<< Пред.           стр. 7 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

  АЛЯБЬЕВ Александр Александрович (4.08.1787 22.02.1851), русский композитор. Происходил из старинного
 дворянского рода. Отец Алябьева сенатор, президент Берг-коллегии и главноуправляющий межевой канцелярией
  дал сыну хорошее домашнее образование, которое он закончил в Благородном пансионе Московского
 университета.
  Алябьев участвовал в Отечественной войне 1812 и заграничных походах русской армии в 1813-14 (в Ахтырском
 гусарском и Конноегерском полках). В 1823 вышел в отставку в чине подполковника. Жил в Москве и Петербурге, где
 сблизился с писателем М. Н. Загоскиным, композитором А. Н. Верстовским и др. литературными, музыкальными и
 театральными деятелями. В 1822 в Петербурге в Большом театре были поставлены комическая опера Алябьева
  Лунная ночь, или Домовые и опера-водевиль Новая шалость, или Театральное сражение . В 1825 вместе с
 Верстовским Алябьев написал музыку к прологу Торжество муз М. А. Дмитриева. Алябьев автор многих опер-
 водевилей, которые ставились в театрах Москвы и Петербурга.
  Алябьев являлся представителем музыкального романтизма в России, автором классических романсов, таких, как
  Соловей (на слова А. А. Дельвига), Зимняя дорога (на слова А. С. Пушкина), Нищая (на слова П. Беранже) и
  Вечерний звон (на слова И. И. Козлова). Алябьев написал музыку к ряду драматических спектаклей Большого
 театра в Москве: Виндзорские кумушки (В. Шекспира), Русалка (А. С. Пушкина), Безумная (И. И. Козлова). Им
 была написана опера Аммалат-бек (1842 47) по одноименной повести А. А. Бестужева-Марлинского, а также
 серия духовных песнопений.
  В. А. Федоров
 
  АЛЯСКА, территория на крайнем северо-западе Северной Америки, до 1867 принадлежавшая России. Первые
 отдельные сведения об Аляске русские землепроходцы получили в к. XVII в. На карте С. У. Ремезова (1701) на основе
 данных В. В. Атласова и др. Аляска изображена в виде острова. Практические результаты по обследованию Аляски
 были достигнуты в 1732 (И. Федоров и М. Гвоздев). В итоге экспедиций В. И. Беринга и А. И. Чирикова (1728, 1729,
 1741) были получены важнейшие данные о природе и населении части побережья Аляски. С экспедицией 1741
 принято связывать открытие Аляски. С сер. 40-х до к. XVIII в. к берегам Америки было совершено более 80
 исследовательских и торгово-промысловых экспедиций. Активное участие в них с 1770-х принимал купец-
 предприниматель Г.И. Шелихов, основавший в 1784 первое русское поселение на о. Кадьяк. Острая конкурентная
 борьба между мелкими промысловыми компаниями, приводившая к истощению пушных богатств, усилившиеся после
 экспедиции Кука (1778) попытки англичан проникнуть на Аляску привели Шелихова к мысли о необходимости
 создания на Аляске постоянных поселений и монопольной компании. Проекты Шелихова были реализованы с
 образованием в 1799 Российско-Американской компании, в монопольное пользование которой передавались все
 промыслы и ископаемые, находившиеся на северо-восточном берегу Америки от 55ё с. ш. до Берингова пролива, на
 Алеутских, Курильских и др. островах. Компании предоставлялось право осваивать земли, не занятые другими
 державами. Центр русских поселений с о. Кадьяк был перенесен в г. Новый Архангельск (б. Ситка, о. Баранова).
  Первый главный правитель русских поселений в Америке А.А. Баранов добился значительных успехов в
 устройстве и в снабжении продовольствием поселенцев. Был несколько упорядочен пушной промысел, проведен ряд
 опытов по устройству огородов, налажен обмен с местным населением. На Аляске были устроены школа, библиотека,
 ремонтные мастерские, строились суда, имелись кирпичные заводы и пр. Кругосветные экспедиции,
 предпринимавшиеся Российско-Американской компанией (в 1804-40 13 экспедиций), поддерживали регулярную
 связь между Аляской и Россией, корабли компании посещали порты Калифорнии, Гавайские острова, Китай.
 Значительный вклад внесли русские исследователи в изучение Аляски. Особенно велико было значение научных
 экспедиций А. Кашеварова (1838, опись береговой полосы на 30 миль далее мыса Барроу) и Л.А. Загоскина (1842
 44, обследование бассейна Юкона и Кускоквима).
  Интересы Российско-Американской компании подрывались контрабандной торговлей англичан и американцев. В
 1821 указом Александра I иностранным судам было запрещено плавать вдоль берегов русских владений на Аляске.
 Однако под давлением США и Великобритании царское правительство пошло на уступки. Конвенции с США (1824) и
 с Великобританией (1825) предоставили им льготные условия мореходства и торговли. В 1834 Компания Гудзонова
 залива, поддерживаемая английским правительством, сделала попытку закрепиться в пределах русских владений в
 устье р. Стикин. В 1839 конфликт был решен в пользу компании, которая получила в аренду на выгодных условиях
 прибрежную полосу русских владений.
  В марте 1867 имп. Александр II, грубо поправ законы Российской империи, установленные еще Петром I, продал
 Аляску США за 7,2 млн. долларов. Закулисными спонсорами сделки были Ротшильды. В результате этого
 незаконного акта от России была отторгнута территория площадью 1519 тыс. кв. км.
 
  АМВОН. См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
 
  АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ, епископ (ск. 397), происходил из знатной семьи наместника Галлии. Получив
 великолепное юридическое образование, он стал наместником двух областей в Италии Лигурии и Эмилии, хотя и
 жил в Медиолане (совр. Милан). Когда в 374, после смерти еп. Авксентия, св. Амвросий пришел в собор для
 поддержания в нем порядка, народ Божий единодушно воскликнул: Амвросий епископ! По смирению своему,
 святой считал себя недостойным этого и даже бежал из Медиолана. Сам император повелел ему вернуться и стать
 епископом. Святитель тут же раздал все свое немалое состояние на благоустройство храмов Божиих и на пропитание
 сирот и нищих. Сам же он стал вести подлинно подвижнический образ жизни, за что Господь наградил его даром
 чудотворений. Святитель не боялся светских властей и даже самого императора, наложив на него епитимию
 (церковное наказание). Свт. Медиоланский известен и как автор многих замечательных богословских трудов, а также
 богослужебных текстов. Из них наиболее широко известен гимн Тебе, Бога, хвалим . Память свт. Амвросию
 отмечается 7/20 декабря.
 
  АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ, преподобный (21.11.1812-10.10.1891). Св. Амвросий родился в с. Большие
 Липовицы Тамбовской губернии. Его мирское имя было Александр Михайлович Гренков. По окончании Тамбовской
 семинарии Александр был назначен учителем в Липецкое духовное училище. Во время тяжелой болезни, находясь
 при смерти, Александр дал Господу обет принять иночество и выздоровел. Осенью 1839 он поступил послушником
 в Козельскую Введенскую Оптину пустынь в Калужской губ. Это было время возрождения старчества. Через
 послушание наставники-старцы вели своих духовных детей к спасению души. В 1842 Александр принял монашество с
 именем Амвросий, а через три года был рукоположен в иеромонахи. Более двадцати лет св. Амвросий прислуживал
 старцам Оптиной пустыни, совершенствуясь в послушании и духовной мудрости. В 1860 он принял на себя трудный
 подвиг старчества. За духовной помощью и наставлениями к св. Амвросию приходили люди всех сословий и званий
 со всей России. В Оптину пустынь приезжали B.C. Соловьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Сила святого старца
 заключалась в его всеобъемлющей любви, смирении и совершенном незлобии. Св. Амвросий был удостоен от
 Господа дара прозорливости часто он рассказывал пришедшим к нему паломникам, которых он видел впервые, о
 событиях из их жизни. По его благословению было создано несколько женских иноческих обителей, в том числе и
 особо любимый им Шамординский монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери. Старец причислен к лику
 святых Собором Русской Православной Церкви в 1988. В этом же году состоялось и обретение мощей св. Амвросия,
 старца Оптинского. Память прп. Амвросию отмечается 10/23 октября и 3/16 октября (обретение мощей).
 
  АМУР (монг.: Хара-Мурэн, кит.: Хэйлунцзян), река в Восточной Азии. Бассейн Амура расположен на территории
 трех государств России (Читинская, Амурская области, Хабаровский край), Китая и Монголии. Образуется
 слиянием рек Шилка и Аргунь. Впадает в Амурский лиман Охотского моря. Длина 2824 км (от истока Аргуни 4440
 км).
  Первые русские появились на Амуре в 1644, когда из Якутска через Лену, Алдан и Зею пришла партия казаков под
 начальством В. Пояркова. В 1649 51 Е. П. Хабаров совершил поход на Амур и в Приамурье. В 1849 55 низовья
 реки подробно исследовались капитаном Г. И. Невельским.
 
  АМУРСКИЙ ЗАЛИВ, внутренний залив у северо-западного берега залива Петра Великого (Японское море).
 Длина ок. 65 км, ширина 9 20 км, глубина до 20 м. Зимой замерзает. На берегу Амурского залива (бухта Золотой
 Рог) город и порт Владивосток.
 
  АНАЛОЙ. См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
 
  АНАСТАСИЯ, великомученица (ск. ок. 304). За подвиг наставления, укрепления в христианской вере, за
 служение узникам-христианам, за врачевание их духовное и телесное вмц. Анастасия названа Узорешительницей.
 Родилась она в Риме. Отец ее был язычником, мать тайной христианкой. Против воли отец выдал ее замуж, но
 святая, желая быть невестой Христовой, под предлогом вымышленной болезни сохранила девство. Переодевшись
 нищенкой, она посещала темницы: кормила, лечила, часто выкупала узников, страдающих за веру во Христа. Муж,
 узнав об этом, подверг жену истязаниям и запер дома. После внезапной кончины мужа св. Анастасия отдала свое
 имущество нищим и стала странствовать по свету, везде помогая мученикам за веру. Св. Анастасии угрожали
 пытками, отвращали от подвижнической жизни предложениями богатства и роскоши. Один из капитолийских жрецов
 пытался осквернить чистоту девушки, но из всех этих испытаний она выходила с честью и продолжала свое служение
 Христу. Вскоре она была приговорена к голодной смерти. Но шестьдесят дней, проведенных без пищи, не причинили
 св. Анастасии никакого вреда. Тогда ее решили утопить вместе с преступниками, просверлив днище корабля,
 выведенного в открытое море. Однако корабль, словно внемля молитвам праведницы, благополучно пристал к берегу.
 Выйдя на сушу, чудом спасенные 120 человек уверовали во Христа и приняли крещение. Потом они все были
 выслежены, схвачены и преданы смерти.
  Память вмц. Анастасии отмечается 22 декабря/4 января.
 
  АНАТОЛИЙ МЛАДШИЙ (в миру Александр Потапов), преподобный оптинский старец (30.07.1855-
 12.08.1922).
  С юных лет прп. Анатолий стремился к духовной жизни, но мать не отпускала его в монастырь, и только после ее
 смерти 15 февраля 1885 пришел в Оптину пустынь калужский приказчик Александр Потапов. Вскоре брата
 Александра благословили быть келейником у прп. старца Амвросия. Уже в эту пору открылся у прп. Анатолия дар
 любви, сострадания, прозорливости.
  Приняв монашеский постриг 3 июня 1895, он постепенно входил в старческий труд и после кончины старцев прп.
 Иосифа и прп. Варсонофия вместе с прп. Нектарием стал продолжателем старческого духовного делания. Старцы не
 отвергают никого, но так уж сложилось, что к прп. Нектарию стремились монашествующие и интеллигенция, а к прп.
 Анатолию шел простой люд со своими хлопотами и жалобами, скорбями и болезнями.
  Всегда смиренный и никогда не унывающий в народе его ласково называли утешителем , а еще вторым
 Серафимом . И действительно, та же любовь, радостный и светлый лик, всего несколько мудрых слов, простой
 подарок, а главное совершенно особая атмосфера, царившая вокруг старца, оказавшись в которой человек
 чувствовал себя как бы побывавшим под благодатным золотым дождем .
  Прп. Анатолий любил Россию, русский народ и предсказывал: Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Но
 ведь и на щепках, и на обломках люди спасаются. Не все погибнут... А потом будет явлено великое чудо Божие, и все
 щепки и обломки соберутся и соединятся, и снова явится великий корабль во всей своей красе! И пойдет он путем,
 Богом предназначенным! Но сначала Оптиной и ее последним старцам предстояло вместе с Россией взойти на свою
 Голгофу. Прп. Анатолий писал одному из духовных чад, готовя к предстоящему: Бойся Господа, сын мой, бойся
 потерять уготованный тебе венец, стой в вере и, если нужно, терпи изгнание и другие скорби, ибо с тобой будет
 Господь .
  29 июля 1922 в монастырь нагрянула комиссия ГПУ. Начались допросы. Готовились к аресту умирающего старца.
 Он не противился, только попросил себе отсрочки на сутки, чтобы приготовиться. Келейнику отцу Варнаве грубо
 приказали к завтрашнему утру приготовить старца к отъезду. Воцарилась тишина, старец стал готовиться в путь.
  Ночью ему стало худо. Позвали доктора, но тот не нашел ничего, угрожающего жизни. Под утро келейник нашел
 старца стоящим на коленях. Войдя в келью через несколько минут, о. Варнава понял, что старец Анатолий тихо
 отошел ко Господу.
  Наутро приехала комиссия. Вышли из машины: Старец готов Да, готов , ответил о. Варнава. И впустил
 их в келью. Там, на столе, в гробу лежал приготовившийся почивший старец. Честна пред Господем смерть
 преподобных Его (Пс. 115: 6).
  Его погребли возле могилки прп. Амвросия, на том самом месте, где он долго стоял за две недели до смерти,
 повторяя: А тут ведь вполне можно положить еще одного. Как раз место для одной могилки. Да-да, как раз...
  Положись на волю Господню, и Господь не посрамит тебя... Пред кончиною своею будешь благодарить Бога не за
 радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче
 будет душа твоя возноситься к Богу так учил своих чад прп. Анатолий и жизнью своей, и блаженной кончиной.
 
  АНАТОЛИЙ СТАРШИЙ (в миру Алексей Моисеевич Зерцалов), преподобный оптинский старец (24.03/
 06.04.1824-25.01/7.02.1894). Родился в семье диакона, служившего в храме с. Бобыли Калужской губ. Родители
 воспитывали сына в строгости и благочестии, надеясь, что со временем он выберет путь служения Богу.
  После окончания Калужской духовной семинарии Алексей поступил на службу в Казенную палату, но вскоре
 тяжело заболел. В те времена чахотка считалась болезнью смертельной, и Алексей дал обет: если исцелит его
 Господь, то примет он монашеский постриг.
  Господь даровал ему жизнь, и вскоре, в июле 1853, испросив родительского благословения, пришел он в Оптину
 пустынь. Старец Макарий сказал матери будущего инока: Благословенна ты, добрая женщина, на такой хороший
 путь отпустила сына! С этого дня прп. старец Макарий стал руководить духовной жизнью молодого послушника. Со
 временем, предчувствуя приближение немощей и кончины, благословил обращаться за советом к прп. старцу
 Амвросию.
  17 ноября 1862 брат Алексей был пострижен в мантию с именем Анатолия. К этому времени он был уже на
 послушании у прп. Амвросия. Позднее прп. Амвросий выпросил Анатолия себе сначала в помощники, потом в
 благочинные скита. А с 1874 принял прп. Анатолий должность скитоначальника. Ему же поручил старец Амвросий и
 окормление новосозданной Шамординской женской обители. Прп. Амвросий не раз говорил сестрам: Я редко беру
 вас к себе (на беседу), потому что я за вас спокоен: вы с отцом Анатолием .
  О великой силе молитвы старца Анатолия свидетельствовал сам прп. старец Амвросий: Ему такая дана молитва и
 благодать, какая единому из тысячи дается . С особой любовью говорил прп. Анатолий о молитве Иисусовой, говорил
 о том, что истинная молитва должна рождаться не под впечатлением хорошего чтения и пения, а быть плодом
 великого труда, дерзновения и любви к Богу.
  Прп. Анатолий обладал всей полнотой даров Святого Духа: даром прозорливости и духовного рассуждения,
 исцеления душевных и телесных недугов. Несколькими словами, исполненными любви и духовного опыта, он умел
 утешить скорбящую душу, осторожно предупредить о грядущих испытаниях, подготовить к близкой смерти.
  Кончина старца Амвросия подорвала здоровье его любимого ученика: так глубоко и тяжело переживал он свое
 сиротство, что овладел им смертельный недуг.
  Прп. Анатолий начал угасать. Кротко и смиренно переносил он болезнь. 15 декабря 1893 он тайно принял схиму.
 Прп. Анатолий тихо почил во время чтения отходной. Он был погребен у стен Введенского собора, рядом с
 любимыми своими учителями и наставниками.
 
  АНАФЕМА, отлучение в древней христианской церкви отвергающих и извращающих коренные истины веры,
 исключение из общества верующих, удаление от общения с верующими. В таком смысле на соборах объявлялась
 анафема или отлучение еретикам и нераскаянным грешникам. В православной церкви обряд отлучения таковых
 совершается в Неделю Православия.
 
  АНГАРА, река, правый, самый многоводный приток Енисея, в Иркутской обл. и Красноярском крае. Длина 1779
 км, пл. бассейна 1040 тыс. кв. км. Вытекает из Байкала, течет по южной части Среднесибирского плоскогорья.
 
  АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ. По словам Спасителя, Ангел Хранитель дается каждому человеку при рождении. Он
 состоит при своем питомце неотлучно всю жизнь и принимает его душу при кончине. Имя святого покровителя дается
 при крещении по выбору людей, а Ангел Хранитель дается Господом Богом. Русские называют день своих именин
  днем Ангела , ассимилируя, таким образом, имя своего святого покровителя с Ангелом Хранителем. Так, например,
 в описи икон, по смерти царя Алексея Михайловича, образ св. Алексея, человека Божьего, его покровителя, значится
  иконой Ангела Царя .
  По апокрифическому видению апостола Павла, Ангелы Хранители летят при восходе солнца к престолу Божьему,
 неся свитки с записью деяний своих питомцев. Ангел праведного ликует, Ангел грешника скорбит. Ему Господь Бог
 говорит: Не печалься и не оставляй грешника, когда-нибудь он раскается .
  Икона Ангела Хранителя с Деяниями показывает заботу Ангела о своем питомце. В среднем поясе иконы
 человек изображен у себя дома днем за чтением книги. Ангел Хранитель стоит над ним с крестом и мечом, отгоняя от
 него зло. Ночью видно, как человек спит спокойно под той же неустанной стражей. В верхней части иконы
 изображена Святая Троица и перед Ней двое коленопреклоненных людей отдают свои души, исходящие из их уст. Тут
 же Ангел Хранитель приносит к престолу Божьему душу праведного питомца, окруженную сиянием святости.
  По славянскому поверью, душа живет в груди и при кончине исходит через дыхательное горло, которое по-
 славянски называется душник . Душа грешника болезненно извлекается через ребра; оба рода исхода души бывают
 изображены в синодиках и в сложных композициях Страшного Суда. Душа всегда изображается в виде младенца
 нагого в знак нового рождения после смерти. На отпевании поется: нагим родился, нагим отыдеши .
  Исключение в изображение души делается для Богоматери. На иконах Успения Христос держит душу
 Богоматери, спеленутую, т. к., по словам Св. Писания, И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый, виссон
 же есть праведность святых .
 
  АНГЕЛЫ, сотворенные Богом высшие бесплотные духовные существа, одаренные высшим разумом, свободной
 волей и большим могуществом, всегда предстоящие перед Престолом Божьим, служащие Богу и прославляющие Его,
 и посылаемые в служении спасению людей.
  Ангелы принимают участие в главных событиях Священного Писания и потому изображены почти на всех иконах.
 Архангел благовествует Деве Марии Воплощение Спасителя, сонм Ангелов поет Рождество Христово, при Крещении
 Спасителя Ангелы держат Его одежды, Ангелы несут Орудия Страстей, предвозвещая Искупительную Жертву, и
 витают скорбя у Распятия. Ангел возвещает св. женам Воскресение, Ангелы возносят Христа на небо, предстоят при
 Успении Богоматери и принимают участие в Страшном Суде.
  Ангелы, по видениям Пророков, пишутся с крыльями, в длинных одеждах или в царском одеянии, в священном
 облачении и воинских доспехах. В их кудрявых волосах продета лента (слухи), концы которой свободно развеваются.
 Ангелы на иконах усугубляют представление о небесном явлении, и их полет дает чувство воздушного пространства и
 беспредельности.
  Откуда черпал русский иконописец сведения об Ангелах В Иконописном Подлиннике он находил лишь краткое
 указание, что Ангелы юноши неописуемой красоты , сведения о расцветке их одеяний и о стиле волос. О
 сотворении Ангелов не говорится в Библии при перечислении дней Творения и сказано лишь, что при изгнании
 Прародителей из Рая Господь поставил Херувима на Восток от сада (Быт. 3: 24). В некоторых апокрифических
 сказаниях сотворение Ангелов помещается в первый день, в других в третий день, тогда как Книга Небеси и
 Земли , или Палея , т. е. Сборник библейских текстов от Бытия до Царя Давида, устанавливает сотворение Ангелов
 одновременно с небесными светилами в четвертый день Творения при общем ликовании утренних звезд (Иов 38: 7),
 что совпадает с учением Катехизиса.
  Из Св. Писания известно, что Ангелы духи, они принимают человеческий образ в соприкосновении с видимым
 миром, что они бессмертны, бесчисленны, святы, мудры, воинственны, целители, каратели, покровители, наставники
 и приставлены к человеку со дня его рождения до смерти.
  На основании этих данных, св. Дионисий Псевдоареопагит распределил Небесные Силы на Девять Чинов
 Ангельских по их отличительным свойствам:
  Серафимы Премудрость Божья, они сапфиро-синие,
  Херувимы пламя и любовь, они алые,
  Господства покровительствуют народам, они облачены дьяконами,
  Власти повелевают стихиями, они в коронах,
  Силы выполняют Божьи повеления, на них военные доспехи,
  Престолы судят, их облачение епископское, они держат книги,
  Начала творят чудеса, они держат Печать Бога Живого ,
  Архангелы благовестители, предстоят перед престолом Бога,
  Ангелы Хранители держат свитки с записью деяний своих питомцев, за которых они ответственны.
  Четырьмя каноническими Архангелами являются: Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. К ним добавляются в
  Палее еще три Архангела: Самаил, Рагуил и Варнафаил, доводя таким образом число Архангелов до семи,
 которые, по Откровению св. Иоанна Богослова, предстоят перед престолом Божьим.
  На иконах и росписях Архангелы изображаются следующим образом: Архангел Самаил, который следит за
 молитвами вселенной, стоит скрестив руки на груди в созерцании и с потупленным взором; Архангел Рагуил карает и
 вдохновляет людей он держит корону и бич; Архангел Варнафаил следит за произрастанием и изобилием плодов
 земных он держит сноп цветов; Архангел Рафаил целитель, в его руке алебастр с лекарством и рыба, его
 сопровождает Тобий, отца которого он вылечил рыбьей печенью от слепоты; Архангел Уриил свет и огонь, он
 воспламеняет сердца людей божественной любовью и держит горящий факел; Архангел Гавриил благовеститсль,
 он несет фонарь и пальмовую ветвь; Архангел Михаил самый великий из всех Архангелов, по словам Пророка
 Даниила (Дан. 10: 13). Он Архистратиг, начальник Небесного Войска, побеждает и низвергает сатану (Апок. 12: 9) и
 потому часто изображается в военных доспехах.
  Архангел Михаил пользовался особым почитанием на Руси, о чем свидетельствует множество церквей,
 посвященных его имени. Он покровитель Киева, древней Русской столицы, его изображение встречается на военных
 доспехах, знаменах, монетах и княжеских гербах Рюриковичей, потомков Киевских правителей. В 1808 был найден во
 Владимирских лесах шлем вел. кн. Ярослава Всеволодовича (XIII в.); на нем изображен Архангел Михаил и читается
 надпись: Великий Архистратиг Архангеле Михаиле, помози рабу твоему . Царь Иван Васильевич Грозный в своей
 переписке с князем Курбским пишет, что образ Михаила Архангела на военных знаменах лучший знак победы
 над неверными .
  Архангел Михаил заступник и защитник; молитва, обращенная к нему в Требнике XVI в., гласит: Святой
 Михаиле, огради мя от зла .
  По древним повериям, Ангелы и Архангелы покровительствуют не только людям, но и зверям и животным. Так, во
 Второй книге Видения Гермеса говорится об Ангеле зверей по имени Фегри . Ориген называет Ангела следящим за
 рождением зверей . В средневековой апокрифической литературе рассказано, как св. Варфоломей просил Бога
 показать ему Ангела коров и получил ответ: Имя ему Тутель, напиши его имя на доске и повесь для защиты зверей
 в стойло .
  Архангелу Михаилу в греческих и славянских легендах приписывается пленение черной силы, вредящей скоту, с
 запретом ей проникать в стойла. В русских деревнях служился благодарственный молебен 2 сентября Архангелу
 Михаилу за то, что он дал оградительную молитву пастуху, св. Мамасу Каппадокийскому против падежа скота и,
 главное, лошадей.
  Русский земледелец особенно ценил в хозяйстве свою лошадь и для ее предохранения от падежа прибегал с верой
 к чудодейственной силе Архангела Михаила. Икона свв. Флора и Лавра была широко распространена среди
 земледельцев. Первая икона этой чисто русской композиции появилась в Новгороде в XIV в. На древней иконе
 надпись стерта от времени, но более поздние иконы ее повторяют: Архангел Михаил вручает табун свв. Флору и
 Лавру , и на иконе Архангел Михаил, держа за поводья лошадей, передает их под защиту святых целителей.
  Н.Ш.
 
  АНДРЕЕВСКАЯ пустынь. См.: СОЛОВЕЦКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь.
 
  АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ, святой (ок. 1110-1174), внук Владимира Мономаха, второй сын Юрия Долгорукого.
 Когда умер его дед, Андрею было около пятнадцати лет, и он, несмотря на то что жил большей частью в Ростово-
 Суздальских краях, вполне мог слышать наставления Мономаха или читать их. Отношение к власти как к личной
 религиозной обязанности утверждалось трудно, взламывая многовековую привычку князей глядеть на Русскую землю
 как на совместное владение всего княжеского рода Рюриковичей.
  При таком порядке старший в роде одновременно являлся вел. князем и сидел на старшем Киевском столе.
 Остальные владели княжествами менее значительными в зависимости от степени своего старшинства. Внутри
 княжеского рода при этом не было места государственным отношениям они принимали чисто семейный характер.
 Князь никак не был связан со своими временными подданными. Он знал: умрет Киевский вел. князь его
 достоинство вместе с престолом перейдет к следующему за ним по старшинству члену рода, и это вызовет
 перемещение остальных князей в те уделы, которые теперь соответствуют степени их старшинства. Новое положение
 будет сохраняться до тех пор, пока жив новый глава рода. Затем новая передвижка. Такой порядок был неудобен и
 сложен из-за вечных споров по поводу старшинства и попыток не в очередь занять тот или иной стол.
  Так, молодость св. Андрея омрачилась спорами отца его, Юрия, со своим братом Мстиславом за великое Киевское
 княжение. Св. Мстислав был старшим и имел все права на него, но честолюбие и неуживчивый нрав Юрия толкали
 его к распре, тем более что кротость брата он принимал за слабость или робость.
  Св. Андрей Боголюбский видел настоятельную необходимость сломать, упразднить этот родовой строй с тем,

<< Пред.           стр. 7 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу