<< Пред.           стр. 170 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 царству. И в то время, когда избивали жидов, живущих в греческом городе Корсуне, того окаянного жидовина,
 которым был убит преподобный Евстратий, повесили на дереве, и так злоба его обратилась на его голову, и он
 воспринял участь Иудина удавления.
  Прочие же жиды, видя страшные чудеса по кончине преподобного, уверовали поистине и крестились. А
 поработивший их Христу и по смерти своей добрый Его воин и победоносец св. Евстратий сподобился с
 бессмертным воинством небесным воспевать победную песнь и царствовать с Самим Победителем смерти
 Христом, с Которым он воинствовал, прославляя Его и благодаря с Безначальным Его Отцом и Животворящим
 Духом в бесконечные веки. Аминь .
  Ритуальный характер, по-видимому, носило убийство почитаемого Русской Церковью царевича Димитрия,
 наследника русского престола, последнего представителя царствующего рода Рюриковичей. Таинственная смерть
 Димитрия стала прологом трагических потрясений Государства Российского.
  По вескому мнению митр. Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, загадка этого убийства заключается в
 том, что оно никому не сулило политических выгод. Не говоря о Годунове, отмечает владыка Иоанн,
 который, разумеется, отношения к преступлению не имел ни малейшего, боярская верхушка тоже со смертью
 наследника ничего не приобретала: во-первых, у Феодора вполне мог родиться сын, его законный преемник на
 Российском престоле, а во-вторых, даже в случае пресечения династии, что казалось весьма маловероятным (кто
 мог предвидеть постриг Ирины ), боярство не имело никаких шансов на власть народные волнения 1584 в
 Москве это ясно доказывали . Смерть царевича, считал митрополит Иоанн, могла быть выгодна только тому, кто
 стремился бы уничтожить саму Россию, нанося удар в наиболее чувствительное место церковно-государственного
 организма, провоцируя гражданскую войну и распад страны. В связи с этим небезосновательной выглядит версия
 о религиозно-символическом характере убийства Царевича, олицетворявшего собой будущее Православной
 русской государственности. Косвенными свидетельствами в ее пользу служат сегодня многочисленные
 доказательства ритуального характера убиения Царственных Мучеников в Екатеринбурге в 1918 году . Весьма
 показательно также, что одним из претендентов на Российский престол в Смутное время был Лжедмитрий II
 иудей по происхождению. Да и сам Лжедмитрий I (Гришка Отрепьев) поддерживался в своих притязаниях
 иудейскими кругами из окружения польского короля. Именно они выделили большую часть средств для похода на
 Москву.
  Согласно соборному решению иерархов Русской Церкви, был канонизирован ритуально умученный младенец
 Гавриил Белостокский, родившийся 20 марта 1684 в Волынской губ. 20 апреля 1690, в первый день православной
 Пасхи, он был похищен иудеями и распят ими на кресте, затем прободен в бок и исколот в различных частях тела,
 пока не была выпущена вся кровь. Спустя 30 лет после его погребения мощи его были найдены нетленными и
 перенесены в Свято-Троицкий монастырь в Слуцке Минской губернии. Мощи младенца-мученика лежали в
 гробике совершенно открытыми. Обе ручки младенца охватывали маленький наперсный крест. Пальцы исколоты.
  После того как Гавриила причислили к лику Святых, в службе ему Православной Церковью установлено
 читать: Первее бо кров твою помалу изливше, еле жива тя оставиша иудеи, да множайшим мукам предадут твое
 непорочное тело, еже и смерти предавше конечным кровеистощанием, на ниву в день Святой Пасхи тое без
 студне извергоша, мы же, твоя безчисленные раны целующе, подвиги твоя тепле прославляем .
  По всей России установилось всенародное почитание младенца-мученика. В день мученика-младенца
 Гавриила Белостокского 20 апреля повсюду собирались тысячи паломников.
  В ряде приходов РПЦ, в том числе зарубежной, почитается как местночтимый святой (священномученик)
 Андрей Киевский (Ющинский), ритуально умерщвленный 12 марта 1911. Его мертвое тело со множеством ран
 было найдено в пещере на окраине города Киева. Экспертиза установила, что причиной смерти несчастного
 ребенка послужило острое малокровие от полученных повреждений с присоединением явлений асфиксии
 вследствие воспрепятствования доступа к воздухоносным путям . В теле его осталось не более трети всего
 количества крови . Эта экспертиза была также подтверждена известным русским врачом, профессором Киевского
 университета П.А. Сикорским, который считал убийство Ющинского по его основным и последовательным
 признакам медленному обескровлению, мучительству и затем умерщвлению жертвы типичным в ряду
 подобных убийств, время от времени повторяющихся как в России, так и в других государствах. Обескровливания
 убиваемых, по мнению профессора Сикорского, вытекают из других оснований, которые, быть может, имеют для
 убийц значение религиозного акта.
  Хотя факт ритуального убийства был установлен с полной достоверностью, М. Бейлис был оправдан за
  недостаточностью улик , после того как в течение двухгодичного следствия были подкуплены и запуганы
 несколько следователей, отравлены трое детей, видевших, как Бейлис тащил Андрея Ющинского на кирпичный
 завод еврея Зайцева, где произошло убийство.
  Как отмечали современники, в течение пяти месяцев полными хозяевами следствия были противники
 ритуальной версии и буквально делали от имени следственной камеры все, что хотели: арестовывали одних,
 запугивали других, подкупали третьих, мистифицировали и печать, и судебную власть целым рядом ложных, а
 иногда даже и заведомо ложных сообщений. Однако же, несмотря на все усилия найти убийц среди
 родственников убитого или среди местных воров, несмотря на террор, угрозы и самые энергичные средства
 уличения до гримировки заподозренных и фабрикации фальшивых вещественных доказательств включительно,
  ничего не обнаружили. Тогда и только тогда был привлечен к следствию Бейлис, причем тотчас во всей
 европейской печати поднялся общий негодующий крик против нового направления следствия. Через несколько
 дней после привлечения Бейлиса умерли после угощения пирожным, принесенным сыщиком Красовским в
 отсутствие арестованной матери, дети-свидетели, показывающие, что видели, как Бейлис тащит Ющинского на
 завод. Покамест следствие дошло до Бейлиса, произошел целый ряд существенных перемен в местности, где
 совершено преступление: был построен новый забор, сгорело без видимых причин здание, в котором могло быть
 совершено убийство, вообще уничтожены все следы последнего. В руках осталась одна главная улика
 фотографические снимки с исколотого трупа, ранения которого не могли быть объяснены никакими обычными
 мотивами, кроме ритуальных, да приставшие к одежде убитого кусочки пропитанной кровью глины,
 показывающей, что убийство произошло не в квартире, где глины быть не могло, и не в пещере, куда труп был
 принесен уже окоченелым, а в таком глинистом месте, как кирпичный завод еврейской больницы. Если прибавить
 к этому установленное экспертизой раздевание Ющинского в момент нанесения ему ран в туловище с одеванием
 трупа после смерти и письмо Бейлиса к жене с рекомендацией Казаченко как нужного человека, с просьбой дать
 ему денег и указать ему, кто из свидетелей показывает против обвиняемого, то этим ограничатся все прямые
 улики обвинения. Их, несомненно, оказалось очень мало для того, чтобы осторожный суд совести мог обвинить
 Бейлиса, но их было все-таки вполне достаточно для того, чтобы не прекратить дело в стадии предварительного
 следствия.
  Несмотря на то что ритуальное преступление было совершено кучкой фанатиков-изуверов и вина за него никак
 не могла ложиться на всех иудеев, как, например, вина хлыстов-изуверов не могла очернить русский народ, весь
 иудейский мир России и зарубежья встал на сторону М. Бейлиса, огульно отрицая обвинения в его адрес, объявляя
 их происками антисемитов, кровавым средневековым наветом на невиновных , гонимых евреев .
  Еврейская и либерально-масонская печать всей своей силой обрушивается на суд и общественное мнение,
 намеренно искажает факты, фальсифицирует материалы следствия.
  Как писал прокурор по этому делу Виппер, ведь русская пресса только кажущаяся русская, в
 действительности же почти все органы печати в руках евреев. Я ничего не хочу говорить против еврейства, но
 когда читаешь еврейские газеты, еврейские мысли, еврейскую защиту, то действительно выступать против евреев
  значит вызвать упрек, что вы или черносотенец, или мракобес, или реакционер, не верящий в прогресс, и т.д.
 Евреи до такой степени уверены, что захватили в свои руки главный рычаг общественности прессу, что
 думают, что никто уже не посмеет возбудить против них такое обвинение не только в России, но даже и в других
 странах. И до некоторой степени они правы: в их руках, главным образом, капитал, и хотя юридически они
 бесправны, но фактически они владеют нашим миром, и в этом отношении пророчество Библии почти на наших
 глазах сбывается: тяжело их положение, но в то же время мы чувствуем себя под их игом. На это я обращаю ваше
 внимание потому, что, как я уже сказал, никто не думал, что правительство поставит когда-нибудь это дело на
 суде, всем казалось, не риск ли это со стороны правительства, многомиллионный русский народ думает об этом
 риске. Да разве мы можем закрывать глаза на то преступление, которое совершилось в Киеве, хотя бы это и
 грозило нам неприятностями, мы должны раскрыть его; но, с точки зрения евреев, мы не имеем права на это,
 иначе мы черносотенцы, мракобесы, реакционеры и желаем крови. Ведь это звучит почти обвинением. Ведь, в
 сущности, нас станут даже обвинять, что мы поставили процесс, что мы возбуждаем народ против евреев. Отнюдь
 нет. Меня даже удивляет следующее. Если бы евреи желали защитить Бейлиса, если бы они спокойно отнеслись к
 этому процессу, то сказали бы: пусть правосудие решит это дело, улик было немного, кроме соображений
 Красовского, которые я привел, и суд присяжных, которому они верят, увидя, что улик мало, мог оправдать, но
 евреи сами, сознавая, что Бейлис действительно виновен, вместо того чтобы сказать: пусть правосудие делает свое
 дело, старались запутать это дело, помешать правосудию. И поэтому, когда Бейлис был привлечен, они были
 изумлены: что такое сделали с Бейлисом, как смели судить ритуального преступника в ту эпоху, когда существует
 Государственная Дума, когда начнутся разговоры и когда могут привлечь к ответственности ряд
 правительственных лиц. Но правительство посмело, и Бейлис был привлечен .
  Несмотря на моральный и физический террор еврейских и либерально-масонских кругов, суд довел дело до
 конца. Однако уничтоженные во время предварительного следствия улики и гибель свидетелей лишили суд
 юридического основания вынесения обвинительного приговора. М. Бейлис был оправдан за недостаточностью
 улик . Тем не менее на суде была признана доказанность убийства со всеми признаками ритуальности . Весьма
 показательно, что, когда еврейские большевики захватили власть, киевские чекисты (они в то время были сплошь
 евреи) изъяли множество томов этого дела из архивов киевского суда и тут же уничтожили. Одновременно были
 расстреляны все лица, причастные к этому делу.
  О.Платонов
 
  РОВНО, город в западнорусских землях на р. Устья. Впервые упоминается в 1282. В XIV в. захвачен Литвой, в
 1569 Польшей. В 1793 возвращен России. В 1920 39 под польской оккупацией. В 1939 возвращен России. В
 годы Великой Отечественной войны в окрестностях Ровно существовало мощное партизанское движение под
 руководством Д. Н. Медведева, действовал легендарный русский разведчик Н. И. Кузнецов.
 
  РОГНЕДИНО, поселок городского типа в Брянской обл., центр Рогнединского р-на. Население 3,5 тыс. чел.
 Основан в 985 дочерью полоцкого кн. Рогволода Рогнедой, высланной сюда ее мужем киевским кн.
 Владимиром.
 
  РОД, в древнерусской языческой мифологии бог, творец вселенной, создатель всего видимого и невидимого
 мира. Представление о нем принадлежит к древнейшему слою славянской религиозности. Поклонение Роду
 фактически представляло собой культ единобожия, ибо все остальные языческие божества считались
 производными от единого Бога. Как отмечал Прокопий Кесарийский (VI в.), славяне считают, что один только
 Бог, Творец молний, является владыкой надо всем .
  В своей идее понятие о Роде приближалось к христианскому представлению о Боге Саваофе Боге Отце,
 Создателе всего сущего. Род выражал светлое, доброе первоначало, производными от которого были Сварог и его
 сын Дажьбог, прародитель русского племени. Со словом Род связано все самое значительное для русского
 человека. Род (семья, племя, династия), Народ, Родина, Природа, Родить, Урожай. К Роду у русских были особые
 чувства. Считая себя как бы правнуками главного Бога, они олицетворяли в нем свой род, его единство и
 неразрывную преемственность.
  О. Платонов
 
  РОДЗАЕВСКИЙ Константин Владимирович (11.08.1907-30.08.1946), русский общественный деятель.
 Родился в Благовещенске в семье адвоката. В 1925 бежал в Харбин. По профессии правовед. С н. 1930-х
 руководитель Всероссийской фашистской партии (Харбин, 1931 45). Партия Родзаевского имела мало общего с
 итальянским и германским фашизмом, носившим антихристианский характер. Родзаевский и его соратники были
 православными монархистами, преклонялись перед личностью Николая II и видели будущее Родины в
 возрождении традиционного русского Самодержавия. Родзаевский выпускал газету Наш путь и журнал
  Нация , выходившие под девизами Русский русскому друг и брат и Бог, Нация, Труд .
  Февральская революция, писал Родзаевский, обессилила Россию. Октябрьская отдала Россию
 международному еврейскому капиталу. Обе эти революции были, по существу, двумя актами одной страшной
 драмы, имя которой интернациональная революция, отвратительное порождение иудомасонов. На смену
 интернациональной революции мы выдвигаем национальную революцию, которая будет победой российской
 нации над иудейско-масонским интернационалом .
  К к. Великой Отечественной войны Родзаевский признал величие личности Сталина, восхищался победами
 русского оружия над Гитлером. После разгрома Японии, несмотря на возможность бежать, остался на территории
 Китая, подконтрольной Советской Армии. Был арестован и содержался в советском консульстве в Пекине, откуда
 писал письма Сталину, называя его национальным вождем России. В 1946 перевезен в Москву, где был осужден и
 расстрелян.
  О. Платонов
 
  РОДЗЕВИЧ Николай Николаевич (ск. 12.02.1919), русский педагог и общественный деятель. Директор
 Одесской гимназии. С 1904 член Русского Собрания. В 1908 избран председателем Одесского отдела Союза
 Русских людей. Создал одну из самых действенных патриотических организаций России, боровшуюся за
 интересы русских людей, против подрывной деятельности революционного и иудейско-масонского подполья. В
 1909 председатель Съезда русских людей в Москве. Один из активных организаторов совещаний и съездов
 патриотических сил. Редактор газеты Союза Русских людей Русский голос . Перед войной обращался к Николаю
 II с просьбой самому возглавить патриотическое русское национальное движение для борьбы с надвигающейся
 смутой.
  Убит еврейскими большевиками в ЧК.
  О. Платонов
 
  РОДИНА, отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному
 народу территория с ее природой, населением, общественным устройством, особенностями языка, культуры, быта
 и нравов.
  Русь Святая, православная, богатырская, мать святорусская земля таков образ Родины в сознании русского
 человека.
  Для русского народа характерно раннее осознание своего национального я . Это осознание начинается с
 чувства принадлежности человека не просто к племени или месту рождения, но к государству или большой
 территории, которая понимается им как его земля, земля его предков, за которую он готов положить свою голову.
  Уже в Повести временных лет отчетливо проявляется патриотическое сознание наших предков. Это
 осознание единства славянского народа (под которым подразумевается русский народ), стремление к единению
 Руси, а также провозглашение богоизбранности славянского народа (но не в плане противопоставления другим
 народам, а в моральном смысле первенства борьбы с мировым злом).
  Русские князья в XII в. клянутся именем земли Русской. Даниил Паломник в Иерусалиме возжигает на Гробе
 Господнем лампаду за всех христиан земли Русской . Лучше на Родине костьми лечь, чем на чужбине быть в
 почете, говорит Ипатьевская летопись.
  Родина есть живой дух народа, пребывание в котором дает твердое ощущение его блага и правоты. Любить
 Родину значит любить не просто душу народа , но национальный характер его духа (И. Ильин).
  Сквозь тысячу лет бытия на горестной земле, борьбы, трудов, войн, преступлений немеркнущее духовное
 ядро, живое сердце вот интуиция Родины (Б. Зайцев). Мать, мать родная, Родина-то наша, мы птенцы, так мы
 ее и сосем (Ф. Достоевский).
  О Родина святая! Какое сердце не дрожит, тебя благословляя (В. Жуковский). В минуты унынья, о Родина-
 мать, я мыслью вперед улетаю, еще суждено тебе много страдать, но ты не погибнешь, я знаю (Н. Некрасов). Если
 крикнет рать святая: Кинь ты Русь, живи в раю! , я скажу: Не надо рая, дайте Родину мою (С. Есенин). Я на
 нее, на Родину, глядела, я знала: это все мое душа моя и тело (А. Ахматова).
  См. также: Патриотизм.
  О. Платонов
 
  РОДИНА , русский патриотический клуб любителей памятников истории и культуры. Основан в 1962
 архитектором-реставратором П. Д. Барановским и художником И. С. Глазуновым. Создание клуба поддержали
 целый ряд выдающихся деятелей русской культуры, и в частности, художники П. Д. Корин и А. Коробов,
 академики Н. Н. Воронин и Б. А. Рыбаков, писатель Л. М. Леонов, архитектор П. Ревякин. Председателем клуба
 был А. Садов. Одной из важнейших задач клуба, писал впоследствии Глазунов, была пропаганда
 отечественного культурного и исторического достояния, привлечение как можно большего числа людей к его
 защите от окончательного большевистского разгрома. Эта тема постоянно звучала на наших вечерах, в
 организуемых нами газетных и журнальных публикациях. С этой же целью совершались экскурсии по
 историческим местам и древним русским городам . Кроме лекционной и экскурсионной работы члены клуба
 участвовали в реставрации памятников, и в частности Крутицкого подворья в Москве и Болдинского монастыря
 под Смоленском.
  При клубе возникла первая в советской России общественная комиссия по охране памятников, председателем
 которой стал главный редактор журнала Техника молодежи В. Д. Захарченко. Клуб имел свой герб на
 червленом щите сияла взятая из древней церковной рукописи буква Р , которую, как свечу или меч, крепко
 держала рука. Р Родина, Россия.
  Клуб воспитал целую плеяду замечательных русских патриотов, сыгравших в будущем большую роль в
 возрождении русского национального сознания, среди них В. Н. Ганичев, Ю. А. Бычков, Н. Д. Глушенко, Ю. П.
 Копосов, Н. И. Розов, В. Д. Ляпков. Эти люди, вспоминает Глазунов, стали тогда основной ударной силой
 нашего, нового для тех лет патриотического движения, вдохновляясь и загораясь ежедневно от все более и более
 открываемого нами мира русской культуры, а также встречаясь, как они говорили, с последними из могикан ,
 исповедующими беззаветную стойкость не только в охране памятников, но и в каждом живом проявлении русской
 души . Клуб Родина просуществовал до августа 1968 и был закрыт советскими властями во время событий в
 Чехословакии. Однако к тому времени его эстафету перехватили другие, еще более мощные патриотические
 организации, и прежде всего ВООПИК и Русский клуб .
  О.Платонов
 
  РОДИОН, св. апостол от 70-ти, празднуется 10/23 ноября, в народе называли его Ледоломом, потому что в
 этот день лед ломается, если ездить по нему.
 
  РОДИОНОВ Евгений Александрович (23.05.1977-23.05.1996), христианский воин-мученик. Был крещен в
 детстве скорее по традиции. Но в 12 лет он сознательно надел на себя крестик и уже не снимал его. Начал ходить
 на службы в церковь. Не стал, подобно многим сверстникам, уклоняться от армии. Попал в плен на чеченско-
 ингушской границе: боевики, замаскированные под видом машины скорой помощи , коварно захватили солдат с
 блокпоста.
  Евгений мог бы спасти свою жизнь, перейдя в мусульманство и сняв крест (так поступали некоторые), но 19-
 летний солдат выбрал мученическую смерть христианина: после трехмесячных пыток он был обезглавлен
 боевиками в день его рождения. Мать его позже с огромным трудом и риском разыскала и выкупила его останки.
  Священник Тимофей Сельский пишет по этому поводу: Трудно служить своему отечеству, во главе которого
 стоят его предатели. Но все же именно это служение способно вдруг совершить в человеке удивительное
 нравственное преображение. Несколько таких примеров дала чеченская война, когда пленные русские ребята
 отказывались принять ислам и становились мучениками за Христа, хотя в мирной жизни, кажется, особо не
 усердствовали к Церкви... И вот предварили нас во Царствии Божием со всеми нашими познаниями в области
 экклезиологии. Что возвело их сразу на высоту святости Конечно, особая благодать Божия, поданная в ответ
 не на что-то духовное, а на чисто душевное на русскую верность долгу, на усердие человека служивого,
 который не стремится спрятаться в частную жизнь .
 
  РОДИТЕЛИ И ДЕТИ, в традиционных русских семьях взаимоотношения родителей и детей вплоть до XX
 века строились, как правило, на православных патриархальных началах уважении и почитании старших. В
 крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров,
 чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших , писали из Тульской губ. на рубеже XVIII
  XIX вв. Уважительное отношение к родителям и к старшему поколению в целом прослеживается по источникам
 по всей территории расселения русских, хотя уже в XVIII в., а особенно в XIX в., отмечалось некоторое
 ослабление авторитета стариков. Но общественное мнение резко осуждало лиц, позволивших себе непочтительное
 отношение к старшим.
  Прошу вас, вселюбезные мои детушки и невестушки, писал в 1797 в частном письме крестьянин
 Семипалатинского у. Худяков, почитайте свою родительницу и во всем к ней повиновение и послушание и без
 благословения ея ничево не начинайте, отчево будете от Бога прославлены и от людей похвалены...
  Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на
 протяжении всей их жизни. Дети обязаны родителей во всем слушаться, покоить и кормить во время болезни и
 старости , сообщал о представлениях крестьян житель Орловской губ. в самом конце XIX в.
  До выделения из отцовской семьи в самостоятельное хозяйство сын должен был подчиняться родителям во
 всех делах и хозяйственных, и личных. При этом делами сыновей занимался преимущественно отец, а дочерей
  мать. На дочерей безусловная родительская власть распространялась до выхода замуж. Отец решал вопросы об
 отдаче сына в ученье, внаем, об отправке на сторону на заработки. Сын, а тем более дочь не могли оставить отчий
 дом произвольно. Браки заключались по воле родителей. Иногда даже по принуждению; но по большей части
 обоюдное согласие молодых должно было непременно сопровождаться одобрением родителей. Свадьба, как
 правило, не проходила без благословения родителей. В случае их смерти благословляли крестные отец и мать.
  Считалось, что сын или дочь не имеют права противоречить отцу. Если родители обращались к своей общине
 или в волостной суд с жалобой на непокорность сына или дочери, дело, как правило, решалось однозначно в
 пользу старших. Так, житель Пошехонья отмечал: За непочтение детей родители могут обращаться в волостной
 суд, который без разбирательства, только по жалобе родителей, наказывает непокорных детей .
  Степень подчинения детей родителям резко менялась с выделением сына или выходом замуж дочери. Отец и
 мать практически теряли власть над ними, по крестьянским представлениям. Вот тут-то и выступала уже в чистом
 виде нравственная основа их отношений уважение, любовь, забота, стремление поддержать и обеспечить
 старых и больных родителей. И в этот период тоже общественное мнение деревни и ее юридические обычаи были
 на стороне родителей.
  Дети, достигнув совершеннолетия, должны покоить и ухаживать за родителями в их старости, и давать им
 приличное содержание, и всегда оказывать им почтение и повиновение. На обязанности детей честно
 похоронить родителей и поминать их так это было принято в Ярославской губ. У русских крестьян на Алтае в
 неписаном, обычном праве этот вопрос решался тоже однозначно: дети обязаны содержать родителей, если они
  не способны содержаться собственными трудами .
  Религиозно-нравственная основа взаимоотношений двух поколений в семье особенно четко проявлялась в
 крестьянских представлениях о значении родительского благословения и родительского проклятья.
  Родительскому благословению здесь придают громадное значение , решительно утверждал корреспондент
 Этнографического бюро из Ярославской губ. в 1900. Он рассказывал, в частности, как один из крестьян с.
 Пречистого Карашской волости, вернувшись с дальних заработков, не застал своего старика отца в живых не
 успел получить от него благословения. С тех пор прошло пять лет, но он продолжал горевать и всякую неудачу,
 которая его постигала, объяснял тем, что не получил родительского благословения.
  Родительское благословение давалось перед свадьбой (когда начинали собираться в церковь, родители
 благословляли иконой), перед отъездом в дальнюю дорогу, перед смертью отца или матери (на всю оставшуюся
 жизнь детей). Его получали и просто перед каким-либо ответственным или опасным делом. Наблюдатель из
 Вельского уезда (Вологодчина) рассказывал, что даже сын, у которого были плохие отношения с матерью, уходя в
 бурлаки, просил у нее благословения. Даром что в ссоре жили, а попросил благословенья: не смел без его уйти ,
  говорила мать.
  Крестьяне придавали большое значение и молитве отца или матери за детей. Сила родительской молитвы
 неотразима , утверждал житель села Подбушка Жиздринского у. Калужской губ. Молитва родителей и со дня
 моря поднимет , вторит ему крестьянин Ф.Е. Кутехов из Егорьевского у. Рязанской губ.
  Человек же, получивший проклятье кого-либо из родителей, ожидал для себя тяжелые беды и несчастья. На
 проклятого родителями все смотрели как на отверженного. Широко ходили в народе рассказы, в которых даже
 почти случайно, по мелкому поводу, произнесенное матерью слово проклятый или проклятая отдавало того, к
 кому оно относилось, во власть нечисти, и требовались особенные молитвенные усилия, чтобы вырвать его из
 этого состояния.
  Обязанности родителей в отношении детей также четко осознавались в крестьянской среде и были
 подкреплены положениями обычного права. Среди этих обязанностей наряду с содержанием детей всегда
 подразумевалось их религиозно-нравственное и трудовое воспитание (см.). В сообщении из Знаменской волости
 Волховского у. Орловской губ. обязанности родителей по представлениям местных крестьян перечислены в

<< Пред.           стр. 170 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу