<< Пред. стр. 96 (из 245) След. >>
монастырях.С XV в. в России появились собственные заводы по отливке колоколов, на которых стали отливать колокола
больших размеров. Так, для колокольни Ивана Великого в Кремле были отлиты колокол Вседневный весом 1017
пудов 14 фунтов; колокол Реут весом около 2000 пудов; колокол Успенский , или Праздничный , весом
около 4000 пудов.
Самым большим, но не действующим колоколом в мире в настоящее время является Царь Колокол , стоящий
теперь на каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Самым большим действующим
колокол Успенский . Ударом в него давалось начало торжественному звону всех московских храмов в Великую,
Светлую, Пасхальную ночь.
Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными
средствами, как то:
1) точной пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т.е. правильным сплавом,
2) высотой колокола и его шириной, т.е. правильной пропорцией самого колокола,
3) толщиной стен колокола,
4) правильным подвешиванием колокола,
5) правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу и др.
Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри него. Русский колокол от
западноевропейского колокола в первую очередь и отличается тем, что сам колокол укрепляется неподвижно, а
язык подвешивается внутри колокола свободно качающимся, ударом которого и производится звук. Характерно,
что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для
верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как
не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о
блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, в дни Страстной
седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дня Светлой Пасхальной
седмицы возвещает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в
Царствии Христовом.
Разве это не говорящие уста, когда колокол дает нам знать о каждом часе, о течении его, напоминая вместе с
тем и о вечности, когда времени уже не будет (Апок. 10: 6).
Благовествуя славу имени Христова, раздаваясь днем и ночью, и большею частью с высоты при храмах
Божиих, колокольный звон сам собою напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанные через
ветхозаветного пророка Исайю: На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни
днем, ни ночью, напоминая о Господе (Ис. 62: 6). Не случайно язычники часто, слыша колокольный звон,
говорили: Это голос христианского Бога слышен! Звуки одного церковного колокола представляют собой нечто
возвышенное, торжественное, а если раздается звон нескольких, более или менее согласованных между собою
колоколов, то происходит еще более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше
внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.
Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе
злого нечестивого отступника. Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в
душе, постоянно грешной. Между тем как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный
колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Так что человек может по колокольному
звону определять состояние своей души. Полюбив церковный колокольный звон, русский православный народ
соединил с ним все свои торжественные и печальные события. Потому православный колокольный звон служит не
только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти и торжества. Отсюда и
появились различные виды звона, и каждый вид звона имеет свое название и значение.
Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.
Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм
Божий к богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о
начале богослужения.
Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не
прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного
размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол
сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на
веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.
Благовест, в свою очередь, делится на два вида:
1) обыкновенный, или частый, производится самым большим колоколом;
2) постный, или редкий, производится меньшим по величине колоколом в седмичные дни Великого поста.
Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших
монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие
колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный, или будничный; 5) пятый, или
малый, колокол.
Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.
Собственно звон бывает в несколько колоколов или во все колокола.
Звон во все колокола бывает четырех видов:
1) Трезвон это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова
маленький перерыв, и третий звон во все колокола, т.е. звон во все колокола трижды, или звон в три приема.
Трезвон выражает собой христианскую радость, торжество.
В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но вообще звон во все
колокола.
2) Двузвон это звон во все колокола дважды, в два приема.
3) Перезвон это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол),
начиная с большого и до самого малого, и так много раз.
4) Перебор это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до
большого, а после удара в большой колокол звон во все колокола вместе сразу, и так многократно.
Прот. С. Слободской
КОЛОМЕНСКОЕ, государственный музей-заповедник XIV XVII вв. Один из лучших архитектурных
ансамблей Москвы. Включает в себя: храм Вознесения (1532), Соколиную башню (XVII в.), Георгиевскую
колокольню (XVI в.), Казанскую церковь (1660) и Передние ворота.
Музей создан на территории усадьбы в 1923 (до 1974 как филиал Исторического музея). На территории
заповедника размещается ряд памятников деревянной архитектуры, привезенных из разных краев России.
К ансамблю примыкает церковь Иоанна Предтечи в соседнем селе Дьякове (XVI в.).
В 1667, в правление царя Алексея Михайловича, в Коломенском был построен дворец, считавшийся одним из
чудес света. Симеон Полоцкий так писал о нем:
Седьм дивных вещей древний мир читаше,
Осьмый див сей дом время имать наше...
Над сказочно украшенным дворцом трудились лучшие русские мастера: архитекторы, иконописцы, резчики по
дереву. Это был ансамбль разновеликих теремов, соединенных между собой. Модель дворца (1865) представлена
ныне в музее заповедника, а сам он в XVIII в. из-за ветхости был признан не подлежащим восстановлению и
разобран.
КОЛОМНА, город в Московской обл. Расположен при слиянии рек Коломенки, Москвы и Оки. Порт на Оке,
при впадении р. Москвы. Население 153,6 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1177 как пограничный город Рязанского княжества и торгово-ремесленный центр. В
1301 присоединен в Московскому княжеству. В 1359 Коломна перешла к кн. Дмитрию Донскому, который в 1380
собирал здесь войско перед битвой на Куликовом поле. В XIII 1-й четв. XVI вв. неоднократно разорялась
монголо-татарами. Стратегическое значение Коломны возросло после сооружения в 1525 31 мощного
каменного кремля. В XVII XVIII вв. Коломна купеческий город на торговом пути, связывавшем центр
государства с Югом и Поволжьем. В 1862 Коломна была соединена железной дорогой с Москвой.
КОЛОМЫЯ, город в западнорусских землях на р. Прут (приток Дуная). Известен с 1240 в составе Галицкого
княжества, в 1340-х захвачен Польшей, с 1772 в составе Австрии, с 1919 в составе Польши. В 1939 возвращен
России. Музей искусства Гуцульщины. Благовещенская деревянная церковь (XVI в.).
КОЛОСОК , старинный обычай русской молодежи во время Троицких гуляний водить колосок , или
завивать колос . В с. Шельбово Юрьевского у. (Владимирская губ.) на Троицын день водили колосок дивицы
и молодицы , а парни, старики и старухи сопровождали их. Участницы становились парами лицом друг к другу,
взявшись за руки ниже кисти таким образом, что четыре кисти образовывали квадрат. Пары держались плотно,
создавая живую дорожку из рук. Предварительно выбирали красивую девочку лет двенадцати, одевали ее в
нарядный сарафан и украшали лентами. Девочка шла по дорожке из рук, опираясь на головы. При этом весь
хоровод медленно двигался к мосту, за которым это шествие встречали девушки и молодые женщины, жившие на
другой стороне.
Двигался хоровод, как бы переливаясь, вился : пара, с рук которой только что сошла девочка, ступив на
соседние переплетенные кисти, бежала и становилась впереди всего ряда. Перед ней тут же возникала следующая
пара и т.д. Все участницы во время шествия пели: Пошел колос на ниву, на белую пшеницу и пр. За мостом
колосок пополнялся женской молодежью. Новые участницы сначала кланялись пришедшим, потом включались
в движение пар. Взаимное приветствие низкими поклонами вообще было принято при праздничных встречах
групп молодежи из разных селений или разных частей большого селения.
Конечной целью шествия хоровода было поле озимой ржи, которая в здешних местах начинала обычно
колоситься к этому времени. Пара, на руках которой остановилась девочка в момент наибольшего приближения к
полю, подносила ребенка ко ржи. Девочка срывала горсть колосьев, бежала к церкви и бросала их у стены.
Прежде клали под церковь, отмечает информатор, когда она была деревянная . Здесь просматриваются
несколько слоев традиции: многие движения хоровода и тексты песен, и самое название обычая имеют, по-
видимому, связь с древним ритуалом, призванным содействовать хорошему колошению хлебов. Но уже давно он
был подчинен христианскому сознанию, и центральный момент его был обращен к православному храму. Это
действие, в свою очередь, к моменту записи претерпело уже изменения.
На обратном пути один ряд участниц хоровода отступал, другой наступал на него, и то и другое с песней.
Кончалась эта песня, и хоровод снова начинал перевиваться , но иным способом. Первая пара держала пояс в
поднятых руках, а остальные пары, держась за руки, пробегали под ним. Последняя пара становилась первой и
поднимала пояс и т.д. В это время пели: Перевейся яров хмель на нашу сторонку... Обратное движение
заканчивалось на обычном месте гуляний молодежи.
После колоска парни и девушки вместе отправлялись на традиционное место встреч молодежи Шельбова и
соседнего села Осановца к колодцу, расположенному между селениями. Туда приходила осановская молодежь,
и, как всегда на подобных объединенных сборищах, начинались соревнования сел в искусстве водить хоровод,
петь.
При обратном шествии хоровода от поля к месту обычных гуляний вьющееся, переливающееся движение
его тоже связывалось текстом песни с яровым хмелем . Между тем в других районах встречается игра воротца ,
традиционно приуроченная к Троице, полностью повторяющая движение шельбовского хоровода, но совершенно
лишенная элементов, связанных с каким-либо старинным ритуалом. В с. Усть-Ницынском (Тюменский округ) в
1890-х молодые люди обоих полов собирались вечером Троицына дня на берегу реки Ницы на постоянном месте
праздничных сборищ, называвшемся полянкой , ходили в кругу . Под этим названием здесь выполнялось
совсем не круговое движение, а плавные перемещения по определенному принципу трех рядов, состоявших из
взявшихся за руки девушек и парней. Играли в игры. В числе последних были воротца ; одна пара образовывала
воротца, подняв вверх руки с платком; остальные участники парами пробегали под этой аркой, становясь в свою
очередь воротцами. Перед нами разные стадии постепенного длительного процесса утраты хороводными играми
пережиточных элементов древних обрядов.
М.М. Громыко
КОЛОЧСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1413 в области кн. Василия
Дмитриевича, в пределах Можайска, в тринадцати верстах от города, на берегах р. Колочи в Смоленской губ.
Явилась она крестьянину Луке, который, усердно помолившись пред нею, принес ее в свой дом. В доме его был
больной, лежавший много лет в расслаблении. Услышав о явлении иконы, тот с верою приложился к ней и
получил исцеление. Многие страждущие устремились к явленной иконе на поклонение Заступнице Небесной и
получали благодатную помощь. Лука принес икону в Можайск, где встретил ее кн. Андрей Дмитриевич с
многочисленным народом, и тут же многие больные получили исцеление. Из Можайска икона была перенесена в
Москву. В Москве от иконы было множество чудес. Лука с иконою ходил по многим городам и селениям и, собрав
большое богатство, начал употреблять его в свою пользу и при этом сильно возгордился. Но Господь вразумил его
несчастием однажды медведь едва не умертвил его. Тогда на богатство Луки на месте явления иконы
поставлена была церковь во имя Богородицы, и при ней устроен мужской монастырь, именуемый Колочским, или
Можайским. Лука же постригся в монахи и проводил жизнь в слезах и покаянии.
Празднуется 9/22 июля.
Прот. И. Бухарев
КОЛПИНО, город в Ленинградской обл. Расположен в пределах Приневской низины, на р. Ижоре (приток
Невы). Население 142,4 тыс. чел.
Возник в н. XVIII в., с 1722 развивался как поселок при Ижорском заводе, основанном по указу Петра I;
позднее получил название Адмиралтейские Ижорские заводы (до 1917 производились в основном военные
суда).
КОЛПНЫ, поселок городского типа в Орловской обл., центр Колпнянского р-на. Расположен на р. Сосне
(приток Дона). Население 7,6 тыс. чел. Известен с XII в.
КОЛЫВАНЬ, поселок в Алтайском крае, в Курьинском р-не. Расположен на склоне Колыванского хребта.
Население 1,6 тыс. чел.
Колывань старейшее городское поселение предгорного Алтая, ранее назывался Горная Колывань. Город
образован из Берского острога. С 1783 уездный город Колыванского наместничества, упразднен в 1797. В 1800 в
село Колывань была переведена шлифовальная фабрика (осн. в 1786 при Локтевском заводе), где изготовлялись
декоративные изделия для дворцов вазы, камины и др.; все работы производились по заказу и на средства
императорского Кабинета, в ведении которого фабрика состояла до 1917. Изделия колыванских мастеров
славились на весь мир. Каменные монолиты добывались в окрестных и отдаленных (сев.-зап. хребты Алтая)
каменоломнях.
КОЛЬЦОВ Алексей Васильевич (3.10.1809-29.10.1842), русский поэт. Родился в зажиточной семье
скототорговца. Отец, человек крутого нрава, с детских лет определил сыну торговое поприще. Грамоту Кольцов
постигал на дому, в уездном училище не проучился и двух лет, но страсть к чтению проявилась в нем очень рано.
В 16 лет, пережив глубокое потрясение от книги И. И. Дмитриева, начинает сам писать стихи. К н. 1830-х
становится известным в культурном кругу Воронежа стихотворцем-мещанином , пишет стихи, предвестники
будущих дум Великая пойма , Божий мир , Молитва .
Первые публикации относятся к 1830, но серьезно в большую литературу Кольцов входит после публикации в
1831 в Литературной газете песни Кольцо .
Результатом тяжелой личной драмы (крепостная Дуняша, первая любовь поэта, была продана его отцом
станичному помещику и безвозвратно затерялась) стали лучшие стихи Кольцова Первая любовь , Измена
суженой , Последняя борьба , Разлука .
Непревзойденной высоты среди современных ему писателей Кольцов достиг в жанре лирической песни.
Общерусские характеры добрые молодцы, красные девицы, пахари, косари, лихачи-кудрявичи именно в
песенном творчестве Кольцова обрели наиболее полное и гармоничное воплощение, а сами песни прочно вошли в
классический репертуар певцов-народников, в антологии и хрестоматии русской поэзии XIX в. В XX в. песенные
традиции Кольцова были подхвачены М. В. Исаковским, А. Т. Твардовским, А. И. Фатьяновым, Н. М. Рубцовым.
КОЛЯДА (Коледа), в древнерусской языческой мифологии воплощение смены годового цикла, зимнего
солнцеворота, перехода солнца от зимы к лету, неизбежности победы добрых божеств над духами зла.
Празднование Коляды происходило с 25 декабря/7 января (Рождество Христово) по 6/19 января (Крещение
Господне). В это время наблюдались самые сильные морозы, по древним поверьям совпадающие с разгулом
нечистых духов и злых ведьм. Празднование Коляды своим весельем и оптимизмом выражало веру древнерусских
язычников в неизбежность победы добрых начал над силами зла. Чтобы помочь Коляде победить и отогнать злых
духов, праздновавшие его день жгли костры, пели и плясали вокруг них.
После принятия христианства оптимизм и жизнеутверждение празднований Коляды получили новое
содержание в праздновании Рождества Христова, а ритуальные языческие обычаи превратились в веселую игру на
Святки. В эти дни, так же как и в древности, жгли костры, а юноши и девушки наряжались в хари (маски) коней,
коз, коров, медведей и других животных и, ряженные, ходили по дворам, пели колядки песни, прославляющие
Коляду, приносящего всем благо. Славили хозяев, желали благополучия дому и семье, а за это требовали подарки,
шутливо предрекая разорение скупым. Иногда сами подарки: печенье, каравай назывались Колядой.
Символизировали Коляду сноп или соломенная кукла, которые с песнями иногда приносили в избу на Рождество.
О.П.
КОЛЯДКИ. - См.: СВЯТКИ.
КОМАРИЧИ, поселок городского типа в Брянской обл., центр Комаричского р-на. Расположен на водоразделе
рек Неруссы и Усожи (бассейн Десны). Население 7,6 тыс. чел.
Основан в XV в. в связи с развитием торговли на месте пересечения Свиного и Ромодановского шляхов.
КОМОЕДИЦЫ, языческий праздник пробуждения медведя, связанный с культом Велеса, часто
представленного в виде медведя.
КОНДОПОГА, город в Карелии. Расположен на берегу Кондопожской губы Онежского оз. Население 36,7
тыс. чел.
Впервые упоминается как д. Кондопога в 1563. В сер. XVIII в. близ Кондопоги, в д. Тивдия, были открыты
залежи т. н. тивдийского мрамора (всего свыше 30 разновидностей), который использовался при отделке зданий
С.-Петербурга.
КОНЕВ Иван Степанович (16/28.12.1897-21.05.1973), Маршал Советского Союза (1944), дважды Герой
Советского Союза (1944, 1945). Родился в крестьянской семье. В гражданскую войну комиссар бронепоезда,
бригады. В Великую Отечественную войну командовал армией, войсками Западного, Калининского, Северо-
Западного, Степного, 2-го и 1-го Украинского фронтов. В 1945 46 главнокомандующий Центральной группой
войск, в 1946-50 и 1955-56 главнокомандующий Сухопутными войсками и одновременно в 1955 60
Объединенными вооруженными силами стран Варшавского договора, в 1961 62 Группой советских войск в
Германии. Награжден высшим советским военным орденом Победа .
КОНЕВОДСТВО, в н. XX в. в России насчитывалось около 2,5 млн. лошадей, что составляло 41% мирового
поголовья этих домашних животных.
В России коневодство существовало издавна. Религиозные верования и обычаи славян внушали известное
уважение к лошади. Славянские воины были преимущественно конные.
Для земледельческих работ славяне издревле пользовались лошадью. Удельные князья имели на конюшнях
большое число лошадей. В войске Димитрия Донского насчитывалось до 150 тыс. всадников во время Куликовской
битвы.
При Иване III в к. XV в. был основан под Москвою государственный конный завод, названный хорошовским .
Но коневодство того времени преследовало не улучшение породы, а содержание и сохранение купленных,
преимущественно у татар, лошадей, и только в XVIII в. начали обращать на породу внимание.
Петр Великий в 1712 повелел завести конские заводы в Казанской, Азовской и Киевской губ. и в Астрахани.
Кроме того было приведено несколько эстонских клепперов в Архангельск и Пермскую губ.
Для улучшения породы наших рослых местных лошадей, разводимых по р. Битюгу в Воронежской губ.,
выписаны голландские рабочего сорта жеребцы.
После Петра I на развитие коневодства было обращено наибольшее внимание в царствование Анны Иоанновны:
в 1739 открыто 10 заводов, в которых к 1 января 1740 числилось 4414 лошадей арабских, английских, испанских,
персидских и пр. Но коневодство того времени преследует одну главную цель снабжать лошадьми кавалерию и
императорские конюшни.
Русские коневоды вывели целый ряд русских лошадиных пород. Среди них особо следует отметить русского
рысака, выведенного от арабского жеребца и русской верховой лошади на конном заводе графа А. Г. Орлова-
Чесменского в с. Хреновое Воронежской губ.
В той же Воронежской губ. по р. Битюгу разводили породу битюгов, происшедших, еще при Петре Великом, от
смешения голландского тяжеловоза с рослыми местными кобылами. Со временем, вследствие близости завода гр.
Орлова, к битюгу подливалась рысистая кровь.
В числе лошадей, выведенных в России, следует упомянуть тип лесной лошади Севера лошадей
белорусских, литовских жмудок, клепперов, шведок, обвинок и вяток, лучшие представители которых
низкорослые, но довольно быстрые и выносливые лошади. К верховому сорту местных русских пород относились
донская, киргизская, башкирская, калмыцкая, черноморская, крымско-татарская, туркменская, теккинская и
иомудская лошади. Все эти породы отличаются выносливостью, крепостью, довольно быстрыми движениями.
А. Соколов
КОНЕВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Принесена с Афонской горы в Россию прп.
Арсением, Коневским чудотворцем, в 1393. Она находилась в мужском Коневском монастыре, устроенном на
одном из островов Ладожского оз. Петербургской губ.
Когда прп. Арсений, пробыв на Афоне три года, вознамерился возвратиться в свое отечество, то игумен Иоанн
Зидон благословил его иконою Пресвятой Богородицы и предрек основание им обители. С этой драгоценной
святыней Арсений возвратился в Россию в 1393. Пришед в Новгород, он явился к архиепископу Иоанну и с его
благословения вознамерился устроить монастырь. Достигнув на Ладожском оз. острова Коневца, Арсений
обратился с молитвою ко Господу, чтобы Он Сам указал ему место для обители.
Провидение Божие направило преподобного на то место, где впоследствии был построен Каневский
монастырь. Здесь он сначала выстроил себе келью, потом и храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Вскоре начали стекаться сюда иноки, привлекаемые славою чудес от иконы Пресвятой Богородицы,
чудодейственная сила которой открылась при самом начале водворения ее на острове.
В 1573 обитель Коневская помощию Божией Матери была спасена от нашествия шведов. Шведы, разоряя
Карелию, хотели разорить монастырь, но заступлением Богоматери вдруг поднялся сильный ветер и взломал лед
вокруг острова, так что они не могли исполнить свое намерение. В 1577 опять возгорелась война и заставила
коневского игумена с братией взять чудотворную икону и переселиться в новгородский Деревяницкий
Воскресенский монастырь. Остров Коневец оставался в запустении более ста лет, до тех пор пока Петр Великий не
возвратил русской державе страну Карельскую. По изгнании шведов из Карелии в 1718, Коневский монастырь был
обновлен повелением Императора. Но чудотворная икона оставалась еще в Деревяницком монастыре до 1798,
когда дозволено было перенести ее в Коневский Рождественский монастырь, в Деревяницком же оставить точный
список с нее. Но прежде возвращения в обитель икона препровождена была в Петербург для возложения на нее
сребропозлащенной ризы. Здесь от иконы было много чудес: иные исцелялись от глазной болезни, другие от
беснования и расслабления. На Коневской иконе изображена Божия Матерь с Предвечным Младенцем, держащим
на левой руке двух голубиных птенцов. Наименование острова Коневцом произошло от коня-камня, находящегося
в полуверсте от обители.
Празднуется 10/23 июля.
Прот. И. Бухарев
КОНЕВСКИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ мужской монастырь, на острове Коневце, в северо-западной части
Ладожского озера. Основан прп. Арсением, который, прибыв в 1393 на остров для уединенной жизни,