<< Пред.           стр. 101 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 в.
  Возвращался крестный ход с иконою свт. Николая Угодника из села Великорецкого (уходили 26 мая) в Вятку
 иным путем через с. Медянское. В семи верстах от Вятки его торжественно встречали у часовни с. Филейки, где
 образа оставались и на следующий день. 28 мая ход вступал в Вятку, где происходили литургия с архиерейским
 богослужением и молебен. После этого начиналось движение чудотворного образа с другими местночтимыми
 иконами Куринской Архистратига Михаила и Тихвинской Божией Матери по домам тех горожан, которые
 хотели отслужить у себя молебен.
  Этот многодневный и многоступенчатый крестный ход, представлявший собою, в сущности, систему крестных
 ходов с молебнами, входил сам как часть в большую систему ходов с особо чтимым образом Святителя
 Мирликийского по Вятской губернии. 1 июня все три названные выше иконы отправлялись в новый крестный ход,
 называвшийся Куринским по селам и деревням трех ближайших к Вятке уездов, из которого возвращались в
 центр епархии лишь 16 июля, посетив 1 город и 47 сел. Потом образа принимали др. города и села края: Вятский
 Низовой крестный ход включал в к. XIX в. 6 городов, 1 слободу и 87 сел; а Верховой (Сарапульский) 3 города, 8
 заводов и 102 села. Традиция крестных ходов с Великорецким чудотворным образом Николая Угодника по другим
 городам Вятского края имела глубокие исторические корни: под 1569 отмечены чудеса от этой иконы в г.
 Котельниче, а в 1572 в Слободском и пр.
  Вятская система крестных ходов с конкретным образом не представляла собой исключения. Аналогичные
 явления народной духовной жизни происходили и в других регионах. Крестные ходы с Иверской иконой Божией
 Матери из Иверского Валдайского монастыря охватывали многочисленные города и села Новгородской и
 Тверской губерний вся система этих ходов занимала почти половину года.
  Если чтимый образ везли на большие расстояния в карете, то все равно движение его сопровождалось многими
 встречными ходами. Таковы были, напр., поездки с Калуженской иконой Божией Матери по Калужской и
 Тульской губ. Один из непременных участников этих поездок в сер. XIX в. причетник П. П. Шанский (будущий
 схимонах Петр) подробно описал их в письмах к своей дочери. Приведем здесь его рассказ о посещении с
 чудотворной иконой г. Алексина и окрестностей. Мы туда (из Алексина в Мышинку. М.Г.) отправились в
 экипаже, при звоне во всех церквах. Страшно вымолвить, сколько народу выступило на улицы, полагая, что икона
 выбыла совсем. Над рекою (Окою. М.Г.), лицом к Мышинке, гора представляла торжественное зрелище: вся
 буквально она была усеяна народом в праздничных нарядах. Народ стоял до тех пор, пока мы не приехали в
 Мышинку. На другой день мы возвращались обратно в город. Икону опять приветствовали звоном во всех церквах.
 Народ вышел навстречу весь от мала до велика. Из-за моста взяли икону и несли точно по воздуху. Все
 устремляли свой взор на лик Пречистой Богоматери. По принесении иконы нам нужно было бы служить молебны
 на набережной, но для их торжества пошли за город, в последнюю улицу. И невозможно без слез описать это
 торжественное шествие. И в первом доме, где мы служили, цветов постлано не было, но, к нашему удивлению,
 благоухание было неизреченное. По отслужении молебна городские разошлись по домам, не уходили только
 приходящие из деревень; для них, чрез каждые 5 домов, мы служили молебны на улице. Хотел предводитель
 дворян просить Свящ. Синод о разрешении посетить 40 волостей, но ответа еще нет ничего. Болезнь (холера.
 М.Г.) в городе прекратилась с 1-го же дня .
  По поводу духовных впечатлений, полученных П.П. Шанским в этих поездках, в его жизнеописании дается
 следующая оценка, касающаяся не столько самого причетника, сколько состояния народной веры: Сколько он
 видел непререкаемых свидетельств торжества нашей веры и упования! В течение сорока лет он был постоянным
 свидетелем народной любви, благоговения и поклонения Великому Богу и Его Пречистой Матери; в течение
 сорока лет он был свидетелем и неизреченного милосердия Царицы Небесной к этому народу, так чуткому к
 веяниям Божественной благодати .
  Выше отмечалось движение крестных ходов, встречавших путешествующую святыню. Бытовала и иная
 структура сложных ходов, формировавшихся из многих простых шествий: из нескольких населенных пунктов
 центров приходов, разбросанных на обширной территории, двигались в определенный день самостоятельные
 крестные ходы к одной точке, где находилась святыня или несколько святынь. Таким центром одновременного
 движения многих крестных ходов как бы по радиальным маршрутам мог быть монастырь. Например, в
 Белогорский Свято-Николаевский монастырь (Осинский у. Пермской губ.), расположенный на одном из отрогов
 Уральских гор, в день Всех Святых шли крестные ходы из соседних сел и заводов. Торжественный молебен
 служили у Царского Креста, сооруженного из огромных мачтовых деревьев и освященного в память спасения имп.
 Николая II от покушения. Здесь же особо почиталась Иверская икона Божией Матери копия афонской.
  Отметим также особенности ежегодных крестных ходов с мощами святых, сохранявшиеся в течение всего XIX
 в. во многих обителях и отдельных храмах, обладавших такими святынями. Обычно это были ходы вокруг храма
 или монастыря, но некоторые из них обрели сложные маршруты с остановками для молебнов, освящавшие
 большое пространство и привлекавшие огромные толпы народа из окрестных селений и пришлых богомольцев из
 других уездов и губерний. По наблюдениям паломника, опубликованным в 1840-х, в Новгороде 30 апреля, в день
 обретения мощей свт. Никиты епископа Новгородского, утром, когда раздавался звон колоколов Софийского
 собора (насчитывавшего к этому времени восемь веков существования), народ устремлялся с торговой и
 Софийской стороны на Кремлевскую площадь и заполнял ее. В собор сходилось духовенство из сорока церквей
 самого города и четырнадцати окрестных обителей. Епископ, облаченный в семисотлетние ризы свт. Никиты,
 которые были обретены вместе с мощами нетленными, склонялся перед ракой, и архимандриты поднимали мощи
 святителя на верхнюю крышу раки для хода. Молитвенники, стекшиеся отовсюду для сего зрелища , опускались
 на колени.
  Шествие выходило на Софийскую площадь, наполненную народом, из-под арки архиепископских палат: вслед
 за хоругвями тянулся бесконечный ряд клириков со свечами в руках, потом диаконы и священники с кадилами и
 древними иконами собора , затем священное тело свт. Никиты, высоко поддерживаемое десятью
 архимандритами, игумнами и строителями обителей Новгородских . Когда шествие остановилось у южных дверей
 собора для литии, толпы народа устремились к мощам, чтобы по древнему православному обычаю пройти под
 ними . Хотели остановить стремление народа к святыне, но благочестивый епископ Леонид, хотя сам более
 других страдал от напора толпы, приказал всех допускать, чтобы никто не лишился утешения духовного . Во все
 время хода совершался молебен свт. Никите.
  На следующий день был праздник Преполовения, снова служил епископ и вышел с крестным ходом на Иордан
 к Волхову, предшествуемый хоругвями и крестами и всей древней святынею Новгорода . Несли чудотворную
 икону Знамения Божией Матери. Мимо моста, усеянного народом , спустились к Волхову, покрытому судами .
 От Иордани крестный ход двинулся к северу, вокруг кремлевской стены и остановился для литии у часовни свт.
 Николая Чудотворца, а следующая лития была на площади перед собором. Народ с усердием бросался под икону
 Знамения .
  Представляют интерес правила поведения во время крестного хода, составленные митр. Филаретом по поводу
 конкретного шествия из Голутвина монастыря в Коломну в память о прекращении холеры, но носящие общий
 характер.
  Духовенство должно напомнить благовременно себе и прочим, говорилось в этих правилах, что, дабы
 сие благое начинание принесло благий плод, для сего надобно, чтобы дело Божие совершаемо было с глубоким и
 непрерывным благоговейным вниманием. Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под
 предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к Самому Господу, поколику немощи
 нашей возможно. Святыня земная знаменует и призывает святыню небесную; присутствие креста Господня и
 святых икон и кропление освященною водою очищает воздух и землю от наших греховных нечистот, удаляет
 темные силы и приближает светлые. Пользуйся сею помощью для твоей веры и молитвы и не делай ее
 бесполезною для тебя твоим нерадением. Слыша церковное пение в крестном ходе, соединяй с ним твою молитву;
 а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа, Божию Матерь и святых Его известным тебе образом
 молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими; а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или
 кратким только необходимым словом. Духовенство должно быть примером порядка и благоговения, а мирские не
 должны тесниться между духовенством и расстраивать порядок. Не беда, если отстанешь телом: не отставай от
 святыни духом .
  Особый вид составляли одноразовые, не повторяющиеся крестные ходы, назначаемые по какому-либо
 исключительно торжественному случаю духовной жизни. Несмотря на то что организовывались они сверху
 церковными властями и согласовывались со светскими, тем не менее по типу поведения народа, в силу самого
 повода для торжеств, являлись выражением массовой религиозности. Таким был, например, крестный ход из
 Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву лавру в сентябрьские дни 1892: по случаю пятисотлетия со дня преставления
 прп. Сергия Радонежского. К этому ходу прихожане московских храмов тщательно готовились, заказывали
 хоругви с изображением Преподобного, явления ему Богородицы, образами святых последователей его. Во
 время хода впереди несли не только более семидесяти хоругвей, но и множество икон, в том числе известные всем
 москвичам чудотворные иконы: Владимирскую икону Божией Матери из кремлевского Успенского собора, образ
 свт. Алексия из Чудова монастыря, копии Иверской иконы Божией Матери из Иверской часовни, иконы прп.
 Андроника и Саввы из Спасо-Андроникова монастыря и свт. Стефана Пермского из храма при Первой
 Московской гимназии .
  21 сентября 1892 с раннего утра толпы народа начали стекаться в Кремль, и в 8 часов утра, после краткого
 молебна, крестный ход двинулся через Спасские ворота по Никольской ул., в сторону Крестовской заставы. Один
 из участников так охарактеризовал состав и молитвенное настроение шествия: Величественно, медленно и плавно
 двигался крестный ход, сплошной массой, запруживая самые длинные и широкие улицы Москвы. Простая
 крестьянка в оборванном зипуне шла вместе с элегантной дамой, одетой по последней моде; безграмотный мужик
 шел рядом с ученым профессором оба с непокрытыми головами, оба с одинаковым благоговением к Великому
 празднику... Одна мысль, одна молитва одушевляла эту неисчислимую толпу, придавала ей жизнь, сливала всех
 отдельных лиц в одно громадное целое, имя которому Русская земля .
  Очевидцы свидетельствовали, что в пределах Москвы в этом крестном ходе участвовало более 300 тыс.
 человек. От Крестовской заставы Владимирская икона Божьей Матери и часть хоругвей возвратились в Кремль, а
 ход двинулся далее, по Троицкому шоссе, и шел до лавры с 21 по 24 сентября, с ночлегом в Больших Мытищах и
 Братовщине. Ночами у костров пели духовные песни. У часовни Крест , в десяти верстах от Сергиева Посада,
 произошла встреча москвичей и присоединявшихся к ним по пути богомольцев с крестными ходами из Владимира,
 Суздаля и Коврова. Из Сергиева Посада навстречу вышли толпы богомольцев. Многие стояли на коленях и
 горячо молились, иные от полноты охватившего чувства не могли удержаться от слез . У стен монастыря
 московских и владимирских богомольцев встретил большой крестный ход лавры. В Троицком соборе, у мощей
 Преподобного, была совершена вечерня, и всю ночь шел поток богомольцев прикладываться к мощам.
  М.М. Громыко
 
  КРЕСТНЫЕ ОТЕЦ и МАТЬ, КУМ и КУМА, восприемники от купели при крещении. В русской народной
 традиции крестные играли существенную роль в течение всей жизни человека, т. к. духовное родство, в которое
 вступали восприемники и их крестники в результате крещения, считалось даже сильнее кровного. Пословица:
  Духовное родство пуще плотского .
  Крестные несут ответственность перед Богом за духовно-нравственное состояние своих крестников. С момента
 совершения таинства крестные родители становились как бы посредниками между крестниками и миром святых.
 Их молитвы считались действенными, иногда им придавалась даже большая сила, чем молитвам родной матери.
  В духовное родство с крестными (в народной терминологии кумовство) вступали в результате крещения и
 родители крещаемого, и ближайшие родственники его. Все они назывались кумами (крещаемые и крестные между
 собою кумами не назывались).
  Лица, связанные духовным родством, не могли вступать между собою в брак. Церковное законодательство
 после XVII в. значительно сузило круг лиц, связанных брачными запретами. В к. XIX в. официально были
 запрещены лишь браки между восприемником и матерью крестника и восприемницей и отцом крестницы.
 Народная же традиция существенно расширяла круг лиц, на которых распространялось духовное родство и
 соответственно брачные запреты. Браки запрещались не только между крестными родителями и крестниками, но и
 между кумовьями. Запреты распространялись и на второе поколение. Интимные связи между духовными
 родственниками считались в крестьянской среде кровосмешением. Ведь кум с кумою стояли у общей купели
 перед Богом, поручались за младенца и отрекались за него от сатаны, а заместо того они сами идут в лапы сатаны и
 младенца туда тащат, прямое дело, что грех непрощеный, потому как оскверняет невинного младенца
 (Ярославская губ.).
  Кумовство как система взаимоотношений включало определенные нормы поведения. По отзывам,
 поступавшим из разных мест, среди лиц, связанных духовным родством, замечается большая сдержанность и
 уважение . Обязательной считалась взаимопомощь. Между покумившимися семьями не должно было быть ссор;
 они рассматривались как великий грех. Детей воспитывали в духе особого уважения к крестным родителям. По
 глубокому убеждению русских людей, грех непростительный обидеть крестных. Бог счастья не даст .
  По обычаю кумовья посещали друг друга в большие праздники, прежде всего на Пасху. В этот день крестные
 обязательно одаривали своих крестников крашеными яичками, а родители крестников в свою очередь несли
 подарки крестным. Крестные родители были непременными участниками всех праздников в доме своих
 крестников. Кроме того, было принято угощать кума и куму, когда бы они ни пришли.
  Особая роль отводилась крестным на свадьбе крестников. С ними советовались перед вступлением в брак. Они
 благословляли жениха и невесту вслед за родителями и выполняли роль посаженых отца и матери. В случае
 отсутствия родителей крестные их заменяли. Когда невеста-сирота ехала на кладбище просить благословения у
 умерших родителей, ее сопровождал крестный. Нередко они выполняли в свадебном обряде почетные функции
 свахи, тысяцкого. Крестные, как и родители, благословляли при отправлении на военную службу или в дальние
 поездки.
  По установившейся у русских традиции, крестная мать приносила на крещение кусок белой материи, на
 который клали после купели, риски , или приём . Крестный отец платил за совершение таинства и дарил
 нательный крест символ веры и защиту от нечисти. Постоянное ношение креста для русского человека было
 обязательным и естественным. Отсутствие его заставляло считать, что над данным человеком не было совершено
 таинство крещения, т. е. он не принадлежит к православной вере.
  Т. А. Листова
 
  КРЕСТОВАНИЕ, в Древней Руси побратимство через обмен крестов, носимых на шее. Поменявшийся
 крестами мужчина назывался крестовой, или крестовой брат, а женщина крестова, крестовая сестра.
 
  КРЕСТОВНИКОВЫ, русские промышленники и торговцы. Выходцы из монастырских служебников
 Переяславля-Залесского, в сер. XVIII в. приписались в купечество. В 1774 Козьма Васильевич (1755 1814)
 переселился в Москву, где основал сахарный, белильный заводы (ликвидированы в 1820-х) и ткацкую фабрику в с.
 Поляны Московского у. (закрыта в сер. 1850-х). Его сыновья и внуки, приписавшись в 1826 в московское
 купечество, построили бумагопрядильную фабрику в Полянах (1850; в 1890 до 1000 рабочих), стеариновый завод в
 Казани (1855; в н. XX в. до 2500 рабочих), в 1859 создали Товарищество Казанского кожевенного завода на паях
 (капитал 600 тыс. руб.; ликвидировано в 1866). Для закупки сырья и сбыта продукции Крестовниковы
 организовали 26 торговых контор в Европейской России, Сибири, Средней Азии (Крестовниковы одними из
 первых начали покупать хивинский и бухарский хлопок), а также комиссионерства за границей. Название фирмы
 Крестовниковых (осн. в 1831) менялось, с 1871 Фабрично-торговое товарищество братьев Крестовниковых на
 паях . Возглавлявший ее (с 1890-х) Григорий Александрович (1855 1918) являлся членом советов и правлений
 нескольких крупных предприятий, председателем правления Московского купеческого банка (с 1903). В 1905 15
  председатель Московского биржевого комитета. Член Совета съездов представителей промышленности и
 торговли. С 1906 член Государственного совета от купцов и промышленников.
 
  КРЕСТОВОЕ БРАТСТВО. См.: ПОБРАТИМСТВО.
 
  КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ женский монастырь, Нижегородская еп., в Нижнем Новгороде. История его
 восходит к XIV в. Он совмещал в себе три женских монастыря, существовавшие прежде в Нижнем: Зачатиевский,
 основанный (в 1355 65) супругой кн. Андрея Константиновича Анастасией Ивановной, Воскресенский,
 неизвестно когда и кем основанный, и Происхожденский, который сначала находился близ Волги, но по причине
 тесноты в 1815 перенесен на новое место. Соборный храм в честь Воздвижения Креста Господня был построен в
 1814 23.
  С.В. Булгаков
 
  КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ женский монастырь, Тульская еп., в Белёве. Основан в 1625; в 1764
 упразднен; в 1768 восстановлен. Здесь находилась местночтимая икона Божией Матери Троеручицы .
 Монастырю принадлежали две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII в., и
 Боголюбская, построенная в 1839, где находилась древняя чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18
 июня и 12 июля совершался из монастыря крестный ход.
  С.В. Булгаков
 
  КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ мужской монастырь, Полтавская еп., на высокой лесистой горе, у берега р.
 Ворсклы, возле Полтавы. Основан в 1650. В 1695 был опустошен татарами; в 1709 подвергся разорению от шведов.
 По преданию, здесь была временная квартира Карла XII. В монастыре находилась замечательная картина
  Император Петр I Победитель и хранилось первопечатное грузинское Евангелие.
  С.В. Булгаков
 
  КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ ДУБЕНСКИЙ мужской монастырь, Волынская еп., близ г. Дубно. Основан в
 к. XIV в. Здесь 20 лет (с 1582 1604) подвизался прп. Иов, отстаивая права православных против козней
 иезуитских, пока не удалился, наконец, в Почаевскую обитель. Во 2-й пол. XVI в. монастырь пользовался
 покровительством знаменитого защитника Православия на Волыни, кн. Константина Острожского, и достиг
 цветущего состояния; затем два раза находился во власти униатов; в 1822 обращен был в приходскую церковь; но в
 1860 восстановлен и приписан к Почаевской Успенской лавре.
  С.В. Булгаков
 
  КРЕСТОВСКИЙ Всеволод Владимирович (11.02.1840-18.01.1895), русский прозаик, поэт, журналист.
 Происходил их старинного дворянского рода. Не доучившись, бросает университет и активно включается в
 литературную работу. Сотрудничает в журналах самых разных направлений. Выступает как поэт и чтец-
 исполнитель, автор психологических рассказов и очерков петербургского быта. В 1858 становится свидетелем
 уличного происшествия, подтолкнувшего его к написанию романа Петербургские трущобы (1864 66).
 Польское восстание 1863 стало отправной точкой для дилогии Крестовского Кровавый пуф (Хроника о новом
 Смутном времени Государства Российского) , состоящую из романов Панургово стадо (1869) и Две силы
 (1874). Консервативно-националистическая позиция писателя, его откровенный патриотизм вызвали резко
 отрицательную реакцию т. н. демократических кругов .
  В 1868 Крестовский поступает на военную службу. Участвуя в ряде серьезных операций Балканской кампании,
 в частности, в штурме Плевны, был отмечен за храбрость несколькими медалями. Издал два тома писем с театра
 военных действий и военных очерков. В 1880-е пишет три романа, посвященных еврейскому вопросу : Тьма
 египетская , Тамара Бендавид и Торжество Ваала .
  Путешествовал с эскадрой С. С. Лесовского из Неаполя во Владивосток, полгода жил в Японии. Участвовал в
 посольствах по поручению генерал-губернатора Туркестана М. Г. Черняева в Бухару и Хиву и в раскопках в
 урочище Афросиаб. Все необычные повороты своей жизни Крестовский отразил в многочисленных очерках,
 записках и газетных передовицах.
 
  КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ Великого поста. Крест для иудеев соблазн, для язычников безумие,
 для нас, верующих, спасение , говорил св. Иоанн Златоуст. В это воскресенье Церковь прославляет Святой
 Крест Христов, который сияет как знамя победы над смертью и приготовляет нас к радостному прославлению
 Победителя ада и смерти. Крест, водруженный некогда посреди земли, подобен древу жизни, насажденному в раю.
 Древом искусились наши прародители древом же спасено человечество. Благовестие о Кресте, прозвучавшее в
 Преполовение (в середине) поста, и поклонение ему утешительно напоминают о приближающемся Светлом
 Воскресении Христовом, которое невозможно без Крестной смерти. Строгие и скорбные богослужения
 предыдущих недель, особенно первой, могут и устрашить грешника, и растрогать самое окаменелое сердце. И вот
 теперь, посреди четыредесятницы, великое утешение и ободрение Святой Крест выносится на середину храма
 для всеобщего поклонения. Вся служба посвящена Кресту, который маяком возносится над пучиной моря
 житейского, предлагая верное направление. Апостол, читаемый в этот день, указывает на крестные страдания
 Спасителя как на средство примирения нашего с Богом. Евангелие напоминает христианину об обязанности
 каждому нести свой крест, следуя за Распятым на Кресте. Господь пострадал ради нас, и во имя Его мы должны
 неустанно подвизаться в посте, молитве и прочих подвигах благочестия, отстраняя от себя и умерщвляя в себе все
 то, что препятствует этим подвигам. Так в сердце верующего запечатлевается Крест Христов как орудие нашего
 спасения, как знамение могущественнейшей силы, охраняющей нас на земле и отверзающей нам вход в небесное
 наше отечество.
 
  КРЕСТЦЫ, поселок городского типа в Новгородской обл., центр Крестецкого р-на. Расположен на р. Холове
 (бассейн оз. Ильмень). Население 10,7 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1393 как погост Хрестцовский, позже слобода Крестецкий Ям. С 1776 уездный город
 Крестцы Новгородского наместничества.
 
  КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ. См.: ДОМ.
 
  КРЕСТЬЯНСТВО (слав.: крестьянин крещеный человек), мужик, землепашец, земледелец, селянин,
 поселянин, сельский обыватель, принадлежащий к низшему податному сословию (В.И. Даль) и живший в условиях
 общины. Слово крестьянство встречается в памятниках с к. XIV в. В древности крестьяне назывались еще
  люди . Как выделялись крестьяне из первоначальной славянской общины, выяснить невозможно по отсутствию
 данных. В XIV в. крестьяне составляют уже сословие. Они сидят или на землях частных владельцев, или на
  черных землях. На владельческих землях крестьяне селятся по договору ряду, который предполагает право
 свободного перехода на другую землю. Они переходят и из княжения в княжение, причем освобождаются от
 повинностей и податей в пользу князя на известный срок (10, 15, 20 лет). Попытки ограничения перехода крестьян
 в другое княжение встречаются, впрочем, довольно рано. В договорах новгородцев с князьями еще в XIII XIV в.
 есть запрещение выводить людей из новгородских волостей. В пределах княжеств переход был свободен. Так как
 некоторые владения по льготным княжеским грамотам освобождались от повинностей в пользу князя на срок или
 бессрочно, то крестьяне стремились в эти владения с черных земель, чем наносился убыток княжеской казне, и
 князья иногда ограничивали такой переход. Договорные грамоты крестьян с владельцами земли, порядные,
 большей частью не восходят ранее XVI в. Если крестьянин занимал разработанный участок, на котором были
 исправные постройки, то в порядной определяется только размер его участка и повинностей крестьян.
 Обыкновенно крестьяне несут государственные повинности вместе с волостными людьми, а в пользу владельца
 поступают взносы деньгами и натурой и исполняются барщинные работы; на обязанности крестьян лежит
 поддерживать постройки. Если же крестьяне занимают новую землю, которую надо было расчистить и на которой
 надо было возвести хозяйственные постройки, или землю запущенную, где надо было ремонтировать строения, то
 они освобождались от повинностей в пользу владельца или несли их в уменьшенном размере в течение
 определенного числа лет. Иногда владелец давал крестьянам подмогу деньгами, хлебом или скотом. Если
 крестьяне уходили с такого участка, не выполнив своих обязательств, то должны были возвратить подмогу ; ради
 предупреждения таких неисправностей в порядные вносились неустойки. Если крестьянин делал у владельца заем
 деньгами ( серебро ) или хлебом, то давал заемную кабалу. Крестьянин мог уйти с земли до истечения льготных
 лет, возвратив подмогу и уплатив неустойку. Срока для отказа от земли первоначально для крестьян, по-видимому,
 не было: крестьяне отходили и на Рождество Христово, и в Оборное Воскресенье, и на Петров день, и в
 Оспожин день (Рождество Богородицы), и в др. дни. Землевладелец мог также отказать крестьянину и выселить
 его с земли. Землевладельцы часто нуждались в людях для заселения своих земель и тогда посылали в чужие
 деревни своих уполномоченных отказчиков , которые перезывали крестьян на их земли. В таких случаях
 перезывавший нередко принимал на себя уплату по крестьянским обязательствам по отношению к прежнему
 господину.
  Другой разряд составляли крестьяне, сидевшие на черных , тяглых землях. Они несли повинности только в
 пользу государя, и так как не были обложены повинностями в пользу частного владельца, то несли государево
 тягло в большем размере, чем крестьяне владельческие. Черные крестьяне составляли волости, которыми
 управляли и в которых судили их выборные или назначенные князем лица. Число крестьян в волости меняется,
 увеличиваясь путем прироста и приема новых членов, если есть лишние земли, или уменьшаясь вследствие выхода
 и смерти. Крестьяне владели участками потомственно и являлись по ним истцами и ответчиками в судах. Они
 имели в посадах лавки и торговали в них.
  Уже в сер. XV в. замечается среди землевладельцев стремление стеснить выход крестьян. В 1450 белозерский
 кн. Михаил Андреевич в грамоте Ферапонтову монастырю дозволяет крестьянам, сидевшим на земле этого
 монастыря, выходить только за 2 недели до и неделю после осеннего Юрьева дня, с уплатою монастырю долга. По

<< Пред.           стр. 101 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу