<< Пред. стр. 172 (из 245) След. >>
С. Ю.РОМНЫ, город в Малороссии у слияния рек Сулы и Б. Ромен (бассейн Днепра). Возник в к. X в. как один из
укрепленных пунктов Древнерусского государства. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1096. С
1781 утвержден городом. В 1802 1917 уездный город Полтавской губ. Один из крупных торговых центров,
известный своей Ильинской ярмаркой.
РОПША, поселок в Ленинградской обл., в Ломоносовском р-не, на р. Стрелке. Известен с 1500 как с. Храпша.
С XVII в. шведская мыза (на Княжьей горке, близ Ропши, сохранилась кирха, с н. XVIII в. церковь Петра и Павла).
Около 1713 Петр I создал в Ропше лечебную усадьбу на местных минеральных источниках. В 1762 в Ропше
заговорщиками был убит низложенный император Петр III. В 1796 1917 принадлежала императорской фамилии.
Сохранился дворцово-парковый ансамбль: дворец (ок. 1725), хозяйственные постройки XVIII н. XIX в.,
здание бывшей бумажной фабрики (1788 94).
РОСЛАВЛЬ, город в Смоленской обл., центр Рославльского р-на. Расположен на юго-западной окраине
Смоленской возвышенности, на левом берегу р. Остёр. Население 61 тыс. чел.
Основан около 1137 смоленским кн. Ростиславом как крепость на юго-западной границе Смоленского
княжества под названием Ростиславль. В 1376 1512 (с перерывом в 1500 03) Ростиславль входил в состав
Великого княжества Литовского. В 1512 взят русскими войсками, с 1552 отошел к Московскому государству. В
1618 54 под оккупацией Польши. Окончательно возвращен в состав России в 1654.
РОСЛАВЛЬСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ мужской монастырь, Смоленская еп., в
подмонастырской слободе Рославля. Основан до 1560; в к. XVIII в. обращен в приходскую церковь; восстановлен
в н. XIX в. Здесь находились две местночтимые иконы: Тихвинская икона Божией Матери и сщмц. Варвары.
Монастырю принадлежала Кирилловская часовня. Здесь хранилась древняя икона свв. Афанасия и Кирилла
Александрийских.
РОССИЯ (Русь), название, обозначающее страну и государство, населенное русским народом; в
политическом отношении означало, как и название Российское государство , Российская Империя , всю
совокупность территорий, входивших в состав государства и населенных как русскими, так и нерусскими
народами. Появление, а затем широкое распространение термина Россия связано с образованием русской
народности, с началом складывания и укреплением Русского централизованного государства. В русских
памятниках название Россия в смысле обозначения страны эпизодически прослеживается с к. XV в., но до к.
XVII в. она чаще именовалась Русью, Русской землей или Московским государством. С сер. XVI в. Россией ,
Российским царством начали называть всю совокупность земель, вошедших в состав централизованного
государства (включая территории Средней Азии. Кавказа и другие, населенные нерусскими народностями).
Позднее понятие российский стало обозначать принадлежность к определенному государству, понятие же
русские уже в н. XVI в. являлось названием определенной народности. В XVII в. термины Россия и
Российская земля стали широко употребляться в русской письменности. В н. XVIII в. Русское государство
официально было названо Российской Империей. В 1917 Россия стала называться Союз Советских
Социалистических Республик (СССР). После расчленения единой и неделимой России в 1991 ее остаток стал
называться Российской Федерацией, а отпавшие от нее исторические российские территории получили различные
произвольные наименования. Часть отпавших территорий (Прибалтика, Грузия, Азербайджан) подпали под
фактическую оккупацию США и военно-политического блока НАТО.
В сознании коренного русского человека патриотизм, любовь к Родине его неотъемлемые черты, зачастую
поражающие иностранцев.
В понятиях Святой Руси Россия страна, избранная Богом для исполнения особой миссии. В Повести
временных лет провозглашается богоизбранность славяно-русского народа в смысле первенства в борьбе с
мировым злом. В этой борьбе Россия выполняет волю Бога и находится под Его особым покровительством.
Земля Русская вся под Богом, говорят народные пословицы. Русский Бог велик. Русским Богом да русским
царем Святорусская земля стоит. Велика Святорусская земля, а везде солнышко .
В Повести временных лет также говорится: Имемся во едино и блюдем Русскую землю . Не посрамим
земли русской, по ляжем костьми тут: только мертвые сраму не имут (Кн. Киевский Святослав).
В Слове о погибели Русской Земли (XIII в.) безымянный автор дает вдохновенную картину Руси: О светло
светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами удивляешь ты: реками и озерами
пресветлыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми
разноличными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, садами обительными, домами и
церквами, и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем исполнена земля Русская, о
правоверная вера христианская!
Коренные русские люди верили в непостижимый ум и непобедимый дух России. Россия, отмечал К. Н.
Леонтьев, не просто государство; Россия, взятая во всецелости со всеми азиатскими владениями, это целый
мир особой жизни, особый государственный мир . Умом России не понять, аршином общим не измерить: у ней
особенная стать в Россию можно только верить (Ф. И. Тютчев).
В истории России каждое столкновение обращалось в преодоление. Каждое разорение оказывалось
обновлением. Тяжелейшие испытания только способствовали величию России, которая лучше всего решала
задачи, почти невыполнимые. В Отечественную войну 1812 Ф. Н. Глинка писал: Вид пылающего Отечества,
бегущего народа и неизвестность о собственной судьбе сильно стеснили сердце. Уж ли, думал я, и древняя слава
России угаснет в бурях, как оно! Нет! Восстал дух Русской земли! Он спал богатырским сном и пробудился в
величественном могуществе своем. Уже повсюду наносит он удары врагам. Нигде не сдается: не хочет быть
рабом .
Истинный защитник России это история; ею в течение трех столетий неустанно разрешаются в пользу
России все испытания, которым подвергает она свою таинственную судьбу (Ф. И. Тютчев).
Россия, Русь куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у смутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.
Россия, Русь! Храни себя, храни!
(Н. М. Рубцов)
О.П.
РОССИЯ , политическая, экономическая и литературная газета патриотического направления. Издавалась в
Петербурге в 1880. Основатель газеты кн. Демидов (Сан-Донато). Издатель-редактор Л.А. Спичаков. Стояла
на твердых православно-монархических позициях, выступала против социалистической крамолы и либерально-
космополитических интриг.
РОСТИСЛАВ МСТИСЛАВИЧ КИЕВСКИЙ, Смоленский, великий князь (ск. 14.03.1167), в крещении
Михаил, третий сын св. Мстислава Великого вел. кн. Киевского. В молодости отличался доблестью, но только
из послушания старшему брату вел кн. Изяславу II принимал участие в тяжких для него междоусобных войнах.
Когда же он сам стал вел. князем, то больше всего заботился о том, чтобы на Земле Русской был мир. При его
княжении междоусобицы на Руси не было. Св. князь всей душой стремился к Церкви: он создал в своем
Смоленском уделе множество храмов, тесно общался со священнослужителями, был знаком с Печерским архим.
Поликарпом. Блгв. Ростислав жаждал иноческой жизни, однако прп. Поликарп говорил ему о том, что дело князей
княжить, творить суд и блюсти церковное целование. Но, видя непреклонное и пламенное желание вел. князя,
произнес: Да будет воля Божия . Блгв. Ростислав велел приготовить себе келью в Печерском монастыре. Тяжело
заболевшего князя по его приказу повезли в Киев, в Феодоровский монастырь (созданный его отцом), но по
дороге св. Ростислав скончался. Перед смертью он сказал своему духовному отцу прп. Поликарпу: Ты
ответишь пред Богом за то, что не дал мне стать иноком в Печерском монастыре. Я этого сильно желал, и да
простит мне Господь то, что я не выполнил обета моего . Потом он воззрел на св. иконы и, проливая умиленные
слезы, тихо скончался. Тело его привезли в Киев и погребли в Феодоровском монастыре, как сам кн. Ростислав и
желал.
Память блгв. князю Ростиславу отмечается 14/27 марта и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице.
РОСТОВ (Ростов-Ярославский), город в Ярославской обл., центр Ростовского р-на. Расположен на низменном
северозападном берегу оз. Неро. Население 36,6 тыс. чел.
Впервые упоминается в летописи под 862. В X в. один из центров (наряду с Суздалем) Ростово-Суздальской
земли. В XI н. XIII в. входил во Владимиро-Суздальское княжество, наивысшего расцвета достиг при кн.
Константине Всеволодовиче (1186 1219). С 1207 столица Ростовского княжества. В 1237 был взят монголо-
татарами. В 1474 окончательно вошел в состав Московского государства. В XII XVII вв. назывался Ростов
Великий. С XV в. крупный религиозный центр; в 1589 1788 Ростов резиденция ростовских митрополитов. В
1602 Ростов подвергся разграблению польскими отрядами. Город Ростов с 1777. С XVIII в. крупный торгово-
ярмарочный центр; в 1-й пол. XIX в. ростовская ярмарка была третьей в России по обороту (после Нижегородской
и Ирбитской).
РОСТОВ-НА-ДОНУ, центр Ростовской обл. Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на
правом берегу Дона. Население 1024,5 тыс. чел.
В 1749 50 на Дону, выше места впадения в него р. Темерник, у урочища Богатый Колодезь, по указу имп.
Елизаветы Петровны были основаны Темерницкая пограничная таможня и порт. В 1761 началось строительство
крепости, названной именем св. Димитрия, митрополита Ростовского (канонизирован в 1709). К к. XVIII в. с
присоединением к России Причерноморья крепость потеряла свое стратегическое значение, поселение при ней в
1797 было преобразовано в город; в 1806 официально утверждено его название Ростов-на-Дону. Позднее (уже в
XX в.) в черту Ростова-на-Дону вошел г. Нахичевань-на-Дону, основанный в 1778 переселенными сюда по указу
Екатерины II крымскими армянами. С 1797 Ростов-на-Дону уездный город Новороссийской, с 1802
Екатеринославской губернии; с 1887 в составе области Войска Донского (с 1888 окружной центр).
РОСТОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО, удельное княжество Руси (XIII XV вв.) с центром в Ростове Великом. Оно
выделилось в 1207 из Владимиро-Суздальского княжества. В его состав, помимо Ростова, входили Ярославль,
Углич, Молога, Белоозеро и Устюг. Первый князь Ростовского княжества Константин Всеволодович, став в 1216
вел. кн. Владимирским, разделил Ростовское княжество между сыновьями. При них из состава Ростовского
княжества выделились Ярославское и Угличское княжества, а после 1238 Белоозерское княжество. В 1262
жители Ростова вместе с др. городами Северо-Восточной Руси участвовали в восстании против монголо-
татарского ига. В 1277 Глеб Василькович (ск. 1278) на короткое время соединил Ростовское княжество и свое
Белоозерское. В 1285, после смерти бездетного угличского кн. Романа Владимировича, с Ростовским княжеством
был воссоединен Углич. Но внутри Ростовского княжества продолжалось выделение уделов. В 1328 произошло
разделение Ростова на две половины: Сретенскую и Борисоглебскую. С сер. XIV в. Ростовское княжество
подпадает под влияние московских великих князей. Иван Калита купил у ростовских князей Углич. При Дмитрии
Донском ростовские князья стали фактически служебными князьями Москвы. В 1-й пол. XV в. в состав
Московского княжества вошла Сретенская половина, а в 1474 ростовские князья продали вел. кн. Ивану III и
Борисоглебскую половину Ростова.
Г. Горшков
РОСТОВЩИЧЕСТВО, отдача капитала в ссуду за непомерно высокое вознаграждение, используя тяжелые
условия заемщика. На Руси считалось серьезным преступлением против заветов Господа Бога. В древности среди
русских ростовщиков почти не было, занимались ростовщичеством в основном пришлые люди, что зачастую
кончалось для них плачевно. Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал
широкий протест. Так, весной 1113 в Киеве разразилось народное восстание, во время которого были разгромлены
дома евреев-ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также занимавшихся скупкой и перепродажей по
спекулятивным ценам продуктов широкого потребления. После этого восстания Владимир Мономах ввел Устав,
который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год), и тем самым
подрывал позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде. По сути дела,
ростовщичество как паразитическое предпринимательство было запрещено и всячески осуждалось. Среди русских
бытовало презрительное отношение к ростовщикам, которых в народе прозвали христопродавцами, жидами,
гиенами немилосердными (В. И. Даль). Такое отношение к ростовщичеству русский народ и государство
пронесли через всю свою историю. Даже в Уголовном Уложении Российской империи (1903) ростовщичество
считается преступлением. В нем приводятся следующие признаки ростовщических сделок: 1) если заемщик
вынужден своими известными заимодавцу стеснительными обстоятельствами принять крайне тягостные условия
ссуды; 2) сокрытие чрезмерности роста включением его в капитальную сумму под видом неустойки, платы за
хранение; 3) ссуда в виде промысла на чрезмерно обременительных условиях сельским обывателям за
вознаграждение частью хлебом, а также скупка хлеба у крестьян по несоразмерно низкой цене при заведомо
тяжелых обстоятельствах продавца (этим обычно занимались еврейские факторы). Согласно закону, чрезмерным
признавался рост выше 12% годовых. Ростовщики, чья вина была доказана, наказывались тюрьмой или
исправительным домом.
О. Платонов
РТИЩЕВ Федор Михайлович (апр. 1626 - 21.06.1673), русский государственный деятель. С 1656 царский
дворецкий. Руководил государевой Мастерской палатой, Приказом Большого дворца, а позднее Приказом тайных
дел. В 1654 55 участвовал в походах царя против Польши, в 1656 против Швеции. Ртищев принимал
активное участие в подготовке и осуществлении денежной реформы 1650-х, вызвавшей ненависть москвичей. В
1664 70 дядька (воспитатель) царевича Алексея Алексеевича (1654 70). После его смерти удалился от
дел. Ртищев входил в состав Кружка ревнителей благочестия . Он сыграл заметную роль в истории русского
просвещения, создал школу при Андреевском монастыре (т. н. Ртищевское братство), пригласив преподавателями
малороссийских ученых. Ртищев организовал госпитали для раненых, создал первую больницу в Москве. Для
ознакомления москвичей с полифонической музыкой (т. н. партесным пением) Ртищев выписал хор из Киева.
С.И.
РУБЦОВ Николай Михайлович (3.01.1936-19.01.1971), русский поэт. Дипломная работа в Литинституте
знаменитая в последствии книга Звезда полей (1967). В сборниках стихов Душа хранит (1969) и Сосен шум
(1970) острая боль русских людей за судьбу своей Родины. Обостренным чувством Родины и критическим
отношением к так называемому прогрессу (который может быть крушеньем ) Рубцов близок к творчеству В.
Распутина и В. Белова. Выбитые на его надгробии строки Россия, Русь! Храни себя, храни! выражают главную
духовно-нравственную линию в стихах этого поэта. Уважительное и любовное отношение к деревне, восприятие
человека и природы как гармонично целого, верность отчему дому, Родине, духовным ценностям предыдущих
поколений русских людей сделали поэзию Рубцова преемственницей творчества Есенина, объединяя ее со
стихами Тютчева, Фета, Бунина. До конца, до тихого креста. Пусть душа останется чиста главная заповедь
коренного русского человека.
О. Платонов
РУДЕНСКАЯ (Рудненская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1687 в местечке Рудне
Могилевской еп., а в октябре 1689 тамошний свящ. Василий принес ее в Киев и поставил в церкви Печерского
женского монастыря. По соединении же сего монастыря с Флоровским в 1712 икона перенесена в Киево-
Флоровский Вознесенский монастырь, что на Подоле. Празднуется 12/25 октября.
Прот. И. Бухарев
РУЗА, город в Московской обл., центр Рузского р-на. Расположен на юго-востоке Смоленско-Московской
возвышенности, на высоком берегу р. Рузы. Население 16,2 тыс. чел.
Впервые упоминается в духовной грамоте московского кн. Ивана Калиты в 1328 (по другим данным, 1339).
Принадлежала Звенигородскому княжеству; с н. XVI в. в составе Московского государства. В 1618 выдержала
осаду польско-литовских войск. Город Руза с 1781.
Архитектурные памятники: Воскресенский собор (1714 21), церкви Покровская (1781), Дмитриевская
(1792), Борисоглебская (1801), Казанская (1701) и др. Сохранились остатки земляных валов (высота до 30 м) на
месте Рузского кремля Городка (XI XVII вв).
РУЗАЕВКА, город в Мордовии, центр Рузаевского р-на. Расположен на р. Инсар (бассейн Суры). Население
52,8 тыс. чел.
Основан в 1631 как с. Уразаево, во 2-й пол. XIX в. село Рузаевка принадлежало поэту Н.Е. Струйскому, другу
художника-портретиста Ф. С. Рокотова, работавшего в усадьбе.
РУКОПИСАНИЕ КНЯЗЯ ВСЕВОЛОДА , памятник русского права XIII в. Содержал в себе Устав
купеческой корпорации в Новгороде Великом, сформировавшейся вокруг церкви Ивана на Петрятином дворе.
Имея преимущественно купеческий характер, корпорация вместе с тем выходила за чисто сословные
купеческие рамки и представляла собой торгово-экономический центр, действовавший на правах самоуправления
и выполнявший функции по регулированию коммерческой жизни города, а также торговый суд. Деятельностью
этого торгово-экономического центра руководили два выборных старосты от купцов и один выборный от
житьих и черных людей (ст. 5). Чтобы стать членом купеческой корпорации, существовавшей возле церкви
Ивана, необходимо было вложить в нее вкладом 50 гривен серебра (около 10 кг) и сделать подарок тысяцкому (ст.
7). Купцы, совершившие этот вклад, получали наименование пошлых (исконных) с правом передачи членства по
наследству.
Ни новгородские посадские, ни новгородские бояре не имели права вмешиваться в деятельность этого центра
(ст. 6). Торгово-экономический центр имел исключительное право держать эталон весов для меры взвешивания
при торговых операциях (ст. 8 и 9), а также осуществлял в свой доход сбор вощаной пошлины от торговли воском
(ст. 10).
В случае старости и нетрудоспособности священники, дьяконы, дьяки и даже сторожа церкви Великого Ивана
брались на общественное обеспечение купеческих и других самоуправляемых городских объединений (ст. 17).
Таким образом, следует констатировать один из характерных для Древней Руси фактов социального обеспечения,
когда лица, находящиеся на общественной службе, брались на содержание тех или иных общин.
О.П.
РУМЯНЦЕВ Николай Петрович (3.04.1754-3.01.1826), русский государственный деятель, меценат, граф. В
1807 14 министр иностранных дел, с 1814 в отставке. Собрал большую библиотеку, а также коллекции
рукописей, этнографических и нумизматических материалов, на основе которых в Москве открыт Румянцевский
музей.
РУМЯНЦЕВ-ЗАДУНАЙСКИЙ Петр Александрович (4.01.1725 8.12.1796), русский военный деятель,
генерал-фельдмаршал (1770). Из дворян. Отец, Александр Иванович Румянцев, был одним из деятельных
сотрудников Петра I.
Первоначальное образование Румянцев получил дома, в 1739 состоял при русском посольстве в Берлине, в
1741 поступил в Сухопутный шляхетский корпус, но в том же году перешел на службу в армию, получив чин
подпоручика. Служил под началом отца, который вел переговоры о заключении мира со Швецией. В 1743
Румянцев привез в Петербург выгодный для России мирный Абоский трактат (договор), за что был произведен в
полковники и назначен командиром Воронежского пехотного полка. В 1744 Румянцев и его отец получили
графский титул. В 1755 Румянцев произведен в генерал-майоры и назначен командиром бригады. Во время
Семилетней войны (1756-63) Румянцев, командуя бригадой и дивизией, отличился в сражениях при Грос-
Егерсдорфе (1757) и Кунесдорфе (1759), в 1761 успешно руководил осадой и взятием сильной крепости Кольберг,
за что был произведен в генерал-аншефы. В 1764 Румянцев был назначен президентом Малороссийской коллегии
и генерал-губернатором Малороссии, в этой должности состоял до конца своей жизни. Являясь
главнокомандующим всеми военными силами Малороссии, Румянцев внес большой вклад в укрепление обороны
южных границ России, комплектование и обучение войск, строительство военной флотилии на Азовском море.
В начале Русско-турецкой войны 1768 1774 Румянцев командовал 2-й армией, с 1769 1-й армией. В этой
войне наиболее ярко и полно проявился блестящий талант Румянцева-полководца. В 1770 под его командованием
были одержаны крупные победы при Рябой Могиле, Ларге и Кагуле над превосходящими силами турецкой армии.
Наградой за Кагул стало производство Румянцева в генерал-фельдмаршалы. Успешно проведя военную кампанию
1774, заблокировав главные силы турок в Шумле, Румянцев вынудил Турцию заключить Кючук-Кайнарджийский
мир на выгодных для России условиях. В 1775 Румянцеву было присвоено к фамилии почетное добавление
Задунайский . Он оказался на вершине славы, которую заслужил творческим отношением к военному делу,
хладнокровием и твердостью, личной смелостью, знанием русского солдата.
Румянцев повлиял на развитие русского военного искусства в области стратегии, тактики, военного
администрирования. В стратегии Румянцева преобладала взвешенная оценка обстановки, выбор времени,
правильное сосредоточение сил для нанесения главного удара в решающем сражении. Тактику боя Румянцев
обогатил умелым маневрированием, взаимодействием пехоты, тяжелой и легкой конницы, артиллерии,
сочетанием подвижных каре с рассыпным строем егерей. Идеи, изложенные Румянцевым в его трудах:
Инструкции (1761), Обряд службы (1770), Мысли (1777), послужили основой теории русского военного
искусства 2-й пол. XVIII в.
Л.Н. Вдовина
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ, существовал в 1862-1925, образован на основе коллекций и библиотеки,
собранных гр. Н. П. Румянцевым. В 1861 перевезен из Петербурга. Состоял из трех отделов: в первом были
собраны произведения русской живописи XVIII н. XIX в. (Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, О. А.
Кипренского, А. Г. Венецианова, К. П. Брюллова, П. А. Федотова, А. А. Иванова) и западноевропейской живописи
XVII XIX вв.; во втором русские и западноевропейские гравюры; в третьем (этнографический, т. н.
Дашковский музей) коллекции русских путешественников И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, а также
частные коллекции, подаренные Румянцевскому музею.
Находился в бывшем Доме Пашкова (ныне Государственная библиотека РФ). После ликвидации музея фонды
распределены между Третьяковской галереей, Музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Музеем
народов СССР (впоследствии в Ленинградском этнографическом музее). Библиотека Румянцевского музея
послужила основой Библиотеки СССР имени В. И. Ленина (ныне Государственная библиотека РФ).
РУСАЛКИ (Навки), по языческим поверьям русских, души девушек, умерших до брака или во время
русальной недели, пребывают на земле в течение русальной недели и возвращаются по ее завершении на тот
свет . Как ходячие покойницы (нежить), русалки считались очень опасными для живых людей. Рассказывали, что
они, подобно ведьмам, могут принимать разные обличья (оборотничество), летать из дома в дом через трубу и пр.
Набор оберегов от этой нежити совпадал с приемами защиты от нечистой силы (крест, молитва, магический круг).
В число оберегов против русалок входили такие растения, как полынь, хрен, чеснок.
О.П.
РУСАЛКИ , проводы русалки, похороны русалки, изгнание русалки, летний праздничный обряд русского
народа, уходящий корнями в языческие времена и сохранивший некоторые пережитки древних суеверий. А.С.
Петрушевич, который создал как бы сводный календарь на 1866, включавший упоминание или описание обычаев
разных районов расселения русских, дает название русальной (а также клечальная, семицкая, зеленая, зеленые
святки ) как неделе перед Троицей, так и следующей после Троицы. Соответственно и Русалкин Велик день
отмечен в этом календаре как на семицкий четверг, так и в четверг недели после Троицы.
В Орловском у. (Орловской губ.) неделя после Троицы называлась русальскою и сопровождалась
увеселениями молодежи, отличающимися, по словам местного жителя, от празднования в других селениях даже
этой же волости. В течение недели каждый вечер молодежь обоего пола, включая и замужних женщин, собиралась
на улице Братского песни, пляски под гармошку, шутки продолжались до утра. Допускались и нескромные
заигрывания . Тайком от молодежи двое пожилых людей готовили себе маски рожи и костюмы русалок .
Женщина делала из холстины мужскую рожу с широкой длинной бородой из замашек и одевалась в мужской