<< Пред.           стр. 180 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 городах подобную роль играли самоуправляемые объединения, артели, дружины, черные сотни), ограждая его от
 феодальных поборов и произвола центральной власти. Распространенное заблуждение наших современников
 понимать свободу как абсолютную независимость человека от установленных веками традиций и обычаев
 национальной жизни не было бы понято нашими предками, смотревшими на такую независимость как на
 разнузданность и своеволие, ничего общего со свободой не имеющих.
  Неограниченная свобода (воля) человека в понятиях Святой Руси оценивается отрицательно. Своя воля
 страшнее неволи , Воля губит, неволя изводит , Боле воли хуже доля .
  Свобода в представлениях Святой Руси носит высокий духовный характер. Как справедливо отмечал
 исследователь В.В. Колесов: Стремление к гармонии выражается по древнему образцу: свободен тот, кто живет в
 пределах собственного мира, в своем кругу, руководствуясь своим мерилом ценности и красоты, пусть даже этот
 мир и будет в каком-то отношении не очень хорош, но этот мир мой, знаком мне, и признаки этого мира
 выражают именно мое существо .
  О. Платонов
 
  СВОЕЗЕМЦЫ (земцы), категория мелких непривилегированных земельных собственников на Руси XII XVI
 вв., составлявших в своем большинстве промежуточный слой между классом помещиков и крестьянством. В
 Пскове землевладение своеземцев было, видимо, связано с несением военной службы, а сами своеземцы
 составляли низший слой господствующего класса (такими же были своеземцы и в Твери). Происхождение
 своеземцев Новгорода было пестрым (младшие представители боярских родов, богатые крестьяне), различны
 были и размеры их земельных владений. С к. XV в. усилился процесс разделения своеземцев: верхушка
 превращалась в помещиков ( служилых людей ), большая часть в крестьян. Этот процесс завершился в к. XVI
  н. XVII в.
 
  СВОЗ, в России XV XVII вв. сыск и возвращение беглых крестьян органами государства и вотчинной
 администрацией. Первые известия о свозе сохранились от 2-й пол. XV в. в связи с ограничениями крестьянского
 выхода. В XVI XVII вв. своз усиливался по мере роста закрепощения крестьянства и укрепления
 государственного аппарата. Введение заповедных лет и запрещение крестьянского выхода в 1592 93
 осуществлялось на практике путем организации своза.
 
  СВЯТАЯ РУСЬ, особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во
 всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремленность к
 безгрешности и совершенству сделали русских новым Богом избранным народом. Осознание русским народом
 своего особого духовного предназначения прослеживается в Повести временных лет (XI в.). Причем
 богоизбранность понимается не как противостояние другим народам, а как особая миссия борьбы с мировым
 злом, миссия добротолюбия.
  Святая Русь, писал А.С. Хомяков, создана самим христианством. Таково сознание Нестора, таково
 сознание святого Илариона и других. Церковь создала единство Русской земли и дала прочность случайности
 Олегова дела .
  Духовные ценности Святой Руси раскрываются перед нами в возвышенной православной этике и
 добротолюбии, русской иконе, церковном зодчестве, трудолюбии как добродетели, нестяжательстве,
 взаимопомощи и самоуправлении русской общины и артели в общем, в той структуре бытия, где духовные
 мотивы жизни преобладали над материальными, где целью жизни была не вещь, не потребление, а
 совершенствование, преображение души!
  Русское Православие, воплощавшее ценности Святой Руси, было не только религиозной системой, но и
 состоянием души духовно-нравственным движением к Богу, включающим все стороны жизни русского
 человека государственную, общественную и личную. Русское Православие развивалось вместе с национальным
 сознанием и национальным духом русского человека. По мере возвышения национального духа возвышалось
 Православие, и, наоборот, разложение национального сознания вело к вырождению Православия.
  К Богу русский человек испытывал особое национальное чувство. Русский Бог велик, говорил он. Велик
 Бог русский и милосерд до нас , Жив Бог, жива душа моя , Жить Богу служить , Человек ходит Бог
 водит , Нужен путь Бог правит , Бог пути кажет , Человек гадает, а Бог совершает , Без Бога не до
 порога , С Бога начинай и Господом кончай , Утром Бог и вечером Бог, а в полдень да в полночь никто же
 кроме Него , С верой нигде не пропадешь , Вера спасает , Вера животворит , Вера и гору с места сдвинет .
  Это, конечно, не означало безоглядного упования на Бога. Нужно не только молиться, но и действовать.
 Только тогда молитва будет действенной: На Бога надейся, а сам не плошай! , Богу молись, а в делах не
 плошись! , Богу молись, а добра ума держись! , Богу молись, а к берегу гребись!
  Переменить веру Православную, считал русский человек, смертный грех: Менять веру менять и
 совесть .
  Каждое дело надо начинать с молитвы: Не торопись, сперва Богу помолись , Любое дело благословясь не
 грех , Дело спорится углам помолись , Что бы ни пришло, все молись , Кто перекрестясь работает, тому
 Божия помощь , С молитвой в устах, с работой в руках .
  Однако и молиться надо, очистив себя от всякой скверны и греховных помыслов: Лихо думаешь Богу не
 молись .
  В выборе веры сказался национальный характер народа. Красота богослужения, конечно, не главное, что
 определило выбор. Главное в том, что Православие отвечало характеру народа и позволяло ему сохранять свои
 народные традиции, обычаи и идеалы. В отличие от католичества, Православие не навязывало русскому народу
 чуждый язык богослужения (мертвую латынь), не пыталось поставить над Русской землей деспотическую власть
 римских пап. Рим никогда не отвечал нашему духу и нашему характеру, писал И.А. Ильин. Его
 самоуверенная, властная и жестокая воля всегда отталкивала русскую совесть и русское сердце .
  Святая Русь не противопоставляла власть светскую и духовную, а действовала по принципу: Богу богово, а
 кесарю кесарево . Однако и греческое вероисповедание мы, не искажая, восприняли настолько своеобразно,
 что о его греческости можно говорить лишь в условном, историческом смысле (И.А. Ильин). Главное состояло
 в том, что новоиспеченные русские христиане внесли в новую веру глубокие нравственные начала, рожденные
 еще в дохристианский период, и прежде всего мысль о приоритете добра в жизни, о неизбежности победы добра в
 борьбе со злом. На Руси Православное христианство стало добротолюбием, вобрав в себя все прежние народные
 взгляды на добро и зло и оптимистическую веру в добро.
  Крещение Руси соединило два родственных мироощущения. Так, русские внесли в Православие
 жизнеутверждающий оптимизм победы добра и усилили его нравственные начала, придав им более конкретный
 характер практического добротолюбия. Этим русское Православие отличалось от византийского, которое
 абсолютизировало проблему зла, его неотвратимости, преодолеть которое можно только через строгий аскетизм и
 мистические искания. Безусловно, Русская Православная Церковь освоила мистический и аскетический опыт
 Востока, особенно исихазм, но, как показывает история, в довольно узких пределах национальных традиций и
 обычаев. Широкой массе русского народа был чужд мистицизм в смысле личной встречи с Богом . Путь к Богу
 русского народа шел не просто через бездеятельную молитву или молитвенный экстаз, хотя это тоже было, а через
 живое дело добротолюбия и труд, совершаемый с молитвой. Развивался на Руси и религиозный аскетизм, хотя
 масштабы его распространения были не столь велики. Исследователи, ищущие в русском Православии
 характерные особенности Восточной Церкви аскетизм и мистицизм, совершают серьезную ошибку,
 накладывая типовую схему Востока на самобытный организм Святой Руси, в котором преобладали совсем другие
 черты.
  Аскетизм, уход от мира как средство борьбы с мировым злом в русском народном сознании допускается
 только для немногих монашествующих, которые пользуются огромным авторитетом. Вместе с тем отгородиться
 от мира высокими стенами это еще не значит победить зло. Гораздо важнее бороться с ним повседневно в
 быту. Эта борьба не менее важна, чем аскетическое служение, а для большинства русских людей единственно
 приемлема. Первые русские христиане искали в Православии подтверждения тех духовных ценностей, которыми
 они жили прежде.
  В отличие от Византии русское Православие смотрит на мир оптимистично. В нем нет мрачных тонов и
 чувства безнадежности, которыми пронизана Византийская Церковь. Русская иконопись, отражавшая
 мироощущение русского человека, это жизнеутверждающий взгляд на мир, выражавшийся в высветлении
 палитры, обретшей необычайную яркость и жизнерадостность, в неуклонном росте значения линии, особенно
 столь ценимого русскими иконописцами силуэтного очерка (В.Н. Лазарев).
  Национальный характер русского Православия служит единению нации и национальному самосознанию, а
 значит, способствует строительству национального государства. Еще в Повести временных лет приводится
 мысль о славянском (русском) единстве и единении Руси.
  Национальный характер русского Православия проявляется в создании целого ряда национальных
 иконографических типов: Покров, Собор Богоматери, О тебе радуется и др., отсутствующих в других
 христианских Церквах. В иконе Покров выражается идея покровительства Пресвятой Богородицы над русским
 народом.
  Национальные русские Святые подвижники русского Православия все без исключения патриоты Русской
 Земли, для них всегда предпочтительнее скорее погибнуть, чем вступить в сговор с врагами Отечества.
  В Слове о Законе и Благодати (XI в.) первый русский митрополит Иларион излагает духовно-нравственную
 суть русского Православия. Писаный закон веры без благодати мало что значит. Закон дан на приуготовление
 благодати, но он не сама благодать: закон утверждает, но не просвещает. Благодать же живит ум, а ум познает
 истину . Благодать у Илариона понимается не в чисто литургическом смысле, а как духовно-нравственная
 категория победы добра в душе человека и вытеснение зла. Закон, по мнению Илариона, разобщает народы, так
 как выделяет среди них один народ. Благодать дана всем народам, она объединяет их в одно целое, тождественная
 истине, дает оправдание земному существованию человека. Говоря о христианах, имея в виду, конечно, прежде
 всего русский народ, Иларион пишет: Иудеи в законе ищут свое оправдание, христиане на благодати основывают
 свое спасение; и если иудейство оправдывается тенью и законом, то христиане истиной и благодатью не
 оправдываются. Иудеи веселятся о земном, христиане же пекутся о небесном. И кроме того, оправдание
 иудейское скупо и завистливо, оно не простирается на другие народы, но остается в одной Иудее; напротив,
 христианское спасение щедро и благостно растекается на все земли .
  Итак, Святая Русь не формальное следование закону и оправдание им, а постоянное стремление к добру, к
 высшему благу. Суть развития человеческой истории во всеобщей победе благодати, добра, в отрицании
 прежнего формального закона, погруженного в суету земных страстей и плодящего зло.
  Русский человек иначе осмысливает и само христианское благочестие: благочестивым считали не того, кто
 проводит время только в постах и молитвах, но того, кто добродетелен в жизни. Слово о мытарствах (XII в.)
 перечисляет нравственные преступления: ложь, клевету, зависть, гнев, гордость, насилие, воровство, блуд,
 скупость, немилосердие. Русский человек считал, что для спасения недостаточно одного аскетического
 следования заповедям Христа необходимо, чтобы деяния человека были полезны всем, общественно значимы;
 лишь перед теми откроются врата небесные , кто сознательно творит добрые дела, приносит благо ближним, ибо
 само неведение добра злое есть согрешение .
  По Нестору, русская история это борьба добра со злом, вечных добрых начал человеческой души с
 бесовским соблазном сил зла. В этой борьбе у русского народа пробудилось национальное самосознание,
 проявилась его природа, сверхвременной идеал и сверхвременное существо народа (Л.П. Карсавин).
  В Повести временных лет земная жизнь рассматривается как противостояние добра и зла, причем не только
 как борьба посланников Бога и слуг сатаны, но как противостояние добрых и злых людей. Последние опаснее
 бесов, ибо беси бо Бога боятся , а злой человек ни Бога не боится, ни человека. Именно посредством их
 множится мировое зло. Борьба за добро, любовь к добру, добротолюбие существовали как своего рода культ в
 дохристианский период, после Крещения Руси они получают дополнительное обоснование и высшее освящение,
 но вступают порой и в противоречие с христианской догматикой. Так, Иаков Мних (XI в.) восхвалял добро,
 считая, что святость достигается не чудотворением, а добрыми делами. Критерий истинной христианской жизни и
 святости добрые дела.
  С самого начала принятия христианства Святая Русь, идеология русского народа-богоносца, столкнулась с
 иудаизмом, идеологией народа-богоубийцы. Примерно с конца первого тысячелетия от Рождества Христова
 начинается качественная сдвижка мировой истории созданная Спасителем христианская цивилизация,
 подточенная тайными иудейскими обществами и сектами, подвергается эрозии. Христианская идеология в
 западноевропейских странах постепенно отравляется иудейскими воззрениями на мир. И на месте христианской
 цивилизации Запада в течение XI XVIII вв. сначала почти незаметно, как страшная раковая опухоль,
 развивается иудейско-масонская цивилизация, отрицающая духовные ценности Нового Завета, подменяя их
 иудейским поклонением золотому тельцу, культом насилия, порока, плотского наслаждения жизнью.
  На многие века Западное христианство превратилось в ширму, за которой велось строительство иудейско-
 масонской цивилизации. На первых порах, пожалуй, самой красивой частью этой ширмы был так называемый
 Ренессанс, который при покровительстве римских пап и кардиналов под псевдохристианской оболочкой
 фактически отверг духовные ценности Нового Завета, провозгласив эпоху плотского наслаждения жизнью, а
 главное, возрождение порочных языческих (дохристианских) традиций Древней Греции и Рима. Иудейская
 пропаганда объявляет всю эпоху подъема христианской духовной цивилизации периодом упадка и мракобесия, а
 так называемый Ренессанс временем возрождения лучших традиций древности , подразумевая под этим, по-
 видимому, неслыханный разврат и содомитство позднего античного общества, преуспеяние которого
 основывалось на жестокой эксплуатации рабов со всего мира.
  Кризис Западной церкви и христианских монархий в Европе, начавшийся с момента отпадения Рима от
 Православия, перерос к середине 2-го тысячелетия во всеобщую катастрофу западно-христианской цивилизации.
 С этого момента, по справедливому замечанию великого русского философа А.Ф. Лосева, осуществляется
 развертывание и оформление сатанинского духа, ступенями которого были капитализм и социализм,
 победоносное шествие еврейских революций по Европе.
  В самом деле, с момента складывания капитализма и колониальных захватов мир вошел в полосу деградации и
 одичания. Стремительное развитие научно-технического прогресса сильно способствовало этому, превращая
 человека в раба возрастающих материальных потребностей. Мир становился все более одномерным. Духовная
 доминанта человечества, ранее определяемая христианской цивилизацией и ценностями Нового Завета,
 перемещалась на периферию общественного сознания, а на авансцену истории выходили бездушие, эгоизм и
 ограниченность человека, живущего только потребительскими интересами.
  Святая Русь не приняла антихристианских идей западноевропейского Возрождения и так называемого
  гуманизма , ориентированных на жадное стяжание материальных благ и плотских утех. Она отвергла
 западноевропейское понятие развития как преимущественно научно-технического, материального прогресса,
 постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим количеством вещей, перерастающего в
 настоящую гонку потребления, жадность к вещам . Этому понятию русское миропонимание противопоставляло
 идею совершенствования души, преображения жизни через преодоление греховной природы человека.
  Для русского человека вера была главным элементом бытия, а для западного человека надстройкой над
 материальным базисом. Архимандрит Иларион (Троицкий) писал: Идеал Православия есть не прогресс, но
 преображение... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в
 одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не
 вперед, а вверх, к небу, к Богу . Единственный путь преображения в искоренении греха в самом себе: Не вне
 тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе, овладей собой, и узришь правду. Не в вещах правда эта, не вне тебя
 и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою .
  После падения Рима и захвата иноверцами Константинополя духовный центр христианской цивилизации
 переместился в Россию. Мистическое значение Удерживающего перешло к христианскому царству Святой
 Руси, воплощаясь в русской православной Монархии. Как писал великому князю Московскому старец Псковского
 Елеазаровского монастыря Филофей, Церковь Древнего Рима пала вследствие принятия Аполлинариевой ереси.
 Двери Церкви Второго Рима Константинополя рассекли агаряне. Сия же Соборная и Апостольская Церковь
 Нового Рима, державного Твоего Царства, своею Христианскою верою во всех концах Вселенной, во всей
 поднебесной паче солнца светится. И да знает твоя держава, благочестивый царь, что все царства православно-
 христианской веры сошлись в одном твоем царстве, един ты во всей поднебесной христианский Царь . В XVI
 XVIII вв. духовные ценности Святой Руси приобрели значение официальной государственной идеологии.
 Отторжение ценностей Святой Руси, начавшееся с Петра I, деформировало общественное сознание, вызывало
 кровавые катаклизмы, создавая все новых и новых мучеников за ее идеи. Эти мученики были всегда от
 Филиппа Митрополита до оптинских старцев, от Аввакума до славянофилов. Но после большевистского
 переворота мученичество стало неотъемлемой духовной принадлежностью коренных русских людей. Планомерно
 и организованно уничтожались русские священники и национальная интеллигенция, лучшие представители
 крестьянства. Идеалы Святой Руси закреплялись кровью мучеников Русь становилась Святой вдвойне.
  О. Платонов
 
  СВЯТИТЕЛЬ, архиерей; это именование также применяется к иерарху, просиявшему в лике святых.
 
  СВЯТКИ, время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19 января). Оно выделялось в русской
 жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью в мирских. Особенно весело отмечались эти
 дни молодежью на селе. Каждый вечер устраивались игрища и посиделки молодежи в избах.
  Примечательными чертами этого цикла были славление и колядование: ходили группами от двора ко двору,
 исполняли песнопения, посвященные Рождеству Христову, величания хозяину, хозяйке и их детям. Начинали
 обычно с церковного песнопения: Христос рождается, славите (отсюда и название славление ). Хозяева
 давали славильщикам (колядовщикам) угощенье.
  Повсеместно распространенный обычай этот выглядел в разных районах России по-своему. Местами
 славление с его серьезным духовным репертуаром четко отделялось и по времени хождения, и по составу
 участников от исполнения колядок, в которых допускалось и озорство. Особенно четким было разделение, если
 славить ходил причт во главе со священником с крестом и иконами. Это было как бы продолжением службы в
 храме; в домах оно превращалось в общесемейный рождественский праздник участвовали и те, кто не смог
 пойти на службу в церковь. В иных же селениях миряне-славильщики выступали и как колядовщики.
  Крестьянки д. Братская Орловского у. в 1890-х так рассказывали о новогоднем колядовании: У нашей
 деревни, у Степной, и у селе Троицком под Новый год собираются бабы, девки и молодые ребята, берут два
 мешка, заходят с конца деревни кликать Таусеньку. Останавливаются под окном крайнего дома и спрашивают
 хозяина: Кликать ли Таусеньку Хозяин дозволяет: Кличьте! Тады усе карагодом затягивают песню .
 Корреспондент Тенишевского бюро, записавший рассказ крестьянок, привел и текст песни величального
 характера. После исполнения хозяин выносил хлеб и мясо. Компания молодежи двигалась к следующему дому и
 так проходила всю деревню. После обхода дворов участники собирались в одном доме, высыпали из мешков еду и
 закусывали. Затем начиналось гаданье под подблюдные песни.
  Здесь мы видим смешанный состав участников, посещение всех дворов подряд и завершение развлечения
 посиделками с гаданьем. Эти черты не были обязательны для всех колядований. Участники могли разделиться по
 полу или возрасту.
  Посещение дворов или домов могло быть выборочным. В селе Шиморском (Владимирская губ., Меленковский
 у., имение Шепелевых на правом берегу Оки) в таусниках так называли здесь новогоднее колядование
 участвовали только девушки. Готовиться к таусникам начинали за 2 3 дня, а иногда и за неделю. Девушки
 готовили затейливые костюмы, а некоторые и маски. Готовились и в тех домах, где были женихи: там хозяйки 31
 декабря с раннего утра до позднего обеда пекли лепешки (у зажиточных пшеничные, у бедных ржаные)
 собенники. Вечером ряженые девушки толпами появлялись на улицах и пели под окнами каждого дома, где был
 жених. В песне называли имя той невесты, которая предназначалась ему по мнению, сложившемуся среди
 молодежи.
  Постоянные, устойчивые пары в хороводе и особенно на посиделках были явлением распространенным.
 Выражению коллективного мнения на таусниках , надо полагать, предшествовал период открытого ухаживания
 парня. В любом случае эта форма новогоднего обхода дворов давала возможность девушкам выразить свое
 отношение к предполагаемым брачным парам и оказать определенное давление на позицию старших
 родителей. Разумеется, сочетание имен женихов и невест, прозвучавшее во время колядования, становилось потом
 предметом обсуждения в деревне.
  Когда песня заканчивалась, хозяйка дома спешила к девушкам на улицу с решетом, доверху наполненным
 собенниками. Она одаривала их за то, что назначали сыну ее невесту по сердцу . Девичий хор переходил к
 другому дому под громкие удары в железное ведро или замирающие звуки гармони, или пронзительный писк
 трехструнной балалайки . К полуночи песни затихали. Девки, тайком угостивши женихов собранными
 лепешками и горячими поцелуями, тихомолком расходились по домам .
  В Пронском у. (Рязанская губ.) под Новый год собирались артели из женщин и девушек кликать Овсень :
 под окнами каждого дома исполняли величальную песню хозяину и членам его семьи, получали угощенье.
  Артель имела известный свой участок села .
  Фольклорист В.И. Чичеров, обобщая сведения о колядовании, опубликованные в 1830 40-х, писал: они
  рисуют его как обряд, для проведения которого жители селения объединялись в однородные по возрасту и полу
 группы (иногда характер их нарушался соединением в одну группу девушек и парней). Колядующие определяли,
 кому быть мехоношей, то есть носить мешок с полученными подношениями. В отдельных случаях среди
 колядующих выделялся главарь, руководящий обходом домов . Мехоношей и вожаком могло быть и одно и то же
 лицо. Деление для колядования на возрастные или половозрастные группы отмечалось и во многих описаниях 2-й
 пол. XIX в.
  Особенно многообразные группы славильщиков описаны Г.И. Куликовским по Обонежью. В первый день
 Рождества, до обедни, там ходили славить Христа только нищие. Им подавали коровашки хлебцы,
 приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. После обеда славят Христа мальчики и девочки, собирая в
 свои зобенки (ручные корзинки) пряники, сухари и крендели . Следующая группа бабы и мужики :
 семейные взрослые люди здесь тоже ходили по дворам славить. И только вечером, когда кончался зимний
 хоровод на улице, шла славить молодежь, парни и девушки раздельно. Они собирались двумя большими толпами,
 пели праздничные стихири, переходя от дома к дому. Получали за это калачи и крендели. Наконец, девушки
 ходили еще сверх того петь так называемое виноградье (от слов припева песни: Виноградье красно-зелено )
 к домам богатых крестьян или служащих: к учительнице, волостному писарю, старшине, фельдшеру,
 телеграфисту, начальнику военной команды к тем, кто мог вынести исполнительницам деньги. Все
  наславленное , как и деньги, полученные за исполнение виноградья , передавалось хозяину избы, в которой в
 эту зиму проводились беседы молодежи. Это была плата за наем помещения.
  Такое многообразие групп славильщиков встречалось, по-видимому, сравнительно редко. В большинстве
 описаний речь идет о молодежи и детях. Иногда упоминается рождественский или новогодний обход дворов или
 домов только детскими группами. Пожилая крестьянка Е.А. Виноградова из Иркутской губ. (Нижнеудинский у.,
 Тулуновская вол.), вспоминая в 1913 время своей молодости, рассказывала: На Рождество с раннего утра, как
 только в церкви на утрени запоют тропарь праздника, ребята бегут славить Христа, поют по избам, как умеют,
 тропарь и кондак праздника . А в более ранние времена, по ее словам, старики-бродяги в основном ходили, дети
 не умели петь. Подавали все больше хлебом, деньгами редко . На Новый год дети подпевали по избам. Им
 давали по 1 2 копейке или блин. На Новый год ходили меньше, чем на Рождество.
  Духовный и величальный характер репертуара колядовщиков (славильщики, славцы, окликальщики,
 окликалы) отмечается специалистами на основе обширного материала. Авторы полагают, что обходный
 комплекс состоял из хождения с пением христианских гимнов (тропарей, кондаков), колядок, духовных стихов
 рацей, виноградий . В ряде мест девушки после пения религиозных песен по просьбе хозяев или по
 собственному желанию исполняли виноградья, чаще всего в домах, где были жених, невеста или молодые .
 Иногда по дворам ходили группы мужчин. Их называли пожилые в Пинеге, старики в Поморье
 (Холмогорский район), взрослые мужики на Мезени, в Вятской и Енисейской губ., матерые в
 Олонецкой губ. В их репертуаре были церковные песнопения и духовные стихи. В Вятском у. славильщиков
 называли райщиками они исполняли песню о злоключениях Евы и Адама в раю . При обходах дворов
 наряду с колядками исполнялись религиозные песни тропари, кондаки также в Поволжье, на Сумщине и
 Псковщине. В тех местах, где особенно велика была роль старообрядчества, обходы дворов обычно
 сопровождались только христианскими песнопениями.
  У семейских Забайкалья в первый день Рождества, после службы в молитвенном доме, грамотные старики и те
 из молодежи, кто стоял на клиросе, ходили по домам партиями по 5 6 человек славить Христа . Грамотность
 имела значение потому, что исполнялись духовные песнопения, подготовленные по письменным текстам. За один
 день в одном и том же доме могло побывать от 6 до 10 таких групп. Хозяева подавали христославщикам деньги, а
 в некоторых домах угощали их завтраком или обедом.
  Колядки имели разнообразные местные названия коляда, овсень, таусень, щедровка, рацейка, волочебная.
 Величальный их характер часто сочетался с шуточным и лирическим.
  В некоторых местах было принято, чтобы славильщики ходили с большой самодельной звездою. Все понимали
 этот символ ведь звезда взошла над Вифлеемом, когда родился Христос. Дети пели в рождественском кондаке:
  Волсви же со звездою путешествуют , а иногда и изображали волхвов, пришедших приветствовать Христа.
  Хождение колядовщиков с вертепом (ящиком, в котором представляли сцены, связанные с Рождеством
 Христа) у великоруссов было менее распространено, чем у малороссов и белорусов. В Шенкурском и Вельском у.
 Вологодской губ. в 1-й пол. XIX в. с 25 декабря целую неделю ходили ребяты со звездою, сделанною из

<< Пред.           стр. 180 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу