<< Пред.           стр. 194 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

 покаяния в этом злодействе. Новый государь, Василий Шуйский, нес раку с мощами лично, на плечах из-за
 города и до Архангельского собора как бы желая усердием и смирением очистить себя , по словам летописца,
 от прежних прегрешений.
  Вслед за тем, желая снять несправедливую опалу с памяти последнего русского венценосца, он велел пышно и
 великолепно перенести тело царя Бориса, убиенного царевича Феодора и его матери Марии в Сергиеву лавру. Но
 еще не довольно смирился перед Богом царь Василий, написал позже церковный историк М.В. Толстой,
 чтобы погасить гнев Божий на Россию за нечистоты сердечные, за клятвопреступления и цареубийство. Повсюду
 начались волнения: сначала только потому, что Василий избран одною Москвою; далее стали говорить, что...
 Дмитрий спасся из Москвы во время восстания народного; появились и новые самозванцы .
  Всем стало ясно, что для укрощения Смуты необходимы меры не только административные, государственные,
 но прежде всего религиозно-нравственные, духовные. Тогда царь и Собор положили принести всенародное
 покаяние. В связи с этим, для великого государева и земского дела патриарх Гермоген пригласил в столицу
 своего славного предшественника свт. Иова. Молим со усердием святительство твое, писал он архиерею-
 исповеднику, и колена преклоняем: сподоби нас видети боголепное лице твое и слышати пресладкий глас
 твой... да сподобит премилостивый Бог за молитвы святые твои Российское государство жити в мире и в покое и в
 тишине .
  Казалось, к людям вернулось понимание того, как должны решаться вопросы и укрощаться нестроения в
 Православном Царстве Русском. Казалось, что понимание это готово претвориться в деяния, которые положат
 конец усобице на Руси. Казалось, что народ прозрел и желает лишь одного искупить свой грех.
  Как писал М.В. Толстой, Иов приехал и 20 февраля 1607 явился в соборном храме Успения, извне окруженном
 и внутри наполненном несметным количеством людей. Он стоял у патриаршего места в виде простого инока, но
 возвышаемый в глазах зрителей памятью его знаменитости и страданий за истину, смирением и святостию,
 отшельник, вызванный почти из гроба примирить Россию с небом. В глубокой тишине общего безмолвия и
 внимания поднесли Иову бумагу и велели патриаршему архидиакону читать ее на амвоне. В сей бумаге народ (и
 только один народ, а не царь) молил Иова отпустить ему, именем Божиим, все его грехи перед законом,
 строптивость, ослепление, вероломство; клялся впредь не нарушать присяги, быть верным государю; требовал
 прощения живым и мертвым, дабы успокоить души клятвопреступников и в другом мире; винил себя во всех
 бедствиях, ниспосланных Богом на Россию, но не винился в цареубийствах, приписывая убиение Феодора и Марии
 одному самозванцу; наконец молил Иова благословить царя, бояр, христолюбивое воинство и всех христиан, да
 торжествует царь над мятежниками и да насладится Россия счастием тишины.
  Иов ответствовал грамотой, заблаговременно, но действительно им сочиненною, писанною известным его
 слогом, умилительно и красноречиво. Тот же архидиакон читал ее народу. Изобразив в ней величие России,
 созданное умом и счастием ее монархов, Иов соболезновал о гибельных следствиях Димитриева заклания...
 напомнил единодушное избрание Годунова в цари и народное к нему усердие, дивился ослеплению Народа,
 прельщенного бродягою, говорил: Я давал вам страшную на себя клятву в удостоверение, что он самозванец; вы
 не хотели мне верить, и сделалось то, чему нет примера ни в священной, ни в светской истории . Описав все
 измены, бедствия отечества и Церкви, свое изгнание, гнусное цареубийство, если не совершенное, то по крайней
 мере допущенное народом, воздав хвалу Василию, царю святому и праведному , за великодушное избавление
 России от стыда и гибели, Иов продолжал: Вы знаете, убит ли самозванец; знаете, что не осталось на земле и
 мерзкого тела его, а злодеи дерзают уверять вас, что он жив и есть истинный Димитрий! Велики грехи наши пред
 Богом, в сии лета последняя , когда вымыслы нелепые, когда сволочь гнусная, тати, разбойники, беглые холопы
 могут столь ужасно возмущать отечество! Наконец, исчислив все клятвопреступления, не исключая и данной
 Лжедмитрию присяги, Иов именем небесного милосердия, своим и всего духовенства объявил народу разрешение
 и прощение, в надежде, что он не изменит снова царю законному, и добродетель верности, плодом чистого
 раскаяния, умилостивит Всевышнего, да победят врагов и возвратят государству мир с тишиною.
  Действие было неописанное. Народу казалось, что тяжкие узы клятвы спали с него и что Сам Всевышний
 устами праведника изрек помилование России. Плакали, радовались, и тем сильнее тронуты были вестию, что Иов,
 едва успев доехать из Москвы в Старицу, и преставился. Мысль, что он, уже стоя на пороге вечности, беседовал с
 Москвою, умиляла сердца. Видели в нем мужа святого, который в последние минуты жизни и в последних
 молениях души своей ревностно занимался судьбою горестного отечества, умер, благословляя его и возвестив ему
 умилостивление неба .
  Сперва показалось, что начали сбываться благие надежды, что чаша гнева Господня источает свои последние
 скорбные капли. Молодой, отважный полководец Михаил Скопин-Шуйский доверенное лицо царя Василия и
 любимец народа рядом блестящих побед укрепил Московское государство, утопающее в пучине крамол. Но
 упованиям этим осуществиться было не дано. В расцвете сил, на 23-м году жизни, юный военачальник внезапно
 скончался, и Смута разбушевалась с новой силой.
  17 июля 1610 в Москве мятежники свели с престола царя Василия. Напрасно патриарх Гермоген с жаром и
 твердостью защищал законного государя, напрасно изъяснял народу, что нет спасения там, где нет благословения
 свыше, что измена царю есть богоборчество, что новое клятвопреступление не избавит, но лишь глубже погрузит
 Россию в пучину безначалия. Забылось в народе недавнее соборное раскаяние, в боярах проснулись всегдашние
 властные междоусобные счеты и Москва оказалась во власти произвола и зависти, властолюбия и тщеславия,
 лицемерия и вражды.
  Еще почти три года страданий и мук понадобилось Руси, чтобы вновь вернуться к мысли о том, что лишь
 покаяние в совершенных беззакониях и всеобщее, соборное избрание нового монарха, благословенное Церковью и
 принятое всем народом, могут спасти положение. Дважды за это время ходили русские полки освобождать
 столицу. Первое (рязанское) ополчение под предводительством Прокопия Ляпунова оказалось безуспешным, но на
 второй раз войско князя Пожарского добилось своего Москву очистили от поляков. 27 октября 1612
 капитулировал последний польский гарнизон в Кремле.
  В числе других знатных пленников тогда был освобожден и отрок Михаил Романов-Юрьев, будущий
 Самодержец Всероссийский, основатель и первенец новой династии Русских Православных Государей. Опасаясь
 поляков (да и своих мятежников), он с матерью, инокиней Марфой, тут же покинул Москву, уехав в свою
 костромскую вотчину.
  В столице же тем временем бояре и воеводы писали во все городы всяким людем, чтобы изо всех городов
 всего Российского царствия были к Москве митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены, и из
 дворян, детей боярских, гостей, торговых, посадских и уездных людей, выбрав лучших, крепких и разумных по
 скольку человек пригоже для Земского Совета и для Государского обиранья прислали к Москве ж . Собирался
 Великий Собор, Совет Всея Земли, который должен был решить, как жить России дальше.
  На этот раз духовный разум и здравый смысл взяли верх. Несмотря на первоначальные волнения и несогласия,
 порешили Литовского и Шведского короля и их детей и иных немецких вер и некоторых государств иноязычных
 не Православной веры на Московское государство не избирать, а быти на всех великих преславных Российских
 государствах Государем всей Руси Самодержцем, Михаилу Феодоровичу Романову-Юрьеву... служить и прямить
 ему во всем, против его всяких недругов и изменников стояти крепко и неподвижно, и биться до смерти . 21
 февраля 1613 Михаил Феодорович был торжественно провозглашен Государем и Великим Князем Всея Руси
 Самодержцем. Благодарственное молебствие о здравии Богом избранного Государя, совершившееся во всех
 церквах с колокольным звоном, и всенародная присяга заключили это достопамятное событие.
  Дело было за малым. Сам новоизбранный царь ничего еще не ведал о своем державном достоинстве, хоронясь в
 костромской глубинке. Потому для испрошения его согласия было отправлено особое посольство из духовных и
 светских чинов, с инструкциями и грамотами. Можно долго рассказывать о том, как отказывался от высокого
 избрания юный государь, как упорно не давала сыну своего материнского благословения старица Марфа. Казалось,
 уговоры бессмысленны.
  Тогда послы и народ прибегли к последнему средству, испытанному уже однажды при избрании на царство
 Бориса Годунова. Они решили поколебать благочестивые сердца Михаила и Марфы напоминанием о великой
 ответственности за все могущие последовать для Отечества бедствия. То ли угодно вам, вопросили они,
 чтобы наши недруги торжествовали, попирали нашу православную веру, чтобы православные христиане были в
 расхищении и пленении Все это: и поругание веры, и осквернение церквей, и гибель бесчисленного
 безгосударного народа, и междоусобные брани, и неповинную кровь взыщет Бог на вас в день Страшного и
 праведного Своего Суда... Такое увещевание возымело силу, и согласие на царство было наконец получено. 1
 июля 1613 в Москве состоялось и Таинство Венчания: Россия вновь обрела законного и богоданного Государя.
  Митрополит Иоанн (Снычев)
 
  СНЕГИРЕВ Иван Михайлович (23.04.1793 - 9.12.1868), русский фольклорист и этнограф. Профессор
 Московского университета (1826 35). На основе комплексного использования исторических, археологических,
 этнографических и фольклорных данных исследовал культуру Древней Руси в различные периоды. Издал
 сборники русских пословиц, описания народных обрядов и праздников, исследования о лубочных картинках,
 древнерусских архитектурных памятниках. Доказывал общность происхождения и исторической жизни славян.
 Снегирев принадлежал к патриотическому направлению в русской науке, стоял на позициях защиты традиционных
 устоев русского народа, с любовью описывал патриархальную старину. Сочинения: Русские в своих пословицах
 (1831 34); Русские простонародные праздники и суеверные обряды (1837 39); Лубочные картинки... (1861);
  Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества (1848-60).
 
  СНЕТОГОРСКИЙ мужской монастырь, Псковская еп., близ Пскова, на горе, исстари называемой Снетною.
 Основан в XIII в. прп. Иоасафом (ск. 1299), бывшим в сем монастыре первым игуменом, мощи которого и
 почивали здесь, а в особенном ковчеге открыто положены две кости и глава. В 1804 обращен в Архиерейский дом.
 
  СОБАКА, в представлении Древней Руси олицетворение преданности и верности. По языческим поверьям,
 собакам покровительствуют добрые божества и через них помогают человеку защититься от злых сил. Бог
 Семарагл изображался в виде крылатой собаки, олицетворяя вооруженное добро . Идол Семарагла был
 установлен кн. Владимиром в Киеве.
  На Руси собак держали почти в каждом крестьянском доме. С ними было связано множество примет: если
 собака качается из стороны в сторону к дороге хозяину; воет пес, опустив морду вниз, или копает под окном
 ямку быть в доме покойнику; воет, подняв морду, ждут пожара; траву ест к дождю; не ест ничего после
 больного дни того сочтены на небесах; жмется к хозяину, заглядывает в глаза к несчастью; мало ест, много
 спит к ненастной погоде; собака катается к дождю и снегу; собака перебежит дорогу, беды нет, но и
 большого успеха не будет.
  О собаках существовало множество пословиц Не бей собаки: и она была человеком ; Собака друг
 человека ; Гавкни, гавкни, собачка где мой суженый (гадали девушки на Святки) ; Собака старое добро
 помнит ; За собакой палка не пропадет ; Мужик и собака во двор, баба да кошка в избе и др.
  О. Платонов
 
  СОБИНОВ Леонид Витальевич (26.05/7.06.1872-14.10.1934), русский оперный певец (лирический тенор).
 Родился в Ярославле, в семье приказчика. Дед его был крепостным. В 1894 окончил юридический факультет
 Московского университета. Уже в годы учебы пел в университетском хоре. В 1897 окончил Музыкально-
 драматическое училище по классу пения. С 1896 активно участвует в концертах Кружка любителей русской
 музыки , сближается со Станиславским и Немировичем-Данченко. Дебютировал в Большом театре в 1897, с
 которым в дальнейшем была связана вся его творческая жизнь, хотя артист много выступал на лучших сценах
 Европы.
  Один из крупнейших представителей русской классической вокальной школы, Собинов творчески развивал
 художественные традиции, идущие от М. И. Глинки, О. А. Петрова, Ф. И. Стравинского. В основе его вокально-
 сценического искусства лежала высокая поэтизация музыкального образа. Исполнение его покоряло слушателя
 одухотворенностью и жизнеутверждающим лиризмом. Созданный им образ Ленского стал классическим образцом
 для последующих поколений русских певцов. Среди лучших партий: Боян ( Руслан и Людмила ), Владимир
 ( Дубровский ), Берендей ( Снегурочка ), Владимир Игоревич ( Князь Игорь ) и др.
  Собинов был горячим пропагандистом русской вокальной лирики, в особенности романсов М. И. Глинки, П. И.
 Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова.
 
  СОБЛАЗН, побуждение ко греху, искушение.
 
  СОБОЛЕВСКИЙ Алексей Иванович (26.12.1856/7.01.1857 24.05.1929), русский языковед, славист,
 исследователь истории русского языка и издатель русских народных песен. Изучая памятники древнерусской
 письменности ( Очерки по истории русского языка , 1884, Лекции по истории русского языка , 1888), широко
 привлекал диалектические данные для объяснения явлений фонетики и морфологии.
  Установил роль т. н. второго южнославянского влияния на Руси. Автор трудов по древнерусской письменности,
 палеографии, диалектологии, топонимике, этнографии, истории древнерусского искусства и устной поэзии,
 русскому языку.
 
  СОБОР АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ. Архангел
 Михаил, чье имя в переводе с древнееврейского означает кто, как Бог , назван и архистратигом, так как именно
 он возглавил небесное воинство, восставшее на отпавших от Бога ангелов и их вождя Денницу (Люцифера,
  утреннюю звезду , одаренного от Творца великими совершенствами) и низринувшее их с Неба. Совершается
 праздник в ноябре девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год), в соответствии с числом
 девяти чинов ангельских. Восьмой же день месяца (по ст. стилю) указывает на будущий Собор всех сил небесных
 в день Страшного Суда Божия, который св. отцы называют днем восьмым . Чины ангельские разделяются на три
 иерархии. Высшую ангельскую иерархию составляют три чина: серафимы, херувимы и престолы. Среднюю
 господства, силы и власти, а низшую начала, архангелы и ангелы. Все чины небесных сил носят общее название
 ангелов (вестников) по сути своего служения: извещать волю Божию, учить, помогать, охранять... Над всеми
 девятью чинами поставлен Господом св. архистратиг Михаил. Из Свящ. Писания и Свящ. Предания также
 известны имена других архангелов: Гавриил ( сила Божия ), Рафаил ( врачевание Божие ), Уриил ( свет Божий ),
 Селафиил ( молитвенник Божий ), Иегудиил ( славящий Бога ), Варахиил ( благословение Божие ), Иеремиил
 ( возвышение к Богу ). Вот уже более тысячи лет, начиная со стольного града Киева, архангел Михаил является
 покровителем Русской земли. Благодарная Русь посвятила ему множество монастырей, соборных, дворцовых и
 посадских храмов. Один из главнейших соборов Московского Кремля Архангельский также посвящен арх.
 Михаилу.
  Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 8/21 ноября.
 
  СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РОССИЙСКИХ, пострадавшие в лютую годину
 гонений на Русскую Православную Церковь в XX в. епископы, клирики и миряне, которые свидетельствовали о
 Христе своей кровью. Ныне Земля Русская скрывает в себе в таком изобилии мученические честные останки, что
 поистине являет собой один огромный антиминс.
  Празднование Собора новомучеников и исповедников российских совершается в первое воскресенье после 25
 января/ 7 февраля.
 
  СОБОР ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА. На другой день Богоявления Церковь
 соборно почитает того, кто послужил таинству Божественного Крещения, возложив руку на главу Спасителя.
 Предтеча и Креститель Господень Иоанн, величайший из пророков, завершает ветхозаветную историю и
 открывает эпоху Нового Завета. Сродник Господень по матери, он был исполнен Духа Святого и возрастал в дикой
 и бесплодной пустыне, приготовляя себя к пророческому служению строгим постом, богомыслием и молитвой. В
 возрасте 30 лет св. Иоанн вышел на проповедь покаяния, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя мира.
 Иоанн Предтеча засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия, воспринявшего
 человеческую плоть. Он сподобился крестить Его в водах Иордана и свидетельствовал таинственное явление
 Пресвятой Троицы в день Крещения. Жизнь свою Иоанн Креститель завершил мучеником. Величайшему святому
 Церковь установила семь дней празднования: Зачатие вспоминается 23 сентября/6 октября; Рождество 24
 июня/7 июля; Усекновение главы 29 августа/11 сентября; первое и второе Обретение главы 24 февраля/8
 марта; третье Обретение главы 25 мая/7 июня; Перенесение десной руки из Антиохии в Константинополь (956)
  7/20 января; Перенесение десницы с острова Мальта в Санкт-Петербург (1799) 12/25 октября.
  Помимо этих сугубых праздников, памяти Иоанна Крестителя посвящен один день недели каждый вторник.
 
  СОБОР ПРЕПОДОБНЫХ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ. В течение почти ста лет в Оптиной пустыни
 процветала особая форма святости старчество, переходя от духовного отца к сыну в духе истинного
 послушания. Свв. Оптинские отцы своим опытом прошли школу послушания, трезвения, умносердечной молитвы
 и стяжали многие благодатные дары.
  Прп. Лев (1814) нелицеприятный, иногда резкий в слове и юродствующий.
  Прп. Макарий (1860) имел деликатный, скромный характер, привлекающий в Оптину духовных писателей.
  Прп. Моисей (1862) исполнял послушание настоятеля.
  Прп. Антоний (1865) также исполнял послушание настоятеля.
  Прп. Иларион (1873) кроме старчества, имел дар хозяйственной деятельности.
  Прп. Амвросий (1891) столп старчества Оптиной.
  Прп. Анатолий I (1894) редкий делатель Иисусовой молитвы, страстотерпец.
  Прп. Исаакий I (1894) настоятель Оптиной.
  Прп. Иосиф (1911) в смирении таивший особенные посещения Господа и Божией Матери.
  Прп. Варсонофий (1913) долго жил в миру, знал знамения времени .
  Прп. Анатолий II (1922) любвеобильный батюшка, утешивший великое множество страждущих.
  Прп. Нектарий (1924) прозорливость свою облекший в юродство.
  Прп. Никон (1931) исповедник, возросший в меру старцев к тридцати годам.
  Прп. Исаакий II (1936) последний настоятель Оптиной, новомученик.
  Празднование Собора Преподобных Оптиных Старцев совершается 11/24 октября.
 
  СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Собором этот день, как и другие подобные дни, называется потому,
 что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы, таких, как Ее Зачатие, Ее Рождество, Ее
 Благовещение и многочисленных праздников в честь чудотворных Ее икон, в данный день совершается общее
 (соборное) празднование в честь и похвалу Богородицы. Этот праздник установлено отмечать сразу после
 Рождества Христова потому, что Пресвятая Дева чтится прежде всего как Та, от которой родился, воплотился Бог
 Сына Спаситель наш Иисус Христос.
  Собор Пресвятой Богородицы празднуется 8 января/26 декабря.
 
  СОБОР СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ 12-ти АПОСТОЛОВ, на следующий день после праздника
 первоверховных апп. Петра и Павла вспоминаются вкупе все 12 первых учеников, апп. Христовых, т.н. малый их
 круг. Творится совместная память апостолам: Андрею Первозванному (память 30 ноября/13 декабря); Иакову
 Зеведееву (память 30 апреля/ 13 мая); Иоанну Богослову (память 26 сентября/9 октября); Филиппу (память 14/27
 ноября); Варфоломею (память 11/ 24 июня); Фоме (память 6/19 октября); Матфею (память 16/29 ноября); Иакову
 Алфееву (память 9/22 октября); Иуде (не Искариотскому), брату Господню по плоти (память 19 июня/2 июля);
 Симону Зилоту (память 10/23 мая); Матфию (память 9/22 августа).
  Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов празднуется 30 июня/13 июля.
 
  СОБОР 70-ти АПОСТОЛОВ. Помимо 12-ти апостолов, благословленных на проповедь самим Спасителем,
 Господь избрал еще и 70 апостолов. Некоторые из них упоминаются в Деяниях и Посланиях апостолов, но
 большинство известны только по церковной истории (акты мученичеств мартирии) и церковным преданиям.
  Собор 70-ти апостолов: Иаков, брат Господень, Марк и Лука евангелисты, Клеопа, Симеон, Варнава, Иосия
 (Иуст), Фаддей, Анания, первомч. архидиакон Стефан, Филипп, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Тимофей, Тит,
 Филимон, Онисим, Епафрас, Архипп, Сила, Силуан, Крискент, Крисп, Епенет, Андроник, Стахий, Амплий, Урван,
 Наркисс, Апеллий, Аристовул, Родион (Иродион), Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт, Ерм, Патров, Ермий, Лин, Гай,
 Филолог, Лукий, Иасон, Сосипатр, Олимп (Олимпан), Тертий, Ераст, Куарт, Евод, Онисифор, Климент, Сосфен,
 Аполлос, Тихик, Епафродит, Карп, Кодрат, Марк, Зина, Аристарх, Пуд, Трофим, Марк, Артем, Акила, Фортунат,
 Ахаик, Дионисий Ареопагит, Симеон Нигер.
  Собор 70-ти апостолов празднуется 4/17 января.
 
  СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 года, свод законов Русского государства, составленный на Земском соборе,
 созванном 16 июля 1648. На нем дворяне подали челобитную о составлении Уложения, чтоб вперед по той
 Уложенной книге всякие дела делать и вершить. Для выработки проекта Уложения была создана специальная
 комиссия ( по тем временам приказ) во главе с князем Н. И. Одоевским. В нее входили два боярина, один
 окольничий и два дьяка.
  Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября. Ему предназначалось
 рассмотреть проект Уложения. Собор проходил в широком составе, с участием представителей посадских общин.
 Слушание проекта Уложения проходило на соборе в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и
 Освященный собор; в другой выборные люди разных чинов. Депутаты дворян и посадов оказали большое
 воздействие на принятие многих норм Уложения. 29 января 1649 было закончено составление и редактирование
 Уложения. Внешне оно представляло собой свиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце шли
 подписи участников Земского собора (всего 315), а по склейкам столбцов подписи дьяков. С этого
 подлинного свитка была составлена копия в виде книги, с которой дважды в течение 1649 Уложение было
 напечатано по 1200 экземпляров в каждом тираже.
  Соборное Уложение 1649 явилось новым этапом в развитии юридической техники. Оно стало первым
 печатным памятником русского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых
 площадях и в храмах, о чем обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в
 значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами,
 ведавшими судопроизводством.
  Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объему оно может
 сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Не
 имело себе равных Уложение и в современной ему европейской практике.
 
  СОБОРНОСТЬ, одно из главных понятий Святой Руси, имеющее основу в христианском учении о Церкви,
 которое присутствует в Никейском Символе веры: Верую во святую, соборную и апостольскую церковь .
 Соборность в христианской традиции понимается как церковное единение христиан в любви, вере и жизни.
  Святая Русь в своем развитии придала идее соборности особое значение и универсальность. Наиболее полно
 это понятие раскрыто в трудах А.С. и Д.А. Хомяковых. В вопросах веры, писал А. С. Хомяков, нет различия
 между ученым и невеждой, церковником и мирянином, мужчиной и женщиной, государем и подданным,
 рабовладельцем и рабом, где, когда это нужно, по усмотрению Божию, отрок получает дар видения, младенцу
 дается слово премудрости, ересь ученого епископа опровергается безграмотным пастухом, дабы все было едино в
 свободном единстве живой веры, которое есть проявление Духа Божия. Таков догмат, лежащий в глубине идеи
 собора . Соборность это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и
 органическое единство. Развивая идеи И.В. Киреевского о духовной цельности, Хомяков пишет об особом
 соборном состоянии человека, истинной вере, когда все многообразие духовных и душевных сил человека
 объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к
 творчеству.
  Д.А. Хомяков дает определение соборности, которое продолжает идейную линию русской мысли еще с
 дохристианских времен. Соборность, по его учению, целостное сочетание свободы и единства многих людей на
 основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало
 древнерусскому понятию лад и было неразрывно связано с общинной жизнью русского народа.
  Основной принцип Православной Церкви, писал Д.А. Хомяков, состоит не в повиновении внешней власти, а в
 соборности. Соборность это свободное единство основ Церкви в деле совместного понимания ими правды и
 совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и
 божественной праведности . Главное усилие постижения истин веры состоит в соединении с Церковью на основе
 любви, так как полная истина принадлежит всей Церкви в целом. В Православии человек находит самого себя, но
 себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими
 братьями, со своим Спасителем. Он находит себя в своем совершенстве, или, точнее, находит то, что есть
 совершенного в нем самом, Божественное вдохновение, постоянно испаряющееся в грубой нечистоте каждого
 отдельного личного существования. Это очищение совершается непобедимой силой взаимной любви христиан в
 Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий . Хомяков совершенно справедливо отождествляет принципы
 соборности и общинности как сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу и Его истине и на
 взаимную любовь ко всем, кто любит Бога .
  Соборность есть, на самом деле, единство и, на самом деле, во множестве, поэтому и в Церковь входят все, и в
 то же время она едина; каждый, кто воистину в Церкви, имеет в себе всех, сам есть вся церковь, но и обладаем

<< Пред.           стр. 194 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу