<< Пред.           стр. 134 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

  В 1912 оптинская братия избрала его в старцы. Но прп. Нектарий отказывался, говоря: Нет, отцы и братия! Я
 скудоумен и такой тяготы понести не могу . И только по послушанию он согласился принять на себя старчество.
 Принимал прп. старец Нектарий посетителей в хибарке прежних старцев, иногда он оставлял на столе в
 приемной книги, и посетители в ожидании приемов смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои
 вопросы, а прп. Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к прп. старцу Амвросию и сама келья
 говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, своя мера , порой он оставлял посетителя
 одного в тишине хибарки побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя
 собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: Где же старец окончил университет И не могли
 поверить, что он нигде не учился. Вся наша образованность от Писания , говорил о себе старец.
  После закрытия монастыря в 1923 прп. Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в с. Холмищи у
 одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета.
 Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917: Россия воспрянет и будет материально не богата, но
 духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов .
  Скончался прп. Нектарий в глубокой старости и был похоронен на местном кладбище. После возрождения
 Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989, в день памяти митр. Московского Филиппа, состоялось обретение мощей прп.
 Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия
 старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария
 находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.
 
  НЕМАН (Рагнит), город в Калининградской обл., центр Неманского р-на. Расположен в излучине р. Неман.
 Население 13,8 тыс. чел.
  Основан в 1289. До 1945 г. Рагнит в составе Германии (Восточная Пруссия), с 1945 России. Церкви:
 Новомучеников Российских (1994), Державная.
 
  НЕМИРОВ, город в западнорусских землях (Винницкая обл.). Основан в к. XIV в. Захвачен Литвой, а в 1569
 Польшей. Возвращен России в 1793. Музей поэта Н. А. Некрасова (родился в Немирове) и писательницы М.
 Вовчок. Близ города раннескифское Немировское городище.
 
  НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович (11/ 23.12.1858 25.04.1943), драматург, прозаик, критик.
 Родился в семье офицера.
  С 1881 пишет свыше десяти пьес, но успешной критика и зритель признали лишь комедию Новое дело
 (1890), удостоенную Грибоедовской премии. В 1891 выходит его роман На литературных хлебах , резко
 осуждающий продажных журналистов.
  Роман Мгла (1894) и Старый дом (1895) посвящены теме оскудения родовитого дворянства в
 пореформенной России. Успехом пользуются его пьесы Золото и Цена жизни .
  В 1898 вместе с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр. Как режиссер требовал от
 актеров вживания в роль, выявления ее второго плана . После революции проводил гибкую административную
 и репертуарную политику, стремясь сохранить лицо МХАТа, его традиции и уровень художественного мастерства.
 В 1919 основывает Музыкальную студию (с 1926 Музыкальный театр, носящий его имя).
 
  НЕМИРОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ, самое крупное из городищ (площ. св. 100 га) скифского времени междуречья
 Днепра и Днестра, относится к VII VI вв. до н. э. Расположено близ г. Немирова. Обнесено мощным валом
 высотой 9 м и рвом. Основание вала сооружено из крупных камней и бревен. Только часть городища, обнесенная
 вторым валом и рвом, была обитаемой. Здесь открыты землянки, круглые в плане, с глинобитными очагами в
 центре, хозяйственные ямы, зольник. Остальная часть Немировского городища использовалась для загона скота, а
 в военное время могла быть убежищем для населения близлежащих поселков. Жители этого поселения,
 занимавшиеся земледелием и скотоводством, были в тесном контакте с Ольвией, о чем свидетельствуют находки
 родосской керамики и зеркал ольвийского производства. Греческая надпись на одном из местных горшков говорит
 о пребывании на городище греческих купцов.
  А. Мелюкова
 
  НЕОБХОДИМОСТЬ, у человека Святой Руси обязательность исполнения нравственного долга перед Богом,
 Царем и Родиной, духовная невозможность совершить противоположное. Необходимость такого порядка не
 подлежала обсуждению и считалась само собой разумеющимся моральным принципом.
  О.П.
 
  НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Середину иконы занимает звезда
 восьмиконечная, в центре которой образ Богоматери с Христом Спасителем. Четыре зеленые луча обозначают
 купину, т.е. куст, другие четыре луча красное пламя горящей купины. На некоторых иконах Неопалимой
 Купины к концам внешних лучей добавляются буквы А.Д.A.M. Эта деталь основана на греческом сказании, по
 которому Архангелы составили имя первого человека по звездам, взятым с четырех концов света: Архангел
 Михаил с Востока букву А от звезды Анатоли , Архангел Гавриил букву Д от Западной звезды
  Дисис , Архангел Рафаил букву А от Северной звезды Арктос и Архангел Уриил от Южной звезды
  Месембрии букву М .
  Богоматерь держит в руках Спасителя и свою эмблему лестницу. По четырем углам иконы размещены
 пророчества, связанные с Воплощением Христа: Моисей перед горящей купиной, в центре которой образ
 Богоматери Знамения с Предвечным Эммануилом в лоне. Прор. Иезекииль перед закрытыми вратами видевши
 на востоке ворота и никакой человек не войдет ими, ибо Бог вошед ими (Иез. 44: 1-2).
  Видение пророку Исаие Серафима в руце у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника
 (Ис. 6: 6). Горящий уголь символ Христа, клещи символ Богоматери (см. икону Уголь Исаево ). На
 некоторых иконах Неопалимой Купины добавляется Корень Древа Иессеева , по пророчеству Исайи: вместо
 терновника вырастет кипарис... в знамение вечное несокрушимое (Ис. 11: 10; 55: 13).
  Богоматерь Царица Небесная , честнейшая Херувим и славнейшая Серафим, окружена подвластными Ей
 небесными силами архангелами и ангелами стихий: грома, молнии, росы, ветра, дождя, мороза и мглы. Каждый
 ангел держит соответствующий атрибут , как чашу, фонарь, облако, меч, факел, закрытый кивот (мороз), нагую
 фигуру (ветер). Число ангелов и их распределение вокруг Богоматери меняется по выбору иконописца. Ангелы
 светил и небесных стихий взяты из Апокалипсиса, где перечисляются ангелы звезд, облака, молнии, града и
 землетрясения. Представление об ангелах, управляющих светилами и стихиями, было принято с верою в средние
 века. Летописец Нестор, отмечая таинственный огненный столп, появившийся над Киево-Печерской лаврой в его
 дни, без малейшего сомнения объясняет это явлением ангела (Нес. 96, 121). В Соловецкой рукописи XIV в.
 сказано, что Богоматерь посылает, через посредство ангелов, молнию, лед и землетрясение на безбожников. Но
 бедствия, ниспосылаемые Богоматерью, могут быть предотвращены молитвой, обращенной к Ней, и карательная
 сила превращается в заступничество и милосердие.
  Первая икона Неопалимой Купины была привезена на Русь из Синая палестинскими старцами в 1390. Иконе
 приписывается чудодейственная сила защиты от огня огненного опаления . На Синае поют службу иконе во
 время сильных гроз; в России обносили икону во время пожаров, предохраняя соседние здания от огня.
  Появление Неопалимой Купины в Москве связано со следующим преданием: стремянный конюх царя
 Феодора Алексеевича Димитрий Колошин, человек богатый, особенно уважал икону Богоматери Неопалимой
 Купины , стоявшую в святых сенях при царской Грановитой палате, и каждый раз, когда приходил во дворец и
 уходил, усердно молился пред нею; наконец он пожелал построить во имя ее храм по следующему случаю.
 Однажды подпав невинно гневу царя и не надеясь оправдаться пред ним, Колошин с еще большим усердием начал
 молиться пред иконою Неопалимой Купины , прося Царицу Небесную защитить его; молитва была скоро
 услышана. Царю Феодору Алексеевичу во сне явилась Богоматерь и объявила конюшего невинным; царь велел
 исследовать дело Колошина и, найдя его невинным, освободил от суда и возвратил свое прежнее расположение к
 нему. В благодарность своей Избавительнице Колошин выпросил у царя икону Неопалимой Купины , построил
 во имя ее храм, который и доселе находится на том же месте. Построение храма относится к 1680. Предание
 прибавляет и другие случаи, относящиеся к славе этой иконы. 1) Когда в Москве был сильный пожар, эту икону
 обносили вокруг домов прихожан Неопалимовской церкви, и те все уцелели от огня. Вообще живущие в этом
 приходе замечают, что в нем бывают очень редко пожары, да и те очень незначительны, несмотря на то что это
 место застроено преимущественно частыми деревянными домами, и это приписывают особенному
 покровительству Богоматери. 2) Покойный протоиерей Новодевичьего монастыря, находящегося недалеко от
 Неопалимовской церкви, Введенский, лично сообщил одному из священнослужителей этой церкви следующее: В
 1812, когда Москва была занята французскими войсками, оставшись один в монастыре, я был однажды испуган
 неожиданным приходом польского солдата, который, отдавая мне серебряную ризу с иконы, просил возвратить ее
 в ту церковь, где она была похищена, и прибавил к этому, что с того времени, как он снял ее, его мучит сильная
 тоска . Эту ризу по выходе из Москвы французов протоиерей возвратил в Неопалимовскую церковь. Икона эта
 празднуется еще в 6-ю неделю по Пасхе. Название иконы Божией Матери Неопалимая Купина произошло от
 видения Моисеем горевшей и не сгоревшей купины (куста терновника), которое изображало Приснодевство
 Богородицы, и на этой иконе Пресвятая Богородица обыкновенно изображается окруженною пламенем.
  В г. Славянске Харьковской епархии, в Троицкой церкви имеется чудотворная икона Неопалимая Купина .
 Она написана по следующему случаю. В 1820 21 в этом городе происходили частые пожары от поджогов.
 Приняты были все меры к открытию поджигателей, но злодея не могли найти. В это время одной старушке
 Бельницкой, которая первая пострадала от пожара, кто-то, явившись во сне, сказал, что если будет написан образ
  Неопалимой Купины и будет совершено пред ним молебствие, то пожары прекратятся. Старушка открыла свой
 сон городскому протоиерею. Образ был написан, и после молебствия пред ним в этот же день была открыта
 виновница пожаров малоумная девица Мавра, которая тотчас созналась, и пожары прекратились.
  Празднуется 4/17 сентября.
  Прот. И. Бухарев
 
  НЕРЕХТА, город в Костромской обл., центр Нерехтского р-на. Расположен на р. Нерехте. Население 29,2 тыс.
 чел.
  Известен с 1214; в XIV XVIII вв. центр солеварения, с XVIII в. центр иконописи, сапожного, серебряного и
 льнополотняного ремесел (в 1761 основана первая полотняная фабрика). Город с 1778.
  Архитектурные памятники: Владимирская (1676 78), Никольская (1710 20) церкви, ныне действующий
 Троице-Сыпанов Пахомиев монастырь (1675) и др.
 
  НЕРУКОТВОРНЫЙ ОБРАЗ (УБРУС), икона, изображающая полотенце, на котором, по преданию,
 отпечатался Лик Спасителя, когда Господь отер Лицо Свое. Нерукотворный Образ считается самым точным
 изображением Христа. Сказание говорит, что Эдесский царь Авгарь, будучи смертельно болен, послал своего
 художника написать образ Спасителя, веря, что, увидев его, выздоровеет. Художник при всем старании не смог
 передать божественный лик, и Христос, сжалившись над ним, омыл лицо, осушил полотенцем (убрусом) и передал
 его художнику с запечатленным на нем Своим изображением. Нерукотворный Спас высоко чтим Русской
 Православной Церковью. Самыми древними были Убрус Спасо-Мирожской церкви во Пскове (1156) и Спасо-
 Нередицы в Новгороде (1199). От Нерукотворного Образа исходит чисто русская икона Спас Мокрая Борода ,
 на которой волосы Спасителя как бы насыщены еще водой и потому борода сведена острым концом.
  Празднуется 16/29 августа.
  Н.Ш.
 
  НЕРУШИМАЯ СТЕНА , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Икона сделана из мозаики на стене под
 сводом над горним местом главного алтаря в киевском Софийском соборе. Богородица изображена на золотом
 мозаическом фоне, во весь рост, без Богомладенца, стоящею на четырехугольном золотом камне с воздетыми
 руками. Названа икона Нерушимою Стеною потому, что в продолжение восьми веков осталась
 неповрежденною. Вот как описывал эту икону известный путешественник Муравьев: Рост Богородицы
 исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к
 Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез.
 Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде
 омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, по гласу церковных песней. Светлая звезда
 горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь незаходимого Света, была для нас зарею
 незаходимого Солнца .
  Празднуется в воскресенье Недели Всех святых.
  Прот. И. Бухарев
 
  НЕРЧИНСК, город в Читинской обл., центр Нерчинского р-на. Расположен на юго-востоке Забайкалья, в
 предгорьях Борщовочного хребта, на левом берегу р. Нерчи. Население 15,3 тыс. чел.
  Основан в 1653 отрядом казаков под руководством Петра Бекетова на правом берегу Шилки против устья
 Нерчи как острог Нелюдский (на этом месте позднее находилось село Монастырское, ныне Калинино). В 1658
 острог поставили на новом месте на острове между двумя рукавами Нерчи. Город Нерчинск с 1689. В 1812 из-за
 частых наводнений Нерчинск перенесен на более высокое место в долину Сажиков Яр. В к. XIX в. в Нерчинске
 велась оживленная торговля мехами (лиса, белка, хорек, волк), мануфактурными товарами, кунгурской обувью (из
 Пермской губ.), сахаром, бакалеей. Значительная часть населения занималась огородничеством, скотоводством.
 
  НЕСВИЖ, город в Белоруссии на р. Уша (бассейн Немана). Упоминается в летописи 1223; центр Несвижского
 княжества. В 1-й четв. XIV в. захвачен Литвой. С 1513 считался частной собственностью одного из руководителей
 польских оккупантов князей Радзивиллов. В к. XVI н. XVII вв. построена крепость. В XVI в. в Несвиже
 существовала первая в Белоруссии типография. В 1793 Несвиж возвращен России.
 
  НЕСВИЦКОЕ, село в Закарпатье на р. Уж. Впервые упоминается в 1364. На территории села сохранилась
 крепость XIV в.
 
  НЕСТЕРОВ (до 1951 Жолква), город в западнорусских землях на р. Свинья (бассейн Буга). Известен с 1368
 как село Винники. В XVI в. захвачен Польшей. В нем размещалась резиденция одного из руководителей польских
 оккупантов гетмана С. Жолкевского, в 1772 перешел к Австрии, в 1919 снова к Польше. Возвращен России в 1939.
 В 1951 переименован в честь русского летчика П. Н. Нестерова, погибшего в 1914 близ Жолквы.
 
  НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич (19.05.1862-18.10.1942), русский художник и общественный деятель. Один
 из самых крупных представителей православного искусства к. XIX н. XX вв. Талант иконописца у Нестерова
 особенно ярко проявился при росписи Владимирского собора в Киеве. Продолжая традиции древнерусской
 иконописи, Нестеров создал проникнутые поэзией, кротким и задумчивым религиозным чувством образы
 Спасителя, Богородицы и святых. В его росписях (Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, свв.
 Кирилл и Мефодий, св. Николай Чудотворец, свв. Борис и Глеб, свв. Константин и Елена, св. Филарет и вмц.
 Варвара) ощущается духовная красота традиций Святой Руси.
  Выдающимися произведениями русского духовного искусства стали картины Нестерова Видение отроку
 Варфоломею (1889 90), На Руси (1916). Художник стоял на твердых патриотических позициях
 Православие, Самодержавие, Народность. В 1905 вступил в Союз Русского народа.
  После 1917 был вынужден писать только портреты и пейзажи. Особое значение имела серия портретов
 деятелей русской культуры и науки, прежде всего И. П. Павлова (1935).
 
  НЕСТЕРОВ Петр Николаевич (15.02.1887 - 26.08.1914), русский военный летчик, штабс-капитан. Нестеров
  один из основоположников высшего пилотажа, им впервые были выполнены глубокие виражи, а 27 августа
 1913 замкнутая кривая в вертикальной плоскости ( мертвая петля , петля Нестерова ). Занимался изысканием
 способов взаимодействия с наземными войсками и вопросами ведения воздушного боя. Им был разработан
 оригинальный проект моноплана. В 1913 14 совершил рекордные перелеты Киев Одесса Севастополь и
 Киев Петербург. В н. 1-й мировой войны совершил 13 боевых вылетов. Погиб в районе г. Жолквы (ныне
 Нестеров) в воздушном бою, впервые применив воздушный таран и уничтожив австрийский самолет.
 
  НЕСТОР ЛЕТОПИСЕЦ, Печерский (ок. 1056 1114), составитель Повести временных лет , родился в
 Киеве, в семнадцать лет поступил в Киево-Печерскую обитель послушником. Принял его сам основатель
 монастыря прп. Феодосий. Чистотою своей жизни, молитвою и усердием юный подвижник превзошел вскоре даже
 самых известных печерских старцев. По пострижении в монашество он был удостоен сана иеродиакона. Основным
 его послушанием в монастыре стало книжное дело. Помимо Повести временных лет им написано житие первых
 русских святых страстотерпцев Бориса и Глеба, житие прп. Феодосия основоположника правильной
 монастырской жизни на Руси, сказания о первых печерских подвижниках и мн. др.
  Память прп. Нестору отмечается 27 октября/9 ноября, 28 сентября/11 октября и во 2-ю неделю Великого поста.
 
  НЕСТОР СОЛУНСКИЙ, мученик (ск. ок. 306), ученик св. Димитрия Солунского. Получив от него
 благословение, св. Нестор вступил в гладиаторский поединок с любимым силачом императора германцем Лием.
 Обычно Лий сбрасывал побежденных с помоста на копья воинов, но с Нестором произошло все наоборот.
 Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил
 его с помоста на копья. Взбешенный император повелел немедленно казнить святого.
  Память мч. Нестору отмечается 27 октября/9 ноября.
 
  НЕСТЯЖАТЕЛИ. - См.: ЗАВОЛЖСКИЕ СТАРЦЫ.
 
  НЕСТЯЖАТЕЛЬСТВО, одна из главных духовно-нравственных основ Святой Руси. Суть его заключалась в
 преобладании духовно-нравственных мотивов жизненного поведения над материальными интересами.
  В душе наших предков, прежде всего крестьян, жило чувство справедливости, причем не просто материального
 воздаяния, компенсации, а чувство высшей справедливости жить по душе достойно, вознаграждать по совести.
 К XIX в. сформировался народный идеал справедливости, который был для русского крестьянина своего рода
 компасом. Не следует гнаться за богатством, за наживой, преследовать корыстные интересы. Как цель жизни, это
 считалось недостойным. Главное же прожить жизнь по-доброму, по правде, достойно.
  Человек не должен стремиться ни к богатству, ни к накопительству, человек должен довольствоваться малым.
  Лишние деньги лишние заботы , Деньги забота, мешок тягота , Без хлеба не жить, да и не от хлеба
 (не о хлебе, материальном интересе) жить , Не о хлебе едином жив будешь , Хлеб за живот и без денег
 живет . Действительно, зачем душу тужить, кому есть чем жить (есть хлеб). Без денег проживу, лишь бы хлеб
 был , Без денег сон крепче , Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою .
  Напитай, Господи, малым кусом , молит крестьянин. Ешь вполсыта, пей вполпьяна, проживешь век
 дополна . Нечего завидовать другим, говорит русский крестьянин и подчеркивает: На людей глядя жить (то есть
 не по достатку) на себя плакаться .
  Отвергая стяжательство и накопительство, осторожно и с достоинством принимая богатство и деньги, трудовой
 человек выдвигает свой идеал идеал скромного достатка, при котором можно и самому жить сносно, и помогать
 своим близким. Тот и богат, кто нужды не знат , Богаты не будем, а сыты будем .
  В сознании русского человека понятие достатка, сытости связано только с трудом, работой, личными
 заслугами. Как поработаешь, так и поешь , Каковы сами (как работаем), таковы и сани , Каков Пахом, такова и
 шапка на нем , По Сеньке и шапка , Каков Мартын, таков у него алтын (столько заработал).
  Русский человек твердо считает, что: От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь . Нажива такому
 человеку не нужна. Сыта душа не берет барыша , Лучше жить в жалости, чем в зависти , Кто сирых напитает,
 тот Бога знает , Одной рукой собирай, другой раздавай , Рука дающего не оскудеет .
  Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад (то есть поделись с ближним), Не богат, да гостям рад , Не
 надо мне богатого, подай тороватого (нежадного), Держи девку в темноте, а деньги в тесноте .
  Особо вопрос ставится об отношении к чужому имуществу, результатам чужого труда. Посягнуться на них
 страшный грех. Лучше по миру сбирать, чем чужое брать . Лучше попросить ради Христа, чем отнять из-за
 куста . Заработанный ломоть лучше краденого каравая . Хоть в латаном, да не в хватаном .
  Для западноевропейского бюргера, наверное, чудовищной бессмыслицей показались бы русские народные
 пословицы, призывающие жалеть чужое добро. Не береги свое, береги чужое . Береги чужое, а свое как
 знаешь . А ведь в самом деле было так: чужое добро берегли с большей ретивостью, чем свое.
  В чужом кармане денег не считай . Пожалей чужое, Бог даст свое . Кто чужого желает, тот свое утратит .
 Впрочем, русский труженик говорит и так: Своего не забывай, а чужого не замай . За свое постою, а чужого не
 возьму .
  А. И. Герцен в книге Былое и думы рассказывает о крестьянине, который категорически отказался взять с
 него лишнее. В избе, где Герцен остановился ночевать по пути в ссылку, крестьянин накормил его ужином. Когда
 утром надо было рассчитываться за трапезу, хозяин запросил со ссыльного пять копеек, а у того самой мелкой
 монетой оказался двугривенный. Крестьянин отказался принять эту монету, потому что считал великим грехом
 взять за ужин больше, чем он того стоит.
  Писатель В. И. Белов справедливо отмечает: В старину многие люди считали Божьим наказанием не бедность,
 а богатство. Представление о счастье связывалось у них с нравственной чистотой и душевной гармонией, которым,
 по их мнению, не способствовало стремление к богатству. Гордились не богатством, а умом и смекалкой. Тех, кто
 гордился богатством, особенно не нажитым, а доставшимся по наследству, крестьянская среда недолюбливала .
  Среди крестьянских мудрецов и бывалых людей бытовали истины, идейно-нравственное содержание которых в
 переводе на современный язык было примерно таково: Богатство человека состоит не в деньгах и комфорте, не в
 дорогих и удобных вещах и предметах, а в глубине и многообразии постижения сущности бытия, стяжании
 красоты и гармонии мира, создании высокого нравственного порядка .
  Человек, который думает только о своих личных материальных интересах, неприятен душе крестьянина. Его
 симпатии на стороне живущих по совести, справедливости, простоте душевной.
  Классическая русская сказка о трех братьях двух умных и третьем дураке кончается моральной победой
 бессребреника, нестяжателя, простодушного младшего брата- дурака над материализмом и практической
 мудростью старших братьев.
  Русский человек осуждает неправедное богатство, как и любую другую форму паразитизма.
  С его идеалом скромного достатка больше согласуются бережливость и запасливость. Бережливость,
 говорит он, лучше богатства , Запасливый лучше богатого , Береж половина спасения , Запас мешка не
 дерет , Запас беды не чинит .
  Маленькая добычка, да большой береж век проживешь , Копейка к копейке проживет и семейка ,
  Домашняя копейка рубль бережет , Лучше свое поберечь, чем чужое прожить .
  Держи обиход по промыслу и добытку , Не приходом люди богатеют, а расходом , Кинь добро позади,
 очутится впереди , Кто мотает, в том пути не бывает .
  Не о том, кума, речь, а надо взять и беречь , поучает рассудительный хозяин. Собирай по ягодке
 наберешь кузовок , Пушинка к пушинке, и выйдет перинка , В общем, запас мешку не порча , Подальше
 положишь поближе возьмешь .
  Бережливость всячески поощряется. Но накопительство, жадное стяжание материальных предметов
 рассматривается как грех, ибо, считает народ, скупому душа дешевле гроша .
  Скупые и скряги, так же как и богачи, подозреваются в сговоре с чертом. Скупой копит черт мошну
 тачает , Черт мошну тачает скряга ее набивает , Кто до денег охоч, тот не спит всю ночь , Скупые что
 пчелы: мед собирают, да сами умирают .
  О таких народ говорил: У него от скупости зубы смерзлись , У него в Крещенье льду взаймы не
 выпросишь , У него всякая копейка рублевым гвоздем прибита . А общий приговор таков: Скупому человеку
 убавит Бог веку .
  Осуждая стяжательство, накопительство, жадность, скупость и неправедное богатство, народное сознание
 снисходительно относится к беднякам и, более того, симпатизирует им. По-видимому, образ бедняка больше
 согласуется с народными идеалами, чем образ богача.
  Бедность святое дело , У голыша та же душа , Гол, да не вор; беден, да честен , Богат, да крив; беден,
 да прям , Лучше нищий праведный, чем богач ябедный .
  Бедность не порок, а несчастье , Хоть мошна пуста, да душа чиста , Гол да наг перед Богом прав ,
  Бедность учит, а счастье портит , Убожество учит, богатство пучит .
  О. Платонов
 
  НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Список иконы находился в
 московском Алексеевском монастыре. Празднуется 3/16 апреля.
 
  НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, некто грешник
 (разбойник) имел правило каждый день по нескольку раз молиться Пресвятой Богородице, произнося
 архангельское Ей приветствие: Радуйся, Благодатная! и пр. Однажды, собираясь на преступное дело, он

<< Пред.           стр. 134 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу