<< Пред.           стр. 171 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 таком порядке: кормить, содержать, учить страху Божию и грамоте, приучать к домашней и полевой работе,
 женить и выдавать замуж. Близкая к этой информация содержится и в документах по другим территориям.
  М.М. Громыко
 
  РОДНИКИ, город в Ивановской обл., центр Родниковского р-на. Расположен в междуречье Волги и Клязьмы,
 на р. Юкше. Население 31,8 тыс. чел.
  Известен с 1606 как владение Суздальского Покровского монастыря. С к. XVIII в. в Родниках развивается
 текстильное производство; в 1820 появились ткацкие и красильно-отделочные предприятия, на основе которых
 позднее возник крупный текстильный комбинат Товарищество мануфактур A.M. Красильщиковой с сыновьями .
 
  РОЖАНИЦЫ, в языческой мифологии Древней Руси дочери бога Рода, творца всего сущего. Считались
 небесными хозяйками мира и покровительницами человеческой судьбы. Обычно представлялись в образе двух
 крупнейших созвездий: Большой Медведицы (древнерусское название Кола, в том числе Полярная звезда Лось)
 и Малой Медведицы. По древним представлениям, рожаницы господствовали над небом, землей, подземными и
 подводными силами, порождали все поголовье животных, рыб и птиц, необходимых людям.
  О.П.
 
  РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ собор в Суздале, построен в 1222 25 (верхняя часть перестроена в XVI в.).
 Большой шестистолпный храм с тремя притворами завершался первоначально тремя главами. Его создатели
 свободно интерпретировали конструктивную логику в убранстве фасадов: они пересекали лентой плетенки и
 резными камнями лопатки, покрывали резьбой и разрывали бусинами колонки порталов. На фоне кладки из туфа
 особенно четко выделяются белокаменные лопатки и тяги, резной белокаменный пояс и рельефы. Роскошные,
  писанные золотом медные двери собора отражают любовь к узорочью. Более орнаментальной становится и
 внутренняя фресковая живопись. Храм теряет церемонную парадную представительность, его облик живописен и
 жизнерадостен, отражает духовное совершенство и могущество Святой Руси.
 
  РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ В ПУТНИКАХ храм в Москве, построен в 1649 52. Его основной объем
 увенчан тремя шатрами, шатром завершается и боковой придел, и еще один шатер несет колокольня. Комплекс
 храма завершается живописной группой из пяти небольших шатров.
 
  РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ПАФНУТИЕВ БОРОВСКИЙ мужской монастырь, Калужская еп., в
 окрестностях г. Боровска, на берегу р. Протвы. Основан прп. Пафнутием в 1444; в 1610 был разорен Тушинским
 вором, в 1812 французами. В Боровской обители было шесть каменных храмов: соборный в честь Рождества
 Богородицы, во имя Илии Пророка, во имя вмц. Ирины, в честь Рождества Христова, во имя св. Митрофана,
 патриарха Цареградского, и во имя Всех святых. В соборе Рождества Богородицы почивали мощи основателя
 монастыря в раке, обложенной серебром.
  С.В. Булгаков
 
  РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ , чудотворная икона. Находилась в Лукиановой пустыни
 Александровского у. Эта икона была с 1594 храмовой в с. Игнатьеве. Она три раза являлась в пустынном месте, в
 трех верстах от села. Тогда церковь перенесли из Игнатьева на место явления иконы, а впоследствии времени
 здесь основана обитель.
  Празднуется 8/21 сентября.
  Прот. И. Бухарев
 
  РОЖДЕСТВЕНСКИЙ женский монастырь, Московская еп., в Москве на Рождественке, на горе, под
 которой протекала р. Неглинная. Основан в 1386 матерью кн. Владимира Андреевича Храброго, кн. Марией, в
 иночестве Марфой, погребенною в 1395 в этой обители. В 1525 здесь была пострижена супруга вел. кн. Василия
 III Соломония Сабурова.
  В монастыре три храма: соборный в честь Рождества Богородицы, во имя св. Иоанна Златоуста (1676) и во имя
 сщмч. Евгения, под колокольней.
  С.В. Булгаков
 
  РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, христианский праздник. Установлен с первых времен христианства в
 память события, описанного в Евангелии от Луки. В V в. Анатолий Цареградский, в VII в. св. Андрей Критский, в
 VIII в. св. Иоанн Дамаскин, в IX в. монахиня Кассия и другие песнопевцы написали стихиры, каноны и прочие
 песнопения, которыми церковь и доныне прославляет Крестителя 24 июня и в день попразднества 25 июня.
 Древние христиане особенно прославляли Предтечу, Иосиф Флавий высоко превозносит его, позднейшие
 иудейские писатели включают его в число знаменитых мужей своего народа и даже магометане знают его и
 считают святым мужем, ибо в Коране есть сказание о его рождении и высоком значении. (См. также: Иванов
 день). Празднуется 24 июня/7 июля.
 
  РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, начало всех христианских праздников. И не только потому,
 что это первый двунадесятый праздник нового церковного года (1/14 сентября начало индикта церковное
 новолетие), но и начало исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевших над ним
 проклятия и гибели. Это праздник всемирной радости. Родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру
 Сына Еммануила Спасителя. Церковь называет Ее Лествицей, по Которой сошел в дольный мир Христос и по
 Которой поднимается в горний мир человек. Рождение Девы Марии плод праведной, благочестивой и
 богоугодной жизни родителей Ее Иоакима и Анны, плод их терпения и молитв, крепкой веры, плод живого
 упования на Бога и Его всесильную помощь. Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли
 смертныя свободистася, Пречистая, во святем Рождестве Твоем (кондак праздника). Прося помощи себе
 избавить их от позора бесплодия, они вымолили прощение всему человечеству, как бы искупили своей
 благочестивой жизнью прародительский грех и тем самым избавили от вечной смерти Адама и Еву. Прародители
 Адам и Ева своим непослушанием ввергли мир в рабство дьяволу, а родители Богородицы Иоаким и Анна своим
 смирением положили начало сладкому игу Христову .
  Праздник этот, отмечаемый 8/21 сентября, назывался в народе Госпожинками или Пречистою второю (малою)
 для отличия его от дня Успения. В основании этих названий лежат известные наименования, которые
 обыкновенно придаются нашею Церковью Пресвятой Деве Марии. Нередко еще 8 сентября слывет под именем
 Аспожка, Спасова или Аспасова дня. В этих наименованиях смешано троякое производство: Спас (1, 6 и 16
 августа), Госпожа (15 и 31 августа) и пожни после жатвы. Теми же именами называется вся неделя с 1/14 по
 8/21 сентября.
  И.П. Калинский
 
  РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО, великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в
 Вифлееме. Празднику Рождества Христова предшествует сорокадневный Рождественский, или Филиппов, пост.
 Канун, или день навечерия праздника, проводится в строгом посту и называется сочельником или сочевником, так
 как в этот вечер, по церковному уставу, употребляется в пищу сочиво сушеные хлебные зерна, размоченные
 водой. Пост этот хранится до вечерней звезды. Празднование Рождества Христова Церковью установлено еще с
 IV в., в V в. написаны для этого праздника священные песнопения. До 1917 в навечерии Рождества Христова
 совершали Царские часы, на которых возглашалось многолетие царю, и всему царствующему дому, и всем
 православным христианам. Во время часов Церковь вспоминает различные события и ветхозаветные пророчества,
 относящиеся к рождению Христа. После полудня, кроме субботы и воскресенья, совершается литургия Василия
 Великого. Всенощное бдение начинается великим повечерием, на котором Церковь выражает свою духовную
 радость пением пророчественной песни: Яко с нами Бог . В пределах предпразднества и попразднества
 Рождества Христова заключается 12 дней. В православной Русской Церкви в праздник Рождества Христова
 богослужение еще торжественней, так как после литургии совершается в благодарственном молебном пении
 воспоминание избавления от нашествия галлов и с ними дванадесяти язык в 1812.
  Русские люди верили, что в праздник Рождества Христова, как важнейший и радостнейший день церковный,
 подобно тому как и на другие важнейшие праздники, играет солнце. И самый день этот считался началом зимы. В
 одном рукописном сборнике XVII ст. замечается: Месяца декемврия в 25 день еже по плоти Рождество Господа
 Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, отселе начинается зима . В Древней Руси существовала целая система
 заключений и соображений, которая основана была главным образом на том, в какой именно день недельный
 приходится праздник Рождества Христова. Так, например, в одном памятнике читаем: Аще случится Рождество
 Христово в неделю, будет зима растворенна, весна мокра, лето сухо, осень ветренна, воем радование, ...плодов
 изобилие, четвероногим множество, мед мног, юным пагуба. Аще случится Рождество Христово в
 понедельник, то зима добра будет, весна и лето мокро и т.д.
  Важнейшим из обычаев, относящихся к празднику Рождества Христова был обряд славления, сохранившийся
 в XIX в.; он состоял в хождении причтов по домам с молитвой и пением. В праздник Рождества Христова, когда
 раздавался благовест к литургии, сам патриарх со всем духовным синклитом приходил славить Христа и
 поздравлять государя в его палаты; оттуда все шли с крестом и святою водой к царице и другим членам царского
 семейства. Миряне в праздник Рождества Христова имели обычай посещать друг друга. Петр Великий сам с
 великою охотою следовал этому обычаю и ходил к своим боярам и придворным. Славильщиков дарили каким-
 либо подаянием; так, даже в позднее время, в царствование имп. Екатерины II, о Рождестве Христове давалась
 певчим дача, известная под названием славленной дачи . В расходной книге Чудова монастыря на 1645
 записано, что в праздник Рождества Христова много роздано денег рождественским славильщикам, придворным
 певчим и крестным дьякам . В Южной Руси славлением на праздник Рождества Христова особенно занимались
 школьники, которые при этом имели обычай приветствовать хозяев дома латинскими и греческими рацеями и
 виршами. В н. XVII в. к обряду славления присоединено было ношение так называемого вертепа, или ящика, в
 котором представлялись в лицах события и обстоятельства рождения Иисуса Христа. Что касается происхождения
 обряда славления, то можно полагать, что он относится к глубокой древности христианской; начало его можно
 видеть в тех поздравлениях, которые в свое время приносили еще имп. Константину Великому его певчие,
 распевая при этом кондак Рождеству Христову: Дева днесь Пресущественнаго раждает . Нет сомнения, что
 основанием для этого послужили некоторые обстоятельства рождения Иисуса Христа и, как видно, именно весть о
 рождении Спасителя, которую вифлеемские пастыри услышали от ангелов.
  Но между благочестивыми обычаями старины были и такие, которые носили на себе слишком заметный
 отпечаток язычества. Некоторые из них сохранялись в нашем народе еще в XIX в., напр., т. н. колядование. В
 Стоглаве говорится, что на праздник Рождества Христова сходятся мужи и жены и девицы на нощное
 плещевание и на бесчинный говор, и пр., и на многие богомерзкие дела . Архимандрит Киево-Печерской лавры
 Гизель, говоря о Коляде, также замечает, что неции памяти беса Коляды и доселе не перестают обновляти, начен-
 ше от самого Рождества Христова, по вся святые дни собирающеся на богомерзкие игралища, песни поют, и в
 них, аще и о Рождестве Христовом вспоминают; но зде же беззаконно и Коляду, ветхую прелесть диавольскую,
 много повторяюще, присовокупляют . В Номоканоне Афонской горы, напечатанном в Киеве в 1624, говорится о
 празднике Рождества Христова, что и ныне в одежду женскую мужие облачаются и жены в мужскую, якоже в
 странах лятских зле обыкоша творити . Как видно из приведенных свидетельств, в праздник Рождества Христова
 наши предки совершали под именем Коляды празднество, сохранившееся от языческих времен. Это празднество
 посвящено было солнцу как самому могущественному и благодетельному деятелю в природе. В декабре солнце
 поворачивается на лето, и в этом-то постепенном возрастании светоносной силы солнца наши предки видели его
 возрождение. Поэтому в честь такого радостного события, совершившегося на небе, русские люди жгли костры и
 особенно посвящали этому делу ночи на Рождество Христово, на Новый год и Крещение.
  Рождество Христово празднуется 25 декабря/7 января.
  И. П. Калинский
 
  РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ женский монастырь, Ярославская еп., в Ростове. Основание его относят
 к 1391 и приписывают свт. Феодору, первому архиеп. Ростовскому. Здесь находилась богато украшенная
 жемчугом и драгоценными камнями чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, по преданию
 благословение свт. Феодора созданной им обители, списанная им лично с подлинника.
 
  РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ мужской монастырь, Владимирская еп., во Владимире, близ Клязьмы; в
 н. XX в. архиерейский дом. Основан вел. кн. Всеволодом Юрьевичем в 1192. Древняя обитель вместе с городом
 много пострадала от татар в 1238 и после от пожаров, но каменная церковь ее, построенная кн. Всеволодом, в 1858
 была возобновлена и реставрирована. С 1774 монастырь обращен в архиерейский дом. Здесь был погребен св.
 Александр Невский. В монастыре хранилась икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая св. кн.
 Александру; она была с ним в битве со шведами и ливонскими рыцарями в 1242. Под крестовой церковью
 находились: церковно-историческое древлехранилище, заключающее в себе множество памятников древности,
 библиотека.
  С.В. Булгаков
 
  РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ АНТОНИЕВ мужской монастырь, Новгородская еп., в Новгороде на
 берегу р. Волхова. Основан прп. Антонием Римлянином. Каменный соборный храм во имя Рождества Пресвятой
 Богородицы построен прп. Антонием, освящен в 1119. Здесь в серебряной раке, сооруженной в 1860, открыто
 почивали мощи прп. Антония и под спудом почивали мощи свв. пяти братьев Алфановых: Никиты, Кирилла,
 Никифора, Климента и Исаакия. К числу достопримечательностей монастыря относились: колокол и 6 мозаичных
 икон XII в., каменный шестиконечный крест, ветвь морской травы, или морская трость, которую прп. Антоний, по
 преданию, держал в руке во время чудесного прибытия в Новгород, камень, на котором приплыл он, два медных
 паникадила и две фелони, по преданию принадлежавшие прп. Антонию. В память открытия мощей прп. Антония
 ежегодно совершался в первую пятницу после Петрова поста крестный ход из Софийского Новгородского собора
 в монастырь; по окончании литургии св. мощи обносились с крестным ходом вокруг монастырского соборного
 храма.
  С.В. Булгаков
 
  РОЗАНОВ Василий Васильевич (20.04.1856-5.02.1919), русский мыслитель, писатель, публицист. Родился в
 Ветлуге (Костромской губ.). Детские годы его прошли в нищете. Закончил Московский университет. С 1899 до
 1917 постоянный сотрудник русской патриотической газеты Новое время , соратник ее издателя А. С. Суворина.
 По своим воззрениям был близок к славянофилам, разделял с ними веру в начала соборности, общинности,
 совместного владения землей и склонности к артельной форме труда, видя в полном развитии этих начал
 обещание жизни более высокой, гармоничной и примерной, нежели в какой томится Европа . Важнейшим
 вопросом общественной жизни считал семью, тесно связывая ее с темой пола. Именно через пол, полагал Розанов,
 человек связан со всей природой. Пол нечто мистическое, глубинная тайна его не может быть познана. Связь
 пола с Богом большая, чем связь ума с Богом, даже чем связь совести с Богом . В ряде случаев Розанов
 позволяет себе неосновательную, довольно поверхностную критику христианства, превращая свою религиозную
 философию в апологию земных радостей обыденной жизни. Основные труды: Легенды о Великом Инквизиторе
 (1891), Семейный вопрос в России (тт. 1 2, 1903), Темный лик. Метафизика христианства (1911),
  Уединенное (1912), Опавшие листья (1913 15), Апокалипсис нашего времени (1917-18).
  Особое внимание Розанов уделял еврейскому вопросу, считая его важнейшим вопросом всемирной истории. В
 своей книге Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови Розанов раскрывает тайны иудейских
 ритуалов, умертвляющих христианских детей. Исследовав убийство Андрея Ющинского, Розанов делает вывод,
 что мальчик стал жертвой ритуала и еврейского фанатизма , имевшего для иудеев высший религиозный смысл.
  Как мало мы знаем еврейство и евреев! делает вывод из своего исследования Розанов. Мы ведь совсем их
 не знаем. Как они умело скрывают под фиговым листом невинности силу громадную, мировую силу, с которой с
 каждым годом приходится все больше и больше считаться .
  О. Платонов
 
  РОКОССОВСКИЙ Константин Константинович (9/21.12.1896-3.08.1968), Маршал Советского Союза
 (1944), маршал Польши (1949), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Родился в г. Великие Луки в семье
 железнодорожника. В Первую мировую войну младший унтер-офицер. С октября 1917 в Красной гвардии,
 затем в РККА. Участник боев на КВЖД. В Великую Отечественную войну командовал армией в Московской
 битве, Брянским, Донским фронтами (в Сталинградской битве), Центральным, Белорусским, 1-ми 2-м
 Белорусскими (в Висло-Одерской и Берлинской операциях) фронтами. В 1945 49 главнокомандующий
 Северной группой войск. В 1949 56 министр национальной обороны и заместитель председателя Совета
 Министров ПНР. В 1956 57 и 1958 62 заместитель министра обороны СССР.
 
  РОКОТОВ Федор Степанович (1735-12.12.1808), живописец-портретист. Из крепостных.
  В биографии Рокотова многое еще не выявлено. Он происходил из крестьян подмосковной вотчины князя П.
 И. Репнина, но смог освободиться от крепостной зависимости. Рокотов стал известен вельможе и меценату И. И.
 Шувалову, по распоряжению которого был принят в Академию художеств. Быстро овладел мастерством
 портретиста. В ранних парадных портретах Г. Г. Орлова (1762 63), вел. кн. Павла Петровича (1761), Екатерины
 II (1763) видно, что он прекрасно усвоил приемы западноевропейского парадного портрета и традиции русского
 портрета 1-й пол. XVIII в.
  После получения звания академика Академии художеств Рокотов покинул в 1766 Петербург и переехал в
 Москву. В 1770-е создал ряд камерных портретов поэта В. И. Майкова, сочинителя Н. Е. Струйского и его
 жены, писателя А. П. Сумарокова, членов семьи И. И. Воронцова, Неизвестного в треуголке , Неизвестной в
 розовом платье и др. Модели Рокотова объединены неким духовным родством, внутренней жизнью,
 отстраненностью от суеты и погони за мимолетными успехами. Рокотовские портреты узнаваемы: у его моделей
 удлиненные, слегка прищуренные глаза, едва заметная грустная улыбка, полная загадочности; лицо и часть
 фигуры портретируемых выступают из темноты, окутанные воздушной дымкой.
  В 1780-е таинственную полумглу на портретах сменяют более отчетливые красочные тона и более
 определенные объемы (портреты В. Н. Новосильцевой, 1780, Е. В. Санти, 1785, В. Н. Суровцевой, 1785, и др.).
 Увлекавший Рокотова идеал красоты и человеческого достоинства предстает теперь как свойственное людям
 чувство высокого духовного превосходства, собственной значимости, с легким оттенком разочарованности.
 Рокотов дает яркие индивидуальные характеристики портретируемых, за внешней замкнутостью проступает
 богатый духовный мир личности.
  Л. В. Вдовина
 
  РОМАН РЯЗАНСКИЙ, князь (1237-19.07.1270), обвинен перед татарским ханом в том, что он поносил
 языческую веру. Защищаться он отказался, и тогда хан предал его мучителям. Но под пытками блгв. князь не
 переставал проповедовать Христову веру; тогда озлобленные татары отрезали ему язык и всего изрезали. Когда
 же осталось одно туловище еще с искрами жизни, палачи содрали с головы кожу и воткнули голову на копье. В
 1812, в день памяти св. кн. Романа, одержана была при Клястицах первая победа над французами. В память этого
 был написан образ св. кн. Романа на стене храма Христа Спасителя в Москве.
  Память блгв. кн. Роману отмечается 19 июля/1 августа.
 
  РОМАН (Романко, в крещении Борис) МСТИСЛАВИЧ (Феодорович) (ск. 14.10.1205), великий галицко-
 волынский князь. Сын вел. киевского, а затем вел. владимиро-волынского кн. Мстислава (Феодора) Изяславича
 (Пантелеймоновича) и вел. кн. Агнессы (до замужества польской княжны, дочери вел. польского кн. Болеслава
 Кривоустого).
  В 1168 70 Роман княжил в Новгороде Великом, затем во Владимире-Волынском и Торческе. В 1199
 объединил под своей властью Владимиро-Волынскую и Галицкую земли.
  Роман был выдающимся полководцем и государственным деятелем. Он совершил победоносные походы на
 ятвягов, половцев, поляков, участвовал в междоусобной борьбе на Руси, подчинил себе мятежное галицкое
 боярство. Одних бояр Роман уничтожил, других изгнал из Галича, конфисковав их земли. Он перестал считаться с
 великим киевским князем Рюриком Ростиславичем, приходившимся ему тестем, захватил Киев, а его владетеля
 постриг в монахи. Римский папа Иннокентий III прислал к Роману своих легатов, убеждая принять католичество,
 за что обещал провозгласить его королем Руси. Но Роман отклонил это предложение, заявив папским послам, что
 не нуждается в мече св. Петра, добывая себе города и земли кровью с помощью собственного меча. Воинские
 подвиги Романа отмечены Словом о полку Игореве . Его автор так писал о Романе и его двоюродном брате
 Мстиславе Ярославиче, князе пересопницком: А ты, славный Роман, и ты, Мстислав! Храбрая дума на подвиг вас
 зовет. Высоко взлетаешь ты на подвиг ратный в отваге, словно сокол, на ветрах парящий, что птицу в ярости
 хочет одолеть. У вас железные кольчуги под шлемами латинскими, от них дрогнула земля, и многие страны
 Хинова, Литва, Ятвяги, Деремела и Половцы сулицы свои побросали и головы свои склонили под те мечи
 харалужные...
  Роман погиб в сражении с поляками при Завихосте и был похоронен в Галиче.
  Древний автор писал о нем: Сей Роман Мстиславич... ростом был хотя не весьма велик, но широк и надмерно
 силен; лицом красен, очи черные, нос великий с горбом, власы черны и коротки; вельми яр был во гневе; косен
 языком, когда осердится, не мог долго слова выговорить; много веселился с вельможи, но пиан никогда не был.
 Много жен любил, но ни едина им владела. Воин был храбрый и хитр на устроение полков, наипаче же показал,
 когда венгров великое войско с малым своим разбил. Всю жизнь свою в войнах препровождал, многие победы
 получил, а единою побежден был. Того ради всем окрестным был страшен... (Пересказ В. Н. Татищева).
  Польский хронист Мацей Стрыйковский отмечал, что Роман называл себя русским королем.
  О. М. Рапов
 
  РОМАН ЧУДОТВОРЕЦ, преподобный, празднуется 27 ноября/10 декабря. Согласно Сказанию о святых
 русские люди молились св. Роману об избавлении от бесплодства и бесчадия и при трудных родах.
 
  РОМАНОВ-БОРИСОГЛЕБСК (с 1918 Тутаев), город в Ярославской обл., центр Тутаевского р-на.
 Расположен на западном склоне Даниловской возвышенности. Население 45,7 тыс. чел.
  Основан не позднее 1283 угличским кн. Романом Владимировичем на левом берегу Волги, напротив
 Борисоглебской слободы под названием Романов. С 1491 вошел в состав Московского государства. В XVII в. был
 известен строительством небольших быстроходных и маневренных судов-романовок. В 1777 статус уездных
 городов получили Романов и Борисоглебская Слобода, которые в 1822 объединены в город Романов-
 Борисоглебск. До 1917 был известен овчинно-меховым и валяльным промыслами.
  Архитектурные памятники: Воскресенский (1652 78) и Крестовоздвиженский (1658) соборы, Казанско-
 Преображенская церковь (1758) с отдельно стоящей шатровой колокольней.
 
  РОМАНОВ-НА-МУРМАНЕ (с 1917 Мурманск), незамерзающий порт в Кольском заливе Баренцева моря.
 Основан в 1916 в связи со строительством Мурманской железной дороги и порта.
 
  РОМАНОВЫ, Дом Романовых, правившая в России до 1917 царская фамилия, взошедшая на престол в 1613
 по избранию Земского собора, ранее того принадлежавшая к знатным боярским фамилиям Московского
 государства и через первую супругу Ивана IV Васильевича, царицу Анастасию Романовну, урожденную Романову,
 родственная угасшему царскому дому. Род бояр Романовых ведется с XIII в. от выходца из западнорусских земель
 Ивана Дивиновича, по преданию, потомка прусско-литовских местных князей. Дивинович принял на Руси
 христианство и поступил на службу к московскому князю, так что род Романовых исконный московский род.
 Сын Дивиновича Андрей Иванович, по прозванию Кобыла, служил Иоанну Калите и Симеону Гордому, в
 летописи упоминается как боярин (под 1347), так что боярское звание Романовы стали носить уже с 1-й пол. XIV
 в. Андрей Кобыла имел пять сыновей, из которых младший, Феодор Андреевич, носил прозвище Кошки. Тоже и
 боярин Федор Кошка пользовался большим доверием Дмитрия Донского и Василия I. Во время похода Дмитрия
 против Мамая боярину Федору Кошке было поручено блюсти Москву. Сын его Андрей Федорович, внук Иван
 Андреевич и правнук Захарий Иванович именовались Кошкиными, а сын Захария Юрий писался двойной
 фамилией Захарьина-Юрьева так же, как и его сын Роман. Дети же Романа Юрьевича писались просто
 Романовыми, каковая фамилия и стала с этих пор неизменной.
  В числе детей Романа Юрьевича находилась и царица Анастасия, популярность которой отразилась и на
 популярности его рода, особенно брата ее боярина Никиты Романовича (ск. 1585) и его сыновей. Эта
 популярность пробудила подозрительность царя Бориса Годунова, который решил отделаться от Романовых. Все
 представители рода были схвачены и заточены. Из пяти племянников царицы Анастасии трое погибли в заточении
 (Александр удавлен, Михаил уморен голодом, Василий умер в тюрьме, прикованный к стене), а двое пережили
 правление Бориса и Смутное время, были возвращены и кончили жизнь в почете. Из них Федор Никитич был
 пострижен в монахи под именем Филарета и по воцарении сына Михаила на престол всей Руси получил сан
 патриарха, являясь настоящим родоначальником царствующего дома.
  Дальнейшие судьбы Романовых есть история России, а генеалогическое разветвление фамилии явствует из
 прилагаемого родословного дерева.

<< Пред.           стр. 171 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу