<< Пред. стр. 109 (из 245) След. >>
(лев.); Киренга, Витим, Олёкма, Алдан (прав.).ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБОРОНА 1941-42, непревзойденный по стойкости и терпению подвиг русского народа,
в голодной блокаде отстоявшего свободу Северной столицы. Немецкая группа армий Север уже к 10 июля
вышла к Луге, заняв всю Прибалтику, причем не имея преимущества в силах. Успехи немцев обусловливались
исключительно превосходством в подготовке личного состава, в особенности летчиков и танкистов, вот почему мы
несли в боях, в особенности при окружениях, несоизмеримые с противником потери. 24 августа, преодолев
упорное сопротивление наших войск на Лужском рубеже, немцы прорвались непосредственно к Ленинграду.
Приезд маршала К.Е. Ворошилова не изменил обстановку, несмотря на проявленный им личный героизм. 8
сентября немцы заняли Шлиссельбург в устье Невы и отрезали город от страны. Началась Ленинградская блокада.
В этих условиях твердую решимость проявили И.В. Сталин и вступивший в командование Ленинградским
фронтом генерал армии Г.К. Жуков. Суровыми мерами они прекратили панику и организовали линию
сопротивления непосредственно на городских рубежах. К исходу сентября наступление немцев выдохлось, а
Жуков был отозван в Москву, куда переместился эпицентр войны. В городе осталось около двух миллионов
жителей (не считая войска). Продовольственные запасы были частично уничтожены пожаром, подвоз удалось
отчасти наладить лишь зимой по замерзшему Ладожскому озеру. Горожане и войска мужественно выдержали
голод, бомбежки и артобстрелы, погибло по совокупности около 700 тыс. жителей. Сопротивление ленинградцев,
отвлекая огромное количество живой силы и техники германских захватчиков, не позволяло им развернуть
широкое наступление на других участках фронта. Современные историки-демократы сожалеют, что город не был
сдан Гитлеру: это было бы гуманнее . Стойкость осажденных ленинградцев стала образцом нашей и всемирной
истории, одной из главных составляющих великой победы.
С. Семанов
ЛЕНЦА, ЗАКОН И ПРАВИЛО, элементы теории классического электромагнетизма, открыты русским
ученым Э.Х. Ленцем.
ЛЕНЬ, нежелание работать, отлынивание, увиливание от труда. В Изборнике 1076 г. говорится, что лень
мать зла. Ленивый хуже больного: ведь больной, если лежит, то не ест, а ленивый и лежит и ест .
Владимир Мономах (XII в.) почти буквально повторяет эти слова в своем Поучении сыновьям : Леность
всему злому мать, что человек умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленитесь ни
на что хорошее. Пусть не застанет вас солнце в постели. В дому своем не ленитесь, но за всем наблюдайте, чтобы
приходящие к вам не посмеялись ни над домом вашим, ни над обедом вашим .
Ленивый человек в бессчетном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и
презренных гадин, ничего не производит (М.В. Ломоносов).
У русских людей сложилось устойчивое презрительное отношение к лентяям, к отлынивающим от работы, не
желающим добросовестно трудиться. Ленивый и могилы не стоит , Лень добра не сеет , Лень к добру не
приставит , Пахарю земля мать, а лодырю мачеха , У лодыря что ни день, то лень , За дело не мы, за
работу не мы, а поесть, поплясать против нас не сыскать , Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени
обедать , Леность наводит на бедность , У лентяя Федорки всегда отговорки , Лень перекатная: палец о палец
не ударит , Лентяй и шалопай два родных брата .
Тит, поди молотить , говорит лентяю трудящийся крестьянин. А в ответ: Брюхо болит . Тит,
пойдем пить! Бабенка, подай шубенку . О таких лодырях крестьянин говорит: У него лень за пазухой гнездо
свила , От лени распух , От лени мохом оброс , От лени губы блином обвисли , Ленивому всегда праздник ,
У него руки вися отболтались , Пресная шлея (лентяй) , Ест руками, а работает брюхом , У него работа в
руках плесневеет .
Трудовой крестьянин постоянно насмехается над лодырем. Чем он занимается спрашивают труженика о
лодыре. Кнуты вьет да собак бьет , отвечает крестьянин. Пошел баклуши бить , Устроился слонов
продавать , Пошел черных кобелей набело перемывать , На собаках сено косит , На собаках шерсть бьет ,
Слоном слоняется , Спишь, спишь, а отдохнуть некогда , На печи по дрова поехал , Перековал лемех на
свайку , В лапоть звонит , Хорошо ленивого за смертью посылать не скоро придет , Люди пахать, а он
руками махать , Люди жать, а мы с поля бежать .
Если судить по количеству народных пословиц, то к лентяю у русского крестьянина было больше неприязни и
даже ненависти, чем к неправедным нанимателям. Да это и понятно. В общинном российском хозяйстве был
необходим слаженный труд; начало и окончание работ, вывоз навоза, общественное строительство требовали
дружной работы, которой, конечно, мешали отдельные лодыри, зачастую превращавшиеся в деклассированные
элементы. Поэтому народная мудрость наставляет и предостерегает: Станешь лениться, будешь с сумой
волочиться , Ленивого и по платью узнаешь , У ленивого что на дворе, то и на столе , Спишь до обеда, так
пеняй на соседа, что рано встает да в гости не зовет , Проленишься, так и хлеба лишишься , Отсталый и
ленивый всегда позади , Кто ленив сохой, тому весь год плохой .
О. Платонов
ЛЕНЬКОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. - См.: СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ .
ЛЕОНИД УСТЬНЕДУМСКИЙ, иеромонах (1551-17.07.1654). В одной из деревень на Вологодской земле жил
благочестивый крестьянин, который пятидесяти лет от роду решил поступить в монастырь. В это время, в видении,
ему было повелено самому основать монастырь на ближайшей Туринской горе и перенести туда из одного
монастыря икону Пресвятой Богородицы Одигитрии . Не доверяя своему видению, преподобный сам поступил в
этот монастырь и постригся там с именем Леонид. Но видение повторилось, и монастырские старцы признали его
истинным. Они дали святому икону и благословили его созидать новую обитель. Но недобрые люди прогнали его с
Туринской горы, и преподобному пришлось переселиться в непроходимые болота, где он осушал их, копая каналы.
Во время этих трудов его ужалила змея. Тогда, вооружившись молитвою против всех ухищрений бесовских и
злобы человеческой, прп. Леонид поставил себе за правило не думать обо всем этом, а предать себя воле
Божией. Он даже не стал лечиться и больше никогда не болел. Бог помогал ему во всем. Свой последний
осушительный канал святой назвал недумой , а обитель его стала называться Усть-Недумским монастырем
Пресвятой Богородицы. Скончался св. Леонид в глубокой старости.
Память прп. Леониду отмечается 17/30 июля.
ЛЕОНОВ Леонид Максимович (19/31.05.1899-8.08. 1994), русский писатель и общественный деятель. В
романах Барсуки (1924) и Вор (1927) показывает трагедию русской жизни в результате революции. В романе
Русский лес (1953) повествует о родстве русского характера с русской природой и губительности для народа ее
бездумного покорения . В своем последнем романе Пирамида Леонов переосмысливает содержание русской
жизни в XX в. с позиций православного христианина на отчем пепелище . В 1960-80-е активно участвовал в
работе русских патриотических организаций: клуб Родина , ВООПИК, Русский клуб .
ЛЕОНТИЙ (Леон Бобылинский) (ск. не ранее 1700), русский летописец, иеромонах Киево-Выдубицкого,
затем Ильинского Троицкого монастыря в Чернигове. Автор хроники Летописец сей есть Кроника , завершенной
в 1699 в Чернигове. Она содержит сведения о борьбе русского народа, в том числе малороссийского казачества,
против турецких захватчиков в 1670-х.
ЛЕОНТИЙ РОСТОВСКИЙ, епископ, священномученик (ск. 1073), родился в н. XI в. в Константинополе.
Промыслом Божиим будущий просветитель Ростовской земли принял монашеский постриг в Киево-Печерском
монастыре, где проходил послушание под духовным руководством прпп. отцов Антония и Феодосия. Свт.
Леонтий был первым епископом, вышедшим из Киево-Печерского монастыря, воспитавшего многих святителей
Русской земли. В 1040-х он был возведен в епископскую кафедру. В Ростовской земле, населенной в те времена
финскими племенами, еще не просвещенными светом веры Христовой, свт. Леонтий встретил жестокое
сопротивление язычников. Два его предшественника епп. Феодор и Иларион были изгнаны из Ростова.
Невзирая на опасность, свт. Леонтий ревностно проповедовал христианство местному населению. Он однажды
был избит и изгнан из города, но не оставил своей паствы и поселился недалеко от Ростова, воздвигнув храм во
имя Архистратига Михаила. Сюда к святителю стекалось окрестное население. Видя успех святого, языческие
волхвы подговаривали доверявших им жителей убить свт. Леонтия. Собрав толпу, они пришли исполнить свой
замысел. Свт. Леонтий, выйдя в облачении и с крестом, своим бесстрашием остановил их. А слово его, обращенное
к народу, заставило многих раскаяться и принять св. крещение. Но в 1073 прав. епископ принял мученическую
кончину. Тело свт. Леонтия было погребено в церкви Пресвятой Богородицы. В 1660, когда в Ростове строился
новый храм на месте сгоревшего, был найден гроб с нетленными мощами свт. Леонтия.
У русских крестьян этот святой назывался Огуречником, т.к. день его памяти считался временем, подходящем
для высаживания огурцов.
Память свт. Леонтию отмечается 23 мая/5 июня (обретение мощей в 1164).
ЛЕОНТЬЕВ Константин Николаевич (13.01.1831-12.11.1891), писатель, философ и социолог. Окончил
медицинский факультет Московского университета. Во время Крымской войны служил военным врачом. С 1863
по 1873 на дипломатической службе в Турции. В сер. 1870-х, дав обет в случае выздоровления после тяжелой
болезни посвятить свою жизнь Богу, Леонтьев по нескольку месяцев живет в монастырях на Афоне, в Николо-
Угрешской обители под Москвой, в Мещовском монастыре св. Георгия, в Оптиной пустыни (близ Козельска). В
последней он и поселился в марте 1887. В Оптиной пустыни 23 августа 1891 тяжело больной Леонтьев принял
тайный постриг. 30 августа, чтобы быть ближе к медицинской помощи, перебрался в Сергиев Посад, где и
скончался от воспаления легких.
Основная идея миросозерцания Леонтьева необходимость и благость неравенства, контраста, разнообразия.
Это идея и эстетическая, и биологическая, и социологическая, и моральная, и религиозная. Бытие есть
неравенство, а равенство есть путь в небытие. Стремление к равенству, к смешению, к единообразию враждебно
жизни и безбожно. Сам Бог хочет неравенства, контраста, разнообразия. Леонтьев открывает как бы
предустановленную гармонию законов природы и законов эстетики, т. е. признает эстетический смысл природной
жизни. Он считает, что идее развития в природе соответствует и основная мысль эстетики: единство в
разнообразии, так называемая гармония, в сущности не только не исключающая борьбы и страданий, но даже
требующая их. В прогресс, по мнению Леонтьева, надо верить, но не как в улучшение непременно, а как в новое
перерождение тягостей жизни, в новые виды страданий и стеснений человеческих. Правильная вера в прогресс
должна быть пессимистической, не благодушной, все ожидающей какой-то весны. В целом процесс развития
мыслился им как постепенное восхождение от простейшего к сложнейшему, постепенная индивидуализация,
обособление; постепенный ход от бесцветности, от простоты к оригинальности и сложности; постепенное
усложнение элементов сословных, увеличение богатства внутреннего и в то же время постепенное укрепление
единства, так что высшая точка развития есть высшая степень сложности, объединенная неким внутренним
деспотическим единством. Леонтьев хочет найти не только форму органического развития общества, но и форму
его наибольшего совершенства и высшего цветения. Тема о судьбе культуры была поставлена им очень остро.
Леонтьев предвидел возможный декаданс культуры, он многое сказал раньше Ницше, Гобино, Шпенглера. При
столкновении эстетики с моралью Леонтьев отдает предпочтение эстетике. Он видел большую моральную высоту
и правду в холодном объективизме, суровости, жестокости, чем в идее блага человечества. Чистое добро
некрасиво, говорил он; чтобы была красота в жизни, необходимо и зло, необходим контраст тьмы и света. Европа
стоит перед мещанством, орудиями которого являются лозунги политической свободы и равенства. Европа грозит
заразить Россию либерально-эгалитарным прогрессом . Противопоставить Европе она может только старые
культурные элементы, заимствованные из Византии. Византийский культурный тип вполне определен: византизм в
государстве значит Самодержавие, в религии Православие, в нравственном мире наклонность к
разочарованию во всем земном, в счастии, в устойчивости нашей собственной чистоты, в способности нашей к
полному нравственному совершенству. Таков культурно-исторический тип России, подлежащий охранению.
Развивая учение Н. Я. Данилевского о возрастах развития национальности, Леонтьев ставил вопрос о возрасте
России; ставил вопрос: цветет ли она И склонялся к мнению: мы прошли много, сотворили духом мало и стоим у
какого-то страшного предела. Но он верит в ее светлую будущность, хотя таковая и маловероятна. Только сильная
императорская власть может спасти Россию от натиска Федеративной Европы . Россия сильна не народными
славянскими началами (славянство, по ошибочному мнению Леонтьева, термин без всякого культурного
содержания, славянские народы жили и живут чужими началами; Леонтьев не верил и в народ), а византийскими.
Ф.Р.
ЛЕОНТЬЕВ Павел Михайлович (18.08.1822-24.03.1874), русский историк и публицист патриотического
направления. Занимал в Московском университете кафедру римской словесности и древностей. Совместно с М. Н.
Катковым с 1865 издавал Русский вестник и Московские ведомости .
ЛЕПЁХИН Иван Иванович (10.09.1740-6.04.1802), естествоиспытатель, путешественник. Из однодворцев.
Родился в семье солдата Семеновского полка.
В 1751 Лепёхин поступил в академическую гимназию, с 1760 студент академического университета. В 1762
был отправлен вместе с А. П. Протасовым и А. Я. Поленовым в Страсбургский университет, где в 1767 защитил
диссертацию и получил степень доктора медицины.
В 1768 72 Лепёхин руководил академической экспедицией по Поволжью, Среднему и Нижнему Уралу, части
Казахстана и побережью Каспийского моря, а также Архангельскому краю и побережью Белого моря, задачей
которой было исследование природных богатств и возможностей их использования, а также изучение населения,
его хозяйства, быта, культуры.
С 1771 Лепёхин профессор естественной истории, академик Петербургской Академии наук. В 1773 он
совершил путешествие по Белоруссии и Прибалтике. С 1783 секретарь Российской Академии, им была
проделана большая работа по составлению и изданию шеститомного Словаря Российской Академии .
Главный труд Лепёхина Дневниковые записки путешествия... по разным провинциям Российского
государства (опубл. в 1771 80, 1805) содержит описание путешествия по Поволжью, Прикаспию, Уралу,
Архангельскому краю и Белому морю. Сочинение Лепёхина представляет комплексное описание природы,
хозяйства, населения посещаемых районов
Л. Н. Вдовина
ЛЕРМОНТОВ Михаил Юрьевич (2/14.10.1814-15/27.07.1841), великий русский поэт, один из высших
выразителей духовно-нравственных ценностей русской цивилизации. Сын бедного армейского офицера,
Лермонтов рано потерял мать и был взят на воспитание богатою бабкою, урожденной Столыпиной. В 1827
Лермонтов поступил в московский университетский пансион, 1830 в Московский университет, 1832 в
петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков, откуда вышел корнетом лейб-гвардии гусарского полка.
В 1837 за стихотворение на смерть Пушкина сослан на Кавказ, но в 1838 возвращен в С.-Петербург. При жизни
Лермонтова напечатаны: 1835 Хаджи-Абрек , 1837 Бородино , 1838 Песня про царя Ивана
Васильевича , Дума , Бэла , Ветка Палестины , Три пальмы , Фаталист , Дары Терека , 1840
Тамань , Воздушный корабль , Ангел , Герой нашего времени , Когда волнуется желтеющая нива ,
Мцыри и др., 1841 Последнее новоселье , Парус , Спор . В душе Лермонтова смутно жили возвышенные
идеалы духовной силы и свободы ( Песни небес ), отсюда его разочарование в людях и жизни, грозные обличения
( Дума ), порывы к свободе, жажда бури, духовного очищения.
Поэзии Лермонтова присущи гордая отчужденность от земного бытия, презрительное отношение к обыденной
жизни, тяготение к вечности, к Богу. В стремлении к вечности Лермонтова посещало чувство радостного
успокоения и нравственной гармонии. Тогда смирялася души его тревога, тогда в состоянии какого-то
интуитивного прозрения он начинал постигать счастье на земле и в небесах он видел Бога. Тогда лира его
рождала трогательные по глубоко религиозному настроению, по детски безотчетному порыву мотивы, которые
звучат в таких стихотворениях, как В минуту жизни трудную , Когда волнуется желтеющая нива , Я, Матерь
Божия и др. Именно Лермонтов, творец Демона , написал эти навсегда врезавшиеся в нашу память молитвенно-
благословляющие строки:
Дам тебе я на дорогу
Образок святой,
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой.
Душа поэта разрывалась от болезненного сознания ничем не устранимого, вечного разлада между Божьей
Правдой и земною Ложью. Поэт чувствует себя участником космической борьбы Бога и сатаны, света и тьмы,
добра и зла. В соответствии с этим, и призвание поэта, в понимании Лермонтова, не исчерпывается одним лишь
творческим подвигом или эстетическим достижением. Поэт это пророк, которому свыше дано глаголом жечь
сердца людей . Мысленно обращаясь к этому глашатаю Истины, Лермонтов вспоминает давно минувшее время,
когда
Бывало, мерный звук твоих могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как Божий дух, носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Таким именно набатным колоколом прозвучало бессмертное лермонтовское стихотворение на смерть Пушкина.
Лермонтов был убежден, что между поэтом-пророком и бездушным людским стадом нет и не может быть
сговора, нет и не может быть примирения. Эту мысль он запечатлел чеканными рифмами в одном из наиболее
глубоких созданий мировой поэзии:
С тех пор как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи.
Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная,
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Обыденная жизнь ничтожна, пуста и не имеет смысла без сильных духовных порывов к вечности, к
Божественному совершенству. Даже земная любовь не может заполнить пустоту.
Любить... но кого же .. на время не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...
Мятущаяся душа Лермонтова беспрестанно горела, желанием чудным полна , томясь безысходной тоской
воспоминанья о чем-то, что было, когда его не было. И если жизнь человеческая, замкнутая в границах
общепризнанной повседневности, мыслится нами временною и конечною, то Лермонтов, наоборот, носил в себе
сознание чего-то предвечного, чего-то обвеянного холодом междупланетных пространств, внемирного и
вневременного, теряющегося в туманах минувшей и грядущей бесконечности. Всю свою короткую жизнь
Лермонтов постоянно преследовался космополитическими силами. Ссылка на Кавказ и, наконец, гибель на дуэли
стала закономерным итогом неравноправной борьбы, которую русский поэт вел с мировым злом.
Б. Б.
ЛЕСКОВ Николай Семенович (4.02.1831-21.02.1895), русский писатель, публицист. Родился в Орловской
губ. в семье статского советника, дед сельский священник. Получив домашнее образование в доме
состоятельных родственников, работает писцом в судебной палате, а в 1850 приезжает в Киев, служит в
казначействе. Посещает религиозно-философский кружок. С интересом всматривается в паломников,
старообрядцев, сектантов, стекавшихся в Киев со всей России. Увлекается реставрацией (София Киевская) и
иконописью (в Киево-Печерской лавре).
В 1862 появляются его первые нравоописательные рассказы о русском народе ( Погасшее дело , Разбойник ,
В тарантасе ).
Писатель выступает резко против попыток либерально-космополитической интеллигенции разжечь в России
революционный пожар. В статье о петербургских поджигателях Лесков показывает облик революционных
провокаторов, сеющих смуту в русском обществе. В романе Некуда (1864) писатель раскрывает образы врагов
русского народа нигилистов убогих духовно-нравственно, морально нечистоплотных, слепцов, ведущих Россию
в тупик, в некуда .
В 1860-е появляется замечательный по психологизму и социальной точности цикл о сильных женских
характерах: Житие одной бабы (1863), Леди Макбет Мценского уезда (1865), Воительница (1866), Котин
доилец и Платонида (1867).
Несмотря на травлю либерально-космополитической критики, Лесков продолжает вскрывать тупиковый
характер русского революционного движения. Он пытается осмыслить пути пореформенного развития России,
уповая гл. обр. на олицетворяющих православную этику народолюбцев из всех сословий: романы Обойденные
(1865), На ножах (1872), хроника Соборяне (1872).
В повестях 1873 года Запечатленный ангел и Очарованный странник поиски положительного
национального идеала выражаются у Лескова в несгибаемых в вере и щедро одаренных природой богатырских
натурах.
В последующие годы писатель обращается к образам русских праведников: У нас не переводились, да и не
переведутся праведные . Убеждаясь, что в моменты общего бедствия сама среда народная выдвигает на
подвиг своих героев и праведников, а потом слагает о них легенды с человечкиной душой , Лесков подходит к
выводу о праведности всего нашего умного и доброго народа .
ЛЕСНИНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в с. Лесне Константиновского у.
Седлецкой губ., в церкви открытой в 1885 православной женской общины. По преданию, явилась она 14 сентября
1683 русским пастухам в лесу на дереве и была поставлена в православной церкви с. Буковичи, в двух верстах от
Лесны. От нее начали совершаться многие чудотворения, что привлекло к ней большое число богомольцев. Вскоре
икона была похищена католиками, но возвращена православным после воссоединения холмских униатов с
Православною Церковью. На Леснинской иконе изображение Божией Матери и Богомладенца Иисуса вырезано
рельефом на темно-красном овальном камне.
Празднуется 14/27 сентября.
Прот. И. Бухарев
ЛЕСНОЕ, село в Тверской обл., центр Лесного р-на. Расположено на реках Чурмановке, Нашатыренке
(бассейн Волги) и оз. Кримино. Население 1,6 тыс. чел.
Впервые упомянуто в 1545 как погост Смёрдынь.
ЛЕСТВИЦА, лестница, в Православии: образ духовного восхождения. В Библии рассказывается, как праотец