<< Пред.           стр. 44 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 же хлеб пахали и в пятницу, т. к. посев яровых дело срочное, нельзя запоздать.
  Нетерпимое отношение к греху в народе обнаруживается, когда речь идет о прямом нарушении заповедей. Здесь
 облегчение самому грешнику перед Богом и в оправдание в глазах других людей дает лишь глубокое покаяние.
  Основную причину бездетности при отсутствии видимых нарушений здоровья видели в наказании Божьем за
 свои грехи и даже за грехи родителей к такому выводу пришла Т. А. Листова, рассмотрев народную религиозную
 концепцию зарождения и начала жизни на многообразном материале полевых и письменных источников.
  Очень четко понятие греха прослеживается в массовом сознании русских в связи с отношением к насильственному
 прерыванию беременности. Нет греха больше, чем вытравить плод, это душегубцы, проклятые Богом . Знахари,
 специализировавшиеся на вытравлении плода, осуждались, по мнению Т. А. Листовой, даже больше, чем
 решившиеся на плодоизгнание женщины, тем более что к подобным мерам, по общим отзывам, прибегали лишь
 отчаявшиеся, забеременевшие до брака девушки .
  Осуждение добрачных связей, как греховных, нашло отражение в многочисленных источниках XVIII-XIX вв.
  Потеря девственности считается большим грехом, однозначно отвечали на тенишевскую программу из
 Ростовского у. Беременность девушки составляет уже для родителей крайнюю степень позора и бесчестия ,
 утверждал наблюдатель из Пошехонского у. Подобные ответы даны были по Смоленской, Калужской, Орловской и
 другим губерниям. Греховной считалась и супружеская неверность. Но при этом крестьяне более жестко осуждали
 неверность жены, чем мужа.
  Обращение к массовым источникам ответам на программы различных обществ (в этих ответах наблюдатели
 стремились выделить характерные явления) обнаруживает отнюдь не поверхностное отношение к понятию греха.
 Оно естественно и органично связано с представлениями о загробной жизни, Страшном Суде и о каре Божьей вообще.
  До сих пор еще существует в народе убеждение, что ненаказанного преступника всегда покарает Бог, что Бог
 является мстителем оставшихся безнаказанными преступлений , сообщалось по материалам Ярославской губ. в
 1890-х.
  В этой же рукописи (автор ее А. В. Балов) находим и ответ на вопрос программы о том, как в народе различали
 понятия преступления и греха. Корреспондент пишет, что преступление и грех в народных понятиях стоят довольно
 близко . Большая часть преступлений считается в то же время и грехом, но не все. Например, сбор грибов и ягод в
 чужих лесах, охота и рыбная ловля в чужих владениях, порубки леса в чужих дачах , хотя и являются преступлением,
 но грехом не считаются (в этом сказывалась длительная традиция отношения к лесу, как к ничьей, Божьей земле). С
 другой стороны, деяния по существу не преступные иногда преследуются как преступления, например, работа в
 праздники.
  Балов замечает при этом, что принятие таких зароков (в других местностях залогов, т. е. принятие на сходе
 волостной, сельской или деревенской общины решения об обязательности для всех членов общины запрета на работу
 в воскресенья, в праздники вообще или в конкретный праздник, или в пятницу) становится все более редким. Но из
 других источников мы знаем, что подобные зароки принимались во многих местах в течение XIX в., и нарушение их
 наказывалось нередко штрафом в пользу общины, следовательно, оценивалось как преступление, касающееся
 общества, а не как личный грех, за который человек сам в ответе перед Богом. В основе этого подхода лежало
 представление, что за нарушение одним человеком принятого общиною решения духовного порядка может
 пострадать от кары Божией вся община. Положив залог, т. е. приняв решение такого рода, всей сходкой молились
 перед часовней, после чего залог вступал в силу, хотя и не был письменно зафиксирован.
  В особенности общество строго следит, чтобы в заказной день кто не поработал бы, не нанялся бы где в
 подёнщину (...). Крестьяне создали себе такой закон, что если запретит общество работать, то никто позволить не
 может. В воскресенье работай, тебе никто запретить не может, это для своей души, заказный же день ты всему
 обществу нагадишь, если поработаешь! Отчего засухи бывают, градом хлеб побивает и пр. Это угодники
 наказывают, что их не почитают . Подобные ограничительные постановления могли касаться также сбора или
 употребления в пищу некоторых видов овощей или фруктов до церковного их освящения.
  Юристы, изучавшие специально обычное право во 2-й пол. XIX в., отмечали отличие в подходах к определению
 преступлений в государственном законодательстве и в народных обычаях. С точки зрения юриста-криминалиста,
 писал С. Л. Чудновский, обстоятельно изучавший обычное право у русских на Алтае, многое нравственное может
 быть преступным, и не всё, что преступно, должно быть безнравственным; с точки зрения обычно-правовых понятий
 народа, и в том числе алтайского населения, все преступное обязательно безнравственно: все, что нравственно, не
 может быть преступно!
  Расхождение с подходом государственного законодательства было заметно тогда, когда речь шла об особо тяжких,
 по народным воззрениям, грехах, не все проявления которых учитывались законодательством. Так, богохульство и
 кощунство оценивались в народе как преступления, подлежащие наказанию. В то время как грех вообще считался
 делом личным кто в грехе, тот и в ответе , а ответ имелся при этом в виду перед Богом, а не перед обществом. Так
 относились, например, к неисполнению таинств покаяния и причастия или к напрасной божбе. Но общественное
 мнение осуждало человека, грех которого был у всех на виду. Массовым было представление о том, что совершению
 грехов препятствует страх Божий.
  М.М. Громыко
 
  ГРЕЧЕСКАЯ АНДРОНИКОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Принадлежала имп. Андронику
 III Палеологу. В 1347 была им пожертвована Монемвасийской обители в Морее, где пребывала до н. XIX ст. Когда в
 1821 турки напали на Грецию и опустошили многие города, в том числе и Монемвасию (ныне Наполи, или Наполи-
 ди-Романи), тогда настоятель монастыря, еп. Агапий, оставив все сокровища монастыря в руках неприятелей, спешил
 спасти только чудотворную Андрониковскую икону и скрылся с ней в г. Патрас. Пред смертью своей Агапий завещал
 эту святыню родственнику своему, русскому генеральному консулу Н.И. Власопуло, сын и наследник которого А.Н.
 Власопуло в 1839 послал ее из Афин в Петербург имп. Николаю Павловичу. Здесь Андрониковская икона стояла то в
 Зимнем дворце, то в Троицком соборе, что на Петербургской стороне. В 1877 она перенесена в Казанский женский
 монастырь Тверской еп., близ Вышнего Волочка. На иконе на вые Пресвятой Богородицы с правой стороны видна
 рана с запекшейся кровью. На раме иконы находится серебряная пластинка с греческой надписью: Сия всечестная
 святая икона есть дар благочестивого царя Андроника Палеолога в Монемвасию . Празднуется 1/14 мая и 22
 октября/4 ноября.
  Прот. И. Бухорев
 
  ГРЕЧЕСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Московская еп., в Москве на Никольской ул. Здесь в
 древности находился монастырь, известный под названием Никола Старый и Большие Главы. О находившемся здесь
 монастыре в летописях упоминалось с 1390. В 1556 монастырь пожалован был царем Иоанном Грозным, по просьбе
 монахов Афонского Хиландарского Сербского монастыря, в подворье для временного пребывания инокам,
 приезжающим в Москву с Афона для сбора подаяний и милостыни. В 1651 монастырь был отдан в подворье
 Афонскому Иверскому монастырю, а в 1669 во всегдашнее владение. До 1766 настоятели монастыря подчинялись
 Московской Синодальной Конторе, а с 1766 Московскому епархиальному начальству. В 1892 монастырь был
 перечислен в Синодальное ведомство, но по-прежнему находился в непосредственной зависимости от патриаршего
 Афонского Иверского монастыря; в иерархическом отношении зависел от Константинопольского патриарха, имя
 которого возглашалось в этом монастыре на ектениях, при богослужении. Соборный монастырский храм
 двухэтажный. В верхней церкви находилась Иверская икона Богоматери древнего греческого письма, торжественное
 празднование которой совершалось, по Афонскому обычаю, в 3-й день Пасхи. Кроме того, монастырю принадлежала
 выходящая на Никольскую улицу часовня во имя св. Николая Чудотворца и над ней церковь; в часовне находилась
 древняя чудотворная икона св. Николая Чудотворца, привезенная с Афонской горы.
  С.В. Булгаков
 
  ГРИБОЕДОВ Александр Сергеевич (4.01.1795 30.01. 1829), драматург, поэт, дипломат. Родился в дворянской
 семье. В 1808 окончил словесное отделение Московского университета со званием кандидата. Выделялся
 всесторонними интересами, музыкальными способностями и знанием европейских языков.
  В 1814-15 Грибоедов сотрудничал в журналах Вестник Европы и Сын Отечества , публиковал критические
 статьи о литературе и переводы. В декабре 1817 Грибоедов назначен секретарем российской дипломатической миссии
 А. П. Ермолова в Персии, а с н. 1822 находился в его штате по дипломатической части .
  В 1823 24 в Тифлисе и в Москве Грибоедов написал комедию Горе от ума . Грибоедову не удалось ни издать
 комедию, ни поставить на сцене. Первые ее постановки, с большими цензурными изъятиями, состоялись в 1831
 (полный текст комедии впервые был издан в 1858 А. И. Герценом за границей, в России он появился в 1862). В 1824
 Грибоедов был принят в члены Вольного общества любителей российской словесности. В 1827 ему было предписано
 ведать дипломатическими сношениями с Персией и Турцией. При его активном участии 10 февраля 1828 был
 заключен выгодный для России Туркманчайский мир, завершивший Русско-персидскую войну 1826-28.
  В июле 1828 в ранге полномочного министра Грибоедов был направлен в Персию для обеспечения выполнения
 условий Туркманчайского договора. Во время Русско-турецкой войны 1828 29 Грибоедов обеспечил нейтралитет
 Персии.
  30 января 1829 персидскими властями было спровоцировано нападение на русское посольство в Тегеране. Толпа
 мусульман, подстрекаемая фанатиками, ворвалась в здание посольства и вырезала всех, находившихся там, включая и
 Грибоедова. Русское правительство, не желая нового военного конфликта с Персией, удовлетворилось извинениями
 шаха. Тело Грибоедова было привезено в Тифлис (ныне Тбилиси) и похоронено в монастыре Св. Давида.
  В.А. Федоров
 
  ГРИВНА, счетная, весовая и платежно-денежная единица в Древней Руси. Первоначально была связана с
 бытовавшим у славян шейным обручем украшением из драгоценного металла. Как весовая единица гривна
 соответствовала определенному количеству серебра. Наряду с ней появилась гривна кун счетная единица. Гривна
 серебра и гривна кун утратили соответствие между собой под воздействием изменений в весе иноземных монет,
 поступавших на Русь, и эволюцией гривны как единицы веса. В XII в. гривна серебра соответствовала четырем
 гривнам кун. Киевские гривны XI-XIII вв. представляли собой шестиугольные литые бруски весом ок. 163 г,
 новгородские гривны XII-XV вв. бруски весом ок. 204 г. С XIII в. новгородская гривна-слиток называлась рублем и
 соответствовала как мера веса гривенке, в XV в. новгородская счетная гривна равнялась 14 местным деньгам. В
 Москве XIV-XV вв. гривна употреблялась в качестве вспомогательного счетного понятия и приравнивалась к 20
 деньгам. От слова гривна произошли названия гривенник , полугривна , двугривенный .
 
  ГРИГОРИЕВО-БИЗЮКОВ мужской монастырь, Херсонская еп., на берегу Днепра. Основан в 1783. По своему
 местоположению монастырь имел восхитительный вид. Немало интереса представлял он и в архитектурном
 отношении: одна из его церквей была построена запорожцами по оригинальному плану, с тремя куполами в одной
 прямой линии.
 
  ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Константинопольский, патриарх (ок. 329 389), принадлежал к почетному сонму
 Вселенских учителей Церкви. В древнейшем центре мировой образованности Афинах он приобрел знания в
 богословии, поэзии, геометрии, астрономии и ораторском искусстве. Но более всего его влекло духовное
 совершенствование и пустынническая, подвижническая жизнь. Некоторое время он посвятил этой жизни вместе со св.
 Василием Великим. По просьбе Собора епископов он приезжает в Константинополь для искоренения ереси. В 381 на II
 Вселенском Соборе св. Григорий Богослов был утвержден Константинопольским патриархом. Но, узнав, что на ту же
 кафедру был тайно рукоположен Максимиан, святитель добровольно отказался от высокого поста и удалился в
 пустыню, чего он всегда жаждал. Теперь он целиком занялся написанием богословских сочинений. Высокой
 поэтичностью отличаются духовные стихи святителя, которые занимают значительное место в его творчестве.
  Память свт. Григорию отмечается 25 января/7 февраля и 30 января/12 февраля (в Соборе Вселенских учителей и
 святителей).
 
  ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ, папа римский (ск. 12.03.604). Свт. Григорий, именуемый Двоесловом (или
 Собеседником), родился в Риме, в молодом возрасте был назначен префектом Рима. Его ожидала блестящая
 государственная карьера, но он чувствовал другое призвание. Св. Григорий вел скромную жизнь и от всего сердца
 стремился к иночеству. После смерти родителей все семейное состояние он истратил на создание нескольких
 монастырей, и даже в родовом дворце в Риме св. Григорий устроил монашескую обитель, в которой и принял
 монашеский постриг. По поручению папы Пелагия св. Григорий отправился в Константинополь, где провел шесть лет,
 изучая греческий язык и читая произведения св. отцов. После смерти Пелагия св. Григорий был единодушно избран
 его преемником. Став римским первосвященником, он заботился о просвещении верой Христовой языческих народов.
 Святитель отличался необычайным вниманием к бедным, и если в Риме находили на улице умершего нищего, то он
 считал себя виновным в его смерти. Св. Григорий много трудился над исправлением богослужения и церковного
 пения. Им были написаны несколько богословских сочинений и множество писем.
  Память свт. Григорию отмечается 12/25 марта.
 
  ГРИГОРИЙ НИССКИЙ, епископ (ск. 395), младший брат свт. Василия Великого. В 372 рукоположен во
 епископы г. Ниссы. Здесь святитель вел упорную борьбу с последователями ереси Ария, утверждавшего, что
 Спаситель не был сыном Божиим. За это святой немало претерпел: его дважды отправляли в ссылку, но и здесь св.
 Григорий бесстрашно проповедовал веру во Христа. Когда господство еретиков закончилось, святитель был
 возвращен на свою кафедру и продолжал борьбу теперь уже с другими еретиками: антикомарианами, не чтущими
 непорочного девства Божией Матери, и с колоридианами, провозгласившими Богородицу Божеством. При активном
 участии свт. Григория были сформулированы основы православного вероучения.
  Память свт. Григорию отмечается 10/23 января.
 
  ГРИГОРИЙ ПАЛАМА, Солунский (1290-1360), архиепископ, святитель, один из основоположников исихазма,
 оказавшего большое влияние на идеологию Святой Руси. Еще в юности обучился умному деланию . В 20 лет
 Григорий вступает на монашеский путь: сначала на Афоне в лавре св. Афанасия, потом в скиту Глоссия, где Григорий
 провел десять лет в непрерывной молитве, слезах, посте и бдении. Нашествие турок заставило его покинуть Афон. В
 Солуни он был рукоположен во иереи. Здесь он снова ведет отшельническую жизнь с двенадцатью братьями, с
 которыми он общался один раз в неделю. Тогда ему было еще немного более 30-ти лет от роду, совершенное
 здоровье и телесные силы не изменяли ему. А чтобы плоть во всех отношениях подчинить духу, он продолжал жизнь
 чрезвычайно строгую и для плотского мудрствования и воли изнурительную, что имело благотворными следствиями
 назидание для братии и высокий образец совершенства иноческого . И действительно, Григорий должен был
 производить большое обаяние на своих собратий, судя по тому, в каком иногда состоянии он находился, по словам его
 жития. Случалось так, что иногда он весь как бы погружался в глубокое безмолвие и тишину: тогда слезы рекою
 текли из молитвенных его очей. Когда же открывал он уста свои для беседы, слышавшие дивные его речи трогались
 сердечно, увлекались и плакали. В часы же, следовавшие за его затвором, а особенно после литургии, лицо его было
 славно на нем играл дивный свет Божественный. Живя здесь, Григорий подружился с одним простым старцем,
 безмолвником Иовом, который, слушая однажды Григория, выражавшего мысль, что не только подвижники, но и все
 христиане должны молиться непрестанно по заповеди апостольской, не соглашался с ним и возражал, что
 непрестанная молитва есть долг только монахов, а не мирян. Григорий, не любивший многословия, не сказал ему на
 это ничего. Но едва только возвратился Иов в свою келью и стал на молитву, как ему было открыто ангелом, что
 молиться обязан всякий христианин и что Григорий говорил правду .
  В своей жизни Григорий Палама претерпел много тяжелых испытаний. В последние три года жизни св. Григорий
 сотворил немало чудес, и 13 ноября ему явился Иоанн Златоуст и призвал его, как друга, успокоиться с собою в
 райских обителях. На следующий день свт. Григорий преставился. В горняя, в горняя к Свету , его последние
 слова.
  Память свт. Григорию отмечается 14/27 ноября.
  И.М. Концевич
 
  ГРИГОРИЙ ПЕЛЬШЕМСКИЙ, Вологодский, игумен (1315-1442), происходил из знатного рода бояр
 Лопотовых из г. Галича Костромского. Родителей своих он чтил, но очень тяготился почетом и уважением. После
 кончины родителей, отдав свое имущество бедным, преподобный удалился в монастырь, где, невзирая на юность,
 служил жизнью своей примером для братии. Когда его назначили настоятелем, его опять стали тяготить всеобщее
 внимание и уважение. Св. Григорий удалился оттуда и в монастыре прп. Дионисия Глушицкого наконец обрел то, чего
 жаждала душа его полного смирения и безответного послушания. Между прп. Дионисием и прп. Григорием
 сложилось полное понимание, установились отношения старца и ученика. Когда святому было 104 года, прп.
 Дионисий благословил его удалиться на пустынничество на берег реки Пельшмы. Там прп. Григорий соорудил себе
 келью. Через некоторое время к нему стала собираться братия. Посетил святого и прп. Дионисий. Он принес книги,
 иконы и все необходимое для богослужения, освятил новый храм, благословил братию и дал им устав. Строгое
 послушание царило в новой обители. Вся жизнь св. Григория проходила в подвигах молитвы и доброделания.
 Свободные часы он посвящал переписыванию богослужебных книг. Чувствуя приближение кончины, он пошел со
 своей братией в монастырь, где жил его духовник старец Варсонофий, и скончался, напутствованный Святыми
 Христовыми Тайнами. Преподобному было 127 лет. Тело свое он завещал бросить в болото, но его привезли в обитель
 и похоронили в церкви с великой честью, причем при этом совершилось исцеление и вся церковь наполнилась
 благоуханием.
  Память прп. Григорию отмечается 30 сентября/13 октября.
 
  ГРИГОРИЙ СИНАИТ, преподобный (1260-1346), один из основоположников исихазма, оказавшего большое
 влияние на идеологию Святой Руси, духовный писатель. В молодости был захвачен в плен турками. Будучи выкуплен,
 вступил в монашество и был одно время в монастыре Св. Екатерины на Синае. Отсюда его наименование Синаит.
 Возвращаясь с паломничества в Иерусалим, прпеподобный задержался на о. Крит, где встретил отшельника старца
 Арсения, научившего его умной молитве. После этого св. Григорий поселился на Св. Горе, где проводил время в
 высоких духовных подвигах. Вокруг него собрались ученики, один замечательнее другого. Он их обучил умному
 деланию. Но кроме учеников Григорий наставлял всех, приходивших к нему, и потому он пользовался не только
 известностью, но и большим влиянием и уважением среди афонской братии вообще, так что почти всякий считал
 великим несчастием не быть у св. Григория и не сподобиться слушать его учения , говорит его агиограф, патр.
 Каллист, прибавив, что ему сказывали испытавшие силу учения Григория, что беседы его производили на них сильное
 обаяние. Когда св. Григорий рассуждал о чистоте души, в душах наших пробуждалось некое божественное,
 неудержимое стремление к добродетели и неизъяснимая любовь к Богу . Прп. Григорий представлял из себя сильную
 натуру, одаренную в высшей степени всеми свойствами души, чтобы быть проповедником и распространителем своей
 идеи и внушить собеседнику полную веру в нее, ибо он сам всецело был проникнут ею. Этот высокий аскет
  побуждал упражняться в умной молитве и хранении ума как пустынников, так и киновиатов решительно всех .
 Затем от тревог времени удалился он в пустыню Парорию во Фракии, граничившей с Болгарией, куда к нему
 стекалось множество болгарских иноков. Так, в приписке к рукописному кодексу его сочинений сказано: быв первый
 учитель болгарам и сербам умного делания по преданию и художеству древних отцов . Учение прп. Григория о
 начале строгой аскетической жизни было распространено не только между греками, болгарами и сербами, но и
 дальше, если не им самим непосредственно, то, по крайней мере, через своих многочисленных и нередко
 замечательных по своей выдающейся роли в церковной истории Юго-Восточной Европы XIV в. учеников.
  Прп. Григорий составил общее учение об исихазме. Главный труд его это 150 глав, составляющих трактат об
 умной молитве.
  И.М. Концевич
 
  ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич (19.03.1822-22.12.1899), русский прозаик, переводчик, искусствовед. Учась
 в Петербургском Главном инженерном училище (1836 40), подружился с Ф. М. Достоевским. Н. А. Некрасов
 привлекает его к участию в альманахе Физиология Петербурга (очерк Петербургские шарманщики ). Ободренный
 успехом, пишет повесть о трагической истории девушки-сироты, жанрово ориентированную на физиологический
 очерк ; Деревня (1846).
  Серьезным, единодушно признанным творческим успехом стала повесть Григоровича Антон Горемыка (1847),
 посвященная судьбе от природы одаренного, но задавленного нуждой и произволом космополитизированного барина
 русского мужика.
  В последующие годы Григорович обращается к жанру романа, как правило, в традициях натуральной школы
 ( Проселочные дороги , 1852, о паразитическом существовании помещиков- небокоптителей ; Рыбаки , 1853, о
 гибели крестьянской общины под натиском прогресса и капитализма; Переселенцы , 1855, о взаимоотношениях
  просвещенных помещиков с их крещеной собственностью ).
  На отмену крепостного права Григорович откликнулся романом Два генерала (1864), где отразил нигилистов ,
 не увидев в них ничего, кроме дешевой демагогии.
  Вновь к литературному творчеству Григорович возвращается в сер. 1880-х. Его повесть Гуттаперчевый мальчик
  маленький шедевр (И. С. Тургенев) и поныне числится в классике детского чтения.
 
  ГРИНГМУТ Владимир Андреевич (3.03.1851-28.09.1907), русский общественный деятель, публицист, филолог,
 историк, искусствовед. Из обрусевшей немецкой семьи. В 1870 96 преподаватель, а затем директор Лицея памяти
 цесаревича Николая (Москва). С 1869 посвятил свою жизнь борьбе за отстаивание интересов русского народа и
 против иудейско-масонского засилия. Первоначально издатель-редактор патриотической газеты Московские
 Ведомости . Весной 1905 создает и возглавляет Русский Монархический союз, приобретший массовый характер и
 объединивший вокруг себя 235 организаций. Пользовался большим авторитетом и влиянием среди русских патриотов.
 В 1906 07 Грингмут один из главных организаторов четырех Всероссийских съездов русских людей. Выпустил
  Руководство монархиста-черносотенца , сыгравшее большую роль в организации патриотических сил. Безвременная
 смерть Грингмута (официально от воспаления легких) вызвала большие толки среди коренных русских людей.
 Похороны Грингмута превратились в демонстрацию патриотических организаций. Статьи и речи его были изданы
 посмертно в 4-х книгах (1908-10).
  О. Платонов
 
  ГРОДНО, город в Белоруссии на р. Неман. Поселение на территории Гродно возникло в XI в. Впервые
 упоминается в летописи под 1128. В 1376 захвачен литовским кн. Витовтом, с 1569 находился под оккупацией
 Польши, в 1795 возвращен России.
  Архитектурные памятники: Борисоглебская (Коложская) церковь XII в., замок Стефана Батория XVI в.
 
  ГРОЗНЫЙ, русский город на Северном Кавказе, на Чеченской равнине, в долине р. Сунжи (правый приток
 Терека) и на прилегающих склонах Сунженского хребта.
  Основан в 1818 как крепость Грозная по распоряжению генерала А.П. Ермолова, был важнейшим звеном
 Сунженской укрепленной линии, закрывая выход с гор на равнину через Ханкальское ущелье. В крепости проходили
 военную службу на Кавказе М.Ю. Лермонтов (1840) и Л.Н. Толстой (1851-54). К 1870 крепость, утратив
 стратегическое значение, была упразднена и преобразована в город Грозный Терской обл.
 
  ГРОМЛЕНИЕ, древнерусский языческий обычай купаться в реках и озерах в грозу. Считалось, что во время
 грома человек умывается с серебра излечивается от многих болезней и молодеет. По-видимому, этот обычай был
 связан с поклонением Перуну.
 
  ГРОМНИЦА, особый обряд освящения и чествования так называемой громничной свечи, проводимый на
 праздник Сретения, В основе его лежал языческий ритуал почитания огня, связанный с культом Перуна.
  В н. XX в. в наиболее чистом виде этот обряд сохранялся в Белоруссии, где имел величайшее значение для всего
 народного обихода на весь год и, можно даже сказать, на всю жизнь. В деревнях несколько дворов (8-10) топили воск
 и крутили большие и толстые свечи, которые и хранились где-нибудь в хате перед общественной иконой.
 Приготовляли эти свечи к урочному праздничному дню обыкновенно на зимнего Николу, или в николыцину, и в
 другие избранные дни, напр., свечи варваринские , на Флора и Лавра , Спасовские , Михайловские ,
  Ивановские (на Куполу, 24 июня) и т.д. Воск для свечи обыкновенно не покупали за деньги, а приносили из своих
 бортей в убеждении, что трудовая свечка Богу угодна. В обетный праздничный день брали общественную икону и
 носили ее из дома в дом в преднесении этой самой обетной свечи. Нес икону тот хозяин, чей дом был на очереди.
 Обыкновенно совершали эти церемонии ночью, предварительно пригласив священника, который и служил перед
 иконою один общий для всей деревни молебен. Общим хором пели молебен, на общественный счет угощали
 духовных лиц и отпускали их по домам, брали икону, зажигали свечи и общественную свечу, с которыми и выходили
 на улицу, где пели величанья, продолжая и оканчивая их в каждой деревенской хате; здесь ставили икону среди
 жилища и перед нею обетную свечу, вместо подсвечника в чашку, наполненную овсом. Пели какие знали молитвы,
 но охотнее всех легкое для памяти и подходящее на голоса величанье , а когда кончали петь, икону переносили на
  куть (передний, красный угол). Затем все садились за стол и угощались водкой, заедаемой жареным и вареным.
 Кто видел эти процессии в темную ночь и издали, тот, по словам одного знатока родных обычаев, не забудет красивой
 картины колеблющихся веселых огоньков на темной пелене глубокой зимней белорусской ночи, особенно если
 развернется эта деревенская картина неожиданно и послышится громкое пение многих здоровых голосов.
  Кто же присмотрелся вблизи к этому ходу, тот не похвалит живую обстановку уличного шествия: идут-
 пошатываются на нетвердых ногах, ослабленных излишком горилки; вместо пения раздается нескладное и неладное
 мычание, особенно в глубокую полночь пред рассветом (бродят и гуляют всю ночь, пока не устанут ноги, не смежатся
 глаза). Таких ночных шествий в белорусских городах встречается на улицах много, и все эти братчики ходят своими

<< Пред.           стр. 44 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу