<< Пред. стр. 198 (из 245) След. >>
Христова этими двумя блюдами соединяли воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Вспомним, что исмирна, которую волхвы принесли в дар новорожденному Христу, также знаменовала смерть Христову. Сено или
солома, которыми устилался стол и прилавок, напоминали собою те ясли, в которых положен был Спаситель.
Наши предки старались Рождественский сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности.
Так, царь Алексей Михайлович накануне Рождества Христова рано утром ходил тайно в тюрьмы и богадельни,
раздавал там щедрую милостыню; он делал такие же подаяния на улицах нищим и разного рода бедным. Вместе с
указанными благочестивыми обычаями у наших предков совершались и такие обряды, которые были остатком
дохристианской древности. Так, например, в Стоглаве говорится, что в навечерии Рождества Христова... мужи и
жены и дети в домах по улицам отходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сатанинскими и
многими видами скаредными . Нет сомнения, что эти беснования и игры были остатками празднества языческой
Коляды, празднества, которое с разными пиршествами и весельем совершалось 24 и 25 декабря. В к. XVII ст. патр.
Иоаким сильно восставал против этого празднества и даже указом своим запрещал скверные и бесовские действия
и игрища, которые совершались в Москве и других городах в навечерие Рождества Христова.
И.П. Калинский
СОЮЗ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ( Русский народный союз имени Михаила Архангела ), русская
монархическая организация, возникшая в начале 1908 в результате выхода из Союза Русского Народа ряда
общественных деятелей во главе с В.М. Пуришкевнчем.
Основным органом Союза была избираемая на съездах на три года Главная палата из 14 членов. Союз имел
свои ячейки во многих городах России (особенно крупные организации в Москве, Одессе, Киеве).
Союз выступал за сохранение исторических устоев России Православия и Самодержавия, боролся за
лишение избирательных прав иудеев и ограничение представительства Польши и Кавказа.
Вместе с тем Союз поддерживал существование Государственной Думы и одобрял Столыпинскую реформу,
направленную на уничтожение крестьянской общины.
Союз выпускал газету Колокол , еженедельники Прямой путь и Зверобой , распространял книги и
брошюры, проводил собрания, чтения, беседы, массовые кампании по разоблачению иудейских и либерально-
масонских интриг.
О.П.
СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ , объединение русских художников (1903 23). Создан бывшими
передвижниками и членами Мира искусства , объединившимися в 1901 на Выставке 36 художников .
Первоначально включал московских (А.Е. Архипов, A.M. Васнецов, С.А. Виноградов, С.Ю. Жуковский, С.В.
Иванов, К.А. Коровин, С.В. Малютин, В.В. Переплетчиков, П.И. Петровичев, А.А. Рылов, А.С. Степанов, Л.В.
Туржанский, К.Ф. Юон и др.) и петербургских живописцев (А.Н.. Бенуа, М.В. Добужинский, К.А. Сомов и др.).
Стилистическое единство Союз русских художников приобрел после выхода из него в 1910 из-за творческих
разногласий группы петербургских художников. Для творчества основного ядра Союза русских художников
(преимущественно пейзаж и бытовой жанр) характерны интерес к родной природе и самобытным чертам русской
народной жизни, декоративность живописной манеры, основанные на эффектах свето-воздушной среды, иногда
тяготение к импрессионизму. Союз русских художников организовал 18 выставок в Москве, Петербурге, Киеве,
Казани.
СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА , массовая патриотическая организация. Возникла в октябре 1905 в
Петербурге для борьбы с революционным движением, иудейским и либерально-масонским подпольем. Основатель
Союза врач А.И. Дубровин (председатель Главного Совета). Союз объединил наиболее сознательную,
национально мыслящую часть русского народа горожан, помещиков, интеллигенцию. В патриотической
деятельности Союза Русского Народа принимали участие выдающиеся общественные и государственные
деятели, ученые, писатели, люди искусства. Среди них сам царь Николай II, свв. Иоанн Кронштадтский и
будущий патр. Тихон, архим. Антоний (Храповицкий), протоиер. Иоанн Восторгов, протоиер. Михаил Алабовский,
архим. Почаевской лавры Виталий (Максименко), архим. М. Гневушев; государственные деятели (министры,
члены Государственного Совета и Государственной Думы) И.Г. Щегловитов, Н.А. Маклаков, А.А. Римский-
Корсаков, кн. А.А. Ширинский-Шихматов, Н.П. Муратов, Е.К. Климович, кн. В.М. Волконский, А.С. Стишинский;
ученые: академики Д.И. Менделеев и А.И. Соболевский, профессора Б.В. Никольский, А.В. Стороженко, А.С.
Вязигин, Д.И. Иловайский, В.Ф. Залесский, С.В. Левашов, Ю.А. Кулаковский, И.П. Сазанович; С.Ф. Шарапов, И.Е.
Забелин, Г.В. Бутми, А. Фролов, Г.Г. Замысловский, Л.А. Балицкий, А.С. Будилович; писатели и публицисты: С.А.
Нилус, В. В. Розанов, Л.А. Тихомиров, М.О. Меньшиков, П.Ф. Булацелъ, К.Н. Пасхалов, П.А. Крушеван, Н.Д.
Жевахов, Н.Д. Тальберг, И.И. Дудниченко, А.П. Липранди, А. Муратов, Н.Д. Облеухов, В.А. Балашов, Н.П. Тих-
менев, С.А. Кельцев, Д.Е. Куделенко, М.А. Орфенов ( Рязанец ), С.К. Глинка-Янчевский; художники: В.М.
Васнецов, М.В. Нестеров, П.Д. Корин. В Совет Союза входили Н.Е. Марков, А.И. Коновницын, Э.И.
Коновницын, Е.Д. Голубев, А.И. Трищажный, В.М. Пуришкевич, Б.В. Никольский, И.О. Оборин, С.И.
Трищажный, А.А. Майков, В.А. Андреев, С.Д. Чекалов, Е.А. Полубояринова. Членами Союза могли быть только
природные русские вне зависимости от пола, возраста, сословий и состояния, но обязательно христиане
православные, единоверцы, старообрядцы. Вступление в члены Союза лиц некоренного русского
происхождения и инородцев могло быть разрешено по единогласному постановлению членов руководящего
Союзом Совета. Категорически запрещался прием в Союз евреев, даже в том случае, если они принимали
христианство.
Верховной целью Союза было развитие национального русского самосознания и прочное объединение
русских людей всех сословий и состояний для общей работы на благо Отечества России единой и неделимой. В
программе Союза провозглашалось, что благо Родины в незыблемом сохранении Православия, русского
неограниченного Самодержавия и Народности. Русский народ, говорилось в программных документах Союза ,
народ православный, а потому Православной Христианской Церкви, которая, по мнению членов Союза ,
должна быть восстановлена на началах соборности и состоять из православных, единоверцев и воссоединенных с
ними на одинаковых началах старообрядцев, должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в
государстве положение. Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено Церковью и оправдано
историей; самодержавие в единении царя с народом.
В документах Союза специально подчеркивалось, что члены Союза не отождествляют царскую власть и
современный бюрократический строй, который заслонил светлую личность русского царя от народа и присвоил
себе часть прав, составляющих исконную принадлежность Русской самодержавной власти. Именно этот
бюрократический строй привел Россию к тяжелым бедствиям и потому подлежит коренному изменению.
При этом члены Союза стояли на той точке зрения, что изменения действующего строя должны совершаться
не путем ограничения прав царской власти в форме каких бы то ни было конституционных или учредительных
собраний, а посредством создания Государственной Думы как органа, осуществляющего связь между державной
волей царя и национальным сознанием народа. Причем Государственная Дума не должна пытаться ограничить
верховную царскую власть, а обязана правдивым осведомлением о действительных нуждах народа и государства
помогать царю верховному законодателю осуществлять назревшие преобразования во благо русскому
народу. Для этого Государственная Дума должна быть чисто совещательной и национально русской.
Важно подчеркнуть, что Союз Русского Народа , говоря о Государственной Думе, вкладывал в нее значение
чисто русской организации Земского Собора. Думу, которая существовала в 1906 07, Союз Русского Народа
считал чужеродной и не признавал; свое присутствие в Государственной Думе, руководство которой осуществляли
преимущественно масоны, русские патриоты рассматривали как работу в стане врага, считая необходимым
упразднение этой чужеродной России организации и создание на ее месте представительного органа русского духа
Земского Собора.
В документах Союза Русского Народа проводится мысль о господствующем значении русского народа в
строительстве, развитии и сохранении государства.
Русской народности (объединяющей великороссов, белорусов и малороссов), собирательнице земли Русской,
создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной
жизни и в государственном строительстве. Все учреждения Российского государства объединяются в прочном
стремлении к неуклонному поддержанию величия России и преимущественных прав русской народности, но на
строгих началах законности, дабы множество инородцев, живущих в нашем Отечестве, считали за честь и благо
принадлежать к составу Российской Империи и не тяготились бы своей зависимостью .
По земельному вопросу Союз Русского Народа стоял на позиции расширения крестьянского землевладения
на началах неприкосновенности земельной собственности.
Союз предлагал целый ряд мероприятий для улучшения положения крестьян, в том числе:
1) уравнение имущественных и семейных прав крестьянского и прочих сословий, не принимая при том никаких
насильственных мер ни против общины, ни против иных местных бытовых особенностей устройства крестьян;
2) передача земли малоземельным крестьянам на выгодных для них условиях и по доступным ценам, в том
числе путем покупки за счет государства у частных владельцев;
3) увеличение помощи переселенцам для переезда на новые места;
4) создание государственных зернохранилищ для покупки крестьянского хлеба и выдачи под него ссуд;
5) учреждение и развитие мелкого государственного сельского кредита для поддержки мелких
землевладельцев;
6) создание условий для облегчения крестьянам приобретения скота и улучшения сельскохозяйственных
орудий.
По рабочему вопросу Союз Русского Народа стремился всеми мерами способствовать облегчению труда и
улучшению быта рабочих, сокращению рабочего дня, страхованию рабочих на случай смерти, увечий, болезни и
старости. Союз настаивал на необходимости организации Русского государственного промышленного банка с
целью облегчения образования рабочих и промышленных артелей и товариществ и снабжения их дешевыми
продуктами.
Свою программу деятельности Союз Русского Народа имел в области народного хозяйства. Здесь он ставил
своими задачами всеми мерами способствовать развитию русской торговли и промышленности, освобождению их
от иностранной зависимости и засилья евреев и переводу в русские руки. В числе главных экономических
мероприятий, предлагаемых Союзом , в частности, значились:
увеличение количества денежных знаков путем уничтожения золотой валюты и введения национального
кредитного рубля;
освобождение русских финансов из подчинения иностранным рынкам;
организация русских капиталистов на борьбу с еврейским и иностранным капиталом, чтобы вызвать приток
государственных капиталов на арену борьбы русских предпринимателей с еврейскими и иностранными;
уничтожение частных земельных банков, служащих эксплуатации населения, и образование
общегосударственного земельного банка;
создание такой хозяйственной системы, при которой все без исключения государственные заказы
исполнялись бы в России, а не за границей и чтобы на промышленные и мореходные предприятия, получающие
государственную поддержку, не допускались бы иностранцы;
упорядочение внешней торговли посредством учреждения русских арбитражных комитетов и
посреднических контор.
Союз Русского Народа требовал введения бесплатного всеобщего народного образования, и прежде всего
земледельческого и ремесленного. Школа в России должна быть национально русской и воспитывать юношество в
духе православных христианских начал: любви к Царю, Отечеству и преданности долгу.
В части осуществления русского порядка Союз ставил себе задачу добиваться всеми возможными методами
устранения служебного произвола, судебной волокиты и восстановления правосудия.
Союз настаивал на введении смертной казни за преступления против государства и человеческой жизни, а
также за грабеж; недозволенное приготовление, хранение, перевозку, ношение и употребление взрывчатых
веществ и снарядов революционерами; укрывательство террористов-боевиков; насильственное снятие с работ и
закрытие промышленных и торговых заведений; порчу мостов, путей и машин с целью прекращения движения или
остановки работы; вооруженное сопротивление властям и революционную пропаганду в войсках.
Союз Русского Народа , признавая, что русский суд находится иногда под влиянием евреев и благодаря этому
весы правосудия пристрастно наклоняются в их пользу, брал на себя обязательство отстаивать интересы русского
правосудия и русского народа на суде.
Союз настаивал на том, чтобы в судебном ведомстве прекратились случаи покровительства революции.
Поэтому члены Союза настаивали на устранении от должности тех чинов судебного ведомства, которые
принимали участие в политических партиях, враждебных Православию, Самодержавию и Русской народности.
Особое значение Союз Русского Народа придавал решению так называемого еврейского вопроса.
Евреи, отмечалось в 1906 в одном из документов Союза , в течение многих лет, и особенно в
последние два года, вполне высказали непримиримую ненависть к России и ко всему русскому, свое невероятное
человеконенавистничество, свою полную отчужденность от других народностей и свои особые иудейские
воззрения, которые под ближним разумеют одного только еврея, а в отношении христиан допускают всякие
беззакония и насилия, до убийств включительно.
Как известно и как заявляли неоднократно сами евреи в своих манифестах и прокламациях, переживаемая
нами смута и вообще революционное движение в России с ежедневными убийствами десятков верных долгу и
присяге слуг Царя и Родины, все это дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги.
Русский народ, сознавая все это и имея полную возможность, пользуясь своим правом хозяина земли Русской,
мог бы в течение одного дня подавить преступные желания евреев и заставить их всех преклониться перед его
волей, перед волей державного хозяина земли Русской, но, руководствуясь высшими задачами христианского
вероучения и слишком сознавая свою силу для того, чтобы отвечать им насилием, избрал другой путь для решения
еврейского вопроса, являющегося одинаково роковым вопросом для всех цивилизованных народов .
Чтобы решить еврейский вопрос мирным путем, Союз Русского Народа предлагает способствовать
организации еврейского государства в Палестине и всячески помогать евреям переселиться в свое государство .
Руководствуясь этим и веря в успешное осуществление данного проекта, идущего навстречу желанию самих
евреев, Союз Русского Народа полагал, что поспешность осуществления этой задачи несомненно бы отразилась
на нормальном выполнении евреями их гражданских обязанностей в странах, оказавших им гостеприимство, во
вред народам, среди которых они живут.
А потому Союз Русского Народа обязал своих представителей в Государственной Думе требовать, чтобы все
проживающие в России евреи были немедленно признаны иностранцами, но без каких бы то ни было прав и
привилегий, предоставляемых всем прочим иностранцам. Такая мера в связи с другими ограничительными
мерами, несомненно, поддержала бы энергию евреев в деле скорейшего переселения в собственное государство и
обзаведения собственным хозяйством.
Союз Русского Народа настаивает на введении целого ряда ограничений для евреев. С трибуны
Государственной Думы члены Союза требуют следующего:
1. Чтобы евреи не могли быть допущены ни в армию, ни во флот, ни военнослужащими, ни по вольному найму,
ни в интендантство. Чтобы евреи не могли быть военными врачами, фельдшерами и фармацевтами. (С другой
стороны, справедливо и необходимо заменить для евреев отбывание воинской обязанности денежной;
непрерывное же поступление этой денежной повинности возложить на еврейское население с круговой порукой).
2. Немедленного восстановления строгой черты еврейской оседлости в прежних пределах, с предоставлением
подлежащим обществам, входящим в черту оседлости, права делать постановления о недопущении евреев в свои
пределы, а равно и о выселении из них.
Отмены всех законов, расширяющих черту оседлости евреев, дабы были восстановлены законы, действовавшие
по ограничению евреев до 1903 года.
Отмены привилегий для евреев по образованию, ремеслам, предоставляющих им право повсеместного
жительства.
Воспрещения евреям проживать и пребывать в портовых городах.
3. Недопущения евреев во все учебные заведения, где обучаются дети христиан, и лишения их права
основывать учебные заведения высшие и средние.
Воспрещения евреям быть преподавателями и начальниками (директорами, инспекторами и т. п.) в казенных,
общественных и частных учебных заведениях.
Воспрещения евреям быть домашними и сельскими учителями (воспрещение это распространяется и на
евреек).
4. Недопущения евреев на государственные и общественные службы.
Воспрещения евреям получать какие бы то ни было концессии и участвовать в каких бы то ни было
общественных и казенных подрядах и поставках.
Воспрещения евреям быть судовладельцами и судоводителями и вообще службы в торговом флоте и на
железных дорогах.
Воспрещения евреям принимать участие в выборах в общественные учреждения и самоуправление, а равно
иметь в оных своих представителей по назначении административной власти.
5. Недопущения евреев под каким бы то ни было видом в Государственный Совет и Государственную Думу, ни
к выборам в оные.
6. Воспрещения содержать аптеки и аптекарские магазины, быть провизорами, управлять и служить в оных.
Воспрещения евреям производить торговлю медикаментами и медицинскими продуктами.
7. У евреев, уличенных в участиях в революционных действиях, конфискации всякого имущества, каковое
поступает в казну.
8. Недопущения евреев ни в редакторы, ни в издатели периодических изданий.
Воспрещения евреям иметь книжные магазины, типографии, литографии.
9. Воспрещения евреям иностранным подданным пребывать в России.
Союз Русского Народа предлагал еврейским организациям оказать даже материальную поддержку, чтобы
ускорить процесс переселения евреев в Палестину. Представители Союза обращались к правительству с
просьбой войти в сношение с иностранными правительствами о всяческом содействии евреям в переселение.
Идеи Союза Русского Народа приобрели широкую популярность.
В короткий срок Союз превратился в самую большую партию в России с собственной газетой Русское
знамя (выходила с ноября 1905). Делая упор на массовую просветительскую работу путем открытия школ,
устройства чтения, собраний, бесед, распространения книг и брошюр, издания своих газет и журналов, Союз
вместе с тем превратился в активную, наступательную политическую силу. Для борьбы с революционерами члены
Союза объединяются в вооруженные дружины, участвуют в подготовке выборов в Государственную Думу и
органы местного самоуправления. Союз участвует в строительстве церквей, открывает больницы и приюты,
дома трудолюбия, учреждает кассы взаимопомощи и промышленно-сберегательные товарищества для
материальной поддержки своих членов.
К концу 1907 Союз Русского Народа насчитывал около 400 местных отделений, половина которых
приходилась на сельскую местность. Число членов Союза доходило до 400 тыс. человек, но это был только
патриотический актив. Общее число русских людей, связанных с деятельностью Союза Русского Народа ,
составляло не менее 2 млн. человек.
В 1908 10 Союз Русского Народа разделился на три самостоятельные патриотические организации: Союз
Михаила Архангела (под руководством В.М. Пуришкевича), Союз Русского Народа (под руководством Н.Е.
Маркова) и Всероссийский дубровинский Союз Русского Народа .
О. Платонов
СПАС-КЛЕПИКИ, город в Рязанской обл., центр Клепиковского р-на. Расположен в центральной части
Мещёрской низменности, на р. Пре (приток Оки). Население 7 тыс. чел. Известен с XVI в. как с. Клепики, позднее
Спас-Клепики. Во 2-й пол. XVII в. торговое село с полотняной фабрикой на оживленном Касимовском
тракте; к сер. XIX в. в населенных пунктах, расположенных близ Спас-Клепиков, значительное развитие получило
производство ваты (из отходов хлопкопрядильных и ткацких фабрик Московской и Владимирской губерний), а
также льняной пакли.
СПАСА-НЕРЕДИЦЫ церковь под Новгородом, построена в 1198, разрушена немецкими оккупантами и ныне
восстановлена. Небольшой храм поражает мощью и монументальностью. Его внутреннее пространство,
погруженное в полумрак, кажется сдавленным толстыми стенами, тяжелыми и массивными столбами,
нависающим над головой бревенчатым накатом хоров. В интерьере церкви прежде сохранялась древняя живопись.
СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ НА БОРУ собор, в Московском Кремле, древнейший каменный храм в Москве,
построенный в 1330 Иоанном I Калитой, западный притвор и северо-западный верхний придел пристроены в 1350
Симеоном Гордым. В к. XVIII в. храм был разобран и вновь сложен из кирпича в прежних формах под рук. М. Ф.
Казакова. Разрушен еврейскими большевиками в 1932.
СПАСИТЕЛЬНИЦА УТОПАЮЩИХ (Леньковская), чудотворная икона Пресвятой Богородицы.
Находилась в церкви с. Ленькова, в 8-ми верстах от Новгород-Северска, на берегу Десны. В этом месте, против
самой горы, где стоит церковь, на Десне находится водоворот, в котором часто гибли огромные барки. Тут явилась
икона Пресвятой Богородицы (1751). С того времени пловцы, подъезжая к Ленькову, обыкновенно стали
останавливаться, чтобы совершить молитву пред чудотворною иконою о своем помиловании, и с того времени тут
несчастия сделались весьма редкими.
Празднуется 20 декабря/2 января.
Прот. И. Бухарев
СПАСО-АВРААМИЕВ мужской монастырь, Смоленская еп., в Смоленске. Основан в н. XIII в. В 1610
разорен поляками; в 1658 возобновлен; в 1812 пострадал от французов. В монастыре почивали мощи прп.
Авраамия Смоленского (ск. 1221). В 1-е воскресенье после 21 августа совершался крестный ход из монастыря на
место первоначальных подвигов прп. Авраамия, с. Богородицкое.
С.В. Булгаков
СПАСО-АНДРОНИКОВ мужской монастырь, Московская еп., на берегу р. Яузы, в Москве на Андрониевой
площади. Основан около 1360 иждивением св. митр. Алексия и трудами св. Андроника, ученика прп. Сергия.
Поводом к построению обители было чудесное спасение святителя от угрожающей ему гибели в волнах Черного
моря. Возвращаясь из Царь-града в 1354, святитель испытал на море страшную бурю, грозившую потопить
корабль и всех бывших на нем. Видя большую опасность, свт. Алексий, вместе со своими спутниками, обратился с
горячею молитвою к Богу об избавлении от опасности и дал обет устроить монастырь в честь святого или
праздника того дня, в который благополучно пристанет к берегу. Господь услышал молитву и спас всех от верной
гибели. Корабль пристал к берегу 16 августа, почему свт. Алексий и решил построить монастырь в честь
Нерукотворного Спаса. Будучи в Константинополе в другой раз в 1356, святитель приобрел там для будущего
монастыря чудотворный образ Нерукотворного Спаса. За помощью по делу о сооружении монастыря св. Алексий
обратился к прп. Сергию. Прп. Сергий избрал из братии своего монастыря инока Андроника, который и исполнил
желание святителя. Вскоре прп. Андроником был устроен во имя Нерукотворного Образа храм, который
торжественно был освящен свт. Алексием в 1360. В годины испытаний, пережитых Москвою, обитель
подвергалась разорению со стороны татар, ляхов и французов. Соборный храм во имя Нерукотворного Спаса,
построенный в н. XV в. на месте созданного прп. Андроником, был расписан иноками того же монастыря: св.
Андреем Рублевым и Даниилом Черным; оба они погребены в монастыре; кисти Рублева принадлежали и многие
иконы иконостаса (не сохр.). Здесь находился оставшийся целым и невредимым с самого основания монастыря
Нерукотворный Образ Спасителя, привезенный св. Алексием из Царьграда и украшенный богатою ризою. В
монастыре покоились под спудом мощи прп. Андроника и в той же раке мощи св. Саввы. Колокольня монастыря
представляла собою одно из самых высоких и величественных сооружений Москвы. На месте, где простился с прп.
Андроником посещавший монастырь прп. Сергий, была устроена часовня.
С.В. Булгаков
СПАСО-БОРОДИНСКИЙ женский монастырь, Московская еп., в Можайском у., на Бородинском поле, в 4
верстах от с. Бородина. Основан в 1838 вдовой генерал-майора А. А. Тучкова М.М. Тучковой (впоследствии
игумения Мария), в поминовение мужа ее, павшего на сем месте в битве Бородинской. Здесь находилась
местночтимая икона Нерукотворного Спаса, которая принадлежала Ревельскому полку, бывшему под командой
убитого Тучкова. Ежегодно 27 августа в монастырь совершался крестный ход из Бородина. При монастыре
школа, больница, богадельня.
С.В. Булгаков
СПАСО-ВИФАНСКИЙ мужской монастырь, Московская еп., в окрестностях Св.-Троицкой Сергиевой лавры.
Устроен в продолжение 1783 87 митр. Платоном. Его стараниями здесь построен был двухэтажный каменный
храм: верхний в честь Преображения Господня, а нижний в воспоминание Воскрешения Праведного Лазаря,
почему и место монастыря названо Вифанией. Внутри храма Преображения сделана искусственная гора,
наподобие горы Фаворской, и на вершине ее алтарь с круглым резным иконостасом, украшенным цветными
стеклами и позолотой. По обеим сторонам горы устроены лестницы, которые вели к южным и северным дверям