<< Пред.           стр. 119 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 дозволялось поцеловать ее. В некоторых местах Пермской губ. бытовало, как и на Вологодчине, катанье компаний
 мужчин с молодоженом: Под вечер в воскресенье последний день Масленицы женатые мужики приносили
 на катушку большой широкий луб. На луб валили сперва какого-нибудь новожена (то есть женившегося в
 последний мясоед), на него пластом валили другого, за ним какого-нибудь третьего и так всего 15 20 человек.
 Сверху уминал эту массу какой-нибудь молодец. Луб катился немного: сажен 5 6 при уханье и хохоте как
 зрителей, так и самих катающихся. Так катались весь вечер дотемна .
  В некоторых местах Архангельской губ. в связанных с молодоженами играх на горке участвовала и молодая.
 Здесь объектом внимания становились все пары, обручившиеся после предыдущей Масленицы. Молодожены
 подкатывали к горе на лошадях, и молодой сначала один поднимался на вершину, где его ждала компания
 холостых парней. Его усаживали в сани и начинали громко окликать молодую. Она поднималась на горку и
 садилась на колени мужа, обняв его одной рукой за шею. Парни не давали молодым скатиться вниз до тех пор,
 пока молодая не поцелует мужа назначенное число раз. Поцелуи считали громогласно; за промедление назначали
 штраф (должна поцеловать еще столько же раз) все это называлось солить рыжики на пост , или
  промораживать .
  Менее широкое распространение, чем катанье на лошадях и санях, имели в XIX в. среди сельской молодежи
 прыжки через костер и взятие снежного городка. Первое в зимнее время традиционно было связано со сжиганием
 чучела Масленицы в Прощеное воскресенье. Так, в Гжатском у. Смоленской губ. (данные Чальско-Дарской вол.,
 селений Скугарово, Холмы и др.) молодежь обоего пола делала в последний день Масленицы огромную бабу из
 соломы, вывозила ее на больших санях за околицу и там сжигала; при этом прыгали через костер.
  Судя по сообщению 1890-х годов из Череповецкого у., там через костер при сжигании Масленицы прыгали
 лишь отдельные смельчаки. Это кажется естественным, если учесть размеры костра в этом варианте: уже с утра
 Прощеного воскресенья мальчики-подростки свозили со всей деревни за ее пределы всякое старье эта
 подготовка сама по себе составляла дополнительное развлечение. Собирали старые бочки, корзины, дрова в
 каждую избу заедут и что-нибудь выпросят . В сумерках к этой огромной груде собирались взрослые, дети и
 поджигали ее. Это и называлось Масленицу жечь .
  В Пошехонском уезде, где обычай сожигать Масленицу сохранялся к 1880-м почти повсеместно, материал
 для костра молодежь начинала собирать с первых дней Сырной недели: дрова, солому, хворост, старые кадки
 свозили в поле. В последний день, после вечерни, парни и девушки шли туда и зажигали Масленицу. Размеры
 такого костра, строившегося в течение недели, были несовместимы, по-видимому, с обычаем прыгать через него
  о прыжках в этом описании нет и речи. После сжигания Масленицы просили прощения друг у друга, шли
 просить прощения у тех, кто не был в поле, затем спешили по домам успеть заговеть до 12 часов.
  В другом варианте (Ростовский у. Ярославской губ.) через костер прыгали лишь мальчики, хотя собирали
 солому, деготь, дрова они вместе со взрослой молодежью. Собирались вечером, только перед самым сжиганием
 Масленицы. Девушки и парни стояли вокруг костра и пели: Гори, гори, Масленица, Симионова племянница,
 пройдет семь недель, придет светлый день, будут пасху носить, будут яйца красить . Потом молодежь с песнями
 возвращалась в деревню.
  Взятие снежного городка, увековеченное в известной картине В.И. Сурикова (по непосредственным
 наблюдениям художника), бытовало преимущественно на Урале и в Сибири. Эта сложная затея, включавшая в
 равной мере элементы игры, спектакля и спортивного состязания, предварялась, как и катанье с ледяных гор,
 участием молодежи в строительстве специального сооружения. По описанию 1-й половины XIX в., на Енисее на
 Масленицу парни строили ледяную крепость с воротами. Она была довольно высокой в ворота въезжали
 верхом. Одна партия занимала крепость и готовилась выдержать осаду. Другая шла на приступ. Осаждающие
 были конными и пешими. Последние лезли на стену, срываясь под хохот зрителей со скользкой ледяной
 поверхности, а верховые должны были по одному прорваться в ворота. Осажденные метлами, хворостинами,
 нагайками хлестали лошадь, пугали ее, чтобы заставить повернуть обратно. Всадник с позором отступал под
 возгласы и улюлюканье собравшихся односельчан либо гордо врывался в крепость, оттесняя грудью
 разгоряченной лошади противников. Потом победители шли торжественно по селению с песнями, и всю ночь
 продолжались забавы.
  Исстари в слободе Усть-Ницынской Тюменского округа, писал Ф. Зобнин о своем родном селении, в
 последний прощеный день Масленицы делается город . На реке Нице или на слободской площади, где больше
 простору, складывают по круговой линии из снега, иногда изо льда, стены, в которых проделываются два столба.
 Сверх столбов кладется также из снега или льда дугообразная перекладина. Куски снега тщательно заливаются
 водою для того, чтобы крепче стояли. Предварительно же рыхлые столбы и перекладину с лицевой стороны
 украшают различными узорами больше всего посредством прикрепления к белому снегу по разным направлениям
 кусочков угля . Вверху на воротах ставили вылепленные из снега фигуры людей, иногда птицы или зверя. Перед
 закатом солнца большое количество народа собиралось смотреть, кто и как будет ломать город . Как и во многих
 других случаях, развлечения молодежи, связанные со снежным городком, проходили на виду у всей общины,
 поведение участников подлежало непосредственному обсуждению.
  На верхней Оби молодежь делала городок иначе: несколько невысоких, со сводами наверху, толстых столбов
 снега, облитых водою, составляли лишь основание крепости. На своды настилали доски. На углах крепости
 ставили очень высокие столбы, обвитые соломой. По крепостному валу размещали снежные скульптуры. Игра и
 здесь проходила в прощеный день. К городку приходили все перед наступлением вечера.
  Начиналась атака конников и пеших под предводительством генерала . Самый эффектный момент наступал
 после взятия крепости: зажигали соломенные столбы, и высокие факелы пылали в наступивших сумерках, освещая
 причудливые очертания полуразрушенной крепости и отражаясь в ледяных поверхностях.
  Во многих местах бытовал обычай съезжаться на Масленицу большими группами ряженых всадников. В
 Нерехтском у. Костромской губ. в больших вотчинах в Сыропустное воскресенье сбирается съезд из нескольких
 сот лошадей под названием обоза, который известен в Ярославле под именем околка . Верховые были одеты в
 соломенные колпаки и кафтаны.
  В XVIII и XIX вв. получает распространение крестьянская масленичная комедия, занимавшая центральное
 место в празднестве. В ней принимали участие персонажи из ряженых Масленица , Воевода и др. При этом
 зачитывались обширные стихотворные тексты юмористического или сатирического характера. Сюжетом для них
 служила сама Масленица с ее изобильными угощениями перед предстоящим постом, с ее прощаньями и
 обещанием вернуться на следующий год. Часто в представление включались какие-то реальные местные события,
 в качестве сатирического героя которых выступал масленичный блин. Это были местные крестьянские сочинения
 или городские, бытовавшие в сельской округе. Такие тексты переписывались, нх включали в рукописные
 сборники.
  Заканчивалась Масленица обычаем просить друг у друга прощения. В разных краях России сложились свои
 особенности, свой склад этого обычая, но суть всюду была одна духовно-нравственное очищение через
 покаяние, через взаимное прощение прегрешений. После бурного веселья последней перед Великим постом недели
 обычай просить прощенья помогал ощутить переход к серьезным духовным задачам, к строгим семи неделям,
 продолжающимся до Пасхи, к повышению нравственных требований к самому себе.
  М. М. Громыко
 
  МАСТЕРСТВО, способность качественно выполнять те или иные виды работ или ремесла. Способность эта
 очень ценилась в Древней Руси. Не то дорого, что красного золота, а дорого то, что доброго мастерства . Среди
 русского народа существовал настоящий культ мастера.
  Мастерство везде в почете , говорили люди. Работнику полтина мастеру рубль , Не работа дорога
 уменье , Мастер один а подносчиков десять , Не за шило платят, за правило , По закладке мастера знать ,
  В добрую голову сто рук , Дело мастера боится , Всякая работа мастера хвалит , Мастерства за плечами
 не носят, а с ним добро .
  О мастерах говорили всегда уважительно и с особой теплотой. Он на все руки мастер , Золотой человек,
 золотые руки , К чему рук ни приложит, все кипит .
  Об их необыкновенных возможностях создавались всяческие легенды, порой просто баснословные. Им
 приписывались сверхчеловеческие качества. Например, легенда о Левше, подковавшем блоху, у которого был
 реальный прототип. О таких говорили: На обухе рожь молотит, зерна не уронит , Комар носу не подточит.
 Иголки не подсунешь (не подобьешь) , Он из песка веревки вьет .
  Профессионализм и мастерство русских ремесленников были очень высоки. Древнерусские кузнецы по злату
 и серебру создавали золотые украшения с цветной эмалью, изящные изделия из серебра со сканью и зернью,
 красивое оружие, художественную чеканку, высоко ценившиеся во всем мире. Немецкий знаток ремесел Теофил
 из Падеборна (XI в.), описывая в своих Записках о различных искусствах страны, прославившиеся в том или
 ином мастерстве, назвал на почетном месте и Русь. Мастера, как правило, были грамотны, о чем свидетельствует
 множество надписей на бытовых вещах, стенах церквей, а также дошедшие до нас берестяные грамоты.
  Кузнец-оружейник ставил свое имя на выкованном им клинке меча ( Людота Коваль ); новгородский мастер
 великолепного серебряного кубка подписал его: Братило делал ; Любечанин Иван, токарь по камню, изготовив
 миниатюрное, почти игрушечное, веретенное пряслице своей единственной дочери, написал на нем: Иванко
 создал тебе (это) одина дща .
  Велико мастерство архитектурных сооружений Древней Руси, и прежде всего храмов. Для их возведения
 понадобилось создание целой системы подготовки квалифицированных строительных кадров, их учета,
 предоставление им целого ряда специальных льгот. Строительные мастера в XVII в. не платили податей с земли
 или добра и не несли никаких личных повинностей, обязательных для тяглова населения (хотя с 1684 эти льготы
 были отменены). Им было разрешено вести мелочный торг и курить вино для личного употребления, что было
 признаком доверия к ним со стороны правительства. Все дела строительных мастеров и их семей ведали и судили,
 кроме значительных уголовных преступлений, в Каменном приказе. Мастера и подмастерья, находившиеся на
 службе в Каменном приказе, разделялись на целый ряд специальностей градодельцев, городовых
 смышленников (занятых постройками военных сооружений), каменных дел здателей и пр. Некоторые мастера
 Каменного приказа получали постоянное жалованье, а кроме того, участвуя в какой-либо постройке еще и
 поденную оплату.
  Больше всего мастеров было в плотничном деле. Об этом свидетельствовали деревянные храмы и дома,
 стоявшие в русских селах и городах еще в начале нынешнего века (сегодня сохранившиеся в основном на
 фотографиях). У плотников была своя проверка мастерства. Клип тесать мастерство казать (сразу вытесать
 верный клин, без подтески, такое же мастерство для плотников, как выточенный от руки правильной формы
 шар для токарей).
  Мастерство и мастера ценились как среди ремесленников, так и среди крестьян. Древние, отточенные до
 совершенства приемы труда у некоторых крестьян приобретали эстетический характер. Такие мастера в
 крестьянской среде ценились особо. Григорий Потанин, известный русский путешественник, рассказывал, как на
 Алтае ему довелось познакомиться с одним из таких крестьян. Особого совершенства этот крестьянин достигал
 на жнивье, где результат труда его облекался в отточенную форму, доставлявшую эстетическое удовольствие ему
 самому и зрителям... Он прекрасно вязал снопы, прочно и красиво, и никто не мог лучше его завершить стога.
 Пашню Петра Петровича тотчас можно было отличить от прочих по красоте конических суслонов, которая зависит
 от пропорциональной завязки верхнего снопа, опрокинутого вниз колосьями и служащего суслону крышей; если
 перевязка его сделана слишком далеко от жнива, суслон выйдет большеголовый, если слишком близко
 наоборот. Петр Петрович избегал обоих недостатков. И шейки всех суслонов приходились у него на одной
 высоте .
  Если мастерство высоко почиталось в народной среде, то неумелость подвергалась насмешкам,
 рассматривалась как своего рода нравственный порок. За безручье (за неуменье) по головке не гладят , За все
 берется, да все не удается говорит о таких народ. За прогул да за неумение нет платы , Нечем хвалиться, как
 все из рук валится , Швец Данило, что не шьет, то гнило , Рук не наставишь , Всему учён, только не
 изловчён , Парень-то тороват, да дела не знат .
  О неумелых работниках говорили: Ни в дышло, ни в оглоблю. Ни в корень, ни в пристяжку , Зимой с
 бороной, а летом в извозе , а о работниках, делавших работу слишком медленно, Улита едет, когда-то будет .
 Крестьянин, который не мог выполнить крестьянской работы, считался последним человеком. Подростков, не
 умеющих плести лапти, дразнили безлапотниками. Девочек, не сумевших еще в детском возрасте научиться
 прясть, обзывали непряхами, не умевших ткать на кроснах неткахами, не умевших самостоятельно поставить
 стан без подсказки матери бесподставочными. Презрительное отношение к неумейкам сохранялось в
 крестьянской среде всегда, вплоть до сер. XX в.
  О. Платонов
 
  МАТВЕЕВ Андрей Матвеевич (1701 1739), художник, один из основоположников светской живописи в
 России.
  В 1716 по указу Петра 1 был направлен в Голландию, учился в Амстердаме, в 1725 27 во Фландрии в
 Антверпенской академии художеств. Ранние работы Аллегория живописи (1725), Венера и Амур
 свидетельствуют об освоении новых для русского искусства мифологических сюжетов. С 1727 Матвеев возглавлял
 в Петербурге живописную команду при Канцелярии от строений .
  Среди немногих сохранившихся работ Матвеева непринужденностью и правдивостью выделяются портреты И.
 А. и А. П. Голицыных (1728) и самое известное его полотно Автопортрет с женой , отражающий новую культуру
 семейных отношений людей Петровской эпохи. Муж и жена выступают как равные, в их лицах светится чувство
 собственного достоинства, внимание и уважение друг к другу, искренняя любовь, дающая уверенность в себе.
  Л. Н. Вдовина
 
  МАТВЕЕВ Артамон Сергеевич (1625-15.05.1682), крупный политический деятель и дипломат. Сын дьяка.
 Один из самых образованных людей XVII в. Был воспитателем второй жены царя Алексея Михайловича Натальи
 Кирилловны, урожденной Нарышкиной, которая выросла в его доме.
  В 1654 Матвеев участвовал в посольстве, прибывшем на Переяславскую раду. В 1656 57 он ездил в составе
 посольства в Польшу. В 1662 командовал одним из стрелецких полков, подавляющих московское восстание
  Медный бунт . В 1669 он получил чин думного дворянина и был поставлен во главе Малороссийского приказа.
 Затем получил чин окольничего, а в 1674 боярина.
  Матвеев считал, что Россия должна сосредоточить все свои силы на решении важнейшей проблемы
 присоединении Правобережной Малороссии. В 1671 после женитьбы Алексея Михайловича на Наталье
 Кирилловне вес Матвеева при царском дворе стал очень большим. Он сменил А. Л. Ордин-Нащокина на посту
 главы Посольского приказа.
  После смерти Алексея Михайловича и воцарения Федора Алексеевича в 1676, а также прихода к власти князей
 Милославских, Матвеев был лишен государственных должностей и отправлен в ссылку. В 1682 с приходом к
 власти Нарышкиных возвращен из ссылки. Был убит стрельцами во время стрелецкого бунта.
  Матвеев имел одну из самых больших библиотек в России. Он являлся организатором театра при царском
 дворе. Под его руководством составлен справочник по дипломатической переписке Титулярник , а также
  История русских государей, славных в ратных подвигах, в лицах и История избрания н венчания на царство
 Михаила Федоровича .
  О.М. Рапов
 
  МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ, выдающееся мировое открытие,
 сделанное русским математиком Л. С. Понтрягиным, в основе его лежит так называемый принцип максимума
 Понтрягина.
 
  МАТРОНА, св. мученица, празднуется 27 марта/9 апреля. У русских крестьян называлась Настовицей или
 Настовницей и Полурепницей. Первые два прозвания объясняются тем, что около этого времени замерзает от
 утренних морозов оттаявший днем снег, так что при этом бывает возможность ходить по насту. Имя же
 Полурепницы происходит от хозяйственного обычая поселян отбирать от всего зимнего запаса наиболее годную
 часть репы для семян.
 
  МАТРОНА МОСКОВСКАЯ (1885-2.05.1952), святая старица. Матрона Дмитриевна Никонова родилась
 четвертым ребенком в семье благочестивых крестьян. Слепую от рождения Матрону Господь наградил
 внутренним зрением. О богоизбранности девочки догадался крестивший ее свящ. Павел Прохоров. С семи-
 восьмилетнего возраста у нее открылся дар предсказания и исцеления больных. С детства она стяжала и дар
 непрерывной молитвы. По ее молитве люди получали исцеления от болезней, утешение в скорбях. В 17 лет
 Матрона лишилась возможности ходить, ее сидение продолжалось полвека. Она чувствовала приближение
 опасности, предвещала стихийные и общественные бедствия.
  Грядущую революцию Матрона предсказала еще задолго как страшное бедствие: будут грабить, разорять
 храмы и всех подряд гнать .
  В 1925 блж. Матрона перебралась в Москву, где прожила до конца своих дней. Опасаясь ареста, без прописки,
 духом предвидя грядущие неприятности, она спасала от репрессий не только себя, по и приютивших ее хозяев.
 Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство перед Богом, она
 помогала многим. Ее духовно-молитвенное служение отвращало от гибели доверившихся ей людей и приводило
 ко спасению.
  Предвидела блж. Матрона Великую Отечественную войну: Вот сейчас вы все ругаетесь, делите, а ведь война
 вот-вот начнется... Народу много погибнет, но наш русский народ победит .
  Перед смертью матушка Матрона сказала: Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих
 скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам . Ее могилка на Даниловском кладбище стала святым
 местом православной Москвы.
  В 1998 честные останки блж. Матроны были перенесены в московский Покровский монастырь, где 2 мая 1999
 состоялось церковное прославление угодницы Божией.
  М. Жукова
 
  МАТРОСОВ Александр Матвеевич (1924-23.02.1943), русский солдат, герой Великой Отечественной войны.
 Будучи курсантом пехотного училища, добровольно отправился на фронт рядовым. 23 февраля 1943 в бою за
 деревню Чернушки (в районе г. Локня Псковской обл.) прорвался к вражескому дзоту и, закрыв своим телом
 амбразуру, пожертвовал собой, чтобы обеспечить успех наступающих. В результате враг был уничтожен, деревня
 освобождена, спасены десятки жизней русских солдат.
 
  МАТФЕЙ (Левий), апостол из 12-ти и евангелист, священномученик, бывший мытарь, брат ап. Иакова
 Алфеева (ск. 60), жил в галилейском г. Капернауме. До призыва на апостольское служение занимал должность
 мытаря сборщика налогов и податей, был человеком состоятельным. В еврейском обществе особенно не
 любили мытарей, которые, будучи сами евреями, поступили на службу к римским властям, завоевавшим
 Палестину. Многие мытари к тому же использовали свою должность для собственного обогащения, собирая с
 жителей сверх положенного. Слово мытарь в Новом Завете часто используется как синоним слова грешник .
 Матфей был призван Господом Иисусом Христом возле Капернаума. Слово Божественного Учителя тотчас
 достигло сердца Матфея: он оставил все свое имущество и присоединился к ученикам Христовым. Избран
 Иисусом Христом в число двенадцати апостолов. Матфей был свидетелем земной жизни и деяний Господа, Его
 вольных страданий, Крестной смерти и Воскресения. После Вознесения Иисуса Христа и сошествия Святого Духа
 на апостолов св. Матфей сначала оставался в Иерусалиме. Здесь он написал одно из четырех Евангелий по
 просьбе христиан, обращенных из иудеев. Покинув Иерусалим, апостол проповедовал имя Христово во многих
 странах мира, пройдя Македонию, Сирию, Персию. Он считается просветителем Эфиопии, в которой он и принял
 мученическую кончину, будучи убит по приказу эфиопского князя Фульвиана. Пораженный знамениями,
 случившимися перед смертью апостола, Фульвиан раскаялся и обратился в христианство, приняв в св. крещении
 имя Матфей.
  Память ап. и еванг. Матфею отмечается 16/29 ноября и 30 июня/13 июля (в Соборе 12-ти апостолов).
 
  МАХАЧКАЛА. - См.: ПЕТРОВСК-ПОРТ.
 
  МАХРИЩСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Владимирская еп., на берегу р. Махры;
 состоял в ведении Троице-Сергиевой лавры. Основан около 1370 прп. Стефаном. Над мощами его в храме его
 имени была устроена в 1779 серебряная рака. В монастыре находилась чудотворная Тихвинская икона Божией
 Матери.
 
  МГАРСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь, Полтавская еп., близ г. Лубны, на горе
 Мгари. Основан в 1624 Исайей, еп. Перемышльским. Здесь почивали открыто мощи св. Афанасия, патр.
 Константинопольского, преставившегося в 1654, на возвратном пути из Москвы; святитель почивал (по
 восточному обычаю) в сидячем положении, в кресле, которое обведено великолепной серебряной ракой, почему он
 известен больше под именем Афанасия Сидящего.
  С.В. Булгаков
 
  МГЛИН, город в Брянской обл. Расположен на востоке Приднепровской низменности, на р. Судынке.
 Население 8,9 тыс. чел.
  Поселение на месте современного Мглина существовало в XII в. Впервые упоминается в 1389, когда попало
 под власть Литвы. В 1502 русские войска заняли Мглин, ставший пограничным городом России. В н. XVII в.
 Мглин был занят польско-литовскими войсками и до 1649 находился под их властью; в 1654 окончательно вошел в
 Русское государство. В 1708 был осажден войсками шведского короля Карла XII, следовавшего к Полтаве.
 
  МЕДВЕДЬ, в русских народных поверьях и сказках один из главных персонажей. По преданиям, медведь ведет
 свое происхождение от человека. Человек был обращен Богом в медведя в наказание за убийство родителей; за
 отказ страннику или монаху переночевать; за честолюбивое желание, чтобы все люди его боялись и пр. По
 причине своего человеческого происхождения медведю не велено есть человека, а человеку медвежатину.
 Подобно волку, медведь может задирать корову лишь с Божьего позволения, а на человека нападает лишь по
 указке Бога за совершенный грех. На женщин медведь нападает не для того, чтобы съесть, а чтобы увести с собой
 и сожительствовать. От такого сожительства, по народным поверьям, рождались люди, обладавшие богатырской
 силой.
  Шерстью медведей окуривали больных. Сквозь медвежью челюсть протаскивали больного ребенка. Считалось,
 что тот, кто съест медвежье сердце, вылечится от всех болезней. Отвар из медвежатины пили от грудных болезней.
 Салом его натирались от обморожения и ревматизма, мазали лоб, чтобы иметь хорошую память. Когти и шерсть
 медведя использовали как оберег для защиты, от сглаза и порчи. Правый глаз медведя вешали ребенку на шею для
 храбрости.
  О.П.
 
  МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. Традиционная русская экономика не
 ориентировалась на внешний рынок. В целом историческая Россия вывозила за рубеж не более 6 8%
 производимых товаров. И даже этот незначительный вывоз вызывал беспокойство у русских экономистов.
 Конечно, протест русских экономистов вызывал не сам факт внешней торговли, а ее неравноправный характер, при
 котором экспортировали преимущественно сырье по заниженным ценам.
  Неравноправный обмен продуктами труда между Россией и Западной Европой отмечали многие русские
 экономисты. Еще в сер. XIX в. предприниматель и экономист В.А. Кокорев писал о передаче ресурсов России в
 пользу Запада. Созданная и поддерживаемая Западом система цен на сырьевые и топливные ресурсы сильно
 занижала их реальную стоимость, так как не учитывала прибыли от производства конечного продукта. Как писал
 М.О. Меньшиков, торговля с Европой выгодна для нее и разорительна для России: Народ наш обеднел до
 теперешней столь опасной степени не потому, что работает мало, а потому, что работает слишком много и сверх
 сил, и весь избыток его работы идет в пользу соседей. Энергия народная вложенная в сырье как пар из
 дырявого котла теряется напрасно, и для собственной работы ее уже не хватает .
  Западники утверждали, что экономические отношения с Европой являются главным источником русского
 богатства. Однако факты говорили совсем о другом. За период с 1886 по 1913 из России было вывезено по крайне
 низким ценам товаров, преимущественно сырья, на 25,3 млрд. руб., а ввезено по очень высоким ценам товаров,
 многие из которых могли бы быть произведены в самой России, на 18,7 млрд. руб. В результате страна потеряла не
 менее 5 10 млрд. руб. народного труда.
  Сближение с Европой, отмечал М.О. Меньшиков, разорило Россию, разучило ее обеспечивать свои
 нужды, лишило экономической независимости. Правда, полвека назад сахар в деревне ценился чуть ли не на вес
 серебра, но зато мед был ни по чем. Теперь апельсины почти дешевле яблок, но странно то, что яблоки уже дороже
 апельсинов. Самые простые, когда-то почти ничего не стоящие продукты деревни грибы, ягоды, молоко, масло,
 дичь, раки, орехи сделались народу едва доступными .
  Русская экономическая мысль выдвигает идеи независимости России от превратностей игры западного
 спекулятивного капитала с его хищническими тенденциями на эксплуатацию других народов. Здесь возражения
 русских экономистов касались проблем кабальных займов, иностранного капитала и золотой валюты.
  Тогда же иностранные капиталы в русской промышленности увеличились со 177 до 1960 млн. руб., то есть

<< Пред.           стр. 119 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу