<< Пред.           стр. 182 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 пять куполов с главами и все своды. Иконостас резной, пятиярусный. В нижнем ряду особою ценностью
 окладов выделялись храмовый образ Успения Божией Матери и образ Софии Премудрости Божией. Кроме
 главного престола, находились три в приделах: св. вмч. Феодора и св. мц. Ирины на правой стороне и св.
 Николая Чудотворца на левой. В главном алтаре крест запрестольный утвержден над двуглавым орлом
 гербом Российской Империи в память спасения имп. Петра I от стрельцов в сем соборе. Внутри собора погребены
 некоторые лица царского рода, а также архиеп. Рязанский Моисей, архиеп. Московский Августин, митр.
 Московский Макарий. Внизу под собором помещалась церковь Всех Святых; здесь погребены Леонтий и Сергий,
 митрополиты Московские. Вне собора, у западной стены его в отдельной глухой палатке погребено семейство
 Годуновых. К юго-западу от собора находится в особенной каменной часовне колодезь, ископанный самим прп.
 Сергием и обретенный в 1644. К западу от этой часовни находится устроенный в 1792 митр. Платоном памятник в
 виде пирамиды с надписями, изображающими великие события, происходившие в лавре. Вокруг него в 1823
 поставлены соединенные цепью пушки, которые некогда служили для защиты лавры от поляков. В церкви прп.
 Михея находилась покрытая серебряной ризой его гробница; церковь эта была построена над гробом прп. Михея в
 1732 34 и возобновлена в 1871. В церкви во имя Св. Филарета Милостивого, пристроенной в 1867 к южной
 стене церкви Сошествия Святого Духа, погребены Московские митрополиты Филарет и Иннокентий, а в
 притворе церкви наместник лавры архим. Антоний (ск. 1877). Выдающимся украшением церкви Святого Духа
 служил изящный по рисунку иконостас из розового дерева и иконы в приделе Филарета Милостивого,
 установленные по кончине митр. Филарета. Все эти иконы поднесены были митр. Филарету многочисленными
 почитателями в день 50-летнего юбилея 5 августа 1867; здесь же хранились и облачения его. Рядом с церковью
 Святого Духа, в особой часовне, находится гробница знаменитого ученого Максима Грека. На южной стороне
 лавры находится трапезная церковь во имя прп. Сергия. Она построена в 1685 92 по повелению царей Петра и
 Иоанна Алексеевичей и отличается как снаружи, так и внутри богатством и красотою архитектурных украшений.
 Пред амвоном сохранялось большое медное паникадило с литыми изображениями Спасителя и 12 апостолов
 вклад царя Иоанна Васильевича.
  С. В. Булгаков
 
  СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, в Вильно. Основан в XIV в. Троицкий храм построен был при
 вел. кн. Литовском Ольгерде, ок. 1350, на месте страдания Виленских мучеников. В 1514 храм был возобновлен из
 развалин кн. Константином Острожским. В 1609 монастырь отдан был униатам; в 1839 возвращен в Православие.
 Историческую святыню монастыря составляла чудотворная Виленская икона Божией Матери Одигитрии,
 написанная, по преданию, св. евангелистом Лукою и первоначально перенесенная из Палестины в Царьград. Эта
 древняя святыня наследие вел. кн. Елены Иоанновны, дочери вел. кн. Иоанна III, от матери ее Софии
 Фоминичны Палеолог. Будучи выдана в замужество за вел. кн. Литовского Александра Казимировича, она
 привезла с собою из Москвы 15 февраля 1495, как знамение родительского благословения, семейную святыню
 Византийских императоров, принесенную в Москву ее царственной матерью. После кончины вел. кн. Елены
 Иоанновны св. икона была поставлена в Виленском Пречистенском соборе, откуда в сер. XVIII в. и перенесена в
 Свято-Троицкий монастырь.
  С.В. Булгаков
 
  СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Курская еп., в Белгороде, при реках Донце и Везелке. Основан в
 1833, в бывшем архиерейском доме, при кафедральном Свято-Троицком соборе. Главную святыню монастыря
 составляли нетленные мощи св. Иоасафа, епископа Белгородского.
 
  СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Минская еп., в Слуцке. Основан до 1455. В 1870 переведен в
 Минск и переименован в Свято-Духов, а на его место переведены иноки Иоанно-Богословского монастыря,
 находившегося в местечке Грузове. Соборный Свято-Троицкий каменный храм с двумя приделами и склепом
 воздвигнут в 1505 слуцкой кн. Анастасией Олелько; возобновлен в 1795. В правом приделе, во имя св. вмц.
 Екатерины, иконостас (семиярусный, резной, с золочеными орнаментами, вырезанными украшениями и рамами у
 икон) сооружен на личные средства имп. Екатерины II. Левый придел, во имя св. блгв. кн. Александра Невского,
 устроен в память посещения храма имп. Александром I. В монастыре почивали мощи св. младенца Гавриила
 Белостокского в металлическом накладного серебра гробике и помещались на особом катафалке под сенью у
 левого придела соборного храма. Здесь же покоилась последняя слуцкая княжна София Юрьевна Олелько. В
 ризнице монастыря хранились: настоятельский из литого серебра посох, пожертвованный обители слуцким кн.
 Юрием Юрьевичем Олелько в 1580; серебряная вызолоченная чаша (потир), пожертвованная тем же князем;
 рукописное четвероевангелие, написанное уставом им же; риза фелонь из самотканой цельной и плотной
 серебряной парчи и деревянный посох из кипариса, присланный в дар и благословение монастыря в 1611 патр.
 Иерусалимским Феофилом.
  С.В. Булгаков
 
  СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Рязанская еп., близ Рязани. Время основания его неизвестно;
 упоминается в 1386; в 1695 он был возобновлен. Здесь находилась Феодоровская чудотворная икона Божией
 Матери.
 
  СВЯТО-ТРОИЦКИЙ мужской монастырь, Тамбовская еп., в окрестностях Козлова. Основан в 1627
 бывшим священником иеромонахом Иосифом. В дни Св. Троицы и Успения Божией Матери в монастырь
 совершались крестные ходы из городских церквей.
  С.В. Булгаков
 
  СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ВЕЛИКО-БУДИЩСКИЙ женский монастырь, Полтавская еп., при местечке
 Великое Будище. Построен в 1698 иждивением Василия Леонтьевича Кочубея. В 1891 был освящен новый
 трехпрестольный каменный храм Успения Богоматери. В монастыре находилась древняя чудотворная
 Владимирская икона Божией Матери.
 
  СВЯТО-ТРОИЦКИЙ КАЛЯЗИН мужской монастырь, Тверская еп., на левом берегу Волги, в посаде,
 против Калязина. Основан в 1450 прп. Макарием, мощи которого открыто почивали здесь в Троицком соборе
 (построенном в 1654) в приделе Нерукотворенного образа Спасителя; они находились в серебряной вызолоченной
 раке, устроенной в 1700. Ежегодно 26 мая рака со св. мощами обносилась с крестным ходом вокруг собора. В
 ризнице монастырской хранилось много церковных предметов и книг XVI и XVII вв.
  С.В. Булгаков
 
  СВЯТО-ТРОИЦКИЙ ЯБЛОНОВ мужской монастырь, Тамбовская еп., близ Лебедяни. Основан, по
 преданию, в XIV в. В 1542 разрушен татарами; возобновлен в 1621 патр. Филаретом; в 1675 сгорел; восстановлен
 по ходатайству свт. Тихона Задонского. В нем находилась древняя икона Святой Троицы, явившаяся на яблоне; в
 дни Святого Духа и пророка Илии в монастыре бывали из собора крестные ходы.
  С.В. Булгаков
 
  СВЯТОГОР, один из старших богатырей русского эпоса, великан, неодолимый никем, находящий смерть в
 волшебном гробу. В древнерусском сознании олицетворял силу природы. Известны две былины. Обе повествуют
 о его погибели, но различно. В одной он погибает потому, что желает поднять тягу земную и вместо этого
 погружается в землю; в другой он ложится в гроб и закрывается крышкой, но снять ее уже не может ни сам, ни
 с помощью Ильи Муромца.
  О.П.
 
  СВЯТОГОРСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Их две, они находились в Святогорском
 Успенском мужском монастыре Псковской еп. Иконы явились на горе, которая сначала называлась Синичьей, а
 после явления икон стала называться Святою. Икона Умиление явилась юродивому Тимофею, местному
 уроженцу, в 1563. От иконы он слышал голос, что через 6 лет на горе воссияет благодать, и ровно через 6 лет, в
 1569, здесь явилась вторая икона, Одигитрия . От икон совершились многие чудеса и исцеления. На горе, на
 месте явления икон, по повелению царя, сначала была выстроена часовня, а затем, когда часовня сгорела и обе
 иконы остались невредимыми, тут устроен был храм и монастырь. Иконы ежегодно, в первую пятницу Петрова
 поста, приносили в Псков и в следующий воскресный день совершали с ними крестный ход по городу.
  Празднуются 17/30 июля.
  Прот. И. Бухарев
 
  СВЯТОГОРСКАЯ УСПЕНСКАЯ пустынь, Харьковская еп., на правом берегу Северского Донца, в
 местности Святой Горы, в окрестностях Славянска. Основана в XIV в.; в 1679 и в 1737 была разоряема татарами; в
 1787 была упразднена; в 1844 восстановлена. С берега Донца обитель представляла дивные ландшафты: по склону
 горы, называемой Фавор, спускался монастырь к берегу, и храмы его виднелись среди дерев то на
 возвышенностях, то в пропастях. На гору была устроена довольно удобная лестница, именуемая Кирилло-
 Мефодиевскою, с башнями и крытыми площадками, висящими над непомерно глубоким обрывом. К верхушке
 горы, увенчанной храмом, вели 511 ступеней и имелись скамьи для отдыха. Близ монастырского соборного
 Успенского храма находились пещеры. Ход в пещеры начинался небольшим притвором с одним окном над
 дверью. Отсюда, за железною решетчатою дверью, шел узкий, длинный и темный коридор пещер, извиваясь
 зигзагами до самой скалистой вершины горы, где он и сообщался с наружной лестницей. Кроме этого хода было
 еще четыре: два через церкви: Св. Иоанна Предтечи и Св. Алексия, человека Божия, один под церковью Св.
 Николая Чудотворца и один среди горы, обращенный к Северскому Донцу.
  С.В. Булгаков
 
  СВЯТОГОРСКИЙ УСПЕНСКИЙ мужской монастырь, Псковская еп., в Опочецком у., в окрестностях
 Опочки, на горе, называемой Святою (см.: Пушкинские Горы). Основан в 1569 псковским наместником кн.
 Юрием Токмаковым по приказанию царя Иоанна Васильевича на месте явления юродивому пастуху Тимофею
 иконы Пресвятой Богородицы Умиления и обретения им там же иконы Одигитрии, названных впоследствии
 Святогорскими. Они находились с левой стороны в нижнем ярусе иконостаса монастырского соборного храма
 Успения. В том же ярусе, на правой стороне, находилась и св. икона Одигитрии, прославившаяся в 1569 после
 обретения ее Тимофеем многими чудотворениями; празднование ей совершалось 17 июля и 1 октября. В том же
 храме находилась чудотворная Феодоровская икона Богоматери. С этими святынями ежегодно совершался
 крестный ход на судах по рекам Сороти и Великой в Псков и г. Остров в течение целого месяца, начиная с
 пятницы 2-й недели Петрова поста, причем в следующее за этой пятницей воскресенье Святогорские
 монастырские святыни торжественно обносились в Пскове вокруг городской стены. С 28 августа по 28 сентября с
 ними бывало хождение в Новоржев и Опочку. В монастыре находится могила А.С. Пушкина, на которой стоит
 небольшой мраморный памятник, с погребальной урной.
  С.В. Булгаков
 
  СВЯТОЕЗЕРСКАЯ ИВЕРСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Хранилась в Иверском
 Богородичном Святоезерском Валдайском монастыре Новгородской губ. Празднуется 31 марта/13 апреля.
 
  СВЯТОЕЗЕРСКИЙ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СЕНЕГСКИЙ женский монастырь, Владимирская
 еп., в окрестностях с. Нижнего Ландеха, при Святом озере. Основан в к. XIV в. и был мужским; в 1768 после
 пожара был упразднен; в 1860 здесь учрежден женский монастырь. Ему принадлежала часовня во имя св. Николая
 Чудотворца в Нижнем Ландехе, с находящимися в ней местночтимой иконою св. Николая Чудотворца и древним
 крестом.
  С.В. Булгаков
 
  СВЯТОПОЛК (в крещении Михаил) ИЗЯСЛАВИЧ (08.11.1050 16.04.1113), великий русский князь.
 Сын вел. кн. Изяслава Ярославича и вел. русской кн. Олисавы (до замужества польской королевны Гертруды).
 В 1069 71 он был полоцким князем, в 1073 77 находился вместе с отцом в изгнании за границей. В 1078
 88 Святополк княжил в Новгороде Великом, в 1088 93 в Турове, с 1093 и до смерти был вел. русским
 князем.
  В 1093 Святополк потерпел два тяжелых поражения от половцев в сражениях на р. Стугне и на р. Желани. В
 1094 он заключил мир с половцами и женился на дочери половецкого хана Тугоркана. В следующем году он
 вместе с Владимиром Мономахом совершил победоносный поход против половцев и построил на Днепре город-
 крепость Новгород-Святополч. В к. XI в. Святополк активно участвовал в междоусобной борьбе, пытаясь
 захватить земли князей-сепаратистов. Он принимал участие в работе княжеских съездов: в Любече (1097),
 Витичеве (1100), на р. Золотиче (1101) и около Долобского озера (1103 и 1111), на которых решались вопросы,
 связанные с распределением земель между князьями, и обсуждались планы борьбы со Степью. Святополк
 совместно с другими князьями совершил несколько удачных походов в глубь половецких степей в 1103, 1107,
 1111, а также воевал с Волынским и минским князьями. Им была заложена церковь Св. Михаила в киевском
 Михайловском Златоверхом монастыре. В его правление имели место всевозможные злоупотребления:
 спекуляция солью, большой размах получило ростовщичество.
  В Истории Российской В. Н. Татищева имеется следующая характеристика этого князя: Сей князь великий
 был ростом высок, сух, волосы чермноваты (рыжеваты. О. Р.) и прями, борода долгая, зрение острое. Читатель
 был книг и вельми памятен, за много бо лета бывшее мог сказать, яко написанное. Болезней же ради мало ел и
 весьма редко и то по нужде для других упивался. К войне не был охотник, и хотя на кого скоро осердился, но
 скоро и запамятовал. При том был вельми сребролюбив и скуп, для которого жидам многие перед христианы
 вольности дал, через что многие христиане торгу и ремесел лишились. Наложницу свою поял в жену и так ее
 любил, что без слез на малое время разлучиться не мог, и, много ее слушая, от князей терпел поношение, а часто и
 вред с сожалением. И ежели бы Владимир (Мономах. О. Р.) его не охранял, то б давно Киева Святославичами
 лишен был .
  Святополк умер в Вышгороде и был похоронен в киевской церкви Св. Михаила. После его смерти в Киеве
 произошло народное восстание, в ходе которого были ограблены дома должностных лиц и ростовщиков.
  О.М. Рапов
 
  СВЯТОСЛАВ, великий князь Киевский (ок. 945-972), сын кн. Игоря и кн. Ольги, подавивший попытки
 установить иудейское иго на Руси.
  О, дорогое мое дитя! говорила Святославу блж. Ольга. Нет иного Бога ни на небесах наверху, ни на
 земле внизу, кроме Того, Которого познала я, Создателя всея твари Христа Сына Божия... Послушай меня, сынок,
 прими веру истинную и крестись, и спасен будешь (Степенная книга). Однако речи эти, как свидетельствует
 летописец, подобны были попыткам сеять на воде князь оставался холоден и непреклонен. Если бы я и хотел
 креститься, отвечал он матери, никто бы мне не последовал и никто бы из моих вельмож не согласился этого
 сделать. Если один я закон христианской веры приму, тогда мои бояре и прочие сановники вместо повиновения
 мне будут смеяться надо мной... И что мне будет самодержство, если из-за чужого закона все меня оставят и я
 буду никому не нужен .
  Благодатный церковный опыт Ольги оказался недоступен ее строптивому сыну. Плакала мать, скорбя, в
 молитве изливая Богу свою печаль, прося вразумления, милости и защиты. Премилостивый Господи, Боже мой
 Иисус Христос, взывала княгиня, прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя: приклони ухо
 Твое ко мне и услыши молитву мою... Помощник ми буди и не остави мене, Боже Спасителю мой, яко отец мой и
 мати моя оставили мя, и супруга я лишилась. От него единственного сына прижила, и тот непокорив и неверен...
 Я, Господи, на милость Твою уповаю, и на множество щедрот Твоих надежду души моей возлагаю, и к Тебе,
 прибегая, молюсь: научи меня творить волю Твою и спаси меня от рода лукаваго, от множества язычников. И хоть
 они ушли от Твоей благодати, но Ты, Владыко, человеколюбия ради не пренебреги ими, но посети и вразуми,
 приведи их к познанию Себя... Пусть они, просвещенные Тобою, когда-нибудь прославят имя Твое пресвятое,
 Отца и Сына и Святаго Духа из рода в род и во веки. Аминь .
  Бог внял материнской мольбе. Дело обернулось так, что ревностный язычник и непримиримый враг
 христианства Святослав как никто другой способствовал разрушению самого главного внешнего препятствия на
 пути Православия в Россию. Суровый и жестокий воин, он своими дерзкими походами уничтожил Хазарию и
 укрепил Русское государство, расчистив, таким образом, путь к служению, благодатное призвание на которое
 последовало тремя десятилетиями позже в Таинстве Святого Крещения. Мать Святослава св. равноап. кн.
 Ольга не дала угаснуть в народе слабой искре христианства, всеянной тремя неудачными крещениями,
 которая вспыхнула ярким светом на Святой Руси в результате чудесного обращения ее внука кн. Владимира.
  Святослав сохранил единство Руси, защитив ее от внешних врагов, угрожавших молодому государству с юго-
 востока. Ольга удержала нарождающееся русское христианство от растлевающего еретического влияния
 католицизма, грозившего ему с северо-западного направления. Святослав спас государственное тело России.
 Ольга не дала смутить ее неискушенную юную душу. Такое сочетание, вопреки всякому человеческому
 предвидению, готовило Русь к христианскому прозрению, хотя временами казалось, что новое государство умрет,
 едва успев родиться.
  К сер. X в. киевский князь стал вассалом иудейского царя Хазарии. Произошло это после карательного похода
  досточтимого Песаха еврейского полководца, который во главе наемной армии отбросил русов от берегов
 Азовского моря, опустошил страну и осадил Киев. Около 940 от киевского князя отпало Днепровское
 левобережье, земли уличей и тиверцев в низовьях Днестра и Дуная попали в руки печенегов, кривичи создали
 свое независимое Полоцкое княжество. Под мощным воздействием хазарских евреев Русь разваливалась на
 глазах, превращаясь в вассала иудейского каганата, вынужденная не только платить ему дань, но и воевать за его
 интересы, совершенно чуждые славянам. Тогда стали русы подчинены власти хазар , гордо сообщает
 современный еврейский автор.
  Еще в самом н. IX в. власть в Хазарском каганате захватил некий влиятельный иудей Обадия. Он превратил
 хана из династии Ашина в марионетку и сделал талмудический иудаизм государственной религией Хазарии. С тех
 пор ее политика преследовала цели, проистекавшие из мессианских чаяний раввинов и их неутолимой ненависти к
 христианству. Первой заботой хазарских иудеев традиционно стала забота о богатстве. Через тысячу лет после
 того, как еврейство отвергло Спасителя, иудеи-рахдониты продолжали свято верить, что путь к господству над
 миром (якобы обещанному им Самим Богом) один золото.
  Богатство давало возможность подкупать союзников и нанимать воинов. Все это: торговое имущество,
 купленные союзники и воины-наемники было брошено к достижению заветной цели: уничтожению или
 ослаблению ненавистного оплота Вселенского Православия Византийской империи.
  В 939 по Рождеству Христову войну против Византии развязал хазарский царь Иосиф, который начал с того,
 что низверг множество необрезанных , то есть попросту перебил христиан, живущих внутри Хазарии. Затем
 хазарское войско вторглось в Крым, взяло там три города, избив мужчин и женщин , и осадило Херсонес, где
 нашли себе убежище уцелевшие христиане. Составной частью кампании стал поход на русские земли,
 закончившийся подчинением киевского кн. Игоря. Он обещал платить дань кровью , то есть в войне Хазарии с
 Византией выставить свою дружину против империи на стороне каганата. Этим, возможно, и объясняются два его
 похода на Царьград, последовавшие один за другим в 941 и 944.
  Подчинение Хазарии сыграло роковую роль и в жизни самого Игоря. Общепризнанно, что он был убит
 древлянами при сборе дани. Но остается открытым вопрос для кого собирал он эту дань Что заставило князя
 увеличить ее до размеров, вызвавших восстание древлян Ответ прост: надо было платить Хазарии.
  Итак, когда Святослав сел на Киевском столе, перспективы Русской державы казались весьма мрачными. Она
 потеряла внутреннее единство и внешнюю независимость, происками Хазарии оказалась втянутой в войну с
 Византией, совершенно не нужную и чуждую русским интересам. На Западе процесс объединения Германии под
 скипетром саксонской династии делал ее источником мощной военной и духовной агрессии, что тут же испытали
 на себе славяне Эльбы, Поморья и Вислы. Священная Римская империя германской нации, основанная Карлом
 Великим еще в 800 году, становилась в Восточной Европе реальной силой, заявлявшей свои права не только на
 земли, но и на души славян.
  В 961 в Киев прибыл римский еп. Адальберт со свитой. Его пригласила сама королева ругов св. равноап.
 кн. Ольга. Поскольку в то время, несмотря на постепенное отпадение Римской церкви от Православия,
 канонически это еще не было закреплено, княгиня, возможно, сочла, что на первое время стоит пригласить
 священников с Запада, ибо это гораздо ближе и удобнее, чем дожидаться оказии из далекой Византии. В 959 она
 обратилась с этой просьбой к королю Германии Оттону I, результатом чего и явилось посольство Адальберта.
  Однако вероотступничество католиков и их политические амбиции были так очевидны даже для
 малочисленных неискушенных новообращенных русских христиан, что миссия римского прелата провалилась с
 треском. Уже в следующем, 962 году он был вынужден уехать назад, не успев ни в чем . Более того, его отъезд
 напоминал скорее бегство, ибо на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с трудом
 спасся . Такой неласковый прием был вызван тем, что Ольга быстро поняла своим здоровым церковным чутьем
  Адальберт предлагает ей вовсе не ту веру, благодатные плоды которой она узнала после крещения в Царьграде.
  Есть путь, говорит Писание, иже мнится человекам прав быти, последняя же его приходят во дно ада
 (Притч. 14:12). Святой страх ступить на этот путь путь утери чистоты веры, путь заблуждения, гибельной ереси
  и заставил святую княгиню столь круто обойтись с высоким иноземным гостем.
  Святослав почти всю свою жизнь провел в походах. Война с Хазарией за освобождение от вассальной
 зависимости началась почти сразу после смерти кн. Игоря в 945. В 50-х X в. она шла, то вспыхивая, то затухая, с
 переменным успехом. Я живу у входа в реку и не пускаю русов , писал хазарский царь Иосиф министру
 Абдаррахмана III, Омейядского халифа Испании, Хасадаи ибн Шафруту, пытаясь представить дело так, что,
 удерживая Поволжье от нападений славян, он защищает интересы мусульман. Иосиф искал союзников, ибо у
 хазарских иудеев уже не хватало сил (или денег), чтобы повторить поход досточтимого Песаха , и они пытались
 заручиться поддержкой в стараниях не упустить молодую Русь из-под своего военного и политического влияния.
 Всем этим надеждам суждено было рассыпаться в прах Святослав имел иной взгляд на будущее Хазарии и
 Руси.
  В 964 он совершил свой первый поход на север, на Оку в земли вятичей, освободив их от власти хазар и
 подчинив Киеву. Воспользовавшись победой, князь с помощью вятичей там же, на Оке, срубил для дружины
 ладьи и весной следующего года спустился речным путем по Волге к Итилю главному городу иудейской
 Хазарии. И бывши брани, одоле Святослав козаром, и град их... взя , свидетельствует летописец. Эта победа
 решила судьбу войны и определила распад Хазарии.
  Еврейская община разбежалась, исчез центр сложной торговой, политической и военной системы,
 вдохновлявшейся религиозными интересами иудеев. Гибель талмудистов Итиля освободила как самих хазар, так и
 все окрестные народы, входившие в сферу влияния каганата. На обратном пути Святослав завладел крепостью
 Саркел (Белая Вежа) столицей Хазарии на Дону и благополучно вернулся домой, в Киев, не встречая
 особого сопротивления, ибо местное население вовсе не собиралось воевать за чуждые ему интересы
 разбежавшихся иудеев. Хазарский каганат прекратил существование. Крушение опорного пункта еврейских
 интересов на Востоке немедленно повлекло за собой цепь следствий религиозных, экономических,
 политических и этнических. Утратили поддержку те, кто опирался на помощь агрессивного талмудического
 иудаизма. Во Франции потеряла позиции династия Каролингов, принужденная уступить гегемонию
 национальным князьям и феодалам, в Китае отдельные солдатские антикочевничевские мятежи переросли в
 агрессивность и национальную исключительность новорожденной династии Сун, халифат в Багдаде ослабел и
 потерял контроль даже над Египтом, не говоря уже о прочей Африке и Аравии; дезорганизация разъедала
 Саманидский эмират . Удар, нанесенный Святославом в низовьях Волги, откликнулся гулким эхом по всему
 миру.
  Годом позже Святослав подчинил волжско-камских болгар и мордовские племена, повторно разгромив остатки
 хазарского войска. Выйдя к Северному Кавказу, князь осадил и взял крепость Семендер, победил племена аланов,
 ясов и касогов, союзников каганата, тревоживших набегами юго-восточные рубежи Руси. Выйдя к Азовскому
 морю, он основал в районе Кубани крепость Тмутаракань, ставшую впоследствии столицей русского
 Тмутараканского княжества.
  В результате этих восточных походов страна воспряла. Совершилось объединение восточнославянских племен
 в единое государство, Русь установила контроль за торговыми путями по Волге и Дону, обезопасила свои южные
 границы и заявила о себе как об одном из сильнейших государств Европы. Но неутомимый князь не думал о мире.
 Война была его жизнью, его ремеслом. Святослав двинул свою дружину в земли Византии.
  Плацдармом для этого похода должны были стать болгарские земли, завоеванные Святославом в 968. Весной
 этого года воины князя приплыли в устье Дуная и разбили не ожидавших нападения болгар. Осенью русы опять
 разбили болгарское войско у Доростола. Святослав думал даже вообще перенести столицу своей державы из
 Киева в Переяславец, говоря: Там середина земли моей, туда стекаются все блага: из греческой земли золото,
 паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и
 рабы . Но князя ожидало жестокое разочарование. Его победоносный меч, не знавший поражений в войне с
 иудейским каганатом, не принес ему славу в боях с православными воинами Византии.
  Имп. Иоанн Цимисхий, опытный дипломат и искусный воин, разбил гордого руса. Весной 971 войска
 Цимисхия взяли Переяславец и осадили дружину Святослава в Доростоле. Голод и болезни заставили князя
 заключить мир в обмен на обещание императора беспрепятственно выпустить на родину остатки дружины.

<< Пред.           стр. 182 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу