<< Пред. стр. 59 (из 245) След. >>
обусловившие появление временщиков и приведшие к власти нерусские элементы, для которых все русское былочуждо и непонятно; полный отрыв от коренного населения страны, подпавшего под иностранное влияние высшего
класса, при одновременном унижении раздираемой внутренним расколом Церкви, все это вызвало к жизни
большое количество проблем, так и не получивших своего разрешения.
Немецко-протестантское влияние в царствование Екатерины II стало заменяться еще более опасным:
французско-философским, масонским и атеистическим, которое получило при Екатерине II решающее значение.
Обладая огромным умом и большим тактом, Екатерина Великая, с одной стороны, благоволила французским
энциклопедистам и философам, поддерживала с ними переписку, сама возглавляла это направление мысли в
России, но одновременно сказала однажды Дидро, что бумага все терпит, а ей, несчастной Императрице,
приходится иметь дело с людьми, которые бывают чрезвычайно чувствительны . Во всей правительственной
деятельности Екатерина Великая не увлекается теориями, скорее наоборот, философия является лучшим
украшением ее трона перед лицом Европы, орудием ее славы, а философы лучшими глашатаями по Европе.
Внутри же России она сама управляла этим течением и не дала ему принять те формы, в которые оно вылилось
тогда же во Франции. Императрица соблюдала посты, ежегодно говела и заставляла говеть двор, почтительно
относилась к духовенству, но считала скорее вредным экономическое могущество Церкви, боясь проявления
папского ненасытного властолюбия. При ней была произведена секуляризация церковных земель и определено
денежное содержание всем епархиям и монастырям. Митр. Платон потерял расположение имп. Екатерины
Великой к концу ее царствования за свою близость к наследнику Павлу Петровичу, на которого он оказал большое
влияние, так же как и на его супругу, будущую имп. Марию Феодоровну. Почти все обер-прокуроры Святейшего
Синода этого времени не только не были достойны своего положения, но отличались чисто масонскими, как
Мелиссино, или прямо атеистическими, как Чебышев, взглядами. Влияние их на церковные дела было всегда
чрезвычайно вредным. Несмотря на это, за время царствования Екатерины Великой общее положение Церкви
значительно улучшилось после потрясений при Петре Великом и его ближайших наследниках.
После короткого изменения внешней политики при Петре III Екатерина Великая вела ряд войн, но всегда
защищая исключительно русские интересы. Ввиду постоянных насилий католиков в Польше, как над
православным, так и над протестантским населением, длительные войны произошли с Польшей, окончившиеся:
первым разделом Польши в 1773, вторым разделом в 1793 и, наконец, третьим в 1795, по которому Польша
перестала существовать. В эти годы прославился величайший русский полководец А. В. Суворов. Одновременно с
польскими войнами произошли две войны против Турции, каждый раз начинаемые турками под влиянием
Франции. В первой выдвинулся граф П. А. Румянцев-Задунайский и Суворов. Армия кн. Долгорукова вернула
России древнюю русскую землю Крым. Балтийский русский флот, под командой адмирала Спиридова, обогнул
Европу и сжег турецкий флот в Чесме. Эта большая военная операция была организована Алексеем Орловым,
получившим за это титул графа Чесменского. Завоеванные земли получили название Новороссии, устройство их
поручено Потемкину, создан Черноморский флот. Потемкин получил титул светлейшего князя Таврического. В
конце 1787 Турция снова напала на Россию, и началась вторая война. Главнокомандующим был Потемкин, но
главные победы одержаны Суворовым. Швеция пыталась воспользоваться этими войнами с Турцией и напала на
Россию, но эта попытка была отбита, и границы остались прежними. Когда англичане объявили блокаду
американских берегов и стали захватывать нейтральные корабли, Екатерина Великая издала декларацию о
вооруженном нейтралитете , к которой присоединились и другие державы, и послала русский флот для защиты
свободы плавания.
На научном поприще выделяется в это время всеобъемлющий гений М. В. Ломоносова.
Во внутреннем устройстве государства при Екатерине Великой страна была разделена на 50 губерний с
населением в 300 400 тыс. в каждой, губернии на уезды по 20 30 тыс. жителей. Были введены выборные суды
и судебные палаты для разбора уголовных и гражданских дел. Наконец, совестные суды для малолетних и
больных.
Со времени Петра Великого, когда все шляхетство было обязано пожизненной службой государству, а
крестьянство такой же службой шляхетству, произошли постепенные перемены. Екатерина Великая, в числе
прочих реформ, желала внести также стройность в жизнь сословий. В 1785 была издана Жалованная грамота
дворянству , по которой все дворянские роды выделялись из петровского шляхетства . Духовное сословие
оставалось, по существу, как и прежде, изолированным. В том же году была дана Грамота и городам, по которой
города получили самоуправление. Но крестьянство не получило освобождения от крепостной зависимости, как
того хотела императрица, главным образом из-за происшедшего в 1773 страшного Пугачевского бунта. Казак-
конокрад, Емельян Пугачев, называя себя будто бы спасшимся имп. Петром III, поднял восстание среди яицких
казаков, где скрывалось множество гонимых раскольников. К нему присоединилось значительное число инородцев
и недовольных, которым он всем обещал исполнение всех их пожеланий. Дворяне, офицеры, вообще все
зажиточные люди, а также и все православное духовенство убивалось восставшими, которые захватили огромную
территорию и ряд городов. Только к сентябрю 1774 бунт удалось подавить, и Пугачев со своими главными
сообщниками был казнен. Но это восстание заставило Екатерину Великую отложить намечавшуюся реформу,
которая осуществилась только через 10 лет, что в свою очередь роковым образом отразилось на всей дальнейшей
истории России. В 1755 был создан первый в России университет, в 1764 Смольный институт, в 1782 выработан
стройный план открытых учебных заведений для всех сословий. В эти же годы были учреждены кадетские
корпуса.
Екатерина II осознавала опасность для России в иудаизме и масонстве. По ее указу для евреев была введена
черта оседлости, т. е. определены места, где им разрешалось проживать. В конце своего царствования императрица
запретила масонство, всеми силами препятствуя его проникновению в Россию.
Н. Сахновский
ЕКАТЕРИНБУРГ, центр Свердловской обл. Расположен на восточном склоне Среднего Урала, по берегам р.
Исеть (приток Тобола). Население 1278 тыс. чел.
Город заложен в 1721 В.Н. Татищевым как горнозаводский, культурный и торговый центр Урала. Годом
основания считается 1723, когда вступила в строй первая очередь Казенного металлургического завода на р. Исеть
и развернулось широкое городское строительство. Исетский завод и крепость при нем вскоре были названы
Екатеринбургом (в честь имп. Екатерины I). В Екатеринбурге находились Уральское горное управление и
Горнозаводская школа. Близ города строились Верх-Исетский, Верхнеуктусский (Елизаветинский)
металлургические заводы, впоследствии слившиеся с Екатеринбургом. В XVIII в. и Екатеринбурге возникла
промышленность по обработке камня (в 1751 была построена гранильная фабрика по производству ваз, шкатулок и
др. изделий из малахита, порфира). В 1763 от Москвы через Екатеринбург в Сибирь был проложен Сибирский
тракт. С 1781 Екатеринбург центр Екатеринбургской обл., с 1796 уездный город Пермской губ. Екатеринбург
сыграл большую роль в создании золотодобывающей промышленности России, здесь плавились добываемые в
окрестных рудниках золотые руды. С 1840-х Екатеринбург становится центром металлообработки, а с к. XIX в.
важным ж.-д. центром Урала (в 1878 соединен железной дорогой с Пермью). В ночь с 16 на 17 июля 1918 в
Екатеринбурге были ритуально убиты император Николай II и его семья.
ЕКАТЕРИНИНСКАЯ пустынь, Московская еп., в окрестностях Подольска, близ с. Суханова. Основана в
1660. Царь Алексей Михайлович, бывши на охоте во время беременности супруги своей, видел во сне на этом месте
сщмц. Екатерину, которая возвестила ему о рождении у него дочери, что в точности и исполнилось. Вследствие
сего царь, возвратясь в Москву, дал новорожденной имя Екатерина, а на месте чудного явления основал обитель. В
Екатерининской пустыни было три храма: соборный, во имя сщмц. Екатерины; во имя свв. апп. Петра и Павла,
вверху над трапезной; храм на колокольне, во имя св. Дмитрия Ростовского. В соборной церкви находилась
чудотворная икона сщмц. Екатерины.
С.В. Булгаков
ЕКАТЕРИНОСЛАВ (с 1926 Днепропетровск), город в Малороссии. Основан в 1783. С 1880 крупный
промышленный и культурный центр. Памятники архитектуры: Кафедральный собор (1830 35; арх. А. Д.
Захаров), Потемкинский дворец (1790; арх. И. Е. Старов).
ЕКТЕНИЯ (греч.: прилежное моление ), молитвенные прошения, произносимые протяжно, медленно,
возглашаемые диаконом или священником от лица всех молящихся. Наиболее употребительных ектений пять:
1. Великая, или мирная, ектения, которая начинается словами: Миром Господу помолимся . Она имеет много
молений и прошений, и после каждого из них поется: Господи, помилуй!
2. Малая ектения есть сокращение великой. Она начинается словами: Паки и паки (т.е. еще и еще) миром
Господу помолимся! и имеет всего два прошения.
3. Сугубая ектения начинается словами: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимтися, услыши и
помилуй . На каждое прошение сугубой ектений хор отвечает троекратным Господи, помилуй! . Потому и сама
ектения называется сугубой, что значит усиленной.
4. Просительная ектения начинается словами: Исполним (доведем до полноты, принесем во всей полноте)
утреннюю (или вечернюю) молитву нашу Господеви . После каждого прошения просительной ектений, кроме
первых двух, хор поет: Подай, Господи!
5. Заупокойная ектения состоит из прошений к Господу о том, чтобы Он упокоил в Царстве Небесном души
умерших, простив им все согрешения.
Каждая ектения оканчивается возгласом священника, прославляющим Пресвятую Троицу.
ЕЛАБУГА, город в Татарии, центр Елабужского р-на. Расположен на Каме. Население 65,8 тыс. чел. Елабуга
возникла во 2-й пол. XVI в. В к. XVII в. дворцовое село, город с 1780.
ЕЛАТЬМА, поселок городского типа (с 1958) в Рязанской обл., в Касимовском р-не. Расположен к востоку от
Касимова, на левом берегу Оки (пристань). Население 3,9 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1381. С 1779 уездный город Тамбовского наместничества; с 1926 сельское поселение.
ЕЛЕАЗАР АНЗЕРСКИЙ, преподобный (ск. 13.01.1656), родился в конце XVI в. в Козельске. Отец его был
купцом. С детских лет Елеазар отличался любовью к книжному учению и молитве. По благословению родителей
юноша поступил в Соловецкий монастырь, где принял иноческий постриг. В монастыре основным послушанием
прп. Елеазара была резьба по дереву, ею он украшал главный храм обители Преображенский собор. В 1612 св.
Елеазар, получив благословение игумена монастыря, прп. Иринарха Соловецкого, удалился отшельником на
безлюдный Анзерский остров. Вырезая из дерева посуду, он оставлял ее на берегу, а проплывавшие мимо купцы
забирали изделия, оставляя святому съестные припасы. Услышав о подвижнике, на остров стали стекаться другие
иноки. Они образовали скит, для которого прп. Елеазар составил строгий устав по древним образцам. Среди
учеников прп. Елеазара был и иеромонах Никита, будущий знаменитый патриарх Никон. В 1616 прп. Елеазар
принял великую схиму. Слух о его духовных подвигах достиг Москвы. Царь Михаил Феодорович вызвал
преподобного в столицу и просил молитв о даровании сына. Св. Елеазар открыл царю о будущем рождении
наследника царевича Алексия. В благодарность Михаил Феодорович помог в создании на острове каменного
храма в честь Пресвятой Троицы. Вернувшись на остров, прп. Елеазар долгие годы продолжал управлять скитом.
Св. Елеазар занимался также книгописанием, составив сборник старинных душеполезных повестей и толкование
на чин иноческого келейного правила. Скончался в глубокой старости, мощи его были обретены в 1757.
Память прп. Елеазару отмечается 13/26 января.
ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (соборование), Таинство, совершаемое над больными для исцеления их от немощей
душевных и телесных. Для совершения их собираются семь священников, хотя по нужде может совершать его и
один священник. В блюде с пшеницей помещается небольшой сосуд с елеем, как знаком милости Божией, а к елею
прибавляется красное вино в подражание милосердному самарянину и в напоминание пролитой на кресте крови
Христовой; вокруг же того сосуда ставятся в пшеницу зажженные восковые свечи и между ними семь палочек,
обвитых на одном конце ватой и служащих для семикратного помазания больного. Всем присутствующим
раздаются зажженные свечи. После молитвы об освящении елея и о том, чтобы он, по благодати Божией, послужил
больному во исцеление немощей душевных и телесных, читаются семь избранных мест из книг апостольских и
семь евангельских повествований. По прочтении каждого Евангелия священник крестообразно помазывает у
больного чело, щеки, грудь, руки, произнося в то же время молитву ко Господу, чтобы Он, как врач душ и телес,
исцелил Своего больного раба или рабу Свою от телесныя и душевныя немощи . После седьмого помазания
священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает, словно исцеляющую руку Самого
Спасителя, на голову болящего и при этом молит Господа о прощении всех его грехов. Затем больной целует
Евангелие и Крест, и этим оканчивается совершение Таинства Елеосвящения.
ЕЛЕОТОЧИВАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится в Ватопедском монастыре на
Афоне. Прославилась и получила свое название по следующему случаю. Однажды в Ватопедской обители
случился недостаток в масле. Масла остался только один сосуд, и так называемый дохиар, т.е. заведующий
хозяйством, не стал давать братии масла. Но игумен, твердо надеясь на помощь Пресвятой Богородицы, велел ему
давать. И вот однажды он входит в дохиарную (кладовую) и думает, что теперь масло у него все истощилось; но
что же оказалось Сосуд был так наполнен маслом, что оно переливалось чрез края его и текло из дверей
дохиарной. Тогда все прославили и возблагодарили Царицу Небесную. Празднуется 17/30 ноября. Прот. И.
Бухарев
ЕЛЕЦ, город в Липецкой обл., центр Елецкого р-на. Расположен по берегам Сосны (правый приток Дона).
Население 118,3 тыс. чел.
Впервые упоминается в летописи под 1146 как укрепленный пункт для защиты от половцев на рубеже
Рязанского княжества. В 1483 отошел к Московскому государству. С 1591 Елец сторожевой пункт на юго-
восточных рубежах Русского государства. С 1778 город. Во 2-й пол. XIX н. XX в. по величине Елец почти не
уступал Орлу; был крупным центром торговли хлебом, тканями и др., славился производством кожевенных,
табачных изделий, изготовлением елецкого кружева. Дом-музей И.А. Бунина.
ЕЛЕЦКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1060 близ Чернигова и была обретена прп.
Антонием Печерским стоящею на ели, почему чудотворная икона и обитель, в которой она поставлена, названы
были Елецкими. Чтимый список с чудотворной иконы находится в соборной церкви во имя Смоленской
Богоматери г. Ельца. Празднуется 5/18 февраля 11/24 января.
ЕЛЕЦКАЯ ЧЕРНИГОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Чернигове, в
Елецком Успенском мужском монастыре. Когда св. Антоний Печерский, в 1060 изгнанный из Киева вел. кн.
Изяславом, удалился в пределы Чернигова и выкопал себе на необитаемом месте пещеру для уединенного своего
пребывания, в это время была обретена им икона Божией Матери, стоящей на ели. На месте явления он основал
монастырь в честь Успения Богоматери. Явленная икона и обитель названы Елецкими. В н. XVII ст., во время
разорения монастыря полководцем польского короля Сигизмунда III Горностаем образ утратился, но в 1676
пожертвован был в монастырь сохранившийся список с подлинного образа, который и заменил его.
Празднуется 5/18 февраля.
Прот. И. Бухарев
ЕЛЕЦКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Черниговская еп., в Чернигове, на Болдиной горе. Основан в
XI в. вел. кн. Черниговским Святославом Ярославичем. В древности монастырь был велик, богат и благоустроен,
но часто подвергался разрушению от татар и поляков. В 1240 монастырь сожжен Батыем вместе с городом;
восстановлен в 1445. В 1579 и 1611 подвергшись разрушению польскими войсками, монастырь стал
восстанавливаться с 1657 (при Черниговском архипастыре Лазаре Барановиче). В это время настоятелями
монастыря были лица, известные в истории Русской Церкви: Иоанникий Голятовский, южнорусский писатель
XVII в., св. Феодосий Угличский и св. Димитрий Ростовский. Соборный монастырский храм во имя Успения
Пресвятой Богородицы, построенный в 1060, обновлялся в XV в. и н. XVII в. Здесь в иконостасе находилась
Елецкая Черниговская икона Богоматери, которая явилась в 1060 близ Чернигова на ели, отчего и получила свое
название. По этому случаю в том же году на месте явления св. иконы построена была церковь Успения Богоматери
кн. Святославом Ярославичем, а потом им же, по совету подвизавшегося здесь (в 1069 72) прп. Антония
Печерского, был воздвигнут Елецкий Успенский монастырь. После разрушения монастыря в н. XVII в. св. икона
была утрачена. В 1676 привезен был в Чернигов приехавшими из Владимира двумя братьями по фамилии Козель
точный список с явленного Елецкого образа, который был у них куплен кн. К. Острожским и пожертвован
монастырю. Древней Елецкой Черниговской иконой считалась та св. икона, которая в 1579 потомками Святослава
Черниговского кнн. Барятинскими была взята в Москву, а в 1687 в Крымский поход, а умирающим
Даниилом Барятинским на обратном пути отдана Харьковскому Успенскому собору. Празднование в честь
Елецкой Черниговской иконы совершалось 5 февраля. Св. Елецкая Черниговская икона находилась в соборном
Успенском храме монастыря.
Под монастырским храмом в честь свв. апп. Петра и Павла и архиерейскими покоями находились Елецкие
пещеры, ископанные в 1069 72; расположение и устройство этих пещер сходно с киевскими. На западе от
монастырской колокольни был деревянный домик, где под потолком находилась балка с вырезанною надписью:
Прп. Феодосий Углицкий, архимандрит 1688 . Эта балка была в келье св. Феодосия Угличского.
С.В. Булгаков
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА (18.12.1709-25.12.1761), российская императрица (с 1741) из династии Романовых.
Дочь Петра I и Екатерины I, рожденная до вступления родителей в церковный брак.
Елизавета Петровна взошла на престол в результате дворцового переворота 25 ноября 1741, свергнув и заточив
в крепость Ивана VI Антоновича. По отзывам современников, в ней удивительно сочетались новые европейские
веяния с московской стариной. Страсть к развлечениям, французским нарядам, танцам, спектаклям уживались в
ее характере и поведении с набожностью, строгими постами, хождениями на богомолье. Петр I мечтал выдать дочь
замуж за французского короля Людовика XV, но судьба распорядилась иначе. Оставшись без родителей, но
занимая высокое положение при дворе, Елизавета Петровна своим присутствием и своей красотой явно раздражала
Анну Ивановну. Ненависть в русском обществе к иностранным временщикам, симпатии к дочери Петра I в гвардии,
тонкая дипломатическая игра французского посла Шетарди сплетали нити заговора в ее пользу. В результате
переворота немецкая партия у российского престола пала, и на политическую арену вышел целый ряд русских
государственных деятелей. Елизавета Петровна управляла государственными делами через доверенных лиц: А. Г.
Разумовского, П. И. Шувалова, А. П. Бестужева-Рюмина, М. И. Воронцова.
Придя к власти, Елизавета Петровна провозгласила возрождение и продолжение дел Петра I. Елизаветинскому
правительству удалось проводить более последовательный курс внешней политики; в системе управления Сенату
была возвращена и даже усилена его былая роль; в экономической жизни страны наблюдался подъем
промышленности и торговли. Особенно значимы были успехи в области национальной культуры: открытие
Московского университета и первого Российского театра, создание шедевров архитектуры и живописи.
Социальная политика была направлена на дальнейшее превращение дворянства в замкнутое сословие с
исключительными привилегиями на право владения землей и крестьянами. По указу 1760 помещик по своему
усмотрению мог ссылать крестьян в Сибирь, причем сосланный записывался владельцу за поставленного рекрута.
Имп. Елизавета Петровна, по выражению В. О. Ключевского, была умная и добрая, но беспорядочная и
своенравная русская барыня XVIII в. .
Наследником российского престола Елизавета Петровна назначила еще в 1742 своего племянника, родного
внука Петра I герцога Шлезвиг-Голштинского Карла Петра Ульриха, известного под именем Петра III Федоровича.
Л.Н. Вдовин
ЕЛИЗАВЕТГРАД (в 1924-34 Зиновьевск, 1934-39 Кирово, с 1939 Кировоград), город в Новороссии на р. Ингул
(приток Южного Буга). Основан в 1754 как крепость св. Елизаветы на землях Запорожской Сечи для защиты
южных границ России от набега татар н турок. С 1797 уездный город Новороссийской, с 1802 Николаевской, с
1803 Херсонской губ. В XVIII в. преимущественно торговый центр, в XIX в. бурное развитие
промышленности.
ЕЛИСАВЕТА ПРАВЕДНАЯ, Палестинская, мать св. Иоанна Предтечи (I). Из Евангелия от Луки известно (Лк.
1: 40-55), что вскоре после Благовещения Пресвятая Дева пошла в нагорную страну (отсюда и название местности
Горнее), в город Иудин (ныне Айн-Карем), в семи километрах от Иерусалима, чтобы поделиться радостью со
своей родственницей Елисаветой (считается, что это была Ее тетя). Та уже носила во чреве будущего Иоанна
Предтечу. Как только Дева Мария поцеловала Елисавету, младенец, находившийся в ее чреве, радостно взыграл, а
сама Елисавета, проникшись Св. Духом, восхвалила будущую Богородицу, постигнув, что к ней пришла Мать
Бога. В ответ на это Пресвятая Дева благоговейно запела хвалебную песнь Богу: Величит душа моя Господа, и
возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем . Так из уст Пресвятой Богородицы прозвучало первое христианское
песнопение. В настоящее время на месте этой знаменательной встречи находится женский монастырь,
принадлежащий Русской Православной Церкви и именуемый по местности Горненский, основанный в к. XIX в.
Память прав. Елисавете отмечается 5/18 сентября.
ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА, Алапаевская, великая княгиня, преподобномученица (20.10/1.11.1864-
5/18.07.1918) и ВАРВАРА (ск. 1918). Св. Елисавета родилась в семье вел. герцога Гессен-Дармштадтского
Людвига IV. В 1884 она вышла замуж за вел. кн. Сергея Александровича (1857 1905), брата российского
императора Александра III. Прожив в России шесть лет, Елисавета обратилась в Православие и всем сердцем
приняла его. В 1896 сестра Елисаветы Александра вышла замуж за имп. Николая II. Через девять лет кн.
Елисавету постигло страшное несчастье Сергей Александрович, бывший московским генерал-губернатором,
погиб от руки террориста-революционера. После смерти мужа Елисавета целиком посвятила себя служению
милосердию и благотворительности. Она продала все свои драгоценности, чтобы основать Марфо-Мариинскую
сестринскую обитель, в которой приняла монашеский постриг. После революции 1917 св. Елисавету арестовали
как члена императорской семьи. Свою мученическую кончину св. княгиня встретила в уральском городе
Алапаевске. В ночь на 18 июля 1918 она и ее верная спутница инокиня Варвара (Яковлева) и несколько членов
царской семьи были живыми сброшены в шахту. Во время кратковременного занятия Алапаевска войсками Белой
Армии тела мучеников были подняты из шахты. Их перевезли в Китай, а в 1920 тела св. княгини Елисаветы и
инокини Варвары были доставлены в Иерусалим, где они теперь почивают в церкви Св. Марии Магдалины. В 1992
св. мученицы вел. кн. Елисавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых Русской Православной
Церкви.
Память прмцц. Елисавете и Варваре отмечается 5/18 июля и 27 января/9 февраля.
ЕЛИСЕЙ ПРОРОК, ученик и преемник прор. Илии (IX в. до Р.Х.), сын некоего Сафата из колена Рувимова.
Илия, великий из пророков, призвал Елисея на служение, когда тот пахал на быках в поле. Оставив своих
родителей, Елисей последовал за Илией, служа ему и постигая ведение тайн Божиих, открываемых пророкам.
Перед тем как Господь забрал к себе Илию на огненной колеснице, пророк спросил у своего ученика, что он, Илия,
может сделать для Елисея. Тот же попросил для себя вдвойне того духа, который почивал на Илие и которым тот
пророчествовал и совершал чудеса. Символом этого духа послужила милоть часть верхней одежды Илии,
упавшая во время огненного восхождения пророка на Небо. Св. Елисей пророчествовал более шестидесяти лет,
пережив шесть израильских царей. Он бестрепетно говорил царям правду, обличая их в нечестии и склонности к
идолослужению. Св. Елисей отличался силой духа, твердой верой и глубокой прозорливостью. Множество чудес
было совершено Елисеем во славу Божию и во вразумление народа, под влиянием окрестных племен
склонявшегося к идолопоклонничеству. И даже язычники обращались к Елисею с просьбами о помощи и молитве.
Так, Нееман, военачальник Сирийского царя, пораженный проказой, услышав о великом пророке от девочки,
служившей в его доме, отправился в Израиль. По слову пророка, окунувшись в Иордан, Нееман совершенно
очистился от болезни. Св. Елисей достиг глубокой старости и мирно почил, окруженный почитанием.
Память прор. Елисею отмечается 14/27 июня.
ЕЛИСЕЙ СУМСКИЙ, Соловецкий, преподобный (XV-XVI вв.). Из жизни Елисея только и известен один его
предсмертный подвиг. Преподобный, вероятно, подвизался в одно время с прп. Зосимой Соловецким или незадолго
после его кончины. Св. Елисей, чувствуя приближение смерти, пламенно желал принять схиму. Там, где он жил, не
было священно-инока: ближайший находился за шестьдесят верст, в Суме. Старцы решили везти его туда.
Путешествие пришлось совершать по быстротечной р. Выге. Старцы смущались перед опасностями, но прп.
Елисей всячески ободрял их. В середине Сумской губы поднялась такая буря, что разорвала паруса, выбила весла
из рук гребцов. Не бойтесь, не скорбите, братья! говорил святой своим спутникам. Я вижу отца нашего
Зосиму среди нас. Он помогает нам . Вскоре ветер утих, и иноки не заметили, как они пристали к нужной им
Сумской пристани. Привезенный на монастырское подворье Елисей принял пострижение в схиму и,
причастившись Тайн Христовых, предал свою душу Господу. Св. мощи его почивали за алтарем церкви Свт.
Николая, подавая множество исцелений с верою притекающим к ним.
Память прп. Елисею отмечается 14/27 июня.