<< Пред. стр. 92 (из 245) След. >>
прежде жила в пещере, пошел же монастырь этот от благословения св. горы , совершая свое великое и святое наРуси дело. Но беды и несчастия родной земли коснулись и этой св. обители. В 1096 монастырь был подожжен и
разграблен половцами; в 1240 разорен и сожжен татарами; в к. XVI в. им пытались овладеть униаты, но
безуспешно. В н. XVIII в. монастырь был обнесен крепкой каменной стеной. В 1718 большой пожар истребил весь
монастырь. От Великой Успенской церкви остались одни стены, да спасена была от огня только чудотворная икона
Божией Матери. Через 10 лет Киево-Печерский монастырь, благодаря щедрым пожертвованиям, был возобновлен
и благоустроен. С 1592 по 1688 Киево-Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского патриарха;
с 1688 именовался ставропигионом царским и патриаршим Московским и первой в России архимандрией; в 1786
утвержден в степени лавры. Здесь над Царскими вратами находилась первая в России, по древности, чудотворная
икона Успения Божией Матери, принесенная сюда, по преданию, в 1073 из Царьграда святыми
каменостроителями, которые чудесно получили ее из рук Богоматери для Печерской обители. С того времени св.
икона и пребывала в Лаврской церкви. С 1812 пред сею св. иконою, в память избавления России от нашествия 22-х
иноплеменных языков, горела неугасаемо лампада. У правого клироса кафедра священноархимандрита лавры.
Древняя фресковая живопись и мозаичные изображения, украшавшие внутренние стены храма, не сохранились.
При возобновлении храма после пожара 1718 внутренние стены были расписаны масляною живописью. В конце
прошлого столетия храм был расписан и реставрирован в стиле XI в. В этом же храме находились: празднуемая 5
июня Игоревская древняя икона Божией Матери, с Богомладенцем на правой Ее руке, бывшая келейной у св. кн.
Игоря Ольговича, пред которой он молился пред своей мученическою кончиною в 1147 и которая принадлежала
ему; гробница с частью трапезы Христовой, частью ризы Господней, частью крови св. Иоанна Крестителя и ап.
Фомы, частью мира из гроба св. вмч. Димитрия Солунского и частицами мощей свв. пророков, апостолов,
святителей и мучеников; частицы мощей свв. печерских угодников в серебряной гробнице, частицы мощей св.
архидиакона Стефана; мощи прп. Феодосия Печерского под спудом; над ними на стене икона Божией Матери с
Богомладенцем, предстоящими двумя ангелами и прпп. Антонием и Феодосием, называемая Печерскою и
празднуемая 3 мая; мощи св. Михаила, первого митр. Киевского, и глава св. равноап. кн. Владимира, положенная
здесь митр. Петром Могилою в 1635; нетленное тело Тобольского митр. Павла (Канюскевича), гробница кн. К.И.
Острожского. Кроме того, в лавре находились гробницы: Кирилла (Куницкого), еп. Чигиринского, митр. Петра
Могилы, В.Л. Кочубея и И. Искры, а равно и других князей, гетманов и знатных южнорусских панов,
благодетельствовавших лаврской обители; рядом с могилами Кочубея и Искры, по особому Высочайшему
соизволению, погребен злодейски убитый 1 сентября 1911 в Киеве председатель Совета министров П.А.
Столыпин. Лаврская колокольня, в 4 яруса, построена в 1731 45; Обновлена в 1825; 10 ее колоколов имели свои
особые названия: Орел, Зосимин, Полиелейный, Благовест, Балык, Успенский, Братский, Ранний, Буденный,
Скликун и Часовой; самый большой из них в 1630 пудов. Направо от Великой церкви, в двухэтажном каменном
здании, находились кельи архимандрита лавры Киевского митрополита, и при них две церкви: в верхнем этаже
Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами на хорах (справа во имя св. Флавиана, патр.
Цареградского, слева св. Митрофана, еп. Воронежского), а в нижнем св. Михаила, первого митр. Киевского.
Далее, к востоку, находилась братская трапеза и при ней церковь во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских.
Влево от св. ворот лавры находился Больничный Троицкий монастырь, основанный прп. Николою Святошей;
здесь больница с аптекой, устроенная в 1842. Вблизи лавры находился целый ряд неизвестно когда ископанных
пещер, каковы: Варяжские, Кирилловские, Китаевские, Межигорские, Пироговские, Трехсвятительские и
Ивановские. По летописи, такие пещеры издавна служили очень удобным местом для укрывательства в них
варягами награбленного ими имущества. Но все названные пещеры остались в безызвестности. Славны же только
пещеры свв. угодников Киевских. Пещеры эти находились на крутом берегу Днепра и разделялись на Ближние,
или Антониевы, и Дальние, или Феодосиевы. Иноки, заключавшие себя на всю жизнь в тесных подземельях, среди
вечного мрака, освященного лампадами, теплящимися пред иконами, жили по нескольку десятков лет, вовсе не
выходя на свет. Вся жизнь их была посвящена умерщвлению плоти постом, трудами и почти непрерывною
молитвою. Иноки были людьми, заживо себя погребшими, вечно безмолвствовавшими и вечно боровшимися со
страстями и духом злобы. Но и в пещерной жизни были еще степени по данным обетам Спасителю душ, по
умерщвлению плоти и часам молитвы. Первая, или обыкновенная, степень жития, которой подвергались все
пещерножители, состояла в общении друг с другом в часы общей молитвы; вторая, или исключительная, была
избираема некоторыми иноками, кои, ревнуя совершеннейшим подвигам самоотвержения, рыли для себя тесную
пещеру в проходе пещерном и, войдя в оную, изнутри ограждали навсегда вход в нее, заживо разъединяя себя с
живыми людьми, и пребывали в таком заключении до конца своей жизни, и по смерти, как уже отпетые и
погребенные, оставались неприкосновенными; эта степень называлась затвором. Игумен пещерный, или
избранный инок, два или три раза в неделю подходил к малым отверстиям затворов, оставленным для впуска
воздуха и приема пищи, и в отверстие клал просфору и определенную меру святой воды и, испросив
благословение затворившегося, безмолвно удалялся; когда же просфора и вода оставались нетронутыми, то это
служило доказательством, что затворник окончил жизнь. Затворничество, начавшееся при прп. Антонии,
усилилось в XII в. Самые пещеры долго были закрыты. Во время татарского нашествия все входы в них были
завалены землей. В XV в. началось свободное посещение пещер богомольцами. Мощи святых сохранялись в
гробницах, поставленных в нишах по обе стороны пещерных галерей; у изголовья изображение святого и пред
ними теплилась лампада; над гробницею или нишей табличка с именем святого. Ближние пещеры находились
на уступе Лаврской горы, обнесенной в 1844 крепостной стеной. Над входом в Ближние пещеры стояла каменная
церковь во имя Воздвижения Честного Креста. В ней замечательны: 1) большой крест, с частью древа Креста
Господня, вделанный в храмовую икону Воздвижения; 2) Казанская икона Божией Матери, в киоте за левым
клиросом, пред которой в пятницу вечером читался акафист Божией Матери; 3) надгробия погребенных здесь
митр. Киевских: Филарета, Арсения, Филофея, Иоанникия и Феогноста. Ближние пещеры представляют собой
подземные галереи, главные из которых пересекались иногда меньшими поперечными и шли извилисто.
Обозрение их начиналось с востока, направлялось к северо-западу, поворачивало к юго-западу и возвращалось
снова к церкви Воздвижения Креста Господня. В этих пещерах нетленно почивают свв. мощи угодников Божиих и
устроены церкви: прп. Антония, основателя пещер, прп. Варлаама, первого игумена, и Введенская. Церковь прп.
Антония устроена при гробе пещерной кельи его. Над пещерами прп. Феодосия находились две каменные церкви:
одна во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенной прп. Варлаамом), вторая, небольшая, во имя
Зачатия св. Анны. Дальние пещеры находятся на противоположном лавре холме, в 90 саженях от нее; они еще
более извилисты, чем Ближние. В них почивают свв. мощи угодников Божиих и мироточивые главы (в трех
местах). В пещерах устроено три церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, прп. Феодосия Печерского
и Рождества Христова. Близ церкви прп. Феодосия находилась в стенном углублении, на большом серебряном
блюде, мироточивая глава, миром которой помазывались приходящие на поклонение свв. мощам. В
Христорождественской церкви находилась в особой раке часть мощей св. младенца, Христа ради убиенного от
Ирода, данная в лавру Иерусалимским патриархом Феофаном в 1620. Между Ближними и Дальними пещерами в
овраге сохранялись два святых колодца, из которых один, по преданию, ископан прп. Антонием, а другой прп.
Феодосием.
С.В. Булгаков
КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЕ ПРЕПОДОБНЫЕ ОТЦЫ, в Дальних пещерах (Феодосиевых) почивающие. Монах,
принимая постриг, умирает для мира, оставляет попечение о своей плоти, не позволяет ей властвовать над душой и
покоряет свою душу духу Божественной силе, оживотворяющей человека. Буквальным символом этого
умерщвления была жизнь первых отечественных подвижников, похоронивших себя в Киевских пещерах: там они
возносились духом к горнему, там положены их нетленные тела в ожидании всеобщего Воскресения.
Как зерна, брошенные в землю, они принесли обильные плоды, произрастив не только себя новое ангельское
человечество, представшее пред Престолом Всевышнего, но и сотни обителей, тысячи подражателей, миллионы
духовно и телесно исцеленных. Много имен Киево-Печерских подвижников сохранила нам монастырская
летопись, но еще больше осталось сокрытыми их ведает Господь. Иноки, почивающие в Дальних пещерах,
совершали свой духовный подвиг с XI по XV в.: Феодосий Великоименитый, Моисей Чудотворец, Лаврентий
Затворник, Иларион Схимник, Пафнутий Затворник, Мартирий Диакон, Феодор, кн. Острожский, Афанасий
Затворник, иеромонах Дионисий Затворник, Феофил, еп. Новгородский, Зинон Постник, Григорий Чудотворец,
Ипатий Целебник, сщмч. Лукиан, Иосиф Многоболезненный, Павел Послушливый, Сисой Схимник, Нестор
Некнижный, Памва Затворник, Феодор Молчальник, Софроний Затворник, иеромонах Панкратий, Анатолий,
Аммон, Мардарий, Пиор, Мартирий, Руф, Вениамин, Кассиан Затворники, Арсений Трудолюбивый, Евфимий
Схимник, Тит Воин, Ахила Диакон, Паисий, Меркурий Постник, Макарий Диакон, Пимен Постник, Леонтий и
Геронтий Канонархи, Захария Постник, Силуан Схимник, Агафон Чудотворец, архимандрит Игнатий, Лонгин
Вратарь.
Собор преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, празднуется 28 августа/10
сентября.
КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЕ УСПЕНИЕ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Древнейшая из икон,
чтимых в православной России. Икона сия, как залог благодатного и всегдашнего предстательства Божией Матери
о Православной Церкви Российской, дана от Нее Самой четырем грекам, которых Она избрала в строители Киево-
Печерского храма. Богоматерь явилась им, имея с собою прпп. Антония и Феодосия, как говорит предание,
чувственне в виде Царицы , во Влахернском Константинопольском храме в 1073 и повелела им идти строить
храм в Киеве во имя Ее, и при этом дала им Свою икону да наместная будет в этом храме, и золото на
строение; а ими в 1085 принесена эта икона из Царьграда в Киев и вручена прпп. Антонию и Феодосию Печерским.
Находилась в Киевской лавре, в соборной церкви над царскими вратами, в богато украшенном окладе, откуда
спускалась на шнурах. Прославлена многими чудесами.
Празднуется 3/16 мая.
Прот. И. Бухарев
КИЕВО-СЛУПСКИЙ НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Киевская еп., в Киеве, по Никольской ул.
Основан в н. XII в. вел. кн. Мстиславом I и назывался Пустынным . В 1240 был разорен татарами. В 1713
построена церковь свт. Николая Чудотворца (в виде слупа, т. е. столба), с кельями возле нее, в позднейшее уже
время (в 1891 и 1894) расширенная и благолепно украшенная. В этом храме обращали на себя внимание по своей
древности: чудотворная икона свт. Николая (древнегреческого письма), две иконы того же святителя (также
древнего письма) и рукописное Евангелие в листе 1411. Здесь же хранился крест со св. мощами, пожертвованный
митр. Стефаном Яворским. Накануне Великого поста в Прощеный день здесь соблюдался известный
монастырский обычай пения: Христос воскресе из мертвых .
С.В. Булгаков
КИЕВО-ФЛОРОВСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ женский монастырь, Киевская еп., в Киеве, на Подоле.
Основан в 1566, протопопом Иаковом Гулькевичем при церкви свв. мчч. Флора и Лавра. В 1712 в него переведены
монахини Печерского Вознесенского монастыря. Возобновлен в 1812 после пожара. Соборный храм Вознесения
построен в 1732. Здесь находилась празднуемая 12 октября чудотворная Рудненская икона Богоматери, явившаяся
в 1687 в м. Рудне Могилевской губ. и в 1689 перенесенная в бывший Киево-Печерский женский монастырь, а в
1712 во Флоровский.
С. В. Булгаков
КИЕВСКАЯ РУСЬ, государственное объединение русского народа вокруг Киевской земли в IX XI вв. Еще в
VIII в. Древняя Русь состояла из земель-княжений, во главе которых стоял князь со своей дружиной.
Среди отдельных земель-княжений Древней Руси уже в IX в. на первое место вышли Новгородское и Киевское
княжества. В руках первого был выход на Балтику, связь с народами севера, в частности со Скандинавией, откуда
наемные дружины расходились в это время по разным концам Европы. Отсюда наемные варяжские дружины
попадают в IX X вв. и на Русь, продвигаясь по Великому пути из варяг в греки до самой Византии. В руках
киевского князя находился выход на юг на пути к Византии, богатства которой притягивают к себе народы
Восточной Европы, подобно наследию Римской империи на западе. Рядом с Киевом и Новгородом, видимо, рано
выделился Полоцк, в силу своего расположения на Западной Двине. Предание о Гостомысле говорит о раннем
политическом объединении под главенством Новгорода северных славянских земель и народов Прибалтики.
Одновременно южные славянские племена объединились вокруг Киева, откуда уже в 860 Русь предприняла
первый крупный поход на Византию. В этот период Новгород, а также близкий к нему Полоцк еще страдали от
нападений варяжских дружин, а Киеву и южным землям в IX в. приходилось платить дань Хазарскому царству.
С сер. IX в. происходит последовательный рост политического объединения и укрепления Русской земли.
Первые летописные свидетельства и даты окутаны преданиями и легендами, за которыми, однако, проступают
определенные исторические события. Если сказание о призвании варягов лишь бродячая легенда, призванная
подкрепить политические притязания киевского князя XI в., то рассказ о занятии Киева Олегом и наложении дани
на Новгород говорит уже о действительном факте подчинения Новгорода киевскому князю, объединяющему под
своей властью в к. IX в. все земли по Великому пути из варяг в греки . Объединяющиеся русские земли
освобождаются от дани чужеземцам. Растущие мощь и богатство киевского князя к сер. X в. начинают временно
распространяться на все русские земли. Быстро расширяются военные предприятия и внешние связи киевского
князя. Под 911 и 944 летопись сообщает о договорах киевских князей Олега и Игоря с Византией итоге больших
военных походов. С этими же князьями связаны далекие походы на Каспий, в Закавказье, к древнему Бердаа (913 и
941).
Изменяется и внутренний строй Русской земли. С правлением Ольги (945 57) связана широкая деятельность
по устроению Русской земли. В зависимых от Киева землях местных князей сменяют ставленники киевского князя,
его сыновья. Сбор дани регламентируется. Ольга объезжает свои владения, фиксируя уставы и уроки . Растут и
внешние связи Руси, скрепленные личной поездкой Ольги в Византию и принятием ею христианства.
Деятельность сына Ольги Святослава (957 73) отмечена главным образом широкими военными
предприятиями. Они решительно выводят Киевскую Русь в Окско-Волжское междуречье; на юго-востоке
завершается разгром Хазарского царства, и Русь выходит на Дон (г. Саркел) и на Таманский полуостров
(Тмутараканское княжество). На юго-западе, по призыву Византии, Святослав вступил в Дунайскую Болгарию и
после блестящих военных побед задумал даже обосноваться на Дунае. Однако ему не хватило для этого сил в
условиях неожиданно изменившейся конъюнктуры на Балканах. В 972 он вынужден был отойти на Русь и был
убит печенегами у Днепровских порогов (973). С именем его младшего сына Владимира, занявшего Киев после 8-
летних усобиц и вновь объединившего под своей властью русские земли, связан высший расцвет Киевского
государства, духовное обновление Руси. После пятилетней борьбы между братьями Владимир, посаженный
Святославом на княжение Новгородское, двинулся на юг, овладел Полоцким княжеством, после упорной борьбы
занял Киев и скоро объединил под своей властью все русские земли (978 1015). Продолжая начатое Святославом
движение на восток, он окончательно утвердил свою власть в Волжско-Окском бассейне, посадив своих младших
сыновей Бориса и Глеба князьями в Ростове и Муроме, и отдал старшему сыну Мстиславу Тмутараканское
княжество на Тамани. На западе он активно оборонял русские земли от нападения литовских племен (ятвягов) и
скрепил связь Червенских городов (будущая Галиция) с Киевским государством в борьбе со складывавшимся
Польским государством. Расширились одновременно международные связи Руси. Византия должна была признать
политическую силу Руси и воспользоваться ее военной помощью. Византия укрепила сближение о Русью путем
брака царевны Анны с Владимиром. Посольства римского папы и германского императора появились при дворе
киевского князя. Изменился и внутренний строй Русской земли. Князь уже не только воин, но и правитель.
Летопись говорит о думе князя с его дружиной боярами, о строе земляном и о ратном и о судебной
деятельности князя. Отдельные земли управлялись сыновьями киевского князя, которых Владимир держал в
строгом повиновении.
С именем Владимира связано Крещение Руси (988). Принятие христианства языческой Русью свидетельство
духовно-нравственного роста русского народа; оно укрепило его политическое и культурное единство и утвердило
его связи со всем культурным миром современной Европы. Христианская церковь явилась связующим звеном в
освоении русским народом культурного наследия античного мира и средневековой культуры Византии. Рост
культурной жизни получил свое отражение в литературной и строительной деятельности времени Владимира
Святославича.
Дело Владимира продолжил его сын Ярослав, утвердившийся в Киеве после нового периода княжеских усобиц
(1019 54). Деятельность Ярослава была сосредоточена на внутреннем устройстве Русской земли. Развитие
судебно-правовой деятельности нашло свое отражение в краткой редакции Русской Правды. При Ярославе велось
большое градостроительство: был основан город Юрьев, названный по христианскому имени Ярослава (нынешний
Тарту); в Киеве и Новгороде выросли замечательные памятники русского зодчества Софийские соборы,
Золотые ворота в Киеве; обширное строительство шло и в Киеве, и в Ростове, и в других городах. Окрепла русская
церковная организация, превратившаяся в митрополию и уже заявившая свои права на самостоятельность. Ко
времени Ярослава относится основание Киево-Печерского монастыря. Во главе церкви появились русские люди,
среди них выдающийся представитель русской культуры митр. Иларион. Высказано предположение, что при нем
сложилась первая редакция Начальной русской летописи (Шахматов). Развернулась переводная деятельность, и
возникла первая княжеская библиотека в Киеве. Одновременно крепли и расширялись международные связи
Киевского государства. Обширная семья Ярослава была связана брачными узами с многими правящими дворами
Европы; его дочь Анна была французской королевой (Anna-regina); сын Всеволод был женат на дочери
византийского императора Константина Мономаха. Эти связи сохранились при сыновьях и внуках Ярослава. В то
же время рост внутренних сил укреплял политическую самостоятельность Киевской Руси. Это сказалось в борьбе
за независимость русской церковной организации от Византии, в попытке утвердить самостоятельность русской
митрополии в 1051.
Не в худе бо и не в неведомой земле владычествоваша, но в Русской, яже ведома и слышима есть всеми концы
земля , говорил о Владимире и Ярославе митр. Иларион.
Расцвет Киевского государства укрепил сознание внутреннего единства русского народа. Политическое
единство оказалось менее прочным. Со смертью Ярослава в 1054 Киевское государство стало распадаться на ряд
отдельных княжеств, первоначально между пятью его сыновьями: Изяслав получил Киевское княжество и
Новгородскую землю, Святослав Черниговское княжество, Всеволод Переславское (с разделением между
ними Волжско-Окского края), Игорь Владимиро-Волынское, Вячеслав Смоленское. Еще раньше обособилось
Полоцкое княжество в роде Изяслава Владимировича; особняком держалось и княжество Тмутараканское.
Б.С.
КИЖИ, остров в сев. части Онежского оз., в Карелии, с комплексом деревянных сооружений Кижского
(Спасского) погоста (в XIV в. административный центр деревень, расположенных на островах Онежского оз.). В
сер. XVII в. вокруг погоста была возведена деревянная стена со сторожевыми башнями. Сохранились: 22-главая
Преображенская церковь (1714), 9-главая Покровская церковь (1764) и шатровая колокольня (1874), которые
составляют гармоничный, уникальный ансамбль Кижского погоста. С 1960 музей-заповедник деревянного
зодчества и этнографии Карелии. В 1950-80 на остров перевезены карельские деревянные гражданские и
культовые постройки, в т. ч. Лазаревская церковь Муромского монастыря (к. XIV в.), часовни из деревень Лелик-
озеро (2-я пол. XVIII в.) и Кавгора (XVII XIX вв.), крестьянские дома из деревень Ошевнево, Серёдка, Логмо-
ручей, Волк-остров, мельницы, амбары, рига, кузница, бани (все XIX н. XX вв.). На восточном побережье о.
Кижи жилые дома и хозяйственные постройки из Южной Карелии (к. XIX н. XX вв.).
КИЗИЧЕСКИЕ МУЧЕНИКИ, Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артем, Магн, Феодот, Фавмасий и
Филимон (286 299). К к. III в. г. Кизик (в Малой Азии) был преимущественно языческим. Это не могло не
огорчать как немногих христиан города, так и тех последователей Спасителя, что попадали в Кизик. К их числу
принадлежали и девять мучеников, среди которых были и воины, и крестьяне, и горожане, и духовные лица. Все
они, независимо друг от друга оказавшись в Кизике, стали безбоязненно обличать нечестие язычников. Правитель
города приказал бросить их в темницу и подвергнуть истязаниям. Но свв. мученики были стойки и непреклонны.
Тогда все девять были обезглавлены. Тела их были погребены за городом. При св. равноап. имп. Константине
Великом, когда св. Вера восторжествовала в Римской империи, их нетленные мощи были перенесены в храм,
построенный в их честь. От св. мощей девяти мучеников стали совершаться многие чудеса, особенно исцеления.
На Руси очень чтили и поныне чтут св. мучеников. Под Казанью в их честь был построен монастырь, а в Москве
церковь. Память Кизическим мученикам отмечается 29 апреля/12 мая.
КИЗИЧЕСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ мужской монастырь, Казанская еп., близ Казани. Основан во 2-й пол. XVII
в. По мнению некоторых, основателем монастыря был иеродиакон Стефан (Сахаров), который, путешествовавши
по св. местам и вынесши из Кизика части мощей св. Кизических девяти мучеников, исходатайствовал у митр.
Казанского Адриана основание обители, предложив в составе средств для построения ее и наследственное
достояние. Главнейшую святыню монастыря составляли мощи св. Кизических мучеников. Они находились в
киоте, вложенные в кипарисную доску и залитые воскомастикой; вверху же часть древа (красноватая) Креста
Господня, вделанная в серебряный маленький ковчежец. Здесь же находились: чудотворный Кизический образ
Божией Матери (письмо иконы древнегреческое); Виленская икона Божией Матери весьма чествуемая
многими как чудотворная; крест напрестольный большой, под коим вычеканена надпись об устроении его в 1690
иеродиаконом Стефаном. Ежегодно 25 июня совершался из монастыря крестный ход в Казань.
С.В. Булгаков
КИЗЛЯР, город в Дагестане. Расположен на Прикаспийской низменности, в дельте Терека. Население 43,6 тыс.
чел.
В районе современного Кизляра в XVI в. были основаны русские пограничные крепости Терки-1 (1567), Терки-
2 (1579), Терки-3 (1589). Поселение Кизляр впервые упоминается в 1652; уничтожено наводнением в 1725. В 1735
генерал-аншефом В.Я. Левашовым основана первая русская крепость Кизляр системы пограничных Кавказских
укрепленных линий. Город с 1785. В 1831, во время Кавказской войны, город был разорен горцами, но вскоре
отстроен заново. С 1860 центр Кизлярского округа.
С н. XIX в. центр крупного района виноградарства, виноделия (в 1805 открыта первая в России школа
виноделия), рыбоводства и рыбной торговли. В крае было также развито садоводство, возделывание овощей,
бахчевых культур, риса, разведение шелковичных коконов.
КИЗЛЯРСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ женский монастырь, Владикавказская еп., в г. Кизляре,
Терской обл. Основан в 1736 игум. Даниилом, родом из грузинских князей. Сначала был мужским, но в 1908
обращен в женский. Здесь находились особо чтимые иконы Божией матери Казанская и Грузинская Знамения
древнего письма, принесенные сюда основателем обители и бывшие в его роде фамильными.
С.В. Булгаков
КИЙ, ЩЕК и ХОРИВ, по преданиям, отразившимся в русских летописях XI XII вв., князья в племенном
объединении полян, основатели трех поселений, позже составивших город Киев. Существование на территории
Киева поселений, к IX X вв. слившихся в один город, подтверждается археологическими данными. Эта легенда
об основании Киева возникла в VII VIII вв. Сохранились предания о Полянском князе Кии, который был с
почетом принят в Константинополе и основал город на Днепре. Акад. Б.А. Рыбаков считает Кия реальным лицом в
VI в. Предания о Кие, Щеке и Хориве и их сестре Лыбеди являются отражением в народном сознании нескольких
этапов развития русского общества в IX-Х вв.
КИКИМОРА (шишимора), в древнерусской языческой мифологии злой дух дома, маленькая женщина-
невидимка. Беспокоит всех живущих, пугает детей, вредит скоту. Свойства кикиморы сходны с мокушей, злым
духом, продолжающим образ богини Мокоши.
КИККСКАЯ МИЛОСТИВАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, св. евангелист
Лука написал три иконы Пресвятой Богородицы, которые удостоились благословения Ее. Одна, на которой
изображена Пресвятая Богородица без Богомладенца Иисуса Христа, называется Милостивою , как умоляющая
Сына Своего о помиловании грешных людей; другая, на которой Пресвятая Богородица изображена держащею
Спасителя с левой стороны, называется Одигитриею ( Путеводительницею ), как путеводствующая людей к
Царству Небесному; третья, на которой Пресвятая Богородица держит Богомладенца с правой стороны, называется
также Милостивою , но для различия от первой иконы называется Милостивою Киккскою. Это название она
получила от горы Киккос, или Конкос, на Кипре, где икона находится в настоящее время. Сия икона долгое время
находилась в Египте, затем в 980 перевезена в Константинополь, где была поставлена в царских чертогах и
оставалась до времени имп. Алексея Комнина (XI в.). После чудесного исцеления дочери сего императора
Пресвятая Богородица явилась ему во сне и повелела послать Свою чудотворную икону на о. Кипр. Здесь
император устроил для нее храм и при храме монастырь. Тут св. икона прославилась многими чудесами, и в ее
благодатную силу веруют не только христиане, но и иноверцы. Множество чудес совершается от нее и на суше, и
на море. В 1365 храм и монастырь были истреблены пожаром, но икона сохранилась невредимою. Впоследствии
монастырь и храм были снова выстроены. Неизвестно, с какого времени Киккская икона закрыта до половины
пеленою от верхнего левого ее угла до правого нижнего, так что лика Богоматери и Богомладенца на ней не видно,
и никто не дерзает видеть, так как за приподнятие пелены многие были строго наказаны. Празднуется 12/25
ноября.
Прот. И. Бухарев