<< Пред.           стр. 178 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 специальным доходным списком, определявшим доходы, кормы и пошлины. Если воевода или другое
 должностное лицо, назначенное царем, превышали этот список, то население имело право выставить ему по суду
 иск и потребовать возмещения за неправедные поборы.
  Свою власть воевода осуществлял с представителями общественного самоуправления. Вторым лицом после
 воеводы был губной староста, ведший уголовные дела и следивший за общественной безопасностью. Губной
 староста выбирался всем населением из профессионального служилого населения.
  После губного старосты важным лицом местного самоуправления был земский староста, выбираемый
 городским и уездным населением. При земском старосте состояли выборные от уездных крестьян советники. Они
 составляли земскую избу. Дело земского старосты и состоящих при нем советников заключалось в раскладе
 податей, в выборе окладчиков и целовальников. Воевода в дела земского старосты вмешиваться не имел права, не
 позволялось ему влиять на выборы или смещать выборных лиц и вообще пытаться воздействовать на мирские
 дела.
  Земская изба заведовала городским хозяйством, разверсткой земли, обсуждала нужды посадских и уездных
 людей, сообщая о них, если не могла помочь им сама, воеводе или в Москву. Свои власти, кроме общей с городом
 земской избы, были и у уездных крестьян. Крестьяне выбирали своих общинных старост, посыльщиков (для
 сношения с воеводой и его приказными людьми), выбирали земского пристава для государева дела и денежных
 сборов . Приходы выбирали священников и церковных дьячков, которые имели значение сельских писарей. По
 грамотам Ивана Грозного, монастырские крестьяне избирали у себя приказчиков, старост, целовальников,
 сотских, пятидесятских, десятников. Все представители центральной власти, назначенные в городе и волости, не
 могли решать дела без общественных представителей.
  Согласно Судебнику 1550, представитель центральной государственной власти (воевода и т.п.) не имел права
 арестовать человека, не предъявив доказательств его вины представителям местного самоуправления старосте
 и целовальнику. Если этого не происходило, то староста и целовальник, по требованию родственников
 арестованного, могли освободить его и взыскать с представителя администрации штраф за бесчестье .
  Таким образом, первый закон о неприкосновенности личности впервые был принят в Древней Руси, а не в
 Западной Европе, где он появился только 120 лет спустя.
  Местное самоуправление получило свое развитие в системе земских учреждений XIX н. XX в. И даже для
 того времени это была одна из самых передовых в мире форм самоуправления.
  Мы со смелостью, беспримерной в летописях мира, писал кн. А.И. Васильчиков о развитии в России
 учреждения земского самоуправления, выступили на поприще общественной жизни... ни одному современному
 народу Европейского континента не предоставлено такого широкого участия во внутреннем управлении, как
 русскому .
  Земские учреждения существовали на уровне губерний, уездов и волостей, сами избирали свои руководящие
 органы, формировали структуру управления, определяли основные направления своей деятельности, подбирали и
 обучали специалистов. Земства существовали на началах самофинансирования, имели право для покрытия своих
 расходов вводить специальные налоги. Источником средств земств служили поступления от сборов на
 недвижимое имущество: земель, лесов, фабрик, заводов, доходных домов. Главный упор в деятельности земских
 учреждений был на школы, библиотеки, здравоохранение, ветеринарное дело, статистику.
  В Положении о земских учреждениях подчеркивалось, что заведование земскими делами уездов и губерний
 предоставлено самому населению уезда и губернии на том же основании, как хозяйство частное предоставляется
 распоряжению частного лица, хозяйство общественное распоряжению общества . Идея земского
 самоуправления была непосредственно связана с идеей общинного самоуправления и была близка и понятна
 русскому человеку.
  Можно было бы еще долго перечислять формы самоуправления, существовавшие в дореволюционной России,
  достаточно назвать самоуправление казачьих земель, самоуправление университетов, самоуправление
 национальных территорий, например Финляндии и Средней Азии.
  Был у самоуправления органический недостаток изолированность, обособленность друг от друга
 самоуправляющихся обществ и трудовых единиц, делающих их беззащитными от узурпации прав со стороны
 центральной власти. Пока соотношение прав местного самоуправления и центральной власти определялись
 традиционными, патриархальными представлениями о роли центра и мест, пока центральная власть носила в
 известном смысле отеческий характер, противоречия между центром и местами были невелики. Однако по мере
 усиления центральной власти и вытеснения традиционных правительственных форм заимствованными с Запада
 бюрократическими учреждениями происходит постепенное лишение прав местного самоуправления в пользу
 центра. Процесс этот имел характер национальной катастрофы, так как подрывал стержневую основу народного
 уклада жизни.
  О. Платонов
 
  САМПСОН СТРАННОПРИИМЕЦ, преподобный (ск. ок. 530), родился в Риме в богатой и знатной семье.
 Прекрасно изучив мирскую премудрость, Сампсон обучился и врачебному искусству. Он сделал это, как сказано в
 его житии, не ради корысти, а чтобы не быть праздным и иметь возможность послужить и бедным, и нищим.
 Много внимания святой уделял и воспитанию своей души, прилежно занимаясь чтением Священного Писания и
 много молясь. После смерти родителей Сампсон отпустил рабов на свободу и роздал свое имущество нищим,
 желая обогатить свою душу богатством духовным. По Промыслу Божию святой прибыл в Константинополь. Здесь
 он поселился в небольшом доме и стал принимать странников, нищих и больных, ухаживая и служа им.
 Константинопольский патриарх, узнав о милосердных делах св. Сампсона, рукоположил его во священники.
 Случилось так, что правивший в то время имп. Иустиниан тяжело заболел. Самые искусные придворные врачи
 оказались бессильными. Обратившись к Богу с горячей молитвой, Иустиниан во сне получил откровение, что
 только Сампсон может помочь ему. Императорские слуги, обойдя всю столицу, нашли врача и привели его во
 дворец. Молитвой и прикосновением руки св. Сампсон исцелил недуг императора. Благодарный Иустиниан стал
 предлагать ему множество золота и серебра. Но святой отказался от драгоценностей, попросив взамен построить в
 Константинополе странноприимный дом и больницу. С радостью император исполнил пожелание св. Сампсона.
 До глубокой старости продолжал прп. Сампсон свое милосердное служение. Когда св. Сампсон мирно и
 безболезненно скончался, его тело было погребено в храме во имя сщмч. Мокия.
  Русские крестьяне называли св. Сампсона Самсоном Сеногноем, потому что около дня его памяти часто
 шли дожди, неблагоприятные для сушки сена.
  Память прп. Сампсону отмечается 27 июня/10 июля.
 
  САНАКСАРСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ мужской монастырь, Тамбовская еп., близ г. Темникова, на левом
 берегу р. Мокши. Название получил от небольшого оз. Санаксар, находящегося под стенами монастыря. Основан
 в 1659.
 
  САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, столица Русского государства в 1712 1918, крупнейший политический,
 экономический и культурный центр России. Население 4,5 млн. чел. (1994). Основан в ходе Северной войны
 Петром I, заложившим 16(27) мая 1703 на Заячьем острове Петропавловскую крепость. Строительство
 Петербурга велось на основе грандиозного градостроительного замысла, учитывающего географическое
 положение и значение города как столицы. Регулярная застройка, начатая по указу Петра I и осуществленная
 плеядой выдающихся зодчих XVIII и XIX вв. (М.Г. Земцов, Д. Трезини, С.И. Чевакинский, В.В. Растрелли, И.Е.
 Старов, Д. Кваренги, В.И. Баженов, К.И. Росси, В.П. Стасов, А.Н. Воронихин, А.А. Монферран, А.Д. Захаров и
 др.) при участии выдающихся скульпторов (Ф.Ф. Щедрин, И.И. Теребенев, Э.М. Фальконе, И.П. Мартос, С.С.
 Пименов, В.И. Демут-Малиновский, П.К. Клодт, Б.И. Орловский), позволила создать ряд неповторимых
 архитектурных ансамблей. Площади Дворцовая и Сенатская, Летний сад и Марсово поле, набережные Невы,
 Стрелка Васильевского острова, ансамбль соединенных Театральной улицей Екатерининской и Чернышевой
 площадей, Невский проспект, Смольный собор и институт занимают выдающееся место в отечественной и
 мировой архитектуре.
  Будучи столицей России, Петербург быстро развивался как морской порт, а с сер. XVIII в. и как
 промышленный центр. Постройка казенных судостроительных и металлообрабатывающих заводов
 (Адмиралтейского, Ижорского, Путиловского), быстрое развитие с сер. XIX в. текстильной промышленности,
 открытие Мариинской и Тихвинской водных систем, строительство железной дороги (в 1837 была открыта первая
 в России железная дорога Петербург Царское Село, в 1843 51 построена железная дорога Петербург
 Москва, во 2-й пол. XIX в. Варшавская, Северная, Балтийская и Финляндская железные дороги) превратили
 Петербург в крупнейший экономический центр страны. Во 2-й пол. XIX в. промышленное развитие Петербурга
 особенно ускорилось. С к. 1890-х ведущее место заняла металлообработка. Число рабочих за 1862 1900
 увеличилось с 21,4 до 260,1 тыс.; к н. 1917 на 1011 фабрично-заводских предприятиях Петрограда было 392,8 тыс.
 рабочих (без пригородов), в т. ч. 237,4 тыс. металлистов. Концентрация промышленности Петрограда была очень
 высокой (в 1917 80,7% рабочих на предприятиях, насчитывавших св. 500 рабочих), что создавало
 благоприятные условия для революционной организации рабочих. Росло городское хозяйство Петербурга. В 1727
 был сооружен первый мост на плавучих опорах через Неву, в 1850 первый металлический мост. В 1832
 появились торцовые мостовые, в 1839 газовые уличные фонари, в 1883 построена первая электростанция. В
 1803 учреждена первая пожарная команда. С 1848 по Неве стали курсировать речные пассажирские пароходы, в
 1847 появилась маршрутная общественная карета, в 1905 07 первая очередь трамвая, с 1907 автобусное
 сообщение. В 1890-х водопровод перешел в ведение городских властей.
  Петербург сразу же стал развиваться как культурный и научный центр. Создание высших учебных заведений
 (Морская академия 1715, Инженерная школа 1719, Медико-хирургическая школа 1733, Горный институт
  1773, Педагогический институт 1804, Университет 1819, Институт инженеров путей сообщения 1810,
 Лесной институт 1811, Технологический институт 1828), основание в 1725 Академии наук, первого русского
 музея (Кунсткамера 1719), открытие Публичной библиотеки (1814), астрономической обсерватории в Пулкове
 (1839) все это имело огромное значение для развития отечественной культуры и науки. В Петербурге протекала
 творческая деятельность крупнейших русских писателей: Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, Н.В. Гоголя, Ф.М.
 Достоевского, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е.
 Салтыкова-Щедрина, А.А. Блока, В.Я. Брюсова и мн. др. Здесь были заложены М.И. Глинкой и А. С.
 Даргомыжским основы русской классической музыки, развитые затем в творчестве композиторов Могучей
 кучки , П.И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова и др. Возникшие при Петре I
 придворные театральные представления привели к открытию в 1756 в столице первого постоянного публичного
 театра во главе с драматургом А. П. Сумароковым и актером Ф.Г. Волковым. С 1738 действует хореографическое
 училище, с 1757 Академия художеств, с 1862 консерватория. Большой (1783 1886), Александрийский
 (1832) и Мариинский (1860) театры сыграли исключительную роль в истории русского театрального искусства и
 музыки. Деятельность К.П. Брюллова, П.А. Федотова, передвижников во главе с Н.А. Крамским, И.Е. Репина
 определила путь развития русской живописи.
 
  САНЧУРСК, поселок городского типа в Кировской обл., центр Санчурского р-на. Расположен на р. Б.
 Кокшага (приток Волги). Население свыше 6 тыс. чел.
  Основан в 1584 при Иване Грозном как форпост для защиты Московского государства от Казанского ханства.
 До 1917 назывался Царёвосанчурск. С 1780 уездный город, в 1802 оставлен за штатом.
 
  САПОГОВА Елена Андреевна (р. 3.10.1942), русская певица. Родилась в с. Бряндино Ульяновской обл. в
 крестьянской семье. Окончила Саратовскую консерваторию про классу народного пения (проф. Л. Л.
 Христиансен). Работала в Уральском народном хоре, долгие годы была солисткой Уральской филармонии.
 Постоянно живет в Екатеринбурге.
  Для творчества Сапоговой характерен широчайший спектр народных музыкально-поэтических жанров:
 былины, заговоры, плачи, обрядовые и бытовые песни, духовные стихи ( Рус , благословенная моя Е.
 Ростопчиной, На Святом месте , Я великий грешник , Все люди живут ), лирические песни, рекрутские
 (сухопляс) и календарные частушки, скоморошины и т.д.
  Не ограничиваясь народным песенным наследием, певица вводит в свой репертуар авторские тексты: от
 Даниила Заточника и М. Волошина ( Заклинание на Землю Русскую ) до современных поэтов (в частн., песни
 комп. А. Пахмутовой).
  В октябре 1997 народная артистка России Е. Сапогова по благословению Церкви была удостоена звания Глас
 ангельский России и награды Ангел Трубящий за служение на поприще православного искусства.
 
  САПОЖОК, поселок городского типа в Рязанской обл., центр Сапожковского р-на. Расположен на р. Пожве.
 Население 5 тыс. чел.
  Основан в 1605 как сторожевой пункт на Большой засечной черте (линия оборонительных укреплений). Город
 с 1778.
 
  САРАНСК, главный город Мордовии. Расположен на левом берегу р. Инсар. Население 320 тыс. чел.
  Основан в 1641 как крепость на юго-восточной границе Русского государства. На Атемарской засечной черте.
 Население крепости (казаки, стрельцы, пушкари) состояло из русских, мордвы и татар. В 1651 Саранск
 уездный город. В XVIII в. утрачивает значение крепости и превращается в торгово-промышленный город. С 1708
 в Азовской губ., затем в Казанской губ. С 1780 уездный город Пензенского наместничества, с 1801 Пензенской
 губ.
 
  САРАПУЛ, город в Удмуртии. Центр Сарапульского р-на. Расположен в Предуралье, на Сарапульской
 возвышенности, на правом берегу р. Камы. Население 109 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1596 как крепость на Каме; город с 1708. К к. XVIII в. известен как торговый город с
 развитым кожевенно-обувным производством.
 
  САРАТОВ, центр Саратовской обл. Расположен на правом берегу Волги (Волгоградское вдхр.). Население 899
 тыс. чел. По одной из версий, Саратов возник около 1584 89 на месте татарского поселка на левом берегу
 Волги, при впадении в нее р. Саратовки, несколько севернее современного г. Энгельс. По другой версии, город
 возник в 1590 как крепость для охраны Волжского пути (считается годом основания Саратова) на правом берегу
 Волги, но место точно не установлено; сгорел в 1613 и был вновь построен на левом берегу Волги, в устье
 Саратовки, в 1616 17. В 1674 Левобережный Саратов был перенесен по указу царя Алексея Михайловича на
 правый берег Волги, т. е. на его современное место. После создания Царицынской сторожевой линии (1718 20)
 Саратов утратил значение военной крепости. С 1708 Саратов провинциальный город Казанской губ., в 1718
 отошел к Астраханской губ., с 1728 снова в Казанской, в 1739 вновь в Астраханской. В 1780 главный город
 Саратовского наместничества, с 1797 центр Саратовской губ.
 
  САРОВСКАЯ УСПЕНСКАЯ пустынь, Тамбовская еп., в окрестностях Арзамаса, при впадении р. Саровки в
 р. Сатиса, на высокой горе, окруженной со всех сторон густым хвойным лесом. На ее месте находился прежде
 татарский городок Сараклыч, или Саракнич, и жил в нем некий татарский кн. Бехан. По взятии Казани Иоанном
 Грозным Сараклыч подвергся разорению, запустел и стал называться Старым Городищем. В XVI в. здесь
 появляются отдельные пустынножители. Имена первых подвижников, спасавшихся в вырытых ими пещерах
 Саровских лесов, остались неизвестны. Основание пустыни, как монастыря, положено иеромонахом Исаакием, в
 1705. Поселившись в Сарове, он построил для пустынников, с разрешения местоблюстителя патриаршего
 престола Стефана Яворского, деревянную церковь во имя Пресвятой Богородицы Живоносный Источник и ввел
 устав древних подвижников Востока. Вскоре им положено было основание церкви во имя Успения Божией
 Матери. Пустынь прославилась именами великих подвижников и старцев Назария, Дорофея, Илариона,
 Матфея, Александра, Марка и, наконец, просияла таким светильником православной веры, как прп. Серафим. Все
 здания монастыря были каменные. Громадные двухэтажные корпуса, назначенные для братских келий и
 расположенные между четырьмя угловыми башнями, служили вместо каменной ограды, причем южный и
 северный фасады почти висели над обрывами. Над главными западными воротами возвышалась величественная
 колокольня высотою более 40 саженей. Из храмов обители прежде всего останавливал на себе внимание
 пятиглавый храм Живоносного Источника. За храмом Живоносного Источника находился еще более
 величественный главный храм пустыни Успенский собор, в котором находилась главная святыня обители
 святые и многоцелебные мощи прп. Серафима. Они почивали в кипарисовом гробе, вложенном в дубовый гроб,
 представляющий собою художественное воспроизведение той дубовой колоды, в которой 70 лет хранились
 всечестные останки преподобного. Этот дубовый гроб был помещен в раку, сложенную из четырех массивных
 плит белоснежного мрамора, утвержденных на возвышенном каменном помосте, к которому с двух сторон вели
 по три ступени. Рака была сделана из камня, в воспоминание великого подвига моления прп. Серафима на камне,
 в ознаменование же убогой простоты преподобного и отречения его от благ мира вся рака кругом украшена одной
 резьбой, без шлифовки и позолоты. Над ракой была устроена величественная сень тонкой чеканной работы из
 позолоченной бронзы. Вокруг раки была поставлена бронзовая чеканная решетка с изображением двуглавых
 орлов по углам и шестикрылых серафимов по сторонам. Могила прп. Серафима, над которой была устроена
 часовня, с одной стороны открытая; в ней помещался за стеклянной перегородкой старый дубовый гроб-колода
 преподобного; на стенах часовни помещались изображения из жизни прп. Серафима: моление его на камне,
 явление ему Богоматери, о. Серафим, идущий в пустыньку, о. Серафим, беседующий с мирянами, он же,
 кормящий медведя, кончина о. Серафима и пр. В церкви прпп. Зосимы и Савватия сохранялся престол из
 кипарисового дерева, представляющий собою дело рук прп. Серафима, который лично вырезал и устроил его.
 Вблизи церкви Св. Иоанна Крестителя находились пещеры, вырытые спасавшимися здесь некогда подвижниками;
 кельи их напоминали затворы знаменитых Киевских пещер. Здесь можно было видеть железные кресты, пояса и
 вериги очень тяжелые, принадлежавшие подвизавшимся схимникам. В версте на юго-восток от пустыни
 находился источник отца Серафима, выкопанный им самим.
  С. В. Булгаков
 
  САРЫЧЕВ Гавриил Андреевич (1763 - 30.06.1831), русский мореплаватель. В 1785 94 участвовал в
 экспедиции по исследованию берегов Северо-Восточной Сибири и Алеутских островов.
 
  САСОВО, город в Рязанской обл., центр Сасовского р-на. Расположен на юго-восточной окраине Мещёрской
 низменности, на р. Цне. Население 34,6 тыс. чел.
  Село Сасово известно с 1472, упоминается в писцовой книге Шацкого уезда 1624. В XVIII в. было развито
 вере-вочно-прядильное производство. В сер. XIX в. крупное торговое село. С открытием в 1893 участка железной
 дороги Рязань Сасово появились предприятия железнодорожного транспорта.
 
  САТАНА. - См.: БЕС.
 
  САФОНИЙ РЯЗАНЕЦ (жил во 2-й пол. XIV в.), автор выдающегося литературного произведения
  Задонщина , посвященного Куликовской битве.
 
  САХАЛИН, остров у восточного побережья Азии, в Сахалинской обл. Омывается Охотским и Японским
 морями.
  Сахалин был открыт европейцами в XVII в. Россия начала исследовать и осваивать его в XIX в. (по Русско-
 японскому договору 1875 Сахалин был признан принадлежащим России). После Русско-японской войны 1904
 05 по Портсмутскому мирному договору 1905 Южный Сахалин отошел к Японии. В 1945 Южный Сахалин был
 освобожден советскими войсками и в соответствии с решением Крымской и Потсдамской конференций 1945
 возвращен СССР.
 
  САХАРОВ Иван Петрович (29.08.1807-24.08.1863), русский фольклорист, этнограф и палеограф. Собирал
 произведения русского народного творчества, описывал архивы и архитектурные памятники, издавал старинные
 документы, описания произведений культуры и искусства. Соч.: Сказания русского народа о семейной жизни
 своих предков (1 3 тт., 1836 37), Путешествие русских людей в чужие земли (1837); Песни русского
 народа (1838 39), Русские народные сказки (1841).
 
  САХНОВСКИЙ Николай Иванович, русский политический мыслитель и общественный деятель, в 1960
 70-е один из руководителей Российского Имперского Союза-Ордена в Аргентине. В 1950 70-е Сахновский
 издает русскую монархическую газету Русское слово и возглавляет одноименное издательство. Под эгидой
 Российского Имперского Союза-Ордена Сахновский издает Убийство Царской Семьи Н. А. Соколовa,
  Монархическую государственность Л. А. Тихомирова. Совместно с Б. Башиловым и А. Макотченко Сахновский
 выпускает комментированное издание Протоколы Сионских мудрецов .
  В 1965 в Буэнос-Айресе выходит книга Сахновского Святая Русь. Краткая история русского православного
 царства , сыгравшая большую роль в сохранении и развитии идей русской цивилизации за рубежом. Русское
 Православное Царство, писал Сахновский, сложилось, устояло и развилось в Империю мирового значения в
 первую очередь потому, что русский народ с самоотвержением служил наиболее высокому абсолютному идеалу
  идеалу Правды Божией. Эта служба Правде Божией, если и не всегда воплощавшаяся в реальной
 действительности, тем не менее всегда жила в сознании народном и покоряла соседние племена, сливая их всех
 воедино. Только это, ясно и всенародно осознанное служение позволило нам создать государство, по праву
 называемое Святая Русь .
  О. Платонов
 
  СВАЙКА, русская народная игра. См.: ИГРЫ.
 
  СВАДЬБА, торжественный обряд, совершаемый при заключении брака. Есть множество описаний свадеб XIX
  н. XX в. из разных районов России, и позднее зафиксированы воспоминания старых людей о их молодости, о
 рассказах старших на эту тему. Изучение этих материалов показывает, что в народном ритуале нет такого эпизода,
 в котором в том или ином виде не проявилось бы христианское мировоззрение его создателей и исполнителей.
  Оно заметно уже в предсвадебный период в серьезном отношении к выбору брачной пары (см.: Жизненный
 цикл) и к родительскому благословению (см.: Родители и дети), без которого, по народному убеждению,
 опирающемуся на церковные положения, не могло быть счастья в последующей жизни. Пословица Родительское
 благословение дом созидает, а материнская клятва (проклятие. Т. Л.) до основания разрушает явно повторяет
 текст из православного чина венчания: Помяни Боже и воспитавшыя их родители: зане молитвы родителей
 утверждают основания домов (Требник). Угроза со стороны родителей не дать благословения на брак заставляла
 часто молодых людей отступать от своих планов. Получив благословение, невеста благодарила родителей, а также
 всех, к кому она обращалась, такими словами: Спаси, Христос, мово родимого батюшку на Божьем
 благословеньице (лишь детям отвечала Спаси, Христос, на добром словечке ) (Калужская губ.).
  Обряд родительского благословения считался столь обязательным, что иногда, если у жениха или невесты не
 было ни родителей, ни крестных, выполнявших в таких случаях роль посаженых родителей, то их, как писал
 очевидец из Шуйского у. Владимирской губ., благословляли чужие, соседи или же те, у кого они жили;
 совершение обряда приводило к тому, что богоданные дети начинали почитать их как новых родителей и считать
 их дом за свой родной дом .
  Значение благословения при заключении брака определялось сложившимся в православной среде неписаным
 нравственным законом: начинать любое жизненно важное дело с испрашивания на него благословения. В
 комплексе крестьянских религиозно-этических оценок благословение рассматривалось как признание
 нравственной правоты задуманного и вследствие этого как залог успеха; оно расценивалось не только как
 одобрение или разрешение того лица, у которого было испрошено, но и как гарантия поддержки Бога и всего мира
 христианских святых: обычная формула ответа при просьбе благословить Бог благословит .
  По общерусской традиции для окончательного договора о свадьбе стороны собирались в доме у невесты.
 Названия этой встречи ( заручины , рукобитье , запоины , образованье ) отражали ее содержание. Обрядовая
 часть начиналась с того, что хозяева зажигали перед иконами свечи или лампадку. Кроме обязательного
 рукобитья, имевшего массу вариантов исполнения, и завершающей вечер совместной трапезы, согласие сторон
 всегда закреплялось совместной молитвой и целованием иконы, после чего следовало обычно благословение
 иконой жениха и невесты их родителями. С этого момента расстройство свадьбы было почти невозможно.
  Первый день свадьбы был заполнен приготовлениями и сборами жениха и невесты к венцу. Свадебные акты
 следовали один за другим по сценарию, принятому в данной местности, и каждый из них предворялся ритуалом
 благословения. Благословение испрашивалось у всех присутствующих, но прежде всего у родителей: Ай у тебя,
 Маринушка, родинушки нету Некому стоять у конец стола да некому просити у Господа Бога доли и счастья
 великого Есть у меня родинушка, да родимый батюшка. Он будет стоять у конец стола. Он будет просить у
 Господа Бога доли и счастья великого (Орловская губ.). Обращаясь к родителям, невеста подчеркивала: Не
 прощу у Вас ни злата, ни серебра, а прошу у Вас Божьего благословения . На что родители отвечали: Бог
 благословит Божее творить ; Бог тебя благословит, дорогое дитятко желанное. Надели тебя Господь таланом,
 участью великой, своей Господней Божьей милостью .
  Освященное Церковью, родительское благословение воспринималось одновременно и как Божье.
  Вслед за родителями благословляли крестные, роль которых при заключении браков их крестниками по

<< Пред.           стр. 178 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу