<< Пред.           стр. 169 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

  Осенью 1856 С.А. Рачинский получил кафедру ботаники при Московском университете, сделался
 неофициальным редактором Русского Вестника . За десять лет пребывания его в Москве очень сблизился со
 славянофилами.
  Выйдя в отставку, с 1872 Рачинский переселился в свое родовое имение Татево. Наполняя длинные
 деревенские досуги чтением и со страстью предаваясь цветоводству, он, однако, не находил в этом полного
 удовлетворения. Зайдя как-то раз случайно в сельскую школу на урок арифметики, который показался ему
 необычайно скучным, он попробовал сам дать урок, стараясь сделать его более интересным и жизненным, и этим
 определилась вся его дальнейшая судьба всего себя до последних дней земной жизни Рачинский отдал
 православной педагогике.
  Религиозный характер всегда присущ русской сельской школе, писал он, ибо постоянно вносился в нее
 самими учениками... Наша бедная сельская школа, при всей своей жалкой заброшенности, обладает одним
 неоцененным сокровищем: она школа христианская, христианская потому, что учащиеся ищут в ней Христа... Из
 дому они выносят и вносят в школу духовную жажду , интерес к вопросам духа. Во всех насажден живой
 зародыш благочестия: истинное уважение вещей божественных, живое чувство красоты внешних символов
 богопочитания и смутный, но твердый религиозный и нравственный идеал: монастырь, жизнь в Боге и для Бога,
 отвержение себя вот что совершенно искренно представляется конечною целью существования, недосягаемым
 блаженством этим веселым, практическим мальчикам . Школа должна насытить эту таинственную жажду,
 укрепить и осуществить врожденный религиозный характер. В Татевской школе Псалтирь и Часослов были в
 ежедневном употреблении. Кто овладел, писал Рачинский, хотя бы только службами Страстной седмицы,
 тот овладел целым миром высокой поэзии и глубокого богословского мышления .
  Весь свой богатый педагогический опыт он изложил в своей главной книге Сельская школа , выдержавшей за
 8 лет с 1891 по 1899 четыре издания. Им был издан учебник 1001 задача для умственного счета . Известны его
 статьи о трезвости и Письмо С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости , а также замечательная книга
  Школьный поход в Нилову пустынь о паломничестве учеников Татевской школы со своими учителями и
 духовным наставником в одну из величайших святынь и обителей Нилову Столобенскую пустынь, что на озере
 Селигер. Позднее педагогические опыты С.А. Рачинского воплотятся в подобных же паломничествах учеников и
 прихожан знаменитого московского батюшки о. Алексия Мечева.
  И. Попов
 
  РЕДКИН Петр Григорьевич (4.10.1808-7.03.1891), русский юрист, философ, педагог и общественный
 деятель. Окончив Нежинскую гимназию (учился вместе с Н. В. Гоголем), поступил на этико-политическое
 отделение Московского университета. В 1835 48 профессор энциклопедии законоведения и государственного
 права в Московском университете, известен как блестящий лектор (в числе его слушателей был К. Д. Ушинский).
 В 1873 76 ректор Петербургского университета. Вслед за Н. И. Пироговым рассматривал проблему изучения
 природы человека как основу педагогической науки (идея впоследствии развита Ушинским в Педагогической
 антропологии ).
  Редкий инициатор идеи создания первого в России Петербургского педагогического общества (1859).
 
  РЕКОНСКАЯ ТРОИЦКАЯ пустынь, Новгородская еп., в окрестностях Тихвина при р. Рекони. Основана в
 1676; в 1764 упразднена; возобновлена в 1860. Здесь находилась древняя чудотворная икона Св. Троицы,
 известная с XIII в.
 
  РЕМЕЗОВ Семен Ульянович (1642 после 1720), выдающийся географ и историк Сибири. Сын служилого
 сибирского человека Ульяна Ремизова.
  В 1680-е Ремезов являлся сыном боярским и сборщиком даней, жил в Тобольске. В к. XVII н. XVIII в. он
 был одним из строителей Тобольского кремля. В 1712 получил дворянство. В 1698 он вместе с сыном Семеном
 создал Чертеж всей Сибири , а в 1701 вместе с сыновьями Семеном, Леонтием и Иваном атлас из 23 карт,
 который специалисты оценивают как вершину географических достижений русских людей XVII в. . Эта работа
 была обобщением трудов предшественников Ремезова, давала разнообразные характеристики отдельных
 сибирских регионов, намечала методы и пути использования природных богатств восточного края России.
 Ремезов являлся автором ряда трудов по истории, этнографии и топографии Сибири. Наиболее выдающейся из его
 работ была История Сибири ( Ремезовская летопись ), созданная им вместе с сыновьями в к. XVII в. При ее
 написании Ремезов использовал много архивных материалов, устные рассказы пришлых и местных людей,
 записки своих предшественников, сибирские летописи, а также результаты собственных исследований. Им был
 проведен источниковедческий анализ сведений по истории Сибири. Труды Ремезова в области географии и
 истории до сих пор представляют большую ценность.
  О. М. Рапов
 
  РЕМЕСЛО, мелкое ручное производство промышленных изделий с применением простых орудий труда.
 Ремесло зависит от личного мастерства, но не всегда равнозначно ему.
  В народе говорили: Ремесло вотчина, ремесло кормилец , Ремесло за плечами не висит (не тяготит) ,
  Ремесло не коромысло, плеч не оттянет , Ремесло пить, есть не просит, а само кормит , Всяко ремесло честно,
 кроме воровства , Знай одно ремесло да блюди, чтоб хмелем не поросло , Вино ремеслу не товарищ .
  Русский крестьянин был не только земледельцем. Исстари занимался он разными ремеслами, которые давали
 ему неплохой приработок. Живем не без промысла , говорили крестьяне. Явление это без преувеличения
 можно назвать крестьянской ремесленной промышленностью, деятельность которой развивалась, как правило,
 после выполнения сельскохозяйственных работ, а спектр ее был необычайно широк.
  В северных губерниях особенно сильно были развиты промыслы по обработке дерева. Крестьяне курили
 смолу, строили деревянные суда, резали деревянную посуду, прялки и многие другие нужные им вещи.
  Многое зависело от места. В Олонецкой губ. повсеместно в деревнях встречались столярные, экипажные,
 смолодегтярные промыслы. В Каргопольском и Вытегорском уездах крестьяне были известны как хорошие
 гончары, но занимались также портняжеством, сапожным и кузнечным промыслами.
  Пермские крестьяне в Верхотурском у. занимались изготовлением мебели, а в Красноуфимском
 производством сельскохозяйственных орудий. В Шенкурском у. Архангельской губ. кожевенно-овчинным
 промыслом, в Новоладожском у. Петербургской губ. выделкой деревянной посуды, а также изготовлением
 рыболовных снастей и судовых принадлежностей. В Вятской губ. столярными поделками, изготовлением
 игрушек, славящихся на всю Россию, ткачеством. Впрочем, ткачество было развито широко среди всех
 российских крестьянок.
  В Центральной России, ближе к Волге, в частности в Нижегородской губ., крестьяне занимались ложкарным,
 гвоздарным и валяльным промыслами, в Симбирской губ. выделкой изделий из лесных материалов, в
 Саратовской колесным, экипажным и сапожным делом, а также работали с гончарным кругом. В Оренбургской
 губ. выделывали многочисленные изделия из козьего пуха прежде всего знаменитые оренбургские платки,
 шали, шарфы. Кроме того, вырабатывали кожу, валяли валенки, ткали ковры.
  В Астраханской губ. крестьяне выделывали сукно, причем исключительно на самодельных ткацких станах
 (было оно очень дешево 9 15 коп. за аршин). А еще большими мастерами были крестьяне этой губернии на
 варежки, чулки и носки.
  Необычайное многообразие крестьянских ремесел можно было увидеть в Московской и примыкающих к ней
 губерниях. В Волоколамском у. крестьяне славились изготовлением марли и тканых одеял, сусального золота,
 столярным и цветочным ремеслами, в Звенигородском изготовлением скрипок и гитар, столярным, слесарным,
 ткацким, а также щеточным ремеслом, в Гороховецком у. Владимирской губ. вязанием варег и строчкой
 полотна, в Лихвинском у. Калужской губ. изготовлением замков и слесарными работами, в Скопинском и
 Михайловском уездах Рязанской губ. кружевоплетением, вышиванием, керамическими поделками,
 мастерством ладить дерево, экипажным и веревочным ремеслом, в Егорьевске и Спасском изготовлением
 кульков и рогож. Впрочем, рогожный промысел, так же как и ткачество, был развит по всей крестьянской России.
  О. Платонов
 
  РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (24.06/6.07.1877-26.11.1957), русский писатель, посвятивший свою
 творческую жизнь поиску особого стиля, ориентированного на русскую литературу и устное слово Святой Руси.
 Книга преданий, апокрифов ( Лимонарь, сиречь: Луг духовный , 1907), романы Пруд (1908), Слово о
 погибели Русской земли (1918). С 1921 в эмиграции. Автобиографическая книга Подстриженными глазами
 (1951), книга Огонь вещей. Сны и предсонье. Гоголь, Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Достоевский (1954).
 
  РЕПИН Илья Ефимович (24.07.1844-29.09.1930), русский художник. Родился в г. Чугуеве, в семье военного
 поселенца. Первоначальные навыки живописного ремесла Репин получил у местных малоросских иконописцев. С
 1863 перед поступлением в Петербургскую Академию художеств Репин занимался в Рисовальной школе
 Общества поощрения художников (Петербург). В академии первым его наставником был И. Н. Крамской. По
 окончании академии в 1871 Репин как ее пансионер (стипендиат) находился в трехгодичной заграничной
 командировке (во Франции и Италии). В 1878 вступил в Товарищество передвижных выставок. Действительный
 член Академии художеств (с 1893).
  Дипломная работа Репина на евангельский сюжет Воскресение дочери Иаира (1871) получила Большую
 золотую медаль. Произведением, сразу выдвинувшим Репина в ряд ведущих русских художников, стала картина
  Бурлаки на Волге (1870 73). В 1870 80-е талант Репина развернулся во всю ширь. Им создана серия
 полотен, показывавших могучие силы и духовную красоту народа: Проводы новобранца (1879), В волостном
 правлении (1877), Крестный ход в Курской губернии (1880 83); на исторические сюжеты Царевна
 Софья (1879), Иван Грозный и сын его Иван (1885), Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1891).
 Репин создал яркие по своей психологической выразительности портреты современников А. Ф. Писемского
 (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (1881), П. А. Стрепетовой (1882), Л. Н. Толстого (1887),
 портреты-типажи Белорус (1892), Протодьякон (1877).
  В н. XX в. Репин с группой своих учеников создал замечательное полотно Торжественное заседание
 Государственного совета (1901 03), проникнутое необычайной остротой социальных характеристик. Репин был
 и выдающимся мастером рисунка. В 1894 1907 он преподавал в Петербургской Академии художеств (с 1898 по
 1899 ее ректор). В 1899 Репин поселился в усадьбе Пенаты (пос. Куоккала), где прожил более 30 лет и был
 похоронен.
  В. А. Федоров
 
  РЕФЛЕКСЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА, учение русского физиолога И.М. Сеченова, выдающееся научное
 открытие (1866), предопределившее пути развития физиологии нервной системы и создания научной психологии.
 
  РЕШЕТО, сито, предметы домашней утвари, воплощающие идею богатства и плодородия и связанные с
 мотивами дождя, неба и солнца. Используются в ритуалах как вместилище даров, а также чудес и нелепого, в
 народной медицине играют роль оберега и роль оракула в гаданиях.
  Одно из наиболее устойчивых и архаических значений решета основано на его уподоблении небесному своду,
 ср. русскую загадку Сито вито, решетом покрыто (небо и земля). По поверью Житомирского у., радуга тянет
 воду из моря на небо; на небе устроено как бы решето, но оно всегда задвинуто; когда радуга натянет воды, оно
 отодвигается и идет дождь . Белорусы Слуцкого у. полагали, что вода просеивается через облака, как сквозь сито;
 иногда облака продерутся, и тогда дождь польет как из ведра. Поверье о том, что туча пропускает воду через свои
 поры, как через решето, отмечалось также у украинцев Подольской губ., в Прикарпатье и имеет параллели у
 других народов мира. В связи с этим у восточных и южных славян лили воду через решето, чтобы вызвать дождь,
 а в Гомельской обл., наоборот, переворачивали решето, стремясь остановить дождь. В Брестской обл. во время
 засухи вдова зачерпывала из какой-нибудь лужи на поле или рядом с ним воду решетом и несла ее в реку; чтобы
 вода не пролилась, в решето постилали клеенку или замазывали его глиной. В народной медицине вода,
 пропущенная через решето или сито, могла заменять собой дождевую воду. В Витебской губ. считали, что, если
 беременная подвергалась опасности, ее нужно три раза напоить дождевой водой или водой, пролитой через
 решето или сеть.
  Воду, пролитую через решето, наделяли целебными свойствами и использовали в народной медицине. В
 Полесье с лечебными или профилактическими целями поливали водой через решето ребенка или домашних
 животных; брызгали через решето воду на корову и теленка после отела; от испуга обмывали ребенка водой,
 пропущенной предварительно через перевернутое решето, и давали ребенку попить ее; трижды обходили больную
 корову, поливая вокруг нее водой через решето; при эпидемии или эпизоотии таким же способом поливали улицу.
 В Вологодской губ. в Великий четверг брызгали через решето воду на овец, чтобы в заборах дыры казались им
 меньше . В Курской губ. при детской болезни сушец сажали на окно под решето кошку и над решетом купали
 ребенка; считалось, что болезнь перейдет на кошку и та издохнет, ребенок же останется в живых.
  Мотив ношения воды решетом известен в сказках и песнях. С особой устойчивостью он встречается в сказке о
 мачехе, ее дочери и падчерице. В сказке из Тульской губ. мачеха прогнала падчерицу из дома и та нанялась к Бабе
 Яге: Баба Яга дала ей решето, да и говорит: ступай топи баню и воду этим решетом таскай. Она затопила баню,
 стала воду таскать решетом. А сорока прилетела: чики-чики, девица глинкой, глинкой! Она замазала глинкой,
 насилу натаскала . Когда Баба Яга дает то же задание мачехиной дочери, та прогоняет птичку, которая хотела
 дать ей добрый совет.
  В сказке из Могилевской губ. падчерица по воле мачехи моется с чертом в бане; когда кончилась вода,
 девушка послала черта наносить ее решетом: Чорт пабег, узяу решето: насiу, насiу пакуль прибяжиць, толькi
 каплець . В польских сказках к девушке, которая по повелению мачехи прядет ночью, является дьявол, и она,
 чтобы выиграть время до пения петухов, дает ему разные задания, в частности, просит наносить воды решетом. В
 русской сказке черти требуют у солдата задать им работу; он посылает их натаскать решетом воды в городские
 бани.
  Мотивы, связанные с решетом, обыгрываются в шуточной песне, известной в Малороссии и в Белоруссии:
  Братичек, милы мой, Горить на горы дом твой, Стали го хлопчыки гасити, Рэшатами водыцю носити, Стильки у
 хлопчыках правдыци, Скильки у рэшатах водыци, Стильки хлопчыкам боличок, Скильки у рэшатах дирочёк
 (Ратновский р-н Волынской обл.).
  В северорусских причитаниях при описании гроба посмертного жилища упоминается о том, что в него
  решетом свету наношено . Этот мотив возводится к легенде, известной в русских пересказах: когда люди
 построили первый дом, они забыли проделать в нем окна и пытались, выйдя на улицу с решетом, поймать в него
 солнечный свет и наносить его в жилище.
  А. Л. Топорков
 
  РЖЕВ, город в Тверской обл., центр Ржевского р-на. Расположен на юго-восточной окраине Валдайской
 возвышенности, на Волге. Население 70,4 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1216 как Ржева, владение торопецкого кн. Мстислава Удалого. С XIII в. в составе
 Смоленского княжества, в к. XIII н. XIV в. центр удельного Ржевского княжества, позднее под властью
 смоленских князей. В XIV XV вв. город был объектом борьбы Смоленского княжества, Великого княжества
 Литовского, Московского и Тверского великих княжеств. С 1449 окончательно вошел в состав Московского
 Великого княжества. В н. XVIII в. после постройки Вышневолоцкой водной системы Ржев стал крупным
 перевалочным пунктом на водном пути в Петербург. В XVIII в. один из центров раскольнического движения в
 Верхнем Поволжье.
 
  РЖЕВСКАЯ (Оковицкая), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась 26 декабря 1539 в Оковицкой
 вол. Ржевского у. Тверской еп. Явление ее было ознаменовано множеством чудес. В 1540 при царе Иоанне
 Васильевиче Грозном она была принесена из Ржева в Москву, где торжественно встречена была митрополитом со
 всем Собором и поставлена в Успенском соборе. В Москве от иконы тоже происходило много исцелений. 11 июля
 икона обратно была отпущена на место своего явления. В Москве же оставлен список с сей иконы в устроенной во
 имя ее церкви у Пречистенских ворот. По месту обретения в Оковицах икона называется также и Оковицкою. На
 сей иконе с левой стороны Пресвятой Богородицы изображен стоящим свт. Николай Мирликийский. Празднуется
 8/21 и 11/24 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  РИЗА (фелонь). - См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.
 
  РИЗНИЦА См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
 
  РИМСКАЯ (Лиддская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Свв. апп. Петр и Иоанн Богослов прежде
 путешествия своего по отдаленным странам для проповеди слова Божия благовествовали в местах, ближайших к
 Иерусалиму. Когда они обратили к христианской вере множество народа в городе Лидде, названном впоследствии
 Диосполем, тогда соорудили здесь храм во имя Пресвятой Девы Марии. Пришедши затем в Иерусалим, они
 просили Богоматерь посетить и Своим пришествием освятить и благословить этот храм, посвященный Ее имени.
 Пречистая Дева отвечала им: Идите и радуйтесь; там и Я с вами буду . Когда пришли в Лидду и вошли в
 созданный ими храм, свв. апостолы увидели на одном столбе образ Богоматери, видимо изображенный не
 человеческою рукою, но силою Божией и представлявший истинное подобие святого лика и честных одежд
 Богородицы. Они с благоговением поклонились нерукотворенному образу и возблагодарили Господа. Потом Сама
 Богоматерь посетила Лиддский храм и даровала образу Своему силу чудотворения. В честь явления этого образа с
 древних времен установлено празднование 12/25 марта.
  Прот. И. Бухарев
 
  РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Александр Александрович (17.07.1849 26.09.1922), русский государственный и
 общественный деятель. Ярославский губернатор (1905 09), сенатор (с 1909). Выступал против революционного
 и иудейско-масонского подполья. В смуту 1905 07 занял твердую гражданскую позицию, сотрудничал с
 Союзом Русского народа и др. патриотическими организациями в борьбе по уничтожению революционных банд и
 антирусских агитаторов. В феврале 1907 одна из таких банд пыталась убить его, но была решительно
 ликвидирована. Подобно Столыпину, Римский-Корсаков сумел быстро навести порядок во вверенной ему
 губернии.
  В 1909 10 стал одним из руководителей Главного Совета Союза Русского народа. С 1914 избран членом
 Совета Русского Собрания. Состоял в руководстве Союза русских православных людей во Владимирской губ.
 Постоянно говорил о необходимости решительных действий по уничтожению подрывных антирусских сил. После
 1917 участвовал в попытке спасти Царскую семью, активный участник Белого движения. С 1920 в эмиграции
 сначала в Берлине, затем в Белграде.
  О. Платонов
 
  РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (6.03.1844-7.06.1908), русский композитор, дирижер, педагог,
 музыкальный и общественный деятель. Во время учебы в петербургском Морском корпусе занимался музыкой
 под руководством Ф. А. Канилле. С 1861 Римский-Корсаков член балакиревской группы Могучая кучка , с
 1871 профессор Петербургской консерватории, в 1883 94 управляющий Придворной певческой капеллой.
  Музыкальному творчеству Римского-Корсакова присущи красочно-изобразительный характер, особая чистота
 лирики, связанная с миром сказки, с поэзией русской природы, мастерство инструментовки, новаторство в
 гармонии. Римскому-Корсакову принадлежат 15 опер. Среди них: Псковитянка (1872) первая его опера,
 имевшая особенно большой успех у демократической молодежи, Майская ночь (1879) и Ночь перед
 Рождеством (1895) по одноименным произведениям Н. В. Гоголя, опера-сказка Снегурочка (1896, по пьесе
 А. Н. Островского), опера-былина Садко (1896), опера-балет Млада (1892), оперы Царская невеста (1898),
  Сказка о царе Салтане (1900), Кащей Бессмертный (1902), опера-легенда Сказание о невидимом граде
 Китеже и деве Февронии (1907, по мотивам русского эпоса), сатира на самодержавие Золотой петушок
 (1907). Римским-Корсаковым созданы выдающиеся симфонические произведения ( Испанское каприччио ,
  Шехеразада ), сочинения для оркестра, романсы. Им завершен ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П.
 Бородина, А. С. Даргомыжского. Римский-Корсаков много выступал как дирижер оперных спектаклей и
 симфонических оркестров.
  В. А. Федоров
 
  РИПИДЫ. См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ.
 
  РИТУАЛЬНЫЕ УБИЙСТВА, кровавый обряд религиозных изуверов-сатанистов, совершаемый с целью
 установления мистической связи с бесами и злыми духами для привлечения их на свою сторону. Ритуальные
 убийства известны среди разных народов, но особое распространение получили среди тайных иудейских сект.
 Русская Православная Церковь признает существование ритуальных убийств, совершаемых иудеями по
 религиозным мотивам.
  В самом древнем собрании житий русских святых Печерском Патерике приводится житие прп.
 Евстратия (умучен в 1096), постника и мученика, который продан был евреям, распят ими на кресте и прободен
 копием во время Пасхи за Христа .
  В этом житии раскрываются подробности ритуального преступления, совершенного иудеями при обряде
 поругания Христа против православного христианина. Поэтому привожу его полностью:
  Когда попущением Божиим пришел на Русскую землю злочестивый Боняк со множеством половцев и пленил
 Российскую землю, тогда и св. Евстратий при вторжении поганых в Печерский монастырь, где многие были ими
 посечены мечами, был захвачен вместе с другими в плен и продан в Греческую землю, в город Корсунь, одному
 еврею, в числе других 50 христиан. Богопротивный жидовин начал понуждать пленников своих отречься от
 Христа и угрожал противящимся уморить их всех голодом. Но мужественный инок Евстратий, молясь, укреплял и
 поучал всех и так наставлял: Братие, кто из вас крестился и веровал во Христа, не будьте изменники обету,
 данному при крещении. Христос возродил нас водою и Духом, Христос искупил нас от клятвы законной Своею
 кровью и сделал нас наследниками Своего Царства. Если живем будем жить для Господа; если умрем умрем
 во Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь. Будем подражателями Тому, Кто сказал: Моя жизнь
 Христос, а смерть приобретение . Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли умереть от
 недостатка временной пищи и пития, чем отлучиться от Христа, Который есть Источник вечной жизни. И так в
 короткое время, истаивая от неядения и жажды, все пятьдесят человек умерли одни через три дня, другие
 через четыре, некоторые через семь, самые крепкие через десять. Только один Евстратий, томимый голодом
 уже 14 дней, оставался жив и невредим, ибо с юности привык к посту. Окаянный жидовин, видя, что черноризец
 был причиной пропажи его денег, заплаченных за пленных, которых он надеялся привести в свое зловерие,
 задумал месть ему. Приближался день Воскресения Христова. Жидовин начал праздновать свою пасху и ругался
 над св. Евстратием так же, как отцы его над Самим Господом нашим Иисусом Христом, как написано в
 Евангелии.
  И как в древности распяли Христа, так и этот праведник был пригвожден ко кресту окаянным жидовином и
 друзьями его и благодарил за то Бога. Без пития и пищи Евстратий продолжал жить уже 15-й день. Жидовин и
 прочие друзья его поносили распятого и говорили ему: Вкуси ныне, безумный, законной пасхи, чтоб остаться
 живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих:
  Проклят всякий, висящий на дереве . Преподобный отвечал: Великой благодати сподобил меня днесь Господь.
 Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его Креста. Надеюсь, что и мне скажет Он, как
 некогда разбойнику: Днесь будешь со Мною в раю . Не нужна мне пасха ваша, не боюсь клятвы, ибо наша Пасха
 был закланный за нас Христос, Который разорил наложенное за преступление закона и за древо проклятие и ввел
 в благословение жизни древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнию всех, как пророчествовал о
 том и Моисей: Вы увидите Того, Кто есть жизнь ваша, висящим прямо перед глазами вашими . О празднике же
 Пасхи говорит Давид: Сей день, Который воздвиг Господь, возрадуемся и возвеселимся . Но ты, распявший
 меня, и все твои евреи, плачьте и рыдайте, ибо постигнет вас отомщение за кровь мою и кровь других купленных
 вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит праздники ваши в сетование приблизилось время
 убиения начальника вашего беззакония . Услышав это, жидовин распалился гневом, схватил копье и пронзил
 пригвожденного. И была видна только огненная колесница и огненные кони, и они несли на небо душу
 ликующего победоносного мученика, и был слышен голос, говоривший греческими словами: Вот доблестный
 гражданин Небесного града!
  Тело мученика жидовин, сняв с креста, ввергнул в море, и там творится много чудес. Верные искали там
 прилежно святых мощей и не нашли. По смотрению же Божию были обретены они в пещере, где и доныне
 почивают нетленно. Предсказание же святого страдальца о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось
 немедленно после страдания его. Ибо в тот же день пришло повеление от царя греческого изгнать из области его
 всех жидов, отняв у них имущество, а старейшин их избить за мучение христиан. Одним из первых был убит, как
 говорил блаженный Евстратий, епарх причина всей той жидовской злобы, о котором известно следующее:
 крестился один богатый и славный еврей, и потому царь отличил его и через несколько дней сделал епархом; он
 же, получив сан, втайне сделался отступником от Христа и Его веры и дал разрешение жидам по всему
 пространству Греческого царства покупать христиан и обращать их в рабов. И тогда этот нечестивый епарх был
 обличен в злой своей хитрости, и царь повелел убить его злою казнию и искоренить жидов по всему своему

<< Пред.           стр. 169 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу