<< Пред. стр. 185 (из 245) След. >>
вещи, отданные Богу и Его Церкви, и что находится под митрополитами, архиепископами, епископами имонастырями, будут ли то доходы или имущество, то пусть он не видит милости Св. Троицы в день судный, но
отпадет от христианского имени, как отпал Иуда от 12-ти апостолов и да будет проклят всеми святыми .
В соответствии с этим и наши русские великие князья и цари ограждали от захвата церковное имущество
своими заклятиями. Так, в уставе свв. Владимира и Ярослава проклятию предаются те, которые захватят доходы
Церкви. В своей грамоте Иверскому монастырю от 6 марта 1654 царь Алексей Михайлович таким же проклятием
ограждает эту обитель от захвата пожертвованного им имущества. Так поступали и другие князья и цари и вообще
церковные благотворители.
Ясно, что отобрание церковного имущества в другие руки является тягчайшим грехом нарушения
Божественной заповеди и св. канонов, низводит страшные проклятия и в сей и в будущий век от церковных
благотворителей и есть, по существу, святотатство. Гибельные последствия этого греха не замедлили сказаться
еще при жизни Петра.
Монастыри в России не только учили русский народ жизнью своих истинных иноков, но и озаряли его
истинным христианским просвещением. Превращая их в благотворительные учреждения, Петр тем самым
уничтожал основу для истинного просвещения России. Это в особенности достигалось отнятием монастырских и
архиерейских имуществ при возобновлении Петром Монастырского Приказа 24 января 1701. Через этот Приказ
Петр, упразднив патриаршество, лишил Церковь ее самостоятельности и средств для приобретения книг и
учреждений школ к просвещению русского народа.
Таким образом, отобрание церковных имуществ было великим злом для всей России, ибо последняя лишилась
истинного, церковного и патриотического просвещения, которое распространяла Церковь благодаря своим
богатым средствам. Интересно отметить, что так смотрел на отнятие у Церкви ее имуществ и наш гениальный
Пушкин. Еще в ранней своей молодости, проживая в Кишиневе, он высказал однажды свое письменное мнение,
что отобрание церковных имений нанесло сильный удар просвещению народа в России.
Гибельность этой реформы сказалась тогда же, именно в том, что за недостатком церковных средств стали
закрываться прекрасные школы при святительских кафедрах. Одной из таких школ была образцовая семинария
свт. Димитрия в Ростове.
Обнищание архиерейского дома свт. Димитрия дошло до такой степени, что ему не только нельзя было
содержать своей школы, но нечего было подать просящему милостыню. Это обстоятельство, в связи с
неприятностями, которые чинил свт. Димитрию присланный от Монастырского Приказа стольник, а также
некоторые реформы Петра, направленные против Церкви, побудили свт. Димитрия обратиться к митрополиту
Рязанскому Стефану Яворскому с письмом, в котором он писал ему как своему другу: Толико беззаконий,
толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие .
К великому сожалению, православная вера разрушалась не только реформами Петра, но и личным его
поведением. Мы имеем в виду учреждение им так называемого Всешутейшего и всепьянейшего синода , в
котором он кощунственно и открыто перед русскими людьми высмеивал иерархические степени до патриарха
включительно и в котором сам участвовал, принявши на себя должность протодиакона.
Разумеется, такая противоцерковная деятельность Петра не могла остаться без протеста со стороны нашей
иерархии, и прежде всего ее главы последнего патриарха Адриана. Между ним и Петром была глубокая рознь.
Он резко осуждал вводимые царем новшества, но вскоре, к неудовольствию народа, вынужден был замолчать, в
особенности после не принятого Петром печалования патриарха за опальных стрельцов.
После смерти патриарха открыто протестовал против Петра в защиту православной веры и основанного на ней
порядка и быта в России местоблюститель патриаршего престола, друг свт. Димитрия Ростовского, митрополит
Рязанский Стефан Яворский. Митр. Стефан был человеком больших дарований, большого ума, блестящего
европейского образования. Мужественный, благородный, откровенный, он говорил правду Петру, окруженному
протестантами. За это царь возненавидел Стефана как непримиримого стойкого врага своего. Петр, хотя сам
возвысил его, настолько с ним разошелся, что стал уклоняться от свиданий с ним. Впрочем, такое отношение
Петра к митр. Стефану не остановило последнего от протестов, которые он подавал царю против новшеств в
духовной жизни русского народа, несмотря на то что эти протесты обрушивались на его же голову, вызывая
против него царский гнев. Он даже не страшился открыто обличать Петра в своих проповедях.
Так, в своем слове по поводу тезоименитства находившегося тогда за границей царевича Алексея, в день
памяти св. Алексия, человека Божия, митр. Стефан жалел царевича и открыто становился на его сторону, осуждая
Петра за ссору с царственным сыном, которая окончилась для последнего столь прискорбно. О, угодниче Божий,
говорил он здесь, не забуди и тезоименинника твоего и особенного заповедей Божиих хранителя и твоего
преисправного последователя. Ты оставил еси дом свой он такожде по чужим домам скитался. Ты удалился от
родителей он такожде. Ты лишен от рабов, слуг, подданных, другов, сродников, знаемых он такожде. Ты
человече Божий он такожде раб Христов. Молим убо, святче Божий, покрый своего тезоименинника, едину
нашу надежду .
А в другом своем слове митр. Стефан, обличая Петра за восстание против православной веры и благочестия,
говорит: Море свирепое, море человече законопреступный почто ломаеши, сокрушавши и разорявши
берега Берег есть закон Божий; берег есть во еже не прелюбы сотворите, не вожделети жены ближнего, не
оставляти жены своея; берег есть во еже хранити благочестие, посты, а наипаче четыредесятницу, берег есть
почитати иконы .
Так мужественно обличал Петра в своих проповедях и свт. Димитрий Ростовский. Правдолюбивый святитель,
подобно Стефану Яворскому, не склонял пред гневом Петра головы своей.
В одной из своих лучших проповедей святитель обличал чрезвычайную гневливость царя, а в другой он
говорил: Смертен тя быти памятствуй, о царю, а не во веки живуща днесь вси тебе предстоят, а утро сам един
останешися в недрах земных. Днесь всем страшен, а утро мертва тя кто убоится. Днесь неприступен еси, а утро
лежащь во гробе, ногами всех попираем будещи . Признавая пользу некоторых реформ Петра, он резко осуждал
то, что шло против Православной Церкви. Когда, по распоряжению царя, был издан указ о несоблюдении постов в
полках, один солдат был судим за то, что, вопреки воле начальства, он не желал нарушить пост. Это распоряжение
о постах возмутило свт. Димитрия, и он произнес резкое слово о двух пирах Иродовом и Христовом. В
проповеди обличаются блудники и пьяницы, подражающие Бахусову ученику Лютеру, разрешающие посты в
полках.
Конечно, не могла примириться с таким лютеранским отрицательным отношением к православной вере и
большая часть епископов нашей Церкви, выступления которых против Петра вызвали с его стороны ужасный
террор против них. Мы это говорим, имея в виду свидетельство Л.А. Тихомирова, основанное на документальных
данных, приводимых историком А.П. Доброклонским в его труде Синодальный период . За первое десятилетие,
говорит Тихомиров, после учреждения Синода большая часть русских епископов побывала в тюрьмах, были
расстригаемы, биты кнутом и т.п. Я это проверял по спискам епископов в сочинении Доброклонского. В истории
Константинопольской Церкви, после турецкого завоевания, мы не находим ни одного периода такого разгрома
епископов и такой бесцеремонности в отношении церковного имущества .
В итоге противоцерковных реформ Петра в жизни русских людей получилось охлаждение к православной вере
и всем внешним формам ее проявления. Умножились вольнодумцы, осуждавшие, по началам протестантским,
православную обрядность. Еще современное Петру русское образованное общество, проникаясь европейскими
протестантскими взглядами, начало стыдиться своей прежней детской и простодушной религиозности и старалось
скрывать ее, тем более что она открыто с высоты престола и начальственными лицами подвергалась резкому
осуждению.
Но и этим не исчерпывается зло, которое причинил Петр России. Русская Церковь могла бы с успехом
бороться с отступлением от православной веры русских людей на почве протестантизма посредством школьного
просвещения. Но Петр отнял у Церкви имущество. В силу этого, просвещение русского народа не было в
введении Церкви, распространялось не на исконных исторических началах нашей православной веры, но с XIX
столетия даже внедряло отрицательное отношение к вере и потому в себе таило гибель России.
К сожалению, не сразу после Петра стали возглавлять Россию наши императоры, которые были покровителями
православной веры и защитниками ее не только для России, но и для других православных стран. Русскому
народу пришлось и после Петра пережить ряд глубоких потрясений в своей вере. Мы имеем в виду прежде всего
царствование имп. Анны Иоанновны, когда окружавшие ее немцы-протестанты во главе с масоном Бироном
открыто гнали православную веру, а затем долгое царствование имп. Екатерины II.
Последняя исполняла все требования наружного благочестия, восхищалась проповедями митр. Платона,
целовала руки у духовенства, шла в крестных ходах, бывала в Св.-Троицкой Сергиевой лавре; однако не имела
православной настроенности и ценила религию, как и Петр, исключительно с точки зрения ее политического
значения ее пользы для государства. В особенности плохо было то, что она преклонялась, и даже чрезмерно,
пред безбожником Вольтером, заискивала пред ним и советовалась с ним в своих планах касательно тех или
других реформ для России.
Отсюда для нее естественно было назначать на должность обер-прокурора Св. Синода таких неправославных
лиц, каковыми были масоны Мелиссино и Чебышев. Первый из них предложил Св. Синоду снабдить
синодального депутата для заседания в Комиссию Уложения такими предложениями относительно реформ в
церковной жизни: ослабить и сократить посты, уничтожить почитание икон и св. мощей, запретить ношение
образов по домам, сократить церковные службы для избежания в молитве языческого многоглаголания, отменить
составленные в позднейшие времена стихиры, каноны, тропари, назначить вместо вечерни и всенощных бдений
краткие моления с поучениями для народа, прекратить содержание монахам, дозволить избрание из священников
епископов без пострижения в монашество, с разрешением архиереям проводить брачную жизнь, разрешить
духовенству носить пристойнейшее платье , отменить поминовение умерших, дозволить вступать в брак свыше
трех раз и запретить причащать младенцев до десятилетнего возраста. Св. Синод отклонил эти предложения и
составил свой наказ.
Обер-прокурор Чебышев был совершенно неверующим человеком. Он открыто перед публикой заявлял о
своем неверии в бытие Божие, непристойно держал себя в присутствии членов Св. Синода, позволяя себе
недопустимые ругательства, задерживал издание сочинений, направленных против распространявшегося тогда
модными писателями неверия.
Таким образом, если при Петре Русской Церкви пришлось тяжко страдать от протестантизма, то при
Екатерине II Церковь переживала сильное давление не только от протестантизма, но и от неверия.
Но особенно тяжкий удар Екатерина II нанесла Церкви через окончательное отобрание в казну монастырских
имений и введения монастырских штатов. В силу этой пагубной для Церкви реформы сразу было закрыто из 954-х
ранее существовавших монастырей 754; следовательно, осталась в России лишь пятая часть их. При отобрании
церковных имений было дано обещание обеспечить духовные школы и духовенство, но оно не было исполнено
государственной властью. К тому же последняя не получила от этой реформы большой пользы, так как огромная
часть монастырских имений была роздана императрицей в дар ее фаворитам.
Ясно, каким болезненным ударом по сердцу верующих русских людей была эта реформа. Запустели места,
освященные подвигами св. иноков. Заросла тропа, по которой направлялись народные массы к святым старцам
для духовного руководства, к святым могилам для молитв. Закрылось при церквах и монастырях множество
школ, больниц и богаделен. Вместе с закрытием монастырей остановилось и великое дело просвещения
инородцев в Сибири и других местах необъятной России. Народное чувство было слишком возмущено, ибо
отобрание церковных имуществ было вопиющим нарушением прав собственности и воли тех, которые завещали
свои имения церквам и монастырям на дела благотворения, на поддержание иночества и на помин души. Эта
реформа была в глазах народа великим грехом, ибо на пожертвования в пользу церквей и монастырей, о чем было
сказано выше, Церковь всегда смотрела как на посвященное Богу.
Поэтому современники этого грустного явления в жизни Церкви не могли не протестовать. Самым резким был
протест со стороны Арсения, митр. Ростовского. Его личность вызывала и вызывает глубокое к себе уважение, так
как он бесстрашно всегда защищал правое дело. Еще при имп. Елизавете Петровне, назначенный членом Св.
Синода, он не явился в Синод для принесения установленной присяги, находя несогласными со своею совестью
слова: Исповедаю же с клятвою крайнего судью духовные сея коллегии быти самую Всероссийскую Монархиню,
Государыню нашу , находя, что единственный крайний Судия и Глава Церкви есть Христос, и подал о сем
объяснение самой государыне. Он даже подал прошение об удалении на покой по болезни. Но добрая
императрица не утвердила доклада об этом Св. Синода и даже лично заботилась о выздоровлении митр. Арсения.
С таким уважением она относилась к нему.
В своей епархии митр. Арсений занимался духовно-административными и училищными делами и борьбой с
иноверием и расколом. Он составил возражение на поданный протестантами пасквиль против сочинения митр.
Стефана Яворского в защиту Православия Камень веры и дополнил сочинение исповедника архиеп. Тверского
Феофилакта Лопатинского. А также, подражая ревностному борцу против раскола свт. Димитрию Ростовскому,
он составил обличение раскольников, оставшееся в рукописи, и дополнил сочинение Феофилакта Лопатинского
Обличение неправды раскольничьей .
Так ревностно трудился в своем архипастырском служении митр. Арсений. Но незабвенным для Русской
Церкви он остался по преимуществу за свое выступление против отобрания церковных имуществ. По поводу
этого печального события митр. Арсений подавал в Св. Синод один протест за другим. В Неделю Православия он
к обычным анафематствованиям присоединил анафему обидчикам церквей и монастырей .
Обо всех этих поступках митр. Арсения было доведено до сведения Екатерины. Было назначено в Синоде
расследование дела о митр. Арсении. Последний был вызван во дворец, где его допрашивали в присутствии самой
императрицы. Митр. Арсений говорил столь резко, что императрица зажала себе уши, а ему самому заклепали
рот . Екатерина повелела самому Синоду судить своего собрата. Синод присудил митр. Арсения к лишению
архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, светскому суду, который должен был за
оскорбление ее Величества осудить его на смерть. Но императрица приказала освободить митр. Арсения от
светского суда, оставить ему монашество и сослать в дальний монастырь.
История Русской Церкви говорит нам и о другом подвиге во имя православной русской идеологии опять-таки
по поводу отобрания церковных имуществ. Это был протест не менее выдающегося иерарха Русской Церкви
Павла, митр. Тобольского.
В ответ на эту разрушительную для нашей родины меру правительства митр. Павел отправил в Синод свое
откровенное мнение в резкой форме. Опять возникло дело. Тобольский святитель был вызван в Москву и осужден
Синодом на лишение архиерейского сана.
Императрица не утвердила синодального постановления о лишении сана митр. Павла и даже требовала его
возвращения в епархию. Но митр. Павел не согласился на это требование и просил Синод разрешить ему жить на
покое в Киево-Печерской лавре, где он постригся в иночество и дал обет пребывать в послушании настоятелю.
Синод исполнил его просьбу.
Насколько митр. Павел был возмущен отнятием у Церкви имущества и как велика была его ревность о Боге, об
этом свидетельствует тот факт, что его, приехавшего из Москвы в Петербург, несколько раз требовала к себе
императрица, и он не поехал. Императрица прислала в дар ему 10000 рублей, но он не принял их, находя
несправедливым обогащаться ему, служителю Церкви, из рук императрицы в то время, когда Церковь была ею
лишена имущества.
Конечно, протесты великих святителей Русской земли Арсения и Павла не могли остановить отобрания
церковных имуществ. Как люди весьма умные и просвещенные, они сами хорошо понимали это. Своим протестом
они показывают, что в борьбе за Церковь и истинное благо русского народа надо жертвовать своим временным
благополучием и даже не щадить своей жизни.
Вместе с тем этот протест есть не что иное, как оставленное потомству непререкаемое свидетельство о
великом значении церковных имуществ для всей России. Если бы эти имущества были в руках Церкви, то в ее
распоряжении осталось бы и просвещение всего русского народа, и он, как воспитанный и просвещенный на
началах православной веры, был бы непоколебим гибельными ветрами западных лжеучений.
Архиепископ Серафим (Соболев)
СЕЛЕЗНЕВ Юрий Иванович (15.11.1939-16.06.1984), русский критик, публицист и общественный деятель,
заместитель гл. редактора журнала Наш современник . Вместе с С. В. Викуловым Селезнев объединил вокруг
журнала лучших отечественных критиков и публицистов. Селезнев стал одним из духовных вождей русского
национального возрождения, авторитет его был высок и непререкаем, а боевая напористость притягивала к нему
сотни русских патриотов. Как позднее вспоминали его соратники, он был похож на воина, на витязя Древней
Руси. Высокий, подтянутый, со слегка откинутой назад головой, обрамленной густой кудрявой волной волос и
аккуратной острой бородкой. А главное глаза! Удивительно ясные, чуть прикрытые, устремленные вдаль. Ни
дать ни взять витязь в дозоре, озирающий рубежи родной земли . С духовной прозорливостью он предсказывал
грядущие потрясения нашей Родины, пытался разбудить пребывающее в летаргии национальное сознание
русского народа. Нельзя терять ни минуты, торопил Селезнев, каждый, кто способен постоять за державу, должен
быть мобилизован. Третья мировая война началась в идеологической сфере, и первой ее жертвой может стать
Россия, если патриоты не сумеют мобилизоваться. Быть русским человеком значит быть патриотом .
О. Платонов
СЕЛИГЕРСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явилась в XVI в. Находилась в Ниловой
Столобенской пустыни, на острове Селигерского оз. Тверской еп. Празднуется 26 мая/8 июня и 7/20 декабря.
СЕЛИЖАРОВО, поселок городского типа в Тверской обл., центр Селижаровского р-на. Расположен на р.
Селижаровке (приток Волги). Население 7,8 тыс. чел.
Впервые упоминается в 1504. До 1764 во владении Троицкого Селижарова монастыря. В сер. XIX в. крупное
торговое село. В 1862 преобразовано в посад.
СЕЛЬСКИЙ ЖИТЕЛЬ (Экономическое в пользу деревенских жителей служащее издание) , журнал,
выпускаемый в Москве в 1778 79 русским ученым А.Т. Болотовым. Вышло 52 номера.
Содержал советы по земледелию, землеустройству и разведению фруктовых садов в сельских хозяйствах.
Уделял внимание домашней медицине, практическому домоводству, вел обширную переписку с читателями.
СЕЛЬСКОЕ БЛАГОУСТРОЙСТВО , журнал славянофилов, посвященный вопросам подготовки
крестьянской реформы, выходил в Москве в 1858 59. Журнал высказывался за освобождение крестьян со всей
землей, находящейся в их фактическом пользовании, и за сохранение общинного устройства. Основные авторы:
А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, В.А. Черкасский. Издатель А.И. Кошелев.
СЕМАНОВ Сергей Николаевич (р. 14.01.1934), русский историк и общественный деятель. Главные труды:
Макаров , Брусилов , Махно , Андропов , Иосиф Сталин: жизнь и наследие . В 1960 80-е один из видных
деятелей русского патриотического движения, руководитель Русского клуба , подвергался преследованиям за
свои национальные убеждения.
СЕМАРАГЛ (Симаргл), в древнерусской языческой мифологии божество, входившее в число идолов,
которые были установлены в Киеве при кн. Владимире (980). Имя Семарагла происходило от слова семя . По
своему смыслу божество это было связано с берегинями и представлялось в образе крылатой собаки, охранявшей
семена и посевы, олицетворяя вооруженное добро.
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ, важнейшая составляющая становления человека в русской народной
традиции. Духовно-нравственное воспитание в семье начиналось с крещения (см.: Жизненный цикл) и
осуществлялось постоянно за счет того, что сама семья со вмещавшим ее домом была Малой Церковью (см.:
Крестьянский дом). Дети с самого раннего возраста видели иконы в доме, их приучали относиться к святыне с
благоговением, объясняли им, что Бог видит все, что происходит. Дети видели молящихся и крестящихся
взрослых, слышали молитвы, а затем и их учили коротким молитвам и осенению себя крестным знамением,
поясным и земным поклонам. Назидания об уважении к старшим (см.: Родители и дети), о благоговейном
отношении к хлебу, о необходимости трудиться и многие другие органично входили в повседневную жизнь.
Исходя из источников, в которых описывались явления, характерные для обширных территорий (ответы на
программы научных обществ, очерки этнографии отдельных районов), можно с уверенностью сказать, что задача
религиозно-нравственного воспитания в семье была присуща большинству народа, но наиболее успешно она
реализовывалась в благочестивых семьях.
Очень важным в воспитании детей считалось научить их страху Божию. В некоторых ответах на программы
среди основных обязанностей родителей в отношении детей называют именно эту. Так, в сообщении из
Волховского у. Орловской губ. (Знаменская вол.) в к. XIX в. обязанности родителей, по представлениям местных
крестьян, перечислены в таком порядке: кормить, содержать, учить страху Божию и грамоте, приучать к
домашней и полевой работе, женить и выдавать замуж. Упоминаемое здесь обучение грамоте тоже было связано с
духовным воспитанием, т. к. по крестьянской традиции читать учили по Псалтири (см.: Грамотность).
Широкое распространение исповеди и причащения детей (с 7 лет), молитв детей в храмах и участия их в
семейных молитвах дома все это было основой массового духовно-нравственного воспитания. Кроме того,
многие постоянные повседневные советы и замечания старших детям в самых разных областях жизни и быта
делались с позиций верующих людей, и они-то и определяли доступность и прочность постепенного усвоения
сложных понятий.
Ф. Зобнин, написавший воспоминания о своем крестьянском детстве в Усть-Ницинской слободе Тюменского
округа, рассказывает о том, что жаркое время в июне считалось трудным, т. к., по представлениям крестьян,
нечисть приобретала в это время особую силу. В такое время, пишет он, отец всегда нам советовал ходить с
молитвою. Самою важною в этом случае молитвою считается Да воскреснет Бог и расточатся врази Его . А
крестьянин И. Столяров (Воронежская губ.) вспоминает: Моя мать говорила, что надо любить всех, и
действительно, она относилась ко всем с большой добротой . Разумеется, не все дети в равной мере
воспринимали такие наставления, и Иван Столяров, по его собственному признанию, не принял этот подход
матери. Но в других случаях он следовал ее наказам, даже в том, что трудно ему давалось. Мать никогда и ни с
кем не вступала в перебранку и нам, детям, не позволяла перекоряться с другими, а тем более вступать в драку.
Если вас кто-нибудь ударит, говорила она нам, не отвечайте; поступайте так и тогда, когда знаете, что обидчик
ваш слабее вас, и вы можете ответить тем же за его обиды, лучше всего удалиться от обидчика . И мы все трое
строго придерживались этого наказа. Для меня это было довольно трудно, так как я был по характеру живым,
горевшим желанием наказать обидчика, и нужно было каждый раз делать над собой усилие, чтобы подавить это
желание и поступить так, как наказывала мать .
Самую суть наставлений и уверенность в правоте их старшее поколение черпало в своих религиозных
убеждениях и собственном духовном опыте. Отсюда наибольшие результаты духовного воспитания у
благочестивых родителей.
Экономические крестьяне (так называли бывших монастырских крестьян после секуляризации монастырей в
1867) д. Иваниш Калязинского у. Тверской губ. Гавриил и Стефанида, нажившие во 2-й пол. XVIII в. изрядное
имущество земледельческими трудами и промыслами, жили исправно в своем крестьянском быту, за свой
хороший нрав были всеми соседями любимы и уважаемы. Детей своих они воспитывали в благочестии, приучали
их сносить обиды и отнюдь не ссориться; браниться не давали и за брань наказывали . В этой семье вырос старец
Василиск Туринский.
Зажиточными были и крестьяне Иван и Параскева Амосовы из д. Алексеевки Федаковской вол.
Сольвычегодского у. Вологодской губ. Из двенадцати дворов деревни их дом двухэтажный, на самой дороге к
губернскому городу был самым богатым. Иван Амосов был человеком мягкого и доброго нрава. Кроткий и
приветливый, он жил в мире со всеми однодеревенщиками и много лет исполнял обязанности старосты в
приходской церкви. Жена его отличалась твердостью характера, строгостью и благочестием. Оба пользовались
общим уважением и расположением . В воспитании их детей (три сына и три дочери) существенную роль
сыграли нередкие посещения священника о. Иоанна Легсова и беседы его с отцом на религиозно-нравственные
темы в присутствии всей семьи. Старший сын Алексей родился в 1841 (будущий архимандрит Агафангел), рано
научился грамоте и любил с детства читать Четьи-Минеи и другие духовные книги, которые приносил в дом
священник. Впоследствии, после ранней смерти отца и обеднения семьи, Алексей в долгие зимние вечера читал
матери, которую всегда боялся чем-либо прогневить , жития святых. Старшему мальчику осиротевшей семьи
пришлось в 14 лет уйти на заработки в Петербург (он нанялся помощником гуртовщика и прошел пешком более
тысячи верст), но и там, работая в камнетесной мастерской и отсылая часть заработанных денег матери, он
покупал и читал душеспасительные книги.
Крестьяне Петр Степанович и Ирина Трофимовна Куртеевы из д. Укуртеевой Вятского у. занимались
земледелием. Родившийся в 1830 сын их Симеон впоследствии так писал о своем воспитании: Не напрасно же
говорят: первое счастье для детей разумная мать . Всегда вспоминаю я с сердечною признательностью ее
мудрое воспитание детей своих, то счастливое для меня время, в которое, под ее смотрением, наслаждался я
благами жизни сей. Она постоянно была предана заботе о спасении души не своей одной, но и детей своих:
жила она всегда в страхе Божием, говорила часто о Боге и хотя не была грамотна, но много знала молитв наизусть
и нараспев произносила их, за пряжей ли когда сидела, или полола в огороде .
У крестьян села Льва Ростовского у. Ярославской губ. Павла Петровича и Феклы Георгиевны Кукариных, не
имевших большого достатка, все пятеро сыновей тем не менее были обучены грамоте: их отдавали в обучение
разным грамотным людям. Младший сын Андрей, родившийся в 1829, был обучен чтению и письму местным
дьячком. Мальчик по примеру родителей, усердных к посещению храма Божия , и под влиянием своего учителя
постоянно ходил в церковь. Он сначала робко, а потом уже и уверенно читал и пел на клиросе к общему