<< Пред. стр. 34 (из 245) След. >>
ВООПИК, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Основано в 1966. В течение
почти двух десятилетий было главной патриотической организацией, объединяющей русские национальные силы,
одним из центров возрождения русского национального сознания. Образование ВООПИК вывело процесс
патриотического объединения на качественно новый этап, на котором уже начиналось рождение общерусских
политических организаций, отстаивающих национальные интересы России. Первыми духовными возглавителями
этого движения были русские ученые, художники, писатели, музыканты академики Б. А. Рыбаков, И. В. Петрянов-
Соколов, П. Д. Корин, И. С. Глазунов, Л. М. Леонов, В. Д. Иванов, В. А. Солоухин, В. Н. Иванов (он стал первым
фактическим председателем Центрального совета ВООПИК) и архитектор-реставратор П.Д. Барановский. Именно
последний в сотрудничестве со своими соратниками по клубу Родина Л. И. Антроповым, Г. И. Гунькиным и В. А.
Десятниковым составили устав ВООПИК, провели первоначальную подготовительную и организаторскую работу по
созданию этой патриотической организации.
Забота о памятниках и святынях Отечества, чтение лекций по русской культуре и искусству стали главным
смыслом жизни тысяч русских людей. К чтению лекций привлекаются лучшие отечественные силы. Тесные залы
общества не вмещали всех желающих. При ВООПИК создается комиссия по шефству над памятниками истории и
культуры, являвшаяся добровольческим движением за спасение шедевров русского зодчества и отечественных
святынь. Возникают реставрационные отряды из добровольцев-энтузиастов, костяком которых становятся
специалисты, подготовленные П. Д. Барановским еще во времена клуба Родина . Вокруг них собираются сотни
подвижников, в течение многих лет бесплатно участвовавших в реставрации памятников, в основном на
подготовительных работах. В выходные дни и летние отпуска эти люди отправлялись спасать памятники от
разрушения. Впоследствии они составили костяк многих патриотических организаций, в том числе Памяти в
начале ее деятельности.
В мае 1968 в Новгороде прошла организованная ВООПИК конференция Тысячелетние корни русской культуры ,
ставшая вехой в возрождении отечественного самосознания. На конференции выступили десятки видных деятелей
русской культуры, среди них И. В. Петрянов-Соколов, П. В. Палиевский, В. В. Кожинов, О. В. Волков, С. Н. Семанов и
др. При ВООПИК была создана секция по комплексному изучению русской истории и культуры, получившая
негласное название Русский клуб .
О. Платонов
ВОРОН (ворона), в представлении русских людей нечистая и зловредная птица, имеющая дьявольскую природу.
Черный цвет ворона задуман самим чертом. В образе ворона черти летают ночью по дворам и совершают разные
пакости. Души злых людей русские представляли в виде черных воронов.
Вместе с тем, по русским поверьям, ворон вещая птица, живет до трехсот лет, владеет тайнами, предсказывает
смерть, нападение врагов, дает советы былинным героям, указывает место, где зарыт клад, приносит родителям весть
о гибели сына.
О. П.
ВОРОНЕЖ, центр Воронежской обл. Расположен на границе Среднерусской возвышенности и Окско-Донской
равнины, на юге зоны среднерусской лесостепи, по берегам р. Воронеж, в 12 км от ее впадения в Дон. Население 909
тыс. чел.
Возник как деревянная крепость в 1586 (в 1590 сожжена). В XVII в. становится крупнейшим торговым пунктом на
юго-востоке Европейской России. В 1696 в связи с подготовкой ко 2-му Азовскому походу по приказу Петра I в
Воронеже начали строить крепость и адмиралтейство. Судостроение повлекло за собой создание литейного завода,
канатной, суконной фабрик и др. С 1711 Воронеж центр Азовской губ., с 1725 Воронежской, с 1779 главный
город Воронежской губ.
Сохранились единичные памятники архитектуры XVII XIX вв.; колокольня бывшего Акатова монастыря (1620),
Успенская церковь (1694-1702), Никольская церковь (1720; в традициях архитектуры XVII в.); Арсенал (1696),
Воронежский дворец (XVIII в., барокко).
ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (17.10.1759-21.02.1814), архитектор. Из крепостных графа А. С.
Строганова, президента Академии художеств (до 1785).
С 1777 Воронихин учился в Москве, возможно, у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, с 1779 работал в Петербурге. В
1786 90 изучал архитектуру, механику, математику, естественные науки во Франции и Швейцарии. С 1800
Воронихин преподавал в Академии художеств. К ранним работам Воронихина относится отделка интерьеров
Строгановского дворца (1793), возведенного в сер. XVIII в. В. В. Растрелли. Барочные пышные формы Воронихин
заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. В этом же направлении он перестроил
интерьеры Строгановской дачи на Черной речке (1795 96), дома в усадьбе Городня (1798).
Воронихин создал новый простой и строгий тип общественного здания, в своем архитектурном образе
выражающий мощь и величие государства. Таким зданием стал Казанский собор в Петербурге (1801 11).
Воронихин построил собор как дворец, полуциркульная колоннада которого образовала на Невском проспекте
площадь, ставшую центром притяжения для окружающих зданий. Градостроительная идея играет основную роль и в
здании Горного кадетского корпуса (1806-11) с монументальной колоннадой, обращенной к Неве и оформляющей
въезд в город со стороны моря. Воронихин участвовал в строительстве дворцово-парковых ансамблей Петергофа и
Павловска; неосуществленными остались его проекты Исаакиевского собора (1808-10) и храма Христа Спасителя
(1813).
В.А. Федоров
ВОРОНЦОВ Василий Павлович (1847 дек. 1918), русский ученый, экономист, социолог, по профессии врач.
Выступал против развития народного хозяйства России на западных началах. Доказывал пагубность насаждения
западных форм хозяйствования для народного благосостояния. В своих трудах неоднократно подчеркивал, что
народное производство в России в силу определенных особенностей не подчиняется сформулированным на Западе
законам политической экономии, ибо производитель стремится получить лишь массу продуктов, удовлетворяющую
его потребности. Это было своеобразное обоснование принципа нестяжательства.
Воронцов показывал пагубность капитализации народного хозяйства России, ведущей к растрате
производительных сил общества и к разорению значительной части тружеников. В противовес капитализации
хозяйства он предлагал развитие традиционно русских форм хозяйствования общины, артели, кустарных
промыслов народного производства. Особое внимание уделял созданию системы менового хозяйства, основанной на
единении земледельческой и обрабатывающей промышленности.
Воронцов отвергал неизбежность капитализма для России. Основываясь на факте, что русский народ не только
сохранил вплоть до к. XIX в. многие черты общинного быта, давно утраченные другими народами, но еще и развил их
дальше, он верил, что это развитие будет продолжаться и в будущем, что воспитание и дисциплинирование русского
народа для общественной формы труда происходит и без руководства капитала, силою общины, и выработанный ею
артельный дух приведет к той же организации производства, какая была достигнута на Западе при помощи капитала.
О. Платонов
ВОРОТЫНСКИЙ Михаил Иванович (ок. 1510-12.06.1573), крупный полководец, князь, боярин, имел почетный
титул царского слуги . Потомок черниговских князей. Сын кн. Ивана Михайловича и кн. Анастасии Ивановны
(урожденной Захарьиной) Воротынских.
В 1521 Воротынский был великокняжеским наместником в Костроме. В 1543 служил воеводой в Беляеве, 1544
в Калуге, 1545 в Ярославле и Васильгородске (Васильсурске), 1550 в Костроме, 1551 в Одоеве, 1552 в
Рязани и Коломне. В 1547 и 1549 ходил в походы на Казань в качестве воеводы полка правой руки. В июне 1552
вместе с другими воеводами отразил набег крымских татар на южные окраины России. В том же году совершил поход
в составе войска Ивана IV Грозного под Казань. При взятии Казани он был воеводой большого полка и умелым
полководцем. Был возведен в чин боярина, включен в состав царской Ближней думы. В 1553 62 воевода в
Коломне, Свияжске, Серпухове, Кашире, Одоеве, Туле.
Воротынский был крупным землевладельцем: владел третью города Воротынска, Перемышлем, Старым Одоевом,
Новосилем и другими волостями.
В 1562 Воротынский попал в опалу и был сослан вместе с женой и детьми на Белое озеро. Его земельные владения
были конфискованы. В 1566 вернулся из ссылки, ему был возвращен его статус и владения, и он снова стал служить в
городах-крепостях Коломне и Серпухове.
В 1571 Воротынский разработал устав пограничной сторожевой службы первый в России. В том же году,
находясь со своим полком возле Москвы на Таганском лугу, отразил атаки крымских татар и заставил их отойти от
столицы. В 1572 в нескольких тяжелых сражениях под Серпуховом и Молодями разбил войско крымского хана
Девлет-Гирея и тем самым приостановил грозную агрессию Крымского ханства.
О.М. Рапов
ВОСКРЕСЕНИЕ , иллюстрированный православно-монархический журнал, издавался в Петербурге в 1887
1905. Ориентировался преимущественно на простых людей крестьян, солдат, рабочих, сельское духовенство и
сельских учителей. Издатели-редакторы кн. В.П. Мещерский, К.В. Тхоржевский, Н.К. Тхоржевская и др.
ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА. См.: ПАСХА.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ мужской монастырь, Новгородская еп., на берегу р. Лезны, или Грезны. Учрежден в 1894
на месте упраздненной в 1764 Макариевской пустыни, основанной ок. 1540. Здесь почивали под спудом мощи прп.
Макария.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ мужской монастырь НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ , Московская еп., ставропигиальный,
Звенигородского у., при г. Воскресенске. Основан патр. Никоном по образцу Иерусалимского храма Воскресения
Христова. Еще в 1657 патр. Никон приступил к построению этого величественного храма; но в 1666 он был сослан на
Белоозеро, вследствие чего остановились и работы по построению храма; в таком положении храм оставался 13 лет,
доколе царь Феодор Алексеевич, по любви своей к заточенному Никону, не повелел продолжать строение, но здание
было окончено только в 1685, при царях Иоанне и Петре Алексеевичах, и храм был освящен в их присутствии патр.
Иоакимом. Воскресенский собор Нового Иерусалима собрание нескольких церквей около обширнейшего в России
храма Гроба Господня, возвышающегося на 30 сажень над всеми монастырскими постройками. Потом весь этот
величественный собор имел несколько измененный вид против первоначально построенного патр. Никоном. Главные
капитальные работы по возобновлению его были произведены при имп. Елизавете Петровне арх. Б. Растрелли, под
наблюдением настоятеля монастыря архим. Амвросия (впоследствии архиеп. Московского) на средства
московского купца, фабриканта П.Г. Цурикова. Внутренность собора разделялась на 4 части: 1) кувуклия Гроба
Господня, 2) храм Воскресения Христова, 3) главный алтарь этого храма и 4) приделы позади большого алтаря. Во
всем соборе насчитывалось до 30 приделов. Кувуклия была устроена в виде двухъярусной часовни с Гробом
Господним внутри; она из мрамора, со многими изящными колоннами и другими украшениями. Внутренность ее
окована вся листовым золотом, и горящие лампады пред Гробом Господним придавали этому святилищу невыразимое
величие. В храме Воскресения Христова главный алтарь его представлял собою величественное сооружение
церковного зодчества и не имел себе подобного в России. В алтаре помещались патриаршие престолы и хоры в память
Семи Вселенских Соборов.
С.В. Булгаков
ВОСКРЕСЕНСКИЙ скит. См.: ПАВЛО-ОБНОРСКИЙ МУЖСКОЙ монастырь.
ВОСКРЕСЕНСКИЙ собор Ново-Иерусалимского монастыря в Истре, начат строительством при патр. Никоне в
1656 66, закончен после его смерти в 1678 85. Собор этот должен был повторить храм Воскресения в
Иерусалиме, чертеж и модель которого специально привезли в Москву. Основную часть сложного комплекса тесно
связанных между собой сооружений составляла огромная полуротонда, переходящая на уровне второго этажа в
цилиндр, увенчанный шатром. К ротонде примыкали главный храм, завершенный мощной главой, и семиярусная
столпообразная колокольня. Нарочитая идея прямого повторения иерусалимского романо-готического образца
выразилась лишь в общей плановой схеме сооружения. В целом же композиция проникнута той же живописностью,
которая характерна для русского зодчества XVII в. Ротонда послужила основанием для грандиозного шатра,
поскольку сам Никон мог завершить церковь шатром, который он запрещал строить другим. В обработке фасадов и
особенно интерьера с невиданным размахом были применены цветные изразцы, из которых сооружались целые
иконостасы; майоликовой была и часовня гроба , символизировавшая Гроб Господень в Иерусалиме.
ВОСКРЕШЕНИЕ ЛАЗАРЯ Четверодневного, Китайского, епископа, друга Божиего. В своей земной жизни
Спаситель, Единый Человеколюбец , имел и личных друзей, особенно Ему близких. Среди них евангельское
повествование выделяет Лазаря и его сестер Марфу и Марию. Марфа служила Христу, Мария жадно ловила слова Его
учения. Когда же Лазарь, тяжело заболев, умер, Спаситель это почувствовал и поспешил в Вифанию, где тот жил.
Прошло уже четыре дня после погребения. Христос подошел к гробу своего друга и смутился духом (прослезился)
по Своему человечеству, но Спаситель был Богочеловеком, и по Божественной природе Он был Владыкой жизни.
И Он воззвал к жизни, казалось бы, навсегда ушедшего из нее. Господь совершил воскрешение Лазаря, этим самым
явив Себя властвующим над смертью, готовя людей к восприятию Своего Собственного Воскресения, уверяя их в
непреложной истине Своей. После чудесного воскрешения Спасителем друг Божий , как именует его Церковь,
много претерпел преследований и испытаний со стороны иудейских первосвященников. Они даже замышляли убить
его, так как многие приходившие увидеть человека, которого Своим словом воскресил Христос, начинали веровать во
Спасителя. Господь, однако, хранил праведного Лазаря тридцать лет после своего изведения из царства мертвых
Богом живых служил Ему св. Лазарь, проповедуя Его слово и распространяя Его веру. Долгое время жил праведник
как епископ Китайский на Кипре, где его из Ефесса посетила Пресвятая Богородица, согласно преданию, подарив
вышитые лично Ею омофор и поручи. В 898 по повелению византийского имп. Льва Мудрого мощи св.
праведника Лазаря были перенесены в Константинополь.
Память прав. Лазарю отмечается 17/30 октября и в Лазареву субботу.
ВОСПИТАНИЕ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Москве в Казанском соборе. На
иконе Богоматерь изображена с Иисусом Христом, сидящим на левой Ее руке.
Празднуется 5/18 марта.
ВОСТОРГОВ Иоанн Иоаннович (20.01.1864-5.09.1918), русский церковный и общественный деятель, духовный
писатель. Родился в кубанской станице в семье священника. После окончания Ставропольской семинарии
рукоположен в священники, был законоучителем, а затем миссионером-проповедником на Кавказе, в Сибири,
Туркестане, Иране и др. С 1905 Восторгов один из руководителей Русской монархической партии (осенью 1907
возглавил ее), а также один из основателей и активистов Союза Русского народа. В 1908-15 член главной палаты
Русского народного союза имени Михаила Архангела. Издатель и редактор русских патриотических газет
Церковность (1914; ред.-изд.), Московские церковные ведомости (1906, 1916; ред.), Патриот . В 1913 основал в
Москве Женский богословский институт.
Многочисленные проповеди, речи и статьи Восторгова опубликованы в собрании его сочинений (тт. 1-5; 1913-16).
В отношении Г. Е. Распутина занимал ошибочную позицию, поддерживая клеветнические слухи, распространяемые
иудейско-масонской пропагандой.
Убит еврейскими большевиками в Петровском парке в Москве.
О. Платонов
ВОТЧИНА (отчина), владения, перешедшие от отца. В Древней Руси этим именем назывался особый вид
служилого землевладения, противополагавшийся поместью, как владение на более прочном праве собственности. В
течение XV-XVIII в. вотчинное владение постепенно ограничивается, сливаясь в н. XVIII в. окончательно с
поместным. Первыми подвергаются ограничениям вотчинные владения князей. Иоанн III запретил князьям сев.-вост.
уделов, Ярославским, Суздальским и Стародубским, продавать свои вотчины без ведома вел. князя, а также отдавать в
монастыри. При Иоанне Грозном указами 1562 и 1572 всем князьям вообще запрещено было продавать, менять,
дарить, давать в приданое свои вотчины. По наследству они могли переходить только к сыновьям, а за неимением их
(при отсутствии завещания) отбирались в казну. Завещать свою вотчину князья могли только близким родственникам
и лишь с разрешения государя. Если эти ограничения владетельных князей вытекали из государственно-политических
соображений, то для ограничения простых вотчинников-землевладельцев главным побуждением был интерес военной
службы. Уже по самому происхождению часть вотчин с давних пор обусловливалась обязанностью службы; когда же
государство стало в широких размерах вводить для той же цели вполне условное поместное владение, то и все вообще
вотчины оно обложило, в одинаковых размерах с поместьями, воинской повинностью. По указу 1556 со всяких 100
четвертей (50 дес. в одном поле) земли вотчинник, наравне с помещиком, должен был ставить одного вооруженного
всадника. Ограничено было далее, одновременно с княжескими, но в меньшей степени, и право распоряжения
служилыми вотчинами (1562, 1572). Женщины получали из них только часть как можно прожить , а мужчины
наследовали не далее 4 колена. Так как при всем том служилые вотчины могли продаваться и отдаваться в монастыри,
то при постоянных денежных затруднениях, вызванных землевладельческим кризисом XVI в., значительная часть их
ушла из рук вотчинников. Правительство пыталось бороться против этого путем установления в законе права
родового выкупа и посредством запрещения отдавать вотчины монастырям. Правила родового выкупа установлены
Судебниками Иоанна Грозного и Феодора; 1551 запрещено продавать вотчины в монастыри, 1572 давать на помин
души в богатые обители; 1580 дано родичам неограниченное право выкупа, хотя кто и далеко в роду , а за
неимением их определено выкупать из монастырей на государя. В XVII в. правительство начинает еще внимательнее
следить, чтобы земля из службы не выходила . Служба с поместий была точно регламентирована; неисправным
грозило отнятие части или всей вотчины; запустошивших свою вотчину велено бить кнутом (1621). По способу
приобретения различались вотчины родовые, или старинные, выслуженные (пожалованные правительством) и
купленные. Распоряжение первыми двумя разрядами вотчин было ограничено: женщины не могли наследовать
родовых и жалованных вотчин (1627); по указу 1679 отнято право завещать вотчины мимо детей братьям,
родственникам и чужеродцам. Так как указы XVI в. о неотдаче вотчин в монастырь не исполнялись, то в 1622
правительство признало не выкупленные до 1613 вотчины за монастырями; позволено было и впредь давать вотчины
в монастыри, но только условно до выкупа, а в 1648 безусловно запрещено монастырям принимать вотчины под
угрозой, если не выкупят немедленно родственники, отобрания в казну бесплатно. Указом 23 марта 1714 определено
впредь как то поместья, так и вотчины именовать равно одно недвижимое имение вотчина . Почва для такого
слияния подготовлена была как описанными ограничениями в распоряжении вотчинами, так и противоположным
процессом постепенным расширением права пользования поместьями.
С.Ю.
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ, приобщение к жизни церкви. Для подавляющего большинства русских оно начиналось с
крещения в младенчестве. Церковь освящала весь жизненный цикл человека. Основой воцерковления служило
религиозное посещение храма с раннего детства до последних дней в старости.
В программе Этнографического бюро кн. Тенишева (1890-е) был вопрос о посещении крестьянами церкви. На него
откликнулись почти все, кто писал в бюро из разных концов страны. Крестьянин Ф. Ф. Шутов из деревни Песьи-
Веретьи на Вологодчине (Вельский у.) сообщил, что в праздник его односельчане встают в пять часов утра и
отправляются в церковь на утреню и обедню. Церковь была в трех верстах от деревни. Одевались все празднично,
несмотря на ранний час.
Посещение церкви в воскресенье и праздники отметили все корреспонденты. В будни же обычно ходили лишь те,
кто заказал обедню по конкретному поводу: кончина близкого человека, девятый, двадцатый и сороковой день,
сорокоуст. Либо же в Великий пост, когда служили в среду, пятницу и субботу. В это время ходили преимущественно
те, кто говел, т. е. готовился к причастию.
Чаще посещали церковь зимой и осенью, когда крестьяне были свободнее от хозяйственных работ. Летом ходили
мало. Если храм был далеко, то посещения прерывались на время снежных заносов и распутицы. Из самых
отдаленных от церкви деревень, связанных с селом плохими дорогами (через болота, например), ездили или ходили
туда лишь на самые большие праздники Пасху, Троицу, Рождество, а также на храмовые и заветные (обетные).
Последние праздники были связаны с обетом, данным отдельным человеком или целой деревней по случаю
счастливого избавления от болезни, стихийного бедствия или иноземного нашествия.
Корреспондент из с. Петушково Карачаевского у. Орловской губ., сообщивший, что в церковь у них ходят очень
часто, подметил такое различие: на основные праздники в церкви более бывают мужики, а по воскресеньям более
бабы и подростки . В оценке большего в целом количества посещений мужчинами или женщинами информаторы
расходились. П. Каманин из с. Домнино Меленковского у. Владимирской губ. считал, что в церковь вообще больше
ходят женщины. Ему вторил корреспондент из Лозичской вол. Боровичского у. (Новгородчина), утверждавший, что
женщин в церкви всегда бывает больше, чем мужчин, что они вообще ревностнее относятся к вере, носят туда детей,
поминают усопших. А Е. И. Иванов учитель земской школы из с. Георгиевского Белозерского у. Новгородской губ.
утверждал противоположное: мужчины обыкновенно ходят в церковь чаще, нежели женщины .
В материалах, поступивших из Боровичского у., утверждалось, что крестьяне к церкви относятся с благоговением,
называют ее Божьим домом. Проходя мимо церкви, обычно останавливаются, снимают шапку и крестятся, нередко
молятся при этом. То же делают, проходя мимо часовни. Слыша церковный звон вне церкви, осеняли себя крестным
знамением. Таким образом храм воздействовал и на религиозное поведение вне его стен, призывая вспомнить о Боге
среди повседневных забот.
Идя в церковь на службу, все крестились и кланялись перед входом, затем снова, войдя в храм. Некоторые
старики, войдя в церковь, сначала кланялись на иконостас, а затем направо и налево присутствующим, те отвечают им
тем же .
Мужчины становились в церкви справа, а женщины слева. Некоторые из прихожан прислуживали на
богослужении.
Все сообщения сходились в том, что в церкви ведут себя чинно , степенно , благопристойно . Не было
случая, чтобы кто-либо пришел в церковь нетрезвым , писали из деревни Рыбково Дорогобужского у. Смоленской
губ. Набожность выражается в усердии ко храму Божию . Здешний народ любит часто ходить в церковь для
молитвы и непременно бывает у службы по воскресеньям и праздникам; не приходят только отсутствующие из
селения и больные. Приходя в церковь, всегда ставят свечи многим святым иконам, и это же делают у себя дома,
когда молятся; так, например, поутру или ввечеру затепливают перед домашними иконами свечу или две, или лампаду
с деревянным маслом, а в праздник перед каждою иконою ставят по свече. На дому и особенно в храмах Божиих
молятся усердно и с благоговением, стоят в церкви с благочестием; часто служат молебны Спасителю, Божией
Матери и многим угодникам, которых часто призывают на помощь так рассказывалось о набожности крестьян
Пошехонского у. Ярославской губ. в описании, присланном в Географическое общество.
Не только старшие в семье следили, чтобы молодежь не пропускала особенно важные богослужения, но и вся
община наблюдала за этим. Соседи выговаривали матери, если сын был ленив ходить к обедне .
Современная исследовательница духовной жизни сибирского и уральского населения XVIII-XIX вв. Н. А.
Миненко на разнообразном материале источников пришла к выводу, что понятие праведной жизни и у крестьян, и у
горожан, и у горнозаводского люда Урала и Алтая включало усердное посещение церкви (хотя бы по праздникам,
если церковь отстояла далеко от селения), слушание слова Божия, активное участие в жизни прихода .
Все, что делается для храма, угодно Богу. Такая точка зрения, присущая всем верующим, исключала
пренебрежительное отношение к каких-либо видам работ в храме или для храма. В храме и мытье пола свято (прп.
Серафим Саровский).
Из Дорогобужского у. Смоленской губ. сообщали в Тенишевское бюро, что крестьяне с любовью относятся к
своей церкви, заботятся о ее благолепии. Постоянное участие прихожан в расходах храма выражалось не только в
подаче копеек на тарелку, с которой церковный староста обходил молящихся. Община отапливала церковь; нанимала
двух сторожей; добровольцы подвозили строительные материалы и т. п.
В с. Георгиевском одноименной волости Белозерского у. Новгородской губ. каждый домохозяин ежегодно что-
либо жертвовал на храм: хлебом, холстом, льном, овечьей шерстью, полотенцами. Из Череповецкого у. этой же
губернии писали, что крестьяне охотно собирают на нужды церкви, и отмечали крупные пожертвования отдельных
крестьян на иконостас.
Горячая заинтересованность рядовых мирян в том, чтобы у них был свой храм, проявлялась в строительстве
церквей на средства крестьянских семей и сельских общин, а также в прошениях о создании отдельных новых
приходов либо сохранении самостоятельного прихода (когда начальство хотело его слить с другим).
Специально исследовавшая этот вопрос по архивным материалам Каргопольского у. Г. Н. Мелехова пишет: И в
XIX в. все церкви создавались почти исключительно на собственные средства крестьян, но по разрешению
епархиального начальства. Сразу после пожара (а они все еще случались нередко) начинались хлопоты о
строительстве новой церкви: собирался сход, на котором принималось прошение за подписями всех или большинства
домохозяев прихода. Таких прошений, написанных в разные годы, сохранилось множество . Отношение к
строительству храма явственно проявлялось в том, что многие (а иногда и все) работы крестьяне выполняли сами,
безмездно : заготовку и вывозку к месту строительства камня для фундамента, бревен, осинника на лемех и пр. Если
храм строился кирпичный, то и кирпич нередко делали сами. Вот как рассказал о возобновлении в 1908 храма свт.
Николая в с. Тихманга (Каргопольский у.) местный житель: Стройка, можно сказать, была народной. Все население
волости принимало в ней участие. Сдавали свои ценности, деньги. На лошадях возили из лесу бревна, добывали