<< Пред. стр. 179 (из 245) След. >>
обычаю была очень велика. Они участвовали в семейном совете при выборе брачной пары. Благословениекрестных, особенно, пожалуй, крестной матери, считалось столь же необходимым, как и родных родителей. При
той опасности порчи, которая подстерегала жениха и невесту, благословение духовных родителей, как верили,
могло быть особенно действенным. Так, например, в Масальском у. Калужской губ. на женихе и невесте на
протяжении всей свадьбы были надеты кресты, которыми их благословляли крестные. К заболевшей крестной
ходили домой, чтобы получить благословение. Крестные по традиции несли вместе с родителями нравственную
ответственность за целомудрие невесты. На некоторых этапах свадьбы они заменяли родителей. В соответствии с
местными традициями они исполняли определенные обрядовые роли. Некоторые обрядовые действия были
закреплены именно за крестными. Так, в Смоленской губ. крестные везли постель и украшали дом у жениха
невестиным рукоделием. В некоторых вариантах свадьбы обрядовый хлеб пекли обязательно крестные матери.
Иногда они готовили специальные дары для крестников. Например, в Перемышльском у. Калужской губ. лошадь
жениха покрывали большим полотенцем, приготовленным его крестной. В Коротоякском у. Воронежской губ., по
сообщению известного этнографа-исследователя Н. П. Гринковой, крестная мать невесты-сироты перед свадьбой
обходила всех женщин в селе и каждая давала полотнище ткани, из которого девушка шила поневы. В
центральной части Псковской губ. крестные должны были держать в церкви венцы над молодыми и называли их
поэтому венчальные батька и матка .
Вслед за крестными молодых благословляли все родные по степени близости, а затем и все присутствующие
на свадьбе. Традиция обязательного участия всего рода в свадебном ритуале сказалась и в обрядах прощания с
домом.
По общерусской традиции, невеста-сирота, как и жених, перед венчанием посещала кладбище, с тем чтобы
проститься с умершими родителями, испросить у них благословения. Но, судя по некоторым сообщениям,
прощание с умершей родней ( поклониться праху предков ) входило в свадьбу как обязательный элемент. Так, в
Калужской области невеста начинала обряд прощания с обращения к умершим предкам родителям .
Обращаясь в святой угол, она кланялась, плакала и просила предков благословить ее.
Приглашая к благословению, дружка (или лицо, выполняющее функции ведущего) часто прибегал к шутливой
манере, смягчающей торжественность происходящего, при этом он выделял присутствующих по степени родства,
половозрастным группам, а также разделял приглашенных, неприглашенных, а также желающих посмотреть на
свадьбу, так называемых смотрельщиков , глядельщиков , которых всегда много собиралось на крестьянскую
свадьбу, и случайных гостей. По крестьянской традиции, человек, случайно попавший в дом, где происходила
свадьба, становился таким же ее участником, как и все приглашенные. Более того, если какой-нибудь странник
или прохожий попадал на свадьбу, то его угощали как хорошего гостя и появление его считали хорошим
предзнаменованием для будущей жизни молодых . Эта примета основана на народных представлениях о
случайных встречных, как о посланных Богом в особых случаях жизни.
Иногда свадебный ритуал включал обрядовые действия, символизировавшие, с точки зрения исполнителей,
благословение ангелом. Так, на свадьбе в Орловской губ. последним при благословении жениху (видимо, и
невесте. Т. Л.) подносили грудного ребенка, которому он должен был поклониться и поцеловать его. Ребенок
этот изображал собой Ангела, посланного с небес .
Форма обращения ко всем присутствующим при благословении свидетельствует о том, что в данной свадебной
ситуации наиболее существенным представлялись не семейно-родственные или соседские связи: на первый план
выступало чувство религиозной общности всех собравшихся, осознание ими своей принадлежности к единому
православному миру. Вот пример такого обращения: Народ Божий, народ православный (увесь мир крещеный),
Благословите молодого князя... светлое платье надеть и буйную голову гребешком расчесать . На это следовал
ответ: Бог благословит . Обращение мир крещеный , мир православный характерная и распространенная
форма обращения на свадьбе. По дороге в церковь на перекрестках жених и невеста низко кланялись всем
встречным и просили благословения.
На свадьбе, как и всегда во время особо важных событий, православные крестьяне обращались к Господу,
Богородице и святым, прося у них защиты и благословения. Благослови-ка, Христос истинный! Мать Божья
Богородица! Мне садится молодешеньке под кутное окошечко ; Благослови меня, Господи, Встать пред
божницу золочену, Пред пресвятую Богородицу. Ты создай, Христос истинный, Мир, согласие на чужой дальней
стороне С чужим добрым молодцам . В Калужской губ. обряд прощального благословения перед венчанием
начинался обращением невесты к образу Богоматери: Прости меня, Мать Пречистая, Пресвятая Богородица,
прости, благослови в святой час к венцу в чужие люди , при этом невеста крестилась, кланялась перед иконой и
целовала ее.
Обращалась и к любимому святому русских Николаю Угоднику. Особой популярностью среди покровителей
свадьбы пользовались святые бессребреники Косма и Дамиан так называемые Кузьма-Демьян. Выделение этих
святых на свадьбе объясняется тем, что, по народным представлениям, они считались Божьими кузнецами и
поэтому в их власти было не просто благословить молодых, но и соединить их неразрывной цепью . В
обращении к святым кузнецам звучала идея нерасторжимости семейных уз и святости брака.
Кроме молитвенного обращения к святым с просьбой о защите и помощи, постоянно звучавшего на свадьбе, в
определенные, принятые по ритуалу данной местности, моменты отдельными лицами или всеми
присутствующими читались известные любимые в народе молитвы (например, часто встречается упоминание о
коллективном исполнении молитвы Достойно есть ). Обычно для чтения выбирались молитвы, содержание
которых, по мнению исполнителей, наиболее соответствовало конкретному моменту. Например, считалось, что от
порчи надежно защищала молитва Да воскреснет Бог .
Ее читал от лихова глаза дружок, обходя свадебный поезд, ее нашептывал сторож над поясом, которым
подпоясывали невесту, или же пояс с текстом молитвы надевали ей на голое тело. Местные традиции
рекомендовали читать определенные стихи из Псалтыри. Так, при отправлении к венцу, как считали жители
Острогожского у. Воронежской губ., нужно было прочитать 123 псалом, а чтение 31 стиха 67 псалма должно было
помочь совершению удачной свадьбы .
Непременным ритуалом русской свадьбы было благословение родителями и крестными жениха и невесты
порознь каждого у себя в доме и вместе при отправлении к венцу иконой. Девушку благословляли женской
иконой, обычно образом Богоматери, жениха мужской , обычно Спасителем, иногда Николаем Угодником (в
некоторых местах Богородицей). Как писал наблюдатель из Владимирской губ., обрядом благословения иконой
дорожат не только в крестьянском быту, но даже и в высших сословиях .
Благословение иконой не только завершающий, но и наиболее важный обряд довенчального периода
свадьбы, духовно воздействующий на всех участников и зрителей. Благословенные иконы везли в свадебном
поезде во все время его передвижения в дом к невесте, в церковь, к жениху. Как правило, это делали крестные
или же специальные участники свадьбы. Так, в Одоевском у. Тульской губ. впереди свадебного поезда вместе с
женихом и дружкой ехали два мальчика или девочки с иконами жениха и невесты; в Михайловском у. Рязанской
губ. образ жениха и две венчальные свечи, перевязанные розовыми лентами, держал мальчик лет 12, называемый
свешник ; в Мценском у. Орловской губ. вместе с невестой ехал иконник с образом.
Благословенную икону девушка везла с собой в новый дом как последнее напутствие и родительскую защиту.
Вот как обращалась в Кадниковском у. Вологодской губ. невеста к иконе Божией Матери, называемой местными
жителями сгонною Богородицей : Уж ты, сгонная Богородица, Ты явись, Богородица, Прежде меня
молодешеньки, На чужой дальней стороне Ты меня встреть, Богородица, На пути на дороженьке ; Ты явись-ка,
Богородица, Прежде меня на чужую сторону. Ты вложи-ка, Богородица, чужому отцу-матери жаленье в ретивое
сердце обо мне молодешеньке . В некоторых местах икону обязательно вносили в дом прежде, чем туда войдет
новобрачная.
После совершения всех обрядов приготовительного характера наступал торжественный момент отправления
жениха и невесты в церковь к венчанию. Церковный обряд соединял две важнейшие для создания семьи функции
религиозное освящение и юридическую регистрацию. За своевременным исполнением обряда с момента
принятия и по мере утверждения христианства в России следили и церковь, и государство. Во 2-й пол. XIX н.
XX в. церковный обряд, как мы можем судить по многочисленным описаниям, являлся важнейшей частью
народного ритуала. При описании обрядовой жизни народа бытоописатели и исследователи прошлого, как и
советские ученые, уделяли мало внимания освящению христианских обрядов, преуменьшая их значение и даже
вынося за рамки традиционной духовной культуры народа. Рассматривая по источникам традиции русского
крестьянства XIX н. XX в., мы не можем разделять народные , то есть родившиеся в разное время в народной
среде, и христианские , то есть привнесенные церковью элементы, обряды и представления, поскольку такого
разделения не существовало в самой крестьянской культуре.
При всем многообразии русской свадебной традиции нам не встретилось случаев, когда бы венчание следовало
за свадьбой и узаконивало бы совместное проживание до венца. Таинство венчания не просто вошло в свадебный
ритуал; среди разнообразных обрядов первого дня, назначение которых постепенный перевод жениха и
невесты в новый половозрастной и социальный статус, венчание заняло место кульминации перехода. Все акты
довенчального периода как бы подготавливали молодых людей к предстоящему событию, поэтому, например,
одевание, причесывание, провожание сопровождалось плачами и причитаниями. После венчания причитания
прекращались и начинались обряды, символизировавшие совершившийся переход. Одним из доказательств
сказанного может служить постепенность изменения прически новобрачной. До венца происходило обрядовое
расплетение косы прощание с девичеством. К венцу ехала (и венчалась) с распущенными волосами.
Необычность этой прически ведь ни девушки, ни женщины с распущенными волосами не ходили,
свидетельствует об отношении к венчанию как к обряду переходному. После венца, часто сразу же в церкви (в
притворе, в сторожке), совершался обряд повивания, то есть заплетения волос по-бабьи и надевание головного
убора замужней женщины. Одевание женского головного убора по русской традиции происходило после
венчания, но до брачной ночи, то есть до того, как девушка фактически становилась женщиной. Таким образом,
по народным представлениям, венчания было достаточно для признания перехода девушки в половозрастную
категорию женщин. С этого момента девушка уже считалась женщиной, а жених и невеста назывались
молодыми .
В отношении к таинству венчания мы видим убежденность в том, что венчание соединяет молодую пару
вечно-навечно . Народный взгляд на нерасторжимость брака соответствовал церковному.
Одно из основных народных представлений, определяющих поведение на свадьбе, боязнь порчи жениха и
невесты и стремление избежать ее. Обычно большое внимание уделялось и уделяется в литературе применению
широко известных оберегов нехристианского происхождения. Естественно желание авторов обратить внимание
на экзотические, необычные эпизоды народного обряда. Между тем на протяжении всей свадьбы мы постоянно
видим предохранительные действия, имеющие христианскую основу. Кропление святой водой совершалось во
время различных свадебных актов: ею кропили лошадей, постели молодых. При одевании жениха и невесты
произносили молитвы, прятали им под одежду переписанные тексты молитв. Кроме нательных крестов, которые
носили постоянно, жениху и невесте надевали кресты на верхнюю одежду. Невесте такой крест надевался иногда
поверх большого платка, которым она была покрыта от сглаза. Для защиты новобрачных постоянно прибегали к
изображению креста: дружка крестил кнутом три раза дверь помещения, в котором должны были ночевать
новобрачные, крестил каждое кушанье: крестообразные движения хлебом-солью над женихом и невестой делали
все благословляющие; даже солома, которой были покрыты полы в день свадьбы, посредине избы, в переднем углу
и у двери настилалась крестообразно с целью предохранения от прихода злых людей. Перед повиванием после
венца священнику подавали женский головной убор, который предстояло надеть молодой, с тем чтобы он прочел
над ним молитву и окропил святой водой. Во избежание порчи перед отправлением поезда дружка три раза
обходил его с иконой, с той же целью часто просили священника вывести из церкви и проводить молодых до дома
с крестом.
Обязательным элементом русского свадебного ритуала было публичное признание факта невинности невесты.
Однако способы, которыми присутствующие оповещались об этом, были различными. На юге, западе и в меньшей
степени центре России происходило прилюдное предъявление доказательств невинности девушки (простыни,
рубашка). На свадьбе русского Севера девушка была избавлена от принудительной проверки, она сама,
посредством определенных обрядовых действий, заявляла о своем честно-похвальном девичестве . Во время
причитаний при расплетении косы невеста с гордостью заявляла о своем праве прикрепить по обычаю дивью
красоту ленту к иконе Божьей Матери: Я возьму да дивью красоту, я снесу ко Миколе Святителю. Я повешу
дивью красоту на Пресвятую Богородицу. Придут люди добрые, они Богу молитися, дивьей красоте дивитеся. Она
честно изношена, она к месту приложена . Поведение девушки по севернорусской традиции определялось лишь
ее внутренними религиозно-нравственными убеждениями, страхом Божьего наказания не только за нецеломудрие,
но и за еще больший грех осквернение священных предметов, с которыми ей нужно было соприкоснуться. Так,
например, в Пермской губ. по обычаю невеста в церкви клала ленту из косы дивью красоту в Евангелие, что
служило для всех знаком ее невинности. В случае же нецеломудрия, несмотря на возможное осуждение
окружающих, девушка не делала этого, боясь совершить грех. Как писал исследователь Пермской свадьбы В.
Серебренников, крестьяне уверены, что если невеста, будучи недостойной , все-таки положит ленту в Евангелие
( от людей неловко ), то наверняка будет несчастлива.
Т.A. Лucmoвa
СВАРОГ, в древнерусской языческой мифологии бог огня. В его лице в дохристианской Руси поклонялись
огню. В языческих представлениях Сварог есть божество, дающее жизнь
Солнцу рождающее Дажьбога, родоначальника русских. В Ипатьевской летописи (1114) говорится: Сего
ради прозваша и богъ Сварогъ... и по семь царствова сын его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогъ...
Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогь .
О.П.
СВЕНСКАЯ ПЕЧЕРСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в 1288. Черниговский кн.
Роман Михайлович, будучи в Брянске, лишился зрения. Услышав об исцелениях, бывших от чудотворного образа
Печерской Богоматери и от великих чудотворцев Киево-Печерских Антония и Феодосия, он послал в Печерский
монастырь жертву и просил отпустить чудотворную икону к нему в Брянск. Архимандрит отпустил икону на
лодке р. Десною со священником. Во время плавания провожавшие св. икону должны были ночевать на берегу р.
Свены. Когда встали поутру, то не нашли иконы в лодке, а увидели, что на горе против р. Свины, или Свены,
стоит она на дубу между ветвями. Об этом чудесном явлении, от которого икона получила название Свенской,
возвестили кн. Роману. Он поспешил отправиться пешком туда, где стояла икона, и во все время пути с
сокрушением сердца и со слезами молился Пресвятой Богородице словами: О Премилосердая Владычице
Богородице, Мати Христа Бога нашего! Дай ми, Госпоже, чтобы прозреть очами и узреть свет и Твой
чудотворный образ! и обещал построить храм и обитель. В ту же минуту князь узрел пред собою тропинку и
велел поставить тут крест. Когда пришли к дереву, где стояла икона, князь опять молился. В это время он стал
видеть еще лучше, увидел икону и велел снять ее с дерева. Икону снял епископ, и все с благоговением лобызали
ее. Был отслужен молебен, после чего сам князь со всем народом стал рубить деревья, и вскоре общими трудами
был сооружен храм во имя Успения Богоматери. Князь скоро устроил тут и монастырь и щедро одарил его
деньгами, а чудотворную икону украсил золотом и серебром. Дерево, на котором стояла икона, употреблено было
для икон и других предметов храма.
Заступлением Божией Матери по молитвам пред Ее Свенскою иконою не один раз получал защиту Брянск от
нашествия врагов. В 1812, когда полчища французов устремились к Брянску, жители сего города и его
окрестностей совершили крестный ход вокруг города с чудотворною иконою, и вскоре получено было известие,
что неприятельские войска, направленные на Брянск, возвращены назад. Тогда, в благодарность за это избавление,
жители Брянска в 1815 устроили на Свенскую икону золотую ризу с венцами, и тогда же был установлен
крестный ход ежегодно вокруг города со святою иконою 17 августа. Свенской иконой совершено много
исцелений. Жители Брянска очень чтут ее и во всех важных случаях своей жизни усердно молятся пред нею. Она
писана прп. Киево-Печерским Алипием, который учился иконописанию у византийских живописцев. Икона
изображается так: на золотом возвышенном троне, поставленном на амвоне, величественно сидит Пресвятая
Богородица. На коленях Ее восседает Предвечный Младенец и благословляет правой и левой рукой, а Сама
Богоматерь держит Его обеими руками. По сторонам трона стоят прпп. Киево-Печерские Феодосий и Антоний,
оба со свитками в руках.
Празднуется 3/16 мая.
Прот. И. Бухарев
СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Орловская еп., близ Брянска, у р. Свены, или Свины.
Основан в 1288 кн. Романом Михайловичем Черниговским в благодарность за чудесное исцеление его на сем
месте от слепоты по молитве пред иконой Пресвятой Богородицы, известной в настоящее время под именем
Свенской. По преданию, эта св. икона, написанная прп. Алипием и испрошенная кн. Романом у Киево-Печерской
обители, во время пути, находясь на ладье, плывшей по Десне в г. Брянск, ночью чудесным образом была
перенесена на ветви большого дуба, росшего возле р. Свены, где на следующий день и была обретена
сопровождавшими ее; здесь же по молитвам пред нею и получил исцеление кн. Роман. Богоматерь на этой св.
иконе изображена восседающей на троне с сидящим на Ее коленях Богомладенцем и с предстоящими по сторонам
трона прпп. Антонием и Феодосией Печерскими. С того времени и поныне св. икона пребывала в Свенском
монастыре, прославившись многими чудотворениями. На том месте, где рос дуб, на котором явилась св. икона,
находилась часовня. Монастырский соборный Успенский храм был построен в 1749 56 по плану архитектора К.
Растрелли. Ежегодно 11 августа, в память избавления Брянска от нашествия неприятеля в 1812, совершался с
чудотворной иконой крестный ход из монастыря в город и вокруг города, а 15 августа из города в монастырь.
При соборном храме в особом здании находилась келья, в которой в 1709 жил Петр I; здесь же хранился его
портрет, оставленный им на память.
С.В. Булгаков
СВЕТ, в народной традиции воплощение миропорядка (ср. белый свет), красоты, истинности, праведности.
Светоносной, солнечной природой, по народно-христианским воззрениям, обладают Бог Отец и Иисус
Христос, ангелы и святые, тьму воплощают дьявольские силы. Если рай располагается на востоке и именуется
пресолнечным , то ад локализуется на западе и погружен во тьму. Освещая земную поверхность, солнце как бы
передает ее во власть божественных сил, а скрываясь на ночь, оставляет во власти зла. В былинах и духовных
стихах святорусская , или светлорусская , земля изображается как залитое светом открытое, бескрайнее
пространство (выражения белый свет или вольный свет о мире в целом). В духовных стихах эпитет
светлый вообще сближается со святой : светоносность рассматривается как проявление истинности,
праведности и святости (нимб в иконописи).
Солнечный свет изливается на человека как Божья благодать, и он же отвращает нечистую силу. В сказке
белорусов-полещуков рассказывается о том, что Бог создал луну в помощь солнцу, черт подлетает к ней, грызет и
пытается скинуть с неба; когда от луны остается небольшой огрызок, солнце направляет на черта свои лучи, и он
спасается от них бегством.
Народом было усвоено и развито библейское учение о божественном происхождении света и его отделении от
тьмы как первом божественном деянии (Бытие, I: 1 4 ). Согласно Стиху о Голубиной книге , небесные тела
имеют светоносную природу: У нас белый вольный свет зачался от суда Божия, Солнце красное от лица
Божьего и т. д. Сверхъестественным происхождением солнечного света обусловлен и его ослепительный
характер, непереносимость для человеческого глаза. По малороссийским поверьям, только праведник может
смотреть на солнце и видеть, как оно играет , переливается разными цветами.
В любовных заговорах привязанность к свету и к небесным светилам выступает как высшее проявление
человеческого чувства, сравнимое с любовью к отцу и матери: девушка просит о том, чтобы молодец ее почитал
и величал светлей светлого месяца, красней красного солнца, милей отца, матери, роду и племени , а удал добрый
молодец хочет, чтобы он был девице краше красного солнца .
В загадках свет солнца ассоциируется с золотом, а луны с серебром и молочной белизной: Золот хозяин
на поле, серебрян пастух с поля (солнце и месяц), Золотое яблочко по серебряному блюдечку катается (небо
и солнце). В похоронных причитаниях оставшаяся без отца дочь сравнивает любовь своих родителей со светом
солнца, а чужих родителей со светом месяца. Согласно языковому стереотипу, луна светит, да не греет . Как
ночное светило она связана с миром смерти.
Свет месяца, зари и звезд оказывал, по поверьям, магическое воздействие на плодовитость овец, удойность
коров и наделял целебной силой соль, мыло и золу, оставленные на подоконнике в ночь под Страстной четверг. В
Воронежской губ. овчары обращались к звездам с заговором: Засветись, звезда ясная, по поднебесью на радость
миру крещеному, загорись огнем негасимым на утеху; ты заглянь, звезда ясная, на двор (имярек), ты освети огнем
негасимым белоярых овец его. Как по поднебесью звездам нет числа, так бы у раба (имярек) уродилось овец более
того . В Киевской губ. корове давали зоряну воду , чтобы у нее было больше молока; для получения такой воды
ее выставляли в ясную ночь под звезды ( зори ). В приметах яркий свет звезд предвещает богатый урожай ягод,
грибов и хлеба.
В загадках свет описывается как вещь или живое существо: молоко, сукно, белая кошка, золотое веретено или
золотой мост и т. п. Согласно легенде, люди сначала строили дом без окон и пытались носить в него свет, набрав
его на улице в мешки или решета, и лишь позднее ангел подсказал им прорубить окна. Соответственно в
посмертном жилище, как сказано в причитаниях, сверлом окна просверлены, решетом свету наношено .
В наибольшей степени со светом связаны глаза человека, причем они не только воспринимают свет извне, но и
как бы сами испускают его, а когда человек умирает, то свет теряется из очей. Темнота соответствует
состоянию человека, убитого горем, и картина заходящего вечером или спрятавшегося за тучами солнца вполне
отвечает общему эмоциональному настрою похоронных причитаний. Горе выражается здесь в том, что не глядят
да ясны очушки на белой свет или Пекё солнышко да не по-прежнему, как светел месяц свети не по-старому .
А.Л. Топорков
СВЕТ , политическая, экономическая и литературная газета патриотического направления. Издавалась в
Петербурге в 1882 1917. Отстаивала национальные интересы русского народа. Издатели-редакторы В.В.
Комаров, П.А. Монтеверде, Н.Э. Гейнце.
СВЕТОВОЕ ДАВЛЕНИЕ, космический фактор наряду с ньютоновским притяжением, выдающееся открытие
в физике, сделанное в 1899 русским ученым П.Н. Лебедевым.
СВИРИДОВ Георгий Васильевич (3/16.12.1915-1998), выдающийся русский композитор. Окончил
Ленинградскую консерваторию по классу композиции у Д. Д. Шостаковича.
Автор камерно-вокальных и вокально-симфонических произведений, музыки к драматическим спектаклям и
кинофильмам ( Курские песни , Снег идет , Весенняя кантата и т. д.). Главная творческая тема Свиридова
тема Родины ( Поэзия памяти С. Есенина , У меня отец крестьянин , Деревянная Русь ).
СВИЯЖСК, село в Татарии, в Верхнеуслонском р-не. Расположено при впадении р. Свияги в Волгу; после
создания Куйбышевского водохранилища (1955 57) на острове.
Основано в 1551 как крепость; база русских войск при осаде Казани в 1552. Со 2-й пол. XVI в. до 1932 город.
Сохранились: Свияжский Иоанно-Предтеченский (бывший Троице-Сергиевский) монастырь с деревянной
Троицкой церковью (1551, иконостас XVIII в., иконы XVI XVIII вв.), Сергиевской трапезной церковью (1604),
кельями (1820), корпусом игуменьи (1830), собором Богоматери Всех скорбящих Радость (1906); Успенский
монастырь с Успенским собором (1556 60), Никольской трапезной церковью (1555 56), кельями,
настоятельским корпусом, монастырской школой, конным двором, оградой (все XVII XVIII вв.); церковь
Константина и Елены (1704).
СВИЯЖСКИЙ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ женский монастырь, Казанская еп., в Свияжске. Основан в
XVI в. царем Иоанном Грозным. В к. XVIII в. после пожара монастырь был закрыт, затем был восстановлен на
новом месте, при Троицкой церкви, где ранее был мужской монастырь, построенный при основании города в 1551
и упраздненный в 1764. В монастыре находилась чудотворная икона прп. Сергия Радонежского, которая с
Фоминой недели в течение двух месяцев носилась по городам и селам Казанской епархии. В монастыре свято
оберегалась, как редкий памятник древности, первоначальная деревянная Троицкая церковь, привезенная сюда по
повелению царя Иоанна Грозного. В Сергиевском храме находилась замечательная икона св. Николая
Чудотворца, высеченная из черного камня, величиною в 1 вершок. Она найдена была в поле и вделана в
серебряный крест, по древности относилась в XII XIII вв.
С.В. Булгаков
СВОБОДА (вольность, воля), в понятиях Святой Руси возможность жить полноценной национальной
жизнью во всем богатстве ее проявления. Свобода праведна только через любовь, но и любовь возможна только
в свободе через любовь к свободе ближнего. Несвободная любовь вырождается неминуемо в страсть,
оборачивается насилием (Г.В. Флоровский). Главным условием свободы русского человека была соборность
свободное единение в любви к общим духовным идеалам, одинаково близким и родным и в царском дворце, и в
самой бедной курной избе.
Свобода для русского человека претворялась через любовь и братство. Всякий иной путь ведет к своеволию и
выпадению из национальной жизни.
Свобода носила коллективный характер и определялась принадлежностью человека к самоуправляющейся
общине, которая создавала условия для свободы и самостоятельного развития каждого отдельного человека (в