<< Пред.           стр. 102 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 Судебнику 1497 крестьянам разрешается отказываться только в один срок за неделю до и неделю после осеннего
 Юрьева дня (26 ноября), причем крестьянин платит владельцу пожилое за двор, а именно: просидевший 2 года
  половину, а просидевший 4 года полную цену двора. Судебник Ивана IV увеличил размер пожилого и
 установил в пользу владельца сбор по 2 алтына с каждого воза увозимой крестьянином рухляди.
  Развитие в XVI в. служилого сословия, несшего обязательную службу государству, вызвало со стороны
 государства меры к обеспечению этого сословия и доставлению ему материальной возможности нести эту службу.
 Средством для такого обеспечения являлась раздача служилым людям земель, и в XVI в. в средней России масса
  черных земель переходит в руки служилого сословия в виде поместий. Для тяглых людей такой переход занятой
 ими земли был очень тяжел. Старое волостное устройство было разрушено. Служилые люди, как мелкие
 владельцы, нуждавшиеся всегда в средствах, все более и более облагают крестьян повинностями, и те уходят к
 богатым землевладельцам, за хребтами у которых жилось выгоднее и спокойнее. Земли служилых людей
 пустеют, доходы с них уменьшаются, служилые люди не могут уже нести службы со своих поместий и
 обращаются к правительству с жалобами на переходы крестьян. Нуждавшееся, в целях государственной обороны,
 в обеспеченном служилом классе правительство принимает к сердцу эти жалобы и подчиняет интересы
 крестьянского населения интересам служилых землевладельцев. Рядом мер правительство затрудняет переходы,
 устанавливая для них определенный срок и вводя уплату вывозимого имущества. Правительство, в интересах
 фиска, не выпускает крестьян с черных земель. Получив черные земли, служилые люди не выпускают также
 крестьян, полученных с этими землями, и образуется группа крестьян-старожилов, лишенных права передвижения.
 Задолженность владельцу также создавала препятствия для выхода. На практике сложился такой порядок, что
 крестьянин мог уйти с земли, только покончив денежные расчеты с владельцем.
  Вопрос о том, как и когда крестьяне были окончательно прикреплены, вызвал целую литературу. По указу 21
 ноября 1597 которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за всяких людей, из
 поместий и из вотчин, и из патриарховых, и из митрополичьих, и из владычных, и из монастырских вотчин
 выбежали до нынешнего... году за 5 лет, и на тех беглых крестьян в их побеге, и на тех помещиков и вотчинников,
 за кем они живут, тем помещикам, из-за кого они выбежали, и патриаршим, и митрополичьим, и владычным детям
 боярским, и монастырских сел прикащикам и служкам давать суд и сыскивать накрепко всякими сыски, и по суду
 и по сыску тех беглых крестьян с женами, и с детьми, и со всеми животы возити назад, где кто жил . Указом 21
 ноября 1601 разрешалось мелким чинам не выше дворян возить и отказывать крестьян друг у друга, кроме чинов
 Московского у., сроком на год, при соблюдении условий правильного отказа. Этот указ повторяется и в 1602.
 Сверх того, В. Н. Татищев приводит приговор 9 марта 1607, по которому крестьяне, записанные за владельцами по
 книгам 1592 93 и с тех пор вышедшие за кого иного, возвращаются прежним владельцам. Из этих данных
 Татищев вывел, что крестьяне были прикреплены в 1592. Это мнение потом часто повторялось другими
 исследователями. М. П. Погодин усомнился в существовании особого указа 1592 о прикреплении крестьян и
 утверждал, что пятилетний срок был установлен в 1597 только для беглых, т.е. ушедших незаконно, а не для всех
 крестьян. М.П. Погодин, И.Д. Беляев и К. С. Аксаков указывали на то, что в XVII в. продолжается свободный
 переход крестьян. Н.И. Костомаров в полемике с Погодиным утверждал, что переход крестьян в Юрьев день был
 отменен законодательным актом, а переходили в XVII в., по его мнению, или те крестьяне, от розыска которых
 господа отказались, или люди, не попавшие в тягло. Полемика Погодина с Костомаровым выдвинула те условия,
 при которых выросло крепостное право. Другие историки, допуская существование акта, прикрепившего крестьян,
 указывали на то, что крепостное право могло явиться и следствием указа 1597, так как правительство, в интересах
 государственной обороны и фиска, воспользовалось переписью 1592, в которую были занесены все крестьяне,
 сидевшие на владельческой земле по различным порядным, и как бы признало этих крестьян прикрепленными к
 земле. В. О. Ключевский совершенно отрицает прикрепление владельческих крестьян к земле и даже отмену права
 их выхода законодательным актом. Он выводит закрепление крестьян за владельцами из гражданских отношений,
 из их задолженности владельцам земли. Такие задолжавшие крестьяне, а их было огромное большинство,
 сближаются по своим отношениям к владельцам с кабальными холопами, которые в к. XVI в. не могли уже
 приобретать свободу возвращением долга по кабале. В XVII в. крестьяне дают обязательства, ограничивающие
 права их ухода и предоставляющие владельцу право распоряжаться в той или иной степени личностью
 крестьянина. Закрепощаются и крестьянские дети, жившие при отце и не несшие тягла, и попадают, как не
 привязанные к тяглу, в полное распоряжение владельца. Выход крестьян заменяется их вывозом, и притом с
 согласия прежнего владельца, а это является с течением времени, по существу, продажей их. Правительство
 заботилось только о том, чтобы крестьяне выполняли государственные повинности, и сделало владельца
 ответственным за уплату этих повинностей. В результате явилось, по мнению Ключевского, прикрепление
 крестьян к лицу владельца, а не к земле, на которой он сидел. М.А. Дьяконов, подтверждая в общем мнение
 Ключевского, относит прикрепление крестьян-старожильцев ко 2-й пол. XV и 1-й пол. XVI в., а также указывает,
 что право суда над крестьянами, представительство за них на суде и ответственность за уплату крестьянином
 государственных повинностей присваиваются владельцам уже раньше XVII в., как и продажа крестьян семьями и
 отдельно, и перевод их на новые земли. В.И. Сергеевич оспаривал мнение Ключевского о сближении крестьян с
 кабальными холопами и применении к крестьянам правил служилой кабалы и о прикреплении крестьян к лицу
 владельца, а не земли.
  В течение всей 1-й пол. XVII в. служилые люди хлопочут о продлении срока для розыска беглецов, и
 правительство увеличивает этот срок, сначала в частных случаях, а в 1642 в виде общей меры до 15 лет. При
 Алексее Михайловиче урочные годы для сыска беглых были наконец вовсе отменены. Существовали, однако, и в
 это время еще люди, не записанные нигде за владельцами и, следовательно, сохранившие право распоряжаться
 своею личностью; они могли садиться на владельческую землю и заключать порядные, но, по Уложению, они
 должны были заявить о своем желании поступить в крестьянство в Поместном приказе, и приказ, после
 исследования, действительно ли это люди вольные, делает определение об отдаче их в крестьяне. К к. XVII в.
 продолжается сближение владельческих крестьян с холопами. С одной стороны, владельцы сажают холопов на
 землю, с другой государство стремится обложить холопов повинностями в свою пользу, но закон все-таки
 строго разграничивает эти две группы населения. Окончательно крепостное право утвердилось в России в к. XVII
 в., то есть гораздо позже, чем во многих западноевропейских странах (Германии, Австрии, Франции, Венгрии и
 др.), и охватило около половины всех крестьян, остальные продолжали оставаться свободными. При Петре I
 произошло слияние крестьян с холопами, как следствие податной реформы. Петр, вместо взимавшейся прежде
 подати с земли или со двора, переложил подати на души. По произведенной в 1718 22 ревизии были занесены в
 ревизские сказки крестьяне, сидевшие на пашне холопы, зависимые от другого лица непахотные люди и все
 неприписанные к сословиям люди. Все попавшие в сказки были обложены податью под ответственностью
 землевладельца. Этим землевладельцу давалась над крестьянами такая же власть, как над холопами, хотя по закону
 крестьянин сохранял свои гражданские права. При Петре возникают и новые категории крестьян, кроме
 владельческих: черные крестьяне, сохранившие свое положение преимущественно на севере, были обложены
 сверх подушной еще оброчной податью и составили группу государственных крестьян; монастырские крестьяне,
 переданные в ведение коллегии экономии и получившие название экономических; дворцовые, сидевшие на
 царской земле и обложенные повинностями в пользу двора; приписанные к фабрикам и заводам (впоследствии
 получившие название посессионных), независимо от личности владельца фабрики, и однодворцы потомки
 измельчавших служилых людей на окраинах Московского государства, записанные в подушный оклад, но
 сохранившие право личного землевладения и даже владения своими крестьянами. При преемниках Петра
 зависимость крестьян от владельцев еще более увеличивается. В 1727 постановлено крестьянские недоимки
 взыскивать с помещиков, а в 1731 и подушные деньги должны были платить помещики. При Анне Иоанновне
 помещиков сажают даже в тюрьмы за крестьянские недоимки. Ответственность перед казной давала помещикам
 большие права над крестьянами. При Петре I крестьянам запрещено было вступать по охоте в военную службу,
 что вело к выходу из крепостной зависимости. В 1730 запрещено покупать недвижимые имения, в 1734
 заводить суконные фабрики, в 1736 отправляться на промыслы без разрешения помещика, в 1737 вступать в
 откупа и подряды. Наконец в 1741 при вступлении на престол Елизаветы Петровны крестьяне были исключены из
 присяги на верноподданство. В 1760 помещику дано право ссылать неисправных крестьян в Сибирь, причем
 каждый сосланный засчитывался за рекрута, сданного на службу, и крестьяне лишены права входить в денежные
 обязательства без разрешения помещика. Правительство не запрещает иметь крестьян безземельным дворянам и,
 таким образом, считает их прикрепленными не к земле, а к личности помещика. Оно возлагает на помещика
 заботы о крестьянах в неурожайные годы и наблюдение за их порядочным поведением. Таким образом,
 правительство дает помещикам полицейскую власть над крестьянами.
  В условиях продолжавшегося и усиливавшегося закрепощения русских крестьян самой надежной опорой для
 них продолжала оставаться община. Даже на помещичьих землях за крестьянской общиной и ее выборными
 представителями сохранялось право на самоуправление, на самостоятельное решение хозяйственных и бытовых
 вопросов, выполнение государственных повинностей (выплата податей, выдвижение рекрутов), регулирование
 гражданских и семейных отношений, а в ряде случаев распорядительных функций при выполнении
 повинностей перед помещиком (больше в оброчных, меньше в барщинных имениях).
  В царствование Екатерины II положение владельческих крестьян еще более ухудшилось. Власть над ними
 помещиков во 2-й пол. XVIII в. была значительно расширена. После крестьянских волнений 1765 66 помещикам
 предоставлено право ссылать крестьян за дерзости не только в Сибирь, но и в каторгу, а также право во всякое
 время отдавать их в солдаты. В 1767 крестьянам запрещено подавать какие бы то ни было жалобы на помещиков.
 Владельческие крестьяне не были представлены в Комиссии для составления проекта нового уложения. Лишены
 они были и права самоуправления, данного учреждениями всем классам местного общества (1775). В жалованной
 грамоте дворянству (1785) сквозит взгляд на крестьянство, как на частную собственность дворян. Но при
 неопределенности законодательства относительно крестьян за ними остались некоторые гражданские права. Они
 имели право начинать иски и свидетельствовать в судах, заключать договоры и записываться в купцы с согласия
 помещика, и даже брать откупа за его поручительством. Предоставляя помещикам право продавать и отпускать на
 волю крестьян, закон запрещал торговать ими во время рекрутских наборов, продавать отдельных людей с
 аукциона и отпускать на волю престарелых и увечных, которые не могли прокормить себя сами. Еще до
 вступления на престол Екатерины II недворянам запрещено было владеть населенными имениями (1754), а
 служащим, не имеющим дворянского достоинства, предписывалось в течение полугода продать свои имения
 (1758). Несмотря на то что вопрос об освобождении крестьян был поднят при Екатерине II и обсуждался и в
 Комиссии (1767), и в Вольном Экономическом обществе и что около миллиона монастырских крестьян было
 изъято в 1763 из частного владения и обращено в особый разряд крестьян государственных, число крепостных в
 это царствование достигло огромной цифры, вследствие щедрых пожалований населенными имениями (было
 роздано до 400 тыс. душ), в то же время имело место водворение крепостного права в Малороссии. В XVIII в.
 увеличивается и количество дворовых крестьян переводом их с пашни на помещичий двор. Сидевшие на пашне
 крестьяне делились на издельных, или барщинных, и оброчных. Оброчное хозяйство преобладало в
 нечерноземных местностях и там, где были развиты кустарные и отхожие промыслы, а также в крупных имениях,
 в которых помещики не жили. В губерниях с развитым земледелием преобладала барщинная система. Оброк гос.
 крестьян в 1768 был определен в 2 руб., а в 1783 повышен до 3 руб. Ухудшение положения крестьян вызывало с их
 стороны побеги, бороться с которыми было трудно и помещикам, и правительству; последнее, с целью
 возвращения беглых, прибегало даже к вызову их для поселения на порожних казенных землях. С другой стороны,
 протест против тягостей крепостного права выражался в крестьянских волнениях и убийствах помещиков. Сильное
 волнение крестьян в центральной России началось еще при Петре III и при вступлении на престол Екатерины II
 распространилось на обширный район. Созыв комиссии для составления проекта уложения породил слух о
  перемене законов и вызвал ряд новых волнений. В 1773 74 пугачевщина охватила всю восточную Россию и
 более 1,5 тысяч дворян сделались жертвами восстания. Отдельные случаи убийств помещиков были очень часты, и
 в одной, например, Московской губ. за 5 лет было 30 случаев таких убийств. При вступлении на престол Павла I
 среди крестьян распространились слухи о намерениях нового царя дать им свободу и сопротивлении этим планам
 со стороны помещиков. Слухи эти послужили поводом к крестьянским волнениям в 12 губерниях. Волнения были
 подавлены, а указ 3 апр. 1797 повелевал всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в
 воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более что для сельских издельев остающиеся в неделю 6
 дней, по ровному числу оных вообще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их, в пользу
 помещиков следующих, при добром распоряжении доступны будут на удовлетворение всяким хозяйственным
 надобнос-тям . Указ этот, впрочем, мало облегчил участь крестьян, так как редко имел практическое применение.
 При имп. Павле раздача казенных населенных имений частным лицам продолжалась в еще более широких
 размерах, чем при его предшественнице; всего роздано было 265 тыс. душ. Александр I прекратил раздачу
 крестьян. Начало нового царствования обещало улучшение их положения. Император, подобно Екатерине II, был
 занят мыслью о постепенном освобождении крепостных. В 1808 отменена была ссылка крестьян помещиками в
 каторжные работы, а в 1811 и ссылка на поселение (впрочем восстановленная в 1822); с 1804 запрещено сдавать
 крестьян в рекруты ранее 3 лет по совершении купчей на них, затем запрещено было продавать людей на ярмарках
 и торгах и давать доверенность на продажу крестьян в одиночку и без земли. Все эти меры относятся к 1-й пол.
 царствования Александра I, во 2-ю пол. планы об освобождении крестьян были оставлены и существенных
 улучшений в их положении не было, хотя слух о предстоящем освобождении продолжал циркулировать среди
 крестьян и в 1818 20 вызвал движение. Толки об освобождении возобновились при воцарении имп. Николая I,
 что повело за собою крестьянские волнения в губ. Вологодской, Псковской, Смоленской, Курской и Киевской. По
 этому поводу 12 мая 1826 был издан манифест в опровержение таких слухов, а 9 авг. того же года ведено было
 судить нарушителей спокойствия военным судом. Побеги крестьян заставили правительство озаботиться
 решением этого вопроса, и в 1827 велено не возвращать беглецов из Новороссии, где их оказывалось довольно
 много, владельцам, а в случае открытия здесь беглых выдавать владельцам по 250 р. за мужчину и по 150 р. за
 женщину; в том же году было ограничено право ссылки крестьян в Сибирь установлением предельного возраста
 ссылаемых (не старше 50 лет) и запрещено разлучать ссылаемых с женами и малолетними детьми. Тогда же была
 установлена наименьшая норма крестьянского земельного надела в размере 4,5 дес. на душу. С 1833 запрещено
 выдавать долговые обязательства, обеспеченные крестьянами без земли, а также продавать и иным образом
 отчуждать крестьян в розницу. С 1841 запрещено покупать крестьян лицам, не владеющим населенными
 имениями, и раздроблять крестьянские семьи. В 1842 определено законом право помещика наказывать
 крестьянина; только преступления, не влекшие за собою лишения прав и совершенные по отношению к
 крестьянину того же помещика, самому помещику или членам его семьи, подлежали суду помещика; по таким же
 преступлениям, совершенным по отношению к постороннему лицу, помещик мог судить только с согласия этого
 последнего лица; самое наказание в таких случаях ограничивалось 40 ударами розог, 15 ударами палок, арестом не
 свыше 2 месяцев; только в особо важных случаях помещик мог отсылать таких преступников в смирительный дом
 не дольше как на 3 мес. и в исправительные арестантские роты не свыше 6 мес.; с 1844 запрещено наказывать
 крестьян трехременной плетью.
  Тем не менее борьба крестьян против помещиков не прекращалась. В 1-й пол. XIX в. от 60 до 70 помещиков
 ежегодно оказывались убитыми своими крестьянами ибо таково национальное средство, к которому прибегает
 русский крестьянин, чтобы выразить свой протест (А.И. Герцен). Половина из помещиков, убиваемых своими
 крепостными, погибали вследствие покушения на честь крестьянских девушек.
  Принимаемые правительством меры не успокоили крестьян, волнения и случаи убийства помещиков не только
 не прекращались, но, напротив, учащались, и к сер. XIX в. серьезно назрел вопрос об освобождении крестьянства,
 хотя во влиятельных сферах такое решение не встречало сочувствия.
  19 февраля 1861 Александром II было подписано Законоположение об освобождении крестьян, а 5 марта
 обнародован Манифест об этом великом событии. Однако, несмотря на освобождение, крестьяне оказались в
 тяжелом положении, ибо были вынуждены платить помещику выкуп за свою землю. Положение не
 экспроприировало помещичье право собственности на землю; экспроприация полная, безусловная и
 невознагражденная последовала только относительно владения крестьянскими душами, что же касается земли, то
 здесь за помещиками номинально было признано право собственности на всю досель принадлежавшую им землю,
 но это право было чрезвычайно сильно ограничено. Крестьянам в бессрочное пользование была отдана земля,
 принадлежавшая помещикам, которые воспротивиться этому не могли ни в каком случае. Правда, правительство
 объявило о вознаграждении помещиков за это крестьянское пользование их землями, но размер вознаграждения
 был предопределен законом. Усадебная же собственность могла быть даже покупаема крестьянами у помещиков
 без согласия последних также за регулированную законом плату.
  Операция выкупа представляла свои выгоды для помещиков, потому что выкупная сумма определялась
 капитализацией оброка платежа, установленного за пользование наделом, оброк же был установлен
  Положением высокий, выше обычной в те времена арендной платы. Эта высокая норма являлась со стороны
 правительства уступкою той помещичьей партии, которая жаловалась на неминуемое грядущее свое разорение и
 которую пожелали вознаградить за утрату дарового крепостного труда косвенным путем, искусственным
 возвышением нормы оброка. Вследствие этого и выкупная сумма (т.е. капитализованный из 6% оброк), также
 оказалась довольно высокою. Статистика обнаруживает, что до н. 1877 число утвержденных выкупных сделок
 было равно 61,784 (в 37 губ., устроенных на общем положении ); из этого числа по обоюдному соглашению
 помещиков и крестьян было заключено лишь 21,598 сделок (т.е. 35%), а по требованию помещиков 40,186 (т.е.
 65%). Уже эти цифры сами по себе показывают, что выкупные операции были выгодны помещикам. Но кроме
 того, они были и нужны им, вследствие крайней задолженности владельческого класса в момент эмансипации.
  Исследователи выкупной операции давно отметили тот факт, что помещики особенно стремились обязать
 крестьян выкупить землю в тех губерниях, где земля была не так плодородна, т.е. в губерниях нечерноземных,
 население коих охотно прибегает к отхожим промыслам.
  Задолженность помещиков, сильный запрос на наличные деньги, вызванный коренным переворотом всего
 сельского хозяйства, наконец, недостаток в кредитных учреждениях от 1859, когда старые учреждения перестали
 выдавать ссуды, когда начали устраиваться новые земельные кредитные банки, все это сильно способствовало
 успеху и быстроте выкупных сделок. Что касается крестьян, то хотя выкупная операция и делала их
 собственниками, но будущее благосостояние их этою мерою далеко не везде упрочивалось, как показали
 ближайшие десятилетия. Слишком высокие выкупные платежи оказывались очень часто совсем не под силу
 крестьянству, и довольно большая часть его впала в хроническую нужду и недоимочность. 28 дек. 1881 последовал
 даже Именной Высочайший указ, понижавший выкупные платежи на 1 руб. с душевого надела (для вообще всех
 губерний, где действовало великороссийское положение ) и в 6% с годовой суммы выкупного платежа для
 местностей малороссийского положения . Сверх того было установлено и особое, специальное понижение
 выкупных платежей для тех мест, где крестьянское хозяйство по ближайшем исследовании оказалось бы особенно
 расстроенным. Правительство установило обязательный с 1 янв. 1883 выкуп земли у помещиков крестьянами, еще
 оставшимися временно обязанными .
  Что касается экономического устройства крестьян не помещичьих, но государственных, то здесь дело обстояло
 так. Еще в 1861 было решено, что, в общем, устройство быта государственных крестьян должно совершиться на
 тех же основаниях, как и крестьян владельческих, но окончательно быт их был определен лишь Положением 24
 ноября 1866. По этому положению за обществами государственных крестьян сохранены их наделы, и каждое
 общество получило на право владения особую владенную запись, за что они должны ежегодно делать в казну
 определенный взнос: государственную оброчную подать .
  Государственные крестьяне оказались счастливее помещичьих, ибо земли они получили больше, а
 государственная оброчная подать была в два слишком раза меньше выкупных платежей, коими обязались пред
 казною крестьяне помещичьи. К этому остается добавить, что законом 12 июня 1886 правительство увеличило
 общую сумму государственной оброчной подати до 49 млн., переименовало ее в выкупные платежи и
 предначертало погашение этой суммы на 44 года, считая от 1 янв. 1887.
  Удельные крестьяне были освобождены от крепостной зависимости еще указами 1858 и 1859, ибо относительно
 их освобождения воля Государя не могла встретить тех задержек и препятствий, как при освобождении крестьян
 помещичьих; но только в чисто юридическом отношении реформа быта удельных крестьян опередила реформу
 быта владельческих. Что касается аграрного их устройства, то эта сторона эмансипации несколько замедлилась.
 Лишь 26 июня 1863 было утверждено Положение , урегулировавшее экономическое устройство удельных
 крестьян. Это Положение с точки зрения благожелательности к крестьянским интересам и стремления всюду
 жертвовать интересами удельного ведомства в пользу крестьянского сословия занимает исключительное место в
 истории эмансипации: удельное ведомство отдало крестьянам в собственность те земли, которыми они доселе
 пользовались, а выкупными платежами должны были впредь служить те платежи, которые они до сих пор
 уплачивали за пользование землями ведомства. В течение 49 лет эти платежи должны были погасить выкупную
 сумму; выкупной срок начался через два года по утверждении положения, т.е. 26 июня 1865.
  Реформа была объявлена 5 марта 1861; до 19 февр. 1863 крестьяне должны были исполнять в пользу помещика
 все работы и повинности на дореформенном основании, и только право телесных наказаний было несколько
 ограничено относительно дворовых и почти совсем уничтожено (фактически) относительно надельных. Полное
 осуществление основных положений 19 февр. началось, таким образом, лишь спустя два года по утверждении
 великой реформы; но уже за эти два года повсеместно определились контуры крестьянского быта,
 реформированного на новых началах.
  Несмотря на тяжелейшие испытания крепостничества, большинству русских крестьян удалось сохранить
 личность и самобытность. Этому, безусловно, прежде всего способствовала община, ставшая для крестьян своего
 рода бастионом внутренней жизни. Несмотря на два века неволи, крестьяне сумели сохранить большинство
 традиционных ценностей своей культуры.
  Вся жизнь крестьянина в общине обусловливалась чувством соборности, неразрывной связи с окружающими
 людьми, непротивопоставления своих интересов интересам окружающих. Члены общины знали друг о друге все.
 Община неформально осуществляла строжайший социальный контроль, цензуру нравов, от которой невозможно
 было укрыться. На крестьянских сходах решались самые разные вопросы, в том числе семейные. Разбирались
 взаимоотношения различных членов семьи, родителей и детей.
  В этих условиях частная личная жизнь крестьянина (в современном понимании) практически не существовала.
 Он жил в миру и был человеком мира. Отдельная крестьянская личность растворялась, поглощалась, сливалась с
 сельским миром. Праздники и похороны, именины и свадьбы справлялись у крестьян всем миром, с миром у
 крестьянина связывались все радости, горести, успехи, прибытки.
  И крестьяне старались держаться вместе, не выбиться из мира . Как все, так и мы распространенная
 крестьянская присказка.
  Высокий духовно-нравственный потенциал традиционной крестьянской культуры оставлял мало места для
 всяких видов духовного разложения.
  Взгляните на русского крестьянина, восклицал А.С. Пушкин, есть ли тень рабского унижения в его
 поступи и речи О его смелости и смышлености и говорить нечего. Переимчивость его известна, проворство и
 ловкость удивительны... .
  Русский крестьянин, писал А.И. Герцен, многое перенес, многое выстрадал; он сильно страдает и сейчас,
 но он остался самим собою. Замкнутый в своей маленькой общине, оторванный от собратьев, рассеянных на
 огромных пространствах страны, он нашел в пассивном сопротивлении и в силе своего характера средства
 сохранить себя; он низко склонил голову, и несчастье часто проносилось над ним, не задевая его; вот почему,
 несмотря на свое положение, русский крестьянин обладает такой ловкостью, таким умом и красотой .
  С.Ю.
 
  КРЕЩЕНИЕ, первое христианское Таинство, внешний акт принятия в церковное общество.
  Прежде совершения Таинства Крещения бывает наречение имени, которое дается человеку в честь кого-либо из
 Святых Православной Церкви. При этом священник троекратно осеняет его крестным знамением и молит Господа
 быть милостивым к этому человеку и, по присоединении через крещение к святой Церкви, сделать его участником
 вечного блаженства. Когда же наступит время крещения, священник молит Господа изгнать из этого человека
 всякого лукавого и нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его, и сделать его членом Церкви и
 наследником вечного блаженства; крещаемый же отрекается от диавола, дает обещание служить не ему, а Христу
 и чтением Символа веры подтверждает свою веру во Христа как Царя и Бога. Когда же крестят младенца, то
 отречение от диавола и всех дел его, а равно и Символ веры, произносят от его лица восприемники, т.е. крестный
 отец и крестная мать, которые являются поручителями за веру крещаемого и принимают на себя обязанность
 научить его вере, когда он придет в возраст, и заботу о том, чтобы он жил по-христиански. Затем священник молит
 Господа освятить воду в купели и, отогнав от нее диавола, сделать ее для крещаемого источником новой и святой
 жизни и при этом трижды делает в воде знамение креста сначала своей рукой, а потом освященным елеем,
 которым он помазывает также и крещаемого в знак милости Божией к нему. После этого священник троекратно
 погружает его в воду, произнося: Крещается раб Божий (причем упоминает его имя) во имя Отца, аминь; и
 Сына, аминь; и Святаго Духа, аминь . На крещеного возлагаются белая одежда и крест. Белая одежда служит
 знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит
 видимым знаком его веры в Иисуса Христа. Сразу же после этого совершается Таинство Миропомазания.
 Священник помазывает крещеного св. миром, делая им знак креста на разных частях тела с произнесением слов
  печать (т.е. знак) дара Духа Святаго . В это время невидимо подаются крещеному дары Св. Духа, при помощи
 которых он возрастает и укрепляется в жизни духовной. Чело, или лоб, помазывается миром для освящения ума;
 глаза, ноздри, уста, уши для освящения чувств; грудь для освящения сердца; руки и ноги для освящения
 дел и всего поведения. Троекратное затем хождение священника с новокрещеным и его восприемниками кругом
 купели есть знак торжества и радости духовной. Возжженные свечи в их руках служат знаком духовного
 просвещения, а крестовидное пострижение волос на голове крещеного делается в знак его посвящения Господу.
 
  КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Богоявление), христианский праздник в память того дня, когда тридцатилетний
 Иисус Христос явился на берега Иордана, где его крестил Иоанн Предтеча. В этот день было явление Пресвятой
 Троицы и, в особенности, явление Божества Спасителя, торжественно вступившего в Свое спасительное служение.

<< Пред.           стр. 102 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу