова написал оперу Пан
 Твардовский (на либретто М. Н. Загоскина), прошедшую в 1828 в Москве с большим успехом. В Петербурге в 1832
 была поставлена опера Верстовского Вадим, или Двенадцать спящих дев по одноименной поэме В. А. Жуковского.
 Но настоящую славу Верстовскому принесла опера Аскольдова могила (1835, на либретто Загоскина), поставленная
 до к. 1860-х в Москве 400, а в Петербурге 200 раз. Верстовским были написаны еще 3 оперы ( Тоска по родине ,
  Чурова Долина , Громобой ), не имевшие, однако, успеха. Верстовский автор музыки к различным
 драматическим произведениям, а также многих романсов, из которых особую популярность получил романс Черная
 шаль на слова А. С. Пушкина.
  В. А. Федоров
 
  ВЕРТОЛЕТ, летательный аппарат с вертикальными взлетом и посадкой, впервые изобретен в 1908 русским
 авиаконструктором И. И. Сикорским.
 
  ВЕРХНЕУДИНСК (с 1934 Улан-Удэ), главный город Бурятии. Верхнеудинск расположен в Забайкалье, в долине
 р. Селенги, на ее правом берегу, между хребтами Хамар-Да-бан и Улан-Бургасы. Население 368 тыс. чел.
  Основан в 1666 как казачье зимовье Удинское на р. Уде для сбора ясака с эвенков и бурят. В 1689 возведен
 Верхнеудинский острог. С 1690 административный центр Западного Забайкалья. С 1775 провинциальный, с 1783
 уездный город Верхнеудинск Иркутского наместничества (затем губернии). С 1822 окружной центр Иркутской
 губ., с 1851 вновь образованной Забайкальской обл.
  Выгодное экономико-географическое положение Верхнеудинска способствовало превращению города в крупный
 торговый центр Забайкалья. Через Кяхту и Верхнеудинск шла торговля с Китаем. В 1899 через Верхнеудинск прошла
 Великая Сибирская магистраль. Верхнеудинская ярмарка в к. XIX в. имела оборот до 2 млн. рублей.
 
  ВЕРХНЕУРАЛЬСК, город в Челябинской обл., центр Верхнеуральского р-на. Расположен на восточном склоне
 Юж. Урала, у хребта Уралтау, в верхнем течении р. Урал. Население 10 тыс. чел.
  Основан в 1734 как Верхнеяицкая крепость; входила в состав Уйской укрепленной линии (с 1775 крепость
 Верхнеуральская). Город Верхнеуральск с 1781. В XVIII-XIX вв. был известен как центр изготовления вязаных
 шерстяных ( оренбургских ) платков.
 
  ВЕРХНИЙ ЛАНДЕХ, поселок городского типа в Ивановской обл. Расположен на р. Ландех (бассейн Клязьмы).
 Население 2,3 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1621 как поместье кн. Д.М. Пожарского, с 1777 принадлежало кн. Г.А. Потемкину. С к.
 XIX в. славилось строчевышивальным промыслом.
 
  ВЕРХНЯЯ ТОЙМА, село в Архангельской обл., центр Верхнетоемского р-на. Расположено на Северной Двине, к
 северо-западу от Котласа. Население 4,5 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1137 как погост Тойма. С 1478 в составе Московского княжества, с 1552 центр волости.
 
  ВЕРХОВАЖЬЕ, село в Вологодской обл., центр Верховажского р-на. Расположено на р. Вага (приток Северной
 Двины). Население около 5 тыс. чел.
  Основано в XIII в. как Пречистенский погост, названный от церкви Успения Пресвятой (Пречистой) Богородицы,
 затем Верховажский погост, с 1678 Верховажский посад.
 
  ВЕРХОТУРЬЕ, город в Свердловской обл., центр Верхотурского р-на. Расположен в северной части восточного
 склона Среднего Урала, на левом берегу р. Туры (бассейн Оби). Население 8,7 тыс. чел.
  Основан в 1598 как острог (назван городом) в связи с открытием Бабиновской дороги нового пути в Сибирь по
 р. Туре. До 2-й пол. XVIII в. важный транзитный пункт в торговле Европейской России с Сибирью. В к. XIX н. XX
 в. крупный религиозный центр; здесь в Никольском мужском монастыре (осп. в 1604, ныне действующий) находились
 мощи св. Симеона Праведного (Верхотурский чудотворец), к которым стекалось множество российских паломников.
 
  ВЕРХОЯНСК, город в Якутии. Расположен к северу от Северного полярного круга, на сев. окраине Янского
 плоскогорья, на берегах р. Яна. Население 1,9 тыс. чел.
  Основан в 1638 как казачье зимовье (острог) на р. Дулгалах, в 90 км к юго-западу от современного Верхоянска; в
 1775 для удобства сбора податей было перенесено под названием Верхоянское зимовье на левый берег Яны.
 
  ВЕСЕЛОВСКИЙ Александр Николаевич (4.02.1838-10.10.1906), русский филолог, литературовед,
 родоначальник исторической поэтики. В своих исследованиях В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного
 воображения (1904), Пушкин национальный поэт (1899), Боккаччо, его среда и сверстники (1893 94)
 устанавливал неразрывную связь писателей с жизнью современного им общества. Большое место в своих
 исследованиях Веселовский отводил фольклору и славянским литературам. В 1872 опубликовал докторскую
 диссертацию Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине . В Опытах
 по истории развития христианской легенды (1877) и в Разысканиях в области русских духовных стихов (1892)
 прослеживает исторические пути развития народной поэзии.
 
  ВЕСЕЛЬЕ (веселость), чувство удовольствия, связанное со смехом и шуткой. Веселость, говорил св.
 Серафим Саровский, не грех, она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет . Русский
 народ всегда ценил веселье, смех, шутку. Веселье, сообщают русские пословицы, лучше богатства. Веселого
 нрава не купишь. Сердце веселится, и лицо цветет. Есть нечего, да жить весело. Мешай дело с бездельем, проводи
 время с весельем. Кто людей веселит, за того весь свет стоит. В веселый час и смерть не страшна .
  О.П.
 
  ВЕСТНИК ОРЛОВСКОГО СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА , еженедельное издание патриотического
 направления, выходило в Орле в 1911. Отстаивало интересы русского народа, выступало против либерально-
 масонской, иудейской и революционной идеологии. Редактор Н. Кавказский.
 
  ВЕСТНИК СЛАВЯНСТВА , периодическое издание, выходило в Киеве и Казани в 1888 96. Издатель-
 редактор проф. В.В. Качановский. Издание носило преимущественно историко-филологический характер,
 отстаивало идею славянского единства.
 
  ВЕСЬЕГОНСК, город в Тверской обл. Расположен на Среднемоложской низине, пристань на западном берегу
 Рыбинского вдхр. Население 9,6 тыс. чел.
  Известен с 1524 как с. Весь Егонская Городецкого стана Бежецкого верха. До 1764 село принадлежало
 московскому Симонову монастырю, было крупным торговым и промысловым центром. Город с 1776. В XVIII-XIX вв.
 славилось ярмарками.
 
  ВЕТЛУГА, город в Нижегородской обл. Расположен в Заволжье, в восточной части, называемой Заветлужьем, на
 правом берегу судоходной Ветлуги (приток Волги). Население 10 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1636 как д. Шулепниково. В XVIII в. здесь была построена деревянная церковь, деревня
 выросла в с. Верхнее Воскресенье. Город с 1779.
 
  ВЕТЛУГА, река, левый приток Волги (впадает в Чебоксарское вдхр.), в Кировской, Костромской, Нижегородской
 областях и Марийской Республике. Длина 889 км.
 
  ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА (русск.: старозаветная), наиболее распространенное на Руси изображение Св.
 Троицы. Основой является библейское сказание о явлении Аврааму трех прекрасных юношей (Быт. 18:1-15). Самое
 краткое иконографическое решение изображение трех ангелов, сидящих за столом под дубом Мамврийским.
 Дополнительно справа изображают гору, слева палаты, означающие дом Авраамов.
 
  ВЕЧЕ, главнейшая форма самоуправления в Древней Руси, собрание, сходка взрослых домохозяев, жителей
 одного города, для решения сообща каких-либо дел, касающихся их городской жизни. Сходки эти существовали
 издавна, задолго до призвания князей, при первых князьях и до самых тех пор, как поднялась Москва, вобравшая в
 свои пределы отдельные земли или волости, на которые распадалась в древнейшее время Русь.
  Волостью, или землею, назывался в XI-XII вв. целый округ, вмещавший в себе несколько городов. Один из этих
 городов считался старшим, или великим , а другие города были только пригородами этого старшего города, по
 имени которого называлась обыкновенно и самая земля. Летописец, живший в к. XII в., отметил такое устройство
 Русской земли как исконное: Новгородци бо изначала, писал он, и смоляне (жители Смоленской области), и
 кыяне (киевляне), и полочане (жители Полоцка), и вся власти (волости), яко же на думу, на веча сходятся; на что же
 старейший (города) сдумают, на том же и пригороди станут . Вече, следовательно, было формой, в которой
 выражалась тогдашняя государственная власть. Надо, впрочем, отметить, что вечем называли тогда вообще
 совещание и вообще народное собрание, даже в тех случаях, когда и то и другое не имели своей задачей вынести
 какое-нибудь решающее то или иное государственное дело постановление. Но по преимуществу вече в киевское
 время является органом политической власти народа. Другой формой выражения государственной власти в Древней
 Руси был князь.
  Вече правило волостью наравне с князем, и, конечно, строгого разделения власти веча и князя не могло
 существовать в то время. Люди тогда жили не по писаному закону, а по обычаю, одинаково обязательному и для
 князей, и для народа, но не вносившему никакого строгого распорядка в течение дел. Можно говорить, что вече
 управляло волостью, но и князь тоже ею управлял; ход этих двух управлений и определялся обычаем, причем, при
 всегда возможных столкновениях, немалое значение приобретало то, какие люди стояли во главе веча: очень ли рьяно
 стоявшие за самостоятельность веча или нет. Пожалуй, еще большее значение имело то, каков был князь легко или
 не легко поддающийся вечевому требованию, умеющий или не умеющий с ним ладить. Взаимные чувства народа и
 князя определяли все в их отношениях, как правителей. Любил народ князя, как, например, киевляне любили
 Мономаха или сына его Мстислава, и никаких разногласий не возбуждалось; а был князь не по нутру народу в силу
 своего поведения или характера, и тогда столкновения его с вечем бывали часты и не всегда оканчивались
 благополучно для князя. В 1146 Киевский кн. Игорь был убит разбушевавшимся народом. Когда умирал князь,
 горожане собирались на вече и сговаривались, кого из князей звать к себе, если ближайший по старшинству был не по
 нраву и если под силу было городу не допустить его к себе. Остановившись на каком-нибудь известном им князе,
 горожане посылали сказать ему: Поиде, княже, к нам! Нашего князя Бог поял, а мы хощем тебя, а иного не хощем!
  Когда князь приезжал в город, вече целовало ему крест на верность, а князь целовал крест перед вечем в том,
 чтобы ему любити народ и никого же не обидети .
  Вот как, например, рядились киявляне в 1146 с кн. Игорем, вместо которого на вече присутствовал, замещая
 Игоря, его брат Святослав.
  Ныне, княже Святославе, говорили киевляне, целуй нам хрест из братом своим (за брата своего): аще кому
 нас будет обида, то ты прави!
  Святослав на это отвечал:
  - Яз целую крест за братом своим, яко не будет насилья никоторого же .
  Затем киявляне целовали крест Игорю.
  Заключая ряд с князем, горожане уговаривались, какой доход должен получать князь с города, как он должен
 судить, сам ли или через тиунов своих, т.е. особых, князем назначенных судей; уговаривались далее о том, чтобы
 князь поручал управление отдельными частями страны мужам добрым и справедливым и т.п. Заключенные условия
 соблюдались свято обеими сторонами, и вече зорко следило, чтобы они не нарушались.
  По своей форме вече было непосредственным участием народа в государственном управлении, а не через
 представителей. Участвовать на вече имел право каждый свободный взрослый и материально независимый
 горожанин. Но это право никого ни к чему не обязывало. Людин мог пойти на вече, а мог и не пойти, мог там стоять
 и молчать, мог и говорить, отстаивая полюбившееся ему мнение. Созывались веча, смотря по надобности: в одну
 неделю могло быть несколько вечевых собраний, а иной раз и в целый год не созывалось ни одного. Созывать вече
 имел право каждый людин , но, конечно, пользоваться этим правом по капризу было опасно: можно было дорого
 поплатиться, и небольшие группы людей рисковали созванивать вече только тогда, когда были уверены, что вопрос,
 подлежащий вечевому обсуждению, важный вопрос, всем близок и всех интересует. Обыкновенно вече созывалось
 по почину городовой старшины или князя. Созывалось вече или по звону особого колокола, или через герольдов
 бирючей. Сходилось на вече обыкновенно многое множество народа , и, конечно, такие собрания могли помещаться
 только под открытым небом.
  Во всех городах были постоянные места для вечевых собраний, но вече могло собираться и на других местах, если
 это почему-либо было удобнее. Так, в 1147 киевляне собирались на вече раз под Угорским, другой у Туровой
 божницы, несмотря на то что у собора Св. Софии было место, издавна предназначенное для вечевых собраний: там
 были даже поделаны скамьи, на которых вечники могли сидеть. Случалось и так, что горожане, разделившись резко в
 мнениях, собирали одновременно два веча в разных местах.
  Особого порядка совещаний на вече не было. Как только соберется народ и наполнит площадь, так и начиналось
 обсуждение дела. Конечно, не все, собравшиеся на вече, в один голос говорили и решали все дела; из всего
  многолюдства выделялись наиболее решительные, смелые и лучше понимавшие дело, они-то и вели весь разговор.
  Размещались на вече люди в некотором порядке. В середине, ближе к князю и епископу и к выборной городской
 старшине посаднику и тысяцкому, собирались те, кто пользовался большим значением в городе или за свое
 богатство, или за услуги, или по преклонному возрасту. В этой сравнительно небольшой кучке и сосредоточивалось
 все обсуждение дела, а толпа присоединялась к какому-либо одному из мнений, и тогда оно торжествовало. Бывало,
 разумеется, и так, что толпа, возмущенная или раздраженная тем делом, которое обсуждалось, и пришедшая на вече с
 заранее решенным мнением, заставляла лучших людей принять то, что она принесла с собой, быть может, после
 долгих предварительных рассуждений по дворам и горницам. Понятно, что при таких условиях вече становилось
 иногда слишком шумным и беспорядочным сборищем, и тогда людие, по словам летописи, (были) яко взбеснеша,
 или яко звери дикие, и речи слышати не хотяху, бияху в колоколы, кричаху и лаяху...
  При обсуждении дел никакого подсчета голосов не велось, и требовалось всегда или единогласное решение, или
 такое большинство, которое было бы ясно видно и без всякого подсчета голосов. Решение веча, таким образом,
 действительно исходило от всего города. Единогласие получалось мирным путем, если успевали сговориться и
 поставить на чем-нибудь одном, но если страсти разгорались, то дело решал не словесный бой, а кулаки и топоры.
 Никаких записей того, что происходило на вече, не велось; что касается до самого порядка совещаний, то он был
 изустный и не был заключен ни в какие формы. Ни председателя, ни руководителя прений не было по крайней
 мере, летопись совершенно не указывает на существование их. Первый вопрос предлагался вечу обыкновенно тем, кто
 его созвал, князем, посадником или кем иным, а затем начиналось самое совещание. Есть указания в летописях, что
 люди богатые подкупали людей бедных для того, чтобы они своим говором и криком на вече заглушали речи
 противников и способствовали проведению мнений тех, кто подкупал их.
  Так как на вечевых собраниях не требовалось присутствия определенных лиц, в определенном числе, а нужно
 было только, чтобы присутствующие были горожане, то состав веча бывал очень непостоянен в своих решениях.
 Сегодня собрались в таком соотношении, что большинство высказывается за известную меру, а назавтра созвонили
 вече, собрались в большинстве противники принятого вчера решения, и вот принято вместо вчерашнего
 противоположное ему. Но даже и в тех случаях, когда вече собиралось однородное, оно настолько зависело от
 настроения духа подвижной массы своих членов, что очень легко меняло свои решения. Такой порядок вещей очень
 способствовал развитию известной партийности в среде горожан и создавал обстановку, очень способствующую
 развитию партийной борьбы.
  Кроме избрания князя, вече, как высшее правительственное учреждение, как правительство само, решало вопросы
 о войне и мире. Но вопрос о войне и мире решал также и князь. Как устраивались в этом вопросе обе власти Дело в
 том, что князь и вече ведали войны, так сказать, различного характера. Если князь вел войну на свой страх и риск, то
 вече в нее не вступалось, если же князь требовал помощи горожан, то вершителем вопроса войны или мира и с
 решающим голосом становилось и вече.
  Летопись рисует нам не одну картину взаимоотношений князя и вече на почве вопросов войны и мира. В 1147 шла
 борьба между старшим внуком Мономаха, Изяславом, и его дядей, младшим сыном Мономаха, Юрием. Старинные
 противники Мономаховичей, черниговские Ольговичи, предложили союз Изяславу. Далее по летописи: Изяслав
 созвал бояр своих, всю дружину свою и всех киевлян, т.е. вече, и сказал им:
  - Вот я с братией моей хотим пойти на дядю своего к Суздалю. Пойдут с нами и Ольговичи. Киевляне на это
 ответили:
  - Князь! Не ходи на дядю своего в союзе с Ольговичами, лучше уладь с ним дело миром. Ольговичам веры не
 давай и в одно дело с ними не путайся.
  - Они крест мне целовали, отвечал Изяслав, и мы сообща порешили этот поход; не хочу менять моего
 решения, а вы помогите мне.
  - Князь, сказали тогда киевляне, ты на нас не гневайся: не пойдем с тобой не можем поднять руку на
 Владимирово племя. Вот если на Ольговичей, так с детьми пойдем.
  Тогда Изяслав решил идти один с дружиной и охотниками, кликнув клич по них:
  - А тот добр, кто по мне пойдет!
  Воинов-охотников собралось много, и Изяслав двинулся в поход. Но киевляне оказались правы Ольговичи
 нарушили крестное целование и изменили Изяславу. Положение, в котором очутился Изяслав, оказалось крайне
 опасным. Тогда он отправил в Киев двух посланцев Добрынку и Радила. Посланцы явились к наместнику Изяслава,
 его брату Владимиру, и к киевскому тысяцкому Лазарю. С посланными Изяслав так говорил брату Владимиру:

<< Пред.           стр. 28 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу