<< Пред.           стр. 17 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 и бедных дедов и отцов на улицу и собирали для них милостыню. Наконец, с днем Благовещения связано множество
 примет и наблюдений, по которым русские гадали о будущей погоде и урожае: Каково Благовещение, таково и
 Светлое Воскресение. Благовещение грибное лето и т. п. Здесь особенно много значило то, что этот праздник, как
 мы видели, служит началом весны и вместе с тем древнерусского народного года. Между обрядами и верованиями,
 связанными с Благовещением, некоторые сохранились от языческой старины. Таков, например, обычай сжигать
 соломенные постели и старую обувь, скакание чрез костры, окуривание как предохранительное средство от всякого
 рода болезней.
  Все эти обряды близки по своему характеру к обрядам купальским. В них выражалась вера в очистительную и
 целебную силу огня, свойственная всем древним языческим религиям, и в частности древнерусской. Приурочены они
 к празднику Благовещения потому, что этот день считался началом весны, времени пробуждения всеоживляющего
 солнца, источника теплоты и света. Поэтому церковь наша не могла не осудить эти суеверия; уже в Кормчей 1282
 читаем запрещение против тех, которые в день Благовещения пред храмины своими, или враты домов своих, пожар
 запаливше, прескакают по древнему некоему обычаю . К подобного же рода остаткам язычества нужно отнести и то,
 что на Благовещение воры старались что-либо украсть в надежде, что, если это им удастся сделать теперь, они могут
 быть уверены в успехе своих предприятий к празднику Благовещенья на том основании, что в древнерусской жизни
 он был началом года, а с новым годом вообще и доселе связываются подобного рода поверья. Многие русские верят,
 что как кто встретит и проведет первый день года, так пройдет для него и весь год. По погоде того дня, считая дождь
 благоприятным предзнаменованием, по снегу на крыше, по морозу или по оттепели старались угадать, каково будет
 лето и каков будет урожай: На Благовещение дождь, родится рожь . Если на Благовещение будет день красный, то
 предполагают, что в тот год много беды принесут пожары, если же пойдет дождик, то будет грибной год, если
 мороз, то надо ждать еще 40 утренников, хотя, во всяком случае, это уж не зима, как и Покров не лето. Много уже
 прибыло дня, светло и днем, и вечером, и не нужно уже дуть огня. Во многих еще местах сохранялось верование в
 огонь, через который в этот день скакали, чтобы избавить себя от призора; окуривали свои платья для того, чтобы
 предостеречь себя от обаяния , и сожигали свои соломенные тюфяки, чтобы истребить болезни. Плохой хозяин не
 положит кусочек целой просфоры в клети в сусек, чтоб было в нем на будущую осень больше хлеба.
  Придерживающиеся старины люди советовали печь мирские (из общей муки) благовещенские просвиры и нести
 их для освящения к обедне ( вынимать за здравие ). Принеся домой такую просфору, ее клали сначала под божницу,
 а потом в закром с овсом, оставляя ее в последнем до первого ярового засева. Сея яровину, сеятель брал ее из
 закрома и носил с собою во все время посева привязанною к сеялке. Соблюдением этого обычая надеялись оградить
 нивы от всякого полевого гнуса (вредных для хлебов насекомых) и вообще заручиться благой надеждою на урожай.
 Если у кого в хате была икона праздника, то ставили ее на Благовещеньев день в кадку с яровым зерном,
 предназначающимся для посева, приговаривая при этом:
 
  Мать Божья!
  Гавриил-архангел!
  Благовестите,
  Благоволите,
  Нас урожаем благословите:
  Овсом да рожью,
  Ячменем, пшеницей
  И всякого жита сторицей!
 
  Пожилые женщины пережигали в этот день соль в печи. С этой солью, которая, по поверью, оказывает чудеса в
 разных болезнях, они пекли небольшие булки, предназначенные для лечения скота и называемые бяшки .
  По существующим в Малороссии поверьям, Бог благословляет в этот день все растения, и все верили, что какова
 погода задастся в Благовещенье, такова будет и на Велик день, т. е. на Пасху.
  К этому дню был приурочен обычай среди всеобщих пожеланий благоденствия выпускать изловленных в тенеты и
 сети перелетных пташек Божиих на волю. Этим праздновался приход весеннего тепла, победившего зимнюю стужу
 студеную, и одновременно как бы приносилась бескровная жертва природе.
  В малоросских губерниях можно было услышать в народе сказание о том, как Богоматерь засевает все нивы
 земные с небесной высоты. Гавриил-архангел водит соху с запряженным в нее белым конем, а Мать Пресвятая
 Богородица разбрасывает из золотой кошницы всякое жито пригоршнями, а в то же самое время устами
 безмолвными, сердцем глаголящим молит Господа Сил о ниспослании благословения на будущий урожай.
  Значение праздника Благовещения среди великопостных дней видно, между прочим, и из обихода в жизни
 московских царей, строго соблюдавших все церковные уставы и правила поста. Еженедельно, по свидетельству
 Котошихина, в понедельник, среду и пятницу готовились кушанья рыбные и пирожные с маслом оливковым,
 ореховым, льняным и конопляным. В посты же Великий и Успенский готовилась сырая и гретая капуста, соленые,
 сырые и гретые рыжики и кушанья ягодные, но без масла. Оно разрешалось только в Благовещеньев день в равной
 степени как для царицы, так и для царевичей. Только малолетним царевичам и царевнам давалось разрешение во все
 посты на рыбные блюда и пирожные на масле для того, что им еще в молодых летах посту держати не мочно . Кто
 вообще не хотел поститься, т. е. ел рыбу, упивался вином, того унимали, смиряли и отлучали власти и попы от
 церкви Божией и налагали епитимью. Кроме Благовещения, государю разрешалась всякая приправа еще в именинные
 дни царицы и детей, когда на всех обедах полагались заздравные чаши включительно до монастырей. Для
 Благовещеньева дня в XVI в. сделано было исключение как нововведение, наравне с днем Рождества Христова,
 заключавшееся в том, что во время богослужения раздавались монастырской братии и мирянам свечи, как в неделю
 Ваий, в последние дни Страстной недели и в день св. Пасхи.
  В старой Москве совершался особый, теперь также оставленный и забытый, чин хлеболомления за всенощным
 бдением при благословении хлебов, пшеницы, вина и елея. Основное сходство обычая, совершавшегося также и в
 Новгороде, заключалось в том, что как святитель новгородский, так и святейшие патриархи московские
 благословленные в эту ночь благодарные хлебы и вино предназначали к раздаче всем предстоящим во храме.
 Пшеницу от всенощной в Новгороде сыпали в житницы, а хлеб раздавал святитель в дома на благословение. В Москве
 патриарх, раздробивши хлеб, подносил часть, а иногда и целый хлеб государю, который обязательно присутствовал на
 храмовом празднике своего домового собора в честь Благовещения Богоматери, начатого постройкою в 1397 сыном
 Дмитрия Донского Василием. Патриарх каждому из церковных властей и царских бояр давал по целому хлебу
  укругами , т. е. толстыми ломтями, и по целой стопе вина. Эти же укруги с небольшим количеством вина получал и
 народ. Царице и всему царскому семейству с ближним боярином посылал патриарх то же самое: стольники несли хлеб
 и кубки с вином.
  Литургию в Благовещение как в Новгороде святитель, так и в Москве патриарх совершали согласно уставу, по
 которому, несмотря на дни Великого поста, обязательно полагалась литургия. Чествование Благовещения всегда
 выделялось как самостоятельное и обязательное. Так, если оно случалось в неделю Вайи и совпадало с Вербным
 воскресеньем, то в Новгороде совершались две службы праздничные со бдением и было два величания, впрочем не
 рядом одно за другим. Если Благовещение приходилось в Страстную пятницу, то на литургии чтение Евангелия о
 Благовещении Марии Деве Архангела происходило первым, раньше евангельского повествования о Христовых
 страданиях. Только на один этот день в году на Благовещение не полагалось совершения литургии. На случай
 совпадения праздника Благовещения с днем св. Пасхи в Новгороде установлено было так, что Евангелие на утрени в
 царских дверях читал протоиерей, а по прочтении подносили владыке для целования. Этот, во время пения Господи
 воззвах , действовал с дьяконами проскомидию, а священники совершали ее в алтаре. По первой паремии (в отличие
 от Москвы) святитель кадил с тройною свечою, как на Преждеосвященной литургии, хотя литургия была Златоустова.
 Великий день придворного храмового праздника московский царь, как добрый хозяин, в своих покоевых хоромах, т. е.
 в комнате и передней, кормил нищих, собиравшихся, кроме того, на Аптекарском дворе под надзором дьяка
 Тайного приказа, жаловал деньгами (по два и одному рублю). Кормил сытно и сладко: ухой из живой рыбы,
 жареными карасями и окунями в рассоле. В 1664 накормлено было разом 682 человека, получивших сверх того
 денежную дачу: кто по 6 денег, кто по 2. Убогие и нищие люди расходились с благовещенской трапезы, унося с собою
 и разнося по весям Москвы славу о добротах и щедротах государевых.
  Н. Ш., И.П. Калинский, Н.П. Степанов
 
  БЛАГОВЕЩЕНИЕ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Москве, в Кремле, в
 Благовещенской церкви, на так называемом Житном дворе. Икона прославилась в царствование Иоанна Васильевича
 Грозного явлением одному узнику в Кремлевской башне изображенной на стене и освобождением его от казни. Имп.
 Анна Иоанновна при вступлении на престол в 1731 соорудила храм во имя Благовещения в честь сей чудотворной
 иконы так, чтобы та часть башни, на внутренней стороне которой существует икона, находилась внутри церкви.
  Празднуется 25 марта/7 апреля.
  Прот. И. Бухарев
 
  БЛАГОВЕЩЕНСК, центр Амурской обл. Расположен на юго-западе Зейско-Буреинской равнины, на берегу
 Амура, при впадении Зеи. Крупный порт на Амуре и Зее. Население 218,7 тыс. чел.
  Благовещенск один из старейших городов Дальнего Востока. Русское поселение Усть-Зейский военный пост
 возникло здесь в 1856; в 1858 в связи с закладкой церкви Благовещения переименован в станицу Благовещенская, в
 этом же году стал городом Благовещенском, центром Амурской области. Город быстро развивался, особенно после
 открытия золотых приисков на севере области.
 
  БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ мужской монастырь, Владимирская еп., в Вязниках. Основан в 1643. В этом году
 построены были, по челобитью Вязниковских посадских людей, деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой
 Богородицы с приделами прп. Михаила Малеина и Алексия, человека Божия, и деревянные же настоятельские и
 братские кельи. Земля, на которой построен монастырь, в древности принадлежала Ярополчью убогому дому . Через
 40 лет после того, вместо деревянных церквей, построен каменный двухэтажный храм также в честь Благовещения
 Пресвятой Богородицы вверху и в честь Трех Святителей внизу. Тогда же построен был и братский каменный корпус.
 В 1795 сооружен над вратами еще каменный храм во имя Всех Святых.
  С.В. Булгаков
 
  БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ мужской монастырь, Владимирская еп., в Муроме. Основан в 1563 царем Иоанном
 Грозным в память завоевания Казани. Здесь почивали открыто мощи свв. князей Михаила и Феодора, в приделе их
 имени, в одной раке, обложенной серебром.
 
  БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ мужской монастырь ( Богородичный Назарет ), Черниговская еп., в Нежине. Основан
 в 1716 при церкви, заложенной в 1702 на средства местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского. В
 монастыре находилась святочтимая икона Всех Скорбящих Радость и замечательный образ Успения Божией Матери,
 писанный в Риме в 1435, а также Корсунская икона Богоматери, написанная киевским митр. Михаилом Зборовским.
  С.В. Булгаков
 
  БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ мужской монастырь, Нижегородская еп., в Нижнем Новгороде, при слиянии Оки и
 Волги, напротив ярмарки. Основан в н. XIII в.; в 1229 был разрушен мордовским кн. Пургасом и после того находился
 в запустении. В 1370 иждивением свт. Алексия, митр. Московского, по вторичном возвращении его из Орды в Москву,
 построен был вблизи развалин монастыря храм Благовещения и был возобновлен монастырь. В 1649 Благовещенский
 храм, как соборный, был вновь перестроен; возобновлен в 1859 и 1867. Построение другого соборного храма,
 Успенского, относилось к XVI в.; по своей архитектуре он представлял редкий памятник древнего зодчества. В
 монастыре находилась замечательная по своей древности Корсунская икона Божией Матери, писанная в 993
 иеромонахом Симеоном, как видно из надписи, вычеканенной на иконе по-славянски и по-гречески; живопись на ней
 древневизантийская; она, как полагали, представляла собою копию со св. иконы, принесенной в 988 св. равноап. кн.
 Владимиром из Корсуня в Киев; по преданию, хранящаяся в монастыре св. икона есть дар монастырю свт. Алексия,
 митр. Московского; во время опустошительных пожаров, которым подвергался монастырь в 1715, 1722 и 1767, св.
 икона оставалась целою и невредимою. Монастырю принадлежала часовня за оградой под горой; она находилась на
 том самом месте, где св. Алексий в одно из путешествий в Орду остановился для отдыха и утоления жажды из
 струившегося здесь источника; внутри этой часовни устроен был бассейн с водою.
  С.В. Булгаков
 
  БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР (Собор Благовещения Пресвятой Богородицы) в Москве, первая и
 первенствующая, домовая церковь русских царей, почему и протопресвитер ее бывал до XX в. духовником царской
 семьи.
  Построен в 1484 89 при Иване III псковскими мастерами на месте храма н. XV в. и на подклете старого собора
 XIV в.
  Псковские мастера выстроили храм как придворную церковь великого князя, соединенную с его хоромами (а с
 1508 с вновь выстроенным дворцом) переходами. Первоначально это был четырехстолпный трехкупольный собор,
 окруженный с трех сторон открытой галереей на аркадах и имеющий позакомарное покрытие с рядом килевидных
 кокошников вокруг центральной главы и три высоких абсиды.
  Вскоре после постройки собора над галереями выложили своды, а в 1563 66 по велению Ивана Грозного над
 ними по углам возвели четыре одноглавых придела (одновременно основной храм получил еще две главы). Стены
 приделов на манер Архангельского собора были обработаны филенками.
  Северные и западные входы с паперти в храм украшены белокаменными резными позолоченными порталами XVI
 в., в порталах медные двери (и. XIII в.), расписанные в технике золотой наводки. Внутри храма росписи 1508
 (живописец Феодосии и др.), XVII и XIX вв. В иконостасе иконы XIV- XVII вв., в том числе Андрея Рублева, Феофана
 Грека, Прохора с Городца. Благовещенский собор закрыт еврейскими большевиками в 1918.
 
  БЛАГОГОВЕНИЕ, страх Божий, преодоленный и преображенный любовью (И. А. Ильин). Благоговение есть
 ощущение вечного идеала как истинно сущего, вызывающего стремление к действительной перемене себя в смысле
 приближения к высшему совершенству (B.C. Соловьев).
 
  БЛАГОДАРНОСТЬ, чувство признательности за сделанное добро. За добро добром и платят , Добро добром
 покрывают . Благодарность не есть простое признание чужого благодеяния. Испытывать благодарность значит
 радоваться не только полученному дару, но и доброте дарящего (И.А. Ильин). Благодарность не есть право того, кого
 благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности глупость; не быть благодарным подлость.
 Кто не любит просить, тот не любит обязываться, то есть боится быть благодарным (В.О. Ключевский).
  О. П.
 
  БЛАГОДАТНОЕ НЕБО , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Принесена в Москву вел. кн. Софьей
 Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Димитриевича. Стояла в Архангельском соборе, с левой стороны Царских
 врат. Празднуется 6/19 марта.
 
  БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ, в Великую субботу на Гробе Господнем в Иерусалиме, то есть в пещере, где был
 погребен Господь наш Иисус Христос, чудесно загорается Благодатный Огонь. Появление Благодатного Огня
 происходит из года в год, многие века, до настоящего времени. Когда произошло первое явление, установить трудно.
 Об этом писали еще свв. Григорий Нисский и Иоанн Дамаскин, крестоносцы и все паломники на протяжении многих
 веков.
  Ввиду того, что получение Благодатного Огня принадлежит исключительно Православному Патриарху
 (инославные тщетно пытались получить его), католики демонстративно отошли от участия в этом благодатном
 торжестве.
  Ко всему следует сказать, что появление Благодатного Огня на Гробе Господнем находится под строгим и
 ревностным надзором гражданских властей. Все огни в храме тушатся еще накануне, в Великую пятницу, под
 контролем полиции. Само помещение Гроба Господня тщательно осматривается, и затем вход в него опечатывается.
 Самого Патриарха разоблачают нет ли при нем чего-нибудь воспламеняющегося. Только после этого снимают
 печать со входа в Гроб Господень и Патриарха впускают в него для получения Благодатного Огня. Через некоторое
 время, после усердной молитвы, получив Благодатный Огонь, Патриарх зажигает пучки свечей и передает
 присутствующим в храме, и весь храм озаряется морем огня. Этот Благодатный Огонь в течение 10-15 минут
 совершенно не обжигает.
  Несколько веков тому назад армянам удалось однажды оспорить у православных право получить Священный
 Огонь . Православных в храм совсем не пустили, и они молились во дворе с Патриархом. Армяне ничего не
 дождались, Огонь же исшел из колонны у входной двери.
 
  БЛАГОДАТЬ, в русском Православии милость и сила Божия, проявляющиеся в отношении к человеку и
 выражающиеся в даровании ему спасения. Благодать даруется человеку через церковные Таинства. Существенный
 признак благодати как свойства Божия есть то, что она изливается на человека как дар Божий, независимо от каких-
 либо заслуг со стороны человека, по вере в Иисуса Христа. Благодатию совершается весь земной подвиг человека.
 Через нее познается Бог и даруется все необходимое к животу и благочестию . Тем не менее милость получения
 благодати является только одной стороной спасения. Непременным условием спасения служат покаяние и вера,
 зависящие от свободной воли человека. По учению Православной Церкви, существует два вида благодати
 предваряющая (просвещающая) и особенная (оправдывающая). Первая доставляет человеку познание
 божественной истины и указывает повеления, необходимо нужные для спасения . Вторая создает условия
 очищения человека от грехов, освящения его посредством таинств и возведения на высшую ступень нравственного
 совершенства. Благодать есть полнота Божественной воли как всеединого, всецелого Добра, открывающаяся силой
 ее собственного внутреннего действия в душе человека (B.C. Соловьев).
  О.П.
 
  БЛАГОДАТЬ, гора на восточном склоне Среднего Урала, в Свердловской обл. Высота (до начала разработки) 364
 м. Добыча железной руды (с 1735).
 
  БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ , русская икона, где Христос изображен Ангелом в нетленной красоте кроткого и
 молчаливого духа (1 Петр. 3: 4). Христос Ангел в царском одеянии, голова Его окружена двойным сиянием:
 крещатым, присущим Спасителю, и звездой Предвечности, как Ангела Великого Совета. По сторонам от Него
 надпись: Ис. Хс. Руки Его сложены на груди, и свиток учительства отсутствует, чем выражено Его молчание. По
 словам Пророка, Он не возопиет и не возвысит голоса Своего (Ис. 42: 2), Он истязуем был и не открывал уст
 Своих (Ис. 53: 7).
  Икона Благое Молчание особо распространена среди монашества, служа примером подвига молчания и
  умственной молитвы , процветавших на св. горе Афон в XIV в. Псалмопевец Давид говорит: Положи, Господи,
 охрану устам моим, и огради двери уст моих (Пс. 140: 3).
  Н.Ш.
 
  БЛАГОУХАННЫЙ ЦВЕТ , чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась в Воронежском
 Покровском кафедральном соборе. На иконе Богомладенец Спаситель изображен сидящим на левой руке Своей
 Матери. Правою же рукою Пресвятая Богородица держит расцветшую ветвь. Празднуется 15/28 ноября.
  Прот. И. Бухарев
 
  БЛАГОЧЕСТИЕ, в понятиях Святой Руси неукоснительное соблюдение правил веры, соединенное с добрым и
 хорошим поведением. Не ведаю, писал в XVII в. Павел Алеппский, какие люди на свете благочестивее русских
 чтут имя Божие .
  Воспитанные с детства с любовью к Богу, русские считали духовным и общественным центром своей жизни
 Божий храмы, повсюду строили их, благолепно украшали и со всем усердием посещали. Как было записано в
  Домострое : По вся дни муж с женою и детьми и с домочадцами, кто умеет грамоте, должны отпеть вечерню,
 повечерие, полунощницу, с молчанием и со вниманием, и с краткостоянием, и с молитвою, и с поклонами... Ложася
 спать, всякому христианину по три поклона в землю пред Богом положити, а в полунощи всегда, тайно встав, со
 слезами, прилежно, к Богу молитися, елико вместимо, о своих согрешениях, а утром отпети заутреню и часы, а в
 неделю и в праздник молебен... А где некому пети, молитися довольно вечером и утром, а мужам отнюдь не
 отпускати церковного пения: вечерни, заутрени, обедни... А женам ходити в церковь Божию, как вместимо, по совету
 с мужем. А в церкви стояти ни с кем не беседовати, с молчанием слушати, никуда не обзиратися, ни на стену не
 приклонятся, ни к столпу, ни с посохом не стояти, ни с ноги на ногу переступати, и до отпуста из церкви не у ходити,
 а приходите к началу... И дома, и везде, всякому человеку всякое дело начинати, рукодельничати, или ясти, или пити,
 или пищу варити, прежде святым поклонитися трижды в землю; а по нужде до пояса, кто умеет Достойно
 проговорити до конца, да молитву Иисусову проговоря, да перекрестяся, молвя: Господи, благослови, Отче , и тако
 начинати всякое дело: тогда Божия милость поспешествует, ангел невидимо помогает, а бесы отбегают . И эти
 заветы, эти правила были не пустые слова. Правда, люди простые не могли часто ходить к богослужению,
 сравнительно редко ходили и женщины, занятые домашним хозяйством; но сам царь со своими боярами каждый день
 бывали на всех церковных службах; другие, более или менее состоятельные люди, старались тоже не пропускать
 служб, особенно по пятницам, субботам, воскресным и праздничным дням; иные же ходили в церковь только к
 обедне, а прочие службы отправляли дома. Домашняя молитва и крестное знамение употреблялись так часто, что, по
 отзывам иностранцев, нелегко было найти, кто бы в этом равнялся с русскими. Вставая от сна, принимаясь за какое-
 либо дело, выходя из дома и входя в него, проходя мимо церкви, часовни, иконы или встречаясь с крестным ходом,
 слыша звук колокола, садясь за трапезу, отходя ко сну и вставая ночью, наши предки полагали на себе крестное
 знамение, делали поклоны, произносили молитву, чаще всего Господи, помилуй . Многие, от царя до простолюдина,
 подобно монахам, являлись всюду с четками в руках и (когда была возможность) перебирали их, творя молитву. В
 особых случаях, например собираясь в дальний путь, призывали священника и служили молебен, а кто познатнее,
 ходили к епископу и вместе с благословением получали от него икону; перед посевом и после уборки хлеба зерно
 освящали в церкви. Святыню чтили с великим благоговением. Иконы и кресты ставились на городских воротах,
 площадях, на дорогах, на воротах домов и в каждой комнате; у богатых людей были особые крестовые комнаты, или
 молельни, уставленные рядами икон и крестов. Русские брали с собою св. иконы в путешествие в чужие края, при
 выступлении в поход, при защите города от врагов, при заключении договоров, при болезнях и др. народных
 бедствиях, подносили царям, патриархам и др. лицам; с крестом в руках встречал священник проезжих на больших
 дорогах и переездах через реки, чтобы благословить их путь. В домах св. иконы ставили благолепно, с разными
 украшениями, закрывали завесами от пыли, отирали мягкою губкою, остерегались касаться их нечистыми руками, с
 нечистой совестью, зажигали пред ними свечи и лампады, кадили благовонным ладаном, после молитвы,
 перекрестясь, целовали их, дух в себе удержав, а губ не разеваючи ; считали неприличным касаться лика святого на
 иконе. Подобным образом относились и к просфоре, и др. священным предметам. Антидор и просфору вкушали
 бережно, с благоговением, боясь уронить крохи на землю, ломали маленькими кусочками и клали в рот; есть
 просфору с чем-либо, кроме святой воды, или есть после другой какой пищи считали за грех. Св. водою окропляли
 себя, помазывались, пили ее на освящение души и тела, употребляли во время повальных болезней и голода. Царю и
 патриарху ее присылали отовсюду как священный дар, и духовник каждое утро окроплял ею царя. Посты, особенно
 Великий, соблюдали наши предки с особенной строгостью: вкусить мясную или молочную пищу постом считали за
 такой тяжкий грех, что скорее бы согласились умереть, чем сделать это. Кроме установленных Церковью постов,
 многие налагали на себя добровольные посты. При общественных бедствиях прибегали иногда к всенародному
 покаянию и посту, чтобы очиститься и умилостивить Бога.
 
  БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО (Барловская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1392. Находилась
 в Московском Благовещенском соборе. Празднуется 26 декабря/8 января.
 
  БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО, НОСИВШЕЕ ТЕБЯ, И СОСЦЫ, ТЕБЯ ПИТАВШИЕ , чудотворная икона
 Пресвятой Богородицы.
  Празднуется в неделю Всех Святых.
 
  БЛАЖЕНСТВО, высшее счастье, высшая моральная ценность. Если дохристианский мир ценил силу, богатство и
 чувственные удовольствия, более ценил внешнее в человеке, чем внутреннее, то Христос указывает на внутреннее
 состояние человека как на необходимое условие блаженства, которое состоит в свободе от привязанностей к земным
 благам, постоянном движении к духовному совершенству, кротости, поиске правды и справедливости, милосердии,
 миротворчестве, чистоте сердца (а не чувственности), готовности пострадать за истину (см.: Нагорная проповедь. Мф.
 5: 3-12). Высшая степень блаженства совершенное единение с Богом, Царство Божие. Для человека Святой Руси
 нет блаженства в безнравственности; в нравственности и добродетели только и достигает он высшего блаженства.
 
  БЛИЖНЯЯ ДУМА (Тайная дума, Комнатная дума), совет наиболее близких к вел. князю, а затем царю
 деятелей; действовал в Русском государстве в XV н. XVIII в. наряду с Боярской думой. При Василии III в Ближнюю
 думу входило примерно 8-10 бояр. В сер. XVI в. Ближняя дума была фактически правительством царя Ивана IV.
 Ближняя дума не имела постоянного состава, начала формироваться в учреждение во 2-й пол. XVII в., когда особо
 доверенных лиц (бояр и др.) стали жаловать в комнату . Ближняя дума состояла в это время из немногих доверенных
 лиц царя, не имевших иногда думного чина.

<< Пред.           стр. 17 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу