<< Пред.           стр. 126 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 Руси были прп. Антоний и прп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.
  Большие монастыри, с несколькими сотнями монахов, стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет
 свой распорядок жизни, свои правила, т.е. свой монастырский устав. Все монахи должны обязательно выполнять
 различные работы, которые по монастырскому уставу называются послушаниями.
  Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины с такими же точно правилами, как и у
 монахов. С древности существуют женские монастыри.
  Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать
 невозвратные обеты.
  Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение долгого
 испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с
 установленными молитвами, что называется рясофором, т.е. правом ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании
 полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется
 рясофорным.
  Самое иночество заключает в себе две степени, малый и великий образ (образ ангельского жития), которые по-
 гречески называются малая схима и великая схима.
  При вступлении в самое иночество над монахом совершается исследование малой схимы, в которой монах дает
 обеты иночества и ему дается новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды дает игумену
 ножницы в утверждение своего твердого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого
 ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему, во имя Пресвятой Троицы,
 посвящая его этим всецело на служение Богу.
  На принявшего малую схиму надевают параманд (греч.: небольшой четырехугольный плат с изображением
 Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией
 длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук, так называется камилавка с длинным покрывалом
 наметкой. В руки даются четки шнурок с нанизанными на него шариками для подсчета молитв и поклонов. Все
 эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах.
  В заключение обряда даются в руки новопостриженному крест и свеча, с которыми он стоит всю литургию до
 самого Св. Причастия.
  Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. В облачении
 также есть изменения: вместо параманда надевают аналав (особый плат с крестами), на голову вместо клобука
 надевают куколь, покрывающий голову и плечи.
  У нас принято называть схимниками исключительно только тех иноков, которые пострижены в великую схиму.
  Если монах поставляется в игумены, то ему дается жезл (посох). Жезл есть знак власти над подчиненными, знак
 законного управления братией (монахами). Когда игумен возводится в архимандриты, на него надевают мантию
 со скрижалями. Скрижалями называются четырехугольники из материи красного или зеленого цвета, нашитые на
 мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит руководит братией по заповедям
 Божиим. Кроме того, архимандрит получает еще палицу и митру. Обычно из архимандритов поставляются на
 высшую степень священства в епископы.
  Многие из монашествующих были истинными ангелами во плоти, сияющими светильниками Церкви
 Христовой.
  Несмотря на то что иноки удаляются из мира для достижения высшего нравственного совершенства, иночество
 имеет великое благотворное влияние на живущих в мире.
  Помогая духовным нуждам ближних, иноки не отказывались, когда имели возможность, служить и временным
 их нуждам. Добывая себе трудами пропитание, они делились средствами пропитания с неимущими. При
 монастырях были странноприимницы, где иноки принимали, питали и покоили странников. Из монастырей часто
 рассылались милостыни и по другим местам: томившимся в темнице узникам, бедствовавшим во время голода и от
 других несчастий.
  Но главная неоценимая заслуга иноков для общества состоит в непрестанной творимой ими молитве о Церкви,
 Отечестве, живых и умерших.
  Свт. Феофан Затворник говорит: Иноки это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них
 составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее,
 продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения . Поистине, в монастыре
 неиссякаемый источник назидания для мирян.
  В средние века монастыри имели большое значение как центры наук и распространители просвещения.
  Наличие в стране монастырей есть выражение крепости и силы религиозно-нравственного духа народного.
  Русский народ любил монастыри. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около
 него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.
  Прот. С. Слободской
 
  МОНОМАШИЧИ (Мономаховичи), название в XII-XIII вв. русских князей потомков вел. кн. Киевского
 Владимира Всеволодовича Мономаха. От его старшего сына вел. кн. Мстислава пошла старшая линия
 Мономашичей, давшая князей волынских, галицких и смоленских (Всеволод Мстиславич князь новгородский и
 псковский, Изяслав Мстиславич волынский, Мстислав Изяславич волынский, Мстислав Ростиславич
 Храбрый, Мстислав Мстиславич Удалой, Роман Мстиславич галицко-волынские, сын последнего, Даниил
 галицкий). От Юрия Долгорукого пошла младшая ветвь Мономашичей князья владимиро-суздальские. Из них
 наиболее известны внуки Мономаха Андрей Юрьевич Боголюбский и Всеволод Юрьевич Большое Гнездо,
 потомки которого стали впоследствии вел. князьями Московскими. До сер. XIII в. Мономашичи вели войны за
 верховенство на Руси с Ольговичами, князьями черниговскими. Во 2-й пол. XII в. разгорелась междоусобная
 борьба между старшей и младшей линиями самих Мономашичей, закончившаяся победой владимиро-суздальских
 князей.
  Г. Горшков
 
  МОРОЗОВЫ, русские предприниматели. Родоначальник семьи Савва Васильевич Морозов (1770 1862),
 бывший крепостной помещика Н.Г. Рюмина, пастух, извозчик, наемный ткач на фабрике Кононова, в 1797 основал
 собственное шелкоткацкое заведение в с. Зуеве Богородского у. Московской губ. (район крестьянского ручного
 ткачества, ныне г. Орехово-Зуево). Уже в 1820 Савва Морозов с четырьмя сыновьями смог выкупиться на волю за
 17 тыс. руб. ассигнациями. В 1825 40 Морозовы основали четыре хлопчатобумажные фабрики, которые
 оценивались в 200 300 тыс. руб. Во 2-й пол. XIX в. фабрики выросли в крупные фирмы: Товарищество
 Никольской мануфактуры Саввы Морозова сын и Кё , Товарищество мануфактур Викулы Морозова с сыновьями
 в местечке Никольском , Компания Богородско-Глуховской мануфактуры , Товарищество Тверской
 мануфактуры бумажных изделий .
  Наиболее известен руководитель Никольской мануфактуры Савва Тимофеевич Морозов (1862 1905). По
 образованию химик, меценат Художественного театра в Москве, сочувствовавший революционерам, Савва
 Морозов в связи с началом революционных событий 1905 остановил фабрику и пытался вступить в переговоры с
 рабочими. В качестве члена Московской городской думы выступил против применения военной силы в борьбе с
 рабочими, за право мирных стачек, собраний, союзов. Савва Тимофеевич финансировал большевистских боевиков
 и погиб при неясных обстоятельствах. Официальная версия самоубийство. По данным полиции, убит
 большевиками с целью завладеть его деньгами.
 
  МОРШАНСК, город в Тамбовской обл., центр Моршанского р-на. Расположен в северной части Окско-
 Донской (Тамбовской) равнины, на берегах р. Цны (бассейн Оки). Население 43,6 тыс. чел.
  Впервые упоминается в сер. XVII в. как с. Морша, принадлежавшее рязанским архиереям. Мордовское
 население Морши в XVII в. приняло христианство и ассимилировалось русскими переселенцами. Во 2-й пол.
 XVII XVIII вв. крупное торговое село. Город с 1779.
  Архитектурные памятники: Троицкий собор (1836 57; почти точная копия Преображенского собора Св.
 Троицы, построенного в С.-Петербурге по проекту арх. В.П. Стасова).
 
  МОСАЛЬСК, город в Калужской обл., центр Мосальского р-на. Расположен у южной окраины Угорско-
 Протвинской низины. Население 4,9 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1231, входил в Черниговское княжество. Позднее был главным городом удельного
 Мосальского княжества. В 1407 08 находился под властью Литвы. В 1493 занят войсками Ивана III.
 Окончательно вошел в состав Русского государства в н. XVI в. Город с 1776.
 
  МОСИН Сергей Иванович (5.05.1849-8.02.1902), конструктор стрелкового оружия, генерал-майор (1900).
 Созданная им магазинная винтовка образца 1891 калибра 7, 62 мм, т. н. трехлинейка, состояла на вооружении
 русской армии более полувека.
 
  МОСКВА, река, левый приток Оки, в Московской и частично в Смоленской областях. Длина 473 км. Основные
 притоки: Иночь, Искона, Руза, Озёрна, Истра, Сходня, Яуза, Пехорка, Гжелка, Нерская (лев.); Колочь, Сетунь,
 Пахра, Северка, Коломенка (прав.).
 
  МОСКВА, столица Русского государства, крупнейший духовный, культурный, политический и экономический
 центр России. Население 8,7 млн. чел. (1993).
  Заселение территории Москвы началось еще в эпоху неолита. Первое летописное упоминание о Москве как
 городе с тем же названием относится к 1147. По данным археологических раскопок, укрепленное поселение на
 месте современного Кремля существовало в к. XI н. XII в. В княжение Юрия Долгорукого, около 1156, была
 построена новая, более обширная крепость, разоренная монголами в 1237. Сравнительно скоро Москва была вновь
 отстроена. Во 2-й пол. XIII в. Москва стольный город Московского княжества. Рост и возвышение Москвы
 были связаны прежде всего с ее расположением в центре той части славянских земель (земли вятичей и кривичей),
 где складывалась русская народность, на пересечении торговых путей.
  Важным фактором возвышения Москвы было развитие ремесла, торговли и земледелия. В XIV в. Москва
 выдвигается как центр Московского великого княжества одного из сильнейших княжеств Северо-Восточной
 Руси. Со времени Ивана I Даниловича Калиты Москва становится политическим центром Владимиро-
 Суздальского великого княжества, резиденцией русских митрополитов, церковной столицей Руси. Во 2-й пол.
 XIV в., при внуке Ивана Калиты Димитрии Ивановиче Донском, Москва организатор вооруженной борьбы
 русского народа против татаро-монгольского ига, свержение которого началось Куликовской битвой 1380,
 Золотоордынские ханы, понимая значение Москвы, не раз пытались ее уничтожить. Однако ничто уже не могло
 приостановить продолжавшуюся консолидацию русских земель вокруг Москвы. В XIV и 1-й пол. XV в. Москва
 крупный город с многочисленным тор-гово-ремесленным населением, которое расселяется на территории
 Великого посада (впоследствии Китай-город) и многочисленных слобод в Заречье (впоследствии
 Замоскворечье) и Занеглименье (территория к западу от р. Неглинной). В последней четв. XV в., при вел. кн. Иване
 III Васильевиче, Москва превращается в столицу Русского централизованного государства, в 1480 навсегда
 сбросившего татарское иго. Замечательным памятником эпохи создания Русского государства стал новый
 московский Кремль, построенный в к. XV в. и сохранившийся в своей основе до наших дней.
  Одновременно с ростом политического значения Москвы идет превращение ее в крупнейший экономический и
 культурный центр страны. Большое развитие получает в Москве производство оружия, тканей, кожевенных,
 гончарных, ювелирных изделий, строительное дело. Память об этих производствах, сосредоточенных в
 многочисленных ремесленных слободах, до сих пор сохраняется в названиях многих улиц и переулков (Бронные
 улицы, Котельническая и Гончарная набережные, улицы Большие и Малые Каменщики и т. д.). В к. XV в. в
 Москве был основан Пушечный двор, где производилась отливка пушек и колоколов. Между Москвой и другими
 русскими городами завязались оживленные торговые отношения. Центром московской и общерусской торговли
 был Великий посад. Главный рынок Торг располагался вблизи от Кремля, на месте нынешней Красной
 площади. Развитие ремесла и торговли в XVI в. способствовало росту территории и населения города. По своим
 размерам Москва превосходила в то время Лондон, Прагу и др. города Европы. Территория ее располагалась в
 пределах современного Садового кольца, местами выходя за ее границы. Численность населения не поддается
 точному исчислению: к н. XVII в. оно колеблется между 80 и 200 тыс. чел. По тому времени Москва была
 благоустроена, в ней были деревянные мостовые и водостоки.
  В XVI в. в Москве создана система кольцевых оборонительных сооружений. Каменная стена, получившая
 название Китай-города, построена в 1535 38 вокруг Великого посада. В 1586 93 на месте нынешнего
 Бульварного полукольца возведена каменная стена Белого города. В 1591 92 город был опоясан третьим
 оборонительным рубежом земляным валом с деревянной стеной (Скородом), тянувшимся по линии нынешних
 улиц Садового кольца. Подступы к городским укреплениям прикрывали дозорные монастыри-крепости: Свяmo-
 Данилов, Спасо-Андроников, Новодевичий, Донской, Новоспасский, Симонов.
  Во 2-й пол. XVI в. посадское население состояло из гостей, торговых людей гостиной и суконной сотен и
 черных тяглых людей; первые две группы объединяли наиболее богатые слои населения московского посада.
 Москва становится важнейшим центром общерусской национальной культуры. Здесь создаются оригинальные по
 содержанию и форме, острые по идейной направленности публицистические и художественные произведения
 ( Лицевой свод и др.). Большого совершенства достигает московское зодчество, воплощенное в таких памятниках
 архитектуры, как Кремль и собор Покрова на Рву (см.: Василия Блаженного храм). В Москве зарождается русское
 книгопечатание. В 1564 на Государевом дворе дьяконом кремлевской церкви Николы Гостунского Иваном
 Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была выпущена книга Апостол родоначальница
 русской печатной книги. В н. XVII в. во время польско-литовской интервенции врагам удалось подойти к Москве и
 21 сентября 1610 захватить город. В 1610 12 вокруг Москвы, находившейся в руках интервентов, развертывается
 борьба русского народа за независимость и целостность Русского государства. Эта борьба завершилась победой
 народного ополчения во главе с нижегородцем К. Мининым и москвичом Д.М. Пожарским. 26 октября 1612 враг,
 засевший в Кремле, вынужден был капитулировать. Изгнание врага из Москвы положило начало освобождению
 русской земли от иноземных захватчиков. Годы борьбы с интервентами причинили большие опустошения Москве.
 Большая часть города была сожжена, население резко уменьшилось. Однако за сравнительно короткий срок
 Москва была восстановлена. Ее население к сер. XVII в. достигло 200 тыс. чел. Выросла территория города, во
 многих местах Москва перешагнула за черту Земляного вала границы XVI в. Здесь, вдоль дорог, тянувшихся из
 столицы в разных направлениях, вырос новый пояс московских слобод: Дорогомиловской ямской, Кудринской,
 Новинской, Тверской ямской, Сущевской, Напрудной, Переяславской ямской, Алексеевской, Греческой,
 Рогожской ямской, Кожевнической, Семеновской, Воронцовской и Коломенской ямской. К к. XVI н. XVII в.
 окончательно складывается радиально-кольцевая схема планировки Москвы, которая сохранилась в основе
 развития города. Москва застраивалась преимущественно деревянными зданиями. Каменные дома были довольно
 редки, однако число их непрерывно росло. Наиболее значительными среди них по своим архитектурным
 достоинствам были: группа замечательных сооружений в Кремле (Теремной дворец, Патриаршие палаты,
 Потешный дворец), здание Печатного двора в Китай-городе, дома думного дьяка Аверкия Кириллова
 (Берсеневская набережная), дьяка Волкова (Харитоньевский переулок), князей В.В. Голицына и Б.И. Троекурова в
 Охотном ряду.
  Хозяйственное развитие России XVII в., характеризовавшееся постепенным слиянием всех областей, земель и
 княжеств в одно целое, находит наиболее полное выражение в экономической жизни Москвы. В XVII в. Москва
 центр складывавшегося всероссийского рынка. Наряду с ремеслом, все больше приобретавшим характер товарного
 производства, увеличивалось число промышленных предприятий мануфактурного типа. К их числу относятся
 новый (второй) Пушечный двор, пороховые мельницы, Гранатный двор, кирпичные заводы, Хамовный
 полотняный двор, стекольный завод. Оживленнее становились связи Москвы с самыми отдаленными уголками
 страны. Сильно возрастает ее значение как большого международного рынка, привлекающего купцов из Европы и
 Азии.
  Большие изменения происходят в культурной жизни Москвы. Грамотность и просвещение, бывшие
 привилегией преимущественно высшего класса, начинают распространяться среди верхов торгово-
 промышленного населения. Большого развития достигает книгопечатание. Московский Печатный двор становится
 одной из крупнейших типографий Европы. Создаются первые школы. В 1687 открывается Славяно-греко-
 латинская академия, явившаяся первым опытом организации высшей школы в России.
  После переноса столицы России в Петербург в 1713 Москва по-прежнему остается важнейшим экономическим
 и культурным центром страны. Значительное развитие получает крупная промышленность, гл. обр. текстильная:
 Суконный двор, полотняные и шелкоткацкие мануфактуры. Москва сохраняет за собой значение крупнейшего
 торгового центра страны. В 1-й четв. XVIII в. в Москве было положено начало светскому школьному образованию:
 в 1701 были открыты Школа математических и навигацких наук и Артиллерийская школа, в 1707 Медицинское
 училище, в 1712 Инженерная школа. В 1755 в Москве был основан первый русский университет. Здесь же в
 1702 возник первый в России публичный театр, в 1703 начала выходить первая русская газета Ведомости .
 Немаловажную роль играла Москва и в политической жизни страны, оставаясь второй столицей империи. О
 большом политическом значении Москвы в XVIII в. свидетельствует пребывание в ней правительства и
 большинства центральных учреждений в общей сложности в течение почти 20 лет в последние три четверти XVIII
 в. Быстро росли территория и население Москвы. К сер. XVIII в. ее площадь составляла 8698 га. Новой границей
 Москвы становится Камер-Коллежский вал протяженностью 32 версты. Рост населения шел гл. обр. за счет
 оброчных крестьян, пополнявших ряды городского работного люда, а также многочисленной крепостной прислуги
 дворянства, концентрировавшегося в Москве. Потребностям и нуждам московского дворянства была подчинена
 вся застройка города, осуществлявшаяся в духе классицизма. Вершины развития московская архитектурная
 классика достигает во 2-й пол. XVIII в. в творчестве выдающихся представителей русской архитектуры В. И.
 Баженова Дом Пашкова и М.Ф. Казакова здание Сената, Благородное собрание и др.
  В XVIII XX вв. территория Москвы постоянно увеличивалась за счет присоединения к городу подмосковных
 сел и деревень. В к. XX в. граница города проходит по Московской кольцевой автомобильной дороге. Площадь
 города составляет около 1000 кв. км.
  В.П.
 
  МОСКВА , ежедневная политическая, экономическая и литературная газета славянофильского направления,
 выходила в Москве в 1867 68. Издатель-редактор И.С. Аксаков. За критику либерально-космополитических
 решений правительства выпуск газеты был приостановлен, и некоторое время она выходила под названием
  Москвич . Запрещена в феврале 1868.
 
  МОСКВА , ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, начал
 выходить в Москве с 1957. Первыми редакторами были партжурналист Н. Атаров и соцреалист Е. Поповкин. В
 первое десятилетие Москва публиковала случайные материалы без определенного направления, единственным
 исключением стала первая публикация романа М. Булгакова Мастер и Маргарита , однако текст был чрезвычайно
 искажен сокращениями и редакторской правкой. Разнородны и случайны были авторы журнала, однако общее
 направление его тяготело к линии космополитической.
  В феврале 1968 главным редактором Москвы стал писатель-фронтовик М.Н. Алексеев. При нем журнал
 придерживался умеренно патриотической линии. Авторский актив составили Анатолий Иванов, Георгий Марков,
 Петр Проскурин, Иван Стаднюк и др. Была опубликована История государства Российского Н.М. Карамзина.
 Наряду с этим в Москве был раздел критики и публицистики, где с национально-патриотических позиций
 выступали А. Ланщиков, Ю. Прокушев, Ю. Селезнев, В. Сорокин, В. Чалмаев, С. Штеменко и др. В составе
 традиционно безликой редколлегии при Алексееве числились Леонид Леонов и Михаил Шолохов, но влияния на
 политику журнала они не оказывали и в редакции практически не появлялись.
  В 1990 92 главным редактором был прозаик Владимир Крупин.
  С июня 1992 главным редактором стал Леонид Бородин, бывший политзаключенный и диссидент, чьи
 произведения ранее издавались главным образом за границей. Направленность Москвы изменилась в сторону
 русско-патриотическую. Идейную работу редакции возглавила известный критик С. Селиванова, в число авторов
 были привлечены Д. Балашов, О. Волков, А. Гулыга, В. Кожинов, О. Михайлов, В. Распутин и др. Редколлегия
 журнала укрепилась известными патриотическими литераторами: А. Ланщиков, К. Мяло, В. Осипов, В. Распутин и
 др. Был основан раздел Домашняя церковь , посвященная вопросам православного воспитания, который
 возглавил В. Крупин.
  С. Семанов
 
  МОСКВИТЯНИН , русский патриотический журнал, созданный при участии графа С.С. Уварова, выходил в
 Москве в 1841 56. Редактор-издатель М.П. Погодин, его ближайший помощник С. П. Шевырев. Сотрудниками
 журнала были М.А. Дмитриев, И.И. Давыдов, Ф.Н. Глинка, А.С. Стурдза, П.И. Шаликов, К.К. Павлова, П.А.
 Вяземский, К.С. Аксаков, Н.М. Языков, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, А.А. Фет, А.А. Григорьев, Н.В. Берг и др. В
  Москвитянине появилось большое число сочинений по истории религии, проповедей и слов митрополитов.
 Провозгласив Запад разлагающимся трупом, Москвитянин призывал опереться на русские самобытные начала,
 которые помогут России спасти мир и повести его за собой. Самобытность России это древнее чувство
 религиозное, чувство ее государственного единства и сознание своей народности , которая понималась
 руководителями Москвитянина как духовно-нравственное смиренномудрие народа, его единство с царем и
 Православной Церковью. Все эти положения были сформулированы в статье Шевырева Взгляд русского на
 современное образование Европы .
  В соответствии с общим направлением Москвитянина находились и его философские и исторические
 воззрения. Резко критикуя западноевропейскую философию, Москвитянин в статьях А. С. Стурдзы, И.И.
 Давыдова, М.А. Дмитриева развивал христианскую философию, которая ставила целью борьбу с безбожием,
 материализмом и рационализмом. Статьи по русской истории Погодина раскрывали глубокую духовно-
 нравственную пропасть между Россией и Европой, подчеркивая тупиковый характер западной цивилизации.
 Журнал резко обличал космополитическую печать ( Отечественные записки и т. п.) и ее вождей, вроде В.
 Белинского и других антирусских деятелей.
 
  МОСКОВСКАЯ КОПЕЙКА ( Газета-копейка ), еженедельная газета патриотического направления,
 выходила в Москве в 1912 17. Издатели-редакторы М. Городецкий, В. Анзимиров.
 
  МОСКОВСКИЕ ВЕДОМОСТИ , русская газета преимущественно патриотического направления, основана
 Московским университетом, выходила в Москве в 1756 1917. Редакторы Н.Н. Поповский, А.А. Барсов, П.Д.
 Вениаминов, Х.А. Чеботарев, с 1779 89 Н.И. Новиков (под контролем масонов), 1813 36 П. И. Шаликов,
 1850 55 М.Н. Катков, 1858-62 - В.Ф. Корш, 1863-87 - снова М.Н. Катков, после 1887 С.А. Петровский,
 В.А. Грингмут, Л.А. Тихомиров.
  Газета энергично и целенаправленно, особенно в период редакторства М.Н. Каткова, отстаивала национальные
 интересы русского народа, разоблачала антирусские замыслы либерально-космополитических и революционных
 кругов. С XX в. и вплоть до 1917 была одним из самых главных национальных органов русского народа.
 Запрещена еврейскими большевиками.
 
  МОСКОВСКИЕ СВЯТИТЕЛИ И ВСЕЯ РУСИ ЧУДОТВОРЦЫ: Петр, Алексий, Иона, Филипп и Гермоген.
 Празднуя память Московских святителей в один день, Церковь воздает сугубую честь небесным покровителям
 города Москвы и молитвенникам за наше Отечество. Ибо с их именами связана история возвышения Москвы как
 духовного центра, вокруг которого собирались русские земли, как столицы великого государства. Господь открыл
 митр. Петру грядущий жребий Москвы сердца православной России. Подвиг его по собиранию раздираемой
 междоусобными бранями и татарским игом Руси продолжил митр. Алексий, стоявший у кормила гражданского
 правления во время юности своего воспитанника блгв. кн. Димитрия Донского. Достойным их преемником был и
 митр. Иона, ставший в 1448 первым предстоятелем автокефальной (независимой) Русской Церкви. Великим
 ревнителем заповедей Божиих и неустрашимым борцом против посягающей на них тирании власти предержащей
 выступил митр. Филипп, отдавший свою жизнь за обличение царя Иоанна Грозного. Мученически окончил свои
 дни и его младший современник патр. Гермоген, вдохновитель всенародной борьбы за освобождение Русской
 земли от иноземных захватчиков.
  В последние годы к лику свтт. Московских причислены: первый русский патр. Иов (установивший этот
 праздник) и первый по возобновлении патриаршества патр. Тихон (оба в 1989); митр. Московский Иннокентий (в
 1977); его предшественник на кафедре митр. Филарет (в 1994).
  Память Московским святителям отмечается 5/18 октября.
 
  МОСКОВСКИЙ ВЕСТНИК , русский журнал, выходил в Москве в 1827 30. Издатель-редактор М.П.
 Погодин. Создан группой любомудров (Д.В. Веневитинов, А.С. Хомяков, М.П. Погодин, С.П. Шевырев, И.В. и
 П.В. Киреевские).
 
  МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. Ломоносова (МГУ), крупнейшее в России высшее учебное
 заведение, один из центров мировой науки. Основан в 1755 по почину и замыслу М. В. Ломоносова (его имя
 присвоено университету в 1940), первоначально состоял из трех факультетов: философского, юридического и
 медицинского.
  Старое здание Московского университета в центре Москвы на Моховой улице выдающееся произведение

<< Пред.           стр. 126 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу