<< Пред. стр. 39 (из 245) След. >>
1237 началось татаро-монгольское нашествие. Враги вторглись и в его владения. Чтобы дать им отпор, кн. Георгийотправился на север для соединения с другими русскими силами. Произошло жестокое сражение на р. Сить в феврале
1238. Князь пал смертью храбрых на поле брани, защищая веру и Отечество. После битвы еп. Ростовский Кирилл
долго искал его останки и наконец обрел их с лежащей в стороне головой. Когда же владыка соединил голову святого
с его телом, они чудесным образом срослись. Епископ похоронил князя. Через два года его мощи были перенесены в
Успенский собор г. Владимира. Память блгв. кн. Георгию отмечается 4/17 февраля.
ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ, великомученик (ск. 303), один из самых чтимых русских святых, покровитель
Москвы и Русского государства. Не случайно своим покровителем его нарекли такие разные страны, как Россия,
Англия и Грузия (официально последняя из них и именуется Страной св. Георгия). Мы обычно ассоциируем его образ
только как лик воителя, и притом всегда победоносного. Конечно, таким он и был, но прежде всего он был
победоносный участник воинства Христова. Высоко отмеченный имп. Диоклетианом как талантливый полководец, св.
Георгий не прельстился этим и резко восстал против гонений на христиан, воздвигнутых императором-язычником. За
это он был подвергнут жесточайшим мучениям: огромной тяжести камень клали на грудь, привязывали к колесу, под
которым впивались в тело великомученика лезвия. Знамения Небесные укрепляли великомученика в его страданиях
за Христа Спасителя. Ими была потрясена и уверовала в Истинного Бога и сама имп. Александра, ставшая
христианкой. Пытки св. великомученика продолжались. Тщетна была и попытка императора соблазнить св. Георгия
разделить с ним царскую власть. Тогда имп. Диоклетиан приговорил его к смертной казни через усекновение
главы.
На Руси почитание Георгия Победоносца получило особое значение. Этого святого воспринимали как покровителя
всего русского народа. Образ его на коне и поражающего змея вошел в герб Русского государства. Его имя носили
тысячи церквей. В основе этого почитания, по-видимому, лежит древнерусский языческий культ Дажьбога, до
Крещения Руси также считавшегося покровителем и родоначальником русского народа. Св. Георгий Победоносец
вытеснил многие древние верования русских, но вместе с тем в народе ему были приписаны черты, которыми раньше
наделяли Дажьбога. Почитание Георгия Победоносца Юрий Весенний (23 апреля) и Юрий Осенний (3 ноября)
пришлось примерно на то же время, когда в языческой Руси праздновали Дажьбога. Как в свое время праздновали
Дажьбога, так в христианскую эпоху праздновали Георгия Победоносца, открывая, а затем закрывая цикл
сельскохозяйственных работ.
У русских крестьян св. Георгий известен под многими именами, например Ягория, Егория Храброго, Юрия,
Георга, Георгия, Юрья, Юрки. Русские видели в этом угоднике особенного представителя и хранителя земли Русской
и почитали его каким-то героем-полубогом. В то время, когда, по словам русских духовных стихов, земля Русская
была словом заказана, заповедана, что по той земле ни пеш человек не прохаживал, ни на коне по ней никто не
проезживал , едет к ней на своем коне ретивом св. Егорий Храбрый. Наезжает он на землю Русскую, и здесь пред ним
являются леса темные, дремучие, горы высокие, моря глубокие и реки широкие, звери лютые и рогатые, стадо
змеиное, лютое . Несмотря на это, хочет Егорий Храбрый ту-то проехати, ту-то проторити . Для этого возговорил
он слово вещее , и вдруг, по Божьему всевеленью, по Егорьеву моленью, по всей земли светлорусской разрастаются
леса темные, раскидаются леса дремучие, рассыпаются горы высокие, становятся холмы широкие, текут моря
глубокие, бегут реки широкие: заселяются звери могучие, плодятся звери рогатые; они пьют-едят повеленное, от
Егорья Храброго заповеданное .
По народному представлению, св. Егорий своим словом, личною своею деятельностию устрояет землю
светлорусскую, и, устроив ее таким образом, берет ее под свое непосредственное смотрение, и утверждает в ней веру
крещеную . До XV столетия лик этого угодника один, без всяких прибавлений, составлял государственный герб
нашего Отечества. В Древней Руси изображение св. вмч. Георгия тоже первоначально одно выбивалось на московских
монетах. День св. Георгия,
23 апреля, был известен в народе под именем Юрьева дня весеннего, или голодного, для отличия в этом случае от
другого праздника, 26 ноября, осеннего, холодного. По своему значению вешний Юрьев день может быть назван
великим церковно-народным праздником, особенно важным в земледельческом и пастушеском быту наших предков.
В день его памяти, именно 23 апреля, существовал обычай служить обедни и молебствия, в которых крестьяне
спрашивали у этого угодника благословения своим нивам и обилия земного. В Малороссии, кроме того, совершались
общие крестные ходы для освящения посевов, и крестьяне верили, что во время этих процессий сам св. Юрий ходит
по полям и родит жито . В северо-западной Руси со дня св. Георгия тоже начинали служиться в селах обедни об
успехах в хозяйстве. Крестьяне рано утром обходили засеянные поля с пирогом, водкой и другими съестными
припасами и обтыкали межу косточками, сбереженными от пасхального стола, или посыпали жжеными косточками те
места, где росла осока . При этих обходах обыкновенно пелась песня в честь св. Георгия, покровителя земледелия.
Русские нередко называли св. Георгия Водоносом, так как в день его памяти было принято совершать особенного
рода хождения для водосвятия на источники и реки. По народному верованию, вода, освящаемая в Юрьев день, имеет
весьма благотворное значение для произрастания полей. Она известна в простонародье под именем Юрьевой росы ,
и ею окропляются поля и посевы при крестных ходах.
Благодетельное влияние Юрьева роса имела на людей, скот и все живое; крестьяне видели в ней особенное
целебное средство против всякого рода болезней. Отсюда вошло в обычай говорить о безнадежно больных в весеннее
время, что не выйти-де им на Юрьеву росу . При выгоне скота в поле сельские хозяева окропляли его юрьевскою
водою, чтоб он был здоров и благополучен во все лето. Русские крестьяне отдали под покровительство св. вмч.
Георгия домашний скот, а день его почитался в народе важным пастушеским праздником. По заведенному исстари
обыкновению, сельские хозяева в Юрьев день в первый раз выгоняли скотину в поле. При этом многие из них
служили молебствия, другие нередко налагали даже на себя пост за благополучие своего скота. В старинных
народных сказаниях св. Георгий чтится как покровитель домашних животных и хранитель их от падежа и разных
болезней. В честь этого угодника, как заступника скота, во многих местах к 23 апреля принято в
сельскохозяйственном быту приготовлять из хлебного теста разные изображения коров, лошадей и других домашних
животных; такие же изображения в виде детских игрушек приготовлялись из глины. Выгоняя из зимних стойл скот,
крестьяне ударяли его освященною вербой и отдавали как бы в ведение св. вмч. Георгия. По народному
представлению, этот угодник лично выезжает 23 апреля в поле на своем белом коне, охраняет скотину от хищных
зверей, особенно волков. Он же строго следит за самими пастухами: так, он помогает тем из них, которые хорошо
берегут покровительствуемых им домашних животных, и, напротив того, жестоко наказывает тех, которые небрежно
относятся к своему делу. В связи с этим-то поверьем стоит следующий обычай: отпуская свой скот на пастбище,
крестьяне окачивали пастухов холодною водою, чтоб они были бдительнее при уходе за этими животными и т.п.
Русские крестьяне верили, что весенняя юрьевская вода, особенно в виде дождя и снега, обладает целебными
свойствами, способна возрождать природу, отгонять нечистую силу, подавать красоту, молодость, здоровье, крепость.
В Древней Руси существовали поверья, что в Юрьев день, на заре, знахари и ведьмы нарочно выходят в поле,
расстилают по росе холст и набрасывают его на рогатый скот, отчего он делается недойным, тощим и т.п.
С днем св. Георгия было связано немалое число примет и наблюдений, по которым крестьяне гадали об урожае и
погоде: На Егорья мороз будет просо и овес ; На Егорья мороз под кустом овес ; На Егорья мороз гречи
хороши ; Яровое сей на Егорья ; Юрий начинает полевые работы, Юрий и оканчивает и др. В народных приметах
и пословицах, как весною, так и зимой, Егорьев день часто соединялся с Николиным. Так, например, поселяне
говорили: Егорий с летом, а Никола с кормом ; Егорий с водой, а Никола с травой ; Егорий с кормом, а Никола с
комарами и т.п.
Память вмч. Георгию отмечается 23 апреля/6 мая, 3/16 ноября, 10/23 ноября и 26 ноября/9 декабря.
ГЕОХИМИЯ, наука об истории химических элементов, атомов Земли и космоса, создана великим русским
ученым В.И. Вернадским.
ГЕРАСИМ БОЛДИНСКИЙ, преподобный (1490-1.05.1554), в миру Григорий, промыслом сапожник, тринадцати
лет от роду поступил в Троицкий Данилов Переславский монастырь при жизни его основателя прп. Даниила. Своей
аскетической суровой жизнью стяжал всеобщее почитание, но это тяготило св. Герасима он желал безмолвия и
одиночества. В двадцать шесть лет он удалился в дикие смоленские леса и, видимо по особенному видению, пришел
на Болдину гору. Много оскорблений и унижений претерпел преподобный от местных поселян: его били палками и
даже один раз, связав руки и ноги, хотели бросить в озеро, но по молитвам святого он был чудесно освобожден. С
того времени имя св. старца стало в уважении, и в его пустынь стали приходить ревнители благочестия. Так вскоре
была выстроена Свято-Троицкая обитель. Кроме Болдина монастыря прп. Герасим выстроил еще в 1534 Предтечев
монастырь в Вязьме. По просьбе окрестных жителей в трехстах верстах от Болдинской обители святой основал
Жиздринскую пустынь на р. Жиздра. И последний, четвертый по счету монастырь, основанный прп. Герасимом, был
Рождество-Богородицкий, близ г. Дорогобужа. Устав он им дал особенный: монастыри эти были строго замкнутые, и
никто из братии никогда из них не должен был выходить, даже согрешивших нельзя было изгонять. Настоятель
должен был обязательно выбираться из среды братии и управлять с помощью двенадцати старцев. Прп. Герасим
служил всем примером: он спал сидя, питался хлебом и водой, исполнял самые тяжелые работы. Перед кончиной он
собрал братию, рассказал им свою жизнь и напомнил устав. Мощи его покоятся в Болдинском монастыре.
Память прп. Герасиму отмечается 1/14 мая.
ГЕРАСИМ ВЕЛИКОПЕРМСКИЙ, Устьвымский, епископ, священномученик (ск. ок. 1449). Когда в 1393
скончался свт. Стефан, просветитель и первый епископ Пермский, то заместил его свт. Герасим. В это время
новопросвещенные зыряне много страдали от набегов соседей своих диких вогуличей. Несчастные скрывались в
лесах. Все время своего епископства свт. Герасим провел в разъездах, всячески помогая своим пасомым. Ездил он
ради них и в Москву. Под влиянием его проповеди дикие вогуличи как будто бы смягчились, но в одной из своих
поездок его задушил омофором слуга-вогулич, которого святитель крестил и хотел сделать проповедником. Память
сщмч. Герасиму отмечается 24 января/6 февраля и 29 января/11 февраля.
ГЕРАСИМ ВОЛОГОДСКИЙ, преподобный (ск. 1178), иеромонах одного из киевских монастырей, проповедовал
Евангелие в пределах Вологодских, где христианство еще не утвердилось в сердцах человеческих. Когда в 1147 он
пришел в Вологду, она была еще небольшой деревней с одной только церковью. Преподобному было в то время чуть
более тридцати лет. Он поселился в лесу и начал вести подвижническую жизнь, полную лишений. Монашество в тех
краях еще не было известно, поэтому поначалу жители относились к нему недоверчиво, даже враждебно, но
постепенно полюбили его за терпение, молитвы и доброту. К нему стала стекаться братия, с которой св. Герасим
основал церковь, а затем и обитель во имя Пресвятой Троицы. После кончины преподобного у могилы его
совершалось много исцелений. К лику святых он был причислен между 1691 1721. Этого святого русские люди
называли Грачевником, вследствие наблюдения, что в день его памяти прилетают из теплых стран на север первые
весенние птицы грачи. В этот день, в знак радости видеть этих залетных пернатых гостей, хлебосольный русский
люд пек грачей из теста и говорил, что Герасим к нему грачей нагнал. Память прп. Герасиму отмечается 4/17 марта.
ГЕРАСИМОВ Дмитрий (Митя Малый) (ок. 1465 после 1536), дипломат, переводчик, помощник св. Геннадия
Новгородского в борьбе против жидовствующих, участник Геннадиевского кружка. Толмач (переводчик)
Посольского приказа, побывал во многих странах Западной Европы и неоднократно участвовал в приеме посольств. В
1525 доставил важное послание Василия III римскому папе Клименту VII, интересовался достопримечательностями
вечного города . На основании рассказов Герасимова картограф Б. Аньезе составил одну из первых карт России, а
итальянский писатель П. Джовио написал содержательную книгу о Московии и охарактеризовал своего собеседника
как человека опытного в делах государственных и особенно сведущего в Свящ. Писании . Вместе с толмачом
Власием Игнатовым для Геннадиевского перевода Библии перевел названия псалмов из немецкой Псалтыри, а также с
латинского, вероятно для полемики с жидовствующими , антииудейские трактаты Н. де Лира и Самуила Евреина. В
1518-19 сотрудничал с Максимом Греком в переводе Толковой Псалтыри. Ученый грек диктовал ему и Власию
Игнатову перевод с греческого на латынь, а они уже Михаилу Медоварцеву и Силуану перевод с латыни на
церковнославянский.
Л.К.
ГЕРБ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО, утвердился на Руси после падения татаро-монгольского ига и
осознания русскими царями Святой Руси как Третьего Рима (преемницы Византии). Первоначально он состоял из
двух основных изображений: всадника ( ездца ) с копьем, поражающим змия (с к. XIV в.), и двуглавого орла (с к. XV
в.), которые помещались на печатях великих Московских князей и царей и стали считаться гербом во 2-й пол. XVII в.
Эти изображения в XVII-XIX вв. подвергались незначительным изменениям. Со времени царя Алексея Михайловича
крылья у орла изображались поднятыми вверх, в лапах появились скипетр и держава. С утверждением в 1699 ордена
Андрея Первозванного щит с изображением всадника почти всегда окружался цепью ордена. В XVIII в. при
Екатерине I установлены цвета герба черный орел на желтом поле, всадник на красном поле. В 1730 утвержден
рисунок герба, в описании его всадник впервые назван св. Георгием Победоносцем. Этот святой символизировал
небесные силы, защищающие родную землю от врагов. Змий, поражаемый копьем всадника, символизировал
обобщенный образ врагов Русской земли (объяснение находится в соответствии с образами русских былин). В образе
всадника также видели князя и царя предводителя войска. Со 2-й четв. XIX в. двуглавого орла стали изображать с
широко распростертыми крыльями, в правой лапе орла появились перевитые лентами громовые стрелы и факел, в
левой лавровый венок. По указу 1832 на крыльях орла стали помещать гербы царств (Казанского, Астраханского,
Сибирского, Польского и Таврического) и одного княжества (Финляндского). В 1856 утверждены проекты гербов
большого, среднего и малого. Герб был заново перерисован в соответствии с правилами геральдики (всадник стал
смотреть в левую сторону от зрителя). До февраля 1917 этот герб менялся мало. Изменились лишь количество и
расположение гербов царств и княжеств. После Февральской революции 1917 Временное правительство сохранило
изображение двуглавого орла, но с опущенными крыльями, без корон, всадника, без скипетра и державы. Внизу под
орлом изображалось здание Таврического дворца, в котором заседала Государственная Дума.
Большой герб Российской Империи до отречения Николая II представлен на рисунке. Щиты вокруг основного
герба несли изображения гербов российских царств, княжеств и местностей, а также родовой герб Дома Романовых. В
Верхней части (по часовой стрелке): 1) Щит соединенных гербов северо-восточных областей: в щитке Пермский, в
1-й части Вятский, во 2-й Болгарский (в зеленом поле серебряный идущий агнец с червленой хоругвью, древко
золотое), в 3-й Обдорский (в серебряном поле черная идущая лисица с червлеными глазами и языком), в 4-й
Кондийский (в зеленом поле дикий человек с духовым венком и поясом, в правой руке держащий на плече серую
булаву). 2) Щит соединенных гербов княжеств и областей Белорусских и Литовских: в щитке Великого княжества
Литовского, в 1-й части Белостокский, во 2-й Самогитский (в золотом поле черный, стоящий на задних лапах
медведь с червлеными глазами и языком), в 3-й Полоцкий, в 4-й Витебский, в оконечности Мстиславский. 3)
Щит соединенных гербов Великороссийских княжеств и областей: в 1-й части (в центре) Псковский, во 2-й
Смоленский, в 3-й Тверской, в 4-й Югорский (в сером поле две в червленой одежде руки, выходящие из
лазоревых облаков и держащие крестообразно два червленых копья), в 5-й Нижегородский, в 6-й Рязанский, в 7-
й Ростовский, в 8-й Ярославский, в 9-й Белозерский, в оконечности Удорский (в черном поле серая идущая
лисица с червлеными глазами и языком). 4) Щит соединенных гербов юго-западных княжеств и областей: в 1-й части
Волынский, во 2-й Подольский, в 3-й Черниговский. 5) Щит соединенных гербов Прибалтийских областей: в
1-й части Эстляндский, во 2-й Лифляндский, в 3-й Курляндский и Семигальский, в 4-й Корельский. 6)
Герб Туркестанский. В нижней части (против часовой стрелки) гербы: 1) Царства Казанского. 2) Царства Польского.
3) Царства Херсонеса Таврического. 4) Соединенных великих княжеств Киевского, Владимирского, Новгородского. 5)
Родовой императора соединенные Романовых (справа) и Шлезвиг-Гольштинский. 6) Великого княжества
Финляндского. 7) Царства Грузинского: в малом щитке Грузии, в 1-й части Иверии, во 2-й Карталинии, в 3-й
Кабардинской земли, в 4-й Армении, в оконечности черкасских и горских князей. 8) Царства Сибирского. 9)
Царства Астраханского.
ГЕРБЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
Гербы губерний Российской Империи:
Архангельской. Утвержден в 1878. В золотом щите святой архистратиг Михаил, в лазуревом вооружении, с
червленым пламенеющим мечом и с лазуревым щитом, украшенным золотым крестом, попирающий черного
лежащего дьявола.
Астраханской. Утвержден в 1856. В лазуревом щите золотая, подобная королевской, корона с пятью дугами и
зеленою подкладкой, под нею серебряный восточный меч, с золотою рукояткою, острым концом вправо.
Бакинской. Утвержден в 1878. В черном щите три золотых пламени 1 и 2.
Бессарабской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите золотая буйволовая голова, с червлеными глазами, языком и
рогами, сопровождаемая между рогами золотою о пяти лучах звездою и по бокам вправо серебряною розою о пяти
листках и влево таковым же полумесяцем, обращенным влево. Кайма из цветов Империи.
Варшавской. Утвержден в 1869. В лазуревом щите золотой сноп ржи; все обрамлено серебряным волнообразным
поясом.
Виленской. Утвержден в 1878. В червленом щите, на серебряном коне, покрытом червленым трехконечным с
золотою каймою ковром, серебряный вооруженный всадник (погон), с подъятым мечом и со щитом, на коем
восьмиконечный червленый крест (герб Великого княжества Литовского).
Витебской. Утвержден в 1856. В червленом поле серебряный всадник в вооружении, с подъятым мечом и круглым
щитом; седло на серебряном коне червленое, покрытое трехконечным золотым с лазуревою каймою ковром.
Владимирской. Утвержден в 1856. В червленом поле золотой львиный леопард, в железной, украшенной золотом
и цветными камнями, короне, держащий в правой лапе длинный серебряный крест.
Вологодской. Утвержден в 1878. В червленом щите выходящая из серебряного облака в золотом одеянии рука,
держащая золотую державу и серебряный меч.
Волынской. Утвержден в 1856. Серебряный в средине червленого поля крест.
Воронежской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотая гора, исходящая с правого бока щита, на которой
серебряный кувшин, изливающий такую же воду.
Вятской. Утвержден в 1856. В золотом поле выходящая вправо из лазуревых облаков в червленой одежде рука,
держащая червленый же натянутый лук со стрелою; в правом углу червленый с шариками крест.
Гродненской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой зубр с черными глазами и языком.
Екатеринославской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите золотое вензелевое изображение имени императрицы
Екатерины II между таковыми же цифрами 1787, окруженное девятью золотыми о шести лучах звездами.
Елизаветпольской. Утвержден в 1878. В черном щите золотой столб, обремененный червленым, с черною
рукоятью и с серебряными украшениями, кинжалом и сопровождаемый двумя серебряными Георгиевскими крестами.
Енисейской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой лев с лазуревыми глазами и языком и черными
когтями, держащий в правой лапе золотую лопату, а в левой таковой же серп.
Иркутской. Утвержден в 1878. В серебряном щите черный бегущий бобр, с червлеными глазами, держащий во рту
червленого соболя.
Казанской. Утвержден в 1856. В серебряном щите черный коронованный дракон; крылья и хвост червленые, клюв
и когти золотые, язык червленый.
Калишской. Утвержден в 1869. В лазуревом щите серебряный идущий агнец, с червлеными глазами и языком,
сопровождаемый двумя золотыми колосьями.
Калужской. Утвержден в 1878. В зеленом щите серебряный волнообразный пояс, увенчанный золотою
императорскою короною.
Киевской. Утвержден в 1856. В лазуревом поле св. архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении, с
пламенеющим мечом и серебряным щитом.
Ковенской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряный памятник, воздвигнутый в г. Ковно в воспоминание
войны 1812. Сей памятник украшен золотыми имперскими орлами и увенчан золотым русским, с двумя
перекладинами вверху, крестом.
Костромской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите, на серебряной воде, золотой древний варяжский корабль, с
орлиной головой и крыльями на носовой части, с парусом, флагом, на котором имперский орел, и с семью гребцами.
Курляндской. Утвержден в 1856. Щит четверочастный. В первой и четвертой частях герб Курляндский: в
серебряном поле червленый лев в червленой же короне. Во второй и третьей частях герб Семигальский: в лазуревом
поле выходящий серебряный олень, с шестью на рогах отростками, увенчанный герцогскою короною.
Курской. Утвержден в 1878. В серебряном щите лазуревая перевязь, обремененная тремя серебряными же
летящими куропатками.
Кутаисской. Утвержден в 1856. В зеленом щите золотое руно, повешенное на ленте цветов Российской Империи.
Келецкой. Утвержден в 1869. В лазуревом щите, на серебряной горе золотая доменная печь с червленым пламенем
и сопровождаемая двумя золотыми же шарами.
Лифляндской. Утвержден в 1856. В червленом поле серебряный гриф с золотым мечом; на груди, под
императорскою короною, червленый вензель: П. В. И. В. (Петр Второй, Император Всероссийский).
Ломжинской. Утвержден в 1869. В лазуревом щите золотой корабль с серебряным парусом и вымпелом,
сопровождаемый вверху двумя серебряными ромбами.
Люблинской. Утвержден в 1869. Щит пересечен. В верхней червленой части серебряный бегущий олень с
червлеными глазами и языком, черными рогами и копытами, имеющий на шее золотую корону. В нижней зеленой
части: между тремя золотыми деревьями идущий серебряный медведь, с червлеными глазами и языком.
Минской. Утвержден в 1878. В золотом щите три лазуревых волнообразных пояса.
Могилевской. Утвержден в 1878, В золотом щите тройная зеленая могила, на которой три червленых с зелеными
листьями колоса.
Московской. Утвержден в 1856. В червленом щите св. великомученик и победоносец Георгий в серебряном
вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне,
поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона золотым, с осьмиконечным крестом наверху, копьем.
Нижегородской. Утвержден в 1856. В серебряном поле червленый идущий олень; рога о шести отростках, копыта
черные.
Новгородской. Утвержден в 1856. В серебряном поле два черных медведя, поддерживающих кресла золотые с
червленою подушкою, на коей поставлены крестообразно с правой стороны скипетр, а с левой крест; над креслами
золотой трисвечник с горящими свечами; в лазуревой окраине щита две серебряные, одна против другой, рыбы.
Олонецкой. Утвержден в 1878. В золотом щите выходящая с левого бока, из лазуревого облака, рука, внутрь
обращенная, держащая лазуревый овальный щит и сопровождаемая внизу четырьмя черными ядрами, соединенными
таковым же из цепей косвенным крестом.
Оренбургской. Утвержден в 1856. В червленом щите два, накрест положенных, золотых знамени, украшенных
имперским российским орлом, сопровождаемых сверху золотым же греко-российским крестом, а снизу золотым же
опрокинутым полумесяцем. В серебряной главе щита лазуревая куница.
Орловской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряная крепость с тремя башнями, из которых средняя
выше, с открытыми воротами и увенчанная золотым имперским орлом.
Пензенской. Утвержден в 1878. В зеленом щите три золотые снопа, связанные червлеными лентами.
Пермской. Утвержден в 1856. В червленом поле серебряный идущий медведь; на спине его золотое Евангелие, на
коем серебряный крест с четырьмя лучами.
Петроковской. Утвержден в 1878. В серебряном щите три черные веретена в пояс.
Плоцкой. Утвержден в 1869. В червленом щите две серебряные круглые, зубчатые башни с черными окнами и
дверями и таковыми же швами, соединенные двумя серебряными, накрест положенными ключами и сопровождаемые
тремя накрест положенными золотыми колосьями.
Подольской. Утвержден в 1856. В лазуревом поле золотое солнце о шестнадцати лучах, над ними крест золотой.
Полтавской. Утвержден в 1878. В золотом щите черный треугольный памятник, украшенный золотою
кольцеобразною змеею. За памятником два зеленых знамени, с золотым коронованным вензелевым изображением
имени императора Петра Великого; древки червленые с остриями от копья. Все сопровождаемо, во главе щита, двумя
косвенно накрест положенными червлеными мечами.
Псковской. Утвержден в 1856. В лазуревом поле золотой барс; над ним выходящая из серебряных облаков
десница.
Радомской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой сноп пшеницы, сопровождаемый двумя серебряными
молотками.
Рязанской. Утвержден в 1856. В золотом поле князь, в зеленом одеянии и в опушенной соболем шапке, с
накинутою, на плечах, червленою епанчою и в червленых сапогах; держит в правой руке серебряный меч, в левой
черные ножны.
Самарской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряный дикий козел с золотыми рогами, червлеными
глазами и языком и черными копытами.
Санкт-Петербургской. Утвержден в 1878. В червленом щите золотой императорский скипетр на серебряных,
косвенно накрест положенных, якоре и кошке (якорь о трех концах).
Саратовской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите три серебряные стерляди, помещенные в виде вилообразного
креста.
Симбирской. Утвержден в 1878. В лазуревом щите серебряный столб, на котором золотая, украшенная двумя
Андреевскими лентами императорская корона.
Смоленской. Утвержден 1856. В серебряном поле черная пушка, лафет и колеса в золотой оправе; на запале
райская птица.
Ставропольской. Утвержден в 1878. В зеленом щите, на серебряной горе золотая, зубчатая с черными швами и
открытыми воротами крепостная стена, сопровождаемая в главе щита серебряною о пяти лучах звездою.