<< Пред. стр. 161 (из 245) След. >>
самоуправлении.ПОЧИНКИ, село в Нижегородской обл., центр Починковского р-на. Расположено на р. Рудне (бассейн Суры).
Население около 10 тыс. чел.
Известно с 1647. В 1779 село преобразовано в уездный город Нижегородского наместничества, в 1798 оставлен
за штатом.
ПОШЕХОНЬЕ, город в Ярославской обл., центр Пошехонского р-на. Расположен на Молого-Шекснинской
низине, на правом берегу р. Согожа, при впадении в Рыбинское водохранилище. Население 7,7 тыс. чел.
В XVII в. на месте современного города, в местности, называемой Пошехонь (от Шехонь, Шехона древнего
названия р. Шексны), находилось монастырское село Пертома. Город Пошехонье с 1777.
ПОЯРКОВ Василий Данилович (ск. во 2-й пол. XVII в.), выдающийся русский землепроходец. Происходил
из служилых людей г. Кашина.
В к. 1630-х Поярков оказался в Сибири. В 1643 его отряд, состоявший из служилых людей и казаков
численностью до 130 человек, был направлен якутским воеводой в Даурию, чтобы обложить данью жившее там
население. Поярков прошел по р. Алдану и его притоку Учуру, пересек Яблоновый хребет, вошел в р. Зею, а из
нее в Амур. По Амуру Поярков спустился в Ламское (Охотское) море, морским путем достиг устья р. Ульи и в
1646, преодолев Становой хребет, возвратился в Якутск. Поярков составил описание мест, по которым проходила
его экспедиция. Скаска Пояркова содержала в себе важнейшие сведения о природных условиях Приамурья, о
быте проживавших там народов и их отношениях с маньчжурами.
В честь Пояркова впоследствии был назван один из районных центров Амурской области.
О. М. Рапов
ПОЯС. - См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.
ПРАВДА, истина на деле, истина во образе, во благе; правосудие, справедливость. Одно из высших понятий
Святой Руси. Не в силе Бог, а в правде , говорил русский человек, подразумевая под ней меру добра и
совести, абсолютную истину души.
Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит . Всякая неправда грех . Делай не ложью
все выйдет по Божью . И Мамай правды не съел . Бог тому дает, кто правдой живет . Кто правды ищет,
того Бог сыщет . Живи не ложью будет по Божью . Кто неправдой живет, того Бог убьет . Оправь Бог
правого, выдай виноватого! За правого Бог и добрые люди . Бог на правду призрит .
В неправде Бог карает . В правде Бог помогает, а в неправде запинает (карает) . В Боге нет неправды .
Вся неправда от лукавого . Нечего Бога гневить, надо правду говорить .
Бог правду видит . Правда живет у Бога, а кривда на земле .
Правда груба, да Богу люба . Правда гневна, да Богу мила .
Правда и добро связаны между собой. В ком правды нет, в том добра мало , или другая пословица: В ком
добра нет, в том и правды мало .
Лжей много, а правда одна . Ложью как хошь верти, а правде путь один . Правда глаза колет . Правда
уши дерет . Правда рогатиной торчит .
Правда на огне не горит, на воде не тонет . Правда тяжелее золота, а на воде всплывает .
Правда сама себя очистит . Правда сама себя хвалит и величает . Придет пора, что правда скажется .
Правды некуда девать . Правота что лихота: всегда наружу выйдет .
Правда шутки не любит . С правдой не шути! С правдой шутить что с огнем .
Не ищи правды в других, коль ее в тебе нет .
Правда светлее солнца . Правда чище ясного солнца . Правда дороже золота . Правда свет разума .
Свет плоти солнце, свет духа истина . Истина от земли, а правда с небеси .
От правды некуда деваться . Без правды не житье, а вытье . Без правды житье вставши да за вытье .
Без правды не живут люди, а только маются . Без правды жить с бела света бежать . Без правды веку не
изживешь .
Дело знай, а правду помни! Дело делай, а правды не забывай!
Доброе дело правду говорить смело . Правда суда не боится . Правда бессудна. На правду нет суда .
Правда из воды, из огня спасает .
Правды не переспоришь . Правда есть, так правда и будет . Как ни хитри, а правды не перехитришь .
Правда прямо идет, с нею не разминешься, не обойти ее, не объехать .
Правда, что шило в мешке не утаишь . Все минется, одна правда останется .
Жизнь прожить следует только по-доброму, по правде, достойно. Народная мудрость проводит эту мысль
постоянно. А.Н. Афанасьев в предисловии ко 2-му изд. Народных русских сказок (1873) отмечает: ...всегда
сказка, как создание целого народа, не терпит ни малейшего намеренного уклонения от добра и правды. Она
требует наказания всякой неправды и представляет добро торжествующим над злобою, например, сказка о правде
и кривде задает практический вопрос: как лучше жить правдою или кривдою Выведены два лица, из которых
каждый держится противоположного мнения:
Правдивый и криводушный. Правдивый терпелив, любит труд, без ропота подвергается несчастию, которое
обрушилось на него по злобе криводушного, а впоследствии, когда выпадают на его долю и почести, и богатство,
он забывает обиду, какую причинил ему криводушный, вспоминает, что некогда они были товарищами, и готов
помочь ему. Но чувство нравственное требует для своего успокоения полного торжества правды и
криводушный погибает жертвою собственных расчетов .
Основная болезнь народная, писал в свое время Ф.М. Достоевский, жажда правды, но неутоленная . С
к. XVII в. на глазах у простого русского человека рушили его основы, глумились над его святынями. Он видел
непонимание и враждебность к нему со стороны господ и так называемой интеллигенции. Русский человек
понимал, что по отношению к нему творится несправедливость, неправда, но в душе остро верил в торжество
справедливости и правды.
Правда воздух, без которого нельзя дышать (И.С. Тургенев). Никакой туман не устоит против лучей правды
(Ф.М. Достоевский). Правда, хотя бы и жестоко выраженная, не должна быть страшна никому (Н.И. Пирогов).
Только правда, как бы она ни была тяжела, легка (А.А. Блок).
Правда это победа совести в человеке, общая совесть людей. Не всякая сила стоит за правду, но всякая
правда заявляет о себе силой. Правда приближается к человеку в чувстве силы и является в момент решения
бороться: бороться за правду, стоять за правду, но всегда правда о себе докладывает силой. Правда требует
стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться
истину надо искать (М.М. Пришвин).
О.Платонов
ПРАВДА , политический, литературный и общественный журнал-газета патриотического направления.
Выходил в Петербурге в 1888 94. Издатель-редактор М.О. Коялович, позднее П.Н. Подлигайлов. Журнал
стоял на православно-монархических позициях, провозглашая себя органом исключительно политическим,
истинно русского направления .
ПРАВДА И КРИВДА, в понятиях Св. Руси встречающееся в сказках, преданиях и духовных стихах
выражение главного духовного противоречия, столкновение противоположных начал Божественного и
сатанинского, доброго и злого, света и тьмы, доли и недоли.
ПРАВО, совокупность законов, правил и норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в
обществе. В понятиях Святой Руси право, закон должны носить прежде всего нравственный, а не формальный
характер, соответствовать правде и справедливости. Нравственный закон считался выше закона писаного,
формального. Но и формальный закон зачастую отождествлялся со словом правда , стремясь, по-видимому,
подчеркнуть, что идеалом исполнения закона является правда. Слово правда вошло в название первого русского
сборника законов Русская Правда.
Как справедливо отмечал И.Л. Солоневич, русский склад мышления ставит человека, человечность, душу выше
закона и закону отводит только то место, какое ему и надлежит занимать: место правил уличного движения. Когда
закон вступает в противоречие с человечностью русское сознание отказывает ему в повиновении.
В народном сознании понятие закон противопоставляется понятиям правда и справедливость , причем в
таком же духе, как в Слове о Законе и Благодати митр. Илариона. Формальному закону противостоит жизнь по
душе, по правде.
Хотя бы все законы пропали, только бы люди правдой жили , говорит народная пословица. Все бы
законы потонули да и судей бы перетопили .
Правда это нравственные принципы, по которым живет народ, закон это нечто навязанное ему со
стороны и не всегда справедливое для него. Закон, сочиненный правящим классом для простых людей,
средство их утеснения. Он провоцирует грех, обиду и преступления.
Народные пословицы так и говорят: Не будь закона, не стало б и греха . Где закон, там и обида . Где закон,
там и преступление . Закон, что дышло, куда пошел, туда и вышло , или: Закон дышло, куда захочешь, туда
и воротишь , Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет .
Впрочем, русские люди понимали, что законы нужны и полезны, но не уважали их потому, что они служили
средством их утеснения.
Законы святы, да законники супостаты . Не бойся закона бойся судьи . Законы миротворцы, да
законники крючкотворцы . В общем Кто законы пишет, тот их и ломает . Что мне законы, были бы судьи
знакомы .
Многие русские отношения регулировались не правом, а совестью и обычаем (прежде всего жизнь
крестьянской общины). Русское правосознание было ориентировано на жизнь по совести, а не по формальным
правилам. Никогда русский человек не верил и не будет верить в возможности устроения жизни на юридических
началах (Л.А. Тихомиров). Этим он отличался от западного человека. Европейское правосознание формально,
черство и уравнительно; русское бесформенно, добродушно и справедливо , писал И.А. Ильин. Для
западного обывателя любой преступник злодей, а для русского человека жертва обстоятельств.
Наказанный по суду преступник в народном сознании несчастный, ему сочувствуют, ему нужно помогать
милостью.
Несчастному милость творить с Господом Богом говорить . Милость подпора правосудию . Милость
и на суде хвалится .
Правосознание совести вовсе не означало анархии в народной жизни. В России сложились достаточно жесткие
и строгие нормы поведения в среде коренных русских людей, прежде всего крестьян, которые регулировались не
юридическими установлениями, а силой общественного мнения. Пренебрежение законом в XVIII XIX вв.,
неверие в него среди простых людей объяснялись тем, что они чувствовали в нем навязанную извне силу,
противоречащую традиции и обычаю.
О.Платонов
ПРАВОСЛАВИЕ, христианское вероучение, сохранившее в неизменной чистоте заветы Христа и апостолов в
том виде, в каком они изложены в Священном Писании, Священном Предании и в древних символах Вселенской
Церкви. С момента отпадения западной церкви от Православия главным его хранителем становится Россия,
Русская Православная Церковь (см.: Святая Русь).
В отличие от католицизма, омертвившего христианство и превратившего его в декоративную ширму для греха
и порока, Православие вплоть до нашего времени остается живой верой, открытой каждой душе. Православие
представляет своим членам широкий простор для ученого богословствования, но в своем символическом учении
оно дает богослову точку опоры и масштаб, с которыми и нужно сообразовать, во избежание противоречия с
догматами или с верою Церкви , всякое религиозное рассуждение. Так, Православие в отличие от
католичества, разрешает читать Библию, чтобы из нее извлечь более подробные сведения о вере и церкви; однако,
в противоположность протестантству, оно считает необходимым руководствоваться при этом истолковательными
творениями Свв. Отцов Церкви, отнюдь не оставляя понимания слова Божия на личное разумение самого
христианина. Православие не возводит учения человеческого, которого нет в Свящ. Писании и Св. Предании, на
степень богооткровенного, как это делается в католичестве; Православие не выводит новых догматов из прежнего
учения церкви через умозаключение, не разделяет католического учения о вышечеловеческом достоинстве
личности Богоматери (католическое учение о Ее непорочном зачатии ), не приписывает святым сверхдолжных
заслуг, тем более не усвояет божеской непогрешимости человеку, хотя бы то был сам римский первосвященник;
непогрешимой признается Церковь в ее полном составе, поскольку она выражает свое учение посредством
Вселенских соборов. Православие не признает чистилища, уча, что удовлетворение за грехи людей правде Божией
принесено уже однажды навсегда страданиями и смертью Сына Божия; принимая 7 Таинств, Православие видит в
них не знаки только благодати, а самую благодать; в Таинстве Евхаристии видит истинное Тело и истинную
Кровь Христовы, в которые преосуществляются хлеб и вино. Православные молятся святым почившим, веруя в
силу их молитв пред Богом; почитают нетленные останки святых и мощи. Вопреки реформаторам, по учению
Православия, благодать Божия действует в человеке не неодолимо, а согласно с его свободной волей; наши
собственные дела вменяются нам в заслугу, хотя и не сами по себе, а в силу усвоения верным заслуг Спасителя.
Не одобряя католического учения о церковной власти, Православие признает, однако, церковную иерархию с ее
благодатными дарованиями и допускает к участию в делах церкви и мирян. Нравоучение Православия не дает
послабления греху и страстям, как католицизм (в индульгенциях); оно отвергает протестантское учение об
оправдании одною верою, требуя от каждого христианина выражения веры в добрых делах. В отношении к
государству Православие не желает ни властвовать над ним, как католичество, ни подчиняться ему в своих
внутренних делах, как протестантство: оно стремится сохранить полную свободу деятельности, не вмешиваясь в
самостоятельность государства в сфере его власти.
ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ - руководящие начала русской монархии.
Впервые сформулированы Николаем I в указаниях, данных министру просвещения графу С. С. Уварову (1786-
1855).
Во всеподданнейшем отчете за 1837 граф, в частности, докладывал Николаю I: В заключение этого быстрого
обзора я приемлю смелость прибавить, что не в одном стройном развитии умственных сил, не в одном
неожиданном умножении статистических чисел, даже не в возбуждении общего стремления умов к цели,
правительством указанной, может найти свое ближайшее начало удовлетворительное чувство, с коим эта картина
успехов будет уповательно принята благомыслящими. Другие виды, высшая цель представлялись совокупно
министерству, обновленному в своих основаниях, возвышенному непрестанным участием Вашего
Императорского Величества. При оживлении всех умственных сил охранять их течение в границах безопасного
благоустройства, внушить юношеству, что на всех степенях общественной жизни умственное совершенствование
без совершенствования нравственного мечта, и мечта пагубная; изгладить противоборство так называемого
европейского образования с потребностями нашими; исцелить новейшее поколение от слепого и необдуманного
пристрастия к поверхностному и иноземному, распространяя в юных умах равнодушное уважение к
отечественному и полное убеждение, что только приноровление общего, всемирного просвещения к нашему
народному духу может принести истинные плоды всем и каждому; потом обнять верным взглядом огромное
поприще, открытое пред любезным Отечеством, оценить с точностью все противоположные элементы нашего
гражданского образования, все исторические данные, которые стекаются в обширный состав Империи, обратить
сии развивающие элементы и пробужденные силы, по мере возможности, к одному знаменателю; наконец, искать
этого знаменателя в тройственном понятии Православия, Самодержавия и Народности вот в немногих чертах
направление, данное Вашим Величеством министерству народного просвещения с того времени, когда Вам,
Всемилостивейший Государь, благоугодно было возложить на меня трудное, но вместе с тем важное и лестное
поручение быть при этом преобразовании орудием высоких видов Ваших .
Очевидно, что тройственное понятие Православие, Самодержавие и Народность было указано и
сформулировано именно в этих словах Николаем I, когда он назначил графа министром народного просвещения.
Тройственное начало в 1837 не представляло ничего нового. Оно было сжатым выражением той мысли,
которой был проникнут знаменитый приказ Петра I, отданный накануне Полтавской битвы. Наши предки
издревле, идя на войну, сражались за Веру, Царя и Отечество.
Посылая в атаку конную гвардию при усмирении мятежа 14 декабря, Император скомандовал: За Бога и Царя
марш, марш!
Православие, Самодержавие и Народность означают то же самое, что и два русских девиза, или клича: За
Веру, Царя и Отечество и Русский Бог, русский Царь и русский Народ .
Н. Черняев
ПРАВОСЛАВНАЯ РУСЬ , православный журнал Русской Зарубежной Церкви. Выходит с 1928, сначала в
словацком Ладомирове, на Пряшевской Руси, а с 1947 в Джорданвилле (США). Стоит на православно-
монархических позициях, против иудейской и масонской идеологии.
ПРЕДАТЕЛЬСТВО, измена, вероломство, крамола, лукавство и облыжность, душепродавство (В.И. Даль). В
понятиях Святой Руси страшнейшее деяние. Предательство не прощается. Совершивший его достоин смерти.
Предательство состоит в том, что человек внутренне (в своих сокровенных помыслах, чувствах, решениях) или
внешне (на словах или на деле) изменяет своему духовному принципу, не имея для того предметных оснований
(И.А. Ильин). Причин предательства существует много, но главная из них пристрастие к деньгам, вещам и
комфорту. Как писал русский мыслитель кн. Е.Н. Трубецкой; Комфорт родит предателей. Продажа собственной
души и родины за тридцать сребреников, явные сделки с сатаной из-за выгод вот куда, в конце концов, ведет
мещанский идеал сытого довольства .
О.Платонов
ПРЕДВЕЧНЫЙ (слав.), Бог, существующий вне времени и Творец времени.
ПРЕДВОЗВЕСТИТЕЛЬНИЦА, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Афоне, в
Костоманитской обители. Икона сия прославилась следующим образом. Однажды экклезиарх этой обители
Агафон впал в глубокую скорбь по случаю происшедшей скудости в обители. Долго молился он пред иконою
Божией Матери и после того заснул. В тонком сне он услышал от иконы голос, который повелевал ему не
сокрушаться о скудости, потому что в обители есть все необходимое. Агафон, воспрянув от сна, объявил о своем
видении настоятелю и братии. Все пошли смотреть кладовые и нашли там всего много.
Празднуется 1/14 августа.
Прот. И. Бухарев
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, неизбежность событий в рамках свободной воли человека. Бог предопределил к славе
тех, которых избрал от вечности; а которых отвергнул, тех предал осуждению, не потому, впрочем, чтобы Он
восхотел таким образом одних оправдать, а других оставить и осудить без причины, но потому, что предвидел,
что одни хорошо будут пользоваться своею свободной волею, а другие плохо, то посему одних предопределил к
славе, а других осудил.
ПРЕЖДЕ РОЖДЕСТВА И ПО РОЖДЕСТВЕ ДЕВА , чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Находилась в Николо-Мефодиевом Пешношском монастыре Дмитровского у. Московской еп. с 1792. Празднуется
17/30 октября.
ПРЕЛЕСТНОЕ ПИСЬМО ( прелестная грамота ), название письма или листовки. Имело целью
обмануть, сбить с толку, обольстить человека на дурные поступки (выступление против власти, против церкви и т.
п.). Бунтовщики С. Разин, Е. Пугачев и им подобные рассылали прелестные письма , призывая присоединиться к
бунту и выводить изменников и мирских кровопивцев бояр, дворян, воевод и приказных людей.
ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ, праздник Православной Церкви в воспоминание великого события в жизни
Иисуса Христа, когда Он, совершив половину Своего земного служения и доказав достаточно Свою
Божественность дивным учением и чудесами, решил еще особым необычайным способом показать ученикам
славу Своего Божества.
Богослужение в этот праздник имеет ту особенность, что, по окончании литургии, благословляются и
освящаются принесенные верующими в храм виноград и древесные плоды яблоки, груши, сливы и проч.
Праздник Преображения избран для благословения плодов потому, что в Иерусалиме (откуда заимствован наш
Устав) к этому времени созревает виноград, который, собственно, и положено освящать в этот день. Церковь,
благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все от человека до
растения должно быть посвящено Богу как Его творение.
Празднуется 6/19 августа.
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ ПРИКАЗ, центральное государственное учреждение России к. XVII н. XVIII вв.
Создан Петром I в 1686 в подмосковном с. Преображенском для управления Преображенским и Семеновским
полками; использовался царем в борьбе за власть против царевны Софьи. С 1695 стал называться
Преображенским приказом; ведал охраной порядка в Москве, расследовал особо важные судебные дела и др. С
1697 получил исключительное право следствия и суда по политическим преступлениям. Находился в
непосредственном ведении царя. Известным ограничением функций Преображенского приказа было учреждение
Тайной канцелярии (1718 26), которая рассматривала дела чрезвычайной важности (дело царевича Алексея и
др.). Упразднен в апреле 1729. Начальники (судьи) Преображенского приказа: кн. Ф.Ю. Ромодановский (1686
1717), кн. И.Ф. Ромодановский (1718-29).
ПРЕОБРАЖЕНСКОЕ, дворцовое село XVII-XVIII вв. на северо-востоке Москвы на р. Яузе. В сер. XVII в.
при царе Алексее Михайловиче летняя резиденция царской семьи (с дворцом и театром). В 1675 89 место
пребывания Петра I. В Преображенском Петр I сформировал потешный Преображенский полк (позже
гвардейский), проводил военные маневры, учредил приказную избу (с 1695 Преображенский приказ). После
отстранения в 1689 Софьи от власти Петр I покинул Преображенское, которое осталось местом пребывания ряда
дворцовых и правительственных учреждений. С 1730-х Преображенское центр московского раскольничества
(см.: Раскол), а с 1771 федосеевской секты старообрядцев.
ПРЕПОДОБНЫЕ ОТЦЫ МОСКОВСКИЕ, иноки Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Обитель эту
основал свт. Московский Алексий в 1360 в память о своем спасении в бурю на море, по пути из
Константинополя на Русь. Это произошло в день Нерукотворного Спаса, почему первая часть названия монастыря
была Спасской. Андрониковым он стал называться по имени его первого игумена прп. Андроника, одного из
любимейших учеников прп. Сергия Радонежского. К преемнику преподобного по игуменству в обители прп.
Савве стали приходить для совета князья. При третьем игумене прп. Александре в монастыре был
возведен великолепный белокаменный собор, красующийся и в наши дни. Над иконами и фресками трудились
Даниил Черный и прославленный иконописец того времени Андрей Рублев.
Память прпп. отцам Московским: Андронику, Савве, Александру, Даниилу и Андрею отмечается 13/26
июня.
ПРЕПОДОБНЫЙ, наименование канонизированного угодника Божия из монашествующих, высокими
нравственными достоинствами, подвигами и святостью жизни уподобившегося Христу.
ПРЕСТОЛ. См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
ПРЕСТОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК. См.: ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК.
ПРЕЧИСТОЕ, поселок городского типа в Ярославской обл., центр Первомайского р-на. Расположен на р. Уче
(басс. Волги). Население 5,3 тыс. чел. Основан в XVII в.
ПРЖЕВАЛЬСК (до 1889 и в 1921-39 Каракол), русский город в Иссык-Кульской обл. на р. Каракол (у
выхода ее из ущелья). Основан в 1869 как русский военно-административный центр. В 1889 переименован в честь
русского путешественника, исследователя Центральной Азии Н. М. Пржевальского, умершего в Караколе в 1888.
Музей Пржевальского.
ПРЖЕВАЛЬСКИЙ Николай Михайлович (31.03.1839-20.10.1888), географ, путешественник, исследователь
Центральной Азии, почетный член Петербургской АН (с 1878), генерал-майор (с 1886). Происходил из
смоленских дворян. Учился в смоленской гимназии (1849 56). В 1856 поступил вольноопределяющимся в