<< Пред. стр. 30 (из 245) След. >>
Владивосток, в 1903 открылось прямое ж.-д. сообщение с Москвой по Великой Сибирской магистрали. В 1880-90-хВладивосток постепенно превращался в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. Владивосток
был организационным центром экспедиций российских путешественников и ученых Н.М. Пржевальского, С.О.
Макарова, В.К. Арсеньева, В.Л. Комарова и др. В 1899 во Владивостоке открыт Восточный институт.
ВЛАДИКАВКАЗ (осет. Дзауджикау), столица Сев. Осетии, расположен на Сев. Кавказе, по обоим берегам
Терека, на Осетинской равнине, в 30 км от Дарьяльского ущелья, из которого Терек бурным потоком вырывается с гор
Кавказа на равнину. Население 326,8 тыс. чел.
Основан в 1784 как русская крепость близ осетинского селения Дзауджикау. Крепость Владикавказ обеспечивала
сообщение с Грузией по Военно-Грузинской дороге и до 1863 была важнейшим звеном в системе пограничных
укреплений Кавказской линии. Город с 1860, с 1863 центр Терской обл.
ВЛАДИМИР, центр Владимирской обл. Расположен на южной окраине Владимирского ополья, на высоком левом
берегу Клязьмы. Население 339,7 тыс. чел.
Владимир один из древнейших русских городов. Основан в 1108 как крепость кн. Владимиром Всеволодовичем
Мономахом. В сер. XII в. Владимир вотчинное владение кн. Андрея Боголюбского, который в 1157 перенес сюда
столицу Владимиро-Суздальского княжества. В XII- н. XIII в. во Владимире и соседнем Суздале сложилась
владимиро-суздальская школа архитектуры и живописи. Экономическое и политическое влияние Владимира было
подорвано в 1238 монголо-татарским нашествием. В 1299 Владимир стал резиденцией русских митрополитов. До сер.
XIV в. административный, культурный и религиозный центр Северо-Восточной Руси. Во Владимире проводились
общерусские съезды князей, составлялся общерусский летописный свод. С 1719 Владимир центр провинции, с
1778 наместничества, с 1796 губернии. Памятники владимиро-суздальской школы зодчества XII в.: Успенский
собор (1158-60, перестроен после пожара в 1185-89); Дмитриевский собор (1194 97); крепостные Золотые ворота
(1158 64, перестроены в XVII-XVIII в.) с надвратной церковью (обновлена в 1469, перестроена в 1810);
многочисленные архитектурные памятники XVI-XIX вв.
ВЛАДИМИР (в миру Богоявленский Василий Никифорович) (1.01.1848-25.01.1918), митрополит Киевский и
Галицкий, священномученик. Занимал последовательно три важнейшие кафедры Московскую, Петербургскую и
Киевскую, за что был назван всероссийским архипастырем . В тяжелые для России времена октября 1905
распорядился прочитать во всех московских церквах составленное им (при участии Никона Рождественского) слово
Что нам делать в эти тревожные наши дни . В этом слове рассказал православным людям Москвы о преступных
антихристианских замыслах составителей Сионских протоколов. Главное гнездо их за границей, сообщал пастве
митрополит, они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас,
христиан, прямо скотами, которым Бог дал, говорят они, образ человеческий только для того, чтобы им, якобы
избранникам, не противно было пользоваться нашими услугами. С сатанинской хитростью они ловят в свои сети
людей легкомысленных, обещают им рай земной, но тщательно укрывают от них свои затаенные цели, свои
преступные мечты. Обманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступления якобы ради общего блага
и действительно обращают его в послушного раба. Они всячески стараются вытравить из души или, по крайней мере,
извратить святое Учение Христово .
Слово митр. Владимира, зачитанное в московских церквах и содержавшее оценку Сионских протоколов, произвело
сильнейшее впечатление на православных людей. Сам владыка выступил с этим словом в Успенском соборе
Московского Кремля. Закончил он свою проповедь такими словами: Братья возлюбленные! Чада Русской земли! В те
дни, когда мы вспоминаем, как Матерь Божия по молитвам предков наших спасла землю Русскую в тяжелую годину
междуцарствия, как освободила Она нашу первопрестольную Москву своею иконою Казанскою от нашествия поляков
и литовцев, сегодня прольем пред нею и Ее Божественным Сыном пламенные мольбы о спасении Родной Земли
нашей от крамольников. Поплачем пред Нею о грехах наших. Помолимся Ей о несчастных братьях наших, смутой
увлеченных на погибельный путь . Давая оценку Сионским протоколам, владыка прямо связывал чудовищные планы
их составителей с революционными событиями в России, рассматривал возникшую смуту не с политических, а с
религиозных позиций, призывал православных людей выполнить свой долг перед Богом и стать на брань с
антихристом .
Митр. Владимир был зверски растерзан революционными бандитами 25 января/7 февраля 1918, первым из русских
архипастырей взошел на Голгофу гонений на Русскую Церковь. Память свщм. Владимира отмечается 25 января/7
февраля.
О. Платонов
ВЛАДИМИР (Василий) ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ (1053-19.05.1125), сын Всеволода Ярославича,
прозвание Мономаха получил, по преданию, от прозвища деда по матери, византийского имп. Константина
Мономаха. После изгнания из Киева Изяслава Ярославича, когда произошло перемещение князей, был посажен в
Смоленск (1067). Когда отец Владимира сел в Киеве, он занял его стол в Чернигове, выдержав упорную борьбу со
Святославичами. По смерти Всеволода Владимир, пользовавшийся большим расположением киевлян, мог бы занять
его место, но, избегая борьбы с другими князьями, уступил Киев старшему из князей Святополку Изяславичу (1093).
Лишась поддержки отца, не мог удержаться в Чернигове и ушел в отцовский Переяславль. Все время, когда вел.
князем был Святополк, не пользовавшийся ни любовью киевлян, ни уважением князей, Владимиру принадлежала
главная роль в общерусских делах: он организует многочисленные походы на половцев, из которых самым известным
был поход в 1111, устраивает княжеские съезды (в Любече, Витичеве), на которых решаются споры князей. По смерти
в 1113 Святополка киевляне послали к Владимиру звать его на великокняжеский стол.
Во время своего княжения в Киеве Владимир поднял значение великокняжеской власти, успел сосредоточить в
руках своих и своих детей значительную часть русских земель. Владимир был одним из популярнейших князей в
Древней Руси, и позднее создалась легенда, что византийский император прислал ему венец (шапку) и оплечье
(бармы), которыми и венчал его на царство митр. Неофит.
Кн. Владимир стремился облегчить положение простых русских людей, боролся с еврейским ростовщичеством,
дополнил и пересмотрел Русскую Правду. Весной 1113 в Киеве разразилось народное восстание, во время которого
были разгромлены дома евреев-ростовщиков. После этого восстания кн. Владимир запретил высокий ссудный
процент. Более того, он велел выслать всех жидов . В законе, установленном им, заявлялось: Ныне из всей Русской
земли всех жидов выслать и впредь их не впущать; а если тайно войдут вольно их грабить и убивать .
Владимир Мономах был также и крупным писателем своего времени. В Поучении , обращенном к детям, он
излагает свои представления о нравственном поведении человека в мире, рассказывает о событиях собственной жизни
и передает свои чувства. В Поучении отразилось духовно-нравственная высота Владимира Мономаха, о котором
летописец писал, что он просвети Русскую землю, акы солнце луча пущая .
С.Ю.
ВЛАДИМИР СВЯТОЙ, равноапостольный, великий князь, во св. крещении Василий, Красное Солнышко
(г.р. неизв. 1015), князь Киевский (с 980); сын кн. Святослава Игоревича и его ключницы Малуши Любечанки. С
помощью своего дяди Добрыни Владимир в 968 стал князем в Новгороде, откуда после смерти Святослава был изгнан
своим братом кн. Ярополком и бежал к варягам, через два года вернулся в Новгород с варяжской дружиной, взял
город, занятый было наместниками Ярополка, и объявил, что будет вести войну за великое княжение. Начал он с
того, что отобрал у брата невесту Рогнеду, дочь полоцкого конунга Рогволода. Владимир взял Полоцк, умертвил
Рогволода и двух его сыновей, а Рогнеду сделал своей наложницей-женой (помимо многочисленных наложниц,
которых он содержал, подобно восточным владыкам-мусульманам). После этого будущий благоверный св. князь, а в
ту пору ярый язычник, двинулся к Киеву, осадил его, склонил киевского воеводу к измене, выманил к себе брата
Ярополка и убил.
Таким образом, к 980 Владимир с помощью варяжской дружины и злодейского братоубийства овладел Киевским
государством. Отправив буйных варягов, требовавших слишком многого, в Византию, князь одновременно уведомил
императора письмом, что оставлять их на службе в столице опасно, а надо разослать малыми отрядами по дальним
городам и ни в коем случае не допускать обратно в Россию. Император, не желая портить отношений с воинственным
соседом, прислушался к совету. Таким образом, Владимир окончательно утвердил в Киеве свою власть.
Далее, говоря словами Н.М. Карамзина, он изъявил отменное усердие к богам языческим . Отвоевав в 981
Червенские города (Перемышль и др.), ранее захваченные Польшей, совершив успешные походы против вятичей
(981-982), ятвягов (983), радимичей (984) и камских болгар (985), князь возжелал воздать почести благосклонным
богам , покровительствовавшим его дружине в деле объединения страны. И постави кумиры на холме вне двора
теремного, говорит летописец, Перуна деревяна, а главу его серебряну, а ус злат, и Хорса, и Даждьбога, и
Стрибога, и Семаргла, и Макошь. И приносил им жертвы, называя их богами. И привождали сынов своих и дщерей и
служили бесам и оскверняли землю требами своими .
Земля осквернялась не только животной жертвенной кровью. Боги требовали и человеческих жертв. В 983
жребий быть принесенным в жертву идолам пал на юного Иоанна, сына православного варяга Феодора. Отец
отказался выдать его язычникам, сказав: Если ваши боги всемогущи, пусть сами придут и попробуют взять сына у
меня! Разъяренная толпа умертвила Феодора и Иоанна в собственном доме, на месте которого впоследствии
обратившийся Владимир воздвиг первую созданную им церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы (она
получила название Десятинной, так как благочестивый князь давал на ее содержание десятую часть своих доходов).
Личное обращение Владимира как бы прообразует изменения, ожидавшие по крещении и соборную душу народа.
Обращение всегда тайна. Невидимо, неуловимо, неощутимо касается Господь человеческой души, сокрушая узы
греховного ослепления. Никто, даже сам прозревший, не в силах понять и рассказать, как наступило прозрение.
Всемогущий Бог, милосердствуя о своем погибающем творении, властно действует в человеке, врачуя и вразумляя,
воссоздавая Свой оскверненный образ столь же непостижимым действием, как и самое действие создания его. Лишь
очень приблизительно может проследить за обращением внешний наблюдатель.
Во время приверженности язычеству буйная натура князя безоглядно отдавалась порывам самых разрушительных
страстей. Публичное насилие над пленной княжной Рогнедой, предательское убийство брата Ярополка, участие в
человеческих жертвоприношениях, необузданная похоть, для удовлетворения которой Владимир содержал в трех
гаремах 800 наложниц вот далеко не полный перечень, позволяющий судить о его характере.
Тем разительнее перемена, произведенная в князе крещением. Преподобный Нестор-летописец указывает, что
еще до обращения ему было какое-то видение, не уточняя и не раскрывая, какое именно. Внутренняя духовная
причина перемен, происшедших с Владимиром, осталась тайной его души, скрытой от любопытных взоров потомков.
Между тем, по воле Божией, сами внешние события вели князя к ближайшему соприкосновению с православной
верой и Церковью.
Греческие императоры Македонской династии, занимавшей в то время престол Византии, Константин и
Василий обратились к Владимиру с просьбой. Им была необходима военная помощь русских дружин, чтобы
подавить бунт своего мятежного воеводы Фоки. Князь согласился помочь, но поставил условие, для империи
неслыханное, руку сестры императоров, царевны Анны. Блестящая Византия никогда не отдавала своих царевен в
жены варварам, и лишь безвыходная ситуация заставила Константина и Василия согласиться с условием дерзкого
руса. Впрочем, выполнять договоренность они не спешили, особенно после того, как русский отряд помог разгромить
легионы Фоки.
Возмущенный Владимир взял Корсунь, важнейший опорный пункт Византии в Причерноморье, и повторно
потребовал Анну в жены. С великой неохотой империя уступила и царевна отправилась в варварскую Скифию как
в тюрьму, не забыв, конечно, взять духовенство и прихватив церковную утварь. Для православного взгляда
последовательность этих событий являет собой сплошную цепь чудес.
Владимир трижды собирался принять крещение. Первый раз, выслушав проповедников, каждый из которых
склонял его в свою веру, князь решил отправить посольство в мусульманские и христианские страны, дабы на месте
выяснить, какая вера лучше. Избраша мужи добры и смыслены , он поручил им испытати гораздо... како служит
Богу каждый из народов, приславших своего проповедника. Вернувшись, послы рассказали князю, что ни
мусульманство, ни католичество им не приглянулись пришедше, видеша скверныя их дела . Иное дело
Православие: приидохом же в греки... не вемы на небе ли есмы были, или на земле... и есть служба их паче всех
стран .
Рассудивши дело, княжеские советники-бояре решили, что креститься стоит, говоря Владимиру, что, если бы плох
был закон греческий, бабка его Ольга, яже бе мудрейши всех людей , не стала бы православной. И князь наконец
решился: Отвещав же, Володимер рече, идем, крещенье примем . Но эта внешняя решимость, не
подкрепленная живым церковным опытом, оказалась недолговечной он так и остался язычником.
Второй раз Владимир собрался креститься, когда на требование отдать ему в жены Анну императоры ответили так:
Не пристало христианам отдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и Царство Небесное
восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя .
Услышав это, говорит летописец, сказал Владимир посланным к нему от царей: Скажите царям вашим так:
я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне
посланные нами мужи . Но и в этот раз князю было не суждено принять святое крещение. Видно, Богу было не
угодно, чтобы просвещение Руси имело в своем основании брачные расчеты. Владимир затеял с императорами спор,
что должно состояться в первую очередь крещение или приезд невесты. Время шло, а уступать никто не хотел.
Тогда князь осадил Корсунь. Взять хорошо укрепленный город было почти невозможно, но... некий муж
корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, так написав на ней: Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из
колодцев, которые за тобою с востока . Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: Если сбудется
крещусь! И тотчас повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались ,
свидетельствует летопись.
Лишившись Корсуня, Василий и Константин вынуждены были выполнить свое обещание и отправили наконец
сестру Анну, с пресвитерами и сановниками, к Владимиру.
Ожидавший в Корсуне прибытия невесты, Владимир внезапно заболел глазной болезнью, завершившейся полной
слепотой. Прибывшая Анна в который раз потребовала его крещения, без чего не могло быть и речи о браке. Князь
согласился и в момент совершения Таинства в купели прозрел. Излечение телесное сопровождалось и благодатной
душевной переменой, плоды которой не замедлили сказаться.
В 988 кн. Владимир возвратился в Киев совсем не таким, каким он покинул город, отправляясь в поход.
Совершенно изменилась его нравственная жизнь. Он распустил свои гаремы; Рогнеде, своей первой жене, послал
сказать: Я теперь христианин и должен иметь одну жену; ты же, если хочешь, выбери себе мужа между боярами .
Замечателен ответ Рогнеды: Я природная княжна, велела она передать Владимиру. Ужели тебе одному дорого
Царствие Небесное И я хочу быть невестой Христовою . С именем Анастасии княжна постриглась и кончила свои
дни смиренной монашкой в одной из обителей. Так крещение Владимира отозвалось благодатной переменой и среди
людей, его окружавших.
Русь уже знала властителей-христиан. Бабка князя св. равноап. Ольга долгие годы правила страной: сперва по
малолетству сына, потом ввиду его постоянных военных отлучек. Ее личная приверженность Православию, однако,
никак не сказалась на народе в целом. Естественно было ожидать такого же поведения и от князя Владимира, тем
более что государство, которым он правил, созданию которого отдал столько сил, имело язычество в своей основе как
связующее и объединяющее государственное начало. Покуситься на него значило наверняка разрушить Киевскую
державу, отдав ее во власть религиозных смут и племенных противоречий.
Однако святой князь руководствовался не политическим расчетом, но благодатным внушением Божиим.
Вернувшись в Киев, он велел жителям города собраться на берегу Днепра, подкрепив призыв всем весом своей
княжеской власти: Кто не придет, тот не друг мне! И когда горожане собрались, на глазах обомлевшей толпы были
сокрушены идолы. Деревянные статуи богов рубили и жгли, а среброголового Перуна по княжескому повелению
сначала привязали к хвосту коня и поволокли с горы (в то время как двенадцать специально назначенных человек
колотили его палками), а затем сбросили в реку.
Вместо неминуемого, казалось бы, всеобщего мятежа произошло всеобщее Крещение, которое св. Владимир
предварил своей горячей молитвой. Боже, сотворивший небо и землю, молился прозревший князь, призри на
новые люди сии и даждь им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские, утверди
веру в них правую и несовратимую, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, победил бы
я его козни .
Вскоре в Киеве появились возы, наполненные мясом, рыбой, хлебом, медом и всякой другой снедью. Нет ли где
больного и нищего, который не может сам идти ко князю во двор кричали возницы. В год Крещения Руси
Владимиру исполнилось 25 лет. Со всем пылом юности отдался он осуществлению Христовых заповедей, разыскивая
несчастных, убогих и обездоленных, говоря, что опасается немощные и больные не дойдут до двора моего .
Одно время князь даже отказался карать преступников, восклицая: Боюсь греха! Лишь вмешательство
духовенства, напомнившего ему слова Апостола об обязанностях властителя и его ответственности, заставило святого
Владимира изменить свое решение.
Вопреки всему Русь не разрушилась и не потонула в пучине усобиц. Православие распространялось неимоверно
быстро. Уже при жизни святого Владимира в Киеве были возведены сотни церквей. На севере: в Новгороде, Ростове,
Муроме язычество держалось дольше и крепче, но и там, после исторически непродолжительного периода
двоеверия, Православие безоговорочно восторжествовало...
Изучая эпоху св. равноап. кн. Владимира, можно спорить о тех или иных подробностях, по-разному описываемых
древними историками и летописцами, можно настаивать на той или иной последовательности событий,
предшествовавших крещению князя. Можно предлагать свое прочтение причин, приведших святого Владимира к
воцерковлению. Но одно для непредвзятого взгляда остается несомненным в условиях, крайне неблагоприятных
для Церкви, в среде народа дикого и нерасположенного к обращению, в стране, враждебной православной
Византийской империи, произошло событие, не объяснимое естественным ходом вещей, Крещение Руси.
Митрополит Иоанн (Снычев)
ВЛАДИМИРСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы (Гликофилусса). На этой иконе Христос в живом
порыве прильнул к щеке Богоматери, а Она нежно Его обнимает обеими руками. На иконе Владимирской Богоматери
ручка Христа всегда видна, обнимающая шею Матери, в отличие от других икон Умиления .
Русская Церковь три раза в год совершает празднество в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в
благодарность за троекратное избавление Ее помощью нашего Отечества от врагов: 21 мая, 23 июня и 26 августа.
Владимирская икона Богоматери, как говорит предание, написана евангелистом Лукой на доске из того стола, за
которым трапезовал Иисус Христос со Своею Пречистою Матерью и прав. Иосифом. Икона была написана еще во
время земной жизни Богоматери, принесена святым художником к Ней. Видя изображение Свое на иконе, Пресвятая
Дева Мария повторила свое пророческое изречение: Отныне ублажат Мя вси роди . И присовокупила: Благодать
Родшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет . В 450 при имп. Феодосии Младшем икона была принесена из
Иерусалима в Константинополь, а в н. XII в. из Константинополя привезена в Киев: патриарх Константинопольский
Лука Хризоверг прислал ее вел. кн. Юрию Долгорукому, и она была поставлена в женском монастыре в г. Вышгороде.
Икона скоро прославила себя великими чудесами. Однажды клирики Вышгородской обители, войдя в храм, увидели,
что икона сошла со своего места и стоит среди церкви на воздухе. Они поставили ее на прежнее место, но вскоре
увидели, что икона опять стоит на воздухе. Тогда кн. Андрей, сын Долгорукого, который много веру и любовь имяше
ко Пресвятой Богородице , как говорит о нем древний летописец, из сего понял, что чудотворной иконе неугодно
место, на котором она поставлена, и подумал: Не в Суздальской ли земле ей угодно пребывать Кн. Андрей уже
давно замышлял удалиться с юга России на север в Ростовскую область и там основать независимое от Киева
владение. Он стал усердно молиться пред иконою, отслужил пред нею молебен и, благоговейно взяв ее вместо всех
сокровищ, ночью уехал из Вышгорода. По пути к Суздалю он совершал пред иконою молебствия, и тут от иконы
было много чудес. Когда прибыл во Владимир князь, то жители встретили его с великой радостью. После этого князь
направился к Ростову, но в десяти верстах от Владимира остановились лошади, которые везли чудотворную икону, и
не шли далее. Запряжены были другие лошади, но и те не трогались с места. Тогда князь начал молиться пред иконою,
и, получив от Богоматери повеление поставить икону во Владимире, он немедленно заложил тут храм Успения для
пребывания чудотворной иконы. В 1160 храм был окончен и великолепно украшен. Боголюбивый князь, обложив св.
икону окладом из золота и серебра с драгоценными камнями, поставил ее в новом храме во Владимире, и с тех пор
икона стала называться Владимирскою. После этого икона прославилась новыми и великими чудесами. По вере в
благодатную силу иконы князей, воевод, воинов и всего народа она участвовала во многих походах Русского
воинства. В 1164 икона находилась в походе Андрея Боголюбского против волжских болгар, которых он победил
заступлением Богоматери. Перед сражением кн. Андрей укрепил дух свой приобщением Св. Тайн и молитвою пред
чудотворною иконою Богоматери. Всякий, уповающий на Тебя, Госпоже, не погибнет так вопиял он к Ней в
молитве. По примеру князя и все воины усердно молились пред Ее иконою и с верой в Ее всесильную помощь
отправлялись на врага. Болгары были разбиты, и после победы князь прежде всего принес благодарственное
молебствие Богоматери пред Ее Владимирскою иконою. После убиения кн. Андрея Боголюбского в 1173, когда народ,
подстрекаемый безначалием и убийцами, грабил Боголюбов и Владимир, священник Николай, который прибыл с
князем из Вышгорода, в полном облачении крестным ходом прошел с Владимирскою иконою по улицам города, и
мятеж скоро утих. Во время пожара, 13 апреля 1185, когда сгорел во Владимире соборный храм со всем его
богатством, Владимирская икона сохранилась невредимою. Слава города Владимира возрастала и распространялась в
течение всего времени, пока пребывала в нем чудотворная икона Богоматери. Когда же в Москве воздвигнут был во
имя Пресвятой Богородицы Успенский собор и икона была перенесена туда, Москва начала возвышаться над всеми
Русскими княжествами. Во Владимирском соборе вместо перенесенной в Москву поставлена другая икона, список с
нее, написанный митр. Петром, в бытность его игуменом Ратского монастыря на Волыни. В Москве, как и во
Владимире, чудотворная икона прославилась многими чудесными знамениями для спасения нашего Отечества. В 1395
вступил в пределы России страшный завоеватель Востока Темир-Аксак, или Тамерлан. Со своими полчищами он
дошел до Дона, направляясь к Москве. Вел. кн. Василий Дмитриевич с войском вышел к Коломне и остановился на
берегу Оки. Более уповая на Господа, чем на свою силу, он со всем войском и народом усердно молился Богу и
Пресвятой Богородице об избавлении своего Отечества, и призывал на помощь великих угодников Божиих Петра,
Алексия и Сергия, и повелел, чтобы наступивший Успенский пост во всем княжестве был посвящен усердным
молитвам и покаянию и чтобы принесена была из Владимира в Москву чудотворная икона Божией Матери.
Отправлено было во Владимир за св. иконой духовенство Успенского собора. После литургии и молебна, в день
Успения, оно приняло на свои руки чудотворную икону, при умилительном зрелище народа, который слезно вопиял:
Куда отходишь от нас, Владычица Для чего оставляешь нас сирыми и отвращаешь от нас лице Свое С
чудотворною иконою приблизились к Москве через десять дней. В это время бесчисленное множество народа по
дороге, преклоняя колена, с усердием и слезами взывало: Матерь Божия! Спаси землю Русскую . Все духовенство
Москвы с крестным ходом, все семейство князя, бояре и граждане торжественно встретили св. икону за городом и
проводили ее до Успенского собора. Не напрасны были вера и усердные моления наших предков: в тот самый день и
час, когда жители Москвы встречали икону Богоматери, Тамерлан дремал в своем шатре и увидел пред собою
великую гору и с ее вершины идущих к нему многих святителей с золотыми жезлами, а над ними в воздухе в
лучезарном сиянии Деву неописанного величия, окруженную бесчисленными тьмами ангелов с пламенными мечами,
которые все устремились на него. Тамерлан в ужасе проснулся, созвал своих военачальников и потребовал от них
объяснения этого видения. Ему отвечали, что виденная им Дева есть Матерь Бога христианского, Защитница русских.
Значит, мы не одолеем их! сказал хан и немедленно велел полчищам повернуть вспять, к великому удивлению
русских и самих татар. В память сего избавления от Тамерлана по молитвам Пресвятой Богородицы был воздвигнут в
Москве Сретенский монастырь на том самом месте, где чудотворная икона была встречена при перенесении ее из
Владимира в Москву, и 26 августа установлен праздник с крестным ходом в этот монастырь из Успенского собора.
Чрез 50 лет после нашествия Тамерлана, в 1451, к Москве подступил ногайский царевич Мазовша с полчищами
своего отца. Татары уже начали жечь посады Москвы и радовались, что у них будет много пленников и денег. Во
время пожара свт. Иона совершал крестные ходы по стенам города. Жители Москвы бились с татарами до ночи и
ожидали ночью нового приступа. Но поутру увидели, что под стенами уже нет врагов: ночью те бежали от Москвы.
Татары услышали вдали необыкновенный шум и вообразили, что это великий князь идет на них с многочисленным
войском. Мазовша в страхе повернул коня в обратный путь, его примеру последовали и воины его: все устремились в
бегство. А войско великого князя было немногочисленно и стояло далеко. Вел. кн. Василий III приписал Пресвятой
Богородице победу над татарскими полчищами: он поспешил в церковь и, простершись пред Владимирскою иконою,
со слезами благодарил Небесную Заступницу.
Наша Российская Церковь совершает еще 23 июня празднование иконы Владимирской. Это в память избавления
России чудесным заступлением Богоматери от ордынского царя Ахмата в 1480, при вел. кн. Иоанне III Васильевиче.
Ахмат, хан Золотой Орды, шел с громадными полчищами на Москву. Он достиг уже реки Угры, которую русские
называли поясом Богоматери и которой охраняются Московские владения. Великий князь, получив укрепление в
совете и молитвах святителей, приготовился защищать веру и Отечество. Оба войска стояли целый день друг против
друга в ожидании нападения; Угра разделяла их. И вот по предстательству Богородицы совершилось чудесное
избавление: вел. князь приказал своим войскам отступить от Угры, а татары поняли это отступление как засаду и
предались бегству. Избавление от Ахмата было окончательным свержением ига татарского, которое тяготело над
нашим Отечеством 200 лет: не оружие, не мудрость человеческая спасли Россию, но Господь и Его Пречистая Матерь.
21 мая Православная Церковь совершает в третий раз празднество сретению чудотворной Владимирской иконы.
Это в память избавления России заступлением Владычицы в 1521 от татар крымских, ногайских и казанских, под
предводительством Махмет-Гирея, который вторгся в пределы московские с такой быстротой, что вел. кн. Василий
Иоаннович едва успел вывести свои войска на берега Оки, чтобы удержать дальнейшее вторжение врагов. Предав
огню селения от Нижнего Новгорода и Воронежа до берегов Москвы-реки, враги взяли в плен множество жителей,
женщин и девиц; младенцев убивали; продавали толпами пленников в Казани и Астрахани; слабых и старых морили
голодом; оскверняли святыни храмов. Махмет-Гирей стоял уже в нескольких верстах от Москвы, и неоткуда было
ждать помощи. Началось страшное смятение. Но все устремились в Кремль, чтобы молиться в кремлевских храмах, и
Бог даровал спасение. В полночь один блаженный слезно молился у дверей Успенского собора. Вдруг молитва его