<< Пред.           стр. 69 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 Христовым на том свете: а разве в сем мире нет власти Божией Вот ересь манихейская! Вы думаете, что Господь
 царствует только на небесах, диавол во аде, на земле же властвуют люди: нет, нет! Везде Господня держава, и в
 сей, и в будущей жизни!.. Положи свою грамоту в могилу с собою: сим докажешь, что и последняя искра
 христианства в тебе угасла: ибо христианин умирает с любовию, с прощением, а не со злобою .
  Обласканный Сигизмундом , Курбский, по словам Карамзина, предал ему свою честь и душу, советовал, как
 губить Россию, убеждал его действовать смелее, не жалеть казны, чтобы возбудить против нас хана, и скоро
 услышали в Москве, что 70 000 литовцев, ляхов, прусских немцев, венгров, волохов с изменником Курбским идут
 к Полоцку; что Дивлет-Гирей с 60 000 хищников вступил в Рязанскую область .
  Терпеть далее такое положение вещей было нельзя. Оно грозило не царю под угрозой оказывалось
 существование России. После долгих и мучительных колебаний Иоанн Грозный принял единственно возможное
 для христианина решение: вынести дело на всенародный суд. Царь прекрасно понимал, что заставить человека
 нести Божие тягло силой нельзя. Можно добиться внешней покорности, но принять на себя послушание ,
 осмысленное как религиозный долг, человек должен добровольно. Народ русский должен был решить сам: желает
 ли он быть народом-богоносцем, хранителем Истины и жизни Православия или отказывается от этого
 служения. Согласен ли народ нести все тяготы, искушения и соблазны, грозящие ему на этом пути, по слову
 Писания: Чадо, аще приступавши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение; управи сердце
 твое и потерпи (Сир. 2:1-2) И русский народ ответил царю: Да!
  В начале зимы 1564 Иоанн Васильевич покинул Москву в сопровождении верных ему ближних бояр, дворян и
 приказных людей выбором изо всех городов с женами и детьми. Третьего декабря рано явилось на
 Кремлевской площади множество саней, рассказывает Карамзин. В них сносили из дворца золото и серебро,
 святые иконы, кресты... Духовенство, бояре ждали государя в церкви Успения, он пришел и велел митрополиту
 служить обедню, молился с усердием, принял благословение... милостиво дал целовать руку свою боярам,
 чиновникам, купцам: сел в сани с царицею, с двумя сыновьями и уехал из Москвы.
  Поездив по окрестным монастырям, побывав у Троицы, царь к Рождеству остановился в Александровской
 слободе, в 112 верстах от Москвы. Народ ждал, чтобы Иоанн объяснил свое странное поведение. Царь не заставил
 себя ждать долго.
  3 января 1565 в Москву прискакал гонец Константин Поливанов. Он вез две царские грамоты. В одной из них,
 врученной послом митрополиту Афанасию, Грозный описывал все измены, мятежи и неустройства боярского
 правления, сетовал на невозможность в таких условиях нести служение царя и заключал, что не хотя многих
 изменных дел терпети, мы от великой жалости сердца оставили государство и поехали, куда Бог укажет нам путь .
 В другой грамоте, адресованной московскому простонародью, купцам, всем тяглым людям и всенародно читанной
 на площади, Иоанн объявлял, чтобы русские люди сомнения не держали царской опалы и гнева на них нет.
  Царь не отрекался от престола, сознавая ответственность за народ и за страну. Он как бы спрашивал: Желаете
 ли над собой меня, Русского Православного Царя, Помазанника Бoжия, как символ и знак своего избранничества и
 своего служения Готовы подклониться под иго и бремя Богоустановленной власти, сослужить со мною,
 отринув личное честолюбие, жажду обогащения, междоусобицы и старые счеты Воистину это был один из
 наиболее драматических моментов русской истории. Все замерло, говорит Ключевский, столица мгновенно
 прервала свои обычные занятия: лавки закрылись, приказы опустели, песни замолкли . Странное на первый взгляд
 поведение царя на самом деле было глубоко русским, обращалось к издавна сложившимся отношениям народа и
 власти.
  Когда первое оцепенение москвичей прошло, столица буквально взорвалась народными сходками:
  Государь нас оставил, вопил народ. Мы гибнем. Кто будет нашим защитником в войнах с
 иноплеменниками Как могут быть овцы без пастыря Духовенство, бояре, сановники, приказные люди, проливая
 слезы, требовали от митрополита, чтобы он умилостивил Иоанна, никого не жалея и ничего не страшася. Все
 говорили ему одно: Пусть царь казнит своих лиходеев: в животе и смерти воля его; но царство да не останется без
 главы! Он наш владыка, Богом данный: иного не ведаем. Мы все с своими головами едем за тобой бить челом и
 плакаться .
  То же говорили купцы и мещане, прибавляя: Пусть царь укажет нам своих изменников: мы сами истребим
 их! Митрополит хотел немедленно ехать к царю; но в общем совете положили, чтобы архипастырь остался
 блюсти столицу, которая была в неописуемом смятении.
  Все дела пресеклись: суды, приказы, лавки, караульни опустели. Избрали главными послами святителя
 Новгородского Пимена и Чудовского архимандрита Левкия; но за ними отправились и все другие епископы:
 Никандр Ростовский, Елевферий Суздальский, Филофей Рязанский, Матфей Крутицкий, архимандриты: Троицкий,
 Симоновский, Спасский, Андрониковский; за духовенством вельможи, князья Иван Дмитриевич Бельский,
 Иван Федорович Мстиславский, все бояре, окольничие, дворяне и приказные люди прямо из палат
 митрополитовых, не заехав к себе в домы; также и многие гости, купцы, мещане, чтобы ударить челом государю и
 плакаться .
  Народ сделал свой выбор. Осознанно и недвусмысленно он выразил свободное согласие сослужить с царем в
 деле Божием для созидания России как Дома Пресвятой Богородицы , как хранительницы и защитницы
 спасительных истин Церкви. Царь понял это, 2 февраля торжественно вернулся в Москву и приступил к
 обустройству страны.
  Первым его шагом на этом пути стало учреждение опричнины. Само слово опричнина вошло в употребление
 задолго до Ивана Грозного. Так назывался остаток поместья, достаточный для пропитания вдовы и сирот павшего
 в бою или умершего на службе воина. Поместье, жаловавшееся великим князем за службу, отходило в казну,
 опричь (кроме) этого небольшого участка.
  Иоанн Грозный назвал опричниной города, земли и даже улицы в Москве, которые должны были быть изъяты
 из привычной схемы административного управления и переходили под личное и безусловное управление царя,
 обеспечивая материально опричников корпус царских единомышленников, его сослуживцев в деле созидания
 такой формы государственного устройства, которая наиболее соответствует его религиозному призванию. Есть
 свидетельства, что состав опричных земель менялся часть их со временем возвращалась в земщину (то есть к
 обычным формам управления), из которой, в свою очередь, к опричнине присоединялись новые территории и
 города. Таким образом, возможно, что через сито опричнины со временем должна была пройти вся Россия.
  Опричнина стала в руках царя орудием, которым он просеивал всю русскую жизнь, весь ее порядок и уклад,
 отделял добрые семена русской православной соборности и державности от плевел еретических мудрствований,
 чужебесия в нравах и забвения своего религиозного долга.
  Даже внешний вид Александровской слободы, ставшей как бы сердцем суровой брани за душу России,
 свидетельствовал о напряженности и полноте религиозного чувства ее обитателей. В ней все было строено по типу
 иноческой обители палаты, кельи, великолепная крестовая церковь (каждый ее кирпич был запечатлен
 знамением Честнаго и Животворящего Креста Господня). Ревностно и неукоснительно исполнял царь со своими
 опричниками весь строгий устав церковный.
  Как некогда богатырство, опричное служение стало формой церковного послушания борьбы за
 воцерковление всей русской жизни, без остатка, до конца. Ни знатности, ни богатства не требовал царь от
 опричников, требовал лишь верности, говоря: Ино по грехом моим учинилось, что наши князи и бояре учали
 изменяти, и мы вас, страдников, приближали, хотячи от вас службы и правды .
  Проворный народный ум изобрел и достойный символ ревностного служения опричников: они ездили всегда с
 собачьими головами и метлами, привязанными к седлам, пишет Карамзин, в ознаменование того, что грызут
 лиходеев царских и метут Россию .
  Когда в 1565 в Александровской слободе царь принял решение силой выжечь крамолу в России, это решение
 далось ему страшным напряжением воли. Вот портрет царя, каким его знали до этого знаменательного дня: Иоанн
 был велик ростом, строен, имел высокие плечи, крепкие мышцы, широкую грудь, прекрасные волосы, длинный
 ус, нос римский, глаза небольшие, серые, но светлые, проницательные, исполненные огня, и лицо приятное .
  Когда же царь вернулся в Москву и, созвав духовенство, бояр, знатнейших чиновников, вышел к ним объявить
 об опричнине, многие не узнали его. Иоанн постарел, осунулся, казался утомленным, даже больным. Веселый
 прежде взор угас, густая когда-то шевелюра и борода поредели. Царь знал, что ему предстоит, какую
 ответственность он берет на себя и сколько сил потребуется от него. По подсчетам советского историка Р. Г.
 Скрынникова, жертвами царского террора стали три-четыре тысячи человек. С момента учреждения опричнины
 до смерти царя прошло тридцать лет. 100 казней в год, учитывая уголовных преступников. Судите сами, много это
 или мало. Притом, что периодическое возникновение широко разветвленных заговоров не отрицает ни один
 уважающий себя историк. Чего стоит хотя бы политическая интрига, во главе которой стоял боярин Федоров.
 Заговорщики предполагали во время Ливонского похода 1568 окружить царские опричные полки, перебить их, а
 Грозного выдать польскому королю.
  Подвижнический характер имела вся личная жизнь царя. Это ярче всего проявлялось в распорядке
 Александровской слободы. Шумную и суетную Москву царь не любил, наезжая туда не на великое время . В
 Александровской слободе он все устроил так, как хотел, вырвавшись из церемонного и чинного порядка
 государевой жизни с его обязательным сложным этикетом и неизбежным лицемерием. Слобода, собственно, была
 монастырем в миру. Несколько сотен ближайших царских опричников составляли его братию, а себя Иоанн
 называл игуменом всея Руси . (Царь не раз хотел постричься, и последний раз, после смерти сына в 1581, лишь
 единодушная мольба приближенных предотвратила осуществление этого намерения).
  Опричная братия носила монашеские скуфейки и черные подрясники. Жизнь в слободе, как в монастыре,
 регулировалась общежительным уставом, написанным лично царем. Иоанн сам звонил к заутрене, в церкви пел на
 клиросе, а после обедни, во время братской трапезы, по древней иноческой традиции читал для назидания Жития
 святых и святоотеческие поучения о посте, молитве и воздержании.
  Учреждение опричнины стало переломным моментом царствования Иоанна IV. Опричные полки сыграли
 заметную роль в отражении набегов Дивлет-Гирея в 1571 и 1572, двумя годами раньше с помощью опричников
 были раскрыты и обезврежены заговоры в Новгороде и Пскове, ставившие своей целью отложение от России под
 власть Литвы и питавшиеся, вероятно, ересью жидовствующих , которая пережила все гонения.
  В 1575, как бы подчеркивая, что он является царем верных , а остальным земским еще надлежит стать
 таковыми, пройдя через опричное служение, Иоанн IV поставил во главе земской части России крещеного
 татарина касимовского царя Семена Бекбулатовича. Каких только предположений не высказывали историки,
 пытаясь разгадать это загадочное поставление! Каких только мотивов не приписывали царю! Перебрали все:
 политическое коварство, придворную интригу, наконец, просто прихоть тирана ... Не додумались лишь до самого
 простого до того, что Семен Бекбулатович действительно управлял земщиной (как, скажем, делал это князь-
 кесарь Ромодановский в отсутствие Петра /), пока царь доводил до ума устройство опричных областей.
  Был в этом разделении полномочий и особый мистический смысл. Даруя Семену титул великого князя всея
 Руси , а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и
 регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве
 Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих
 названий.
  Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: Как
 кого ни назови великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, Помазанник Божий, отвечающий
 за все происходящее здесь все же я, и никто не в силах это изменить .
  Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию
 отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579
  84. Дело жизни царя было сделано Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная
 и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь
 обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества осознан. В 1584 царь мирно почил, пророчески предсказав
 свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание митр. Дионисий постриг государя, и
 уже не Грозный Царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому
 посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь.
  Вряд ли можно до конца понять течение русской истории, не разгадав личности Грозного царя. Историки давно
 сошлись на том, что он был самым даровитым и образованным человеком своего времени. Муж чудного
 рассуждения, в науке книжного почитания доволен и многоречив , характеризует Грозного один из
 современников. Несмотря на все умозрительные изъяснения, характер Иоанна есть для ума загадка , сетует
 Н.М. Карамзин, готовый усомниться в истине самых достоверных о нем известий . Ключевский пишет о царе:
  От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский
 московский ум .
  Характеристики можно множить, они будут совпадать или противоречить друг другу, вызывая одно
 неизменное чувство неудовлетворения, недосказанности, неясности. Высокий дух и воцерковленное
 мироощущение царя оказались не по зубам осуетившимся историкам, плотной завесой тайны окутав внутреннюю
 жизнь Иоанна IV от нескромных и предвзятых взглядов.
  Духовная проказа рационализма, лишая веры, лишает и способности понимать тех, для кого вера есть жизнь.
  Еще ли окаменено сердце ваше имате Очи имуще не видите, и уши имущи не слышите (Мк. 8:17-18),
 обличал Господь маловеров. Окаменевшие неверием сердца повлекли за собой слепоту духовную, лишив
 историков возможности увидеть сквозь туман наветов и клевет настоящего Иоанна, услышать его искренний,
 полный горячей веры голос.
  Как бы предчувствуя это, сетовал Грозный царь, стеная от тягот и искушений своего служения: Тело
 изнемогло, болезнует дух, раны душевные и телесные умножились, и нет врача, который бы исцелил меня. Ждал я,
 кто бы поскорбел со мной, и не явилось никого; утешающих я не нашел заплатили мне злом за добро,
 ненавистью за любовь .
  Мягкий и незлобивый по природе, царь страдал и мучился, вынужденный применять суровые меры. В этом он
 удивительно напоминает своего венценосного предка св. блгв. кн. Владимира равноапостольного,
 отказавшегося было карать преступников, боясь погрешить против христианского милосердия. Боюсь греха!
 эти слова св. Владимира как нельзя лучше применимы и к Грозному царю. Несмотря на многочисленные
 свидетельства растущей измены, он из года в год откладывал наказание виновных. Прощал измены себе, пока
 было возможно. Но считал, что не имеет права простить измены делу Божию, строению Святой Руси, ибо мыслил
 обязанности Помазанника Божия как блюстителя верности народа своему промыслительному предназначению.
  По благочестию в личной жизни с Грозным царем может сравниться, пожалуй, лишь царь Тишайший
 Алексей Михайлович, проводивший в храме по пять часов в день и клавший ежедневно от тысячи до полутора
 тысяч земных поклонов с молитвой Иисусовой.
  Известно, сколь трепетно и благоговейно относится Православная Церковь к богослужебным текстам.
 Сочинители большей их части прославлены ею как святые, свыше принявшие дар к словесному выражению
 духовных, возвышенных переживаний, сопровождающих человека на пути христианского подвижничества.
 Стихирами, писанными царем Иоанном Васильевичем, церковь пользовалась на своих богослужениях даже тогда,
 когда со смерти его минул не один десяток лет.
  Полно и ясно раскрывался внутренний мир царя и в его постоянном общении со святыми, преподобными,
 иноками, юродивыми, странниками. Самая жизнь царя Иоанна началась при непосредственном участии святого
 мужа митрополита Иоасафа, который, будучи еще игуменом Свято-Троицкой Сергиевой лавры, крестил
 будущего государя Российского прямо у раки преподобного Сергия, как бы пророчески знаменуя преемственность
 дела Иоанна IV по отношению к трудам великого святого. Другой святой митрополит Макарий окормлял
 молодого царя в дни его юности и первой ратной славы. Влияние первосвятителя было велико и благотворно.
 Митрополит был ученейшим книжником. Своим блестящим образованием Грозный во многом обязан святому
 Макарию, десятки лет работавшему над огромным трудом, Минеями-Четъями, в которых он задумал собрать все
  чтомыя книги, яже в Русской земле обретаются . Мудрый старец не навязывал царю своих взглядов, окормляя
 его духовно, не стремился к почету, власти и потому сумел сохранить близость с государем, несмотря на все
 политические бури и дворцовые интриги. О Боже, как бы счастлива была русская земля, если бы владыки были
 таковы, как преосвященный Макарий да ты , писал царь в 1556 Казанскому архиеп. Гурию.
  Особенно любил Иоанна и его добродетельную супругу прп. Антоний Сийский, просиявший святостью жизни в
 тундре далекого Севера. Он приходил в Москву, беседовал с царем и пользовал его своими поучениями до
 кончины своей в 1556.
  Знаменитый московский юродивый Василий Блаженный хаживал к царю, не стеснялся обличать его в
 рассеянности при молитве, умерял царский гнев ласковым: Не кипятись, Иванушка . Блаженный умер на руках у
 царя, предсказав ему, что наследует государство Российское не старший сын Иван, а младший Феодор. При
 погребении святого царь сам с ближайшими боярами нес его гроб.
  Отдельного упоминания стоит история взаимоотношений царя со святым митр. Филиппом, принявшим
 кафедру московских святителей в 1566. Царь сам выбрал Филиппа, бывшего тогда Соловецким игуменом. Иоанн
 знал подвижника с детства, когда он, малолетний царевич, полюбил играть с сыном боярина Степана Ивановича
 Колычева Федором, будущим митрополитом Московским.
  В годы боярских усобиц род Колычевых пострадал за преданность кн. Андрею (дяде царя Иоанна). Один из них
 был повешен, другой пытан и долго содержался в оковах. Горькая судьба родственников подтолкнула Федора на
 иноческий путь. Тайно, в одежде простолюдина он бежал из Москвы в Соловецкий монастырь, где принял постриг
 с именем Филиппа и прошел путь от послушника до настоятеля.
  Филипп долго отказывался от сана митрополита, отговариваясь немощью и недостоинством. Не могу принять
 на себя дело, превышающее силы мои, говорил он. Зачем малой ладье поручать тяжесть великую Царь все
 же настоял на своем, и Филипп стал митрополитом. В первое время после его поставления все шло хорошо.
 Единодушие священной сугубицы царя и митрополита лишало боярские интриги возможности маневра,
 достигавшегося в их лучшие времена противопоставлением двух центров власти светского и церковного.
  Эту возможность они потеряли во многом благодаря предусмотрительности Грозного и самого митрополита,
 при поставлении давшего слово архиепископам и епископам и царю (как говорится об этом в нарочно
 составленной грамоте) в опричнину и царский домовой обиход не вступаться и, по поставлении, из-за опричнины
 и царского домового обихода митрополии не оставлять . Такой грамотой сама фигура митрополита как бы
 выносилась за скобки всех дворцовых интриг и, более того, лишала возможности бояр даже требовать его
 удаления на покой под благовидным предлогом неотмирности святителя.
  25 июля 1566 после литургии в Успенском соборе царь лично вручил новопоставленному митрополиту
 пастырский посох его святого предтечи свт. Петра, с умилением выслушал глубоко прочувствованное слово
 Филиппа об обязанностях служения царского и, пригласив все духовенство и бояр в царские палаты, радушно
 угощал, празднуя обретение такого помощника. Но единодушие государя и первосвятителя было невыносимо тем,
 кто в своем высоком положении видел не основание для усиленного служения царю и России, а оправдание
 тщеславным и сребролюбивым начинаниям.
  В июне 1567 были перехвачены письма польского короля Сигизмунда и литовского гетмана Хоткевича к
 главнейшим боярам с предложением бежать в Литву. Начался розыск виновных, затем последовали казни.
 Митрополит ходатайствовал о смягчении участи преступников, но политику царя поддержал. На то ли собрались
 вы, отцы и братия, чтобы молчать, страшась вымолвить истину обличал он пастырей церкви, молчаливо
 сочувствовавших казненным. Никакой сан мира сего не избавит нас от мук вечных, если преступим заповедь
 Христову и забудем наш долг пещись о благочестии благоверного царя, о мире и благоденствии православного
 христианства .
  Не скрывал своего сочувствия к митрополиту свт. Герман, архиепископ Казанский. Но нашлись и такие,
 которым самоотверженная правдивость митрополита перед царем грозила разоблачением и опалой. Среди них
 выделялись: Пимен архиепископ Новгородский, мечтавший сам занять кафедру митрополита; Пафнутий
 епископ Суздальский и Филофей Рязанский. Душой заговора, направленного на разобщение прп. Филиппа с
 Иоанном IV, стал государев духовник, благовещенский протопоп Евстафий, боявшийся потерять расположение и
 доверие царя.
  Тактика интриги была проста: лгать царю про митрополита, а святителю клеветать на царя. При этом главным
 было не допустить, чтобы недоразумение разрешилось при личной встрече. Кроме того, надо было найти предлог
 для удаления свт. Филиппа. Время шло, и злые семена лжи давали первые всходы. Царю удалось было внушить,
 что Филипп, вопреки обещанию, стремится вмешиваться в государевы дела.
  Для митрополита не были тайной планы его врагов. Вижу, говорил он, готовящуюся мне кончину, но
 знаете ли, почему меня хотят изгнать отсюда и возбуждают против меня царя Потому что не льстил я пред ними...
 Впрочем, что бы то ни было, не перестану говорить истину, да не тщетно ношу сан святительский . Какое-то
 время казалось, что заговорщики потерпят неудачу. Царь отказался верить в злонамеренность Филиппа,
 потребовав доказательств, которых у них не было и быть не могло.
  Тогда, не надеясь найти компромат на митрополита в Москве, злоумышленники отправились на Соловки.
 Там Пафнутий Суздальский, Андрониковский архим. Феодосии и кн. Василий Темкин угрозами, ласками и
 деньгами принудили к лжесвидетельству против свт. Филиппа некоторых монахов и, взяв их с собой, поспешили
 назад. В числе лжесвидетелей, к стыду обители, оказался игум. Паисий, ученик св. митрополита, прельстившийся
 обещанием ему епископской кафедры.
  Состоялся суд . Царь пытался защитить святителя, но вынужден был согласиться с соборным мнением о
 виновности митрополита. Причем, зная по опыту, что убедить царя в политической неблагонадежности Филиппа
 нельзя, заговорщики подготовили обвинения, касающиеся жизни святителя на Соловках еще в бытность его
 тамошним настоятелем, и это, похоже, сбило с толку Иоанна IV.
  В день праздника Архистратига Михаила в 1568 свт. Филипп был сведен с кафедры митрополита и отправлен
  на покой в московский монастырь Николы Старого, где на его содержание царь приказал выделять из казны по
 четыре алтына в день. Но враги святого на этом не остановились, добившись удаления ненавистного старца в
 Тверской Отрочь монастырь, подальше от столицы. До этих пор история взаимоотношений Грозного царя с митр.
 Филиппом очень напоминают отношения царя Алексея Михайловича с его собинным другом патриархом
 Никоном, также оклеветанным и сосланным.
  Однако торжество злоумышленников длилось недолго. В декабре 1569 царь с опричной дружиной двинулся в
 Новгород для того, чтобы лично возглавить следствие по делу об измене и покровительстве местных властей
 еретикам- жидовствующим . В ходе этого расследования могли вскрыться связи новгородских изменников, среди
 которых видное место занимал архиеп. Пимен, с московской боярской группой, замешанной в деле устранения свт.
 Филиппа с митрополии. В этих условиях опальный митрополит становился опаснейшим свидетелем.
  Его решили убрать и едва успели это сделать, так как царь уже подходил к Твери. Он послал к Филиппу своего
 доверенного опричника Малюту Скуратова за святительским благословением на поход и, надо думать, за
 пояснениями, которые могли пролить свет на новгородское дело . Но Малюта уже не застал святителя в живых.
 Он смог лишь отдать ему последний долг, присутствуя при погребении, и тут же уехал с докладом к царю.
  Иоанн, чрезвычайно щепетильный во всех делах, касавшихся душеспасения, заносил имена всех казненных в
 специальные синодики, которые рассылались затем по монастырям для вечного поминовения за упокой души .
 Списки эти (являющиеся, кстати, единственным достоверным документом, позволяющим судить о размахе
 репрессий) поражают своей подробностью и добросовестностью. Имени свт. Филиппа в них нет. Нет по той
 простой причине, что никогда никакого приказа казнить митрополита царь не давал. Эта широко распространенная
 версия при ближайшем рассмотрении оказывается заурядной выдумкой, как, впрочем, и многие другие
  свидетельства о зверствах Грозного царя.
  Опасения заговорщиков оправдались. Грозный все понял, и лишь его всегдашнее стремление ограничиться
 минимально возможным наказанием спасло жизнь многим из них. Вот что пишут об этом Четьи-Минеи (за январь,
 в день памяти св. Филиппа):
  Царь положил свою грозную опалу на всех виновников и пособников его (митрополита) казни. Несчастный
 архиепископ Новгородский Пимен, по низложении с престола, был отправлен в заключение в Веневский
 Никольский монастырь и жил там под вечным страхом смерти, а Филофей Рязанский был лишен архиерейства. Не
 остался забытым и суровый пристав святого Стефан Кобылин: его постригли против води в монахи и
 заключили в Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенском. Но главным образом гнев царский постиг
 Соловецкий монастырь.
  Честолюбивый игумен Паисий, вместо обещанного ему епископства, был сослан на Валаам, монах Зосима и
 еще девять иноков, клеветавших на митрополита, были также разосланы по разным монастырям, и многие из них
 на пути к местам ссылки умерли от тяжких болезней. Как бы в наказание всей братии разгневанный царь прислал в
 Соловки чужого постриженника Варлаама, монаха Кирилло-Белозерского монастыря, для управления
 монастырем в звании строителя. И только под конец дней своих он вернул свое благоволение обители, жалуя ее
 большими денежными вкладами и вещами для поминовения опальных и пострадавших от его гнева соловецких
 монахов и новгородцев .
  Во время новгородского расследования царь оставался верен привычке поверять свои поступки советом людей
 опытных в духовной жизни, имевших славу святых, праведников. В Новгороде царь не раз посещал прп. Арсения,
 затворника иноческой обители на торговой стороне города. Царь пощадил этот монастырь, свободный от
 еретического духа, и без гнева выслушал обличения затворника, подчас весьма резкие и нелицеприятные.
  Характерна для царя и причина, заставившая его отказаться от крутых мер в Пскове. По дороге из Новгорода
 Иоанн был как-то по-особому грустен и задумчив. На последнем ночлеге в селе Любятове, близ города, царь не
 спал, молясь, когда до его слуха донесся благовест псковских церквей, звонивших к заутрене. Сердце его, как
 пишут современники, чудесно умилилось. Иоанн представил себе раскаяние злоумышленников, ожидавших
 сурового возмездия и молящихся о спасении их от государева гнева. Мысль, что Господь есть Бог кающихся и
 Спас согрешающих, удержала царя от строгих наказаний. Выйдя из избы, царь спокойно сказал: Теперь во Пскове
 все трепещут, но напрасно: я не сотворю им зла .
  Так и стало, тем более что по въезде в Псков царя встретил юродивый Никола, всему городу известный
 праведник.

<< Пред.           стр. 69 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу