<< Пред.           стр. 143 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 выведены из глиняных горшков или так называемых голосников для усиления звуков. Все здание было
 увенчано пятью изящными куполами с десятигранными главами с сиявшими на них крестами. Не только купола и
 главы, но, по-видимому, и вся крыша храма были вызолочены, почему он и назывался Златоверхим . Внутри
 весь храм был богато украшен фресковою живописью. В 1240 и 1299 Златоверхий храм подвергался ограблению и
 разорению от татар, в 1321 от литовцев, но каждый раз был снова восстановляем благочестивыми овручанами,
 как глубоко чтимая национальная святыня, как дорогая для них память и гордость их предков.
  С.В. Булгаков
 
  ОВСТУГ, село в Брянской обл., в Жуковском р-не, близ ж.-д. станции Ржаница. В к. XVIII XIX вв. родовое
 имение Тютчевых. В Овстуге родился, провел детские годы, а с 1840-х часто жил поэт Ф.И. Тютчев. Главный дом
 усадьбы в 1913 разобран, в 1981 восстановлен как музей поэта (осн. в 1957, до 1985 размещался в здании бывшей
 сельской школы, построенной в 1871 на средства дочери Тютчева М.Ф. Бирилёвой). Памятник Ф.И. Тютчеву
 (1961). Ежегодно проводятся праздники поэзии.
 
  ОГНЕВИДНАЯ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. На ней изображается Богоматерь без Младенца
 Иисуса, с лицом, обращенным в правую сторону. Одежда на Пресвятой Деве красного цвета, что и послужило
 поводом к наименованию иконы Огневидною . Празднуется 10/23 февраля.
  Прот. И. Бухарев
 
  ОГНИЩАНЕ, высшее служилое сословие древней княжеской Руси. По Русской Правде, за убийство
 огнищанина определена высокая вира в 80 гривен. Историки считают огнищан то просто зажиточными
 гражданами, то потомками былых славянских князей, то княжьими мужами , боярами. Огнищане
 землевладельцы на правах собственников, в противоположность другим сословиям.
  С.Ю.
 
  ОГОНЬ, в древнерусских народных представлениях одна из четырех главных основ мироздания (наряду с
 землей, водой и воздухом).
  Обоготворение огня в языческой Руси проявлялось в поклонении неугасимому огню, который русские
 язычники разжигали перед своими идолами, и прежде всего Перуном. Огонь тогда называли Сварожичем, т.е.
 сыном Сварога. Сыном Сварога считался также родоначальник и покровитель русского народа Дажьбог. По
 языческим представлениям, через огонь пролегала дорога на небо. В дохристианской Руси покойников сжигали на
 кострах, веря, что с их пламенем они переносятся в рай. Когда у женщины умирал муж, она стремилась к
 самосожжению, чтобы вместе с ним войти в рай.
  Огонь считался средством очищения от злых духов, болезней, всяческой скверны. Через костер, зажженный от
 живого огня (при помощи трения), проводили заболевших людей, между двух костров прогоняли скот. Обычай
 этот сохранялся в русских деревнях вплоть до XX в.
  О.П.
 
  ОДЕРЖИМОСТЬ. - См.: ВДОХНОВЕНИЕ.
 
  ОДЕССА, русский город на Черном море. На месте современной Одессы и ее окрестностей до н. э.
 существовали древние поселения и городища, относящиеся к периодам киммерийской, скифской, сарматской,
 греческой и славянской культур. Во время Киевской Руси здесь жили восточнославянские племена уличей и
 тиверцев. Здесь же находилось поселение Качибей (Коцюбеев, Гаджибей), впервые упоминаемое в 1415. В XV в.
 поселение было разрушено турками, снова заселено под названием Хаджибей. В 1764 турки построили здесь
 крепость Ени-Дунья (Новый Свет). Во время Русско-турецкой войны 1781 91 крепость была взята 14 сентября
 1789 русскими войсками под командованием генерала И.В. Гудовича (при участии черноморских казаков под
 командованием З. Чепеги и А. Головатого). По Ясскому мирному договору 1791 отошла к России. Под
 руководством А.В. Суворова была построена русская крепость (1793) и велись начальные работы по строительству
 порта и города.
  Одесса была основана в 1794 под названием Хаджибей, в 1795 переименована в Одессу (ошибочно
 предполагали, что здесь в древности находилось греческое поселение Одессос). В 1797-1802 - город
 Новороссийской губ. С 1805 - административный центр Новороссийского края. С 1825 уездный город
 Херсонской губ. С XIX в. Одесса важный центр внешней торговли. В к. XIX в. по товарообороту порт Одесса
 занимал 2-е место после Петербурга. В XIX в. Одесса становится значительным культурным центром: в 1817 был
 основан Ришельевский лицей, в 1825 историко-археологический музей, в 1830 городская публичная
 библиотека, в 1865 университет.
 
  ОДИГИТРИЯ АФОНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в
 Ксенофской обители. С незапамятных времен прежде находилась в Ватопедском монастыре, но в 1730 при
 запертых дверях скрылась не только из храма, но и из монастыря. Отцы обители долго разыскивали икону и, когда
 услышали, что она находится в Ксенофской обители, немедленно послали туда иноков. Иноки принесли икону и
 поставили на прежнее место. Несмотря на это, она опять скрылась и явилась в Ксенофской обители, где и
 пребывает доныне. В России находится много чудотворных икон с именем Одигитрия .
  Празднуется 21 января/3 февраля.
  Прот. И. Бухарев
 
  ОДИГИТРИЯ ВОРОНИНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков
 чудотворной иконы Смоленской Одигитрии . Явилась в 1524 в Воронинской Успенской пустыни Череповецкого
 у. Пустынь названа Воронинской по имени основателя, который носил фамилию Ворона. Празднуется 28 июля/10
 августа.
  Прот. И. Бухарев
 
  ОДИГИТРИЯ ФИЛЕРМСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. По преданию, написана св.
 евангелистом Лукой и им же препровождена в Египет к назареям, т.е. лицам, посвятившим свою жизнь
 иноческому подвижничеству, откуда по времени она была перенесена в Иерусалим. В V в. греческая имп.
 Евдокия, супруга Феодосия Младшего, посещавшая Святые места, перевезла эту икону в Константинополь, где
 она торжественно была поставлена во Влахернской церкви. Отсюда икона была взята в XIII в. западными
 христианами, когда они овладели Константинополем; после она досталась рыцарям Иоанна Иерусалимского,
 которые принесли ее с собой на о. Родос. Когда в н. XVII в. этот остров был взят турками и рыцари переселились
 на Мальту, то туда перенесли с собою и Филермскую икону. В к. XVIII в., когда французы овладели о. Мальтой,
 рыцари прибегли под покровительство русского имп. Павла I и избрали его своим великим магистром и
 защитником Мальтийского ордена. В то же время, 12 октября 1799 они перенесли в Гатчину и чудотворную
 Филермскую икону Одигитрии вместе с частью древа Креста Господня и десною рукою славного Пророка,
 Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Эта святыня внесена в Гатчинскую придворную церковь, а оттуда в
 Петербург, в церковь Зимнего дворца. 12 октября 1800 установлено празднование в память перенесения из
 Мальты в Россию части Креста, чудотворной Филермской иконы Богородицы и правой руки Иоанна Крестителя.
  Празднуется 12/25 октября.
  Прот. И. Бухарев
 
  ОДИГИТРИЯ ХРИСТОФОРОВСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Один из списков
 чудотворной иконы Смоленской Одигитрии . Названа по имени Христофора, основателя монастыря в
 Вологодской еп., который впоследствии обращен в приходскую церковь. Прославилась чудесами в XVI в.
  Празднуется 28 июля/10 августа.
  Прот. И. Бухарев
 
  ОДИНЦОВО, город в Московской обл., центр Одинцовского р-на. Население 128,7 тыс. чел. Село Одинцово
 известно с 1627 как владение московских бояр Исленьевых. С вводом в строй в 1870 железной дороги Москва
 Смоленск близ села вырос пристанционный пос. Одинцово.
 
  ОДНОДВОРЦЫ, одна из категорий государственных крестьян в России. Образовалась из служилых людей по
 прибору, оборонительная функция которых на южной границе оказалась ненужной в связи с созданием
 регулярной армии в 1-й четв. XVIII в. Однодворцы были обложены подушной податью и 4-гривенным оброком. К
 однодворцам был применен обычай круговой поруки, но их землевладение осталось специфическим. Мелкие
 земельные участки, розданные в XVI XVII вв. служилым людям, увеличивались за счет купли и пожалований.
 Земли однодворцев составляли две группы. В одной из них были поместные участки их предков, участки, данные
 казной для ликвидации малоземелья, захваченные однодворцами в дикой степи и купленные волостью или
 селением. Межевая инструкция 1766 запрещала их продажу, в XIX в. они считались казенными, если даже их
 владелец стал дворянином. 2-я группа земли, лично купленные и лично жалованные в вотчину. Принцип
 распределения общих земель был не подушным, а подворным (возможно, отсюда и название однодворцы ). По
 традиции их можно было продать лишь однодворцу. Землевладение однодворцев в XVII XIX вв. подвергалось
 сильнейшему сокращению под натиском помещиков. В 1730-х насчитывалось 453 тыс. душ мужского пола
 однодворцев, а 1830-х более миллиона. Однодворцы владели ничтожным числом крестьян (ок. 11 тыс. в 1833
  35) и селились, как правило, с ними одним двором. Крестьяне однодворцев несли перед государством те же
 повинности, что и их владельцы.
  Л. Милов
 
  ОДОЕВ, поселок городского типа в Тульской обл., центр Одоевского р-на. Расположен на р. Упе (приток
 Оки). Население 7,2 тыс. км.
  Известен со 2-й пол. XIV в., принадлежал потомкам Михаила Черниговского, затем князьям Одоевским. С 1407
 до сер. XV в. под властью Великого княжества Литовского, затем в составе Русского государства. В 1575 вошел в
 число укреплений сторожевой линии, после упразднения которой потерял свое стратегическое значение. С 1777
 уездный город Тульского наместничества.
 
  ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович (1.08.1803-27.02.1869), русский писатель, философ, педагог,
 музыкальный критик. Последний представитель древнего княжеского рода. Образование получил в Московском
 университетском благородном пансионе (1816 22). В 1823 25 был председателем организованного им
  Общества любомудрия . В 1827 30 один из основных деятелей журнала Московский вестник , был
 соредактором пушкинского Современника . В 1826 переехал в Петербург. С 1846 помощник директора
 Публичной библиотеки и директор Румянцевского музея; с 1861 сенатор в Москве. Общественная деятельность
 Одоевского весьма разностороняя: он был одним из создателей и главных деятелей благотворительного Общества
 посещения бедных, издателем журнала для крестьян Сельское чтение , активно выступал с поддержкой реформ
 1860-х и др.
  В художественном творчестве Одоевский выступал как продолжатель традиции просветительской сатиры,
 автор дидактических апологов и повестей ( Бригадир , 1833; Княжна Мими , 1834; Княжна Зизи , 1939) и как
 признанный мастер фантастической романтической повести ( Импровизатор , 1833; Сильфида , 1837;
  Саламандра , 1840; Косморама , 1840). Среди неоконченных произведений Одоевского научно-
 фантастическая роман-утопия 4338-й год (опубл. 1926), романы Иордан Бруно и Петр Аретино , Самарянин ,
  Русские ночи (1844) цикл из десяти новелл, обрамленных философскими беседами, итоговое
 произведение русского философского романтизма 1830-х, отразившее характерную для него атмосферу исканий,
 дум об основных проблемах бытия и судьбах России.
  Одоевский явился одним из основоположников русского классического музыкознания. Он был первым
 истолкователем творчества М.И. Глинки, пропагандировал произведения А.Н. Верстовского, А.Н. Серова и др.,
 обосновывал национальную самобытность русской музыки. Ему принадлежат исследования в области народной
 песни и древнерусской церковной музыки.
 
  ОДОЕВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, одно из Верховских княжеств. Образовалось в XIV в. с центром в Новосили,
 затем в Одоеве. С 1407 под властью Великого княжества Литовского. На протяжении XV в. Одоевское
 княжество распалось на ряд владений кнн. Воротынских и Одоевских. В к. XV в. Одоевское княжество вошло в
 состав Русского государства. В XVI в. князьям Воротынским принадлежали города Новосиль, Перемышль;
 Одоевским Лихвин; Одоев был поделен между ними. Княжества прекратили свое существование в 1573 после
 казни М.И. Воротынского и Н.Р. Одоевского.
 
  ОДРИН НИКОЛАЕВСКИЙ мужской монастырь, Орловская еп., в окрестностях Карачева. Первоначально
 находился при р. Одрине, затем перенесен был на берег р. Песочни. Основан в XIV в. по случаю явления здесь
 иконы св. Николая Чудотворца, которая и находилась в монастыре. В монастыре находилась также
 прославившаяся в 1844 чудотворениями икона Богоматери, именуемая Споручница грешных.
  С. В. Булгаков
 
  ОЗЕРЯНСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Преображенском Куряжском
 монастыре. Явилась в к. XVI ст. на месте, называемом Озерянкой, отстоящем от Харькова в 35-ти верстах на юго-
 восток, где впоследствии устроена была и пустынь, называемая Озерянской. Во время татарских набегов на
 Украину один крестьянин из с. Озерянки вышел летом косить траву на лугу; вдруг под ударом косы послышался
 человеческий стон. Косец наклонился и увидел икону Божией Матери и пред нею горящую свечу. Икона была
 написана на холсте и от удара косы разрезалась на две половины. Крестьянин взял обе эти половины иконы со
 свечою, принес домой и поставил подле других икон. На другое утро с удивлением увидел он, что разрезанные
 части иконы соединились, и так плотно, что остался только самый слабый след разреза.
  В Озерянской пустыни пребывала святая икона до упразднения этой обители, т.е. до к. XVIII в. Тогда икона
 перенесена была в Куряжский монастырь, а по закрытии и этого монастыря в Харьков, в Покровскую церковь.
 Но когда Куряжский монастырь восстал из развалин в н. XIX в., то по прошению иноков того монастыря
 чудотворная икона была возвращена им. На поклонение сей иконе стекалось множество жителей из Харькова и
 его окрестных селений. Икона была поставлена в Преображенской церкви внутри монастыря, стоящего на горе;
 летом для богомольцев переносили ее в церковь св. Онуфрия, стоящую под горой и устроенную на роднике.
 Родник находился под самым престолом, и из него трубой вода проходила в устроенные недалеко от церкви
 купальни, в которых больные нередко получали исцеление. 30 октября ежегодно Озерянская икона приносилась в
 Харьков и оставалась там до Фомина воскресенья.
  Празднуется 30 октября/12 ноября.
  Прот. И. Бухарев
 
  ОКА, река в Европейской части России, самый крупный правый приток Волги. Длина 1500 км. Основные
 притоки: Угра, Москва, Клязьма (лев.); Мокша (прав.).
 
  ОКЛИКАНИЕ ЗВЕЗДЫ, русский крестьянский ритуал, имеющий глубокие языческие корни. Связан с
 культом бога Велеса и Волосынь. В день св. Власия (сменившего Велеса) в Тульской губ. еще в XIX в., когда на
 небе появлялись звезды, крестьяне выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду
 осветить огнем неугасимым белояровых овец , умножить их приплод, чтобы овец было больше, чем звезд на
 небе .
  O.П.
 
  ОКЛИКАНЬЕ МОЛОДЫХ (вьюнство, вьюнитство, вьюнишник, юнец, юнины, вьюнины), русский
 молодежный обычай, заключавшийся в обходе дворов своего или соседних селений с поздравлениями молодых,
 поженившихся после предыдущей Пасхи. Размеры партий, совершавших обход, были различны: от 5 6 человек
 до гурьбы, насчитывавшей свыше сотни участников. Обходы непременно включали пение, в котором и
 выражалось основное содержание поздравления с пожеланиями благополучия, а нередко и представление сценок.
 Для крестьянских парней и девушек коллективные обходы дворов одна из форм праздничного общения в своей
 молодежной среде, шумного и в то же время художественно выраженного, освященного традицией,
 признаваемого старшими, с непременным выходом вовне на хозяев дворов. Движение компании по селению
 оживлялось шутками и забавами; непосредственных исполнителей обходных песен сопровождали нередко
 зрители. Разные реакции приветствуемых хозяев и соответствующие различия в поведении исполнителей
 исключали однообразие, несмотря на повтор общей схемы поведения в каждом дворе. Полная картина окликанья
 молодых представлена в описании, относящемся к Гороховецкому у. (Владимирская губ.). На пасхальной неделе,
 в субботу, до восхода солнца, в каждой деревне собирались партии парней по 5, 10, 15 и более человек.
 Окликальщики одевались в праздничные рубахи, плисовые шаровары, лучшие бекеши. Окликать начинали со
 своей деревни, а потом переходили в другие, не пропуская ни одной молодой четы.
  Под окнами молодых окликальщики пели. Во время пения плясали. Песню пели одну и ту же, непосредственно
 связанную по содержанию с данным обычаем. В ней описывался самый приход окликальщиков, подчеркивалось
 множество их: сила армия валит . После каждого двустишья, в качестве припева, дружный мужской хор
 (нередко очень многочисленный) окликал в предрассветной тишине: Вьюнец молодой, вьюница молодая!
 обращение к молодоженам. Песня рассказывала о вьюнцовском дворе, который стоит на семи верстах , на
 чугунных столбах, на медных цепях, на серебряных крючках , окруженный белокаменной оградой с железным
 тыном, где на каждой на тычининке по маковке цветет , а на каждой-то на маковке соловушко поет , о молодой
 жене ( новы сенечки смела, звончаты гусли нашла, под полою пронесла, свому мужу отдала ), о вьюнце-молодце,
 который тешит молодую жену игрой на гуслях. Он утешает ее, плачущую, еще и тем, что сегодня приедут ее
 родственники: Придет батюшка и со матушкою, придет дядюшка и со тетушкою, придет милый брат со
 невестушкою, придет милый зять со милой сестрой, придет дедушка и со бабушкою .
  Эта часть песни отражала реальный обычай: посещение родственниками молодой новобрачных в субботу на
 пасхальной неделе, в середине дня, после прихода окликальщиков. Местный житель подчеркнул в описании ярко
 выраженную здесь тенденцию ублажать гордых , то есть родственников жены, после свадьбы. Особенно если
 сноха попадется подходящая к дому, муж и свекор, чтобы удобнее приспособить ее к себе к своему семейству,
 делают для нее и для родных ее все, что только может ей понравиться . Прием родных в субботу пасхальной
 недели стоит в ряду целой системы взаимных посещений и угощений породнившихся семейств в течение первого
 после свадьбы года.
  Мотив утешения молодой предстоящим приездом ее родственников сменялся в песне окликальщиков советом,
 или скорее назиданием, отвыкать от своей прежней семьи и привыкать к новой. Следовал подробный перечень
 дел, которыми можно угодить свекру, свекрови, деверям, золовкам и мужу. Здесь же звучала тема привыкания ко
 всей родне и шире ко моей стороне . Эта часть была центральной, главной в хоре окликал и выражала основное
 содержание обычая приобщение молодой к новой жизни. За нею следовал веселый перечень того, чем следует
 оделять пришедших с окликанием (их самих в песне тоже называли вьюнцами-молодцами), и заканчивалось все
 выражением уважения молодоженам.
  Окликанные молодые выносили окликальщикам угощенье. По данному описанию, это пироги, пряники,
 орехи, брага или водка. Зажиточные добавляли к угощенью деньги. Собранное во время окликанья угощенье
 выставлялось на вечерней пирушке молодежи.
  В Махловской вол. Юрьевского у. наряду с мужскими вьюнишниками бывало окликание молодых женским
 хором бабий вьюнец . В некоторых местах молодоженов приветствовали в течение дня две, три или более
 групп окликал, распределявшихся по половозрастному принципу и выходивших в определенной
 последовательности. Рано утром дети, с 12 часов взрослые мужчины в сопровождении нарядных девушек и
 женщин в качестве зрителей (Рожновская вол. Семеновского у.). Утром и в полдень мальчики и девочки 10 15
 лет, в 5 6 часов вечера женская партия, еще позже мужская (Юрьевецкий у.). Возможно, было и
 исполнение вьюнишника всей деревней во главе со стариками. Оно бытовало наряду с чисто мужским
 молодежным окликанием. Обходы дворов молодежью, построенные по типу колядования (см.: Святки), бывали на
 Масленицу, Пасху, Егорьев день, Семик. Но они сохранялись не так устойчиво и распространены были не столь
 повсеместно, как обходы рождественско-новогоднего цикла. Колядование на Масленицу описано в 1830 90-х во
 Владимирской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Тверской и Ярославской губ. Иногда славильщики в
 первый день Масленицы ходили ряжеными. В Калужской губ. в последний день Масленицы по дворам ходили с
 песней подростки; хозяйки выносили им блины и деньги. Местами отмечены также обходы дворов в середине
 Великого поста в Крестопоклонную среду и накануне Вербного воскресенья.
  М.М. Громыко
 
  ОКОВИЦКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. - См.: РЖЕВСКАЯ.
 
  ОКОЛЬНИЧИЙ, придворный чин и должность в Русском государстве XIII н. XVIII вв. Первоначальными
 функциями окольничего было, видимо, устройство и обеспечение путешествий князя и участие в приеме и
 переговорах с иностранными послами. Впервые упомянут в 1284. В XIV XV вв. окольничий входил в состав
 думы вел. князей. В системе Русского централизованного государства окольничий был вторым по значению
 (после боярина) думным чином. Окольничие назначались руководителями приказов, полковыми воеводами,
 участвовали в организации придворных церемоний. Пожалование в окольничие в XVI XVII вв. часто являлось
 первой ступенью возвышения царских фаворитов. В XVII в. наряду со званием ближнего боярина возникло и
 звание ближнего (или комнатного ) окольничего.
 
  ОКТОИХ, или ОСМИГЛАСНИК, богослужебная книга, заключающая в себе песнопения (тропари, кондаки,
 каноны и проч.), разделенные на восемь напевов, или гласов . Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе
 песнопения на всю седмицу, так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. Разделение церковного
 пения на гласы совершено было знаменитым песнопевцем греческой Церкви св. Иоанном Дамаскиным (VIII в.).
 Ему приписывается и составление Октоиха. В составлении Октоиха также принимали участие св. Митрофан, еп.
 Смирнский, св. Иосиф Песнописец и другие.
 
  ОКТЯБРЬ (октоврий), десятый месяц в году, в древних месяцесловах и святцах именовался листопад , от
 осеннего опадения листьев. С XV в. в южнорусских месяцесловах используется также его название поздерник ,
 от паздерни, кострики, так как в этом месяце мяли лен, коноплю, замашки. Среди русских крестьян вплоть до н.
 XX в. бытовало название октября как грязник , свадебник , зазимье . В народе говорили: Пора справлять
 свадьбы. Срок всем наймам и сделкам. Октябрь ни колеса, ни полоза не любит. Мни и топчи льны с половины
 грязника .
  Основные народные приметы по дням этого месяца были таковы: 1. Покров Пресвятой Богородицы. Покров,
 натопи избу без дров! Покров не лето, Встретенье не зима. Первое зазимье. На Покров ветер с востока к холодной
 зиме. Покров землю покроет то листом, то снежком. Покров конец хороводам, начало посиделкам. Батюшка
 Покров, покрой землю и меня, молоду! Снег на Покров к счастью молодым. Не покрыл Покров, не покроет и
 Рождество. Спереди Покров, сзади Рождество. Захвати тепла до Покрова (вычини избу), а не захватишь до
 Покрова не будет такова. Успенье засевает, а Покров собирает (сбор последних плодов). Между Покрова и
 Родительской субботы зима не становится; 4. Мч. Иерофея. Ерофеев день. Полагают, что в этот день лешие дурят
 по лесам: бродят и кричат, хлопают в ладоши и хохочут, а к утру, после пения первых петухов, проваливаются
 сквозь землю. Поэтому люди в лес не ходят: леший бесится; 6. Ап. Фомы. Фома большая крома; 7. Мч. Сергия.
 С Сергия зима починается, с Матроны устанавливается; 9. Ап. Иакова Алфеева. Иаков, брат Божий, крупицу
 пошлет (град, крупу); 10. Мч. Евлампия. В этот день гадают по месяцу о погоде; 12. Праздник образу Пресвятой
 Богородицы Иерусалимской. В этот день гадают по звездам о погоде и урожае; 14. Прп. Параскевы. Прасковьи
 Трепальницы. Полагают, что с этого дня должно трепать лен. Прасковьи Льняницы. Прасковьи Грязнихи,
 Порошихи. На Грязниху грязь четыре смены до зимы. Прасковья пятница, Христовым страстям причастница;
 22. Праздник иконе Пресвятой Богородицы Казанской. Казанская. Коли на Казанскую дождь пойдет и все луночки
 нальет, то зиму скоро приведет. На Казанскую добрые люди вдаль не ездят. Кто на Казанской женится, счастлив
 будет; 26. Вмч. Димитрия Солунского. Дмитров день. Дмитров день перевоза не ждет. Коли Дмитров день будет
 по голу, то и Святая, а по снегу и Святая по снегу. Дмитрова суббота кутейникам работа; 28. Вмц.
 Параскевы, нареченной Пятницею. Прасковеи Пятницы, Прасковеи Льняницы (мнут лен и приносят первинку в
 церковь). На Прасковеи молятся о хороших женихах; 29. Прп. мц. Анастасии Римляныни и Авраамия Затворника.
 Настасьи Стригальницы. Овчарный праздник. Полагают, что с этого дня должно стричь овец. Авраамия Овчара,
 Настасьи Овечницы; 30. Сщмч. Зиновия. Юровая. Праздник рыбаков и охотников. Коли на Юровую волки стаями
 ходят, будет голод, мор либо война.
 
  ОКТЯБРЬСКОЕ. - См.: КОДСК.
 
  ОЛЕГ ВЕЩИЙ (ск. 912 или 922), великий русский князь. Большинство летописей называет его
 родственником Рюрика, Воскресенская и некоторые другие летописи племянником Рюрика, Иоакимовская

<< Пред.           стр. 143 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу