<< Пред.           стр. 129 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 Святославич (ск. 1129). При его сыновьях Святославе и Ростиславе Муромо-Рязанская земля распалась на два
 княжества: Муромское и Рязанское, которые окончательно обособились в 1140-е, после смерти в Муроме
 Святослава (1145).
 
  МУРОМСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Принесена из Киева в Муром св. кн.
 Константином Муромским в н. XII в. Константин долго старался убедить язычников в Муроме принять
 христианскую веру, но они не только не изъявляли на то согласия, а даже в ярости составили заговор и хотели
 убить его. Когда блгв. князь узнал об этом, то усердно помолился Богу и вышел к ним с иконою Богоматери.
 Язычники были поражены ужасом и тотчас переменили мысли, и сами стали просить крещения. В к. XIII в. в
 Муроме был епископом св. Василий Рязанский. Народ, ослепленный клеветами, заподозрил его в порочной жизни
 и хотел умертвить. Святитель просил отсрочить смерть его до утра, и всю ночь до самого утра молился он в храме
 св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Затем, совершив литургию, пошел в храм Благовещения и там пред
 иконою Богоматери, которая принесена из Киева кн. Константином, отслужил молебен. Затем он взял св. икону,
 пошел из церкви на р. Оку и, сняв с себя мантию, распростер ее по воде и чудесно стал на мантию с иконою.
 Сильный ветер понес его против течения. К девятому часу дня он доплыл до места, называемого Старая Рязань,
 где жили кнн. Феодор и Константин. Тут князья, все духовенство и народ вышли с крестным ходом навстречу
 дивному пловцу. С тех пор упразднилась епископская кафедра в Муроме и учредилась в Рязани, где и осталась
 чудотворная икона, которую назвали еще Молением св. Василия . Через три года свт. Василий избрал для
 жительства новую Рязань, как место, более защищенное от монголов, и там утвердил в 1291 свою кафедру; туда же
 перенес и икону Муромскую.
  Празднество этой иконе 12/25 апреля, в день памяти св. Василия, установлено в 1810 указом Св. Синода по
 желанию жителей Мурома.
  Прот. И. Бухарев
 
  МУРОМСКИЙ СПАСОПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь, Владимирская еп., в Муроме. Основан
 в 1098; перестроен в XVI и XVII вв. Из древних икон были замечательны: Преображения Господня, Спасителя,
 Богоматери, св. Иоанна Богослова (1637) и аналойная икона с вызолоченным крестом с мощами (1693). В ризнице
 хранились: Евангелие, напечатанное в Вильне в 1575, и напрестольный серебряный крест с изображением
 Распятия (1638); на колокольне древний колокол XVII в. весом около 20 пудов.
  С. В. Булгаков
 
  МУРОМСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Олонецкая еп., в окрестностях г. Пудожа, на берегу
 Онежского озера при впадении р. Муромки. Основан в XIV в. прп. Лазарем. В 1787 был упразднен; в 1867
 восстановлен.
  С. В. Булгаков
 
  МУРОМСКОЕ КНЯЖЕСТВО, русское княжество, которое занимало территорию бассейнов рек Мотры, Пры,
 Велетьмы и низовья р. Теши. Вначале Муромское княжество тяготело к Ростову Великому, со 2-й пол. XI в.
 (вместе с Рязанью) к Чернигову. В 1170-х Муромское княжество попадает в зависимость от Великого княжества
 Владимирского. В сер. XIV в. оно становится самостоятельным, но уже в 1380-х муромские князья попадают под
 власть Олега Рязанского. В н. XV в. Муромское княжество присоединено к Москве.
 
  МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (9.03.1839-16.03.1881), русский композитор. Во время учебы в
 петербургской школе гвардейских прапорщиков (окончил в 1856) занимался музыкой под руководством
 известного педагога А. А. Герке.
  В 1852 было издано первое музыкальное сочинение Мусоргского полька Подпрапорщик . В 1856 57
 Мусоргский познакомился с А. С. Даргомыжским и вошел в кружок молодых музыкальных деятелей,
 впоследствии составивших творческое объединение Могучая кучка . Под руководством М. А. Балакирева
 Мусоргский изучал технику композиции. В 1863-66 Мусоргский работал над созданием оперы Саламбо (по
 одноименному произведению Г. Флобера), в 1868 над оперой Женитьба (по пьесе Н. В. Гоголя, опера не
 завершена). Мусоргский создал монументальные музыкальные драмы Борис Годунов (1871 72) и
  Хованщина (завершена в 1883, после смерти Мусоргского, Н. А. Римским-Корсаковым). Одновременно с
  Хованщиной Мусоргский создал оперу Сорочинская ярмарка (по Н. В. Гоголю). Мусоргский отразил в музыке
 образы народной жизни, сильные исторические характеры.
  В.А. Федоров
 
  МУХИНА Вера Игнатьевна (19.06/1.07.1889-6.10.1953), скульптор. Родилась в богатой купеческой семье в
 Риге. Живописи, рисунку и скульптуре обучалась в Москве и Париже. Преподавала в Московском Высшем
 художественно-промышленном училище. После революции участвовала в осуществлении плана монументальной
 пропаганды. В 1930-е создала монументальную 24-метровую скульптурную группу Рабочий и колхозница для
 павильона СССР на Всемирной выставке 1937 в Париже (в последующем перенесена в Москву). К лучшим
 работам Мухиной относятся памятник М. Горькому в Нижнем Новгороде и П. И. Чайковскому в Москве. Помимо
 скульптуры Мухина занималась промышленной графикой, проектированием одежды, оформительской (в т. ч.
 театрально-декоративной) и преподавательской работой.
 
  МУЧЕНИКИ СЕВАСТИЙСКИЕ: ЕВСТРАТИЙ, АВКСЕНТИЙ, ЕВГЕНИЙ, МАРДАРИЙ и ОРЕСТ (284-
 305). Св. мученики пострадали в Армении, которая в те времена была римской провинцией, в годы правления имп.
 Диоклетиана. Одно время христианство свободно распространялось по Армении и соседней Каппадокии. Узнав об
 этом, Диоклетиан, жестоко преследовавший веру Христову, назначил наместниками этих провинций Лизия и
 Агриколая, людей суровых и жестоких. В армянском г. Саталионе жил св. Евстратий. Он исполнял должность
 военачальника и был всеми любим и уважаем в городе. Видя истязания христиан, он и сам желал принять
 страдания во имя Господа, но испытывал страх. После того как был схвачен священник из близлежащего города
 Араврака, св. Авксентий, Евстратий решился открыто исповедовать Спасителя. Он тут же был взят под стражу и
 предан пыткам. Евгений, его друг и товарищ по воинской службе, стал свидетелем его страданий и сам
 исповедовал себя христианином перед Лизием, за что был брошен в тюрьму. Св. Авксентия казнили усечением
 головы. Вскоре Лизий решил перевести схваченных христиан в другой город. Он обул Евстратия в железные
 сапоги с шипами и велел гнать его в Араврак. Христианин Мардарий присоединился к св. мученикам. После
 страшных пыток, по приказу Лизия, Мардарий был убит. С ним был убит и св. Евгений. Устроив смотр своим
 войскам, Лизий среди них нашел христианина по имени Орест. Боясь предать Евстратия и Ореста казни в
 Армении, Лизий отправил их в Каппадокию к Агриколаю, который огнем умертвил св. воинов. Мощи св.
 мучеников ныне почивают в Риме в церкви Св. Аполлинария Равеннского.
  Память мчч. Севастийским Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту отмечается 13/26 декабря.
 
  МЦЕНСК, город в Орловской обл., центр Мценского р-на. Расположен в пределах Среднерусской
 возвышенности, на р. Зуше (приток Оки). Население 51 тыс. чел.
  Впервые упоминается в Ипатьевской летописи в 1146 под названием Мьченск в составе Черниговского
 княжества; был военной крепостью и торгово-ремесленным центром. В 1238 разрушен Батыем. В 1320 1504
 находился под властью Литвы. С н. XVI в. в составе Великого Московского княжества. В XVI XVII вв. Мценская
 крепость одна из крупнейших на юге Русского государства; во 2-й пол. XVII в. утратила военное значение.
 Город с 1778. В XIX н. XX в. Мценск славился производством кружев (ежегодно из Мценска вывозилось свыше
 1 млн. метров кружев; в 1901 была открыта школа кружевниц).
  Архитектурные памятники: постройки Петропавловского монастыря (основан в XVI в., перенесен на
 современное место в 1694, XVII 2-я пол. XIX в.), церкви Покрова (XVII-XVIII вв.), Св. Троицы (XVII в.),
 Никиты (1810-18) и др.
 
  МЫТ, одна из древнейших русских пошлин с торговли. Упоминается в документах, начиная с XII в. С сер. XIII
 в. мыт взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Различался сухой и водяной
 мыт. Право обложения мытом принадлежало государству, но его сбор нередко передавался землевладельцам. Мыт
 дал начало появлению большого числа проезжих торговых пошлин (подужное, полозовое, посаженное, носовое,
 побережное и др.), которые в большинстве своем были упразднены. В 1653 1753 под мытной пошлиной
 понимались рублевая 5% пошлина, взимавшаяся в Москве с лесных товаров, рогатого скота, съестных припасов
 (кроме хлеба) и др.
 
  МЫТИЩИ, город в Московской обл., центр Мытищинского р-на. Расположен на западной окраине
 Мещёрской низменности, на р. Яузе и ее притоках реках Работне и Сукромке. Население 152,3 тыс. чел.
  Основан как небольшое укрепление на древнем торговом пути-волоке, где собиралась проезжая пошлина
 мыт. Как Яузское мытище впервые упоминается в 1460. В к. XVIII в. от Мытищ был проложен водопровод для
 снабжения Москвы водой из мытищинских ключей; население занималось бахромным промыслом, извозом,
 производством кирпича. В сер. XIX в. появились текстильные предприятия. В 1860-х Мытищи становятся важным
 транспортным узлом на ближайших подступах к Москве.
 
  МЫТНЫЙ ДВОР, учреждение, ведавшее в XVII - 1-й пол. XVIII в. сбором таможенной пошлины с торговли в
 Москве лесом, сеном, скотом, съестными припасами (кроме хлеба) и некоторыми другими товарами. Мытный двор
 существовал также в Нижнем Новгороде.
 
  МЫШКИН, город в Ярославской обл., центр Мышкинского р-на. Расположен на Волге (пристань). Население
 6,6 тыс. чел.
  Упоминается в XV в. как село (позднее слобода); в к. XV сер. XVI в. принадлежало князьям Ушатым. Со 2-й
 пол. XVI в. в составе удельного Юхотского княжества. Город с 1777. В сер. XVIII в. были развиты лоцманский,
 кузнечный, гончарный, плотницкий промыслы. С XIX в. значительный центр оптовой торговли маслом, яйцами,
 тканями и хлебом с С.-Петербургом; центр льноводческого района.
 
  МЯСОПУСТНАЯ (Сырная) НЕДЕЛЯ, последняя (третья) приготовительная неделя перед Великим постом.
 В народе она называется Масленой, или Масленицей, потому что из скоромной пищи в эту неделю дозволяется
 вкушать только сыр, молоко, масло и яйца. Само воскресенье мясопустной недели называется Неделей о
 Страшном Суде , т.к. за литургией читается Евангелие о Страшном Суде и о последнем мздовоздаянии, чем Св.
 Церковь желает побудить грешников к покаянию. В песнопениях Сырной седмицы вспоминается грехопадение
 Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами.
 
 н
 
  Н, буква наш, согласная, в русской азбуке пятнадцатая; в церковном счислении означает пятьдесят, а со
 знаком пятьдесят тысяч.
 
  НАБЛЮДАТЕЛЬ , литературный, политический и научный журнал патриотического направления,
 издавался в Петербурге в 1882 1904. Стоял на твердых православно-монархических позициях, разоблачал
 антирусскую деятельность иудейских и либерально-космополитических организаций. В журнале печатались
 видные русские писатели, публицисты, ученые: В.П. Безобразов, И.И. Ясинский, С.С. Окрейц, П.Д. Боборыкин,
 Л.И. Пальмин и др. Издатель-редактор А.П. Пятковский.
 
  НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ, Крещенский сочельник.
  Праздник Богоявления, подобно празднику Рождества Христова, предваряется навечерием, или сочельником.
 В службах этого дня вспоминаются все тексты Святого Писания Ветхого и Нового Заветов, в которых содержатся
 прообразы и пророчества о Крещении Господа, описывается само событие Крещения и плоды его. Так, псалмы,
 тропари, апостольские и евангельские чтения повествуют о Крестителе и Предтече Господнем Иоанне;
 благовествуют о явлении Пресвятой Троицы при Крещении Спасителя, о четыредесятидневном подвиге Его в
 пустыне и начале проповеди Евангелия; изображают власть и могущество Господа над водой и всеми стихиями
 мира; открывают тайну явления благодати Божией, спасительной для всех людей, и обильного излияния на
 верующих Святого Духа; прославляют человеколюбие Сотворившего мир и Спасающего седящих во тьме ;
 пророчески возвещают о духовном обновлении верующих во Иисуса Христа и возрождении их через таинство
 крещения. В этот день совершается великое освящение воды, во время которого читаются молитвы о
 благословении Божием над водой и наитии на нее Духа Святого для дарования ей силы очищения и исцеления, и
 совершается троекратное погружение в нее креста, во образ погружения Господа в воды Иорданские (издревле
 замечено, что крещенская вода не портится в течение года и более). Этот чин часто совершается на реках и других
 водоемах (так называемое хождение на Иордань ), как бы вновь приготовляя струи вод для вхождения в них
 Спасителя. Считается, что в ночь на Крещение освящаются все воды на планете, как и падающий снег освящает
 землю.
  Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) отмечается 5/18 января.
 
  НАВЕЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА, Рождественский сочельник. Канун (Навечерие) Рождества
 Христова преисполнен особенного 'трепетного ожидания пришествия в мир Спасителя. Этого ждут все: небо,
 земля, тварь, наши сердца. И вот возгорается звезда, и за ней устремляются ведомые ею мудрецы-волхвы.
 Раздается ангельское пение, и ему внимают пастухи. А ныне в этот день звучат песнопения во время часов,
 которые принято называть Царскими (на них в Византии обязательно присутствовал царь-император). Наряду с
 ветхозаветными пророчествами о Рождестве Христовом на них впервые звучат слова евангельского повествования
 об этом великом событии первый луч благой вести о Рождестве Христовом. Издревле принято в этот день,
 встречая Христа, ради нашей чистоты телесной и духовной соблюдать строжайший пост. До появления первой
 звезды вообще не положено вкушать никакой пищи. И только после появления звезды вкушается вареная пшеница
 (или другая крупа) с медом сочиво (отсюда название праздника Рождественский Сочельник).
  Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) отмечается 24 декабря/6 января.
 
  НАВКИ. - См.: РУСАЛКИ.
 
  НАГИЕ, дворянский и боярский род, в XIV XV вв. Тверского княжества, затем Москвы. Федор
 Михайлович (ск. ок. 1559 60), с 1533 ловчий, с 1547 окольничий, участник Казанских походов, с 1559
 боярин. Евдокия Александровна (ск. ок. 1555) была 1-й женой князя Владимира Андреевича Старицкого.
 Афанасий Федорович (ск. 1585) русский дипломат, посол в Крыму в 1563 74, опричник с 1571. Федор
 Федорович окольничий с 1576, отец Марии Федоровны (ск. 1612) последней жены Ивана Грозного (с 1581),
 матери царевича Димитрия. В 1584 91 она вместе с сыном и братьями Михаилом Федоровичем (ск. 1612) и
 Григорием Федоровичем жила в Угличе; после убийства сына пострижена в монахини под именем Марфы, а
 многочисленные представители Нагих были подвергнуты опале и ссылкам. В 1605 в Лжедмитрии I признала
 своего чудом спасшегося от смерти сына Димитрия, Нагие были возвращены и заняли высокое положение при
 дворе. Род Нагих прекратился в к. XVII в.
  В. Назаров
 
  НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ, проповедь Иисуса Христа, содержащая изложение сущности христианской
 морали, ее отличия от древней иудейской. В то время как избранное общество Ветхого Завета заботилось, чтобы
 его члены отличались только внешними свойствами и признаками, как, например, происхождение от Авраама и
 обрезание, Христос, давая свой Новый Завет людям, ставит им условием достижения избранного общества только
 внутренние достоинства человека, определяемые десятью блаженствами качествами душевного настроения.
 Сравнивая Новый Завет с Ветхим Заветом в таком виде, как его толковали книжники и фарисеи, Иисус Христос
 находит господствующий характер блаженств в полнейшем духовном смирении и самоуничижении, которым
 фарисеи и книжники противопоставляют эгоизм и самовозношение. Как объяснялись Христом десять заповедей
 блаженства, видно из следующих примеров: заповедь не убий карает не только человека, совершившего
 убийство, но и сердце, питающее вражду, а также напрасный и внезапный гнев, который может явиться
 источником этой вражды и вызвать у человека унизительные действия и выражения; грех прелюбодеяния будет
 даже во взгляде на женщину с вожделением; ветхозаветному око за око противопоставляется новозаветное
 правило: не противься злу ; далее Христос говорит, что люди тогда только перестанут разделять себя на ближних
 и врагов, когда поймут, что они сыны одного Отца Небесного , и найдут новую силу для восстановления
 потерянного богоподобия. Нагорная проповедь произвела огромное впечатление на слушателей Христа,
 непрестанно служила излюбленной темой проповедников слова Божия и вызывала массу исследований и
 толкований среди отцов и учителей церкви.
 
  НАДЕЖДА, христианская добродетель; вера, упование, уверенность в исполнении желаний. В православной
 символике представляется зеленым цветом, с XVI якорем, в искусстве надежда аллегорически представляется в
 виде молящейся, часто крылатой фигуры в зеленом одеянии, с якорем; до XVI в. с патриаршим крестом.
  В русских пословицах надежда связывается с Богом, терять надежду грех перед Богом, хотя упованием на
 Него не ограничивается и требует приложить свой труд: Полагай надежду на Бога; На Бога надейся, но сам не
 плошай; На чужое надейся, а свое паси; Колотися, бейся, а все надейся; Век живи, век надейся; Надейся добра, а
 жди худа; Жить надейся, а умирать готовься; Надеючись и живут и мрут; Счастье скоро покинет, а добрая надежда
  никогда.
  О.Платонов
 
  НАМЕСТНИК. 1) Должностное лицо в Древней Руси, возглавлявшее вместе с волостелями местное
 управление. Наместники назначались в города великими и удельными князьями. Ведали вопросами местного
 управления, судом, сбором пошлин. Имели административный персонал и военные отряды для местной обороны.
 Вознаграждались за службу путем кормлений. С XVI в. власть наместника ограничивалась (введением выборных
 представителей от населения в суд наместников и т. д.). В 1555 56 управление наместников было заменено
 выборными земскими учреждениями.
  2) Глава местного управления в России в к. XVIII XIX вв. В 1775 правительство Екатерины II ввело
 должность наместников, возглавлявших управление в 2 3 губерниях, которые составляли наместничество.
 Наместники назначались из числа высших сановников, наделялись чрезвычайными полномочиями и правом
 общего надзора над всем местным аппаратом управления и суда, были ответственны лишь перед императрицей. В
 ведении наместников находились войска, расположенные на территории наместничества. Исполнительным
 органом наместников являлось наместническое правление из 2 3 сановников. В 1796 Павел I упразднил
 должность наместника. В XIX в. наместничества существовали на национальных окраинах в Царстве Польском
 (1815 74) и на Кавказе (1844/45-83).
 
  НАЛЬЧИК, столица Кабардино-Балкарии. Расположена в предгорьях Б. Кавказа, на р. Нальчик (бассейн
 Терека). Население 237 тыс. чел.
  На месте Нальчика в 1743 был основан аул тогланов, с 1808 административно-политический центр Кабарды,
 резиденция кабардинских князей. В 1822 была построена русская крепость Нальчик на Кавказской пограничной
 укрепленной линии. В 1838 при крепости заложено военное поселение, в 1871 преобразованное в слободу, центр
 Нальчикского округа Терской обл.
 
  НАРВА, русский город на левом берегу р. Нарвы в 12 км от впадения ее в Финский залив. В 1256 1346
 принадлежала Дании, в 1347 1558 Ливонскому ордену. В 1558 взята русскими войсками и стала опорным
 пунктом России на Балтийском море, через который осуществлялись торговые связи с Западной Европой. В 1581
 захвачена Швецией, в 1704 возвращена России.
 
  НАРВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Прославилась при осаде русскими войсками Нарвы в
 1558. Некоторые из немцев, находясь в одном доме, где жили русские купцы, и, увидя тут на стене икону
 Пресвятой Богородицы с Богомладенцем, надругались над нею и бросили ее в огонь под котлы, где варилось пиво.
 Внезапно весь огонь поднялся кверху, и загорелся дом. В то же время в одно мгновение сделалась страшная буря и
 пожар охватил почти весь город. Русские воспользовались смятением, происшедшим в городе, и пошли на
 приступ. Немецкое же войско, находившееся близ города, было удержано какой-то невидимой силой, так что не
 дало помощи осажденным, и Нарва была взята. Икона же, брошенная в огонь, была найдена в пепле совершенно
 неповрежденною, и по повелению царя Иоанна Васильевича в честь ее созданы были две церкви, в замке и городе.
  Празднуется 14/27 августа.
  Прот. И. Бухарев
 
  НАРОВЧАТ, село в Пензенской обл., центр Наровчатского р-на. Население 4,5 тыс. чел.
  Основано в IX X вв. Впервые упоминается в 1361 в связи с захватом поселения золотоордынским ханом
 Тагаем. С XIII в. улусный центр Орды по управлению мордовскими землями Мохши. В 1521 на месте
 разрушенного Мохши построена русская крепость Наровчатский острог. С 1780 уездный город Наровчат
 Пензенского наместничества, в 1798 оставлен за штатом, с 1803 вновь уездный город.
 
  НАРОДНАЯ ГАЗЕТА , орган патриотического направления, выходил в Москве и Петербурге в 1863 69.
 Издатель И.Н. Кушнерев уделял большое место проповеди семейных добродетелей, трудолюбия, бережливости и
 грамотности.
 
  НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ, понятие, введенное И. Л. Солоневичем в его книге Народная монархия для
 обозначения русской монархии, существовавшей до реформ Петра I, сменившего ее на сословную монархию.
 Народную монархию Солоневич предлагал как государственный идеал для возрождения России после падения
 власти большевиков (см.: Солоневич).
 
  НАРОДНОЕ ОПОЛЧЕНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ МИНИНА И ПОЖАРСКОГО, объединение
 патриотических сил русского народа на завершающем этапе борьбы с польско-литовскими и шведскими
 оккупантами в н. XVII в. Возникло в сложной обстановке, после захвата интервентами значительной части страны,
 в т. ч. Москвы и Смоленска, и распада вследствие острых противоречий первого ополчения 1611. В сентябре 1611
 в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства
 и создать ополчение для освобождения страны. Население города было обложено особым сбором для организации
 ополчения. Его военным руководителем был приглашен кн. Д.М. Пожарский. Из Н. Новгорода в другие города
 рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. В нем, кроме посадских людей и крестьян, собрались также
 мелкие и средние дворяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья. Программа
 народного ополчения заключалась в освобождении Москвы от интервентов, отказе от признания на русском
 престоле государей иноземного происхождения (к чему стремилась боярская знать, пригласившая на царство
 польского королевича Владислава), создание нового правительства. Действия ополчения были поддержаны
 патриархом Гермогеном, отказавшимся выполнить требования московских бояр-изменников об осуждении
 ополчения и призывавшим к борьбе с интервентами.
  В марте 1612 ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Ярославлю. Здесь был создан
 временный Совет всей Земли правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и
 представители мелкого служилого дворянства. Одновременно происходило очищение района Поволжья от
 отрядов польско-литовских интервентов. Руководители казачества и южнорусского дворянства И.М. Заруцкий и
 Д.Т. Трубецкой вступили в переговоры с Мининым и Пожарским об участии в действиях ополчения, но
 одновременно поддерживали тайные связи с интервентами.
  В связи с приближением к Москве крупного подкрепления польско-литовскому гарнизону народное ополчение
 выступило из Ярославля и в к. июля н. августа 1612 подошло к Москве, заняв позиции вдоль западных стен
 Белого города. В сражении 22 24 августа, когда на помощь ополчению пришли также казаки Трубецкого, были
 разгромлены и понесли тяжелые потери польско-литовские войска под командованием гетмана Ходкевича,
 пытавшиеся прорваться извне в Кремль. Участники народного ополчения проявили в сражении массовый героизм,
 а их руководители высокое полководческое мастерство и личную храбрость. Победа в сражении 22 24
 августа предрешила судьбу вражеских гарнизонов в Кремле и Китай-городе, которые капитулировали 22 26
 октября 1612. Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной
 власти в стране и послужило мощным толчком к развертыванию массового освободительного движения против
 интервентов по всей стране. В ноябре 1612 руководители ополчения разослали по городам грамоты о созыве
 Земского собора для выборов нового царя. Состав Земского собора 1613 отразил выдающуюся роль посадского
 населения и низшего дворянства, а также казачества в освободительной войне против интервентов.
  А. Сахаров
 

<< Пред.           стр. 129 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу