<< Пред.           стр. 127 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 русского классицизма. Построено первоначально в 1786 93 по проекту М. Ф. Казакова; после пожара 1812
 перестроено в 1817 19 Д. И. Жилярди. 1 сентября 1953 состоялось открытие нового комплекса МГУ на
 Воробьевых (Ленинских) горах (всего около 60 строений), в т. ч. высотного корпуса (самого большого
 университетского здания) в мире.
  Позднее там же постоянно достраивались новые корпуса университета, часть факультетов из центра Москвы
 были перенесены на Ленинские горы. Там же размещены астрономическая лаборатория, стадион, множество
 библиотек и научных обществ, общежития и Дворец культуры и пр.
 
  МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕАТР (МХТ, МХАТ), один из ведущих театров России. Основан
 в 1898 К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко. Новаторские позиции театра нашли свою опору
 прежде всего в драматургии А. П. Чехова, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, М. Горького. Среди коренных задач
 были обновление методов актерской игры и режиссуры, связь с современной художественной литературой,
 переосмысление классического репертуара, в идеологическом отношении борьба за реалистическое искусство.
 Видное место в развитии театра заняли мастера старшего поколения мхатовцев В. И. Качалов, И. М. Москвин,
 О. Л. Книппер-Чехова, М. Ф. Андреева, М. П. Лилина, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, М. М. Тарханов, Н. П.
 Хмелев, Б. Г. Добронравов, Н. П. Баталов, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, М. Н. Кедров, А. К. Тарасова, А. Н.
 Грибов, Б. Н. Ливанов, А. П. Зуева, А. О. Степанова, М. М. Яншин, В. Я. Станицын, А. П. Кторов, П. В.
 Массальский и др.
  В 1920 театр получил звание академического.
  В 1987 произошло разделение труппы на МХАТ в Камергерском переулке (с 1989 им. А. П. Чехова) и МХАТ
 им. Горького, возглавленных соответственно О. Н. Ефремовым и Т. В. Дорониной.
 
  МОСКОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО, образовалось ок. сер. XIV в. в результате роста Московского
 княжества, которое выделилось в 1-й пол. XIII в. как удел Владимиро-Суздальского княжества. С 1320-х (с
 небольшими перерывами в сер. XIV в.) московские князья носили титул великих князей Владимирских. В 1247
 Московское княжество досталось кн. Михаилу Ярославичу Хоробриту. С 1267 в Москве княжил Даниил, сын кн.
 Александра Ярославича Невского. В н. XIV в. Московское княжество значительно расширилось за счет
 присоединения Коломны (1301), Переславля-Залесского (1302), Можайска (1303). Опираясь на растущие
 материальные силы, московские князья повели упорную борьбу за политическое главенство в русских землях. Кн.
 Юрий Данилович, опираясь на поддержку Новгорода Великого, а также используя золотоордынских ханов, в 1318
 стал вел. князем Владимирским, но с 1325 великое княжение было передано тверскому князю. Иван Данилович
 Калита приобрел большое доверие хана и в 1328 стал вел. князем Владимирским. Умелая политика Ивана Калиты
 обеспечила Московскому княжеству длительную передышку от монгольских вторжений, что способствовало
 подъему его хозяйства и культуры. Наследник Калиты вел. кн. Семен Иванович Гордый (1340 53) называл себя
  великим князем всея Руси . В 1360-е, после борьбы с суздальско-нижегородским князем, великое княжение
 утвердилось за Дмитрием Ивановичем Донским (1359 89). Москва стала центром собирания сил против
 монголо-татарских завоевателей; московские войска отбивали нападения монголо-татар в Нижегородском и
 Рязанском княжествах, а в 1380 Дмитрий Иванович возглавил общерусские силы, двинувшиеся навстречу
 войскам темника Мамая. Победа в Куликовской битве 1380 закрепила руководящее положение Великого
 княжества Московского в русских землях. Дмитрий Иванович передал впервые Великое княжение своему сыну
 Василию Дмитриевичу (1389 1425) как свою отчину , без санкции золотоордынского хана. Территория
 Великого княжества Московского в к. XIV н. XV в. последовательно расширялась, в 1392 был присоединен
 Нижний Новгород, значительно усилилось влияние Великого княжества Московского во владениях Новгородской
 феодальной республики. Внутри Великого княжества Московского еще в 1-й пол. XIV в. образовались уделы,
 однако в руках старшего наследника всегда сосредоточивался перевес материальных сил по отношению к другим
 московским князьям. Длительная война в Великом княжестве Московском, происходившая во 2-й четв. XV в.,
 закончилась победой вел. кн. Василия II Васильевича Темного (1425 62). К этому времени территория Великого
 княжества Московского составляла 430 тыс. кв. км с населением около 3 млн. чел. Во 2-й пол. XV в. Великое
 княжество Московское стало основным ядром складывавшегося Русского централизованного государства.
 Присоединив к нему территории Новгородской республики (1478), Великого княжества Тверского (1485) и др.
 земель, московские князья стал великими князьями всея Руси .
  А. Сахаров
 
  МОСТОВЩИНА, повинность, существовавшая на Руси с XI в. ( Устав Ярослава о мостех ). Население
 города и деревни в лице своих общин было обязано строить и ремонтировать дороги и мосты или платить
  мостовые деньги .
  Позже так же называлась пошлина с возов и товаров, провозимых по мостам, за счет нее поддерживались и
 ремонтировались мосты.
 
  МОТОРНАЯ ЛОДКА, впервые в мире изобретена русским ученым Б. С. Якоби.
 
  МОТЫГИНО, поселок городского типа, в Красноярском крае, центр Мотыгинского р-на. Расположен на р.
 Ангаре. Население 7,8 тыс. чел.
  Основан в 1671, назван по фамилии первого русского переселенца.
 
  МОЧАЛОВ Павел Степанович (3.11.1800-16.03.1848), актер, крупнейший представитель романтизма на
 русской сцене. С 1824 актер Малого театра. Прославился в трагедиях Шекспира (Гамлет) и Ф. Шиллера (Карл
 Моор в Разбойниках , Фердинанд в Коварстве и любви ) и в Горе от ума Грибоедова (Чацкий).
 
  МОШЕНСКОЕ, село в Новгородской обл., центр Мошенского р-на. Расположено на р. Увери. Население 2,9
 тыс. чел. Впервые упоминается в XVI в. (Никольско-Мошенский и Спасско-Мошенский погосты).
 
  МОЩИ, оставшиеся нетленными после смерти тела святых христианской церкви, способные творить чудеса.
 Смысл почитания мощей заключается в учении Свящ. Писания об участии христианских тел, как храмов Духа
 Святого, вместе с душами в бессмертии. Мощи чтятся так же, как и иконы, но не должно воздавать им честь,
 приличную одному Богу . Пятый Карфагенский собор определил, что ни один христианский храм не может
 строиться иначе, как на мощах мучеников. Каждый православный храм имеет частицу какого-нибудь святого.
 Частица эта зашивается в антиминс.
 
  МСТА, река в Тверской и Новгородской областях. Длина 445 км. Основные притоки: Березайка, Холова (лев.);
 Уверь, Хуба (прав.).
 
  МСТЁРА (до н. XX в. Богоявленская слобода Мстёра), пос. Вязниковского района Владимирской обл.
 Расположен на Клязьме. Один из центров русского народного искусства миниатюрной живописи на лаковых
 изделиях, вышивки (гладь, владимирский шов ), ювелирных (сканых) изделий. В XVII в. 1720-х вотчина
 кнн. Ромодановских, с 1740-х до 1861 Паниных. В XVII в. население Мстёры составляли непахотные бобыли
  ремесленники и торговцы. С н. XVIII в. зарождается иконописный промысел, ставший основным в
 промысловой специализации Мстёры. Широкое развитие художественных промыслов (производство икон,
 церковной утвари) и торга наблюдалось после реформы 1861. И.А. Голышев крестьянин-этнограф и художник
 наладил художественно-литографское дело. В советское время в Мстёре организованы художественные артели
  Древнерусская живопись (1923). Музей народных художественных промыслов.
 
  МСТИСЛАВ (Гаральд, в крещении Феодор) ВЛАДИМИРОВИЧ (Васильевич) ВЕЛИКИЙ (1076-
 15.04.1132), великий русский князь, крупный полководец и государственный деятель. Сын вел. русского кн.
 Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха и кн. Гиты (дочери английского короля Гаральда).
  В 1088 93 Мстислав владел Новгородом Великим; в 1093 95 являлся держателем Ростовской и Смоленской
 земель; в 1095 1117 вновь княжил в Новгороде Великом; в 1117 25 в Белгороде-Киевском и, по-видимому,
 являлся соправителем отца в Киеве; в 1125 32 был вел. русским князем.
  Мстислав воевал с половцами, чудью, литвой, русскими князьями-мятежниками и одержал много крупных
 побед. Особо выдающимся был его победоносный поход в Полоцкую землю в 1127, в котором приняли участие
 многие подвластные Киеву князья.
  Мстислав заложил Новгород больше первого , а в нем построил церкви Богородицы и Свт. Николая. В
 подвластной ему Ладоге была сооружена каменная крепость. В Киеве он построил церкви Свт. Феодора и
 Богородицы Пирогощи, а также основал Федоровский монастырь. Многие ученые считали, что Мстислав являлся
 последним редактором Повести временных лет .
  Древний автор отмечал, что Мстислав был великий правосудец, в воинстве храбр и доброразпорядочен, всем
 соседям его был страшен, к подданным милостив и разсмотрителен. Во время его все русские князи жили в
 совершенной тишине и не смел один другаго обидеть. Сего ради его вси именовали Мстислав Великий. Подати
 при нем хотя были велики, но всем уравнительны, и для того всии приносили без тягости (Пересказ В. Н.
 Татищева).
  О.М. Рапов
 
  МСТИСЛАВ (в крещении Константин) ВЛАДИМИРОВИЧ (Васильевич) ХРАБРЫЙ (ск. 1036),
 тмутараканский и черниговский князь. Сын вел. русского кн. Владимира (Василия) Святославича Святого.
  Повесть временных лет называет его матерью некую чехиню , а Иоакимовская летопись княгиню Адиль.
  В к. X н. XI в. Мстислав получил от отца во владение Тмутараканскую область. В 1022 он победил в
 поединке касожского (черкесского) кн. Редедю, после чего заставил касогов платить себе дань. В честь этой
 победы он поставил в Тмутаракани церковь Богородицы. По данным В. Н. Татищева, Мстислав в 1023 потребовал
 у вел. русского кн. Ярослава Мудрого, чтобы тот увеличил его земельный надел. Ярослав дал ему Муромскую
 землю, но это не удовлетворило Мстислава. В 1024 он совершил поход на Киев, пытаясь захватить
 великокняжеский стол. Однако киевляне его не приняли. Тогда Мстислав занял Чернигов. Ярослав попытался
 выбить Мстислава из Черниговской земли, но потерпел поражение под Лиственом. В 1026 братья заключили
 Городецкий мир, по которому Мстиславу отошли все русские земли по левую сторону Днепра. В 1031 Мстислав
 принял участие в победоносном походе Ярослава Мудрого на Польшу, в котором захватил много пленных.
  Воинские подвиги и доблесть Мстислава воспевал древнерусский певец Боян. Летописец писал о Мстиславе:
  Был же Мстислав дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил
 дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее .
  Мстислав был похоронен в черниговском Спасском соборе, который сам и заложил. После смерти Мстислава
 Ярослав Мудрый присоединил его земли к своим владениям.
  О.М. Рапов
 
  МСТИСЛАВ (в крещении Феодор) МСТИСЛАВИЧ УДАТНЫЙ (Удалой) (ск. 1228), великий князь
 галицкий, а затем князь торческий. Сын новгородского князя Мстислава Ростиславича Храброго. Княжил в
 Торопце, Торческе, Треполе, Новгороде Великом, Галиче, снова в Торческе.
  Мстислав был крупным полководцем, неоднократно одерживал победы в сражениях. Участвовал во многих
 войнах. Успешно боролся с половцами, венграми, поляками, совершил удачный поход на чудь. В 1216 разгромил в
 Липецкой битве сильное войско владимиро-суздальских князей. В 1223 Мстислав стал инициатором и одним из
 главных руководителей похода русских войск против монголов. В сражении на р. Калке потерпел тяжелое
 поражение от монгольского войска и бежал с поля боя.
  В 1227 Мстислав уступил Галич своему зятю венгерскому королевичу Андрею, а сам перешел на княжение в
 Торческ, где и умер, приняв перед смертью схиму.
  О.М. Рапов
 
  МСТИСЛАВ (в крещении Борис) РОМАНОВИЧ СТАРЫЙ (ск. 1223), великий киевский князь. Сын вел.
 киевского кн. Романа Ростиславича.
  Мстислав княжил в Пскове, Смоленске, Белгороде, Киеве, Галиче и снова в Киеве. Был активным участником
 княжеских усобиц, воевал с половцами. В 1223 был одним из главных предводителей русского войска,
 выступившего против татар. Мужественно боролся с монголами в сражении на р. Калке. Благодаря хитрости
 противника был захвачен в плен и казнен татарами.
  О.М. Рапов
 
  МСТИСЛАВ РОСТИСЛАВИЧ НОВГОРОДСКИЙ (Георгий Храбрый) (ск. 14.06.1180), заслужил у
 современников имя Храброго, которое сохранялось ему в летописях, по своему мужеству в битвах и по
 особенному благородству характера, так как он всегда принимал правую сторону, когда возникали несогласия
 князей, и вступался за слабого против сильного, невзирая на множество врагов. В Церкви же усвоилось ему
 утешительное название святого по глубокому его благочестию и делам милосердия, которые не уступали подвигам
 его воинской доблести. В 1168 он участвовал в победе южнорусских князей над половцами.
  Кн. Мстислав явил свое мужество против вел. кн. владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского, когда тот,
 отдав сперва столицу южную, Киев, брату его Роману, князю смоленскому, хотел опять отнять достояние сие у
 Ростиславичей и велел Роману выехать из Киева. Храбрый Мстислав принял особенно к сердцу несправедливость
 владимирского князя и, овладев Киевом, отдал его второму брату Рюрику. Тогда вел. князь владимирский объявил
 Ростиславичам войну. Князь Мстислав с бесчестием выслал его посла, с таким словом к своему владыке: Доселе
 мы уважали тебя, как отца, но когда ты говоришь с нами, как с слугами и людьми простыми, идем на суд Божий .
 Кн. Андрей послал 50000 северного войска.
  К этому грозному ополчению поневоле присоединились полки некоторых южных князей. Братья Ростиславичи
 оставили Киев, не в силах будучи держаться против такого полчища, но Мстислав Храбрый засел, с малою
 дружиною, в крепости соседней Вышгороде, которого ничтожные стены, казалось, можно было разобрать
 руками. Возбуждала удивление ничтожная крепость, обороняемая горстью людей, но в ней бодрствовал витязь, а в
 осаждающих не было согласия. Мстислав почти каждый день делал отважные вылазки против войска Андреева.
 Когда прибыл луцкий князь Ярослав с волынскими войсками и соединился с Мстиславом, страх напал на
 осаждающих. Они бросились бежать кто куда мог. Мстислав смотрел со стороны и не верил глазам своим.
 Наконец, подняв руки к небу, прославил он защитников Вышгорода св. князей Бориса и Глеба. Потом, вскочив
 на коня, бросился с дружиной за беглецами. Неприятельский стан, обозы, множество пленных стали добычей
 Мстислава.
  Мстислав не гордился в счастье. Он примирился с кн. Андреем и выпросил Киев для брата Романа. Роман,
 отправляясь в Киев, оставил в Смоленске сына своего. Смоляне возмутились против молодого князя и предложили
 Мстиславу Смоленск. Мстислав принял (1175) предложение, но позднее возвратил Смоленск брату. Береги его,
  сказал он Роману, я брал только для того, чтобы сохранить тебе . Он не хотел более вступаться в кровавые
 ссоры князей.
  Блгв. кн. Мстислав отличался нестяжательностью, щедро расточал милостыню, помогал обителям. Он не
 вступал в распри с другими князьями и в период междоусобиц стремился к миру, довольствуясь малым.
  Вскоре вече Новгородское обратилось к сильному дому князей смоленских и стало звать к себе храброго
 Мстислава. Долго не соглашался витязь идти княжить там, где прежде него не ужились два старших брата, Рюрик
 и Роман. Довольствуясь быть щитом родовой своей области и дорожа тем, что дал ему Бог, он, чуждый всякого
 честолюбия, отвечал новгородцам: Не пойду от братьев и от своей отчины . А мы разве не твоя отчина
 возразили новгородские послы и умолили его прийти на княжение. Радостно зашумел вольный город, когда явился
 к ним Мстислав (1179). Его встретили с крестами и иконами и с восторгом внимали его присяге в храме
 Софийском: блюсти Великий Новгород. Скоро загремел голос кн. Мстислава на вече, и собрались дружины:
 двадцать тысяч воинов стало под хоругвь князя. Тогда же он вышел против хищных эстонцев, которые пред тем
 осаждали Псков и не переставали грабить пограничные места. Мстислав прошел с опустошением страну их до
 моря, взяв множество пленных и скота.
  Но не много уже дней оставалось ему временной жизни. Внезапно поразил его жестокий недуг и приковал к
 одру болезни. Чувствуя приближение смерти, велел князь нести себя в церковь, приобщился Божественных Тайн и
 в тот же день скончался.
  Возрыдал по нем весь Великий Новгород: Зачем не умерли и мы с тобою, князь славный, сотворивший
 толикою свободу Великому Новгороду . Плакала по нем и вся Русская земля, и, по свидетельству летописи, не
 только его дружина, но и самые иноплеменники долго не могли забыть доблести его. И прибавляет летописец еще
 о благоверном князе Мстиславе: Он был роста среднего, лицем красавец, а душа его была еще лучше. Щедро
 расточал он милостыню, помогал обителям. Был храбр и мужественен; он желал умереть за землю Русскую. Когда
 приходилось освобождать пленных у язычников, он говорил: Братья! Если умрем за христиан, очистимся от
 грехов . Он не собирал ни золота, ни серебра, но раздавал то дружине своей, то церквам за свою душу .
  Св. князь Мстислав был погребен в Новгородском Софийском соборе, в приделе в честь Рождества Пресвятой
 Богородицы. По описанию 1634 мощи его нетленны, а рука ему правая выспрь .
  Память его празднуется 14/27 июня.
 
  МСТИСЛАВЕЦ Петр Тимофеевич (ск. не раньше 1579), типограф, соратник первопечатника Ивана
 Федорова. Совместно в 1564 65 они издали в Москве первую русскую датированную книгу Апостол-тетр и
 два Часослова. В 1568 переехали в Заблудов, где напечатали Учительное Евангелие (1569). После издания этой
 книги Петр Мстиславец расстался с Иваном Федоровым.
 
  МСТИСЛАВСКИЕ, княжеский боярский род в Русском государстве XVI XVII вв. Потомки сына Гедимина
 Явнутия, имели в Литве фамильное имя Ижеславские. Михаил Иванович (ск. ок. 1536), женатый на дочери кн.
 Ивана Мстиславского, в Русско-литовской войне н. XVI в. дважды переходил на сторону России и дважды
 отъезжал обратно (последний раз в 1515). Его сын, Федор Михайлович (ск. 1540), прозывавшийся по матери
 Мстиславским, выехал в Россию в 1526 и получил в удел Юхоть (сохранившуюся во владении Мстиславских
 вплоть до пресечения рода), а также Малый Ярославец, Каширу, Кременск и Мышегу (видимо, вскоре
 отобранные). Был женат на родной внучке Ивана III и племяннице Василия III Анастасии. Иван Федорович (ск.
 1586) видный политический и военный деятель эпохи Ивана IV, впервые упомянут в 1547 как рында, в 1549
 (возможно, и в 1548) боярин. Возглавлял Казанский поход 1552 и походы в Ливонию 1559 60. После
 введения опричнины в 1565 совместно с кн. И.Д. Бельским был поставлен во главе земщины. После смерти Ивана
 IV в 1584 входил в состав регентского совета, но уже в 1585 в результате борьбы с Б.Ф. Годуновым подвергся
 опале, был пострижен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и умер. Имел двоих сыновей. Василий
 Иванович (ск. 1582) боярин с 1577. Федор Иванович (ск. 12 февраля 1622) видный русский политический и
 военный деятель 2-й пол. XVI н. XVII в., крупнейший светский землевладелец (в 1613 имел ок. 50 тыс.
 десятин), боярин с 1576. Опала отца в 1585 на нем не отразилась. После смерти царя Федора Ивановича в 1598 его
 имя называлось среди претендентов на царский трон, чему способствовали родственные связи Мстиславских с
 угасшей династией. Во время борьбы Б.Ф. Годунова с Лжедмитрием I возглавлял правительственные войска. В
 царствование самозванца занял очень высокое положение, но в мае 1606 участвовал в заговоре против него. В 1606
  07 активный участник военных действий против войск И.И. Болотникова на всех этапах восстания. После
 свержения В.И. Шуйского возглавил т.н. семибоярщину, участвовал в выработке и подписании договора 17 августа
 1610 об избрании Владислава, сына Сигизмунда III, русским царем. Участвовал в заключительных заседаниях
 Земского собора 1613. При царе Михаиле Федоровиче оставался виднейшим сановником. С его смертью род
 Мстиславских пресекся.
  В. Назаров
 
  МУДРОСТЬ, одна из семи человеческих добродетелей в православном смысле, соединение истины и блага,
 высшая правда, слияние любви и истины, высшее состояние умственного и нравственного совершенства, знание
 добра и зла.
  В византийской книге Стефанит и Ихнилат , появившейся на Руси в XIII в. и полюбившейся русским людям,
 говорится: Мудрому следует держаться трех вещей: во-первых, пострадав, хорошее углядеть и дурное в том, что
 явилось причиной, и за добрым следовать, дурного же избегать; затем осознать, что действительно зло, что
 добро, и, наконец, рассчитать, что случится потом .
  Мудрый муж, говорится в Поучении отца сыну (XI в.), разумным и мудрым друг, а неразумным Бог;
 большое это богатство добрый ум . Эта же мысль проводится в Молении Даниила Заточника. Мудрый
 человек умный друг, а неразумный недруг. Лучше мне слышать угрозы мудрых, нежели наставления
 глупых... Нищий мудрый как золото в грязном сосуде, а богатый человек глупый как шелковая наволочка,
 соломой набитая .
  Понятие мудрости хорошо освещено в сочинениях Л.Н. Толстого. Мудрость, считает он, есть знание вечных
 истин, приложимых к жизни. Не думай, что мудрость представляет собой свойство только особенных людей.
 Мудрость необходима всем людям и поэтому свойственна всем людям. Мудрость в том, чтобы знать свое
 назначение и средства исполнять его. Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла
 бы проявиться мудрость. Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое делать самому то, что он
 советует делать другим, второе никогда не поступать против справедливости. И третье терпеливо переносить
 слабости людей, окружающих его. Мудрость в том, чтобы знать, какие знания самые нужные. Из всех же знаний
 самое нужное знание того, как жить хорошо, то есть жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно
 больше добра.
  О. Платонов
 
  МУЖ, в понятиях Святой Руси одна из сторон в благодатных отношениях брака как таинства любви (Иоанн
 Златоуст). Отношения мужа и жены в христианском браке строятся по образу Христа и Церкви (св. Климент,
 Тертуллиан). Вступая в брак, муж принимает на себя всю ответственность за жизнь, здоровье и благополучие
 жены и детей. Подобно Христу, который принял мучения за свою Церковь, муж должен быть готов положить
 свою жизнь за жену и детей. Муж не должен останавливаться ни перед какими мучениями и даже смертью, если
 это нужно для блага жены. Я считаю тебя драгоценнее души своей , говорит муж жене у Златоуста.
 Совершенная брачная мужская любовь, испрашиваемая в православном чине обручения, есть любовь
 мученическая, и глубокий смысл заключается в том, что в православных храмах в чин венчания входит церковная
 песнь Святии мученици (С.В. Троицкий).
  О. Платонов
 
  МУЖЕСТВО, одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную
 крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство.
  Мужество особо почиталось на Руси. Это качество было крайне необходимо русским людям в тех тяжелейших
 условиях, в которых им чаще всего приходилось жить. В понимании коренного русского человека лучше умереть,
 чем погрешить против мужества. Смерть не страшна, если ты стоишь за праведное дело, и, уповая на Бога, не
 погибнешь. В древнерусском сборнике Пожелание праведного спасения говорится: Сын, избегай и распри, но,
 коль поединок случится, не заслужи позора в мужестве своем: ни жизнь и ни смерть не бывают без пользы, а
 выйдешь с честью из боя честь и обретешь . Та же мысль проводится и в Поучении Владимира Мономаха:
  Смерти, дети мои, не страшась, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, какое вам Бог пошлет; никто из вас
 не повредится и не убьется, пока не будет от Бога повеления .
  Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой , писал Н.М.
 Карамзин, а М.В. Ломоносов восклицал: Дерзайте Отчизну мужеством прославить!
  Многим коренным русским людям мужественность была врожденна, закаляясь в тяжелейших испытаниях.
 Мужество воспитывалось изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям. Самое трудное, писал В.А.
 Сухомлинский, мужество повседневности, многолетнего труда. Найди себе идеал мужества и неотступно следуй
 ему .
  Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг,
 не за подвиг (А.А. Бестужев-Марлинский). Природная смелость есть та глыба драгоценного мрамора, из которой
 страх вырабатывает величественную статую мужества. Не тот мужествен, кто лезет на опасность, не чувствуя
 страха, а тот, кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчиняясь страху (К.Д.
 Ушинский).
  О. Платонов
 
  МУЖЧИНА (мущина, муж, мужик), в понятиях Святой Руси воспринимался в состоянии возмужалости,
 зрелого возраста, женатый. Главное его качество мужество, стойкость в беде, борьбе, духовная крепость,
 доблесть, храбрость, отвага, готовность положить свою жизнь за Веру, Царя и Отечество.
  Домострой требует от мужчины быть строгим, справедливым, честным, любить свою жену, но не давать ей
 власти над собой. Без жены мужчина не считался настоящим мужчиной, не мог заводить своего дома, иметь права
 голоса на общинном сходе или вече. Неженатый оставался в доме родителей и мог быть всегда наказан розгами
 отцом.
  Женатый мужчина считался полным государем в своем доме, ему принадлежало последнее слово во всех делах,

<< Пред.           стр. 127 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу