<< Пред.           стр. 196 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу

  СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич (16.01.1853-31.07.1900), философ, поэт, публицист и критик. Сын историка
 С. М. Соловьева. Общий пафос философского творчества Соловьева освобождение человека как от пагубной
 власти индивидуалистических заблуждений, так и антигуманистического давления нуждающегося в
 преобразовании общества.
  В основе всего философского творчества Соловьева лежит стремление к универсальному всеединству,
 достижению цельной жизни на основе цельного знания и цельного творчества . Путь к этому он видел в
 универсальном синтезе философии, науки и религии (опыта, знания и веры).
  Антропологическое учение Соловьева двойственно. Как христианский философ, он считает теоретическую
 потребность частной, одной из многих: У человека есть общая высшая потребность всецелой или абсолютной
 жизни . В сфере личной и общественной нравственности эта потребность удовлетворяется последованием
 Христу . Цель человеческой истории он видит в преображении мира. Но преображение человека и человечества
 Соловьев вопреки христианской традиции понимает магически-натуралистически, призывая к теургическому
 деланию к участию человека в осуществлении божественного Промысла, к превращению мирского царства в
 царство Божие .
  Идея универсального всеединства Соловьева подразумевала подчинение Православия католицизму. Отсутствие
 православного национального сознания толкало Соловьева на утопические проекты соединения Православия и
 католичества в свободную теократию, в рамках которой русский народ должен пойти на самоотречение и
 признать папу главой вселенской церкви . (См. также: Философия русская).
  Д.К.
 
  СОЛОВЬЕВ Сергей Михайлович (5.05.1820-4.10.1879), выдающийся русский историк, академик (1872). Сын
 московского священника. Учился в Московском университете (1838 42), по окончании которого в качестве
 домашнего учителя детей графа А. П. Строганова в 1842 44 побывал за границей, где слушал лекции немецких
 и французских историков и философов в Берлине, Париже, Гейдельберге. С 1845 приступил к чтению курса
 русской истории в Московском университете, защитил магистерскую диссертацию Отношение Новгорода к
 великим князьям , а в 1847 докторскую История отношений между русскими князьями Рюрикова дома . С
 1847 профессор Московского университета.
  С 1851 стал выходить (ежегодно по одному тому) капитальный труд Соловьева История России с древнейших
 времен (до смерти Соловьева вышло 28 томов; 29-й вышел посмертно), доведенный до 1775. Крупным научным и
 общественным явлением стали Публичные чтения о Петре Великом (1872), приуроченные к 200-летию со дня
 рождения Петра I. По своим методологическим воззрениям Соловьев принадлежал к так называемой
  государственной школе , которая считала государство движущей силой исторического развития.
  В 1871 77 Соловьев занимал должность ректора Московского университета. В последние годы жизни
 Соловьев председатель Московского общества истории и древностей Российских . Оставил мемуары Мои
 записки для детей моих, а если можно, и для других .
  В.А.Федоров
 
  СОЛОНЕВИЧ Иван Лукьянович (14.11.1891 - 27.04.1953), русский мыслитель, писатель, журналист и
 общественный деятель. Родился в семье народного учителя в Белоруссии, в родне оба деда и пятеро дядьев были
 священниками. В Гражданскую войну участвовал в Белом движении. В 1920-х жил в Советской России. В 1933
 вместе с братом Борисом и сыном Юрием Солоневича заключили в ГУЛаг в Карелии, откуда все трое в 1934
 бежали в Финляндию.
  Издавал русские газеты в Софии (до 1938; в этот год на него совершено покушение, в результате чего погибла
 жена), в Берлине (до 1941). С 1945 жил в Аргентине (умер в Уругвае). В 1948 начал выпускать газету Наша
 страна , сыгравшую большую роль в объединении русских патриотических сил и в сохранении русского
 национального сознания в эмиграции.
  К числу основных трудов Солоневича следует отнести книги: Народная монархия , Великая фальшивка
 февраля , Диктатура импотентов , Памир , Две силы , Россия в концлагере .
  В к. 1930-х Солоневич разрабатывает учение о народной монархии, изложенное в его главном труде Народная
 монархия (опубл. во время войны). По мнению Солоневича, народная монархия (в отличие от сословной)
 является идеалом русского государственного устройства. Она существовала в России до реформ Петра I и
 характеризовала соединение самодержавия и самоуправления. После свержения большевиков именно она должна
 стать самой эффективной формой государственного устройства России. Никакие мерки, рецепты, программы и
 идеологии, заимствованные откуда бы то ни было извне, неприменимы для русской государственности, русской
 национальности, русской культуры . Русская политическая мысль, по мнению Солоневича, может быть русской
 политической мыслью тогда и только тогда, когда она исходит из русских исторических предпосылок. Отсюда
 вывод: Политической организацией Русского народа на его низах было самоуправление, а политической
 организацией народа в его целом было Самодержавие . Это исключительно русское явление не диктатура
 аристократии под вывеской просвещенного абсолютизма , не диктатура капитала, подаваемая под соусом
  демократии , не диктатура бюрократии, реализуемая в форме социализма, а диктатура совести, диктатура
 православной совести . Предложенное Солоневичем понятие соборная монархия обозначало совершенно
 конкретное историческое явление, проверенное опытом веков и давшее поистине блестящие результаты: это была
 самая совершенная форма государственного устройства, какая только известна человеческой истории. И она не
 была утопией, она была фактом . По справедливому выводу Солоневича, превосходство царской власти
 неоспоримо: Царь есть прежде всего общественное равновесие. При нарушении этого равновесия
 промышленники создадут плутократию, военные милитаризм, духовные клерикализм, а интеллигенция
 любой изм , какой только будет в книжной моде в данный исторический момент . В трудах Солоневича русская
 общественная мысль возвращалась к идее монархии.
  После войны Солоневич разрабатывает программу национального возрождения России на принципах народной
 монархии, которая публикуется в газете Наша страна в форме агитационного материала:
  Нам нужно вести монархическую агитацию.
  Нам нужно знать и то, как ее следует вести, и то, как ее вести не следует.
  Мы анализируем прошлое России, и мы говорим: были такие-то явления, происходившие в таких-то условиях,
 и при наличии этих явлений Россия под эгидой Монархии достигла таких-то результатов. И при ослаблении
 или гибели монархии попадала в такие-то и такие-то катастрофы.
  Мы подводим некий принципиальный фундамент под неоспоримые факты нашего прошлого.
  Мы не строим никаких воздушных замков.
  Мы представительствуем собою политический реализм, и мы боремся против всякого политического утопизма.
  Прежде всего мы что-то строим: строим основное идею Русской Народной Монархии. Строят ее очень
 разные люди: и белорусский крестьянин Иван Солоневич, и сибирский землепроходец Борис Башилов, и
 профессор Борис Ширяев.
  Как и всегда в этом мире случается, некоторые точки зрения не совпадают мы о них слегка спорим. Но
 основное совпадает вполне: Народная Монархия.
  Мы рассеиваем мифы, опутывающие сознание монархической эмиграции, и мы из-под обломков старины
 пытаемся воссоздать тот момент, когда Монархия Российская была ближе всего к ее идеалу.
  Наша задача задача чисто агитационная.
  Или, быть может, миссионерская.
  До России и в России мы должны проповедовать Монархию. Нам навстречу подымется великая волна
 народного инстинкта, народной боли, народных страданий. Подымется и волна народной надежды на лучшее
 будущее.
  Эта волна она будет в этом не может быть никаких сомнений. Но могут быть сомнения окажемся ли
 мы на высоте ..
  Нам, монархистам, остается только один путь, путь демократического завоевания русских масс масс,
 которые к этому завоеванию подготовлены и тысячелетней традицией
  России, и своим национальным инстинктом, и переживаниями послефевральского периода.
  Этот путь не исключает наших стремлений к тому, чтобы будущая Русская Национальная Армия не попала бы
 в руки заговорщиков и утопистов, авантюристов и хамелеонов, чтобы в ней было создано по крайней мере
 монархическое ядро.
  Для того чтобы завоевать общественное мнение России и для того чтобы создавать монархическое ядро в
 Русской Национальной Армии мы все, настоящие монархисты, монархисты для России, а не для карьеры,
 должны честно проанализировать все русское прошлое, без всякой оглядки на то, что скажут эмигрантские
  княгини Марьи Алексеевы .
  Монархическая литература должна иметь в виду не служилые и привилегированные слои старой России, а
 конкретный Русский народ, который жил на Руси Алексея Михайловича, в России Императора Петра Алексеевича
 и в СССР Сталина.
  В России нет и не будет того социального слоя, который так характерен для монархической эмиграции.
  Делайте для Монархии все, что вы только можете сделать: это единственная гарантия против абрамовичей и
 социалистического рая.
  Нужно уметь обороняться и нужно уметь нападать.
  И обороняясь и нападая, нужно по мере возможности ясно знать, чем идея Русской Народной Монархии
 отличается от идеи русской сословной Монархии и от социалистов и от солидаризма.
  Какие доводы имеются в распоряжении противника. Какие доводы являются фальшивкой и какие неоспоримы.
  И как следует справиться с тем и с другим.
  Народная Монархия предназначается для того же, для чего в свое время предназначался Капитал Карла
 Маркса.
  Народная Монархия схема.
  Ее нужно разрабатывать дальше. Ее нужно пропагандировать.
  Слово стало нашим оружием.
  Научитесь им пользоваться. Это зависит от нас. Это зависит от вас.
  Дух народа. Реальная жизнь страны определяется соотношением сил, в нашем русском историческом случае
  моральных сил.
  На стороне сепаратизма никакой реальной силы нет.
  Российская империя выросла главным образом на базе стремления к объединению всех народов этой империи.
  И мы, честные русские политики, морально обязаны предупредить США: если дело дойдет до насилия то
 сила будет на стороне России, и такая сила существует.
  Эта сила ( дух народа) прошла века, и века беспримерных в человеческой истории жертв во имя общего блага
 всех народов Российской Империи.
  Из двухсот миллионов населения России по меньшей мере 190 миллионов за единство страны будут драться, т.
 е. применять силу.
  И основным пунктом любого соглашения должно быть официальное признание государственной суверенности
 России в пределах 1940 года, оставляя все остальные территориальные вопросы компетенции будущего.
  Исторический опыт доказал, что Россия это не империя в римском или британском смысле этого слова. Это
 196 сиамских близнецов, которые срослись в политическом, экономическом, бытовом, культурном и всяком ином
 смысле этого слова.
  Силой в будущей России будет ее сегодняшняя внутренняя эмиграция, а никак не те остатки потонувшего
 мира, которые называют себя монархистами в эмиграции .
  Для меня внутренняя эмиграция означает значительно больше: это не только скрытый внутренний протест, это
 также накопление сил для борьбы.
  Внутренняя эмиграция состоит из очень сильных людей.
  В какой степени сильные люди противоречат сильной Монархии Ни в какой степени. Государь
 Император Николай Александрович был очень сильным человеком, но очень сильным человеком был и П. А.
 Столыпин.
  Сегодняшняя Россия это очень молодая страна, ее люди упорны, закалены, обуяны ненасытной жаждой
 знания.
  Культурный отбор этих людей и будет правящим слоем России, независимо от того, будет ли у нас Монархия
 или республика, или судьба тяпнет нас какой-то новой диктатурой.
  Нравится ли нам это ли не нравится это есть новое поколение. И не только хронологически, но и социально.
  Новое поколение России, закаленное, упорное, жизнеспособное, молодое, ни при каких обстоятельствах не
 позволит пузырям потонувшего мира командовать собою.
  Оно позволит себя убеждать, но как раз этого пузыри делать не умеют.
  Нынешнее советское поколение вышло из иной социальной среды, со всеми политическими,
 психологическими и прочими предпосылками и последствиями.
  С этим поколением эмиграция обязана считаться как с решающим фактором в жизни России.
  Новая Россия будет новой Россией, с новой промышленностью, новым крестьянством, новым пролетариатом,
 новым правящим слоем и с новыми методами управления.
  Россия будет страной чудовищной силы и великой, еще невиданной в истории мира, человечности .
  О. Платонов
 
  СОЛОТЧИНСКИЙ РОЖДЕСТВО-БОГОРОДИЦКИЙ мужской монастырь, Рязанская еп., в окрестностях
 Рязани, близ с. Солотча, при впадении р. Солотчи в Оку. Основан в 1390 Рязанским кн. Олегом, который принял
 тут иноческий сан. Здесь находились два древних образа св. Алексия митрополита и свв. Бориса и Глеба,
 высеченные из камня.
  С. В. Булгаков
 
  СОЛОУХИН Владимир Алексеевич (14.06.1924-4.04.1997), русский писатель и общественный деятель.
 Чувством любви к Родине и болью за ее судьбу проникнуты его повести Владимирские проселки (1957), Капля
 росы (1960), Смех за левым плечом (1984). Одним из первых поднял вопрос о бедственном положении
 крестьян, разоренных социалистическими экспериментами. В книге При свете дня (1992) показал антирусскую
 сущность еврейских большевиков, сознательно моривших голодом русских людей, чтобы заставить их
 подчиниться своей власти. В книге Соленое озеро (1994) вскрыл садизм и патологическую жестокость еврейских
 большевиков в лице одного из ярких их представителей А. Гайдара.
  Солоухину принадлежит заслуга одного из зачинателей общественного движения за сохранение национального
 культурного достояния, исторических памятников и достопамятных мест. В развитии этого движения большую
 роль сыграли его книги Письма из Русского музея (1966), Черные доски (1969), Время собирать камни
 (1980). Солоухин был в числе основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
 (ВООПИК), активным деятелем Русского клуба , а в 1990-е одним из руководителей движения за восстановление
 храма Христа Спасителя.
  В своей последней опубликованной книге (написанной еще в 1970-е) Последняя ступень (1995) остро ставит
 вопрос о еврейском засилье в России, о стремлении иудейских вождей к мировому господству над человечеством.
  Посмертно опубликованы мемуары Чаша (1998).
  О.Платонов
 
  СОЛЬ, вид пищи, используемой самостоятельно и в сочетании с хлебом в качестве оберега. Наиболее активно
 соль используется в свадебных и родильно-крестинных обрядах, а также в народной медицине.
  С солью, которая растворилась в пище, связана ее невидимая, но чрезвычайно значимая для вкусовых
 ощущений часть, как бы смысл, суть пищи ее соль в переносном значении. Приписывание соли функций
 оберега основано на ее материальных свойствах: соль добыта человеком и принадлежит миру культуры,
 способствует консервации продуктов и может быть брошена в лицо вредителю (широко известны формулы-
 обереги типа: Соль тебе в очи, головня тебе в зубы, горшок промеж щек ). В Вологодской губ. женщину после
 родов водили в баню; при этом баба-повитуха терла ей лоб солью и приговаривала: Как эта соль не боится ни
 глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, так ты, раба Божия (имя), не боялась ни опризорищей, ни
 оговорищей , и бросала соль наотмашь. В Белоруссии клали в уши новорожденного соль при крещении, чтобы
 охранить его от нечистой силы.
  По малороссийскому поверью, злой дух боится соли. Во Владимирской губ. думали, что соли опасается леший
 и никогда не подойдет к огню, если в него бросили соль. Кашей без соли угощали и домового в Харьковской губ.
  Пресную пищу готовили подчас в дни похорон и поминальных обрядов. В Черниговской губ. не солили корж,
 который пекли на поминках; на Гродненщине ели на деды лепешки без соли. В Белоруссии на деды варили горох
 без соли; в начале ужина хозяин выливал на стол первую ложку, потом все съедали по ложке и только тогда блюдо
 солили и ели уже все вместе. Кое-где в Малороссии недосаливали хлеб, который собирались отдать на помин
 души, чтобы ей на том свете не было солоно .
  В Страстной четверг заготавливали т. н. четверговую соль. В одних местах ее пережигали в печи, в других
 освящали в церкви, оставляли на ночь на столе или выносили на улицу под звезды. Четверговую соль хранили в
 течение всего года и использовали от сглаза и при лечении самых разных болезней, в том числе детских и
 домашнего скота.
  В обрядах, связанных с рождением ребенка, и на свадьбе соль, как правило, охраняла хлеб и дом в целом от
 воздействия враждебных сил, а при угощении хлебом-солью, символизирующем установление дружеских
 отношений между людьми, придавала этим отношениям оттенок сердечной близости. По сообщению С.
 Герберштейна, русский государь во время обеда посылал гостям со своего стола хлеб и соль: Таким хлебом
 государь выражает свою милость кому-нибудь, а солью любовь. И он не может оказать кому-либо большей
 чести на своем пиру, как посылая ему соль со своего стола . В приворотном заговоре привязанность человека к
 хлебу-соли выступает как образ любовного чувства: Как раба (имя) хлеб-соль любит, так же бы она любила меня,
 раба (имя), отныне и до века . Наконец, соль, как и другие виды пищи, широко применяется в любовной магии,
 причем по признаку солености сближается с человеческим потом. Например, в Новгородской губ. невеста, придя
 в баню, раздевалась и ложилась на полок, чтобы хорошенько вспотеть; крестная мать вытирала ее узелком с солью
 так, чтобы соль намокла от пота; выжимала потную влагу из соли на принесенный в баню пирог, которым кормят
 молодого после венчания, чтобы он любил свою жену, а соль сама невеста клала в горшок со щами, которыми на
 свадебном обеде угощают родных жениха, чтобы ее полюбила вся родня жениха. Гадая о будущем муже, девушка
 ела перед сном пересоленный корж, чтобы во сне к ней явился суженый и попросил напиться; соль, таким образом,
 связывалась с темой любовной жажды. С другой стороны, соленое, как и горькое, противопоставлялось сладкому
 (сохранившийся доныне свадебный обычай кричать Горько! , чтобы молодые подсластили спиртное
 поцелуями).
  Повседневное обращение с солью таит в себе множество опасностей и регламентируется рядом правил и
 запретов. Некоторые из них до сих пор соблюдаются не только в деревенском, но и в городском быту, хотя и
 низведены до полушуточных примет. Если просыплется соль быть ссоре. В этом случае нужно перебросить
 соль или трижды сплюнуть через левое плечо, как бы отгоняя нечистиков . Передавая солонку другому человеку
 за столом, требуется рассмеяться, чтобы с ним не поссориться. Не разрешалось обмакивать хлеб в солонку, ибо так
 поступил Иуда на Тайной вечере и в этот момент по руке в него вошел сатана.
  Свойство солености может получать и негативные характеристики в обрядах и фразеологии (псковское
  солоно неприятно, сесть в соль хлебнуть горя). Во время обеда на крестинах отцу ребенка давали ложку
 сильно подсоленной каши, чтобы он знал, как солоно и горько рожать . Выражение насолить кому-нибудь
 связано по своему происхождению со способами наведения порчи с помощью соли, подброшенной в дом или в
 пищу.
  А.Л. Топорков
 
  СОЛЬ-ИЛЕЦК, город в Оренбургской обл., центр Соль-Илецкого р-на. Расположен в Предуралье, на р.
 Елшанке (бассейн Урала). Население 23,5 тыс. чел.
  Основан в 1754 как крепость Илецкая Защита. В XVI в. на месте современного Соль-Илецка были начаты
 разработки каменной соли у горы Тустеби. В 1745 в Оренбурге учреждено соляное правление, которое в 1828 было
 переведено в Илецкую Защиту. В 1775 крепость была взята Хлопушей, соратником Емельяна Пугачева. В XIX в.
 здесь находилась императорская каторжная тюрьма. С 1865 город Илецк.
 
  СОЛЬВЫЧЕГОДСК, город в Архангельской обл., в Котласском р-не. Расположен на правом берегу р.
 Вычегды (приток Северной Двины). Население 3,9 тыс. чел.
  Известен с XIV в. как поселение у Соленого озера. С XV в. посад Усолье; город с 1492. В н. XVI в. были
 основаны первые соляные варницы. В XVII XVIII вв. Сольвычегодск один из значительных центров русского
 искусства: развивались искусство лицевого шитья (покровы, пелены, плащаницы), чеканка и филигрань; в к. XVII
 в. сформировалась самобытная школа живописной эмали (т. н. усольская эмаль). С н. XVIII в. в связи с закрытием
 соляных варниц и перемещением торговых путей экономическая жизнь Сольвычегодска пришла в упадок.
 
  СОЛЬЦЫ, город в Новгородской обл., центр Солецкого р-на. Расположен на левом берегу р. Шелони (бассейн
 оз. Ильмень). Население 12,8 тыс. чел.
  Впервые упоминается в 1390, когда здесь был заключен мир между Новгородом и Псковом. Город с 1781; был
 известен как центр торговли льном.
 
  СОРОК МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ (ск. ок. 320). Страдания святых 40 мучеников относятся к
 последнему, самому жестокому периоду преследования христиан в Римской империи. Это произошло уже после
 издания Миланского эдикта, которым императоры западной и восточной частей империи св. Константин и
 Ликиний признавали права христиан. Но двоедушный язычник Ликиний вместо этого воздвиг жестокое
 преследование христиан на Востоке. Гонение не обошло и римские войска, в которых в это время служило
 множество христиан. Указ, которым Ликиний повелел жителям восточной части империи принести жертвы
 идолам, достиг и Севастии города в Армении, находившегося тогда под римским правлением. Среди других
 войск был особый отряд из сорока человек, отличавшийся особым мужеством в боях. Велико же было негодование
 римского военачальника, когда именно эти сорок воинов отказались поклониться идолам и засвидетельствовали
 верность Христу. Претерпев муки и заключение в темнице, свв. воины были ввержены в ледяное озеро. Для
 искушения их твердости на берегу была растоплена баня. Но только один из воинов не выдержал муки и побежал
 греться. Один из стражников, следивший за мучениками, взглянул на небо и увидел над страдающими венцы:
 только одного не хватало до сорока. Потрясенный, он исповедовал себя христианином перед другими
 стражниками и, войдя в ледяное озеро, восполнил число мучеников до сорока. Военачальник, надеявшийся
 увидеть свв. воинов замерзшими к утру, нашел их живыми. Тогда он велел сокрушить им голени так в муках
 они и приняли смерть за Христа.
  На Руси день Сорока Мучеников назывался просто Сороки. О нем говорили: Во что Сороки, в то и Петроки .
 На основании слова сорок простой люд привязывал к дню памяти сорока мучеников множество разнообразных
 обычаев и поверий. Так, например, крестьяне верили, что на Сорок Мучеников прилетают из-за моря сорок птиц.
 На Сороки сорока кладет на гнездо сорок палочек. В старину в Малороссии на день Сорока Мучеников был у
 школьников обычай приносить своему учителю по сорок бубликов. В Западной Руси на день Сорока Мучеников
 сельские девицы, приплясывая, переламывают сорок досок и разрывают сорок небольших шнурков. Здесь же
 водится обыкновение приготовлять на этот день галушки из теста, бросать в горячую воду, и потом всякий член
 семейства съедает их по сорока. На Сороки мальчики сельские выбегают рано босые на двор и стараются
 перебросить через кровлю сорок щепок и т.п. Число сорока мучеников имеет особенное значение и у других
 народов. Болгары пьют в честь Сорока Мучеников сорок чаш вина и пекут кравайче. Греки верили, что Сорок
 Мучеников приводят с собою весну. Во многих местах на Руси на день Сорока Мучеников приготовлялись
 печения в виде жаворонков, прилетом своим к этому времени предвещающих наступающую весну. Эти печенья
 обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на
 торгу.
  Память 40 мученикам, в Севастийском озере мучившимся, отмечается 9/22 марта.
 
  СОРОКА-РОСИНСКИЙ Виктор Николаевич (13/25.11.1882 4.10.1960), русский педагог, психолог,
 публицист. В 1906 17 опубликовал множество работ, посвященных проблемам воспитания и обучения, в которых
 отстаивал идею народности в образовании, связь учебы с производительным трудом, с традициями устного
 народного творчества. Наиболее значительное из них Путь русской национальной школы (1916). В ней он
 выступил против космополитизма тогдашнего российского образования, который считал преступлением перед
 народом. Сорока-Росинский призывал к строительству подлинно русской национальной школы, выражающей
 волю нации, ратовал за национально-патриотическое воспитание возрастающих поколений, основанное на великих
 культурных традициях прошлого и на великих целях будущего, т. к. нация, отказавшаяся от великих целей, от
 несбыточной мечты, перестает быть великой нацией, перестает жить, ибо для нее жить означает быть готовой на
 жертвы и подвиг .
  В 1920 возглавил школу им. Ф. М. Достоевского для трудновоспитуемых детей (всемирно известную
  Республику Шкид ). Проявил себя как выдающийся педагог. Выработал и сформулировал принципы новой
 педагогики коллектива: самодеятельность, самоуправление, учеба как творческий труд и др. Свой опыт описал в
 незаконченной работе Школа им. Достоевского .

<< Пред.           стр. 196 (из 245)           След. >>

Список литературы по разделу