<< Пред.           стр. 73 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 Еву у древа Добра и Зла. По библейскому тексту, вкусивши запретный плод, скрылся Адам и жена его от лица
 Господа Бога между деревьями рая (Быт. 3:8), и на иконе они видны сидящими среди ветвей. Изгнание из рая
 изображено закрытой преградой с Херувимом и поставил Господь херувима на Восток от сада (Быт. 3: 24).
  Земная жизнь прародителей, в противоположность цветущему раю, выделяется в мрачном, извилистом
 обрамлении. Четыре Ангела, стоящие, по Апокалипсису, на четырех углах земли и держащие ветры (Ап. 7: 1),
 дуют с севера, юга, востока и запада. Земное пространство заполнено скалистыми горами и зверьми. Архангел
 Михаил стоит перед Адамом и Евой и обучает их добыванию пищи и защите от зверей. Эта деталь основана на
 апокрифическом Исповедании Евы . Дьявол стоит за спиной Каина и наталкивает его на убийство Авеля. Адам и
 Ева оплакивают сына.
  Первый грех на земле рождает первое преступление, первое преступление первую смерть.
  Икона Ветхозаветной Троицы изображает гостеприимство Авраама: Трех ангелов под дубом Мамврийским. По
 библейскому тексту, И явился ему Господь у дуба Мамре (Быт. 18: 1). Авраам возвел очи и вот видит: три мужа
 стоят против него. Авраам обращается только к одному из них, говоря: Владыко, если я обрел благоволение пред
 очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего (Быт. 18: 3). Когда, после трапезы, два ангела отошли к Содому,
 Авраам еще стоял пред лицем Господа (Быт. 18: 22), иными словами перед третьим ангелом. Во время беседы с
 ним Авраам называет его судьей всей земли и Владыкой . Библейское повествование заканчивается словами: И
 пошел Господь, перестав говорить с Авраамом . По тексту ясно, что Аврааму явился Господь в сопровождении
 двух ангелов. Однако существует различное толкование о том, кого олицетворяют Три Ангела Гостеприимства
 Авраама. Католики не признают Трех Ангелов Гостеприимства Авраама как Святую Троицу. Св. Августин
 говорит, что нельзя сомневаться в том, что три мужа были Ангелами, хотя некоторые уверяют, что один из них
 был Христос . Основанием этого толкования берутся слова апостола Павла: Страннолюбия не забывайте; ибо
 чрез него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр. 13: 2). Однако эти слова более относятся к
 гостеприимству Лота, который принял двух ангелов, отошедших от Авраама в Содом: И пришли два Ангела в
 Содом вечером... Лот увидел, и встал, поклонился лицем до земли. И сказал: государи мои! зайдите в дом раба
 вашего (Быт. 19: 1-3).
  Православная Церковь, придерживаясь точного библейского текста, принимает толкование св. Иринея,
 Юстиниана Философа, св. Афанасия Александрийского и других святых отцов в том, что явление Аврааму трех
 ангелов есть явление Святой Троицы в лице Христа Спасителя, Ангела Великого Совета, в сопровождении двух
 ангелов. Св. Иоанн Дамаскин в своем Слове в защиту икон говорит: Образ Сына есть образ Отца и Святой Дух
 есть образ Сына , т.е. в лице Спасителя явлены все Три Ипостаси. Мы встречаем на так называемом
 Иерусалимском кресте новгородской работы XIII в. надпись Отец, Сын, Дух Святой над распятым Христом
 Спасителем. Дидрон в своей Христианской Иконографии пишет: Един Господь в Трех Лицах, перед которым
 Авраам пал ниц .
  На иконе Ветхозаветной Троицы три ангела восседают за трапезой. На более ранних иконах XV в. средний
 ангел особо выделяется, возвышаясь над остальными. Крылья его широко расправлены, голова окружена
 крещатым сиянием, одной рукой он благословляет, а другой держит свиток. Над ним надпись Св. Троица , за ним
 виден дуб Мамврийский. На трапезе стоит Чаша с Агнцем и треугольники хлеба, символ Евхаристического Хлеба
 и Искупительной Жертвы Христа Спасителя, в которой все Три Лица Св. Троицы принимали участие: Христос
 Крестным страданием, Бог Отец завещанием (Лк. 22: 29) и Св. Дух соучастием (Евр. 9: 14). Русский митр.
 Константин на Соборе 1156 в Константинополе доказал, что в Жертве Искупления принимали участие все Три
 Лица Св. Троицы и потому Евхаристическое Приношение на Божественной Литургии посвящается в одинаковой
 мере Отцу, Сыну и Св. Духу.
  В XV в. Андрей Рублев, монах Троице-Сергиевской лавры, создал исключительно вдохновенный и
 гармонический образ трех ангелов Святой Троицы, сохраняя учение Православной Церкви. Он слегка возвысил
 среднего ангела над остальными и отличил Его одеянием, присущим Спасителю, возложил Его благословляющую
 десницу над Чашей с Агнцем и благостно склонил Его главу в беседе со спутниками. В XVI в. рублевская Троица
 была избрана Стоглавым Собором 1554 образцом для изображения Святой Троицы в лице трех ангелов.
  Вопрос о единосущности и нераздельности Святой Троицы был особой важности в XVI в. при возникновении
 жидовствующей ереси, отрицающей божественность Христа, нераздельность Св. Троицы и почитание икон. В
 опровержение ереси избранными священными изображениями были иконы Святой Троицы, утверждающие
 божественность Христа Спасителя и нераздельность Святой Троицы, и Нерукотворный Спас (Убрус) образ,
 чудесно созданный самим Христом и этим утверждающий иконопочитание. Потому с того времени, по
 предписанию Церкви, в верхнем поясе каждой иконы и каждого Распятия полагалось изображать добавочно, в
 миниатюрном виде, тот или другой образ.
  Ко времени борьбы с жидовствующими относится необычное изображение ангела с тремя головами. В
 западном искусстве встречаются трехголовые изображения XIV XVI вв., но в русской иконописи подобные
 образы избегались. Ангел стоит во весь рост с широко расправленными крыльями, лик его юношеский, средняя
 голова окружена крещатым сиянием с предписанными буквами для сияния Спасителя Аз есмь Сущий . Две
 добавочные головы исходят по сторонам среднего ангела. Их головы окружены сиянием с буквами Ис.Хр. Ангел
 держит мерило с насаженной на конце отрубленной головой. Другой рукой он указывает на разодранное одеяние и
 на образ Нерукотворного Спаса.
  Судя по надписи, образ должен изображать Видение св. Петра Александрийского , но обычно оно передается
 в совершенно иной композиции. Св. Петр Александрийский боролся в IV в. с ересью Ария, схожей с ересью
 жидовствующих в XV в. За выступление против Ария св. Петр Александрийский был заточен в темницу, где
 явился ему Христос в разодранном одеянии. Русский иконописец сопоставил обе схожие ереси, отделенные друг
 от друга веками, и на полях изображения трехглавого ангела воспроизвел вопросы св. Петра и ответы Спасителя:
  Кто разодра Ти, Господи, ризу Арий безумный, того не примите в общение . На верхнем поле надпись
 выражает главную суть изображения: Видение в Трех Лицах, в Отчем, в Сыновьем и Св. Дусе, Троице
 нераздельной преславно величаем .
  Христос-Ангел, изображенный с тремя головами, является в сокращенном виде образом Ветхозаветной Троицы
 Гостеприимства Авраама, утверждающим нераздельность Троицы и божественность Христа, в лице которого
 явлены Три Ипостаси. Разорванные ризы обозначают еретические раздоры, от которых страдает Спаситель.
  Нерукотворный Спас , на которого указывает ангел, утверждает иконопочитание. Об этом свидетельствует
 изображение VII Вселенского Собора, на котором было восстановлено иконопочитание и на изображении которого
 один из Отцов Церкви держит перед собой Нерукотворный Спас с надписью: Против иконоборцев,
 отрицающих почитание икон . Образ Нерукотворного Спаса без убруса, т.е. обычного плата, на котором он
 изображен, встречается и на других изображениях, как, например, убрус Успенского собора в Москве.
  Отрубленная голова на конце мерила ангела обозначает, весьма возможно, казнь еретика Ария, осужденного на
 Никейском Вселенском Соборе в 325.
  Н.Ш.
 
  ИИСУСОВА МОЛИТВА: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя. Древнейшая христианская
 молитва. Об этом говорят прп. Исихий Иерусалимский (V в.) и другие древние отцы. На это указывает и И.В.
 Киреевский в письме (1855) к старцу Макарию Оптинскому. По причине того, что некоторые из западных
 отвергают древность этой молитвы (Иисусовой непрестанной), не худо было бы во всех древних отцах указать на
 те места, которые прямо или подразумительно к ней относятся . Киреевский находит у Варсонофия Великого (VI
 в.) в ответе 39-м совет о творении Иисусовой молитвы. В 126 она приводится полностью: Г. И. X. С. Б. помилуй
 мя . 423: Непрерывное именование Бога есть не только врачевание страстей, но и деяние, и как лекарство
 действует на больного непонятным для него образом, так и призывание Имени Божия убивает страсти образом,
 нам неведомым . 424: Имя Иисуса должно призывать не только во время искушений, ибо непрестанное
 призывание Имени Божия есть собственно молитва . 425: Призывание имени Божия отгоняет злые помыслы,
 возникающие во время псалмопения, или молитвы, или чтения. Молитва Иисусова не должна останавливаться во
 время произнесения других молитв. Об этом, в частности, говорил о. Серафим Саровский .
  429: Не только призывание имени Божия устами, но и воспоминание Его в сердце та же молитва, ибо Бог
 сердцеведец и внимает сердцу .
  Действие Имени Божия в молитве уясняется из православного учения об Именах Божиих:
  1. Имя Божие свято и достопоклоняемо, и вожделенно, потому что оно служит для нас словесным
 обозначением самого превожделенного и святейшего Существа Бога, Источника всяких благ. Имя это
 божественно, потому что открыто нам Богом, говорит нам о Боге, возносит наш ум к Богу и пр. В молитве
 (особенно Иисусовой) Имя Божие и Сам Бог сознаются нами нераздельно, как бы отождествляются, даже не могут
 и не должны быть отделены и противопоставлены одно другому, но это только в молитве и только для нашего
 сердца, в богословствовании же, как и на деле, Имя Божие есть только имя, а не Сам Бог и не Его свойство,
 название предмета, а не сам предмет, и потому не может быть признано или называемо ни Богом (что было бы
 бессмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что оно не есть и энергия Божия.
  2. Имя Божие, когда произносится в молитве с верою, может творить и чудеса, но не само собою, не вследствие
 некоей навсегда как бы заключенной в нем или к нему прикрепленной Божественной силы, которая бы
 действовала уже механически, а так, что Господь, видя веру нашу (Мф. 9: 2) и в силу Своего неложного
 обещания, посылает Свою благодать и ею совершает чудо.
  И. Концевич
 
  ИКОНА (греч.: портрет, образ, изображение), живописное и рельефное изображение Второго Лица Св.
 Троицы, Бога-Сына, а также Божией Матери и святых.
  Икона отличается от западной религиозной живописи тем, что икона не портрет и не картина. По учению св.
 Отцов, икона небесное явление и подобие Божественного. В ней нет ничего мирского и телесного, ее
 отвлеченные образы являют тайну невидимого. На иконе пишутся не лица, а лики , черты нереальны, глубокий
 взгляд расширенных глаз придает им выражение строгого, благого покоя и безболезненной печали, далекой от
 мирской суеты. Святые движутся и живут на отвлеченном золотом фоне в присутствии ангелов или в окружении
 сказочных гор, невиданных растений и райских цветов. Условное положение рук обозначает удивление, молчание,
 печаль и молитву. Перспектива, по мирским понятиям, отсутствует, архитектура орнаментальна, прозрачные
 здания позволяют видеть одновременно внешние их очертания и внутреннее убранство. Фронтон обозначает целое
 здание, отдельное строение целый город. Кусок ткани, перекинутый с одной части здания на другую, указывает
 на действие, происходящее внутри помещения. Природа использована для усиления движения и выражения
 чувств. Например, на фоне иконы Положение во Гроб (XV в.) очертание двух скалистых гор повторяют жест
 отчаяния поднятых рук одной из св. жен. На иконе Вход в Иерусалим (XV в.) наклоненное дерево указывает
 движение Христа по направлению к городу, а опущенная голова осляти дает понятие о спуске Христа с Елеонской
 горы. На некоторых иконах для указания действия и движения та же фигура повторяется несколько раз, как,
 например, на сложных композициях Воскресения Христова, где Спаситель изображен несколько раз: воскресшим,
 сходящим во ад и ведущим праведных в рай. Или на иконе Благовещения, где Архангел Гавриил виден дважды:
 слетевшим с неба и благовествующим Богоматери.
  Икона прибыла на Русь сложившейся догматически и по своему духовно-религиозному содержанию, и по
 художественному письму. По постановлению Отцов Церкви, икона не может быть домыслом личных религиозных
 воззрений художника и плодом его благочестивого воображения. На иконе каждая деталь должна быть основана на
 Священном Писании, Священном Предании и источниках, одобренных Церковью. Для руководства иконописца
 существует иконописный подлинник, который в схематических рисунках передает неизменную сущность каждой
 композиции. Первоначальный подлинник был византийским, в XVI в. появляется первый русский подлинник
 Софийский, позднее, в XVII в., Строгановский и Сийский.
  Русский иконописный Подлинник давал, помимо основной схемы иконы, материл для руководства и
 вдохновения иконописца. В приложении перечислялись принятые Церковью благочестивые легенды (апокрифы),
 справки о Житиях святых, описание видений, чудотворных икон, слова песнопений, молитв, разъяснение символов
 и греческих аллегорий, давались справки о важных исторических событиях, указывались одеяния святых и их
  атрибуты отличия . В требуемых Церковью отвлеченных образах святых атрибуты , установленные каждому,
 помогали к их опознанию: мученики держат крест или орудие мученичества, епископы Евангелие, пророки
 свитки, строители церквей и монастырей модели зданий, святые врачи, как св. Пантелеймон, свв. Косма и
 Дамиан, держат ларец с лекарствами и лжицу. Все святые пишутся с бородами, кроме ангелов, которые, по словам
 Подлинника, юноши неописуемой красоты ; то же и святые, умершие в юном возрасте, как св. Георгий
 Победоносец, св. Димитрий Солунский, св. кн. Глеб и св. Иоанн Богослов, бывший юным при земной жизни
 Христа.
  Борода, по древним понятиям, была признаком особого уважения и благолепия. Еще в н. XVIII в. русский
 патриарх Адриан напоминает в своем Слове о брадобритии , что Бог мужа сотвори и жену, положив между
 ними знамение: мужу убо благолепие, яко начальнику, браду израсти, жене оного благолепия не даде, яко да будет
 подчинена, зряще мужа своего красоту . В отличие от святых, бесы пишутся бритыми, кроме сатаны, их
 начальника.
  Стиль бороды и волос в сочетании с атрибутом создал определенный тип каждого святого, по которому он
 узнается до наших дней. Например, св. Николай Чудотворец пишется в епископском облачении, держащим
 Евангелие, как изображаются и другие святые епископы, но отличается он от них и узнается по указанному в
 Подлиннике стилю волос и бороды: борода средняя, сед, взлысина .
  Существует распространенное мнение, что иконописный Подлинник ограничивал творчество художника и
 препятствовал развитию искусства, но образцы давали лишь схему неизменной догматической сущности, и
 иконописец заполнял контуры по своему умению, выбирая и расцветку по личному усмотрению. Он мог от себя
 добавить архитектурные детали, увеличить число ангелов и второстепенных фигур, украшать пейзаж растениями и
 цветами, не изменяя, однако, основной схемы. Новые композиции выдающихся мастеров, по принятии их
 Церковью, включались в иконописный Подлинник или распространялись в точной прорези.
  Иконописцы были обычно монахи и приступали к работе с постом и молитвой. В ней они просили полета в
 высоту и дерзновения видеть свет неприступный сокровищ славы Премудрости Божьей . Еще в 1554 на
 Стоглавом Соборе напоминается иконописцу быть смиренным, кротким, благочестивой жизни, догадками
 Божества не описывать, добавляя: не всякому иконописцем быть (Стогл. Собор, гл. 143).
  Икона пишется на дереве, на липовой или кипарисной доске. Кресты и складни вырабатываются на металле,
 украшаются эмалью и рельефными изображениями. Иконы малого размера бывают из глины, кости, меди, серебра
 и золота. Доска иконы, в предотвращение выгиба, при сырости или жаре, скрепляется шпонками , т.е. кусками
 дерева, врезанного поперек с обратной стороны. Середина доски, предназначенная для росписи, слегка
 выдалбливается, и, таким образом, края становятся подобием обрамления, т.к. для иконы не полагается ни рамы,
 ни стекла.
  Заготовляется доска покрытием алебастра, разведенного на жидком клею, иногда грунтовка накладывается на
 так называемую поволоку т.е. на кусок полотна, прилаженного к доске. В старину краски в порошке
 растирались на воде или квасе, с добавлением яичного желтка. В настоящее время пользуются клеевой краской
  темпера . Употребление масляных красок для писания священных изображений воспрещается из-за химического
 состава. Готовая икона покрывается особым лаком олифой .
  Приступая к работе, иконописец начинал с позолоты, и по числу накладываемых листов золота иконы
 назывались пятилистными , шестилистными и т.д. После позолоты писали одеяния и, закончив с деталями,
 лики. Тени на иконе не накладываются в зависимости от внешнего освещения, как на картинах, а вырабатываются
 особой техникой перехода от темных красок к светлым, т.к. по своему замыслу икона освещается не извне, а
 исходящим от нее светом.
  Иконы не подписываются. Иконописец создает их не для личной славы, а во славу Божию. Такие имена, как
 Алипий (XI в.), Андрей Рублев (XV в.), Симон Ушаков (XVII в.) и многие другие, дошли до нас по летописям,
 архивам и патерикам. Сохранение иконописных традиций было делом Церкви и Государства. Лучшие мастера
 созывались в Московский Кремлевский Дворец, и в царских палатах создалась знаменитая Школа царских
 иконописцев.
  С канонизацией Русских Святых устанавливаются в их честь новые праздники, службы, песнопения, особые от
 греческих. На иконах святые Борис и Глеб пишутся в русском платье, воины в русском вооружении, церкви
 уже не Св. София Константинопольская, а Св. София Новгородская или Киевская, Смоленская Одигитрия и
 Псковская Св. Троица. Если угодник был епископом, его житие дает данные для истории города, и на иконе
 встречается древний план города, построенные им монастырь и церкви.
  Русские иконы XVI в. мало осложнялись деталями, тогда как в XVII XVIII вв. появляются чрезмерно сложные
 композиции под влиянием обширной богословской литературы. Через Балканы проникали переводные апокрифы-
 легенды. Многие из них Церковь объявила отреченными книгами , но некоторые принимала, основываясь на
 словах ап. Павла: Итак, братья, стойте и держитесь предания (2 Фес. 2: 15). Некоторые легенды видоизменялись
 в такие чисто русские литературные произведения, как духовные стихи, Голубиная книга . Для ежедневного
 благочестивого чтения вышли сборники многотомного труда митр. Макария (Четьи-Минеи).
  На Древней Руси знали икону, как слова молитвы. Знали так, что малейшее изменение вызывало опасение за
 чистоту веры. Живым свидетельством являются исторические примеры, как известное Дело дьяка Висковатого .
  Дьяк в те времена был чином отличия человека образованного и дипломата, каким был Висковатый при царе
 Иване Васильевиче Грозном. В 1547 при московском пожаре сгорели древние иконы Кремлевского собора, и
 некоторые из них были заменены новыми письма псковских мастеров. Висковатый с группой москвичей-
 единомышленников восстал против непонятных ему икон и подал пространное заявление духовным властям,
 прося разъяснения. Был созван Собор. Этим доказывается важность, которую Церковь придавала подобным
 вопросам. Собор, разобрав до мелочей новые иконы, обосновал каждую деталь на Священном Писании.
 Висковатый принял разъяснение, объявил свое богомудрствование ошибочным и признал псковские иконы
 православными. Эти же иконы привели в недоумение новгородцев, которые обратились за пояснением к ученому
 монаху Отенского монастыря Зиновию. Он ответил им письменно в Истинном Показании , в котором он
 принимал икону Единородный Сыне как православную, но отвергал Распятого Серафима .
  Это знание и понимание икон может быть объяснено воспитанием в Древней Руси до к. XVII в., главным
 двигателем которого было Православие. Иконы находились в каждом доме, будь то боярские хоромы или
 крестьянская изба. Иконы были связаны с важнейшими семейными событиями и умножались из поколения в
 поколение. При рождении ребенка заказывалась именная икона ангела с изображением святого покровителя, имя
 которого дано новорожденному при крещении. В старину эта икона делалась по мерке ребенка и потому
 называлась мерная . При смерти мерная икона клалась на крышку гроба. Жениха и невесту благословляли
 иконами Божьей Матери и Спасителя, сына, призванного на войну, иконой святого воина (св. Георгия
 Победоносца, Димитрия Солунского или Федора Тирона). Болящим дарили образ св. Пантелеймона. Изображения
 святых, имена которых соответствовали именам членов семьи, приписывали на полях икон, или заказывались
 особые семейные иконы с рядами святых. Памятные дни заносились на иконе в изображениях, соответствующих
 церковному календарю, например, если кто родился 25 марта, то образ Благовещения помещался в ряду икон, если
 венчание состоялось 26 августа, в день поминовения св. Наталии, ее образ олицетворял это событие и т.д.
  Со временем иконы стали закрываться металлическими ризами или окладами, сначала в виде обрамления или
 узорчатой серебряной пластинки заполняющей лишь фон иконы, так называемой басмой , слово, принятое от
 татар, которые, собирая пошлину, возили с собой басму , т.е. изображение своего хана.
  С к. XVI в. металлические ризы стали постепенно закрывать икону, как, например, риза на Ветхозаветной
 Троице (Рублева), пожертвованная царем Борисом Годуновым. Открытыми оставались лишь лики, руки и ноги.
 Ризы выпуклым рельефом или резьбой по металлу повторяли в точности скрываемые ими иконы. Ризы были
 золотые, эмалевые, серебряные и медные золоченые. Чудотворные иконы Божией Матери, такие, как
 Владимирская, Иверская, Казанская, были украшены драгоценными камнями.
  Н.Ш.
 
  ИКОНОБОРЧЕСТВО, антихристианское движение в Византии VII IX вв., направленное против монашества
 и иконопочитания. Имело цель ослабить христианство и отвести народ от веры. В России иконоборчество было
 присуще ереси жидовствующих.
 
  ИКОНОМИЯ БОЖИЯ (греч.: устроение дома, дел), в русском Православии Божественное
 домостроительство, Божий план спасения человеческого рода от греха, страдания и смерти. В узком понимании
 икономия решение церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы и удобства.
 
  ИКОНОСТАС, в православном храме особая перегородка, отделяющая алтарь от средней части храма и
 уставленная иконами. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие,
 помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь
 Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается
 проходить, кроме священнослужителей. У Царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу
 богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения
 Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т.е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и
 Иоанна. Над Царскими вратами помещается икона Тайной Вечери.
  Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат икона Божией
 Матери.
  Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная
 дверь. На этих боковых дверях изображаются Архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и
 Филипп, или первосвященники Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так
 как через них чаще всего проходят диаконы.
  Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа
 от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того
 праздника или того святого, в честь которого освящен храм.
  На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса
 Христа.
  Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т.е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются
 иконы двунадесятых праздников, в третьем иконы апостолов, в четвертом иконы пророков, на самом же
 верху всегда помещается крест.
 
  ИЛАРИОН (XI в.), митрополит Киевский. Первый русский (по происхождению) предстоятель нашей Церкви
 Иларион был поставлен на митрополию в 1051 собором архиереев по воле вел. кн. Киевского Ярослава Мудрого.
 Сам факт его поставления имел в глазах современников промыслительный характер: Вложил Бог князю в сердце,
 и поставил его (Илариона) митрополитом в Святой Софии .
  Муж благ, книжен и постник , по выражению летописца, Иларион был давно известен киевлянам как
 пресвитер княжеской церкви Святых Апостолов в местечке Берестове под Киевом. Там, возможно, и написал он
 свое знаменитое Слово о Законе и Благодати , ставшее одной из первых попыток христианского осмысления
 русской истории. Творение Илариона есть как бы голос всенародного раздумья о призвании русского народа
  глас радования православного люда, ощутившего избавление от томительного рабства греху и в то же время
 напряженно размышляющего о том, какого служения ожидает Господь от Своих новообретенных чад. Мысли,
 созвучные Слову , мы встречаем во многих памятниках эпохи, и это свидетельствует, сколь серьезно занимали
 они внимание всего общества.
  Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила
 разрозненные славянские племена в единый народ. Митрополит говорит о русском народе как о целостности,
 объединенной под властью Божией вокруг религиозного христианского начала, идеал которого воплощен в
 Православной Церкви. Само Слово является едва ли не единственным памятником XI в., в котором употреблено
 словосочетание русский народ , а не обычное для того времени понятие Русская земля .
  В этом стремлении к христианской святыне как к национальному идеалу истоки русской соборности,
  собранности вокруг Церкви, сознания духовной общности народа, коренящейся в общем служении, общем
 долге. Соборность это единство народа в исполнении христианского долга и самопожертвовании, в стремлении
 посильно приблизиться к Богу, обожиться , освятиться , воплотить в себе нравственный идеал Православия.
  Благодать же и истина всю землю исполни, возвещал митрополит, и вера во вся языки простреся и до
 нашего языка русского... Не невеждам ведь пишем, а обильно насытившимся книжной сладостью, не врагам
 Божиим-иноверцам, но сынам Его, не чужим, а наследникам Небесного Царства . Общность территории и
 происхождения соединились с общностью религиозной судьбы так было положено начало образованию русской
 православной государственности.
  Чудом просвещения Владимира началось распространение веры: ...Когда он жил и пас землю свою
 справедливо с мужеством и пониманием, тогда сошла на него милость Всевышнего взглянуло на него
 Всемилостивое око благого Бога, и воссиял разум в сердце его, чтобы понять суетность идольской лжи и обрести
 единого Бога, создавшего всю тварь видимую и невидимую . Начавшаяся при особенном Божием благоволении,
 русская судьба и дальше видится Илариону как результат непрестанного промыслительного попечения: И так,
 веруя в Него, и святых Отцов Семи Соборов заповеди соблюдая, молим Бога еще и еще потрудиться и направить
 нас на путь, заповеданный Им .
  Митрополит говорит о Богом определенной роли именно для русского народа, спотыкавшегося ранее на
 путях погибели (то есть, по сути, и не бывшего русским народом в том смысле, как он его понимает), а ныне во
 всех домах своих восклицающего: Христос воскресе из мертвых! Эти-то, славящие Христа, и молят Бога еще
 и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им , то есть открыть, для чего новообращенным дано

<< Пред.           стр. 73 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу