<< Пред.           стр. 151 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 западной стороны Москва-река внезапно прервала свое течение и, сделав крутой поворот в нескольких саженях от
 монастыря, пошла по направлению к с. Коломенскому. В 1908 был освящен храм в честь Иверской иконы
 Богоматери, поражавший своим величием и красотою.
  С.В. Булгаков
 
  ПЕРЕСВЕТ Александр (ск. 8.09.1380), герой Куликовской битвы. Пересвет был уроженцем города Любеча,
 брянским (дебрянским) боярином, а затем монахом-схимником Троице-Сергиева монастыря. До пострижения в
 иноки Пересвет был известен на Руси как великий ратник , богатырь крепкий , весьма смысленный к
 воинскому делу и наряду , умеющий уставлять полки .
  В 1380 Пересвет был послан игуменом Троицкого монастыря Сергием вместе с другим монахом Родионом
 Ослябей к московскому кн. Дмитрию Ивановичу, чтобы воодушевлять русских ратников. Перед началом
 Куликовской битвы Пересвет сразился на поединке с татарским богатырем Челибеем (по другой версии Темир-
 мурзой). Оба противника погибли в этом единоборстве. Пересвет был похоронен в московском Симоновом
 монастыре.
  О.М. Рапов
 
  ПЕРЕСВЕТОВ Иван Семенович (XVI в.), писатель, публицист, королевский дворянин Великого
 княжества Литовского. Служил литовским и молдавским государям; ок. 1539 выехал в Россию. В 1549 передал
 царю Ивану IV свои сочинения. В списках сохранились произведения Пересветова Сказание о книгах ,
  Сказание о Магмет-салтане , Сказание о царе Константине , Первое и второе предсказания философов и
 докторов , Малая и Большая челобитные и его переделка Повести о взятии Царьграда турками Нестора-
 Искандера. В них он развивал свою концепцию государственной власти: основа державы правда
 (справедливость), а коли правды нет, то и всего нет . Пересветов призывал царя опираться на воинников ,
 награждая их по заслугам, а не по знатности рода; перевести все должностные лица с кормлений на государево
 содержание, строго наблюдая за честным исполнением ими своих обязанностей и жестоко карая за воровство ;
 отказаться от закабаления и всяких форм полного порабощения (подневольные люди суть плохие воины). Видя
 истинный долг христианского государя в борьбе в неверными , писатель призывал Ивана IV к покорению
 Казани.
  Выступал за сильную самодержавную власть, создание постоянного войска. Защищал интересы неродовитого
 дворянства.
 
  ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ, город в Ярославской обл., центр Переславского р-на. Расположен в северо-
 восточной части Клинско-Дмитровской гряды, на юго-восточном берегу оз. Плещееве, при впадении в него р.
 Трубеж. Население 44,8 тыс. чел.
  Основан в 1152 кн. Юрием Долгоруким под названием Переяславль как укрепленный пункт на границе
 Ростово-Суздальского княжества. В 1175 1302 центр Переславского (Залесского) княжества, затем вошел в
 состав Московского княжества и стал одним из транзитно-торговых пунктов на дороге из Москвы в Архангельск.
 С сер. XIII в. до н. XV в. неоднократно разрушался монголо-татарами. С XV в. называется Переславль-Залесский.
 В XV XVI вв. вотчина московских князей. С сер. XVI в. город переживал расцвет благодаря значительным
 денежным пожертвованиям Ивана Грозного. В 1688 93 на Переславском озере (оз. Плещеево) Петром I,
 неоднократно посещавшим Переславль-Залесский, была построена учебная потешная флотилия. С сер. XVIII в.
 в Переславле-Залесском стали развиваться полотняные и бумажные мануфактуры.
  В центре города сохранились земляные валы древнего укрепления, в кольце которых находится Спасо-
 Преображенский собор (1152, достроен в 1157 60). Ансамбли Феодоровского (осн. в XV в.), Троицкого
 Данилова (осн. в 1508), Горицкого (осн. в XV в.), Никитского (XVI в.) монастырей.
 
  ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКИЙ (до 1943 - Переяслав, или Переяславль), город в Малороссии при
 впадении р. Альты в р. Трубеж (лев. приток Днепра). Переименован в честь Богдана Хмельницкого. Впервые
 упоминается в договоре Руси с Византией в 907 (на 3-м месте после Киева). Переяслав, являясь пограничным
 городом Киевского государства, был крупным экономическим, политическим и культурным центром, игравшим
 большую роль в борьбе против кочевников. Под 992 в летописи сообщается о постройке Переяславской крепости
 киевским кн. Владимиром Святым после победы над печенегами. Во 2-й пол. XI 1-й пол. XIII в. центр
 Переяславского княжества. В 1239 был разрушен монголо-татарами. Со 2-й пол. XVI в. один из центров
 казачества. 15 мая 1630 под Переяславом казацко-крестьянское войско под руководством гетмана Тараса
 Федоровича нанесло поражение польско-шляхетской армии Конецпольского. С лета 1648 центр
 Переяславского полка. В 1648 54 один из центров национально-освободительной борьбы против польских
 оккупантов под руководством Б. Хмельницкого. 8 (18) января 1654 здесь состоялась Переяславская рада 1654,
 принявшая решение о воссоединении Малороссии с Россией. В 1754 59 в Переяславе работал учителем
 философ и поэт Г.С. Сковорода. В XVIII XIX вв. крупный ремесленный и торговый центр. В 1845 и 1859
 город посетил Т.Г. Шевченко; здесь он написал знаменитый Заповiт . В 1949 при раскопках в Переяславском
 детинце открыта северная часть Михайловского собора (XI в.), который был богато украшен фресками и
 мозаикой. При раскопках в Переяславе-Хмельницком обнаружен центр ремесленного производства XII в.
 
  ПЕРЕЯСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКОЕ КНЯЖЕСТВО, княжество Руси XII XIII вв. с центром в г. Переяславле-
 Залесском (Суздальском). Занимало территорию вокруг Плещеева озера. Возникло в 1175 76. Первым князем
 Переяславль-Залесского княжества был Всеволод Большое Гнездо. В 1238 Переяславль-Залесское княжество
 подверглось татарскому разорению, но и потом оно продолжало играть важную роль в политической жизни
 Северо-восточной Руси, в системе земельных отношений вел. князей Владимирских, оставаясь обычно за старшим
 в роде. В 1262 в Переяславль-Залесском княжестве вспыхнуло народное восстание против татар. В 1263 94 им
 владел сын Александра Невского Дмитрий Александрович, который стал в 1276 вел. князем Владимирским, сделав
 Переяславль своим стольным городом. Это было время его наибольшего расцвета. В 1302, по завещанию
 умершего без прямых наследников кн. Ивана Дмитриевича, Переяславль-Залесское княжество перешло к его дяде,
 московскому князю Даниилу Александровичу.
 
  ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ РАДА, собрание представителей Малороссии, созванное гетманом Богданом
 Хмельницким 8 января 1654 в г. Переяславле (совр. Переяслав-Хмельницкий), которое приняло решение о
 воссоединении Малороссии и России. Этим великим актом Малороссийские земли возвращались в состав России,
 а русский народ обретал единство.
  Накануне собрания Б. Хмельницкий встретился с главой царского посольства боярином В.В. Бутурлиным;
 утром 8 (18) января он созвал старшинскую раду, единогласно высказавшуюся за воссоединение Малороссии с
 Россией. Около 2 часов дня была созвана открытая рада. Кроме представителей полков освобожденных от власти
 Польши земель, на ней присутствовали переяславские горожане и крестьяне окрестных сел. Выступивший с
 речью Хмельницкий напомнил о неисчислимых жертвах, понесенных малороссами в освободительной борьбе, и
 подчеркнул, что единственным средством закрепить завоевания народа является признание власти России.
 Предложение было встречено единодушным одобрением. После этого состоялась присяга на верность Царю
 старшины, затем казаков и мещан.
 
  ПЕРЕЯСЛАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, древнерусское княжество с центром в г. Переяславле (см.: Переяслав-
 Хмельницкий). Образовалось ок. сер. XI в., выделившись из Киевского княжества. Занимая территории по левым
 притокам Днепра Суле, Супою, Псёлу, Ворскле, Переяславское княжество граничило на западе с Киевским
 княжеством, на севере с Черниговским, на востоке и юге со степью. По своему положению Переяславское
 княжество являлось передовым бастионом Руси в обороне от кочевников, с которыми вели борьбу его князья
 Всеволод Ярославич (1055 73), Владимир Всеволодович Мономах и др. В сер. XII в., во время борьбы Юрия
 Долгорукого с Изяславом Мстиславичем за Киев, Переяславское княжество переходило из рук в руки, пока не
 осталось за потомками Юрия. В 1239 было разорено полчищами Батыя и перестало существовать.
 
  ПЕРИОДИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ ЛУЧЕВЫХ СКОРОСТЕЙ ЦЕФЕИД, выдающееся открытие в
 астрономии (1896), сделанное русским ученым А.А. Белопольским.
 
  ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ, великое открытие русского ученого Д. И.
 Менделеева 17 февраля (1 марта) 1869.
 
  ПЕРМЬ, центр Пермской обл. Расположен в Среднем Предуралье, на р. Каме (порт), ниже впадения в нее р.
 Чусовой. Население 1028 тыс. чел.
  На месте современной Перми в н. XVII в. существовала деревня Егошиха, где в 1723 был построен
 медеплавильный завод с поселком. В 1781 на месте Егошихинского поселка заложен новый город, названный
 Пермь, центр Пермского наместничества; с 1796 губ. центр. В 1781-98 и 1807-31 здесь находилось главное
 Горное управление Уральских заводов. В н. XIX в. Пермь крупнейший в Прикамье речной порт. В 1846
 установлено регулярное судоходство по Каме; в 1863 через Пермь проложен Сибирский тракт, в 1878 построена
 Уральская железная дорога. Пермь была местом политической ссылки (в 1812 14 сюда был сослан М.М.
 Сперанский, в 1835 - А.И. Герцен, в 1880-81 - В.Г. Короленко). В 1863 у пос. Мотовилиха, близ
 Мотовилихинского медеплавильного завода (осн. в 1738 к северу от Перми), вырос Мотовилихинский пушечный
 завод, ставший позднее одним из крупнейших металлообрабатывающих предприятий Урала (позднее пос.
 Мотовилиха слился с Пермью). Дореволюционная Пермь была административным, торгово-складским и
 транзитно-транспортным, а также культурным центром Урала.
 
  ПЕРОВ Василий Григорьевич (21.12.1833-29.05.1882), живописец, один из организаторов творческого
 объединения Товарищества передвижников. Учился в Арзамасской школе живописи (1846 49), в Московском
 училище живописи, ваяния и зодчества (1853 61), пансионер (стипендиат) Петербургской Академии художеств
 (1862 69), в 1864 69 находился в творческой командировке от Академии художеств в Париже.
  В н. 1860-х Перов создал ряд обличительных (гл. обр. нравов русского духовенства) картин: Проповедь на
 селе , Сельский крестный ход на Пасху (1861), Чаепитие в Мытищах (1862) и др. Во 2-й пол. 1860-х
 обратился к сюжетам из народного быта; от обличительного тона перешел к эмоциональной лирике: его картины
  Проводы покойника (1865), Тройка (1866), Последний кабак у заставы (1868) выражают сострадание к
 простым людям.
  Для творчества Перова 1870-х характерны жанровые описания отрадных и даже анекдотичных сцен из
 народной жизни: таковы его картины Птицелов (1870), Рыболов (1871), Охотники на привале (1871). Писал
 Перов и портреты (А. Н. Островского, В. И. Даля, Ф. М. Достоевского), картины на исторические сюжеты ( Суд
 Пугачева , 1875). В 1871 82 Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества. Его
 учениками были известные русские художники К. А. Коровин, Н. А. Касаткин, А. П. Рябушкин, М. В. Нестеров.
  В.А. Федоров
 
  ПЕРТОМИНСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь, Архангельская еп., в
 Архангельском у., на мысе Белого моря, под названием Красный Рог , на восточном берегу Унской губы.
 Основан в 1599 на месте погребения утонувших в бурю (1561) соловецких иноков свв. Вассиана и Ионы. Мощи их
 покоились в серебряной раке в приделе их имени, в храме Успения Богоматери. В 1764 монастырь был упразднен;
 в 1778 восстановлен. Монастырь посетил Петр Великий, где в храме Преображения 5 июня 1694 принес
 благодарственное моление за чудесное избавление его от сильной бури в Белом море. При монастыре была
 спасательная станция, находившаяся на западном Яренгском Рогу.
  С.В. Булгаков
 
  ПЕРУН, в древнерусской языческой мифологии высший бог, повелитель грозы и небесных стихий. Особо
 почитался в княжеской среде. Идолы Перуна были в Киеве и Новгороде, поклонение этому божеству
 осуществляли возле древних дубов и в дубовых рощах. По древнерусским источникам, Перун имел множество
 ипостасей Перунъ есть многъ (Перунов много), и, по-видимому, в разных местах поклонялись разным
 воплощениям этого божества.
  Идол Перуна в Киеве был сделан из разных материалов: стан вырезан из дерева; голова вылита из серебра; уши
 и усы изваяны из золота; ноги выкованы из железа; в руке было закреплено нечто, напоминающее молнию,
 составленное из драгоценных камней. В 988 этого идола привязали к лошадям и таким образом тащили по городу
 до реки. По всему пути двенадцать крепких молодых мужиков били его палками, а затем бросили в реку. В
 Новгороде Перуна сбросили с моста.
  О. П.
 
  ПЕРЫНСКИЙ скит, Новгородская еп., близ Новгорода, при истоке Волхова из оз. Ильмень; здесь находится
 церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная, по преданию, первым Новгородским еп.
 Иоакимом в 995 на месте, где стоял славянский идол Перун. Перынский монастырь, упоминаемый в 1386, был в
 1764 упразднен, а в 1828 восстановлен и приписан к Юрьеву монастырю. Существующий храм во имя Рождества
 Богородицы построен в к. XII н. XIII в. Ежегодно 8 сентября совершался в скит из Юрьева монастыря крестный
 ход; только в этот день, т. е. один раз в год, в скит допускались и женщины.
  С.В. Булгаков
 
  ПЕРЫНЬ, холм в шести км от Новгорода, у истоков р. Волхова из оз. Ильмень, где в X в. находилось
 славянское языческое капище Перуна. Раскопками обнаружено святилище в виде правильного круга (диаметром
 21 м), в центре которого стоял деревянный идол Перуна (сохранилось основание столба диаметром 65 см). По
 периметру круга шел кольцеообразный ров с дугообразными выступами, служившими местом кострищ. В одном
 из них, по-видимому, поддерживался вечный огонь. В плане святилище имело форму восьмилепесткового цветка.
 Рядом была открыта ритуальная площадка, ограниченная рвом. Раскопки подтвердили свидетельства
 Новгородской летописи, согласно которым в 988, при введении христианства, статуя Перуна была срублена и
 сброшена в Волхов. Одновременно были перекопаны кострища и засыпан ров. Позднее здесь возник Перынский
 скит.
 
  ПЕСТРАВКА, село в Самарской обл., центр Пестравского р-на. Расположено на р. Б. Иргиз (приток Волги).
 Население около 6,5 тыс. чел.
  Основано в н. XVII в. как небольшое поселение торговых людей и возчиков соли. В 1653 54 здесь осели
 крестьяне из Левобережной Украины и назвали населенный пункт селом Пёстрая Травка из-за богатого
 разнотравья.
 
  ПЕСТРЕЦЫ, село в Татарии, центр Пестречинского р-на. Расположено на р. Меше. Население 6,1 тыс. чел.
  Основано в к. XVI в. (после взятия Казани войсками Ивана Грозного).
 
  ПЕСТЯКИ, поселок городского типа в Ивановской обл., центр Пестяковского р-на. Расположен на р.
 Пурешок. Население 4,9 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1583 как владения бояр Пожарских-Стародубских, затем князей Хованских,
 построивших суконную фабрику (н. XVIII в.).
 
  ПЕТЛИН Иван, томский казак, глава первой русской экспедиции, достигшей Китая. Петлин и его спутники
 выехали 9 мая 1618 из Томска. Проследовав через Западную и Южную Монголию, в августе 1618 добрались до
 границ Китайской империи. Петлин вручил китайскому императору грамоту, предлагавшую установить торговые
 отношения с Китаем, после чего благополучно вернулся в Россию.
 
  ПЕТР (в миру Петр Федорович Полянский) (28.06.1862-10.10.1937), местоблюститель патриаршего
 Престола, митрополит Крутицкий, священномученик. В 1920 св. патр. Тихон предложил сщмч. Петру принять
 монашество, священство, епископство и стать его помощником по управлению Православной Церковью. Сразу же
 после рукоположения митр. Петр был арестован и сослан; он провел в ссылках 11 лет. В июле 1937 был
 разработан оперативный приказ о расстреле в течение четырех месяцев всех находящихся в тюрьмах и лагерях
 исповедников. Сщмч. Петр был расстрелян в Верхнеуральской тюрьме 10 октября 1937.
  Память сщмч. Петра отмечается 27 сентября/10 октября.
 
  ПЕТР и ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ, супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью
 отразившие ее духовные ценности и идеалы.
  История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков
 существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем
 подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края.
 Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это
 были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них
 супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.
  Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм),
 талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он
 создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным
 в Боге.
  Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда
  по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо
 всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель
 супостату суждена от Петрова плеча и Агрикова меча . Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить
 насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и,
 выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя
 покрылось струпьями и язвами.
  Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался
 Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на
 поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь
 древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: Приведи
 князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!
  Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И
 обещал тому, если вылечит, большую награду. Я хочу его вылечить, без обиняков ответила Феврония,
 но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне
 лечить его . Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на
 подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать
 все струпы, кроме одного.
  Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и
 Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и
 Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти,
 подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске
 же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21).
 Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как
 свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй
 раз он сдержал свое слово. И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем
 не преступая Божии заповеди .
  После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские
 жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей
 недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд,
 предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала.
 Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю.
 Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и
 богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.
  Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией,
 засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: Почерпни воду с одной и
 другой стороны лодки, попросила княгиня. Одинакова вода или одна слаще другой Одинакова ,
 отвечал тот. Так и естество женское одинаково, молвила Феврония. Почему же ты, позабыв свою жену, о
 чужой помышляешь Обличенный смутился и покаялся в душе.
  Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. Что теперь с нами будет с грустью
 размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: Не скорби, княже, милостивый Бог,
 Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде! В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить
 котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами:
  Да будут они утром большими деревьями . Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя
 их судьбу. Ведь коли для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет (Иов. 14: 7), то
 человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.
  Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре
 поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со
 смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда
 пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в
 одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой
 посередине.
  Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу
 монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они
 чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви
 Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
  Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.
 
  ПЕТР АФОНСКИЙ, преподобный, празднуется 12/25 июня. Этот святой был известен у русских людей под
 именем Петра Поворота, Солнцеповорота. Название это дано Петру Афонскому оттого, что теперь, по народному
 замечанию, солнце укорачивает свой ход, а месяц идет на прибыль , или, что то же, солнце поворачивает на
 зиму, а лето на жары.
 
  ПЕТР МОГИЛА (Петр Симеонович) (31.12.1596-1.01.1647), киевский митрополит, родом из Валахии, где его
 отец был господарем. Петр Могила учился в православном Львовском братском училище, после этого за границей
 во многих университетах. Сперва он поступил на военную службу, участвовал даже в Хотинской битве, но под
 влиянием Киевского митрополита Иова Борецкого вступил в духовенство и в 1627 был избран Киево-Печерским
 архимандритом. В это время Петр руководил осуждением Апологии Мелетия Смотрицкого и открыто
 противостоял киевскиму митр. Исайе Копинскому. В 1631 Петр устроил при Киево-Печерской лавре высшее
 училище для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках , которое
 впоследствии соединено было им с братской школой. В 1632 при избрании польским королем Владислава IV
 Петр, присутствуя в Варшаве представителем киевлян, выхлопотал легальное существование для православной
 церкви, наряду с униатской. Следствием этого разрешения явилось отрешение многих прежде избранных
 епископов, в т. ч. и киевского Исайи Копинского, вместо которого выбран Петр Могила. Из Варшавы Могила
 отправился в Киев и при помощи лаврской братии и братской школы занялся отобранием от униатов церквей и
 монастырей, в том числе Софийского собора и Выдубицкого монастыря, восстановлением церкви св. Владимира
 Спаса-на-Берестове, устройством церкви Трех Святителей, а в 1635 очистил от развалин остатки Десятинной
 церкви. Особенное внимание уделял Петр Могила киево-братской школе, называемой Могилянской.
  Основные сочинения: Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни
 константинопольского патриарха Каллиста (1616); Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в
 душевную пользу студиев (1636); Евхологион, альбо молитвослов (1646); Собрание короткой науки об
 артикулах веры православных кафологических христиан (1645); Рассказы о чудесах Печерских .
 
  ПЕТР МОСКОВСКИЙ и всея России, митрополит (ск. 21.12.1326), родился на Волыни, двенадцатилетним
 отроком удалился в близлежащий монастырь, где ревностно изучал Священное Писание и творения Св. Отцов.
 Любимым занятием Петра было писание икон (две его иконы Петровская и Успенская находятся в
 Успенском соборе Московского Кремля). Со временем свт. Петр был посвящен в иеромонахи и после многолетних
 подвигов основал на р. Рате Спасский монастырь, игуменствуя в котором прославился своей подвижнической
 жизнью. В 1308 он стал митрополитом Киевским и всея Руси, а через год ему, как и его предшественнику митр.
 Максиму, пришлось переселиться из разоренного татарами Киева во Владимир. Много потрудился свт. Петр для

<< Пред.           стр. 151 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу