<< Пред. стр. 88 (из 245) След. >>
вновь обращенных из тамошних жителей; не веровавших же более расположить к христианской вере. Она Самаявилась во сне одной благочестивой девице по имени Матрона, дочери погоревшего во время страшного пожара в
Казани стрельца, повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при
этом указала точное место. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенной детской
грезой. Сон повторился еще дважды. В третий раз чудесной силой Матрона была выброшена из окна на двор, где
увидела и икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть
сожженною ими, и от иконы исходил голос: Если ты не исполнишь Моего повеления, то Я явлюсь в другом
месте, а ты погибнешь . После сего мать и дочь отправились к архиеп. Иеремии и градоначальнику, но те не
поверили им. Тогда 8 июля, в присутствии народа, пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю,
иконы не находили. Но лишь стала копать сама Матрона, икона была найдена. Она была завернута в кусок сукна и
сияла чудным светом, как будто была совершенно новая, только что написанная. Полагают, что икона была зарыта
еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру от ненавистников веры, магометан.
Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ, в присутствии
градоначальника, с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь св. Николая, а оттуда в Благовещенский
собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Можно думать, что
эта преимущественная цельба слепоты служила знамением того, что святая икона явилась для просвещения
духовным светом омраченных слепотой магометанского лжеучения. Список с иконы был отправлен в Москву, и
царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первой
инокиней и затем настоятельницей в монастыре была девица Матрона.
22 октября празднуется Казанской иконе в память избавления Москвы и всей России от поляков в 1612.
Тяжелые годы переживала в то время Россия. С низвержением с престола царя Василия Иоанновича Шуйского род
царей в России прекратился. Наступило междуцарствие, сопровождавшееся разными беззакониями, грабежами,
убийствами и смутами. В Астрахани в то время явился самозванец, именовавший себя царевичем Димитрием и
склонивший на свою сторону казаков и много темного, доверчивого народу. К тому же еще поляки тогда коварно
овладели Москвой и многими русскими городами, а шведы взяли Новгород. Те и другие хотели поставить в
Россию своего царя, и уже большинство русских людей признало своим царем польского королевича Владислава.
Но тяжело было верным сынам Отечества на православном Русском престоле видеть царем чужеземца и иноверца.
И тогда дружно ополчился русский народ и грудью встал на защиту и освобождение своей столицы и Отечества. К
Москве стали стягиваться ополчения из разных городов и местечек Русской земли. Прибыло ополчение и из города
Казани, составленное кн. Д. М. Пожарским, и принесло с собою принадлежавший князю список с чудотворной
иконы Божией Матери. С верой и упованием на милосердное заступничество Богоматери приняли ратники св.
икону и при помощи Пресвятой Богородицы поразили поляков, отняли у них хорошо укрепленный ими
Новодевичий монастырь, забрали много пленных и неоднократно побеждали их во многих столкновениях. Но не
настало еще время окончательного спасения Руси от господства в ней чужеземцев. Вскоре за успехами русских
войск последовали вражда и раздоры между начальниками отдельных отрядов, своеволие, пьянство, грабежи и
насилие казаков и некоторых ратников ополчения над окрестными жителями, вместо защиты подвергавшимися
нападениям и обидам со стороны своих же войск.
В 1611 году, зимой, св. чудотворная Казанская икона Божией Матери была отправлена обратно в Казань, но на
пути туда, в Ярославле, ее встретило ополчение из Нижнего Новгорода, собранное Мининым, над которым принял
начальство кн. Пожарский и которое, узнав о чудесах, совершенных от иконы в Москве, взяло ее с собой и
постоянно молилось перед нею, прося усердную Небесную Заступницу рода христианского о ниспослании
помощи. Пресвятая Богородица явила Свою милость взяла под Свой Покров верных сынов Отечества, и с Ее
помощью Россия была спасена от своих врагов. Прибывшее к Москве с кн. Пожарским ополчение встретило много
непреодолимых для человеческих сил препятствий, а именно: нужно было взять хорошо укрепленный и упорно
защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее, многочисленное польское войско, усмирить
своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших
ему вражду и измену. Кроме того, отсутствие продовольствия в разоренной местности и недостаток оружия
производили сильный упадок мужества в прибывшем войске. И многие из Верных сынов Отечества, теряя
последнюю искру надежды, в глубокой горести восклицали: Прости, свобода Отечества! Прости, Кремль
священный! Мы все сделали для твоего освобождения, но, видно, Богу неугодно благословить наше оружие
победой!
Решившись на последнюю попытку освободить дорогое Отечество от врагов, но не надеясь на собственные
силы, все войско и народ обратились с молитвой к Господу и Пречистой Его Матери, установив для сего особое
торжественное молебствие и строго соблюдая трехдневный пост. Бог услышал молитвенный вопль пекущихся об
Отечестве и неприкосновенности Православной Церкви и явил им Свою милость. Находившемуся в тяжком плену
у поляков в занятом ими Московском Кремле больному архиеп. Елассонскому Арсению, приехавшему в Россию с
греческим митр. Иеремией, явился во сне прп. Сергий и объявил, что, по молитвам Божией Матери и великих
чудотворцев Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, Господь в следующий же день низложит врагов и
возвратит спасенную Россию сынам ее, и для уверения в исполнении своих слов даровал Арсению исцеление.
Ободренные радостной вестью, русские воины призвали на помощь Царицу Небесную, мужественно приступили к
Москве и 22 октября 1612 освободили Китай-город, а через два дня взяли и самый Кремль. Поляки бежали. На
другой же день, в воскресенье, Русское воинство и все жители Москвы, в благодарность за избавление свое от
врагов, совершили торжественный крестный ход на Лобное место, неся чудотворную икону Божией Матери,
священные хоругви и другие московские святыни. Духовная процессия эта была встречена из Кремля архиеп.
Арсением с чудотворной Владимирской иконой Богоматери, сохраненной им в плену. Увидев сию икону, воины и
народ преклонили колена и со слезами радости целовали святое изображение своей Заступницы. В память столь
чудесного избавления Москвы от поляков, по соизволению царя Михаила Феодоровича и благословению отца его,
митрополита, впоследствии патриарха, Филарета, установлено Церковью ежегодно 22 октября совершать в
Москве празднование Казанской иконе Божией Матери с крестным ходом. Сначала крестный ход совершался в
церковь Введения Божией Матери, на Лубянке, где находился дом кн. Пожарского, а по устроении на средства кн.
Пожарского нового храма в честь Казанской иконы Божией Матери (ныне Казанский собор на Красной площади)
крестный ход уже совершается в соборе. Туда же перенесена была самим кн. Пожарским и чудотворная икона,
бывшая с ним в рядах войска.
При Петре I икона царя Ивана Грозного была перенесена в Петербург и находилась в Александро-Невской
лавре до 1811 года, когда была перенесена в новопостроенный Казанский Собор. В России были три одинаково
чтимые чудотворные иконы Казанской Богоматери: 1) в Казани в Богородицком монастыре, 2) икона царя Ивана
Васильевича, перевезенная имп. Петром в Петербург и 3) в Московском Казанском соборе, дарованная кн.
Пожарским.
О чудотворной иконе Казанского Богородицкого монастыря имеются следующие данные: риза иконы начала
украшаться золотом, драгоценными камнями и жемчугом в 1595 по повелению царя Ивана Васильевича Грозного.
В бытность свою в Казани имп. Екатерина II возложила на икону бриллиантовую корону. В 1799 имп. Павел,
отстояв раннюю обедню, получил от игуменьи монастыря (кн. Блаховской) список с чудотворной иконы, богато
вышитый жемчугом. По Описи 1894 известно, что чудотворная икона имела две ризы, одну сплошь вышитую
жемчугом, другую золотую, украшенную 479 бриллиантами, 100 алмазами, 1120 изумрудами, сапфирами,
рубинами и жемчугом. Риза была оценена в 1840 в 35 450 рублей.
Из Церковных Ведомостей 1908 и по Судебному следствию известно, что перед годиной смуты из Казани
был похищен чудотворный лик в ночь на 29 июня 1904. Семь подсудимых были привлечены к суду и сознались в
святотатстве. Икона никогда не была найдена, но существует подозрение, что воры ее сожгли, т.к. в их железной
печи обнаружены среди золы остатки бархата и тесьмы, принадлежащие иконе. Часть бриллиантов нашли у
преступников, но корона императрицы не была найдена. Празднуется 8/21 июля и 22 октября/4 ноября.
Прот. И. Бухарев
КАЗАНСКИЕ ПОХОДЫ 1545-52, военные действия русских войск против Казанского ханства, проводившего
в союзе с Турцией, Крымом, Астраханским ханством и Ногайской Ордой агрессивную политику по отношению к
России. Казанское ханство закрывало для России волжский торговый путь, совершало постоянные набеги, в сер.
XVI в. в Казани находилось ок. 100 тыс. русских пленников. Борьба за присоединение Казани началась в к. XV в.,
но усилилась в 40-х XVI в. Часть татарских феодалов ( московская партия ) выступала за переход в подданство
России. Поход 1545 носил характер военной демонстрации и усилил позиции московской группировки и др.
противников хана Сафа-Гирея, который в к. 1545 был изгнан из Казани и весной 1546 заменен ставленником Ивана
IV Шах-Али (Шигалей). Но вскоре Сафа-Гирей, поддержанный крымцами, вернулся в Казань. Поход 1547 48
был безуспешен. После смерти Сафа-Гирея (1549) при его малолетнем сыне Утямыш-Гирее правила крымская
группировка во главе с уланом Кучаком. Поход 1549 50 также был безрезультатен. Правительство Ивана IV
развернуло серьезную подготовку к новому походу, был проведен ряд реформ, укрепивших армию. В 1551 в
результате дипломатической миссии П. Тургенева удалось отколоть от антирусской коалиции Ногайскую Орду.
Недалеко от Казани была построена крепость Свияжск (1551) в качестве военной базы. В августе 1551 Шах-Али
снова посадили на царство . В Казани продолжалась острая борьба группировок, Шах-Али не справился со
сложным положением и в феврале 1552 покинул Казань. Попытка посадить в Казани русского наместника не
удалась. Татарские князья пригласили на престол астраханского царевича Ядигара (Едигера). 16 июня русское
войско (до 150 тыс. чел.) выступило из Москвы. В связи с приближением крымского войска хана Девлет-Гирея
русская армия направилась на юг и юго-восток в район Каширы и Коломны, против 30-тысячного войска крымцев
был направлен полк правой руки (15 тыс. чел.). Под Тулой войска Девлет-Гирея были разбиты и поспешно
отступили. Русские войска двинулись на Казань. Благодаря хорошей подготовке похода за 43 дня они прошли 850
км и 13 августа сосредоточились под Свияжском. С 30 августа началась осада Казани. Татарские отряды,
действовавшие извне, были отражены. Осада велась с применением системы параллелей, боевых башен, осадных
орудий, минных подкопов. Взрывом мины был уничтожен водоисточник, и осажденные были лишены воды. После
нескольких проломов в стенах 2 октября был предпринят общий штурм. К вечеру город был взят. Казанское
ханство пало. В результате казанских походов к России было присоединено Среднее Поволжье, созданы
предпосылки для продвижения на Урал и в Сибирь и расширения торговых связей со странами Кавказа и Востока.
В. Буганов
КАЗАНСКИЙ женский монастырь, Ярославская еп., в Ярославле. Основан в 1610. Монастырский каменный
соборный храм в честь Казанской иконы Богоматери был построен в 1845. Здесь находилась чудотворная
Ярославская Казанская икона Богоматери, обретенная, по особому указанию свыше, иноком Галактионом, родом
из Романова-Борисоглебска, получившим от нее исцеление и принесшим ее в 1588 из Казани в Романов-
Борисоглебск; в 1609 при нападении на город поляков и литовцев св. икона перенесена была в Ярославль (а на ее
месте, в Казанской церкви Романова-Борисоглебска, в 1611 поставлен точный список с нее) и в том же году
прославилась здесь чудесным избавлением города от осады его поляками и литовцами, которые предстательством
Царицы Небесной 23 мая после длившейся 24 дня осады отступили от стен Ярославля; в чувстве горячей
благодарности жители Ярославля дали обет устроить женскую обитель; в том же году заложенный ими близ
городской насыпи храм во имя Казанской иконы был освящен, и в нем поставлена была св. чудотворная икона как
залог вечного покрова Божией Матери и благоденствия всего города.
С. В. Булгаков
КАЗАНСКИЙ Петр Евгеньевич (1866-1947), русский юрист. Исследователь теории и идеологии русского
самодержавия как древней исторической традиции русского народа. Основной труд: Власть всероссийского
императора (Одесса, 1913).
КАЗАНСКИЙ СОБОР в Петербурге, первый храм на его месте построен по повелению Анны Иоанновны,
которая питала особое уважение к чудотворной иконе Казанской Божией Матери и велела установить ее именно
здесь. Здание первого храма не отличалось великолепием и поэтому Павел I приказал возвести новое здание,
подобающее небесной покровительнице Русского государства. Казанский собор был воздвигнут по проекту
зодчего А. Н. Воронихина. Перед архитектором стояла сложная архитектурная задача. Собор был обращен к
Невскому проспекту боковым фасадом. Воронихин скрыл основной объем здания грандиозной торжественной
колоннадой из 96 коринфских колонн. Подобная колоннада должна была оформить и противоположный фасад.
Казанский собор выдающееся произведение русского классицизма и блестящий образец синтеза искусств.
Наружная скульптура принадлежит ваятелям И. П. Мартосу, С. С. Пименову, И. П. Прокофьеву, Ф. Г. Гордееву,
Ж.-Д. Рашетту, В. И. Демут-Малиновскому. Двери северного фасада отлиты из бронзы по образцу Райских
дверей во Флоренции произведения знаменитого скульптора XV в. Л. Гиберти.
Внутри собора были иконы, написанные выдающимися русскими художниками К. П. Брюлловым (Взятие
Богородицы на небо), Ф. А. Бруни (Покров Пресвятой Богородицы), П. В. Васина (Введение во храм).
В 1813 в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812
фельдмаршал М. И. Кутузов. Здание стало пантеоном русской военной славы. Мемориальное значение Казанского
собора возросло после открытия в 1837 памятников М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли.
КАЗАНСКИЙ СОБОР на Красной площади в Москве, памятник благодарения Богу и чудотворной иконе
Пресвятой Богородицы Казанской за победу русского народа над польскими оккупантами в Смутное время н.
XVII в. Сооружен на вклад кн. Д. М. Пожарского в 1620-х, достроен после пожара в 1626. Строил собор мастер
Абросим Максимов, освящал собор 15 октября 1936 патр. Иосиф в присутствии царя Михаила Федоровича и кн.
Пожарского. В храме была установлена икона Казанской Божьей Матери, покровительницы Русского государства,
главнейшая святыня народного ополчения Минина и Пожарского, которую торжественно вносили в каждый
освобожденный от врага город.
Святыня русского народа была разрушена еврейскими большевиками в 1936. В 1937 на месте храма как раз со
стороны святых алтарей и там, где с древности стоял Святой колодец с родниковой водой, еврейские большевики
построили общественный туалет, просуществовавший до к. 1980-х. По воле Божией Казанский собор восстановлен
в н. 1990-х.
КАЗАНЬ, столица Татарии, расположена на левом берегу Волги, при впадении в нее р. Казанки. Население
1087 тыс. чел.
Основан в 1177 (по новейшим данным) булгарами. С к. XIII в. называлась Булгараль-Джадид (Новый Булгар).
Являлась пограничной крепостью, защищавшей северо-западные границы Болгарии Волжско-Камской. В XIII
XIV вв. столица Казанского княжества. В 1399 разрушена войсками Московского кн. Юрия Дмитриевича, вновь
отстроена в 1-й пол. XV в. С XV в. экономический и торговый центр Среднего Поволжья, столица Казанского
ханства. В 1552 была завоевана Иваном Грозным и присоединена к Русскому государству. С 1708 губернский
город. В 1714 в Казани возникла суконная мануфактура, в 1718 Адмиралтейство.
КАЗАЧЕСТВО (от тюрк.: казак, козак удалец, вольный человек), военное сословие в России. В XIV
XVII вв. вольные люди, свободные от тягла и работавшие по найму, гл. обр. на различных промыслах, а также
лица, несшие военную службу на окраинах страны. Служилые казаки разделялись на городовых (полковых) и
станичных (сторожевых) и использовались для защиты соответственно городов и сторожевых постов, за что
получали от правительства землю в пожизненное пользование на условиях поместного владения и жалование. Как
социальная группа эти казаки были близки к стрельцам, пушкарям и т. п. В XVIII в. большая их часть была
переведена в податное сословие и вошла в категорию однодворцев, часть вошла в состав казачества (сибирского,
оренбургского и др.).
Со 2-й пол. XV в. за линией сторожевых укреплений на южных и юго-восточных окраинах Польско-литовского
и Русского государств начали скапливаться беглые крестьяне и посадские люди, которые также называли себя
вольными людьми казаками. Необходимость вести непрерывную борьбу против соседних феодальных
государств и полукочевых народов способствовала объединению этих людей в общины. В XV в. возникли общины
донских, волжских, днепровских и гребенских казаков. В 1-й пол. XVI в. возникла Запорожская Сечь, во 2-й пол.
XVI в. общины терских и яицких казаков. В к. XVI в. образовалось сибирское казачество, а в сер. XVII в. в
Левобережной Малороссии слободское казачество. Польско-литовское правительство во 2-й пол. XVI в. создало
из верхушки украинского казачества категорию реестровых казаков, состоявших на жаловании, а остальных
стремилось перевести в податные сословия. Быстро возраставшее малороссийское казачество составило ведущую
силу народных восстаний в Малороссии в к. XVI 1-й пол. XVII вв. под предводительством С. Наливайки, К.
Косинского, Г. Лободы и др. В сер. XVII в. малороссийское казачество во главе с Богданом Хмельницким приняло
активное участие в освободительной войне за воссоединение Малороссии с Россией.
Экономический быт и общественно-политическое устройство казачества имели много общих черт. Основу
хозяйственной жизни казаков вначале составляли промыслы охота, рыболовство и бортничество. Сравнительно
рано появилось скотоводство; земледелие, как правило, стало распространяться позднее, примерно со 2-й пол.
XVII в. В XVI XVII вв. важными источниками существования казачества являлись также военная добыча и
жалование от государства. За короткий срок казачество освоило огромные пространства плодородных земель
Дикого поля и др. окраин России. Казаки активно участвовали в движении русских землепроходцев в Сибири и на
Дальнем Востоке. В XVI 1-й пол. XVII вв. царское правительство не имело достаточных сил, чтобы подчинить
своей власти вольное казачество за пределами государственных границ. В то же время оно стремилось
использовать это казачество для защиты южных и юго-восточных границ государства и посылало казакам
жалование за службу , боеприпасы, хлеб. Это способствовало постепенному превращению казачества в
привилегированное военное сословие, положение которого определялось тем, что за службу государству каждое
казачье войско наделялось землей, которую оно передавало в пользование казачьих станиц. Такая форма
средневекового пользования землей за службу сохранялась у казачества до 1917.
Казачество с самого начала не было однородным. Увеличивалось количество бедных казаков ( голытьба ,
нетяги и т. п.), которые принимали наиболее активное участие в крестьянских войнах и народных восстаниях
XVII XVIII вв. Одновременно из массы казачества выделялась богатая часть домовитые , верхушка которых
захватила руководящее положение в казачьих общинах, образовав группу старшин. В н. XIX в. казачья старшина
вошла в ряды дворянского сословия.
В XVI XVII вв. казачество пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Все
важнейшие дела обсуждал общий сход казаков ( рада , круг , коло ), на решения которого рядовая масса
оказывала некоторое влияние. В течение XVIII в. вместе с превращением казачества в военное сословие казачьи
общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1721 они перешли в ведение Военной коллегии;
затем была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые постепенно превратились в
военных чиновников. В 1709 (в связи с подавлением Булавинского бунта) ликвидирована Запорожская Сечь,
которая была восстановлена в 1734 под названием Новой Сечи и окончательно упразднена в 1775 после
пугачевского бунта. В 1670-х окончательно подчинены Донское, Яицкое (переименовано в Уральское) войска,
расформировано образованное в 1733 Волгское казачье войско.
Во 2-й пол. XVII 1-й пол. XIX вв. вместо некоторых потерявших свое значение казачьих войск создавались
на основе полного подчинения правительству новые. Так, для защиты восточных и юго-восточных границ
государства от ногайцев, калмыков, казахов и башкир были образованы в 1750 Астраханское войско, а в 1755
Оренбургское. В 1787 для защиты Новороссии из бывших запорожцев образовано Черноморское казачье войско,
переселенное в 1792 93 на Кубань. В 1828 из задунайских запорожцев, принявших русское подданство, создано
Азовское казачье войско, ликвидированное в 1865 (казаки переселены на Кубань и влились в состав
Черноморского войска). Казаки, оборонявшие Ишимскую ( Горькую ), Иртышскую и Колывано-Кузнецкую
линии, в 1808 были объединены в Сибирское казачье войско. В 1851 образовано Забайкальское войско, из состава
которого в 1858 выделено Амурское войско. В 1867 создано Семиреченское, а в 1889 Уссурийское войска. В
1833 образовано Кавказское линейное казачье войско, в состав которого вошли все казачьи войска, расположенные
на Кавказской линии (кроме Черноморского). В 1860 вместо Черноморского и Кавказского линейного образованы
Кубанское и Терское казачьи войска. Казачество вновь образованных казачьих войск сыграло значительную роль в
колонизации малонаселенных окраин (Сибирь, Дальний Восток, Семиречье, отчасти Северный Кавказ), в
распространении земледелия. Наряду с этим оно подвергалось влиянию местного населения в области быта и
хозяйства.
К н. XX в. в России существовало 11 казачьих войск Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское,
Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. Кроме того, было небольшое
количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 Енисейское войско, и Якутский казачий полк
Министерства внутренних дел. Казачество насчитывало 4434 тыс. чел. населения (1916), в т. ч. ок. 480 тыс.
служилого состава, и располагало ок. 63 млн. десятин земли. Все казачьи войска и области, населенные казаками,
были подчинены в военном и административном отношении Главному управлению казачьих войск Военного
министерства во главе с атаманом всех казачьих войск, которым с 1827 являлся наследник царя. Во главе каждого
войска стоял наказный (назначенный) атаман, а при нем войсковой штаб, который управлял делами войска
через назначенных атаманов отделов или (в Донском и Амурском войсках) окружных атаманов. В станицах и
хуторах имелись станичные и хуторские атаманы, избиравшиеся на сходах. Взрослое мужское казачье население с
18 лет было обязано нести военную службу в течение 20 лет (по уставу 1875 для Донского войска,
распространенному позже на др. войска), в т.ч. 3 года в приготовительном разряде, 12 лет в строевом (4 года
на действительной службе 1-я очередь и 8 лет на льготе 2-я и 3-я очереди, с периодичными лагерными
сборами) и 5 лет в запасе. В 1909 срок службы сокращен до 18 лет за счет сокращения приготовительного
разряда до года. На военную службу казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием
и верховой лошадью. Накануне 1-й Мировой войны казачество в мирное время выставляло 54 конных полка, 20
батарей, 6 пластунских батальонов, 12 отдельных сотен и 4 отдельных дивизиона (всего 68,5 тыс. чел.). Во время
войны (к. 1917) было выставлено 64 конных полка, 56,5 батарей, 30 батальонов, 175 отдельных сотен, 78
полусотен, 11 отдельных дивизионов и 61 запасная сотня (ок. 300 тыс. чел.). Благодаря хорошей боевой подготовке
и военным традициям казачьи части играли видную роль в войнах России XVIII н. XX вв., особенно в
Семилетней войне 1756 63, Отечественной войне 1812, Крымской войне 1853 56, Русско-турецкой войне
1877 78.
КАЗЬМИН Петр Михайлович (5/17.10.1892-30.06.1964), русский фольклорист. Пропагандист русского
хорового искусства. С 1927 художественный руководитель (с 1932 совместно с В. Г. Захаровым) Государственного
русского народного хора им М. Е. Пятницкого. Автор песенных текстов ( Русская красавица , Белым снегом и
др.), постановщик бытовых сцен и хороводов.
КАЛАЙДОВИЧ Константин Федорович (май 1792-19.04.1832), русский историк, филолог. Член кружка Н. П.
Румянцева. Автор многочисленных трудов по славяноведению, археологии, дипломатике, палеографии и
археографии. Издал Русские достопримечательности (т. 1, 1815), Древние Российские стихотворения ,
собранные Киршею Даниловым (1818), Законы... Ивана III и Ивана IV.
КАЛАЧОВ Николай Васильевич (1819-1885), русский ученый, историк, правовед, академик Петербургской
АН (1883), исследователь артели, автор труда Артели в древней и нынешней России (1864).
КАЛЕНДАРЬ, исчисление времени на Руси до принятия христианства велось по лунно-солнечному
календарю, что нашло отражение в названиях месяцев (см.: Январь. Февраль... Декабрь) в древних летописях и
славянских языках.
В X в. вместе с христианством Русь принимает юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев,
семидневной неделей и византийской эрой. Последняя была установлена в годах от Сотворения мира еще в VI в.
Христианские богословы путем сложных расчетов в связи с пасхальным циклом определяли ее в 5509 лет.
Согласно этому исчислению христианская Пасха никогда не совпадала с иудейской.
До 1492 год начинался и с 1 сентября, и с 1 марта, с 1492 началом года согласно церковной традиции
официально становится 1 сентября. Петр I указом от 15 декабря 1699 постановил началом года считать 1 января и
вести летосчисление от Рождества Христова. Вслед за 31 декабря 7208 от Сотворения мира наступило 1 января
1700 христианской эры. Календарь этот просуществовал в России вплоть до 26 января 1918. С приходом к власти
еврейских большевиков он был заменен западноевропейским григорианским календарем, согласно которому в
отдельные годы христианская Пасха совпадала с иудейской и нарушались многие вековые традиции Православия.
Русская Православная Церковь не приняла этого кощунственного календаря и до сих пор продолжает отмечать
свои праздники и знаменательные даты по старому стилю.
О.П.
КАЛИКИ (калеки перехожие), старинное название для странников-слепцов, поющих духовные стихи. В
Древней Руси слово калика или калека обозначало не искалеченного человека, а человека, много
странствовавшего и побывавшего во святых местах. Так, например, калека Карп Данилович является
предводителем отряда молодых псковичей в стычке с немцами (1341). Русские калики-странники, паломники,
упоминаются в хождении игумена Даниила в Иерусалим и в записках Стефана Новгородца. Их знают и наши
былины, в которых упоминаются целые братчины каликов, снаряжающиеся из Волынца-Галича, или из пустыни
Ефимьевы, из монастыря Боголюбова в путь к славну городу Иерусалиму. Былинные калики дородные добрые
молодцы, силачи, иногда красавцы, одетые в шубы соболиные или гуни сорочинские, в лапотки семи шелков, с
вплетенным в носке камешком самоцветным; костюм их дополняют сумки из рыжего бархата, клюки, иногда из
дорогого рыбья зуба (моржовых клыков), и шляпы земли греческой. Самое имя калики производят от названия